Место и роль специальных информационных операций при разрешении военных конфликтов

«Военная мысль» №6. 2005г. (стр. 30-34)

Место и роль специальных информационных операций при разрешении военных конфликтов

Ведущий научный сотрудник

полковник запаса Ю.Е. ДОНСКОВ,

доктор военных наук

Старший научный сотрудник подполковник О. Г. НИКИТИН

ОПЫТ разрешения военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о том, что борьба в информационной сфере становится неотъемлемой частью любого их этапа (зарождение конфликта, начало конфликтных действий, обострение напряженности, кризис, непосредственно военные (боевые) действия) и вооруженной борьбы в целом. Более того, от эффективности такой борьбы в угрожаемый период (от этапа зарождения конфликта до этапа кризиса) в значительной степени зависит успешное разрешение конфликта в целом.

Вместе с тем во многих существующих руководящих документах вопросы организации и ведения борьбы в информационной сфере или отражены не полностью, или представлены только в общем виде. Достаточно мал и научный задел, а также опыт осуществления мероприятий и действий в информационной сфере, проводимых объединениями ВС РФ. Тем не менее, имеющиеся материалы обобщения вооруженных конфликтов последнего десятилетия (в том числе и в Чечне) уже в настоящее время позволяют сформировать достаточно стройную систему многоуровневых специальных информационных операций (СИО) (рис. 1), в которых значительная роль отводится существующим, а также перспективным силам и средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Так, на этапе зарождения вооруженного конфликта оперативно-тактического уровня, который, по мнению большинства военно-политических руководств развитых стран мира, будет основным способом разрешения межрегиональных противоречий в ближайшие 15-20 лет, первой в системе специальных информационных операций может стать СИО государственного масштаба.

Очевидно, что в такой операции главные усилия будут сосредоточиваться на межгосударственном уровне и сводиться в основном к дипломатическим и экономическим мерам и способам воздействия. Поэтому применение сил и средств РЭБ на данном этапе конфликта не будет, как правило, выходить за рамки мероприятий и действий, определяемых руководящими документами по повседневной действительности войск.

Место и роль специальных информационных операций при разрешении военных конфликтов

По мере углубления конфликта, его перехода к этапу обострения напряженности и активной подготовке противоборствующих сторон к военным действиям содержание борьбы в информационной сфере может значительно расшириться и привести к необходимости проведения нового вида СИО - на военном уровне. Достижение цели данной операции будет осуществляться преимущественно «интеллектуальным способом». Его сущность заключается в искусном применении в первую очередь демонстрационных действий, внедрении дезинформации в подсистемы добывания и сбора информации противника, чтобы создать у него ложное представление об обстановке в районе конфликта. В такой СИО силы и средства РЭБ могут привлекаться главным образом по плану осуществления оперативной маскировки.

В настоящее время и тем более в перспективе обязательной и неотъемлемой частью заключительного этапа кризиса (предшествующего этапу начала активных военных (боевых) действий), очевидно, станет следующий вид СИО, организуемой и проводимой, как правило, на фронтовом уровне. Основными целями этой СИО могут быть или принуждение противника к отказу от обострения конфликта до военной фазы, или завоевание и удержание информационного превосходства над ним непосредственно перед началом активных боевых действий.

Анализ состояния существующей системы информационного обеспечения боевых действий армий развитых стран, перспектив ее развития и особенностей функционирования позволяет выявить основные факторы, обусловливающие приоритетную роль сил и средств РЭБ в достижении цели СИО, проводимой на фронтовом уровне. Существо данных факторов состоит в следующем.

Первое. Перспективная система информационного обеспечения боевых действий способна к началу активных военных действий собрать не менее 80 % информации, необходимой для планирования предстоящей операции и эффективного управления войсками и оружием с началом ее ведения. Ее материальную основу составляют высокотехнологичные радиоэлектронные средства (РЭС) и компьютеры, которые необходимо отнести к возможным объектам РЭБ.

Второе. В условиях массовой радиоэлектронизации и компьютеризации войск эффективная дезорганизация системы информационного обеспечения боевых действий противника может быть осуществлена только комплексным воздействием разнородных (преимущественно перспективных) сил и средств РЭБ совместно со средствами огневого поражения.

Третье. При приблизительно равном уровне информатизации войск возможность скрытного применения существующих и перспективных сил и средств РЭБ может обеспечить внезапность начала проведения СИО по завоеванию (парированию) информационного превосходства и его удержанию по завершении операции.

В настоящее время конкретных оперативно-тактических показателей размаха СИО нет. Как известно, оперативно-тактические показатели любой операции включают ширину полосы боевых действий, глубину поставленной задачи, этапность и время ее выполнения. Основными внешнесистем-ными исходными данными для их обоснования являются: противостоящая группировка войск противника; возможности своих сил и средств.

Военная доктрина РФ и новая военная стратегия военно-политического руководства США полагают весьма маловероятным развязывание в ближайшем будущем глобальной войны (ядерной или обычной). Поэтому при определении возможного состава противостоящей группировки войск необходимо исходить из возможности возникновения значительного ряда конфликтов на региональном уровне. Предыдущий опыт разрешения таких конфликтов вначале привел к теоретическому обоснованию, а затем и к созданию практической базы построения новых воинских оргструктур войск, таких, как объединенные оперативные формирования (ООФ). Поэтому состав и структуру ООФ целесообразно взять за основу при обосновании конкретных значений оперативно-тактических показателей размаха СИО.

В «Едином уставе 0-2» КНШ вооруженных сил США дано определение ООФ как «объединенных сил, создаваемых на базе видовых и функциональных компонентов ВС для выполнения оперативных задач с ограниченными целями». Согласно соответствующей концепции в состав ООФ могут входить планово развернутые в данный период силы, а также вновь выделенные соединения и части двух и более видов ВС. По мнению американского военного командования, ООФ призваны в большинстве случаев выполнять задачи оперативно-тактического уровня. Исходя из этого типовой состав ООФ может включать: соединения и объединения сухопутных войск (до армейского корпуса - АК), морскую пехоту (от бригады до дивизии), авиационные части (до крыла), морскую боевую группу (несколько боевых кораблей), силы специальных операций (до бригады). Поэтому общие показатели размаха боевых действий (операций) такого уровня ООФ могут составить по фронту от 100 до 150 км, а по глубине выполняемых задач - до 200-300 км. При этом глубина оперативного построения войск ООФ может достигать до 150- 200 км. Данные показатели могут быть приняты в качестве предварительных показателей размаха специальной информационной операции.

Основным объектом воздействия в этой операции, по нашему мнению, должна быть система информационного обеспечения боевых действий ООФ. Так как базовым элементом данного формирования является армейский корпус, то основные усилия в специальной информационной операции необходимо направить в первую очередь на его систему информационного обеспечения боевых действий.

Учитывая высокие информационные способности системы информационного обеспечения боевых действий АК по добыванию данных о противостоящей группировке войск и исходя из возможностей по оперативной маскировке и воздействию на объекты противника, СИО целесообразно проводить перед началом активных боевых (военных) действий, а ее продолжительность не должна превышать 3 ч. Это тот период времени, в течение которого можно эффективно воздействовать на основные объекты системы информационного обеспечения ООФ, и они не смогут должным образом быть восстановлены противоборствующей стороной к началу активной военной фазы.

Место и роль специальных информационных операций при разрешении военных конфликтов

Предлагается специальную информационную операцию проводить в три этапа (рис. 2).

На первом этапе необходимо осуществить дезорганизацию систем информационного обеспечения информационно-управляющих систем (ИУС) разведки, войсковой противовоздушной обороны (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО) ООФ с целью достичь внезапности действий своей группировки войск. В ходе его реализации скрытность действий своей группировки сил и средств, участвующих в проведении СИО, может быть обеспечена за счет поэтапного ее развертывания и применения маскирующих помех. Это позволит не только достичь скрытности действия своих огневых средств, но и обеспечит их пролет к функционально важным объектам систем информационного обеспечения ИУС разведки, войсковой ПВО и ПРО противника, назначенным для поражения.

После срыва функционирования системы информационного обеспечения ИУС разведки, войсковой ПВО и ПРО объединенного оперативного формирования противника может начинаться второй этап СИО по дезорганизации систем информационного обеспечения ИУС руководства основными функциональными компонентами ООФ. В результате его проведения существенно затрудняется поступление важной информации, необходимой командующему (командиру) ООФ для принятия соответствующего решения на начало активных действий. Тем самым обеспечивается захват инициативы как в информационной, так и в военной сферах. Кроме того, на завершающей фазе этого этапа под прикрытием помех и воздействия вирусов наносятся удары средствами функционального поражения: оперативно-тактическими, тактическими ракетами и снарядами реактивных систем залпового огня (РСЗО) со специальными боевыми частями, высокоточным оружием (ВТО) РЭБ (ударными дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами, специальными снарядами РСЗО, тактическими ракетами). Через 15-20 мин после объективного контроля результатов первого удара может быть осуществлен повторный удар по уцелевшим или вновь обнаруженным функционально важным объектам систем информационного обеспечения ИУС руководства основных компонентов ООФ.

За 1 ч до начала активных боевых действий предлагается начать третий этап операции. Содержанием данного этапа является дезорганизация систем информационного обеспечения ИУС боевыми действиями тактической и армейской авиации, полевой артиллерии, а при необходимости и огневых средств боевых кораблей. Его целью является срыв информационного обеспечения сил и средств огневого поражения противника и создание условий для завоевания своего огневого превосходства.

По предварительным оценкам, в результате проведения СИО задержка информации в системе информационного обеспечения боевых действий ООФ может составить не менее 10-15 мин. В Современных оперативно-тактических условиях при приблизительно равных характеристиках обычных огневых средств это время может стать определяющим фактором в исходе активной фазы вооруженного конфликта в целом.

Орлянский В. И. Вооруженная и информационная борьба: сущность и взаимосвязь понятий и явлений// Военная Мысль. 2002. № 6. С. 42-47.

Специальная информационная операция представляет собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени мероприятий, действий и акций войск (сил и средств), заключающихся в целенаправленном воздействии на объекты системы информационного обеспечения боевых действий группировки войск противника для завоевания информационного превосходства в определенный период, на отдельном направлении или во всей полосе операции.

Родионов МЛ. К вопросу о формах ведения информационной борьбы// Военная Мысль. 1998. № 2. С. 67-70.

Донсков Ю.Е., Фомин В.В. Информационное превосходство: пути реализации в операциях// Военная Мысль. 2003. № 11. С. 57-61.

Военная Мысль. 2005. № 3-5.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации