ЮРИДИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1991

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

Об административном расследовании и дознании

Полковник юстиции А. И. РЫБЧИНСКИЙ

ДЛЯ укрепления воинской дисциплины, порядка и организованности командирам (начальникам), армейской и флотской общественности, правоохранительным органам следует вести непримиримую борьбу с любыми негативными явлениями. В этой связи трудно переоценить роль административных расследований и производство дознаний. Эта деятельность позволяет узнать причину проступка, установить виновное лицо (или лиц) и принять обоснованное решение о привлечении к ответственности (дисциплинарной, материальной, уголовной и т. д.). Своевременно проведенное административное расследование позволяет предупреждать проступки, что в значительной мере облегчает деятельность следственных органов по изобличению правонарушителей.

Командование, организуя административное расследование, руководствуется Наставлением по правовой работе Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом министра обороны СССР № 250 от 18 августа 1987 года.

Это Наставление содержит подробный перечень положений, при которых назначается административное расследование. В частности, оно обязательно, когда допущены утрата, порча, уничтожение, хищение или неправильное использование материальных и денежных средств, а также при авариях, летных происшествиях и т. п. Расследование должно вестись оперативно, в срок не более месяца. При необходимости (как исключение) он может быть продлен еще на месяц. По итогам расследования составляется заключение. В нем излагаются краткий анализ доказательств, выводы и предложения. С ними знакомятся правонарушители и потерпевшие. Но на практике это требование зачастую не выполняется, что влечет за собой подачу жалоб. После получения заключения командир (начальник) принимает по нему решение в 3-дневный срок. Если в нем установлен состав преступления, то командир (начальник), как орган дознания, обязан возбудить уголовное дело.

Нынешний проект Дисциплинарного устава содержит требование: наложению дисциплинарного взыскания должно предшествовать дисциплинарное расследование. Там же определяется порядок его проведения. Видимо, новый вид расследования может усложнить ориентировку командиров (начальников) в правовой регламентации, так как в конечном итоге речь идет о принятии решения по проступку, не образующему состава преступления.

Производство дознания - более высокий уровень административной деятельности командования. В соответствии с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР органами дознания в армии и на флоте являются командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений. На основе законодательных норм в Министерстве обороны разработана и действует Инструкция, которая утверждена Главным военным прокурором и введена в действие приказом министра обороны СССР № 1 от 4 января 1978 года. Предоставление командиру воинской части прав органа дознания рассматривается как одно из средств укрепления воинской дисциплины, воспитания военнослужащих в духе точного исполнения законов, военной присяги, уставов.

В борьбе с правонарушениями большое значение имеет своевременное и полное раскрытие проступка (преступления). Безнаказанность является питательной средой, способствующей совершению новых криминальных поступков. Здесь, вполне уместно вспомнить слова В. И. Ленина: «Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни один случай преступления не проходил нераскрытым» (Поли. собр. соч, т. 4, с. 412). В данном случае орган дознания части, т. е. командир (начальник), обязан принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся правонарушении и принимать по ним решения в 3-диевный срок (в исключительных случаях - в 10-дневный). Если факт нарушения очевиден, то командир (начальник) немедленно возбуждает уголовное дело, уведомив об этом военного прокурора.

Командир {начальник) возбуждает уголовное дело о всех правонарушениях, совершенных подчиненными (военнослужащими, военнообязанными во время прохождения учебных сборов, рабочими и служащими СА и ВМФ). Если это относится к гражданскому лицу на территории части, не имеющему к ней отношения, командир сразу же, не возбуждая уголовного дела, направляет материалы территориальному прокурору или начальнику местного органа внутренних дел. Что касается военнослужащих, не проходящих службу в частях данного гарнизона, то уголовные дела, согласно Уставу гарнизонной и караульной служб, заводит начальник гарнизона, являющийся органом дознания. При завершении уголовного дела выносится постановление. В нем указывается время, место, кем оно составлено, основание к принимаемому решению, статья уголовного кодекса, по признакам которой возбуждено и кому поручено расследование. К сожалению, на практике нередко встречаются случаи, когда постановление о возбуждении уголовного дела подписывается дознавателем и утверждается командиром (начальником). Подобное решение нельзя назвать верным, поскольку органом дознания является только командир (начальник). В дальнейшем орган дознания действует в зависимости от того, к какой катеп> рии относится дело: к той, где производство предварительного следствия не обязательно, либо без последнего нельзя обойтись. Первое в практике органов дознания СА и ВМФ встречается крайне редко, поэтому целесообразно рассмотреть второе.

Орган дознания, не ожидая указаний военного прокурора и окончания установленного 10-дневного срока, обязан направить дело военному прокурору. В последующем он вправе выполнять следственные или розыскные действия только по поручению следователя военной прокуратуры.

Осуществляя руководство дознанием, командир (начальник) обязан давать указания дознавателям, проверять их выполнение. К сожалению, редко встречаются руководители, которые в полном объеме действуют в соответствии с законом. И несмотря на то что с органами дознания военными прокурорами ежегодно проводится много занятий', они не в состоянии восполнить их пробелы в правовом воспитании. Правда, практика вырабатывает новые формы взаимодействия органов "военной прокуратуры и дознания. В ряде военных округов (МВО, БВО, ЗабВО и др.) в повседневную деятельность все шире входят занятия по правовому минимуму и зачеты от офицеров, подлежащих назначению на самостоятельные должности. Повышению уровня правовой подготовки офицеров бесспорно способствуют и предусмотренные приказом министра обороны СССР № 200 1989 года зачеты, которые они обязаны сдавать 1 раз в 2 года.

Следует остановиться и на уровне юридической подготовки дознавателей. Нередко именно она является определяющей в деятельности командира (начальника). К сожалению, отдельные из них, подписывая документы, составленные дознавателем, не вникают в их суть, полагаясь на компетентность своего помощника, а она порой находится на низком уровне. Поэтому довольно часто допускаются юридические ошибки. Доказательством этого служит то, что только в 1990 году внесено около двух тысяч представлений на допущенные органами дознания и дознавателями нарушения закона. Тревожит и то, что каждое 12-е дознание, прекращенное органами дознания, при его проверке военными прокурорами признано необоснованным и решение по нему отменено. И еще. В масштабе Вооруженных Сил число дознавателей велико, но они профессионально не подготовлены. По этой причине следователи военных прокуратур и прокуроры при проведении ежегодно 10-дневных стажировок много времени затрачивают на инструктажи, буквально «разжевывая» требования закона, методику выполнения отдельных следственных действий.

Вот почему необходимы организационные изменения, позволяющие поднять уровень подготовки как органов дознания, так и дознавателей. В военных учебных заведениях время на изучение уголовного и уголовно-процессуального законодательства ничтожно мало. А если принять во внимание, что значительное количество дознавателей назначается из числа офицеров, призванных на военную службу на два года, то эффективность их работы равна нулю. Сложившаяся ситуация требует совершенствования организации органов дознания. Важность проблемы подтверждает и жизнь. Весной прошлого года на заседании Президиума Совета Министров СССР обсуждалась общесоюзная программа по борьбе с преступностью. Наряду с другими вопросами одобрено и. предложение о создании в пределах численности Министерства обороны СССР штатных органов дознания в армии и на флоте. На них планируется возложить выполнение необходимых оперативно-розыскных и следственных действий, выделить их организационно из структуры воинских частей и содержать при военных комендатурах. На наш взгляд, вначале эти обязанности вполне смогли бы осуществлять офицеры, прошедшие специальную подготовку, а в перспективе их ряды можно пополнять офицерами с юридическим образованием.

И последнее. Законы предусматривают протокольную форму досудебной подготовки материалов. Это упрощенный порядок производства по некоторым преступлениям. К сожалению, он не распространяется ни на одно из воинских правонарушений. И, думается, напрасно. Такие проступки, как самовольная отлучка или неуставные взаимоотношения между военнослужащими без отягчающих обстоятельств, вполне возможно расследовать по этой форме. На сегодняшний день таким образом решается лишь мизерное количество правонарушений, что также свидетельствует о робости командиров (начальников), которая вполне объяснима: недостаточное знание требований закона и своих возможностей. При создании правового государства нельзя оценивать деятельность социальных институтов иначе, чем с точки зрения законности и приоритетов прав военнослужащих, гарантированных Конституцией СССР.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации