Уставные взаимоотношения-основа здорового нравственного климата в воинских коллективах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1986, стр. 41-47

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Уставные взаимоотношения-основа здорового нравственного климата в воинских коллективах

Генерал-майор Н. И. ШЛЯГА

XXVII СЪЕЗД Коммунистической партии, выражая волю всего советского народа, определил принципиально новый стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны и особо подчеркнул, что главное условие ускорения-живое творчество масс, максимальное использование огромных возможностей и преимуществ социалистического строя. Это принципиальное положение закреплено в новой редакции Программы КПСС: «Успешное решение намеченных задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора».

В воинских коллективах степень активности человеческого фактора во всех случаях отчетливо проявляется в уровне боевой готовности подразделения, части. Но это проявление происходит, на наш взгляд, опосредованно - через этап создания в коллективе здорового нравственного климата. Требования момента однозначны: он должен- побуждать людей только к самоотверженному решению' всех задач боевой готовности.

Казалось, для того чтобы полностью раскрыть душевные возможности человека и направить их на образцовое исполнение священного долга гражданина СССР, у нас есть все. В основном призванные на воинскую службу молодые люди интеллектуально и физически развиты, воспитаны в духе любви к Родине, с четко выраженным желанием служить в рядах армии и флота. Части и подразделения сейчас укомплектованы образованными, преданными делу Коммунистической партии кадрами, а регламент воинской службы, выраженный сводом уставных требований, положений военной присяги, наполнен истинно коллективистским содержанием. И все-таки есть еще подразделения, в которых человеческому фактору уделяется мало внимания, запущена нравственная обстановка, пассивно партийно-комсомольское ядро коллектива, привычным стало равнодушие должностных лиц.

Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является пренебрежение уставными требованиями при организации взаимоотношений членов коллектива в процессе выполнения ими воинского долга, служебных обязанностей.

Утверждение строго уставных взаимоотношений в любом подразделении - это педагогическая проблема, сложность которой определяется в основном тремя моментами.

Первый из них - частая смена сержантского и рядового состава. Только командир успеет сплотить коллектив, как он уже обновляется. Практика передовых офицеров показывает, что наименее болезненно этот процесс проходит там, где устоялась и окрепла традиция: каждый шаг сверять с требованиями уставов. Такую традицию внедрить нелегко, ибо она вырастает не вдруг, не по, приказу, а из непрерывно повторяющегося товарищеского коллективного действия, из социально значимого опыта. В этом случае понимание необходимости, полезности, обязательности уставных взаимоотношений как бы наследуется новичками не только от старших сослуживцев, но и от других их предшественников. Выработка привычки сознательного уважения к опыту старших поколений, к авторитету целого коллектива значительно ускоряется.

Второй момент, определяющий сложность проблемы утверждения уставных взаимоотношений, - это недостаточная подготовленность определенной части молодых людей к регламентированной армейской жизни, к нелегкому ратному труду. Мы не можем закрывать глаза на то, что в воинские коллективы приходит немало молодых людей, выросших и воспитывавшихся без одного из родителей. Нельзя игнорировать и такой факт, что еще большое количество призывников - единственные дети в семье. Избалованность, склонность к индивидуализму, эгоистические, иждивенческие замашки, прямо скажем, не редкость. И все это - антиподы такого личностного, качества, как трудолюбие. Совсем не случайно в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии столь требовательно прозвучала мысль о необходимости коренного улучшения подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду.

Да, у нас практически не встречаются юноши, которые идут на действительную службу без желания. Некоторые службу в армии представляют как приключения, о которых так красиво рассказали им наш кинематограф и телевидение. Когда же армейская жизнь во имя службы предлагает им забыть о подростковой вольнице, а устав требует делать не то, что хочется, а то, что нужно, такие люди могут начать поиски нравственных ориентиров далеко в стороне от уставных отношений.

Как ни горько, но приходится признавать имеющиеся просчеты в воспитании допризывников. В частности, в своеобразном педагогическом вакууме оказалась такая большая их категория, как учащиеся профтехучилищ. А контингент в определенной своей части туда поступает трудный. Педагоги же, как правило, не самые опытные. Вот и сложилась ситуация: трудно поддающийся воспитанию «человеческий материал» и порой слабые воспитатели. В этом году в газете «Правда» была опубликована статья «Показуха». Поводом для нее послужил безобразный случай в одном из профессионально-технических училищ: старшекурсники, применив бытовавший в этом учебном заведении «пещерный закон» (младшие во всем подчиняются старшим, а если не подчиняются, их бьют), обобрали и буквально раздели своего же товарища.

Нетрудно представить себе ситуацию, если эти «молодцы» попадут в одно подразделение. Они придут, безусловно, со своей моралью, и беда, коль в воинском коллективе традиция уставных взаимоотношений окажется недостаточно сильной. При первой же возможности этот «свой закон» они пустят в ход. Тут не должно быть никаких иллюзий, а с первых же дней пребывания их в воинском коллективе необходимо принимать комплекс мер, направленных на предотвращение негативных явлений.

Наконец, третий момент - неоднозначное понимание офицерами всей пагубности неуставных взаимоотношений. Применительно к рассматриваемому вопросу большинство офицерского состава знает, как решать эту проблему, прививать уставные требования и упорно, методично их утверждает. Вместе с тем имеется и такая категория, которая не знает истинного положения дел в казарме, особенно в то время, когда сами там отсутствуют. Для них отдельные факты хулиганства - гром с ясного неба. Бывает и так, что офицеры знают положение дел, но не умеют его изменить, теряются от собственного бессилия, скрывают это от старших начальников. Есть и такие, которым известны факты неуставных взаимоотношений, но по своей педагогической неподготовленности считают, что так и должно быть, что молодежи нужна острастка.

Таким образом, многое упирается в воспитание самих кадров, перестройку их мышления, исправление педагогических искривлений. Сами воспитатели должны быть глубоко воспитаны в духе партийной принципиальности и высокой требовательности к себе и подчиненным.

Сложности в утверждении уставных отношений вполне преодолимы. Об этом свидетельствует множество примеров из повседневной войсковой практики. Одно только условие: чтобы офицер - командир, политработник, инженер, хозяйственник - был авторитетен и способен повести за собой людей.

Действительно, что привлекает нашего молодого человека в старшем товарище, что создает руководителю коллектива непререкаемый авторитет? Прежде всего то, что мы называем высокой квалификацией, -уверенное и четкое знание своего дела, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе. Таким образом, важнейшим условием в решении проблемы активизации человеческого фактора является овладение всеми кадрами ленинским стилем работы. Исключительное значение при этом имеет уважительное отношение- к своим подчиненным, борьба с грубостью, высокомерием и бюрократизмом.

Но спросим себя: когда же успел стать бюрократом вчерашний выпускник училища? Откуда, от кого он успел набраться чванливости? Однако ведь бывает, что и лейтенант сторонится своего взвода. Допустим, что ему не повезло с воспитателем в училище, от него и набрался высокомерия. И все-таки чаще всего причина отчужденности молодого офицера в другом - в его профессиональной слабости, неумении организовать дело и руководить им. Человек видит, как к нему относятся, знает причину такого отношения, а сил преодолеть свои недостатки не хватает, как и смелости признаться в этом старшим товарищам.

В такой психологически сложной ситуации человеку нетрудно сорваться. Это и произошло, например, со старшим лейтенантом П. Шабеко. Слабо подготовленный к исполнению должности, он постепенно утратил всякий контакт с подчиненными, что немедленно сказалось на службе, уставных отношениях. Требования офицера стали игнорироваться, резко снизились показатели боевой и политической подготовки. И тогда растерявшийся Шабеко начал самоуправствовать.

История эта вызвала серьезные раздумья у командира полка, его заместителя по политической части, в парткоме. Сообща пришли к выводу, что самое главное - это помочь старшему лейтенанту обрести авторитет у подчиненных. А для этого его нужно было научить тому, чему не научили в учебном заведении да и в той части, из которой он недавно прибыл. И тут для всех нашлись точки приложения сил, знаний, опыта.

Результаты целенаправленной индивидуальной работы командования и парткома полка со старшим лейтенантом П. Шабеко не заставили себя долго ждать. Уже сейчас реально оздоровилась обстановка в подразделении. Солдаты и сержанты стали другими даже внешне - подтянуты, бодры, всегда в хорошем настроении, службу несут старательно, на занятиях активны. Без шероховатостей, конечно, пока не обходится, и все-таки это - уже совершенно другой коллектив. А сам офицер, почувствовав, что становится авторитетным для подчиненных специалистом, обрел уверенность и в воспитательной работе. По мнению командира полка, Шабеко со временем обещает быть хорошим военным педагогом.

На педагогической функции советского офицера хотелось бы остановиться поосновательнее. Каждое слово, каждый поступок, каждое проявление личностных качеств офицера имеет тот или иной воспитательный заряд - положительный или отрицательный. Следовательно,- нужен строжайший самоконтроль, который должен стать привычкой. И эта привычка выработается тем раньше, чем быстрее человек, избирающий офицерскую судьбу, осознает, что одна из основных задач в его деятельности - педагогика.

Как известно, из средних школ, расположенных в гарнизонах, очень многие выпускники идут в военные училища. Однажды, собрав таких молодых людей, мы задали им вопрос, кто из них хотел бы попробовать свои силы в армии на педагогическом поприще? Ответы разнообразием не отличались. «Хочу быть командиром», «... политработником», «... танкистом» и т. д.

Оказывается, всеми школьниками наш вопрос был воспринят как просьба высказать свое мнение о перспективе преподавательской работы в военном учебном заведении. А ведь это - дети офицеров, знающие жизнь военных городков не понаслышке, нацеленные на военную профессию отцами. Выходит, ни один из родителей не объяснил сыну, что офицер - это прежде всего воспитатель. Хорошо, если этим выпускникам средних школ уже на первом курсе военного училища сумеют внушить мысль об их педагогическом предназначении, а если это не случится, то они усвоят ее не скоро.

Недавно автору пришлось вести весьма нелицеприятный разговор с командиром одного из полков по поводу его «стиля» руководства частью. На каждом шагу - грубость, неуважительное отношение к подчиненным, направо и налево взыскания. И все это под лозунгом повышения требовательности к кадрам, борьбы за уставной порядок. Однако ни с требовательностью, ни с уставным порядком не имеют ничего общего многочасовые разносы перед строем полка, самоуправные срывы занятий по боевой и политической подготовке, игнорирование предложений заместителей, критических замечаний и мнений коммунистов.

С таким запасом энергии, с такой работоспособностью, как у этого командира, горы бы ворочать, если бы он так не уповал на голое администрирование и владел хотя бы азами военной педагогики. Но он не воспитатель. Да и коммунист еще незрелый. Как привык со времени командования взводом решать все вопросы методом давления, так решает их. и сейчас, уже командуя полком. Что ему атмосфера в коллективе, что уставные взаимоотношения, если он держит всех в узде и без этих «ученых выдумок»!

Невольно возникает вопрос: почему офицер со столь явным неприятием принципов советской военной педагогики все же сумел за довольно непродолжительный срок пройти все ступени командирской лестницы от взвода до полка? Во-первых, потому что попал в полосу, когда отдельных офицеров продвигали по службе, руководствуясь чисто формальными данными (возраст, стаж в должности).. А во-вторых, и об этом надо сказать открыто, еще до недавнего времени умение офицера мобилизовывать на выполнение задач боевой готовности духовные силы личного состава не считалось каким-то ценным качеством руководителя. Вот и продвигается человек по служебной лестнице.

Не называю этого офицера по фамилии только потому, что после XXVII съезда партии свежий ветер перемен достиг, кажется, и его сознания. Во всяком случае, он начинает понимать, что шаг вперед, сделанный полком, никак не эквивалентен затраченным усилиям. Начинает догадываться, что, не вводя в действие потенциал человеческого фактора, он во многом проигрывает. Так что надежда на лучшее есть.

На нашей беседе с командиром полка можно было бы пока поставить точку, если бы этот разговор не обозначил вновь еще одну из актуальнейших, как думается, проблем - необходимость совершенствования педагогического мастерства офицеров ротного звена. В самом деле, солдат служит в роте, батарее, где он проходит весь процесс обучения и воспитания. Здесь в определяющей степени обеспечиваются наиболее прочные коллективистские связи и основные уставные требования к воинскому укладу жизни. И в то же время ни у кого, как у офицеров таких подразделений, нет в их работе, направленной на утверждение правильных отношений между военнослужащими, создание в коллективе здоровой нравственной обстановки, столько случайного, приходящего по наитию.

Сошлюсь на такой пример. Командир одного подразделения капитан В. Баранов, имеющий опыт боевых действий в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, поставил перед личным составом задачу: в течение зимнего периода обучения поднять физическую закалку настолько, чтобы уже к началу марта все были готовы к 100-километровому пешему переходу в ночных условиях. Люди загорелись. Начались тренировки, в ходе которых особую роль имела помощь старослужащих. В этом отношении большую мобилизующую роль сыграли коммунисты роты, комсомольский актив.

И вот в дни работы XXVII съезда партии рота, проводя тактическое учение, за три ночи прошла в пешем порядке и на лыжах 150 километров. Причем на заключительном этапе учения подразделение отработало задачу по захвату взводного опорного пункта «противника» на вершине с отметкой 1560,0.

Что испытали воины по завершении последнего штурма? «Чувство огромной радости, удовлетворения, - сказал рядовой Р. Будкявичюс. - Покорили мы не только вершину, но и себя. Теперь каждый знает, на что способен, верит в свои силы». «И в своих товарищей, - подчеркнул рядовой А. Соколов. Ведь одному этот путь ни за что бы не одолеть. Но мы знали, что рядом настоящие друзья, всегда готовые протянуть руку помощи. И самое главное - мы очень хорошо понимали, насколько это ответственно - хоть в какой-то мере быть причастными к работе съезда родной партии. Все это просто окрыляло».

Очевидно, что факт успешного преодоления такого испытания «на излом» целым подразделением нельзя рассматривать только как достижение цели в физической закалке личного состава. Учение дало огромный эффект идеологического и нравственного характера. Оно сплотило людей настолько, что сейчас в роте уже психологически неприемлемо еще недавно бытовавшее деление на старослужащих и молодых. Есть единомышленники и друзья.

Однако, как это ни странно, командир роты не планировал и даже не ожидал, по его признанию, столь глубокого конечного результата. Больше того, он только спустя какое-то время после учения вывел для себя формулу, которую ему должны были преподать еще в военном училище. А именно: личность человека в социалистическом обществе воспитывается через коллектив. Этот закон известен тоже со времен Макаренко, который писал: «...советская педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности. Объектом советского воспитания может быть только целый коллектив. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна».

Как это согласуется с требованием XXVII съезда партии рассматривать в качестве важнейшей формы воспитания индивидуальную работу? В полной мере. Воспитание коллектива - это постоянное повышение уровня его функциональных, идейных и нравственных задач, выработка чувства общественной перспективы. На пути к успеху в достижении коллективом самых высоких целей воспитатель должен иметь гарантию, что никто не собьется с ноги, никто не отстанет. Следовательно, индивидуальная работа - это не что иное, как личная помощь воспитателя тому воспитаннику, который нуждается в ней, чтобы, образно говоря, он не отстал на марше, не был обузой в связке, не сорвался в пропасть, увлекая туда и товарищей.

Со своей стороны коллектив, сплоченный общностью высоких задач и высоких нравственных идеалов, предъявляет к каждому своему члену жесткие требования, в процессе выполнения которых отсекается то, что не соответствует коллективистской сути, что тормозит движение и отдельной личности, и всех.

К сожалению, многим офицерам, особенно в ротном звене, все это нужно объяснять, всему этому их учить. И мы не должны жалеть для такой работы ни сил, ни времени. Она дает хорошие результаты. Политическое управление и штаб Центральной группы войск недавно закончили исследование опыта работы командования, штаба, партполитаппарата, партийной и комсомольской организаций Н-ского гвардейского артиллерийского полка по коренному укреплению воинской дисциплины. Этот опыт содержит много полезного и в том, как учить военные кадры методике воспитания, педагогической технике в работе по формированию в подразделениях здоровой нравственной атмосферы на основе строго уставных взаимоотношений.

Если выделить главное, то это обучение в условиях постоянной и одинаково высокой требовательности, распространяющейся на всех без исключения военнослужащих, при особой заботе должностных лиц об организации боевой и политической подготовки, поддержании уставного порядка. Ведущая роль принадлежит командиру полка гвардии подполковнику А. Непомнящих и его заместителю по политической части гвардии майору А. Попову. Несмотря на сравнительно недолгий срок пребывания в должностях, они своим отношением к делу, профессиональной компетентностью, желанием развивать те хорошие традиции, которые оставлены их предшественниками, настойчивостью в достижении намеченных целей завоевали прочный авторитет у подчиненных офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. Во многом отсюда понимание всех их требований, поддержка всех их начинаний.

Большинство офицеров полка пришло к правильному выводу о том, что требовательность как метод воспитания и организации людей дает желаемые результаты лишь тогда, когда она обращена прежде всего на себя. Скажем, командир батареи гвардии старший лейтенант А. Шамарин сумел в короткий срок добиться высокого уровня дисциплины в подразделении. Как ему это удалось? Вот ответ самого офицера: «Строго соблюдаю правило: никаких поблажек себе. И еще стараюсь быть с подчиненными простым, искренним, говорить им всегда только правду»

Командир батареи строг. Отдает ли приказания, заслушивает ли об их исполнении - пунктуально требователен, особенно если речь идет об уставных положениях. Но эту требовательность люди не только понимают, но и правильно воспринимают, так как у старшего лейтенанта первый спрос с себя, потому что он заботлив, справедлив, искренен и правдив.

Опыт таких воспитателей, как гвардии старший лейтенант А. Ша-марин, в полку под спудом не лежит. Командование полка поставило дело так, что на всех сборах, инструктивно-методических, показных занятиях, занятиях по военной педагогике и психологии до офицерского состава в обязательном порядке доводится полная информация о том новом, что найдено в методике уставной требовательности. Смысл прост: для требовательного командира, серьезно задумывающегося над проблемами воспитания подчиненных, нет и не может быть мелочей - все пойдет впрок.

Партком (секретарь гвардии майор Н. Тур) со своей стороны тоже постоянно заботится о совершенствовании педагогического мастерства коммунистов-руководителей воинских коллективов. И на первом плане у него также воспитание требовательностью и активное внедрение передового опыта. В прошлом году на заседаниях партийного комитета и в парторганизациях подразделений заслушано около 40 проц. членов и кандидатов в члены партии. Широко применяется такая форма работы, как индивидуальное собеседование членов парткома с коммунистами. При каждом заслушивании и собеседовании обязательно ставится вопрос, и очень конкретно, о методике воспитания воинов, о педагогической технике этого товарища.

Большое внимание партийная организация полка уделяет тому, чтобы для утверждения уставных отношений как можно эффективнее использовались занятия по политической подготовке. И работа на этом направлении ведется не «вообще», а опять-таки очень конкретно. Так, обобщен и показан на открытом уроке опыт формирования у воинов сознательного отношения к исполнению воинского долга в процессе политических занятий. Урок проводил один из лучших методистов части гвардии старший лейтенант К. Шафиков.

Или взять такой вопрос, как выдвижение кадров. За год в полку перемещены на вышестоящие должности 12 человек, и все - хорошие воспитатели. В представлениях на повышение по службе и в партийных характеристиках особо подчеркивается педагогическая сторона личности выдвигаемого. Да и в ходе нынешнего аттестования офицерского состава методические навыки руководителей воинских коллективов в области военной педагогики стали предметом самого пристального внимания и строгих объективных оценок.

В статье, разумеется, показаны лишь отдельные звенья существующей в полку системы педагогической подготовки кадров, которая является частью другой, уже более разветвленной - той, что на выходе обеспечивает высокую воинскую дисциплину. Раскрывать все составляющие этого механизма вряд ли необходимо - это уже иная тема разговора. Но нельзя не сказать следующее. Люди меняются. Но остается традиция во всем руководствоваться требованиями уставов, всегда опираться на духовный потенциал нашего советского человека.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации