Морские собрания история и современность

Военная мысль № 3/ 2001, стр. 76-80

Морские собрания: история и современность

(К 300-летию Балтийского флота)

Контр-адмирал В.П. МАСЯГИН,

кандидат педагогических наук

ПРООБРАЗОМ морских собраний можно считать ассамблеи, введенные Петром I в конце 1718 года. Они стали новой формой общения дворян, приучали их к европейскому этикету. Традиции ассамблей российский император активно стремился распространить и среди офицеров регулярных формирований армии и флота, при этом широко использовалось общее мнение коллектива в решении вопросов о чести и достоинстве, развернулась борьба с протекционизмом. Петр I считал, что определяющим в судьбе офицера должны быть не богатство и знатность, не высокое положение его родственников, связи и знакомства, а любовь к Родине, храбрость, честность и другие добродетели. Эти правила были положены в основу деятельности военных собраний и клубов офицеров, появившихся в России во второй половине XVIII века. Известно о создании клуба штаб- и обер-офицеров Новгородского пехотного полка в Тихвине в 1779 году, военного клуба в Санкт-Петербурге в 1782-м, офицерских собраний Белозерского, Олонецкого, Шлиссельбургского и других пехотных полков.

Основной целью учреждения офицерского собрания в части было сплочение офицерского коллектива вокруг командира, формирование высоких духовно-нравственных основ военной службы. Важная роль отводилась повышению военного образования, обмену служебным опытом, а также организации досуга офицеров и их близких. Офицерское собрание следило также и за тем, чтобы офицерам дешевле обходилось содержание их семей.

На флоте были созданы морские собрания. Старейшим из них является морское собрание в Кронштадте, торжественное открытие которого состоялось 11 марта 1786 года. Это был первый опыт объединения морского общества «для приятных, полезных и благородных развлечений».

По примеру Кронштадта подобные собрания стали создаваться и в других крупных портах, причем наиболее быстрыми темпами на Балтике во второй половине XIX века, когда в России проводились военные реформы. По своим задачам и организационному устройству морские собрания Балтийского флота мало отличались друг от друга, однако практическая деятельность каждого имела свои особенности, которые складывались исторически и затем закреплялись уставами на местах. Только с февраля 1912 года они стали действовать по единому уставу, утвержденному морским министром И.К. Григоровичем.

Как правило, руководство деятельностью собраний осуществляли командиры портов и экипажей. Высшим органом являлось общее собрание, которое созывалось председателем с разрешения командира порта не реже одного раза в год. Оно рассматривало наиболее важные проблемы, утверждало результаты голосования по различным вопросам, исключало из членов собрания лиц, допустивших нарушение правил поведения, вносило изменения в устав и т.д.

Непосредственно деятельностью собрания руководили выборные советы старшин или комитеты. Один из старшин избирался казначеем и делопроизводителем совета. Необходимо отметить, что старшины независимо от чинов и рангов пользовались одинаковыми правами. Это позволяло им решать все вопросы демократическим путем. Председателем на заседании совета был старший по званию. В случае равенства голосов при голосовании его мнение становилось решающим.

Совет старшин мог издавать постановления, касающиеся внутреннего устройства и жизни собрания, каждое из которых рассматривалось любым из членов как выражение желаний всего общества и поэтому было обязательным для всех. Допустившие нарушения приглашались на ближайшее заседание совета старшин, которые, в зависимости от ситуации, могли запретить провинившимся посещать собрание на определенный срок или вообще лишали их членства. Так как для многих офицеров собрание в буквальном смысле слова было родным домом на берегу, где моряк, особенно неженатый, проводил практически все свободное от службы время, то такое наказание являлось очень суровым и приравнивалось к исключению из офицерского общества.

Важнейшим уставным правилом был вопрос о членстве в морских собраниях, которое считалось почетным. В собрание принимали каждого прибывшего офицера, однако при этом существовали некоторые ограничения. Члены морских собраний делились на обязательных и необязательных. К числу первых относились все адмиралы и генералы, штаб- и обер-офицеры флота, находящиеся на действительной службе. В обязательных членах состояли также офицеры морские инженеры, инженеры строительных частей, механики, врачи и проходившие службу по военно-морскому судебному ведомству. Кроме того, в морских собраниях при Адмиралтейском и Ижорском заводах обязательными членами, помимо офицеров, были также служащие по найму, получившие образование в высших учебных заведениях. Отставные офицеры, которые в течении 25 лет состояли обязательными членами каких-либо морских собраний, с разрешения совета старшин тоже могли получить членский билет. Служащие портов и служившие ранее в Морском ведомстве являлись необязательными членами собраний, но имели те же права, что и остальные. Предполагалось и наличие почетных членов, которыми становились особо выдающиеся государственные деятели, кораблестроители и моряки. Вдовам и ближайшим родственникам бывших членов и постоянных гостей давались билеты на право посещения собрания. Гостям разрешалось пользоваться всеми услугами, предоставляемыми в собрании, а также приводить с собой членов своих семей и знакомых.

В морских собраниях большое внимание уделялось сохранению памяти о славной истории Балтийского флота: устраивались вечера чествования героев, организовывались торжества по случаю памятных дат. Важно подчеркнуть, что участие в собраниях моряков-ветеранов способствовало сохранению лучших традиций флота, облагораживало молодых офицеров, воспитывало в них чувство достоинства, мужество, стремление к подвигу.

Большое значение имела просветительская деятельность морских собраний. С конца 50-х годов XIX века началось чтение лекций и сообщений в целях обмена и распространения между членами собраний новостей и опыта по развитию военно-морского дела, научных и общеобразовательных знаний. Для этого приглашались видные ученые, известные профессора. В работе активное участие принимали Морской ученый комитет и Главный морской штаб. Неоднократно в Кронштадтском морском собрании выступал с публичными сообщениями флотоводец и ученый СО. Макаров, активное участие в работе собрания принимали А.С. Попов изобретатель радио, А.Н. Крылов ученый-кораблестроитель. Для членов семей также организовывалось чтение лекций по наиболее насущным вопросам: о близорукости детей школьного возраста и о мерах борьбы с ней, о туберкулезе и др.

Важное место в Морских собраниях занимали библиотеки, которые давали офицерам возможность самостоятельно расширять свой кругозор, готовиться к занятиям и коллективному обсуждению актуальных проблем. Собранная литература касалась самых различных областей знаний, но предпочтение отдавалось военно-морской тематике. Много было периодических изданий, в том числе иностранных.

Серьезное внимание уделялось организации досуга членов морских собраний. Проводились литературно-художественные вечера с участием знаменитых певцов, популярных поэтов, писателей, артистов императорских театров. Для членов семей офицеров устраивались балы, маскарады, благотворительные вечера и обеды, что в большой мере способствовало их сближению, установлению между ними теплых, дружеских отношений. Для детей организовывались вечера и праздники, рождественские елки, на которых за счет собрания раздавались подарки.

Значительный интерес представляет финансово-хозяйственная деятельность морских собраний. Все их денежные средства делились на запасной и расходный капитал. Первый позволял обеспечить функционирование собрания, не прибегая к резкому увеличению членских взносов или к займам. Расходный капитал предназначался для финансирования всей текущей, деятельности. Морские собрания могли приобретать движимое и недвижимое имущество, образовывать заемные капиталы. Им принадлежало все имущество собрания: мебель, посуда, книги, картины, макеты кораблей и т. д. Они освобождались от уплаты патентного налога, так как их хозяйственная деятельность не носила коммерческого характера.

Положением об офицерских собраниях были определены следующие источники денежных средств: поступления из государственного бюджета, взносы офицеров и собственные доходы собрания. Из государственного бюджета морские собрания Балтийского флота получали три вида пособий: на улучшение общественного быта офицеров, на наем, отопление и освещение помещения собрания и в виде единовременной безвозвратной помощи. Офицерские денежные взносы подразделялись на ежемесячные, единовременные и ежегодные. С лиц, получивших приглашение посещать собрание, членские взносы не взимались. Сумма взносов могла меняться, что оговаривалось на общем собрании и закреплялось уставом. Собственные доходы собрания были далеко не одинаковы, что обусловливалось местом нахождения собрания, продолжительностью существования, развитием хозяйства и умением его вести. Собственные средства складывались за счет доходов от игр, чтения в собрании публичных лекций, проведения вечеров, а также сдачи в наем помещений и т.п.

Завершая краткий обзор деятельности морских собраний в дореволюционный период, отметим, что свидетельством высокой оценки их заслуг являлось разрешение иметь им на зданиях, яхтах, шлюпках свой собственный флаг.

После революции и Гражданской войны в эмиграции оказалось более двух тысяч офицеров бывшего Российского флота, разбросанных по всему свету. Следуя лучшим традициям морских собраний, они объединялись в морские общества, организации и кают-компании. К середине 30-х годов насчитывалось более 40 русских эмигрантских морских организаций в США, Франции, Бельгии, Аргентине, Тунисе, Югославии, Чехословакии и других странах. Правопреемники некоторых из них существуют и поныне.

К сожалению, положительный опыт морских собраний не был учтен при строительстве Рабоче-Крестьянского Красного Флота, формировании нового состава командиров. 16 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «Об уравнении всех военнослужащих в правах», которым были упразднены все прежние чины и звания, ордена и организации, в том числе и морские собрания.

В 2030-х годах делались попытки организовать работу клубов Красного Флота, используя забытый опыт, но они не увенчались успехом.

Только в годы Великой Отечественной войны в военно-морских базах Балтийского и других флотов начинают создаваться клубы офицерского состава, которые по своей деятельности отдаленно напоминали морские собрания. Они были призваны содействовать росту военно-морской культуры командира, развитию его творческой мысли, воспитанию чувства командирского достоинства и чести, обмену боевым опытом, тесному товарищескому общению командиров, организации культурного отдыха. В последующем, из-за отсутствия четкой правовой базы, регламентирующей деятельность таких клубов, они прекратили свое существование.

Й послевоенный период особое место в сплочении офицерских коллективов, воспитании у них любви к своей профессии, повышении морской и общей культуры принадлежало кают-компаниям кораблей, которые превращались в место общения людей, объединенных общими интересами, обычаями и традициями.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации