К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 49-59

К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

Генерал-майор в отставке В.Ф. ФЕДОРОВ,

кандидат исторических наук

Генерал-майор А.В. ПОГОРЕЛОВ

Полковник О.Ю. КОБЫЗЕВ Полковник В.А. БАЙБОРОДИН

В статье рассматриваются возможные перспективы, варианты, этапы и направления создания новой системы комплектования Резерва Вооруженных Сил Российской Федерации на добровольной (контрактной) основе с учетом проводимых научных исследований, отечественного и зарубежного опыта.

Данный материал является продолжением разговора, начатого в прошлом году в статье «Проблемы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».

ИСТОРИЧЕСКАЯ и международная практика военного строительства показывает, что изменение способа комплектования армии во всех случаях закономерно сказывается и на способах и принципах накопления и подготовки мобилизационных людских военных ресурсов. Численное сокращение армии всегда сопровождалось увеличением резервов личного состава для сохранения ее боевых возможностей.

Вполне понятно, что решение мобилизационных задач армии и флота - проблема трудоемкая и экономически затратная, но при всем этом безопасность страны бесценна. А потому даже в сложных экономических и социально-политических условиях военное ведомство должно иметь четкие взгляды по данному вопросу, ясно представлять направления и пути коренной перестройки всей системы мобилизационной подготовки государства на случай войны.

Прежде всего необходимо ответить, почему вопрос о создании Резерва ВС РФ на добровольной основе в настоящее время встал особенно остро и требует практического решения в ближайшие годы на государственном уровне?

Во-первых, это продиктовано геополитическим положением нашей страны, ее огромной территорией, такой большой протяженностью границ, какой не имеет ни одна страна мира. В условиях стремления Запада к всемирной глобализации, резкого уменьшения энергоресурсов и энергоносителей, в целом всех богатств планеты военная угроза (и не только военная) для нашей страны не снижается, а следовательно, становится более острой необходимость обеспечения ее гарантированной военной безопасности.

Во-вторых, это вызвано тем, что большинство стран НАТО, и особенно США, наращивают свои военные расходы, объекты военной структуры альянса приближаются к границам Российской Федерации. На территориях бывших республик Советского Союза размещаются военные базы, при этом войска (силы) оснащаются современным оружием и техническими средствами не столько оборонительного, сколько наступательного характера. И хотя представители политических и военных кругов Запада заявляют о своих сугубо миролюбивых намерениях, военная история России свидетельствует о том, что и при таких заверениях необходимо проявлять прагматические подходы и иметь как на границе, так и внутри страны мощные военные силы и мобилизационные ресурсы, чтобы обеспечить достойный отпор агрессору на любом театре военных действий.

В-третьих, в настоящее время страны НАТО отдают приоритет наращиванию мобилизационных резервов, которые намного превышают численность регулярных войск (сил). Так, при возникновении региональных военных конфликтов (локальных войн) наличие резервов позволяет увеличить численность вооруженных сил в интервале от 2,2 раза (США) до 4,4 (Франция). Мощность сети учебных центров вооруженных сил США к концу первого года мобилизации может быть увеличена: в сухопутных войсках - в 4,6 раза, в ВВС - в 2,5, в ВМС - в 2 раза.

Тенденция к наращиванию подготовленных людских мобилизационных резервов хорошо просматривается в представленной ниже таблице.

К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

Эта тенденция, прежде всего характерна для США. В строительстве вооруженных сил здесь уделяется особое внимание созданию резервных компонентов видов ВС и находящихся в резерве подготовленных контингентов личного состава, являющихся основной базой мобилизационного развертывания и усиления группировок резервных войск; доукомплектованию их соединений и частей до штатов военного времени и восполнению потерь в ходе ведения боевых действий. Заблаговременное создание резервов, способных к отмобилизованию в короткие сроки, соизмеримые со временем развертывания регулярных ВС, осуществляется в соответствии с принятой концепцией «единых сил», предусматривающей единое планирование и финансирование комплектования личным составом регулярных и резервных компонентов ВС, оснащение их оружием и военной техникой, организацию их совместной оперативной и боевой подготовки.

Законодательно утверждены следующие резервные компоненты вооруженных сил США: национальная гвардия (сухопутные войска и ВВС), резервы видов вооруженных сил (резерв МО армии, резерв МО ВВС, резерв МО ВМС - в составе флотского резерва и резерва морской пехоты, а также резерв береговой охраны).

Как и регулярные войска, резервные компоненты вооруженных сил США комплектуются на добровольной основе, методом заключения контрактов.

В-четвертых, необходимость создания Резерва ВС РФ вызвана резким сокращением численности Вооруженных Сил и переходом их на добровольный (контрактный) способ комплектования рядовым и сержантским составом. Так, за последние десять лет армия и флот сокращены более чем на 1,5 млн человек. В 2003 году утверждена Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы», которая предусматривает увеличение к 2008 году численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с 22 100 до 147 578 человек. В дальнейшем численность контрактников будет наращиваться. Отсюда вывод: для того чтобы восполнить сокращение боевого потенциала армии и флота при переходе к новому способу комплектования рядовым и сержантским составом, необходимо в первую очередь обеспечить наращивание до соответствующего уровня военного мобилизационного людского ресурса и его основного боевого ядра - Резерва ВС РФ на добровольной основе.

Пример успешного решения такой задачи в практике наших Вооруженных Сил уже существовал. Так, военная реформа 1924-1925 годов привела к сокращению численности армии в 10 раз. Была принята смешанная система кадрово-территориалъной организации Вооруженных Сил, позволявшая при меньших затратах иметь небольшую армию, а в случае войны быстро отмобилизовать крупные группировки войск. Это потребовало организовать в стране широкое военное обучение гражданского населения из числа военнообязанных с целью создания достаточного объема военнообученного ресурса.

Кадровыми оставались все технические рода войск, стрелковые соединения приграничных и частично внутренних округов, а также артиллерийские части. Дивизии, дислоцировавшиеся во внутренних округах, содержались по сокращенным штатам или комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы.

Территориальный принцип комплектования дивизий позволил: проводить в подразделениях с гражданами, пребывающими в запасе, целенаправленную систематическую военную подготовку по конкретной военно-учетной специальности; существенно сократить сроки развертывания и приведения воинских частей и соединений в боевую готовность. Конечно, у этого принципа комплектования был и существенный недостаток - территориальные части не имели той современной техники, которая поступала в войска, комплектуемые на кадровой основе, но могли в короткие сроки ее изучить в процессе мобилизационного развертывания.

В целом такая организация Вооруженных Сил давала огромную экономию средств в предвоенные годы и обеспечивала строительство многомиллионной армии и флота на случай войны.

Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на добровольный (контрактный) способ их комплектования в условиях проведения современной военной реформы как никогда остро ставят вопрос о необходимости создания Резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего Запаса ВС РФ.

Таким образом, военная реформа требует кардинальной реорганизации системы подготовки и накопления военных мобилизационных резервов, комплектуемых по контракту, новых подходов к решению этой уже давно назревшей проблемы.

Предназначение, состав и структура Резерва ВС РФ

Резерв ВС РФ (далее Резерв) - это часть военных мобилизационных людских ресурсов, включающая граждан, заключивших контракт с МО РФ на прохождение службы в Резерве на добровольной основе. Место Резерва ВС РФ в общей структуре военных мобилизационных людских ресурсов представлено на рис. 1.

К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

Воинские части и соединения Резерва ВС РФ выделяются из состава Запаса ВС РФ с последующим переходом к их комплектованию на контрактной основе. Существующий в настоящее время Запас ВС РФ сохраняется, но требует определенных перспективных структурных, организационных и других изменений

Резерв ВС РФ должен стать основным организационным ядром для развертывания мобилизационных людских ресурсов Запаса в боевые объединения, соединения и воинские части в угрожаемый период и в случае длительных (затяжных) боевых действий (по стратегическим, оперативным планам и расчетам Генерального штаба ВС РФ).

Комплектование Резерва на добровольной основе (по контракту) предусматривает совмещение гражданскими лицами основной работы со службой в воинских частях Резерва ВС РФ за денежное вознаграждение и предоставление определенных льгот (бесплатное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, медицинское обеспечение, увеличение продолжительности отпусков, обеспечение служебным жильем и т.д.).

Создание воинских частей Резерва позволит значительно сократить сроки их развертывания и переброски к местам поддержки пограничных войск, а также в различных чрезвычайных ситуациях.

Состав и численность частей и соединений Резерва, их территориальное размещение определяет Генеральный штаб ВС РФ, он же распределяет численность Резерва по видам ВС и родам войск. На главные штабы видов ВС и штабы родов войск возлагаются ответственность за комплектование резервистами подчиненных им частей, организация боевой подготовки и боевого слаживания в интересах выполнения оперативно-стратегических планов на военное время. Предлагаемая структура Резерва ВС РФ представлена на рис. 2.

Наряду с традиционными подходами и способами формирования Резерва и Запаса ВС РФ возникает необходимость поиска более перспективных и эффективных подходов к определению современной структуры мобилизационных людских ресурсов, их накоплению и подготовке. Важнейшим элементом в реформировании ныне существующей системы является переход на различные способы комплектования Резерва и Запаса ВС РФ, т. е. на добровольной, смешанной и призывной основе. Решение этой проблемы требует комплексного и нестандартного подхода, масштабных и глубоких научных исследований. При этом могут исследоваться и рассматриваться различные перспективные подходы и способы накопления военнообученных ресурсов.

К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

Необходимость обеспечения военной безопасности и обороны России остро ставит вопрос об изменении подходов к повышению мобилизационной готовности страны и изучению проблемы перехода к добровольному и смешанному способам комплектования воинских частей Резерва ВС РФ. Это позволит дифференцировано подходить к комплектованию частей личным составом согласно их оперативному и боевому предназначению. Очевидно, что чем выше будет укомплектованность воинских частей Резерва личным составом по контракту, тем выше станет их мобилизационная и боевая готовность. Воинские части Резерва, укомплектованные личным составом на добровольной основе, можно в короткие сроки развернуть и направить на прикрытие границ страны, в горячие точки в помощь действующим там войскам для урегулирования локальных, внутренних и приграничных конфликтов.

Реализация способа комплектования воинских частей Резерва добровольцами обеспечивается путем выявления и отбора граждан, желающих служить в этих частях по контракту. Требования к поступающим добровольцам, условия и обязательства сторон, отражаемые в контрактах, определяются нормативными правовыми документами. Добровольная служба в воинских частях Резерва по контракту предусматривает, прежде всего, материальную, правовую и льготную заинтересованность.

Как показывает зарубежный опыт, заслуживает внимания практика увеличения в частях Резерва численности гражданского персонала из числа лиц, находящихся в Запасе ВС РФ, за счет сокращения численности военнослужащих. При этом нужная часть граждан может призываться для воинских частей по планам мобилизационного развертывания. В этих целях гражданский персонал может использоваться, например, в подразделениях связи, инженерных и автомобильных войск, в частях ремонтного, тылового и медицинского обеспечения.

Территориальный принцип комплектования Резерва дает возможность осуществлять его территориальную военно-профессиональную подготовку. Таким образом, жизненной потребностью становится активное закрепление и расширение принципа территориальности как для комплектования резерва, так и для его военно-профессиональной подготовки. Все это позволит: проводить целенаправленный отбор граждан для прохождения службы на конкретных должностях в воинских частях Резерва ВС РФ; сократить сроки развертывания и приведения воинских частей Резерва ВС РФ в боевую готовность; совершенствовать систему и организацию подготовки и доподготовки военнообученных резервов, боевого слаживания воинских частей Резерва.

Как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, целесообразно постоянно совершенствовать систему военно-профессиональной подготовки резервистов, приводя ее в соответствие с современными требованиями. В соединениях и частях Резерва необходимо внедрить совершенно новую систему военно-профессиональной подготовки, которая должна включать проведение занятий с резервистами, проходящими военную службу по контракту, не реже одного раза в неделю, а также ежегодные сборы (учения) в течение двух-трех недель.

Практика и исследования, проводимые по вопросам подготовки военнообученных людских резервов показывают, что для поддержания должного уровня обученности и навыков работы на боевой технике в воинских частях и соединениях Резерва требуется проведение систематических тренировок на учебно-материальной базе как минимум один раз в месяц продолжительностью не менее восьми учебных часов. А систематичность, стабильность и эффективность в военно-профессиональной подготовке возможна только при условии активного внедрения и расширения принципа территориальности. Это проверено и оправдано исторической и международной военной практикой.

Вполне закономерно, что с сокращением армии и флота с соответствующим коэффициентом должна балансироваться и численность Резерва ВС РФ по видам Вооруженных Сил и родам войск. А это можно обеспечить за счет, во-первых, перевода сокращаемых воинских частей (кораблей) и соединений, которые должны быть укомплектованы постоянным составом (офицеры и прапорщики, проходящие службу по контракту, а также гражданский персонал, обеспечивающий повседневную деятельность) и приписным составом Резерва и Запаса по территориальному принципу, в Резерв. Личный состав воинских частей Резерва, сформированных по территориальному принципу, сможет совершенствовать свою военно-профессиональную подготовку, обслуживать боевую технику и вооружение, что будет способствовать повышению боевой и мобилизационной готовности этих воинских частей и соединений, армии и флота в целом.

Во-вторых, для военно-профессиональной подготовки, доподготовки и переподготовки мобилизационных людских резервов можно и нужно использовать сокращаемые военные учебные заведения, учебные центры, части и соединения, имеющие богатую учебно-материальную и полигонную базу, учебную технику, подготовленные высококвалифицированные кадры инструкторов. Безусловно, все это должно осуществляться с необходимыми штатно-структурными и организационными изменениями, которые могут быть определены в процессе исследования и изучения этого вопроса.

Таким образом, в условиях изменения способа комплектования армии и флота, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования Резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и военно-профессиональное совершенствование подготовки позволят поддерживать воинские части и соединения Резерва в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Варианты перехода к формированию и комплектованию Резерва ВС РФ на добровольной основе

При создании Резерва ВС РФ возможны различные варианты комплектования его воинских частей и соединений рядовым и сержантским составом. На наш взгляд, в этом процессе возможны два способа их комплектования: на добровольной и смешанной основе. На добровольной - когда воинская часть Резерва полностью укомплектована резервистами на контрактной основе. Смешанный способ предполагает комплектование воинской части рядовым и сержантским составом на добровольно-контрактной основе и по запасу (в установленном для каждой воинской части соотношении). При этом прежде чем приступить к переходу комплектования воинских частей Резерва ВС РФ на добровольной и смешанной основе необходимо их вывести из Запаса ВС РФ исходя из планов мобилизационного развертывания и оперативной необходимости и перевести в Резерв ВС РФ.

С учетом предложенных способов комплектования могут использоваться различные варианты формирования Резерва ВС РФ.

Первый. Наращивание численности резервистов-контрактников по установленному на год проценту по всем воинским частям, зачисленным в Резерв ВС РФ.

Второй. Стопроцентное комплектование резервистами-контрактниками по одному полку в год во всех видах ВС и родах войск. Ежегодное наращивание количества комплектуемых воинских частей резервистами.

Третий. Комплектование по нарастающей воинских частей Резерва ВС РФ по установленному проценту в год последовательно по одному, а затем другому виду ВС (роду войск). Например, вначале провести комплектование воинских частей Резерва ВДВ, затем Сухопутных войск и т.д.

Четвертый. Комплектование воинских частей и соединений Резерва ВС РФ по контракту и запасу по предложенным выше вариантам в установленных пропорциях (соотношениях) резервистам и контрактниками и резервистами-запасниками (одновременное использование предложенных выше трех вариантов).

Пятый. В связи с возможным сокращением в ближайшие годы срока службы в Вооруженных Силах РФ до одного года можно рассмотреть дополнительно еще один смешанный способ комплектования Резерва ВС РФ (по контракту и запасу). Он состоит в том, что рядовой и сержантский состав, завершивший военную службу по призыву, как правило, должен по запасу зачисляться в воинские части Резерва ВС РФ по месту жительства (призыва) сроком на один год, в течение которого два раза проходить двух- четырехнедельные сборы для совершенствования военно-профессиональной подготовки, освоения новой штатной боевой техники и вооружения, действий в составе подразделения.

Это даст возможность целенаправленно и непрерывно в течение двух лет рядовому и сержантскому составу повышать военно-профессиональную квалификацию по ВУС, будет способствовать совершенствованию мобилизационной и боевой готовности частей Резерва ВС РФ и, наконец, служить хорошей базой для пополнения воинских частей Резерва ВС РФ рядовым и сержантским составом на добровольной (контрактной) основе.

Смешанный способ комплектования частей Резерва ВС РФ (по контракту и по запасу) создаст благоприятные условия для перехода к комплектованию резерва только на добровольной (контрактной) основе.

Возможны, безусловно, и другие варианты создания Резерва ВС РФ. Выбор того или иного из них зависит прежде всего от финансово-экономических возможностей, наличия учебно-материальной, полигонной и материально-бытовой базы, научно-теоретической и экспериментальной проработки проблемы в целом по Вооруженным Силам, видам ВС и родам войск, подготовленности законодательной правовой базы и, конечно, от того, насколько привлекательной станет служба в Резерве по морально-нравственным мотивам, материально-финансовой и правовой заинтересованности, а в конечном итоге - от числа желающих проходить службу в войсках Резерва.

Этапы создания Резерва ВС РФ

Переход на перспективную систему подготовки и накопления военнообученных резервов целесообразно разделить на два этапа: подготовительно-экспериментальный и исполнительный.

Подготовительно-экспериментальный этап. В ходе его предусматривается: разработать концептуальные основы и проект федеральной целевой программы создания Резерва на добровольном (контрактном) принципе;, определить содержание, направления и задачи комплексных научных исследований по данной проблеме, а также участников и исполнителей этих работ на конкурсной основе; наметить объекты, цели, задачи и направления проводимых комплексных экспериментов с целью проверки практичности и приемлемости предложенных научных решений проблемы по различным направлениям: финансово-экономическому, нормативно-законодательному, организационно-техническому, социально-психологическому, пропаганды и рекламы, а также другим слагаемым всего комплекса решаемых задач в ходе формирования и комплектования экспериментальных воинских частей и соединений Резерва.

Исполнительный этап. После завершения научных и экспериментальных работ, принятия федеральной целевой программы и соответствующих законодательных актов приступают к плановому формированию и комплектованию Резерва. При проведении этой части военной реформы требуется осуществлять постоянный квалифицированный мониторинг во всех сферах решаемой проблемы с той целью, чтобы своевременно вносить изменения и поправки для предупреждения прогнозируемых негативных явлений в финансировании, законодательстве, организации, рекламе и т.п.; используя различные варианты формирования и комплектования Резерва, перейти к полномасштабному решению этой задачи вплоть до ее полного завершения в установленные планами сроки по видам ВС и родам войск.

Определить сроки этапов перехода Резерва на добровольный способ комплектования довольно сложно, так как необходимо учитывать множество факторов, влияющих на этот процесс. Но все же можно предположить, что подготовительно-экспериментальный этап может продолжаться в пределах пяти-семи лет, а исполнительный потребует на реализацию более длительного времени, продолжительность которого будет определяться политическими, финансово-экономическими и другими условиями.

Предлагаемый порядок комплектования воинских частей Резерва ВС РФ на добровольной основе

Переход Вооруженных Сил на добровольный (контрактный) способ комплектования показал, что из всех решаемых проблем наиболее сложной является проблема отбора кандидатов, желающих связать свою жизнь с военной службой. Как показывает практика, на это влияют: авторитет армии и флота, привлекательность военной службы, материально-финансовая обеспеченность, статус и льготы военнослужащих, жизненно-бытовая устроенность, социальная защищенность в процессе службы и после ее завершения, а также многое другое. Все эти проблемы взаимосвязаны и требуют постоянного практического решения, прежде всего в масштабе всей страны.

Основой для разработки теоретических и организационных положений формирования и комплектования Резерва может служить многолетняя система отбора добровольцев и порядок их зачисления для службы в войсках резерва, сложившаяся в США, а также складывающийся в Вооруженных Силах нашей страны порядок отбора граждан на контрактную военную службу.

В соответствии с американским законодательством служба в вооруженных силах делится на два периода: в регулярных войсках и в войсках резерва. Это правило распространяется на лиц всех военно-учетных специальностей.

Личный состав регулярных и резервных компонентов ВС получает одинаковую подготовку, использует одни и те же типы и образцы оружия и боевой техники, имеет одинаковую форму одежды и воинские знаки различия.

Во всех случаях и вариантах комплектование резервных компонентов вооруженных сил США осуществляется только на добровольной основе и по территориальному признаку путем заключения контракта на определенный срок службы.

В резервные компоненты вооруженных сил зачисляются добровольцы - граждане США, постоянно проживающие на территории страны, имеющие возраст 17-35 лет (мужчины) или 18-35 лет (женщины).

Отобранные кандидаты должны пройти медицинское освидетельствование, проверку политической благонадежности и сдать зачеты по программе, принятой в США.

Безусловно, такая система отбора добровольцев на службу в Резерв ВС РФ для наших условий может быть взята только за основу: что-то из нее мы можем принять, что-то отвергнуть, учесть свою специфику, создать новую, более перспективную систему отбора кандидатов на должности рядового и сержантского состава для службы в Резерве. Организационной же основой для ее создания может служить сложившаяся в Вооруженных Силах система отбора кандидатов на должности рядового и сержантского состава на добровольной основе в армию и на флот.

Вновь создаваемая система комплектования Резерва и отбор кандидатов на службу призвана выполнять следующие основные функции:

организация рекламы службы в Резерве и военно-профессиональной ориентации граждан;

выявление, учет и отбор граждан, желающих добровольно поступить на службу в Резерве;

анализ уровня текущей укомплектованности и потребности соединений и воинских частей Резерва в личном составе;

планирование набора добровольцев, их подготовки и доподготовки по военно-учетным специальностям в мирное время;

организация конкурсного профессионального отбора, создание и поддержание резерва кандидатов;

комплектование постоянного и переменного состава соединений и частей Резерва;

организация военно-профессиональной подготовки (доподготовки, переподготовки) граждан, принятых на службу в Резерв по контракту;

распределение и направление военнослужащих в комплектуемые части и соединения Резерва в соответствии с их заявками.

Выполнение этих функциональных задач целесообразно возложить на Генеральный штаб ВС РФ и территориальные органы военного управления (военные комиссариаты) при активном участии федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Используя результаты научных исследований и многолетний практический опыт в рассматриваемой области, предлагается создать в ВС РФ новую структуру управления и руководства организацией работы по отбору добровольцев на службу в Резерв ВС РФ (рис. 3). Видимо, функции этих структур целесообразно совместить с функциями органов отбора добровольцев для службы в армии и на флоте, усилив их за счет увеличения численности профессионально подготовленных работников.

Непосредственную работа по отбору кандидатов на добровольную службу в Резерв можно было бы возложить на пункты предварительного отбора (ППО), которые должны быть штатными структурными подразделениями военных комиссариатов.

На ППО, по нашему мнению, должны быть возложены следующие функции: информационно-справочная работа; агитационно-пропагандистская работа; выявление и учет граждан, желающих поступить на службу в Резерв по контракту; оказание консультационной помощи в выборе военной специальности.

Главная функциональная задача ППО - предварительный отбор кандидатов для службы в Резерве.

К вопросу создания новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе

Проводимая информационно-справочная и агитационно-пропагандистская работа имеет целью формирование у граждан положительного отношения к армии и флоту, пробуждение у них желания к поступлению на службу в Резерв по контракту. Она направлена на обеспечение полного, качественного и своевременного удовлетворения потребностей войск (сил) резерва в личном составе и проводится в тесном взаимодействии с местными органами власти, средствами массовой информации, центрами (бюро) профориентации и занятости населения, руководителями предприятий, организаций и учреждений, общественными организациями.

Агитация и учет желающих поступить на службу в Резерв по контракту осуществляются путем личных контактов с гражданами при проведении агитационно-пропагандистских мероприятий, вызове граждан в военные комиссариаты по вопросам воинского учета и в других случаях, а также через кадровые органы предприятий, учреждений, учебных заведений, центры занятости населения, общественные организации.

Пункт набора добровольцев на службу в Резерв по контракту должен быть штатным структурным подразделением военных комиссариатов субъектов Российской Федерации на правах отдела. Он предназначен для проведения окончательного отбора кандидатов из числа граждан, отобранных на пункте предварительного отбора военных комиссариатов.

На пункт набора добровольцев возлагаются: профессиональный, психологический отбор граждан на службу в Резерв на должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами по контракту; медицинское освидетельствование кандидатов на службу в Резерв по контракту; изучение кандидатов и их военно-профессиональной ориентации; подготовка предложений по приему и распределению граждан по видам и родам войск, специальностям (должностям); организация приема, размещения, питания и других видов обеспечения граждан, прибывших на пункт набора для прохождения отбора, оформление результатов работы комиссии по отбору; подготовка документов на граждан, принятых на службу в Резерв по контракту.

Граждане, прошедшие профессиональный отбор, медицинское освидетельствование и успешно сдавшие нормативы по физической подготовке, направляются на комиссию по отбору.

По каждому кандидату комиссия принимает решение о его приеме или отказе в приеме, которое записывается в книгу протоколов комиссии по отбору граждан на службу в Резерв по контракту и объявляется гражданину председателем комиссии.

Таковы, на наш взгляд, основные подходы к созданию перспективной системы отбора кандидатов для прохождения службы на добровольно-контрактной основе в Резерве. Ее практическое апробирование по мере введения в действие позволит глубже изучить позитивные и негативные стороны данного процесса, определить оптимальную организационно-штатную структуру, пути повышения эффективности ее функционирования. А это в свою очередь позволит создать более благоприятные условия для повышения качества отбора добровольцев в Резерв.

Авторы не претендуют на всестороннее и полное раскрытие рассматриваемой проблемы. Она сложна и многогранна по своему характеру, охватывает все сферы жизни страны, отличается новизной и необходимостью практической реализации в ближайшей перспективе. Думается, что дальнейшее обсуждение данной проблемы в печати позволит найти наиболее приемлемые научные и практические решения по созданию новой системы формирования и комплектования Резерва ВС РФ на добровольной основе.

Военная Мысль. 2003. № 7. С. 6-15.

Военная мысль. 2003.№7. С.11-12.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации