О ситуации в секторе военного авиастроения

ВИНИТИ №1/2005, стр. 27-31

Серия «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

О ситуации в секторе военного авиастроения

Журнал Aviation Week & Space Technology информирует о том, что, в то время как в условиях конкурентной борьбы российские изготовители боевых самолетов борются за укрепление своих позиций, правительство в течение ближайших двух лет предполагает произвести объединение авиационной оборонной производственной базы.

Сторонник консолидации, научно-производственная корпорация (НПК) «Иркут» быстрее, чем другие производители авиатехники, проявила западный подход к бизнесу, предложив в марте 2004 г. получать финансовые средства за счет продажи акций. Корпорация устанавливает также связи с компанией EADS и имеет планы по приобретению пакета акций компании Hindustan Aeronautics (Индия).

Во время своего визита в Москву, состоявшегося 25 марта 2004 г. один из высших руководителей компании EADS R.Hertrich сообщил, что европейский подрядчик рассматривает вопрос приобретения до 25% акций НПК «Иркут» (максимальное количество, разрешенное российским законом) в рамках общего пересмотра возможностей инвестирования в российскую авиационную индустрию.

Российское правительство намерено иметь единого изготовителя военных самолетов, собрав вместе оставшиеся после распада СССР конструкторские бюро и производственные предприятия. Коллапс российских военных расходов привел к тому, что значительная доля предприятий авиационной отрасли борется за выживание.

Тем временем РСК «МиГ», рейтинг которой ниже, чем у компании «Сухой» и НПК «Иркут», по-видимому, близка к подписанию с Алжиром контракта стоимостью 1,8 млрд. долл., предусматривающего поставку до 49 боевых самолетов МиГ-29, после согласования сделки с Индией, связанной с закупкой до 46 палубных самолетов МиГ-29 «Fulcrum». Первоначальный заказ включает 16 самолетов в рамках соглашения по авианесущему крейсеру «Адмирал Горшков», подписанного в январе 2004 г.

В конце марта 2004 г. со ссылкой на генерального директора корпорации В.Торянина появилась информация о том, что РСК «МиГ» продолжает конструирование легкого истребителя преемника МиГ-29 «Fulcrum».

РСК «МиГ» проиграла компании «Сухой» в конкурентной борьбе за будущий истребитель российских ВВС, известный как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). В.Торянин подчеркнул, что предложение нового истребителя не имеет целью изменить решение российских ВВС - речь идет об экспортных поставках. Предполагаемым заказчиком является Индия. Другие высшие руководители РСК «МиГ» в прошлом заявляли, что самолет компании «Сухой» может и не подойти для российских ВВС, учитывая его относительно большие габариты.

РСК «МиГ» предпринимает шаги по укреплению своих производственных мощностей, улаживая отношения с нижегородским авиапредприятием «Сокол», которое длительное время строило боевые самолеты типа «МиГ». Однако их отношения испортило независимое проведение предприятием программы модернизации индийских МиГ-21. В марте 2004 г. стороны подписали соглашение, которое может быть залогом более тесной кооперации в будущем.

НПК «Иркут» было, как и предприятие «Сокол», производственным предприятием, строящим боевые самолеты типа «Су». Эффективно действовавшее руководство значительно улучшило ситуацию, объединившись с изготовителем бортовой авионики «Российская авионика» и КБ амфибийных самолетов «Бериева».

Первоначальное публичное предложений акций, сделанное в марте 2004 г., позволило получить около 123 млн. долл., часть из которых будет использована для приобретения московского КБ «Яковлева». Президент НПК «Иркут» А.Федоров указал, что корпорация заинтересована в усилении конструкторского потенциала за счет инженеров КБ «Яковлева». Корпорация заинтересовалась также перспективным реактивным учебным самолетом Як-130, который выбран российскими ВВС. Производственная линия для его сборки находится на авиапредприятии «Сокол». КБ «Яковлева» конструировало и разрабатывало беспилотные летательные аппараты. НПК «Иркут» намерена расширять свои возможности и на этом направлении.

Согласно московскому независимому исследовательскому Центру анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), в 2003 г. НПК «Иркут» занимала третье место по объему оружейного экспорта. Первое место принадлежало АХК «Сухой» с экспортной выручкой 1,5 млрд. долл., второе - изготовителю танков ПО «Уралвагонзавод» с 749,7 млн. долл. Доходы НПК «Иркут» в 2003 г. составили 502 млн., а в 2002 г. 528 млн. долл.

По оценке заместителя директора ЦАСТ К.Макиенко, в 2004 г. НПК «Иркут» может получить около 800 млн. долл. за поставку последней партии из 10 ед. Су-30МКИ Индии. Корпорация начала также выполнять свой контракт по лицензионному производству 140 ед. Су-30МКИ в Индии, стоимость которого, предположительно, составляет 3,3 млрд. долл.

А.Федоров сообщил, что в 2004 г. НПК «Иркут» завершила передачу производственной документации компании Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) и в скором времени предполагала направить в Индию группу специалистов для оказания помощи в сборке первого истребителя. Корпорация "Иркут", по словам А.Федорова, будет заинтересована в приобретении акций HAL, если эта контролируемая государством компания будет приватизирована. Компания HAL является партнером НПК «Иркут» по производству истребителей Су-30МКИ и потенциальным партнером по совместной разработке многоцелевого транспортного самолета. А.Федоров указал также, что для его корпорации представляют интерес возможности компании HAL по изготовлению композитных материалов.

В марте 2004 г. НПК «Иркут» начала летные испытания второго амфибийного реактивного самолета Бе-200 серийной модели, заказанного российским МЧС и ГО. Это единственный твердый заказ НПК «Иркут», однако совместные маркетинговые усилия с компанией EADS принесли первые результаты. Компания Hawkins & Powers, специализирующаяся на тушении пожаров с использованием самолетов, подписала меморандум о взаимопонимании о закупке 8 ед. Бе-200, оснащенных двигателями BR715 компании Rolls-Royce. При получении сертификата летной годности от Федерального авиационного управления США первая поставка самолета Бе-200 планируется на 2007 г.

Aviation Week & Space Technology. - 2004. - 5 April. - P.49.

Как указывается в журнале Aviation Week & Space Technology, несмотря на рост российского оборонного экспорта, в долгосрочной перспективе сектор ожидают серьезные проблемы.

В будущем перед авиакосмическим оборонным сектором России стоит весьма сложная задача поддержания экспортных рынков, несмотря на рост продаж в течение четырех последних лет, когда впервые в постсоветский период они превысили 5,0 млрд. долл. в год.

Согласно официальным данным ФГУП «Рособоронэкспорт», значительная доля экспортного дохода была получена за счет продажи боевых самолетов и систем ПВО Улучшились показатели и по экспорту военно-морских систем и боевых машин.

ФГУП «Рособоронэкспорт», на долю которого приходилось более 90% российского оружейного экспорта, получило в 2001 г. доход в размере 3,2 млрд. долл., в 2002 г. в объеме 4,2 млрд. долл. и в 2003 г. в размере 5,1 млрд. долл. Несколько российских оборонных предприятий, имеющих разрешение правительства на прямой экспорт, увеличили общую сумму экспортной выручки за 2003 г. до 5,4 млрд. долл. Большая часть дополнительных доходов в 300 млн. долл. приходилась на РСК «МиГ» и тульское КБ приборостроения (КБП).

Несмотря на то что показатели за 2004 г. свидетельствуют о продолжающемся росте продаж вооружений и военной техники, два главных их экспортера, Китай и Индия, могут начать диверсификацию закупок и продолжить наращивание собственных производственных мощностей.

В 2003 г. Россия поставила 12 ед. многоцелевых истребителей Су-30МКИ Индии и 19 ед. Су-30МКК Китаю. Еще 2 ед. Су-27СК и 2 ед. Су-30МК, а также два ударных вертолета Ми-35 были проданы Индонезии. В номенклатуру экспортной продукции входили вертолеты, танки Т-90С и два из трех заказанных Индией сторожевых корабля проекта 11356. В 2003 г. в список заказчиков российского вооружения входили 52 страны.

В будущем «Рособоронэкспорт» планирует наращивать ежегодные продажи, имея крупный портфель заказов, оцениваемый в 11-12 млрд. долл. Среди них соглашение с Вьетнамом о поставке систем ПВО С-300 ПМУ1 (SA-10 «Grumble»), ракетных катеров проекта 12418 и четырех истребителей Су-30МК.

Малайзии в 2006-2007 гг. будут поставлены 18 двухместных боевых самолетов на сумму 900 млн. долл. Индонезия и Вьетнам могут закупить дополнительно самолеты типа «Су».

Индия, являющаяся вторым крупнейшим заказчиком российского вооружения после Китая, в январе 2004 г. подписала контракт стоимостью 1,5 млрд. долл., предусматривающий поставку авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» водоизмещением 44 тыс. т, на котором будут базироваться корабельные истребители МиГ-29К, вертолеты Ка-28 и Ка-31.

Компания «Сухой» со своим многофункциональным истребителем Су-35, являющимся модификацией истребителя Су-27, в конце 2004 г. планировала принять участие в проводимом Бразилией тендере, а в начале года она была занята активным поиском новых заказчиков в Юго-Восточной Азии. Китай заинтересован в проведении модернизации своего парка одноместных перехватчиков Су-27СК и в превращении их в многоцелевые истребители.

Однако в долгосрочном плане экспортный рынок выглядит более проблематичным: Индия и Китай, два стратегических российских заказчика, на долю которых приходится более 50% российского экспорта вооружения, близки к завершению реализации своих планов оборонных закупок.

Вершинин В.И., Похвалина Е.В.

Aviation Week & Space Tecnology. - 2004. - 23 February. - P.52.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации