Формирование морально-боевых качеств советских воинов в процессе боевой и политической подготовки
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1986, стр. 3-14
Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь!
Формирование морально-боевых качеств советских воинов в процессе боевой и политической подготовки
Генерал-майор В. П. XРОБОСТОВ,
кандидат исторических наук
УСПЕШНОЕ решение намеченных XXVII съездом КПСС исторических задач партия связывает с повышением роли человеческого фактора. «Социалистическое общество, - подчеркивается в новой редакции партийной Программы, - не может эффективно функционировать, не находя новых путей развития творческой деятельности масс во всех сферах жизни». Подводя предварительные итоги послесъездовской работы на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС товарищ Горбачев М. С. отметил, что на общество оказывает глубокое воздействие установка съезда на развитие творчества масс как основу ускорения. Она теснейшим образом сопряжена с борьбой за социальную справедливость, за развитие демократии, полную гласность, очищение жизни от всех проявлений мелкобуржуазной психологии. Возрастает интерес советских людей к экономике, культуре и морали, всей общественной жизни. Это в полной мере относится и к сфере воинской деятельности, где решающей силой был и остается человек. Его не могут заменить сами по себе никакое оружие и никакая военная техника. Широко известно положение В. И. Ленина о том, что «во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь» (Поли. собр. соч., т. 41, с. 121).
И если партия делает все, чтобы не дать империализму сломать военно-стратегический паритет, то никакого морально-политического баланса с ним быть не может. «Опыт СССР, других социалистических стран, - отмечается в Программе КПСС, - убедительно демонстрирует неоспоримые социально-экономические, политические, идейные и моральные преимущества нового общества как превосходящей капитализм ступени прогресса человечества...». Но констатация этого бесспорного исторического факта не означает «автоматического» проявления наших преимуществ. Будучи очевидными, они требуют постоянного внимания к их наращиванию и усилению.
* * *
Всемерное повышение боевой готовности Советских Вооруженных Сил неотделимо от высоких морально-боевых качеств личного состава, которые представляют собой целый комплекс тесно связанных и дополняющих друг друга черт личности, необходимых для успешного выполнения военнослужащими своих обязанностей. По мере усложнения военного дела постоянно увеличивается объем учебно-боевых задач, качественно изменяется характер воинского труда, растут морально-психологические и физические нагрузки. Все это предъявляет повышенные требования к советскому воину. Для того чтобы в самой напряженной и сложной обстановке личный состав выполнял стоящие перед ним задачи, ему должны быть присущи прежде всего такие качества, как боевая активность, дисциплинированность, стойкость, мужество, самоотверженность, храбрость, чувство войскового товарищества и взаимной выручки в бою, верность присяге, патриотическому и интернациональному долгу и т. д.
Формированию высоких морально-боевых качеств советских воинов подчинены вся система боевой и политической подготовки, воинского и идейно-политического воспитания, все средства обучения, весь уклад армейской и флотской жизни. Поскольку морально-боевые качества в своей совокупности характеризуют всестороннюю подготовку воинов, то, естественно, они приобретаются ими прежде всего в процессе воинского труда, умело организованных занятий и учений, на боевом дежурстве и в морском походе.
Воинский труд является важнейшим средством формирования высоких морально-боевых качеств воинов. Именно в труде - в процессе повседневной службы и учебы практически утверждаются качества, необходимые вооруженному защитнику социалистического Отечества. Но функцию воспитания труд не может выполнять автоматически, сам по себе. Для этого он должен, по крайней мере, отвечать трем основным условиям: во-первых, быть политически осознанным; во-вторых, быть хорошо организованным, четко спланированным; в-третьих, полностью отвечать высоким требованиям стремительно развивающегося военного дела, быть необходимо напряженным, исключать малейшие послабления в боевой учебе и службе личного состава. Это позволяет создавать обстановку, вызывающую у воинов чувства и состояния, близкие к тем, которые возникают в реальном бою.
Воинский труд осуществляется в различных формах: несение боевого дежурства, внутренней и караульной служб, боевая и политическая подготовка, особенно участие в учениях, морских походах, полетах, а также обслуживание техники и т. д. Подчеркивая огромное значение боевой учебы для формирования высоких качеств личного состава Вооруженных Сил, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов в речи на XXVII съезде КПСС отметил: «В подготовке войск и сил флота главный упор делается на дальнейшее повышение полевой, воздушной, морской выучки; на максимальное приближение, их подготовки к условиям боевой действительности. Особое внимание уделяется укреплению морально-боевых качеств, воинской дисциплины личного состава, физической подготовке и способности преодолевать трудности, характерные для современного боя».
Все это требует дальнейшего совершенствования форм и методов обучения и воспитания личного состава. Они не должны отставать от изменений, происходящих в техническом оснащении войск и сил флота. Необходимо творчески применять как традиционные, проверенные жизнью формы и методы, так и новые, рожденные повседневной войсковой и флотской практикой. Т о ль ко в единстве прошлого и настоящего опыта, помноженного на инициативу, целеустремленность и настойчивость всех командно-политических кадров, - залог успешной подготовки надежных защитников социалистической Родины.
В процессе напряженной боевой учебы проводится целая система мер идеологического, морального, организационного порядка, с помощью которых осуществляется выработка у воинов тех качеств, которые необходимы непосредственно на войне. «Главным в идеологической работе, - подчеркивается в партийной Программе, - КПСС считает воспитание трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму, советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, все более полное приобщение масс к сокровищам духовной культуры, искоренение нравов, противоречащих социалистическому образу жизни». Это требование партии вновь подтверждено июньским (1986 года) Пленумом ЦК КПСС. Надо исходить из того, подчеркнуто в докладе, что со сложностью задач в социально-экономической и духовной сферах будут нарастать требования и к идеологической работе. При этом идеологическую деятельность, учит партия, должны отличать тесное сопряжение с общественной практикой, глубина идейно-теоретического содержания, полный и точный учет реальностей внутренней и международной жизни, возросших духовных запросов трудящихся, близость к людям, правдивость, аргументированность, конкретность.
Пример постоянной заботы об идейно-политической закалке личного состава показывают командование и партийная организация одной из частей гвардейской Таманской имени М. И. Калинина дивизии МВО. Вопросы марксистско-ленинской подготовки и политических занятий здесь регулярно обсуждаются на заседаниях парткома и партийных собраниях. Особое внимание уделяется повышению теоретического уровня и методического мастерства руководителей занятий. Для них организуются лекции, консультации по актуальным проблемам внутренней и международной жизни. Распространенной формой является обмен опытом работы на ежемесячно проводимых семинарах, встречи с лучшими методистами части, посещение их занятий.
Партийный комитет части систематически заслушивает на своих заседаниях коммунистов о повышении идейно-теоретического уровня, контролирует их самостоятельную работу, подготовку к занятиям. В этой части хорошо работает библиотека, где для слушателей подбирают необходимую литературу, проводят тематические выставки и обзоры поступающих книг.
Большое распространение здесь получила практика проведения политических занятий по отдельным темам учебного плана с приглашением руководителей предприятий, передовиков производства. Это делает занятия более интересными и содержательными, повышает их действенность в воспитании у воинов патриотических чувств.
Однако в политической учебе не везде еще достигнута такая эффективность, какая от нее требуется в современных условиях. Почему? В марксистско-ленинской подготовке офицеров, например, до сих пор не преодолены формализм, оторванность теории от практики. Отдельные офицеры идут на семинар не столько для творческой работы, сколько для простого отчета, не утруждая себя глубоким, анализом актуальных вопросов, острых практических проблем, ограничиваются скучным повторением общеизвестных истин, зачитыванием заранее подготовленного текста. Для некоторых занятий характерны академизм, бесстрастное просветительство. Имеются недостатки и в методике их проведения. Еще не все руководители занятий умеют организовать интересный разговор на семинарах, творческое обсуждение изучаемых проблем. Не всегда достаточно глубоко подводятся итоги семинаров. Марксистско-ленинская подготовка еще не везде оказывает должное влияние на формирование высоких морально-боевых качеств у коммунистов, рост их служебной и общественной активности. Существуют недостатки и в организации политучебы прапорщиков, политзанятий с солдатами, матросами и сержантами. Так, в некоторых частях отдельные военнослужащие не бывают на занятиях. Однако руководители групп выставляют им положительные оценки. И не случайно такие воины, как правило, на итоговой проверке не подтверждают ранее «полученные» оценки. На политзанятиях еще редко анализируются факты и обстановка, лежащие в основе нездоровых явлений в отдельных воинских коллективах.
Дальнейшее повышение эффективности политической учебы военнослужащих должно осуществляться за счет улучшения качества проводимых занятий, углубленного изучения ленинского идейно-теоретического наследия, материалов XXVII съезда КПСС. При этом необходимо обеспечить слияние политической учебы с задачами идеологической и организаторской деятельности, более тесную связь лекций и семинарских занятий с жизнью войск и сил флота, с задачами подразделения, части; усилить борьбу с абстрактным, схематическим подходом к учебе, с механическим заучиванием общих положений; совершенствовать методику занятий; улучшить подбор и подготовку лекторов, руководителей семинарских групп, их деятельность по самообразованию и обеспечению личной примерности; избавлять лекционную пропаганду от шаблона, дешевой сенсационности, назидательности, формализма, повышать ее научность, теоретический уровень и практическую направленность; улучшить практику проверки и разбора занятий командирами, политработниками, членами партийных комитетов (бюро); добиться органического сочетания контроля непосредственных начальников за учебой подчиненных с контролем со стороны политорганов и партийных организаций; глубоко и всесторонне анализировать состояние политической учебы всех категорий военнослужащих, качество, содержание и действенность каждого занятия; шире внедрять в жизнь активные формы и методы обучения личного состава.
Во всех формах политической учебы важно добиваться, чтобы теоретические знания трансформировались в глубокие личные убеждения воинов, проявлялись в самоотверженном выполнении ими священного долга по защите социалистического Отечества.
В богатом арсенале средств идейно-политического воспитания личного состава особое место занимает агитационно-массовая работа. В ней основной упор делается на воспитание у воинов чувств советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, высокой ответственности за порученное дело, глубокого понимания, что современное оружие - коллективное, им в совершенстве должны владеть все воины. В частях и на кораблях делают все для того, чтобы каждый воин был не только мастером своей специальности, но и умел выполнять смежные операции, в любой момент мог заменить товарища. И агитаторы много сил отдают внедрению в практику передового опыта. Добился, скажем, один из воинов сокращения какого-либо норматива на технике - ему и слово: поделись с товарищем, научи тому, что умеешь сам.
Веление времени таково, что весь личный состав армии и флота должен мастерски владеть оружием и боевой техникой. Без умения каждого воина, каждого воинского коллектива взять от любого образца современного вооружения все, что заложено в конструкции, максимально использовать все возможности немыслима высокая боевая готовность. В войсках и на флотах основной упор делается на освоение новейшего оружия и боевой техники. Вместе с тем важно не допускать недооценки тех средств, которые поступили раньше и еще имеются в частях и на кораблях.
Важную роль играет также хорошо продуманная пропаганда технических знаний. Она многообразна по своим формам. По инициативе командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций в частях и подразделениях систематически проводятся технические конференции, вечера вопросов и ответов, занятия университетов технической культуры, кружков, викторины, состязания на лучшего специалиста, просмотры учебных фильмов, выступления пропагандистов и агитаторов об опыте отличников, выпускаются бюллетени и т. д. Важно только каждую из этих форм насыщать ярким содержанием, добиваться, чтобы слово пропагандиста пробуждало у воина любовь к грозному оружию и боевой технике, желание в кратчайший срок изучить их, чтобы в суровую минуту мастерски применить, если этого потребуют интересы зашиты Родины и всего социалистического содружества.
В общей системе воспитания личного состава возросла роль всей культурно-просветительной работы. И это не случайно. В Вооруженных Силах создана богатая материальная база - действуют тысячи Домов офицеров, солдатских и матросских клубов, киноустановок, радиоузлов. Книжный фонд библиотек насчитывает более 120 млн. экземпляров. В войска и на флоты ежедневно поступают миллионы экземпляров центральных, военных и местных газет. Военное издательство Министерства обороны выпускает ежегодно свыше 2500 названий книг, брошюр, альбомов и плакатов общим тиражом около 70 млн. экземпляров. Каждый год войска получают свыше 100 новых художественных и до 250 документальных и научно-популярных фильмов. За последние годы втрое увеличилась обеспеченность войск телевизорами, в 10 раз - радиоприемниками.
Благодаря спутниковому телевидению первую московскую программу имеют возможность смотреть советские воины, выполняющие интернациональный долг в Афганистане, военнослужащие групп советских войск за рубежом, отдаленных гарнизонов Сибири, Средней Азии, Забайкалья, Дальнего Востока.
Сегодня на обсуждение военных советов, политорганов чаще стали выноситься вопросы об эффективности использования имеющейся материальной базы, повышения действенности в работе Домов офицеров, клубов, библиотек и т. д. И это не случайно. «Немало еще серости, не преодолена инертность, не излечена глухота к новому... Справедливые нарекания вызывает низкий уровень некоторых литературных произведений, телепрограмм, кинофильмов, страдающих отсутствием не только идейной и эстетической ясности, но и элементарного вкуса. Нуждаются в серьезном совершенствовании кинопрокат, книгоиздательское и журнальное дело». Читатели испытывают неудовлетворенность недостаточной оперативностью в освещении событий, поверхностным показом борьбы за то передовое, что уже входит в армейскую и флотскую практику. Необходимо строить культурно-воспитательную работу так, чтобы она полнее удовлетворяла духовные запросы личного состава, эффективнее способствовала его идейно-политической и морально-психологической закалке.
Важной задачей идейно-воспитательной работы является военно-патриотическое воспитание, формирование готовности защитить социалистическую Отчизну, отдать ей все свои силы, а если потребуется, и жизнь. Успешному решению этой задачи способствует хорошо поставленная работа по воспитанию населения, личного состава армии и флота на славных революционных, трудовых и боевых традициях Коммунистической партии, советского народа и его Вооруженных Сил.
Подчеркивая огромное значение революционных традиций рабочего класса и его авангарда - Коммунистической партии, В. И. Ленин отмечал, что они «должны служить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов» (Поли. собр. соч., т. 17, с. 50). В неразрывном единстве с революционными формировались и боевые традиции: отвага и героизм, храбрость и мужество, верность воинскому долгу и другие. Они впитали в себя все лучшее, передовое, что было в традициях русской армии и флота, в боевом прошлом нашего народа.
Важное воспитательное значение имеют и трудовые традиции советского народа: самоотверженность, героизм в труде, высокое чувство ответственности за порученное дело, товарищеская взаимопомощь и др. Молодые передовики производства, придя в армию и на флот, как правило, становятся отличниками боевой и политической подготовки, мастерами военного дела.
Процесс военно-патриотического воспитания молодежи в Вооруженных Силах принимает форму героико-патриотического, призванного выработать у личного состава постоянную готовность к подвигу при защите любимой Родины. Большое значение здесь имеет активная пропаганда боевых традиций армии и флота. Очень важно, чтобы каждый из воинов, придя в полк, на корабль, узнал его боевой путь, всех героев и награды, победы на войне и успехи в мирной учебе.
Много интересных и поучительных воспитательных мероприятий проводится в гвардейской танковой Краснознаменной Кантемировской дивизии. Здесь каждый молодой воин, прибывший служить в часть, в первые же дни знакомится с ее боевыми традициями. Высокие патриотические чувства у воинов вызывают посещения музея боевой славы кантемировцев, встречи с ветеранами соединения.
С молодыми солдатами проводятся беседы в казармах около коек Героев Советского Союза, навечно зачисленных в списки части. Большое эмоциональное воздействие на воинов оказывает проводимое ежегодно, в день годовщины соединения, инсценированное представление о подвиге кантемировца Героя Советского Союза Василия Пешехонова, повторившего подвиг Александра Матросова.
Установилась хорошая традиция поддерживать тесные связи с партийными и советскими органами тех мест, через которые пролег боевой путь этого соединения. Стало цравилбм: для прохождения службы в нем призывать молодежь из районов, в освобождении которых принимали участие танкисты-кантемировцы.
Соблюдению боевых традиций, повышению их воспитательной роли способствует широкое применение исторически сложившихся воинских ритуалов. Принятие военной присяги в торжественной обстановке, вынос Знамени части, подъем Флага корабля, проведение развода и смены караулов, парадов, строевых смотров и вечерних поверок оказывают сильное эмоциональное воздействие на психику, образ мыслей и чувства людей.
Важным средством воспитания морально-боевых качеств воинов является социалистическое соревнование. В армии и на флоте оно направляется на повышение боеспособности и боевой готовности подразделения, части, корабля. Совместная борьба воинов за выполнение принятых обязательств, за высокие показатели в боевой и политической подготовке, постоянная взаимопомощь воспитывают у них благородные чувства дружбы, гордость за успехи родного подразделения.
Сошлемся на одно из артиллерийских подразделений ЦГВ. Здесь заботятся о том, чтобы ни одна минута учебного времени не пропала зря. Молодые воины с помощью старших трудятся в напряженном ритме. Занятия проходят в духе состязательности. Все это помогает выявить, кто на что способен, где кроются резервы покорения нормативов освоения техники. В результате сокращается период становления молодых воинов, растет активность личного состава в соревновании, повышается уровень боеготовности подразделения.
Особое место в формировании у воинов необходимых качеств занимают несение боевого дежурства, тактические занятия и учения.
Здесь каждый солдат и матрос действует в обстановке, значительно приближенной к боевой, требующей большого напряжения физических и духовных сил. Им нередко приходится рисковать при выполнении учебно-боевых задач, что требует от каждого максимальной концентрации усилий и воли, высокой дисциплины и организованности, точного расчета в действиях, смекалки, выдержки, выносливости, проявления разумной инициативы. Все это способствует воспитанию моральной и физической стойкости воинов, их боевой активности и психологической устойчивости при действиях в любых, даже самых экстремальных условиях обстановки.
Весьма важно в процессе боевой учебы развивать у личного состава умение мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, возникающих при решении поставленных задач. Определяющее значение здесь имеют систематические тренировки в преодолении препятствий, характерных для современного боя. Все это предполагает прежде всего улучшение полевой выучки, проведение занятий и учений в любую погоду, днем и ночью, на разнообразной местности. При этом следует широко использовать опыт морально-психологической закалки личного состава, который накоплен за годы Великой Отечественной войны, а также в процессе повседневной боевой и политической подготовки, в первую очередь крупных маневров и учений. Но этот опыт может быть действительно полезным лишь в том случае, если учеба воинов проводится в обстановке, максимально приближенной в психологическом отношении к условиям реального современного боя. Действенным в этом отношении являются полеты самолетов на малой высоте над боевыми порядками войск, нанесение реальных огневых ударов авиацией и артиллерией по целям, препятствующим наступлению войск, стрельбы артиллерии через головы своих частей и подразделений, ведение боевых действий ночью, преодоление зон заграждений и заражений, разминирование местности и т. д.
В воздушно-десантных войсках, например, широкое применение находят упражнения по преодолению зон сплошного заграждения, завалов, ведение огня по низколетящим самолетам, обкатка личного состава танками, парашютные прыжки в воду, с малых высот, приемы самбо и др. Многие из этих упражнений используются и в других видах Вооруженных Сил и родах войск.
Особенно ценен опыт восприятия воинами реальных боевых факторов. Известно, что у некоторых из них бывает чрезмерная напряженность при ожидании выстрела, метании боевой гранаты и т. д. Такие психологические барьеры нередко проявляются и при переходе от работы с учебной техники на боевую, от выполнения условных операций без включения аппаратуры и использования оружия к фактическим действиям.
Приближая психологически обстановку полевых занятий, учений к боевой, следует также создавать познавательные, волевые и эмоциональные трудности. Познавательные трудности боевой обстановки велики и многообразны, что требует от командиров и политработников постоянного творческого поиска. И правильно поступают те из них, кто настойчиво воспитывает у подчиненных, особенно офицеров, «привычку к непривычному». Для этого они во время полевых занятий, учений, маневров создают сложную, нестандартную обстановку, требующую высокого творчества и инициативы подчиненных. Большие умственные трудности возникают при жестком лимитировании времени для принятия решений, недостатке информации о боевой обстановке, наличии ошибочных и противоречивых сведений.
Особое воспитательное значение имеет предоставление воинам максимальной самостоятельности в стрессовой обстановке в условиях полной неизвестности, потери связи, кажущейся безысходности. При таких обстоятельствах у них воспитываются потребности творчески мыслить, принимать смелые решения, брать на себя серьезную ответственность, инициативно и решительно действовать.
Вместе с познавательными трудностями воин должен испытывать и эмоциональные (волнение, сомнения, колебания, переживание большой ответственности, необходимости идти на риск, навстречу опасности и т. п.). На занятиях в поле, учениях они создаются введением элементов контролируемой командиром опасности, предельной нагрузки и темпов работы, изложением задач и условий, вынуждающих при достижении цели идти на риск, проявлять смелость, настойчивость, выдержку и другие морально-боевые качества.
Однако основные трудности боевой обстановки все же не в шумовых и световых эффектах, не в переживаниях воинов, а в действиях сильного, умного, хитрого и напористого противни-к а. Нельзя всерьез говорить о морально-политической и психологической закалке личного состава, если планы «противника» на учениях заранее известны, если он ведет себя пассивно, неумно, не наказывает за ошибки и упущения, беспрепятственно подставляет фланги и тыл под удар. Наивысшая эффективность от учений достигается в тех случаях, когда действия обороняющейся стороны не регламентируются и она тоже ищет пути к победе. Находясь в трудных условиях, когда «противник» наносит сильные удары, имеет инициативу, ставит в критические положения, обороняющаяся сторона воспитывает у себя стойкость, умение действовать активно и решительно, сохранять самообладание, выдержку, преодолевать осторожность и не теряться в любой обстановке.
Очень важно на занятиях, учениях к вопросам воспитания подходить комплексно. Например, при форсировании водной преграды имеет смысл проверить степень мужества и решительности подчиненных, определить уровень их моральной стойкости и психологической устойчивости, инициативы и активности, самостоятельности, хладнокровия, их реакцию на внезапное изменение обстановки. В результате таких оценок можно получить представление о способностях, сильных и слабых сторонах человека и на этой основе целенаправленно влиять на его развитие.
Существенным средством воспитания у воинов таких качеств, как смелость, выносливость, инициатива и высокая бдительность, является образцовое несение караульной и внутренней служб.
Заступление в караул - важное событие в жизни каждого воинского коллектива. Этому, как правило, предшествует большая организаторская и воспитательная работа командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций. Накануне заступления в наряд проверяются знание воинами своих обязанностей по уставу, табелю постам, умение обращаться с оружием, проводятся специальные занятия. Правильно поступают те офицеры, которые заботятся о тщательной подготовке солдат и матросов, сержантов и старшин, заступающих в наряд, добиваются несения ими службы в полном соответствии с требованиями уставов.
В общей системе мероприятий по воспитанию высоких морально-боевых качеств воинов важную роль играет физическая закалка. Напряжение современного боя, обслуживание сложной техники и ее боевое применение требуют, чтобы воины были физически крепкими и выносливыми. Для развития этих качеств в передовых частях систематически проводятся занятия по физической подготовке, тренировки, состязания по военно-прикладным упражнениям и видам спорта, классификационные соревнования, массовые кроссы и марш-броски, спортивные праздники. И здесь важно, чтобы никто не оставался в стороне. Следует добиваться охвата всего личного состава занятиями по физической подготовке и спортом. А для этого в частях необходимо иметь учебно-спортивную базу с большой пропускной способностью, оборудованную силовыми тренажерами, площадками рукопашного боя и метания гранат, полосами препятствий и водными станциями. Таким образом, условия воинской службы, ратный труд, система обучения и воспитания формируют самые ценные качества личности. Они делают человека идейно зрелым, социально активным, психологически устойчивым в бою.
* * *
Решающая роль в поддержании на должном уровне боевой готовности войск и сил флота принадлежит офицерским кадрам. Они организуют и направляют учебно-воспитательный процесс, жизнь и деятельность личного состава. От их четкой работы, идейной зрелости, профессиональной подготовки, педагогического мастерства, умения сплачивать и вести за собой личный состав непосредственно зависит успешное решение задач, стоящих перед подразделениями, частями, кораблями и соединениями.
Воспитание у воинов высоких морально-политических, боевых и психологических качеств - одно из важнейших направлений деятельности офицеров. При этом они обязаны учитывать: во-первых, что формы и методы обучения и воспитания должны соответствовать изменениям, происходящим в техническом оснащении войск и сил флота, приемах и способах ведения боевых действий, конкретным условиям обстановки; во-вторых, хорошо знать своих подчиненных: их биографические данные, социальный опыт, состояние здоровья и физическое развитие, темперамент, способности, наклонности, интересы и черты характера. Это достигается путем бесед, личных наблюдений, анализа анкетных сведений и характеристик. Знание подчиненных позволяет строить предположительный прогноз поведения воина, принимать в необходимых случаях соответствующие меры. Формы тут могут быть самыми различными: в одном случае надо подбодрить солдата, матроса, в другом - дать какое-либо задание, вовлечь в общественную работу, спорт; своевременно предостеречь от зазнайства, а если нужно, то и доверительно переговорить о проступке. Какая бы воспитательная мера ни была избрана, в ней должно быть отчетливо выражено стремление помочь человеку укрепить и развить в себе положительные черты, устранить недостатки, сформировать необходимые качества.
Следует подчеркнуть, что современная война предъявляет высокие требования к личным качествам самого офицера. Прежде всего, он должен стойко преодолевать трудности и опасности боя. Вместе с тем обязан непрерывно и твердо поддерживать у подчиненных высокий боевой дух, подавать им пример мужества и бесстрашия, вести за собой. От способности офицеров организовать деятельность личного состава, придать ей целенаправленный характер, умело опираться на партийные и комсомольские организации, воинский коллектив зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.
Огромное значение имеют высокая идейность и профессиональная подготовка офицера, его внутренняя собранность, верность слову, умение при любых обстоятельствах сохранить выдержку и хладнокровие. Благотворно влияют на подчиненных и такие качества, как сильная воля, безупречная организованность и дисциплинированность, инициатива, самостоятельность и решительность, творческий подход к делу.
Воспитание у офицеров этих качеств имеет важное значение в современных условиях. В годы Великой Отечественной войны командиров этому учила боевая обстановка. Сложные кризисные ситуации постоянно вынуждали брать на себя всю полноту ответственности, идти на оправданный риск, действовать, не ожидая указаний. В мирное же время можно рассчитывать на помощь старших, и увлечение этим обычно ведет к ограничению инициативы, вырабатывает у них чрезмерную осторожность.
Опыт прошлого и настоящего развития Вооруженных Сил подсказывает, что надо не опекать подчиненных, а учить их искусству творческого и инициативного подхода к выполнению поставленных задач, умению самостоятельно разбираться в создавшейся обстановке и находить лучшие способы действий. Командир, политработник, которые научены этому в мирное время, и в бою будут действовать уверенно, высокопрофессионально. «В деле подготовки офицерского состава,- отвечает кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, - особенно большое значение имеет воспитание сильной воли, высоких организаторских способностей, настойчивости в достижении цели. Офицеру должны быть чужды малодушие, нерешительность, нерасторопность. Он призван действовать по правилу: если отдан приказ, надо во что бы то ни стало выполнить его. Никакие трудности и преграды не должны поколебать волю командира».
Назревшая необходимость решения новых, более сложных задач военного строительства объективно требует дальнейшего совершенствования стиля работы военных кадров. Выполняя указания партии, отмечает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. Д. Лизичев, политорганы, парторганизации взяли курс на перестройку сознания, психологии, стиля, форм и методов работы военных кадров, партийного актива, каждого коммуниста. Они направляют основные усилия на то, чтобы наши кадры, и в первую очередь коммунисты-руководители, отрешились от самоуспокоенности достигнутым, от старых мерок и оценок, проявляли ответственное отношение к порученному делу, работали творчески, целеустремленно, перспективно и конкретно. Важно, чтобы каждый офицер, генерал и адмирал отвечал своему функциональному назначению, нес всю полноту ответственности за решение задач боевой готовности, выполнение планов боевой и политической подготовки, за укрепление уставного порядка и воинской дисциплины.
Рассматривая роль офицеров в формировании высоких морально-политических и боевых качеств, следует отметить, что основное внимание они обязаны уделять воспитанию воинов в духе неукоснительного выполнения требований военной присяги и воинских уставов. Именно присяга и уставы содержат правила и нормы поведения воинов в соответствии с коммунистической моралью, целями воинской службы и боевой деятельности. Усваивая их содержание, они расширяют свой политический и специальный кругозор, узнают о тех качествах, которые у них должны быть развиты, знакомятся с порядком боевых и служебных действий, с их целесообразностью. Повседневное поведение военнослужащих в точном соответствии с требованиями уставов и наставлений развивает у них такие важные качества, как дисциплинированность, взаимная требовательность, высокая личная ответственность за выполнение почетной обязанности и священного долга перед Родиной.
Руководствуясь ленинским положением о том, что на войне берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность и дисциплина, военные советы, командиры, политорганы и штабы, партийные и комсомольские организации направляют свои усилия на утверждение уставных взаимоотношений между военнослужащими.
В передовых частях и на кораблях эта работа проводится систематически, планируется на год, на период обучения и месяц, т. е. так же, как и мероприятия по совершенствованию боевой готовности. Здесь политическая и организаторская деятельность направляется на формирование у всех военнослужащих чувства личной ответственности за безупречное выполнение требований военной присяги и уставов, приказов командиров и начальников, настойчиво ведется борьба с круговой порукой, не оставляется без постоянного политического влияния ни один военнослужащий. Командиры и политработники стали глубже изучать своих подчиненных, реальную обстановку в подразделениях, постоянно работать с каждым человеком, умело опираются на партийные и комсомольские организации, добиваются личной примерности коммунистов и комсомольцев в выполнении воинского долга и на этой основе предотвращают нарушения воинской дисциплины. Руководящий состав регулярно выступает в подразделениях по проблемам политического, воинского и нравственного воспитания с конкретным анализом состояния дисциплины в них. Практикуется прием старшими начальниками военнослужащих по личным вопросам непосредственно в частях и на кораблях, полностью используется воспитательная роль социалистического соревнования, проводятся специальные методические сборы и занятия, на которых изучаются опыт и методы работы командиров и политработников.
Однако в работе по укреплению воинской дисциплины имеют место еще недостатки и упущения. Главная суть их состоит в том, что отдельные командиры, политорганы, штабы и партийные организации медленно перестраивают свою работу в духе новых требований партии, некритически оценивают положение дел с дисциплиной, не проявляют настойчивости в борьбе за поддержание твердого уставного порядка в частях и на кораблях. Не всегда эффективно ведется работа по воспитанию у личного состава чувств дружбы и войскового товарищества. Не все офицеры правильно представляют суть самого понятия близости к людям. Нередко упускаются такие его компоненты, как справедливость, постоянное внимание к запросам и нуждам подчиненных, проявление заботы о их быте, культурном росте, нетерпимость к подхалимству и угодничеству. Устранить имеющиеся недостатки, поднять дисциплину войск и сил флота на уровень требований ЦК КПСС - важнейшая задача всех командно-политических кадров, штабов, партийных и комсомольских организаций.
В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса огромное значение имеет авторитет офицерского состава. Подчиненные по-особому чутко относятся к поведению офицера. Нередко по тому, как он соблюдает нравственные нормы, насколько требователен к себе, честен в отношениях со старшими и младшими, в быту, они судят не только о его личных достоинствах, но и об истинности моральных ценностей нашего общества. Требовательность, взыскательность в большом и малом к каждому - это не только служебная обязанность, но и моральный долг командира (начальника), важный фактор формирования высоких морально-боевых качеств у личного состава.
Разумеется, первостепенную роль в укреплении авторитета того или иного офицера играют его собственная деятельность, личное поведение, пример в соблюдении советских законов, воинских "уставов, принципов коммунистической морали, высокая общественно-политическая активность. Если офицер сам нарушает воинскую дисциплину, совершает аморальные поступки, то он не может пользоваться авторитетом у подчиненных. Недопустимы даже единичные проявления беспечности, зазнайства, безответственности в работе. Решающими критериями при всех перемещениях кадров, подчеркивается в материалах XXVII съезда КПСС, должны быть идейно-нравственные качества работников, их реальные дела, способность активно проводить в жизнь политическую линию партии. Каждого руководителя должны отличать идейная стойкость, высокая политическая культура, компетентность, умение строить коллективную работу, вдохновлять людей личным примером, верность принципам, твердые моральные убеждения, постоянная потребность общаться с массами, жить интересами и нуждами людей.
Важным фактором воспитания является правильная организация воинского быта, досуга и культурного обслуживания личного состава. Полное и своевременное удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы, которые затрачиваются на учебу и поддержание постоянной боевой готовности, создает необходимые условия для организации жизни и деятельности войск в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов.
* * *
Формирование высоких морально-боевых качеств - целостный, единый и в то же время многосторонний процесс, в котором одинаково важны все звенья.
Сложившаяся в Вооруженных Силах система обучения и воспитания личного состава вполне оправдывает себя, дает положительные результаты в деле подготовки надежных защитников Родины. Но жизнь не стоит на месте. Новые, более сложные задачи боевой и политической подготовки, процесс развития самих Вооруженных Сил требуют принятия дополнительных мер по усилению воспитательной роли армии и флота, приведения в действие неиспользованных резервов.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза,- М.: Политиздат, 1986, с. 140.
Там же, с. 127.
Правда. 1986. 2 марта.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 163.
Коммунист, 1986, № 3, с. 93.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 89.
Военная Мысль. Специальный выпуск, 1985, февраль, с, 12-13.
Коммунист, 1986, № 3, с. 95-96.
Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 116.