ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2001, стр. 20-24
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Проблемы обеспечения топогеодезической информацией тактических звеньев управления войсками
Генерал-майор В.Г. ЕЛЮШКИН,
доктор технических наук
Полковник Е.И. ДОЛГОВ,
кандидат военных наук
Полковник Л. И. ЯБЛОНСКИЙ,
кандидат технических наук
ВАЖНЕЙШЕЙ составляющей ведения боевых действий по опыту применения Вооруженных Сил РФ в конце XX века является всестороннее топогеодезическое и навигационное обеспечение войск. Исторически этот важный вид оперативного обеспечения войск формировался и применялся в оперативном и оперативно-тактическом звеньях управления. Еще в войнах XIX века топографические карты и крупномасштабные планы местности использовались преимущественно в штабах армий и корпусов для общей оценки местности и планирования военных кампаний. В Первой и Второй мировых войнах карты уже печатались массовыми тиражами и доводились как до штабов объединений, соединений, так и до полков (батальонов). Перечень средств топогеодезической информации постоянно расширялся: помимо топографических в войска поступали специальные карты, каталоги координат геодезических пунктов, аэроснимки местности. Кроме того, во всех звеньях управления, включая тактическое, топогеодезическая информация использовалась преимущественно штабом для оценки местности и производства необходимых расчетов при организации огневого поражения противника. Решения, принимаемые командирами полкового (батальонного) звена, как правило, в значительной мере основывались на результатах визуального изучения окружающей местности при проведении ими рекогносцировок.
Сегодня проблема оперативного получения и использования данных о местности, особенно для тактического звена управления, приобрела исключительную актуальность. Так, по оценке зарубежных военных экспертов, в ходе боевых действий 80% трудозатрат по организации управления в тактическом звене направлено на поиск ответов на вопросы: «Где нахожусь?», «Где свои?», «Где противник?» Быстрое изменение обстановки приводит к резкому сокращению времени, отводимого штабу полка (батальона) на анализ результатов разведки, принятие решения и организацию огневого поражения (оно исчисляется не часами, а десятками минут). Очевидно, что в таких условиях у офицеров нет возможности быстро вручную произвести расчеты по бумажной топографической карте; безошибочно вычислить координаты целей для огневого поражения с использованием аэроснимков и видеоизображений, полученных с летательных аппаратов; определить зоны видимости и невидимости, особенности «обратного ската» при ведении боевых действий в горной и холмистой местности; составить полетное задание экипажам армейской авиации (АА) с определением маршрутов выхода на цель; выявить участки местности и площадки безопасной высадки десанта; выбрать оптимальное направление движения боевых тактических групп и т.п.
Такую возможность могут предоставить только автоматизированные системы управления (АСУ) войсками (силами) оперативно-тактического и тактического звена, основанные на современных информационных технологиях и имеющие геоинформационные средства топогеодезического и навигационного обеспечения (см. таблицу).
Необходимо подчеркнуть, что сегодня средства геоинформационной поддержки должны быть доступны каждому военнослужащему. Применение их в ходе боевых действий поможет при решении задач боевого использования АА, целеуказаний, разведки, передвижения войск и т.п.
Основным компонентом информационных технологий являются геопространственные данные. За последние десятилетия их носители в своем развитии прошли путь от бумажных топографических до цифровых и электронных карт. Создание топографических карт масштаба 1:50 000 и мельче и доведение их до штабов (войск) организовано в рамках существующей системы топогеодезического обеспечения, формируется и порядок обеспечения войск электронными картами. Они создаются заблаговременно по операционным направлениям ТВД с помощью стационарных технологических средств и доводятся: топографические карты от высшего военного руководства страны до отдельного подразделения, электронные карты только до штабов, оснащенных соответствующей компьютерной техникой и локальными вычислительными сетями.
В настоящее время топографическая служба тактического звена не способна в полном объеме обеспечить нижестоящие штабы электронными картами и подготовить детальный анализ необходимых свойств местности. Внедрение и применение информационных технологий в тактическом звене управления войсками и оружием возможны только после совершенствования технической и организационной составляющих топографической службы соединения, ужесточения требований к существующей системе топогеодезического обеспечения. В ее основу должно быть положено изменение подхода к формированию геопространственной информации «и прежде всего обеспечение ее избирательности (готовить только то, что требуется в конкретной ситуации)». Причем этот принцип целесообразно распространить не только на Вооруженные Силы, но и на соединения и части других силовых ведомств (МВД, ФСБ, ФПС, ФАПСИ и пр.), обеспечиваемые Топографической службой ВС РФ.
Изучение особенностей топогеодезического обеспечения войск в локальных вооруженных конфликтах показывает, что в тактическом звене требуются не только карты масштаба 1:50 000 и крупнее, но и специфическая информация о местности (кадастровая, административная, геологическая, архитектурная и т.п.). При этом геопространственная информация должна быть актуальной и точной, наглядно отражать реальное состояние местности, например, в виде ортофотоизображений или трехмерных электронных фотокарт. Современные средства цифровой картографии позволяют удовлетворить возросшие требования войск к качеству топогеодезической информации и значительно расширить номенклатуру геопространственных данных.
Основу геоинформационных средств тактического звена должны составлять комплекс технологических и программных продуктов и база цифровых геоинформационных данных, предназначенных как для их визуализации на компьютерных и коллективных мультимедийных средствах, так и для выдачи по оперативному запросу каждому командиру, вплоть до командира отдельного экипажа (с показом, например, оптимальных маршрутов передвижения, посадочных площадок вертолетов, зон видимости и т.п). Совокупность всех этих средств, по сути, будет являться системой анализа и оценки местности, которую желательно иметь в штабах соединений и частей.
К основным задачам, решаемым этой системой, относятся следующие: оценка местности (общая и детальная); определение местоположения частей и подразделений с использованием электронных карт и мест для оборудования командно-наблюдательных пунктов тактического звена и районов расположения огневых средств; изучение районов возможного размещения огневых средств противника и маршрутов его передвижения; высокоточное определение координат целей, обнаруженных средствами аэрокосмической разведки (в том числе по видеоизображениям с ДПЛА); определение участков местности и площадок, обеспечивающих безопасную высадку десанта и посадку вертолетов; предполетная подготовка экипажей армейской авиации с выбором оптимальных маршрутов выхода на цель; разведка маршрутов для прокладки колонных путей с учетом проходимости местности и водных преград; выявление зданий и сооружений, имеющих архитектурную ценность, а также промышленных объектов, не подлежащих огневому поражению.
Оснащение штабов тактического звена системой анализа и оценки местности потребует пересмотра и усиления существующей организационно-штатной структуры топографической службы соединения, которая остается неизменной с 40-х годов XIX века и ориентирована только на получение карт и доведение их до исполнителей. В настоящее время, на наш взгляд, целесообразно в штабе дивизии иметь группу анализа и оценки местности, а в полку (батальоне) одного офицера. В состав группы обязательно должен входить офицер топографической службы, который будет заниматься организацией получения и обработкой исходной картографической информации и подготовкой топографических документов в интересах пользователей штаба и воинских частей.
Рассмотренные выше общие положения получения и использования топогеодезической информации могут быть уточнены и дополнены исходя из результатов анализа существующей системы всестороннего обеспечения. Практически же для их реализации потребуется решить ряд организационных, научно-технических, экономических и правовых проблем, первоочередными из которых, по нашему мнению, являются следующие.
Первая сокращение сроков поступления первичной информации о местности в систему топогеодезического обеспечения. Геопространственная информация обладает необходимой точностью, полнотой и своевременностью только в момент съемки местности, выполняемой воздушными или космическими средствами. Временной интервал между моментом съемки и использованием полученной геопространственной информации может существенно повлиять на качество анализа и оценки местности, а при определенных условиях стать причиной боевых потерь.
Вторая минимизация материальных затрат на создание и обеспечение войск геопространственной информацией. Ее решение возможно только на основе формирования перечня и четкого выделения геопространственных данных, необходимых для подготовки и проведения операции (боя). При этом появится возможность перейти от формирования многомиллионных запасов топографических карт, охватывающих территорию операционных направлений и ТВД в целом, к оперативному обеспечению войск (прежде всего тактического звена) геопространственной информацией целевого назначения путем создания двухуровневой системы топогеодезического обеспечения.
Основу первого уровня должны составить технологии, обеспечивающие систематизированный сбор необходимых геоинформационных данных от всех информационных источников, их комплексную цифровую обработку, формирование базовой стандартной топогеодезической информации (топографические, электронные карты и составляющие их элементы: цифровая матрица рельефа, цифровой фотоплан, ортофотоплан, цифровая модель объектового состава) и непрерывное поддержание ее в актуальном состоянии.
На втором уровне топографическая служба военного округа (группировки войск), используя дополнительные данные воздушной и других видов разведки, метеослужб, а также геоинформационные данные различных ведомств, будет выполнять преобразование (адаптацию) стандартной информации в специальную топогеодезическую.
Такая двухуровневая система топогеодезического обеспечения позволит не только оперативно доводить «объектно ориентированную» информацию до потенциальных потребителей (в том числе до пользователей низшего звена), но и создать единое информационное пространство государства.
Реализация указанного замысла неразрывно связана с решением третьей проблемы разработкой технологии создания специальной карты тактического звена. Ее основу должен составлять топографический план местности масштаба 1:500 1:10 000, в дальнейшем дополненный ведомственной информацией (оперативной, разведывательной, административной, метеорологической, геологической, архитектурной, лесной, земельного кадастра и т.д.). Очевидно, что наиболее сложной технологической задачей при создании такой карты будет формирование базы цифровых данных о тактических свойствах местности и необходимых тактико-технических характеристиках объектов, расположенных на ней. Однако после разработки и согласования необходимых документов, регламентирующих требования и порядок передачи дополнительных геоинформационных сведений, могут быть начаты работы по формированию такой базы для возможных районов вооруженных конфликтов. Учитывая федеральный характер данной проблемы, необходимо, чтобы в ее решении приняли участие Министерство обороны и Федеральная служба геодезии и картографии. Геоинформационное содержание специальных карт должно обеспечить командиру возможность при подготовке к бою и в ходе него «видеть поле боя» независимо от того, где оно будет расположено (горы, лес, городская застройка, подземные сооружения, отдельные здания и т.д.).
Четвертая проблема связана с созданием и принятием на вооружение аппаратно-программных средств системы анализа и оценки местности. Программную основу таких средств будет составлять база цифровых то-погеодезических данных (электронные карты, цифровые фотопланы, цифровые пространственные модели местности и др.), аппаратную основу комплексы средств автоматизации на базе персональных ЭВМ последнего поколения, оснащенных устройством для распечатки и тиражирования мелких партий. По оперативному запросу командира тактического звена может формироваться специальная топогеодезическая информация направленного содержания с выдачей на магнитный или бумажный носитель. Всю систему анализа и оценки местности планируется разместить в типовой командно-штабной машине.
Практическое решение указанных проблем повысит эффективность топогеодезического и в целом оперативного (боевого) обеспечения войск (сил), позволит общевойсковому командиру применять современные технологии организации и ведения боевых действий.
Военная мысль. 2000. № 4. С.46.
PC Week/Russian Edition. 1997. 21 oct.
Военная мысль. 1998. № 3. С. 47.