Управление войсками в критической ситуации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1986, стр.14-21

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Управление войсками в критической ситуации

Полковник в отставке В. П. САВЕЛЬЕВ,

кандидат военных наук, доцент

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт свидетельствует, что критическая ситуация в зависимости от масштаба военных действий принимала стратегический, оперативный или тактический характер. В современных операциях в связи с оснащением армий мощными средствами поражения возникновение чрезвычайно острой обстановки будет частым явлением. Потому особую актуальность приобретает изучение причин возникновения таких ситуаций и опыта управления войсками в столь сложной и трудной обстановке.

Наиболее общими причинами критических ситуаций могут быть: резкое изменение обстановки; нарушение создавшегося баланса сил; нанесение противником внезапного, ошеломляющего удара; несоответствие принятого решения на операцию (сражение, бой) сложившейся обстановке; потеря управления войсками (силами); падение уровня морально-боевых качеств личного состава и т. д.

Чаще всего кризисные явления в ходе операций возникали в результате резких, неожиданных изменений обстановки в пользу противника. Иногда это ставило наши войска на грань срыва выполнения боевых задач. В конечном счете резкие изменения обстановки были следствием двух причин: недостаточной организаторской работы при подготовке операции или слабого реагирования на изменения обстановки в ходе операции. Так, при проведении Берлинской операции атакующий эшелон войск 1-го Белорусского фронта после мощной огневой подготовки, продвинувшись на 1,5-2 км (32-й стрелковый корпус - на 8 км) и встретив на Зееловских высотах сильное сопротивление врага, резко снизил темпы продвижения и втянулся в затяжные бои. Возникла критическая ситуация. «К 13 часам, - вспоминал маршал Г. К. Жуков, - я отчетливо понял, что огневая система обороны противника здесь в основном уцелела, и в том боевом построении, в котором мы начали атаку и ведем наступление, нам Зееловских высот не взять». Даже ввод в сражение во второй половине дня 16 апреля 1945 года двух танковых армий не принес успеха. И только лишь после дополнительно проведенной тщательной организации боевых действий командирами всех степеней, налаживания более тесного взаимодействия сил и средств и их перегруппировки кризис был преодолен. Потребовалась поистине железная воля Г. К- Жукова, огромные усилия всего командно-политического состава фронта, чтобы в кратчайший срок переломить обстановку и обеспечить стремительное развитие наступления. Войска к исходу 19 апреля прорвали оборону противника на глубину 30 км и устремились к Берлину. Этот пример позволяет отчетливо видеть как причины создавшейся ситуации (недооценка противника при организации его огневого поражения), так и пути выхода из создавшегося положения (дополнительная организация боевых действий в оперативном и тактическом звеньях).

Критическая ситуация нередко возникала и в результате коренного изменения в соотношении сил сторон на решающих направлениях. В этом плане весьма характерен первый период битвы под Курском. Немецко-фашистскому командованию удалось добиться превосходства в силах и средствах на избранных направлениях наступления своих ударных группировок. Однако советское командование, располагая мощной стратегической группировкой на этом участке фронта и искусно наращивая удары, добилось сначала паритета, а затем и внушительного превосходства на направлениях главных ударов врага. В результате этого отчаянные попытки гитлеровцев преодолеть нашу оборону не увенчались успехом. Командование вермахта уже на 5-й день начало испытывать стратегическое перенапряжение сил, а на 7-й день оказалось в критической, а точнее, катастрофической ситуации, что и предрешило крах гитлеровского наступления на Курск.

Не менее значительной причиной критической ситуации являлось нанесение противником мощного внезапного удара. Так, во второй половине декабря 1944 года в Арденнах командование 1-й американской армии было уверено, что немецко-фашистские войска не располагают здесь силами, способными вести крупные наступательные действия. 16 декабря внезапный удар трех немецких армий (6-й СС и 5-й танковых, 7-й полевой) сразу же поставил войска 1-й американской армии в критическое положение. Они, не оказывая сопротивления, начали беспорядочный отход. «...По всем дорогам, - писал очевидец, - ведущим на запад, бежали сломя голову американцы». Паника затрудняла переброску войск, парализовывала боеспособность частей, исключала организованное руководство ими. К 25 декабря немецко-фашистские войска продвинулись на 90 км. И только лишь переход в наступление советских войск на советско-германском фронте на восемь дней ранее намеченного срока заставил гитлеровское командование прекратить наступление на Западе.

Анализ всех успешно проведенных советскими войсками наступательных операций показывает, что в большинстве случаев они начинались для противника внезапно, чем облегчался разгром его группировок. Так было в битвах под Москвой и Сталинградом и почти во всех других крупнейших наступательных операциях Советской армии в 1943-1945 годах.

В современных условиях возможности сторон по нанесению внезапных ударов еще более возросли, что делает этот фактор одним из основных в развитии боевой обстановки и вызревании критических ситуаций.

В годы минувшей войны критическое положение нередко возникало как следствие принятия командованием решения, не отвечающего сложившейся обстановке. Так, в феврале - марте 1943 года в результате недооценки возможностей противника войска Юго-Западного и Воронежского фронтов, сильно ослабленные в предыдущих наступательных боях и испытывавшие большой недостаток в боеприпасах и горючем, продолжали вести огульное наступление. Командующие фронтами и Ставка Верховного Главнокомандования ошибочно считали, что гитлеровцы решили отвести свои главные силы из Донбасса за Днепр. Поэтому все силы этих фронтов нацеливались только на наступление. Между тем противник, скрытно создав ударные группировки в районах Краснограда и южнее Красноармейское, 19 февраля внезапно перешел в контрнаступление против войск Юго-Западного фронта, нанося удары по сходящимся направлениям. В результате его основные силы, ранее угрожавшие флангу и тылу группы армий «Дон», оказались сами в критической ситуации.

Иногда критическая ситуация возникала вследствие полного нарушения системы управления в решающие периоды развития боевых действий. Штабы, потеряв основные связи с подчиненными войсками, не могли выяснить их состояние и положение, не имели возможности своевременно воздействовать на изменение обстановки, в которой они оказались. Примером тому является Керченская операция Крымского фронта. 8 мая 1942 года противник внезапно перешел в наступление на керченском направлении, предварительно обрушив мощный удар авиации по заранее выявленным пунктам управления и узлам связи. Была парализована связь в оперативном звене. Подвижные средства оказались малоэффективными. В создавшейся обстановке приказы и донесения либо вовсе не доходили до адресатов, либо с таким опозданием, что теряли всякий смысл. К концу первого дня немецкого наступления штаб фронта фактически не знал обстановку на левом крыле. Вполне понятно, что войска, оказавшиеся без управления, не смогли проявить должной стойкости в сложившейся для них критической ситуации и вынуждены были отходить.

В современных условиях, как показывает опыт локальных войн, возможности по нарушению управления войсками еще более возросли. Например, в войне 1973 года вооруженные силы Сирии сумели завоевать и удерживать в первые дни боевых действий господство в эфире в оперативно-тактическом звене. Они весьма успешно дезорганизовали работу системы разведки и управления сухопутными войсками, ПВО и авиацией Израиля.

Для поражения пунктов управления и узлов связи стороны в локальных войнах широко использовали новейшие средства РЭБ, различные управляемые ракеты и авиабомбы с телевизионной и лазерной системой наведения, беспилотные летательные аппараты, диверсионно-разведывательные группы, удары авиации, артиллерии, подвижных войск. Пункты управления стали важнейшими объектами поражения.

Предотвращение возникновения или ликвидация кризисной ситуации являются важной функцией всех органов управления войсками (силами). Анализ исторического опыта убедительно свидетельствует, что наличие условий для возникновения критической ситуации вовсе не означает ее неизбежности. Боевой опыт неоспоримо подтверждает, что из любой трудной обстановки может быть найден выход как при планировании операций, так и в процессе их ведения.

Принимая решение и планируя операцию, командующий (командир) обязан предвидеть все возможные варианты возникновения критических ситуаций в ходе развития боевых действий и предусматривать мероприятия по их исключению или быстрой ликвидации. При этом надо хотя бы в общих чертах определить, на каких этапах операции вероятны наиболее резкие изменения обстановки и наметить эффективные меры их предотвращения, а в случае возникновения - быстро скорректировать план боевых действий.

Основными мероприятиями, способствующими предотвращению возникновения критической ситуации или ее ликвидации, по нашему мнению, являются: своевременное проведение контрмер по срыву замысла противника (создание сильных вторых эшелонов и резервов, надежное огневое поражение потенциальных ударных группировок, маневр огнем и войсками, нанесение контрударов, восстановление обороны на новых рубежах и т. п.); быстрое восстановление (наращивание) боеспособности своих войск и их оперативного построения, а также управления и всестороннего обеспечения; постановка новых (уточнение прежних) задач войскам и практическая организация их боевых действий; тщательная организация взаимодействия и поддержание высокого боевого духа войск.

Особое значение имеют искусство командующих, командиров и штабов, а также обученность войск в короткие сроки переходить от одного вида боевых действий к другому, правильный выбор времени начала активных действий в соответствии со сложившейся обстановкой.

Показателен в этом отношении опыт Балатонской операции. Ее особенность заключалась в том, что она была проведена войсками 3-го Украинского фронта в ходе подготовки наступления на Вену. Немецко-фашистское командование намеревалось разгромить и отбросить за Дунай советские войска в Венгрии и тем самым не подпустить их к южным границам Германии. С этой целью против войск 3-го Украинского фронта противник сосредоточил 31 дивизию, в том числе 11 танковых. Чтобы выдержать удар такой силы, фронт частью сил перешел к обороне. Особое внимание уделялось созданию систем противотанкового огня и инженерных заграждений. На участке Гант - озеро Балатон, где ожидался главный удар врага, было создано 66 противотанковых районов. Во всех инстанциях наиболее тщательно отрабатывались вопросы взаимодействия войск, организации маневра силами и средствами, проведения контрударов и контратак вторыми эшелонами и резервами, а также порядок несения службы дежурными силами. Непрерывно совершенствовалась оборона, велась разведка, систематически осуществлялся контроль за готовностью войск к отражению ударов противника.

Широкий маневр резервами, артиллерией и авиацией, высокая стойкость советских частей и соединений, героизм солдат и офицеров сорвали планы немецко-фашистского командования, котброе вынуждено было прекратить наступление своих войск. Если в начале операции была создана довольно сложная, поистине критическая ситуация для наших войск, то через 10 дней сам противник оказался в тяжелом положении прежде всего в результате искусного реагирования советского командования на весьма опасные изменения обстановки.

Боевая практика дала немало других примеров срыва замыслов врага, устранения угрозы создания для советских войск кризисной ситуации. Так, в начале февраля 1945 года командование вермахта сосредоточило в Восточной Померании основную часть сил группы армий «Висла» для контрнаступления с целью разгрома войск 1-го Белорусского фронта, прорвавшихся к Одеру и захвативших на нем плацдармы. Для срыва его замыслов потребовалось привлечь четыре общевойсковые, две танковые армии и кавалерийские соединения этого фронта, а также 2-й Белорусский фронт. В ходе Восточно-Померанской операции они разгромили основные силы группы армий «Висла» и ликвидировали угрозу мощного удара с севера по войскам, вышедшим на Одер.

В ликвидации критической обстановки исключительно большая роль в операциях Великой Отечественной войны принадлежала вышестоящему командованию. Оно в ряде случаев вводом своих резервов, привлечением сил и средств соседних объединений, нанесением ударов авиацией и артиллерией по прорвавшимся войскам противника срывало замыслы врага. Так, в ходе Смоленского сражения в июле 1941 года противнику ценой больших потерь удалось окружить 16-ю и 20-ю армии. По плану командования Западного фронта были нанесены одновременные удары четырех оперативных групп войск с востока и окруженных армий с запада. В результате было прорвано кольцо окружения, и войска двух армий преодолели критическую ситуацию.

В ходе Белгородско-Харьковской операции 11 -17 августа 1943 года противник нанес контрудар с привлечением до 400 танков по 1-й ТА и левому флангу 6-й гв. А Воронежского фронта. Танковой группировке противника удалось потеснить в течение недели ослабленные в боях соединения 1 ТА и 6 гв. А, в полосах которых сложилась критическая обстановка. Для разгрома контрударной группировки командующий войсками фронта привлек, кроме этих армий, 5 гв. ТА, переданную ему Ставкой ВГК, значительную часть артиллерии и авиации фронта. Принятые меры позволили сорвать контрудар немецко-фашистских войск.

Другим способом была ликвидирована критическая ситуация, возникшая в ходе Львовско-Сандомирской операции в результате контрудара противника, нанесенного в середине июля 1944 года по войскам 38 А 1-го Украинского фронта. В этих условиях командование фронта бросило все силы 2-й ВА против контрударной группировки врага. За пять часов 15 июля они совершили 3288 самолето-вылетов. Плотность бомбового удара составила 102 т на 1 кв. км. В итоге противник потерял большое количество танков, вынужден был отказаться от своих замыслов.

В современных условиях возможности вышестоящего командования по снижению интенсивности развития критической ситуации значительно возросли. Основными способами участия старшего начальника в предотвращении и ликвидации кризисной обстановки, на наш взгляд, будут являться: ядерное (огневое) воздействие по наиболее важным объектам и угрожающим элементам оперативного построения противника на большую глубину; воспрещение (затруднение) использования им вторых эшелонов, резервов и войск с других направлений для развития успеха; маневр своими резервами в район возникновения кризисной ситуации; оказание эффективной помощи в восстановлении системы управления и др.

Привлечение сил и средств старшего начальника является важным способ ом разрядки критической ситуации, но в то же время следует особо подчеркнуть, что в переломе обстановки, как свидетельствует опыт, многое зависело прежде всего от решительных и самоотверженных действий самих войск и органов управления, оказавшихся в критическом положении. Ведь самый сильный удар они принимали на себя, и от того, как они были подготовлены, насколько надежными оказывались их боевой потенциал и управление, во многом определялся успех в выполнении этой задачи.

Таким образом, по опыту Великой Отечественной войны для ликвидации превосходства противника и стабилизации обстановки решающее значение, как правило, имели: поддержание войск в высокой степени боевой готовности к решению внезапно возникающих задач; нанесение мощных ударов по противнику; смелый и быстрый маневр силами и средствами на угрожаемое направление; проявление военной хитрости, введение противника в заблуждение в отношении своих истинных замыслов; повышение огневой активности войск. На решение этих задач будут направляться и основные усилия органов управления в современных операциях. Непредвиденные ситуации в ходе боевых действий потребуют от командующего, командира и штаба быстрой ответной реакции, своевременного принятия новых решений, уточнения задач войскам и порядка их взаимодействия, и все это в условиях непрерывного воздействия противника по группировкам наших войск и системе управления ими.

В рассматриваемых условиях возрастает роль самостоятельности командиров и штабов в определении способов действий, в использовании имеющихся сил и средств, в подготовке и проведении маневра и контратак с учетом замысла старшего начальника. Чрезмерная централизация управления в условиях исключительно быстрой смены обстановки отрицательно скажется на своевременном осуществлении необходимых действий по мере назревания критической ситуации.

Организация системы управления войсками и методы работы командования и штабов в критической ситуации имеют свои особенности, обусловливаемые степенью нарушения управления в целом.

Для обеспечения устойчивости и непрерывности управления войсками в кризисных условиях первостепенное значение имеет быстрое восстановление нарушенного управления. Сохранить полностью его неуязвимым весьма сложно, поэтому командующие, командиры и штабы должны всегда предусматривать меры по восстановлению нарушенного управления в короткие сроки. В годы Великой Отечественной войны это проводилось путем его передачи на другой пункт управления или на командный пункт одного из подчиненных соединений (объединений), организации временного руководства с пунктов управления вышестоящей инстанции или направления этой инстанцией оперативной группы со средствами связи для оказания помощи в восстановлении управления (в ряде случаев такие группы служили ядром для формирования выбывших из строя пунктов управления подчиненных), использования сохранившихся вспомогательных узлов связи, обходных и резервных каналов связи, комплексного применения радио-, проводных и подвижных средств, перераспределения сохранившегося личного состава пунктов управления. Все эти мероприятия сохраняют свое значение и в современных условиях.

Для уточнения обстановки в зависимости от ее конкретных условий должны немедленно направляться в войска офицеры штаба на вертолетах и других подвижных средствах связи. В наиболее ответственные моменты боевых действий командующий (командир) может сам выезжать (вылетать) в подчиненные войска или высылать своих заместителей, начальников управлений и офицеров органов управления, чтобы на месте разобраться с обстановкой, доложить о результатах, направить действия войск на достижение поставленных целей,. быстро довести до них уточненные или новые задачи, повысить активность действий, вселить в подчиненных твердую уверенность в победе.

По опыту Великой Отечественной войны штабы иногда не могли представить командующим (командирам) исчерпывающую информацию о своих войсках и противнике. Недостаток данных не освобождал их от своевременного принятия обоснованных решений, а штабы - от качественного планирования боевых действий. В выполнении органами управления своих функций возрастала роль предвидения развития обстановки. Основываясь на имеющихся неполных данных, на своих знаниях, личном опыте, командующий в ходе оценки прогнозировал, как поведет себя противник в сложившейся обстановке, какие действия предпримет он в самое ближайшее время, что нужно противопоставить, чтобы локализовать его усилия.

Особую остроту и значимость в работе органов управления в критической обстановке приобретает фактор времени. Необходимость быстрого реагирования на изменения обстановки предполагает предельную собранность и высокую организованность в работе командующего и штаба. Им придется буквально на ходу решать сложнейшие вопросы в условиях не совсем ясной обстановки. От командования, всех должностных лиц органов управления потребуются огромная выдержка, исключительная твердость и настойчивость в добывании данных обстановки и руководстве войсками.

Решающая роль в этом принадлежит, разумеется, командующему. Он должен уметь управлять прежде всего собой, объективно оценивать события, реально взвешивать величину нависшей опасности. Способность командующего побороть собственные слабости, проявить хладнокровие, подавить чувство растерянности позволит ему вовремя определить реальные пути для ликвидации критической ситуации. Боевая практика убеждает, что нередко, благодаря проявлению военачальником твердой воли и самообладания, победа приходила там, где она казалась почти невозможной.

Эффективным окажется в руководстве личное общение командующего и офицеров органов управления с командирами и офицерами штабов подчиненных соединений и частей. Никогда не потеряет своего значения суровое требование, рожденное в ходе войны: где сложилась трудная, а тем более критическая обстановка - там место командующего, командира. Он своими глазами видит развивающиеся события на решающем направлении, сам чувствует степень напряжения боевых действий и тем самым глубоко вникает во всю сложность складывающейся обстановки, с большей объективностью оценивает ее, что позволяет с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся силы и средства для срыва замыслов противника.

Опыт прошлых войн показывает, что задача наведения порядка и восстановления боеспособности дрогнувших подразделений всегда решалась главным образом усилиями командиров и офицеров штабов. Их оперативность в уточнении обстановки, выдержка и стойкость, решительность в принятии твердых мер обеспечивали пресечение дальнейшего развития негативных явлений. Бесспорно, важное значение имела действенная партийно-политическая работа по воспитанию высокого морального духа.

Для предотвращения развития критической ситуации необходимо использовать все возможности, которые могут оказать влияние на ее положительный перелом. В годы войны даже при выборе мест размещения пунктов управления учитывалось, в какой мере это повлияет на пресечение дальнейшего обострения обстановки. Не случайно боевая практика неопровержимо подтвердила: в трудной обстановке КП командиров частей, соединений и даже объединений должны размещаться ближе к войскам. Это обусловлено тем, что вышестоящий штаб служил для подчиненных примером проявления стойкости, выдержки, вселял в них веру в победу и вместе с тем показывал свою готовность разделить с ними всю тяжесть сложившейся обстановки. Именно с этих позиций следует оценивать решения командования 4-й гв. А и 3-го Украинского фронта об оставлении на прежних местах своих командных пунктов в ходе нанесения противником третьего, наиболее сильного контрудара (18-26 января 1945 года) в ходе Будапештской операции с целью деблокирования своей окруженной группировки. Танковые соединения врага вышли к Дунаю, расчленив войска фронта на две части. В полосе прорыва в критической ситуации продолжали вести бои некоторые соединения. К КП 4 гв. А прорвались танки. Офицеры штаба и спецподразделения, возглавляемые начальником штаба армии, заняли оборону. КП фронта также оказался в опасном положении. Встал вопрос: оставлять его на месте под угрозой удара наземных войск противника или же переместить на левый берег реки, где будет безопаснее и создадутся лучшие условия для работы? Перемещение КП в тыл в кризисный момент развития обстановки могло повлиять на снижение стойкости и упорства войск, вызвать у подчиненных мнение о том, что командование фронта не верит в возможность разгрома контрударной группировки противника. Поэтому КП был оставлен на прежнем месте.

По мере возрастания сложности обстановки резко увеличивается объем работы штабов и значительно сокращаются сроки на ее выполнение. Опыт войн показывает, что с выходом из строя ряда офицеров нагрузка на оставшихся в строю исполнителей резко увеличивается. Вместе с тем повышаются требования к качеству их работы. В этих условиях важную роль играют организованность в деятельности самих органов управления, разумный подход к определению методов решения задач управления в необходимом объеме, выбору таких, которые бы не требовали большой затраты времени и сил.

В условиях, когда моральные, психологические и физические силы солдат и офицеров достигали предельного напряжения, особо возрастала роль партийно-политической работы; Основные ее усилия обычно направлялись на восстановление морально-боевого духа личного состава, повышение психологической устойчивости, на проявление мужества и стойкости, на подъем у воинов непоколебимой уверенности в успехе выполнения в этих трудных условиях сложных задач, поставленных командованием.

В современных условиях приходится ожидать резкого, увеличения масштабов психологических операций, направленных на подрыв морального духа войск, оказавшихся в тяжелой ситуации. Широко используя радио, звуковещание, листовки, противник будет делать основной упор на запугивание, искажение реальной обстановки, показ якобы безвыходного положения, в которое попали подразделения и части с тем, чтобы парализовать их волю к сопротивлению. Все это потребует усиления действенности партийно-политической работы.

В заключение следует отметить, что управление войсками в критической ситуации в современной операции потребует от командующих, командиров, офицерского состава органов управления высокой профессиональной подготовленности, максимального напряжения духовных и физических сил, проявления выдержки, стойкости, высокого мастерства, четкой организованности, умения предвидеть ход развития событий и готовности пойти на оправданный риск.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления, т. 2. - М: АПН, 1978, с. 297.

Ингерсолл Р. Совершенно секретно, - М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947, с. 329.

Великая Отечественная война Советского Союза. - М.: Воениздат, 1970, с. 15.

Военная Мысль, 1981, № 2, с. 42-43.

Военно-исторический журнал, 1978, № 7, с. 34.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации