Сознание военной безопасности и механизм его формирования в ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2(3-4)/2000, стр. 55-60

Сознание военной безопасности и механизм его формирования в ВС РФ

Полковник В.М.ЧУГУНОВ,

доктор философских наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы вопросам духовного обновления личности воина, воспитания у него высоких морально-боевых и психологических качеств уделяется повышенное внимание. Одним из направлений в этой области является формирование у военнослужащих сознания военной безопасности.

Духовный фактор безопасности государства характеризует качественное состояние основных смыслообразующих форм общественного сознания и видов духовной деятельности, определяющих защиту жизненно важных национальных ценностей и интересов. Следовательно, в общественном сознании наряду с другими явлениями отражается также и военная безопасность государства. Отсюда логично допустить существование в нем определенного «среза», который фиксирует проблемы, связанные с соотношением войны и мира, военной политикой государств и их военными доктринами, строительством вооруженных сил и предназначением военной организации общества, иными словами - с обеспечением военной безопасности государства. И эту часть общественного сознания можно определить как сознание военной безопасности.

Сознание военной безопасности государства специфично но своему содержанию. Во-первых, по своей сути это осознание людьми необходимости защиты жизненно важных интересов государства, связанных с главными сферами его жизнедеятельности (экономической, политической, социальной и духовной) через призму основных национальных ценностей. Речь идет о критических параметрах, нарушение которых может привести к прекращению существования государства как суверенного субъекта системы международных отношений. Во-вторых, сознание военной безопасности различается в зависимости от конкретного исторического этапа развития государства, его потребностей, жизненно важных национальных интересов общества. В-третьих, его носителями выступают государство, общество, отдельные личности, как впрочем, и коллективы, социальные группы, слои, классы, нации. В-четвертых, на индивидуальном уровне сознание военной безопасности органично соединяет в себе рационально-логическую, эмоционально-чувственную и волевую сферы духовного мира личности, направленные на деятельность по обеспечению военной безопасности государства. В-пятых, оно формируется под влиянием объективных и субъективных военно-политических факторов, а также под воздействием всех составляющих общественного сознания как целого, что обусловливает многоплановость сознания военной безопасности. В-шестых, сознание военной безопасности специфично по своей организации, структуре, представляя собой своеобразный «срез» всех форм общественного сознания на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Его идеи существуют в форме политических, правовых, экономических, философских, нравственных, эстетических, религиозных и других концепций (теорий, взглядов). Но роль этих элементов различна. Среди них можно выделить преимущественно смыслообразующие - философские и научные, моральные и эстетические, фиксирующие основные ценности культурно-исторического типа, и непосредственно действующие - политические и правовые, отражающие особенности конкретно-исторического этапа развития общества и государства и проявляющиеся в военных доктринах, концепциях и военной политике в целом.

Так, в рамках философского компонента сознания военной безопасности формируется мировоззрение индивида, социальной группы, класса, нации, народа, закрепляемое в соответствующих ценностях и определяю-» шее отношение человека к основополагающим вопросам: смыслу жизни, сущности бытия, мироустройству, истории страны, ее культуре, духовности, защите отечества.

В рамках морально-нравственного элемента осуществляется оценка деятельности индивида, социальной группы, нации и народа с точки зрения категорий добра и зла, совести, воинского долга, чести, доблести и служения отечеству в соответствии с духовными традициями общества, его национальными ценностями. Нравственный и эстетический компоненты объединяют проблемы духовной подготовки вооруженных сил и населения страны к возможной войне. Следует учитывать и религиозный элемент сознания военной безопасности, ибо ни одна из существующих в настоящее время религий не оставляет без внимания проблемы войны и мира, вооруженной защиты отечества. И это обстоятельство надо использовать в воспитательной работе с личным составом.

Непосредственно действующие компоненты сознания военной безопасности тоже в той или иной мере участвуют в формировании глубинных ценностных ориентации субъектов военной безопасности государства. В рамках политического и правового элементов происходит оценка войны, вооруженного конфликта, и в первую очередь с точки зрения их социального характера (справедливости и несправедливости, прогрессивности и реакционности), а также под углом зрения международного права, соблюдения соответствующих конвенций и договоренностей.

Политический компонент сознания военной безопасности включает в себя проблемы войны и мира, военной политики и доктрины, концепции военной безопасности государства, строительства военной организации общества, его вооруженных сил и их применения. Правовой элемент определяет юридическую сторону проблем, связанных с военной безопасностью, подготовкой страны к отражению агрессии, ведению военный действий и т.п. Экономический компонент сознания военной безопасности выступает в виде экономических теорий, концепций и взглядов на проблемы экономического обеспечения военной безопасности государства, строительства его вооруженных сил и др.

Сознание военной безопасности не вырастает само по себе из материальных условий жизни, хотя экономические факторы, безусловно, оказывают на него определенное влияние. Нельзя также напрямую связывать уровень идеологического воздействия и воспитательной работы в обществе с уровнем сформированности сознания военной безопасности. Связи здесь гораздо сложнее и многограннее и обусловлены, по-видимому, национальными ценностями, присущими той или иной цивилизации, культурно-историческому типу, конкретному обществу, государству.

Так, в российском обществе основными общенациональными ценностями являются: уникальное по своим количественным и качественным пара-, метрам материальное и духовное достояние российской цивилизации и геополитическое положение; идея государственности как важная смыслообразующая ценность в разных ее формах (княжеская власть, самодержавие, диктатура пролетариата, общенародное государство); государственное единство, территориальная целостность и суверенитет; много-; национальная культура народов России, сформированная тысячелетней историей страны; умеренно авторитарный идеал власти и авторитарно-государственный тип мышления; община и коллектив как способ организации жизни и существования, а также общинный, соборный, коллективистский характер общественного сознания; глубокое чувство патриотизма, любовь к Родине; мессинианская идея об особой роли России в создании справедливого общественного мироустройства; национальная и религиозная терпимость в рамках многонационального государства;: трудолюбие российского народа; особый тип духовности и русский национальный характер с присущими им традиционализмом и определенным фатализмом, доминированием в сознании большинства населения интуитивизма, а не рационализма, с приверженностью идеалам справедливости и добра; семья, ее своеобразная роль в передаче культурных традиций и др.

Указанные ценности, по нашему мнению, могут быть основанием новой общенациональной идеи, которая должна лежать в основе сознания военной безопасности и духовного потенциала (фактора) военной безопасности Российского государства в целом. Эта идея должна также аккумулировать достижения современного мирового развития - идеалы прав и свобод человека, демократии, рыночной экономики, гражданского общества. Новая общенациональная идея способна, как мы считаем, ликвидировать раскол в общественном сознании российского общества, который возник в XIV веке как церковный, а затем распространился на всю культуру России и на протяжении последующих столетий присутствовал в национальном сознании, порождая смуты, революции, другие общественные катаклизмы, и который, к сожалению, сохраняется в современных условиях.

В гносеологическом аспекте сознание военной безопасности можно рассматривать как результат взаимодействия субъекта и объекта. Субъектом сознания военной безопасности выступает прежде всего государство, выражающее общенациональные ценности и интересы, о б ъ е кт о м является вся совокупность политических, экономических, социальных и духовных отношений, которые характеризуют военно-политическую ситуацию в мире (регионе), а также внутреннюю обстановку в стране. Определяющий элемент в этой системе отношений - субъект, в силу того что именно государство определяет политический, экономический, социальный и духовный факторы, оказывает решающее воздействие на формирование сознания военной безопасности. В то же время и сознание военной безопасности (особенно его теоретический компонент) в силу закономерностей развития общественного сознания активно воздействует на субъект, изменяя его в соответствии с новыми условиями.

Представляется, что сознание военной безопасности может быть направлено: на военно-силовое достижение политических целей или агрессию; на абстрактно-пацифистское отрицание войны как средства разрешения противоречий; на оборону и защиту жизненно важных национальных ценностей и интересов. Это находит свое конкретное выражение в следующих основных видах сознания военной безопасности.

Агрессивно-милитаристское сознание было присуще государствам и обществам, которые достигали цели с помощью военной силы, порабощения других стран и народов, их угнетения, захвата новых территорий. История человечества изобилует примерами подобного рода. К сожалению, такой подход в разрешении противоречий между государствами и народами имеет место и в современных условиях.

Абстрактно-пацифистское сознание получило распространение как протест против войн, приносящих человечеству постоянные страдания и бесчисленные жертвы. Суть его сводится к неприятию вооруженного насилия в любой форме. Возникает, естественно, вопрос: а как же быть государству или народу, которые подверглись или могут подвергнуться агрессии? Вправе ли народ и государство бороться за свою независимость и суверенитет? Да, вправе, и история подтверждает это. Отсюда вытекает так называемое оборонное сознание.

Все эти виды сознания военной безопасности могут присутствовать в духовном потенциале (факторе) государства, общества и других субъектов-носителей общественного сознания. Их соотношение может быть различным. Но в результате влияния основных общенациональных ценностей в духовном потенциале государства на каждом конкретно-историческом этапе его развития и функционирования доминирует какой-либо один из видов сознания военной безопасности.

Оборонное сознание имеет ярко выраженную специфику, наиболее полно проявляющуюся в его предметном содержании, которое представлено оборонно-политическим и оборонно-специальным компонентами. Оборонно-политический компонент охватывает взгляды на реальную международную политику государства, выражает одобрение политического курса, направленного на устранение угрозы войны из жизни мирового сообщества, утверждение прочного мира и создание всеобъемлющей системы международной безопасности, осуществление полного и всеобщего разоружения. Носители оборонного сознания не относятся ни к одному народу как к своему врагу, не предъявляют ни к какому государству территориальных претензий, строят международные отношения на уважении принципов независимости и национального суверенитета, неприменении силы или угрозы силой, выступают за нерушимость государственных границ и территориальную целостность, разрешение конфликтов мирным путем, невмешательство во внутренние дела, соблюдают нормы международных отношений, зафиксированные в Уставе ООН и других документах, признанных мировым сообществом. Оборонно-специальный компонент включает взгляды на строительство вооруженных сил, способы ведения вооруженной борьбы, на методы управления войсками (силами), техническое оснащение армии и флота и др.

В Вооруженных Силах сознание военной безопасности выражается и проявляется в морально-психологическом состоянии военнослужащих.

Морально-психологическое состояние личного состава - это относительно устойчивое состояние мобилизованности и настроенности морали и психики военнослужащих, психологии воинских подразделений, частей на решение поставленных боевых и других служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи. Оно является следствием объективных и субъективных условий, факторов и обстоятельств, образа жизни и всей системы подготовки личного состава, прежде всего его нравственного и военно-профессионального воспитания. Основой морально-психологического состояния военнослужащих являются духовные ценности, доминирующие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

Ведущими, базовыми компонентами морально-психологического состояния выступают нравственно-психологический и военно-профессиональный. Первый определяет нравственно-психологическую готовность личного состава действовать в соответствии с теми или иными духовными (нравственными) ценностями. Второй характеризует настроенность военнослужащих на воинскую службу, выполнение конкретных боевых и других военно-служебных задач.

Особенности формирования сознания военной безопасности на военно-социальном уровне определяются воздействием среды, характером воинской деятельности, влиянием системы морально-психологического обеспечения.

В Вооруженных Силах продолжается воздействие на личность социальной среды. Оно происходит как прямо, непосредственно через печать, радио, телевидение, систему социальных отношений, так и опосредованно, в преломлении через воинскую среду. Воинская среда является специфической, занимающей промежуточное место между общественной и микросредой воина - первичным воинским коллективом, и представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует воин и которые составляют реальные условия его жизнедеятельности. К основным вещественным элементам воинской среды относятся оружие и военная техника. Их освоение, эксплуатация и боевое применение предъявляют самые высокие требования к уровню развития сознания личного состава.

Большое влияние оказывает социально-психологический климат воинского коллектива, степень его сплоченности, социальный и национальный состав, общеобразовательный уровень, состояние духовного и физического развития военнослужащих и т.п. Эффективность воспитания воинов во многом зависит от нравственного климата в данном коллективе, личностных отношений в нем, от того, насколько каждый воин внутренне заряжен стремлением к общей цели, к конечному результату коллективной деятельности. Положительно воздействует на личность лишь тот коллектив, где утвердилась обстановка взаимного уважения и доверия, требовательности и заботы о людях, принципиальности и ответственности.

Вместе с тем отсутствие общенациональной идеи и продолжающийся духовный кризис в обществе обусловили формирование воинских коллективов из людей, имеющих противоречивые духовные ценностные установки, идеалы и принципы, самые различные мировоззренческие, политические, нравственные, религиозные убеждения и взгляды, но обязанных выполнять единые учебно-боевые и боевые задачи. Как показывают социологические исследования, это приводит к серьезным противоречиям и конфликтам в воинской среде, серьезно затрудняет процесс формирования у личного состава сознания военной безопасности и управления его морально-психологическим состоянием.

Сегодня быстро и радикально изменяется мотивация воинской службы, причем это относится ко всем категориям военнослужащих. В ценностных ориентациях нарастает прагматизм и индивидуализм, которые формируют у некоторой части воинов психологию наемников, цинизм, поклонение культу насилия, жестокость. На первое место выходят сугубо материальные мотивы, а осознание своей сопричастности к защите Отечества и другим национальным духовным ценностям становится все менее актуальным и воспринимается порой как архаизм в системе ценностных ориентиров значительной части призывников и военнослужащих. Немаловажное значение имеет неудовлетворенность бытом, досугом, питанием, медицинским обслуживанием и другими видами обеспечения. К сожалению, негативная динамика изменения морально-психологического состояния сохраняется.

Процесс формирования сознания военной безопасности на военно-социальном уровне невозможен вне воинской деятельности. Последняя выступает способом его формирования, поскольку возникает на основе взаимодействия людей с природной и общественной средой.

Воинская деятельность представляет собой вид социальной деятельности, целью которой является защита Российского государства, а также его союзников от военных опасностей (угроз) и возможной агрессии. В армии личность включается в многостороннюю деятельность, которая протекает в трех основных сферах: военно-функциональной, общественной и бытовой. Военно-функциональная сфера включает в себя комплекс разнообразных видов воинского труда: несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, боевое дежурство, эксплуатацию и обслуживание военной техники и оружия, руководство подразделениями и воинскими частями и т.д. Эксплуатация и боевое применение таких систем вооружения, как современные авиационные и ракетные комплексы, сопряжены с большими затратами умственной и физической энергии, ростом нервных нагрузок на военнослужащего. Именно в военно-функциональной сфере в первую очередь должно происходить осознание каждым гражданином необходимости выполнения своего воинского долга. Очевидно, что воинский труд должен иметь в обществе и государстве большую значимость и признание и соответственно оплачиваться, поскольку он служит средством укрепления военной безопасности России.

Воздействие рассмотренных выше факторов воинской среды и воинской деятельности на формирование сознания военной безопасности у военнослужащих должно дополняться влиянием на этот процесс системы морально-психологического обеспечения, которая включает в себя: информационно-воспитательную, социально-правовую, культурно-досуговую и социально-психологическую работу; психологическую подготовку, психологическое обеспечение, информационно-психологическое противоборство, а также осуществление социально-правовых, психологических и других специальных исследований; развитие технических средств обучения и воспитания, информационно-психологического противоборства, технической базы военных средств массовой информации и обеспечение ими войск. Эти виды и направления деятельности охватывают все социальные сферы жизни и деятельности военнослужащих как полноправных граждан государства и обеспечивают реализацию их прав и интересов, а также влияют на формирование сознания военной безопасности.

Итак, формирование сознания военной безопасности и здорового морально-психологического состояния личного состава на военно-социальном уровне представляет собой активное воздействие на личность воинской среды, воинской деятельности, системы морально-психологического обеспечения и воспитательной работы. Важную роль играет сама личность воина, ее стремление к совершенствованию, самовоспитанию, саморегуляции.

Рассматривая сознание военной безопасности на личностном уровне, можно констатировать, что оно базируется на осознании основных общенациональных ценностей, присущих Российскому государству и обществу, и проявляется в духовных качествах личности воина. Эти качества составляют основу духовного мира военнослужащего и включают две группы: общесоциальные качества (патриотизм, любовь к Родине; осознание своего воинского долга по защите Отечества; высокая нравственность; гармоничное сочетание личных и общественных интересов; интерес к воинской службе) и военно-профессиональные качества (сформированность профессиональных знаний, навыков и умений; высокая организованность, дисциплина, строгое соблюдение требований военной присяги и общевоинских уставов; устойчивая психологическая закалка, способность вести боевые действия в экстремальных условиях; активность в различных видах деятельности; высокий уровень физической подготовки).

Развитие духовных качеств личности воина, характеризующих сознание военной безопасности и побуждающих его к мотивированной результативной деятельности, возможно лишь в том случае, если оно непосредственно связано с тем, что человек сам пережил, с его опытом, мыслями и чувствами, ценностными ориентациями, представлениями о собственной жизни, жизни общества и государства.

На наш взгляд, следует выделить следующие уровни развития сознания военной безопасности у воина: высокий - характеризуется качественным выполнением задач боевой подготовки, постоянной боевой готовностью, твердым уставным порядком, высокой воинской дисциплиной, отношениями товарищества и взаимопомощи, инициативностью, творческим и грамотным подходом к разрешению возникающих проблем, неуклонным расширением профессиональных возможностей; средний уровень - успешное выполнение поставленных задач, но деятельность воина при этом не выходит за рамки выполнения обязанностей, не сопряжена с творческой инициативой, возложением на себя повышенных обязательств; низкий уровень - деятельность, параметры которой ниже установленных норм и которая хотя и решает в определенной мере профессиональные задачи, но не реализует потенциальные возможности воина, не развивает их, характеризуется пассивностью, скептицизмом; очень низкий уровень - отсутствие у воина социально-значимых мотивов в выполнении своего воинского долга, халатное отношение к службе.

Таким образом, формирование сознания военной безопасности в ВС РФ - сложный, многогранный процесс перехода внешних требований, предъявляемых к сознанию военной безопасности на общесоциальном и военно-социальном уровнях, во внутренние убеждения, качества и характеристики воина. Это - соединение в единый «сплав» интеллектуальной, эмоциональной и волевой составляющих духовного мира личности воина, выражающийся в его готовности к защите жизненно важных национальных интересов Российской Федерации.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации