Информационно-психологическое противоборство в современных условиях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1996, стр. 22-28

Информационно-психологическое противоборство в современных условиях

Генерал-майор Е.Г.КОРОТЧЕНКО,

кандидат военных наук, профессор,

академик Международной академии информатизации

СОВРЕМЕННОЕ общество не может существовать без информации. От ее достоверности, своевременности, полноты во многом зависит решение политических, экономических, оборонных, правовых, научных, образовательных, культурных и иных задач в интересах как отдельной личности, так и страны в целом.

Однако события последних лет вынуждают признать, что информация используется не только для созидания. При отстаивании государствами национальных интересов (в том числе в оборонной сфере) наметилась тенденция к переходу от традиционных (силовых) методов и средств воздействия к нетрадиционным, среди которых важная роль принадлежит информационным. Информация и информационные технологии становятся все более действенным оружием. Не случайно профессора Гарвардского университета ссылаются на Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова, утверждавшего, что «поле битвы будущего - информация». Геополитическое и геостратегическое положение России в современном мире таково, что она будет постоянно испытывать мощное противодействие традиционных и новых оппонентов практически во всех областях экономической, политической, военной и общественной деятельности. Опыт последних лет показывает: в попытках ослабления и даже разрушения российской государственности особые усилия предпринимаются именно в сфере информации и информационных технологий, поэтому вызывает необходимость проведения ответных мер.

Разумеется, исследовать явления информационного противоборства целесообразно с учетом того, что в нем всегда участвуют как минимум две стороны. В настоящей статье вследствие ограниченности объема проблема информационного противоборства анализируется лишь с «российской стороны».

Рассмотрим некоторые ее составляющие.

Внешняя составляющая представляет собой, на наш взгляд, совокупность мероприятий информационного воздействия на руководство, население и личный состав Вооруженных Сил нашей страны, проводимых различными государствами (в том числе формально нейтральными и даже дружественными) для создания внешне правдоподобной обстановки, которая вынудила бы (натолкнула) наше руководство или отдельные группы (слои) населения принимать выгодные (необходимые) данным государствам решения. При этом нельзя сбрасывать со счетов информационную деятельность различных зарубежных движений антироссийской направленности.

Внутренняя составляющая включает в себя мероприятия определенной направленности, проводимые внутри страны политическими и иными силами с использованием средств массовой информации (СМИ), литературы, искусства и других «небоевых» средств для достижения своих целей.

Высшим проявлением информационного противоборства зарубежные аналитики считают информационную войну. Ее положения давно и не без успеха реализуются, например, в США. Так, мероприятия, проводившиеся в ее рамках, по оценке американского руководства, внесли значительный вклад в дезинтеграцию Организации Варшавского Договора и СССР.

Главная цель информационной войны - овладение сознанием населения Российской Федерации, подрыв морально-боевого потенциала Вооруженных Сил, т.е. подготовка почвы для политического, экономического и военного проникновения. С этой же целью готовятся и постоянно проводятся тайные информационные и психологические операции (акции), причем не только определенными структурами государств - «традиционных» противников России, - но и ее союзниками, а также дружественными странами. К осуществлению таких мероприятий привлекаются многочисленные аналитические и информационные центры, лучшие специалисты. Россия с ее ядерным оружием и огромными запасами естественных ресурсов всегда вызывала и будет вызывать у творцов внешней политики ряда стран крайнее беспокойство. Не случайно находит подтверждение информация о том, что в основе глубинных течений в политике НАТО - стремление добиться уничтожения ядерного и промышленного потенциала России. Так, министр обороны США считает: «...нет лучшей возможности тратить средства, ассигнованные на национальную безопасность, чем помочь в уничтожении ядерных вооружений и промышленности (разрядка наша. - Е.К.) бывшего врага. Нет ничего менее разумного и более глупого для Соединенных Штатов, чем не воспользоваться возможностью для таких вложений» (по материалам зарубежной военной печати).

И дело здесь не в противоположности двух социальных систем, как это имело место в недавнем прошлом: исторически Запад, признавая мощь России (СССР), всегда противился усилению ее влияния в Европе и Азии. Кроме того, в ближайшей перспективе не политика, не идеология и даже не экономика и демография, а природные ресурсы будут определять жизнеспособность каждого государства. На Западе хорошо понимают геостратегическое значение огромных природных ресурсов России и других государств СНГ. Вот почему США и их союзники предпринимают активные меры, в том числе информационного воздействия, дабы проникнуть на российский сырьевой и экономический рынок и закрепиться на нем.

Таким образом, противодействие информационному экспансионизму и защита национальных интересов России - в определенной степени синонимы. От способности сопротивляться информационной агрессии в мирное и военное время зависит будущее страны и ее Вооруженных Сил. Поэтому чрезвычайно важно разработать систему теоретических положений и практических рекомендаций, реализация которых позволила бы успешно противодействовать информационной экспансии против России. При этом следует учитывать, что и информационные операции (акции) при подготовке к развязыванию войны могут начаться задолго до нанесения первого массированного ракетно-авиационного удара. Наиболее возможной теперь становится ситуация, когда «тихая» («ползучая» - информационная) агрессия может быть развязана заблаговременно, т.е. за несколько недель, месяцев и даже лет до начала полномасштабных военных действий (в зоне Персидского залива - более чем за 5 месяцев, в Гренаде - за 3 года). Реально войны или вооруженного конфликта еще нет, но агрессия фактически уже развязана.

Есть еще одна сторона внешнего экспансионизма, которой следует уделить особое внимание. Она связана с возможностью активного психологического воздействия на руководство, население и личный состав Вооруженных Сил, других силовых структур путем использования внешних СМИ, «деятельности» туристов, агентов иностранных разведок, некоторых бизнесменов, советников, журналистов. Не исключено применение специальных (психотропных) и, возможно, психотронных средств.

Уже сейчас в Российской Федерации отмечен резкий рост психических заболеваний. Причину неблагополучного состояния здоровья значительного числа наших сограждан специалисты видят в активной и целеустремленной информационно-психологической обработке населения в неблагоприятном для него направлении, в деформации, сломе российского менталитета. В кризисной ситуации это может привести к тому, что боевые психологические травмы (потери) многократно превысят таковые в любой из предыдущих войн.

Следовательно, применительно к сложившимся сейчас условиям надо говорить не только об информационном, но и об информационно-психологическом противоборстве, и эта задача должна быть, на наш взгляд, выдвинута в качестве важнейшей проблемы государственного и военного строительства.

С началом военных действий информационно-психологическое противоборство приобретет еще более резкие и масштабные формы. Как следует из зарубежной печати, широко может быть применено информационное оружие, специально подготовленные и заранее внедренные информационные агенты.

Поэтому, если заблаговременно не будут разработаны и практически освоены меры противодействия информационно-психологической агресси, последствия для страны могут оказаться чрезвычайно тяжелыми. Так, в начале войны агрессор, безусловно, предпримет все, чтобы не только уничтожить, подавить, блокировать или захватить пункты управления, сбора, обработки и распределения информации, но и разрушить, исказить информацию или задержать ее прохождение, а также провести широкомасштабные мероприятия по дезинформации и морально-психологическому воздействию на руководителей и ответственных лиц страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.

Разрабатывая теорию и совершенствуя практику информационно-психологического противоборства, следует учитывать, что оно будет иметь место в стратегическом, оперативном и даже в тактическом масштабе. Более того, как следует из доклада начальника штаба армии США генерала Салливэна, «...достижение победы в информационной войне на поле боя» - одно из приоритетных направлений в строительстве сухопутных войск этой страны на ближайшую перспективу.

Несколько слов о внутренней стороне информационно-психологического противоборства. Не секрет, что в стране идет активная борьба за власть различных партий и течений, причем нередко без правовых и других ограничений. Каждый день мы сталкиваемся с ложью, которую распространяют некоторые официальные и неофициальные средства массовой информации. При этом сознательно искажается история, разрушаются традиции страны, Вооруженных Сил. Инициаторы этого «действа» прекрасно понимают, что поле, вспаханное ложью и засеянное ложью, может принести лишь один «урожай» - деградацию страны, истощение духовного и психического потенциала, ослабление воли к сопротивлению и даже к выживанию. Можно с полным основанием утверждать, что положение в отечественных СМИ приобрело характер национальной проблемы.

В средства массовой информации проникли определенные политические структуры и этнические группы, не выражающие интересы большинства населения, ориентированные преимущественно на Запад, не считающиеся с особым, российским путем развития. Они широко используют в информационно-психологическом противоборстве не только измышления и полуправду, но и эффект умолчания. Именно этим можно объяснить отсутствие до недавнего времени в СМИ глубокого анализа причин кризиса реформ в России, разрушения ее генофонда вследствие эмиграции наиболее талантливых людей, тяжелейшей криминогенной ситуации (за 3 последних года погибло людей в 10 раз больше, чем в период войны в Афганистане) и целого ряда других проблем.

Тяжелейшие последствия для страны может иметь ставка некоторых СМИ на подлецов и предателей типа печально известного фашистского прислужника А.Власова. Россия, очевидно, единственная в мире страна, где осуждается патриотизм - стержень национального самосознания и государственной независимости - и культивируется «здравый смысл». Плата за насаждение последнего может быть слишком высокой - утрата культурно-исторической самобытности, превращение страны в конгломерат «банановых республик».

Следует также отметить, что противники России делают все, чтобы воспретить ей доступ к передовым информационным технологиям, не допустить ее в число стран-пользователей региональных и глобальных информационных сетей. Тем самым планируется добиться решающего и «бесповоротного» научно-технического и информационного (а, следовательно, и военного) превосходства над Россией. Кроме того, они направляют свои усилия на создание и совершенствование информационного оружия, которое можно отнести к одному из видов нелетального оружия. Примененные в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов, некоторые его образцы (различные средства РЭБ, СВЧ-генераторы, информационные вирусы и «закладки», программы-оборотни и др.) оказались весьма эффективными. Большой интерес в ряде стран проявляется к совершенствованию технических и других средств ведения информационных и психологических операций, таких, например, как голографические изображения в атмосфере, голосовые синтезаторы, позволяющие составлять провокационные сообщения, передавать их голосами лидеров различных государств и распространять через электронные СМИ. Зарубежные специалисты считают, что подобные средства физического и психического влияния на человека при 10-процентной эффективности способны вызвать паническое состояние даже в хорошо организованном коллективе. При этом, как свидетельствует анализ, наибольшую опасность представляют средства, способные осуществить компьютерную и программную атаки, - программно-математическое воздействие (СПМВ).

Как отмечается в отечественной печати, основными объектами применения СПМВ могут быть не только военные, но и гражданские цели, находящиеся в административно-промышленных центрах. В их числе средства безналичных финансовых операций, системы передачи данных, центры управления полетами гражданской авиации и даже средства автоматизации процедуры голосования на избирательных пунктах, а также другие системы, нарушение функционирования которых приводит к резкому снижению безопасности государства. При массированном применении противной стороной средств программно-математического воздействия возможна частичная или полная потеря управления государственными и силовыми структурами.

Таким образом, обеспечение безопасности информационных систем и технологий, защита компьютерных сетей и информационных программ - одна из важнейших государственных задач. Ее решение - в реализации комплекса административно-организационных, правовых, аппаратно-технических и программных мер, которые позволили бы предотвратить или значительно снизить ущерб от СПМВ.

Каковы возможные пути решения проблемы информационно-психологического противоборства?

Приветствуя заметное потепление в международных отношениях и демократизацию российского общества, следует, видимо, на самом высоком уровне признать сам факт существования информационно-психологической экспансии и необходимость принятия экстренных мер в масштабе страны.

Первоочередной задачей представляется разработка общегосударственной объединяющей патриотической идеи, которая может быть положена в основу деятельности всех государственных и независимых структур, а также мировоззренческой позиции каждого гражданина России.

Практически одновременно необходимо приступить к разработке концепции информационно-психологического противоборства (ИПП). Она может включать в себя следующие разделы: определение (дефиницию) информационно-психологического противоборства; основные категории и термины; цель, требования, решаемые задачи; принципы организации и осуществления; формы и способы в мирное и военное время; привлекаемые силы и средства; управление; приоритеты, проблемы и пути их решения; возможные тенденции в развитии теории и практики ИПП на перспективу.

При разработке понятийного аппарата концепции ИПП необходимо учитывать, что некоторые ее категории (психологическая операция, морально-психологическое обеспечение, информационная система и др.) устоялись и не потребуют существенных уточнений. В то же время часть терминов, используемых в настоящей статье и других материалах, либо носит авторский характер (информационно-психологическое противоборство, информационная борьба, информационная операция, информационный удар, информационная безопасность, безопасность информационных систем), либо заимствована из официальных, но иностранных источников (информационная экспансия, информационная агрессия, информационная война, информационное оружие, информационная бомба, информационный агент и пр.). Вполне очевидно, что такая «разноголосица» не способствует пониманию и разрешению острейшей общегосударственной проблемы.

В ходе разработки концепции потребуется также проанализировать влияние ИПП на межгосударственные отношения, характер и содержание вооруженной борьбы и внутриполитическую ситуацию в России.

В последующем, в контексте реализации концепции ИПП, предстоит большая работа по защите компьютерных сетей и средств, совершенствованию управленческой деятельности всех звеньев государственного аппарата негосударственных структур, в том числе (с соблюдением всех норм демократии и легитимности) средств массовой информации.

Разумеется, все это потребует выделения определенных финансовых ресурсов и в первую очередь на подготовку специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные и весьма тонкие в исполнении задачи противодействия информационно-психологической экспансии.

Особенность ИПП состоит в том, что оно либо чрезвычайно эффективно, либо (при неумелой организации и ограниченных возможностях проведения) почти бесполезно. Однако, как отмечают специалисты, отставание в нем хуже, чем отставание в кибернетике. Нерешение проблем ИПП делает невозможным консолидацию общества и стабилизацию обстановки в государстве, являющихся первоосновой для возрождения России. Нарастающая информационно-психологическая агрессия, если ей не будут противопоставлены эффективные контрмеры, может привести к тому, что враждебные народам России силы достигнут своих целей и без развязывания военных действий (эффект созревшего яблока, которое само упадет в руки).

Решение проблемы противодействия информационно-психологической экспансии - задача непростая, особенно, если иметь в виду негативные изменения, происходящие в качественных характеристиках некоторых слоев населения: бездуховность, пренебрежение интересами государства и общества, склонность к стяжательству, пьянство и наркомания, слабое состояние здоровья, низкий интеллект, «опыт» пребывания в криминальных структурах и др.

Существующая система взглядов на информационно-психологическое противодействие при столкновении с реальной действительностью оказалась нежизнеспособной, малоэффективной из-за отсутствия теоретических основ и непрофессионализма исполнителей. Необходимы срочные меры, чтобы окончательно не деморализовать армию, не отторгнуть население от конституционной власти. Не новые «сталинские репрессии», не новый «железный занавес» а продуманные, научно обоснованные, опирающиеся на достижения психологии, соответствующие правам человека и, самое главное, отвечающие долгосрочным коренным национально-государственным интересам меры позволят устоять перед массированными информационно-психологическими ударами, наносимыми сегодня по России. Указанные меры должны охватить образование, воспитание, здравоохранение, культуру и обязательно быть подкреплены эффективной государственной социально-экономической политикой.

Применительно к Вооруженным Силам и другим силовым структурам это означает, на наш взгляд, создание качественно новых систем информационного и информационно-психологического противодействия, духовного воспитания военнослужащих, важнейшей, доминирующей частью которых должно стать противодействие информационным и психологическим операциям (акциям), направленным против России. Так как они проводятся и в мирное, и в военное время, то противодействие им должно осуществляться постоянно. Иной альтернативы, думается, нет.

По мнению многих специалистов, информационно-психологическое противоборство должно быть упреждающим, мобильным, гибким и выполнять следующие функции: технико-защитную, информационно-разъяснительную, политико-ориентирующую, объединительную и воспитательно-нейтрализующую, а соответствующие организационные структуры - отвечать задачам, формам и способам действий.

Конечная цель противодействия информационно-психологической агрессии - формирование устойчивого морально-психологического состояния народа, отвечающего самым жестким требованиям не только современной войны, но и возможных попыток нового внутреннего взрыва, только теперь с целью развалить Россию.

В Вооруженных Силах мероприятия противодействия будут иметь успех лишь тогда, когда они станут важнейшей функцией командования. Главным в этой специфической деятельности должно явиться, на наш взгляд, решение задач, являющихся содержанием различных видов обеспечения современных операций (боевых действий), в том числе морально-психологического обеспечения.

Морально-психологическое обеспечение - самостоятельный вид деятельности государственных и войсковых органов. Оно связано с мировоззренческой и психологической стороной деятельности военнослужащих и лиц других категорий и решает широкий круг задач. В контексте информационно-психологического противоборства одна из них состоит в противодействии психологическим операциям (мероприятиям), проводимым противником (противоборствующими силами) на наши войска и население.

Следует подчеркнуть, что в ходе ведения современной войны предполагается принятие соответствующих адекватных действий по отношению к противнику.

Таким образом, вышеизложенное показывает, что информационно-психологическое противоборство, по нашему мнению, должно проводиться как в мирное, так и в военное время.

Две другие стороны связаны с разрушением, искажением, задержкой информации, хранящейся и циркулирующей в сетях управления, и проведением защитных мероприятий по противодействию подобным усилиям противника (противоборствующих сил).

Специфические мероприятия программно-математического воздействия на компьютерные сети управления и информационные программы противодействующей стороны, а также система защитных мер по противодействию аналогичным мерам противника выдвигаются сейчас в качестве самостоятельного и чрезвычайно важного направления информационно-психологического противоборства. Требует совершенствования традиционный комплекс мер оперативного и тактического воздействия на объект информационных и управляющих систем противника нанесением огневых, электронных ударов и ударов войсками. Необходимо также развивать и комплекс мер по защите аналогичных государственных сис-тем от подобного воздействия противоборствующей стороны.

В заключение еще раз подчеркнем, что без принятия эффективных и срочных контрмер последствия для России информационно-психологической экспансии могут быть весьма тяжелыми.

Задача состоит в том, чтобы в короткий срок и в корне изменить ситуацию.

Салливэн Г. Р. Модернизация сухопутных войск США в соответствии с требованиями XXI века// Military Review. - 1993. - July.

Сунь- Цзы . Трактат о поенном искусстве. - М.:Воениздат, 1955.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации