О принципах построения системы подготовки военных авиационных специалистов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2007,стр. 48-55

О принципах построения системы подготовки военных авиационных специалистов

Полковник А.В. КАРТАШЕВ,

кандидат военных наук

Полковник в отставке А.А. СИНИКОВ,

доктор военных наук

СИСТЕМА военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

С функциональной точки зрения система военного образования (СВО) включает в себя следующие элементы: военные образовательные учреждения высшего профессионального образования - высшие военно-учебные заведения; государственные и специальные требования федеральных органов исполнительной власти в области подготовки военных специалистов;

органы управления военным образованием федеральных органов исполнительной власти.

С содержательной точки зрения СВО можно рассматривать как совокупность систем подготовки специалистов для различных видов Вооруженных Сил и родов войск центрального подчинения. Применительно к виду Вооруженных Сил Российской Федерации принято использовать, например, такой термин, как «система военного образования ВВС».

Внутри СВО ВВС можно выделить ряд своих подсистем и элементов.

С функциональной точки зрения СВО ВВС - это также совокупность вузов ВВС, государственных и специальных требований, органов управления военным образованием ВВС.

С содержательной точки зрения СВО ВВС - это совокупность систем подготовки специалистов различных категорий, профилей, квалификаций. В частности, в ВВС можно выделить три основные категории специалистов: авиационные специалисты, специалисты зенитных ракетных войск и специалисты радиотехнических войск.

В соответствии с этим система подготовки военных авиационных специалистов (СПВАС) представляет собой: функционально - часть системы военного образования ВВС, т. е. совокупность военных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенных для обеспечения потребностей Военно-воздушных сил и других видов Вооруженных Сил и родов войск в военных авиационных специалистах, уровень подготовки которых соответствует государственным требованиям и специальным требованиям Министерства обороны; по содержанию - совокупность систем подготовки летных, штурманских кадров, специалистов наземных служб (инженерно-авиационного, аэродромно-технического обеспечения и др.).

В отношении СП ВАС, коль скоро она является сложной системой, должны действовать системные принципы: целостности, автономности, дополнительности, действия, неопределенности и выбора.

Учитывая, что для каждой конкретной сложной системы тот или иной принцип имеет различную степень важности - от основополагающего до необязательного, задача настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить степень применимости каждого из указанных принципов построения (создания и совершенствования) СПВАС.

В соответствии с принципом целостности сложная система рассматривается как единое целое. Механизм действия принципа основывается на разграничении понятий «целое» и «часть» в отношении к рассматриваемой системе.

В системотехнике понятие «целостность» основывается на специфическом, общесистемном свойстве, которое определяет существование системы как самостоятельного объекта. Это свойство формируется посредством взаимодействия частей при их объединении в систему.

При организации однотипных подсистем в систему должно осуществляться не простое арифметическое сложение свойств подсистем. При определенном уровне усиления одних и ослабления других свойств должно возникать новое общесистемное качество.

Если системообразующим считать свойство СПВАС, заключающееся в подготовке специалистов конкретной авиационной специальности, то СПВАС можно считать состоящей из элементов - систем подготовки отдельных категорий авиационных специалистов; при этом система подготовки, например, летных кадров, будет являться подсистемой, а система подготовки военных специалистов в государстве в целом может рассматриваться в качестве надсистемы.

Однако при таком подходе к определению структуры СПВАС с высокой степенью достоверности можно констатировать именно «арифметическое сложение» качеств подсистем. Например, продолжительность и содержание подготовки авиационного техника напрямую не зависит от времени и содержания подготовки летчика, штурмана и даже авиационного инженера. Какими бы родственными не считались в авиации специальности летчика и авиационного инженера (техника), инженер (техник) не может занять командную (летную) должность, а летчик, если он не списан с летной работы, вряд ли согласится занять в полку должность ИТС.

В других родах войск, например, в ЗРВ или в РТВ, если будущий командир не обладает необходимыми качествами или будущий инженер проявляет командирские качества, имеется возможность «переквалифицироваться» инженеру в командира и наоборот. Поэтому потери в такой системе подготовки специалистов будут ниже и можно даже вести речь о совместном обучении будущих командиров и инженеров в стенах одного военного вуза.

Более или менее взаимозависимые процессы, свидетельствующие о применимости принципа целостности, наблюдаются при функционировании военных вузов, готовящих офицерские кадры по родственным специальностям. Например, при переходе с четырехгодичного на пятилетний срок обучения курсантов командного профиля (летного и штурманского) срок обучения в военных академиях по специальностям командного профиля был сокращен с трех до двух лет. В результате при сохранении общей продолжительности обучения (5+2 = 4+3) выпускники приобрели новые качества. Другой пример: одно время в академии с двухлетним сроком обучения поступали учиться летчики и штурманы, окончившие военные училища по четырехлетней программе и имеющие вследствие этого более низкий уровень подготовки. Но за счет оптимизации процесса обучения в военных академиях потери в формируемых навыках были минимизированы.

Еще один пример. Курсанты училища летчиков, не способные освоить летную подготовку на современных истребителях, имеют возможность продолжить обучение на другом факультете или в другом вузе по схожей специальности и стать летчиком или штурманом другого рода авиации. Данный пример характеризует взаимодействие между элементами СП ВАС в интересах повышения эффективности ее функционирования.

Таким образом, особенностью проявления принципа целостности в отношении СПВАС является обособленность отдельных свойств некоторых подсистем, что в ряде случаев описания свойств системы в целом апраксимируется «арифметической суммой» свойств подсистем.

Системотехнический принцип автономности гласит: сложные системы имеют автономную пространственно-временную метрику и внутрисистемные законы сохранения, определяемые физическим содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды.

Сложная система находится в собственном функциональном пространстве, но взаимодействует с реальным пространственным геометрическим миром. Познание системы требует, прежде всего, ее обозримого описания, и здесь выбор метрики может играть определяющую роль.

Геометрическое расстояние между агрегатами производственного комплекса (СПВАС можно отнести к нему) сравнительно слабо влияет на технологические характеристики производственного процесса. В сложных системах геометрическое расстояние как средство описания отступает на задний план, так как решающее значение приобретает путь распространения процесса. Значительно эффективнее будет использование функционального пространства с соответствующим числом измерений и автономной метрикой. В сущности, сложная система и «живет» в автономном функциональном пространстве. Все, что происходит в системе, описывается в этом пространстве более просто. Введение метрики означает создание модели геометрии системы: чем ближе эта модель к истинной геометрии системы, тем проще представление системы.

Принцип автономности требует ясного понимания природы событий (явлений), происходящих в данной конкретной системе. Невыполнение госзаказа на подготовку выпускников конкретным военным вузом - событие, детерминированное в образовательной системе этого учебного заведения. Но в рамках СПВАС оно может быть как детерминированным, так и случайным. Отток опытных преподавателей высшей квалификации из военных вузов ВВС в конце 90-х годов - событие не случайное, оно связано не только с сокращением профессорско-преподавательского состава в вузах, но и в большей степени с общим положением офицеров в стране и преподавательского состава в вузах Минобороны. В этот период большинство преподавателей было уволено в связи с сокращением, но это не противоречило их желанию. Повод к увольнению содержался в руководящих документах. Является ли этот процесс целенаправленным? Наверное, нет. Вряд ли авторы реформ преследовали цель досрочно уволить наиболее опытных и подготовленных офицеров.

Однако другие процессы реформирования СПВАС могут носить детерминированный и целенаправленный характер. Например, общее сокращение числа высших военно-учебных заведений. Детерминированность этого процесса состоит в необходимости привести количественные параметры СПВАС в соответствие с сократившейся численностью авиационных частей в ВС РФ. Целенаправленность этой реформы подтверждается содержанием государственных законодательных актов, нормативных документов Минобороны, отражающих цели, задачи, этапы и мероприятия по реализации данного направления реформирования системы военного образования.

Детерминированное может быть едва отделимо от случайного. При решении многокритериальных управленческих задач, в которых основным мерилом является качество, мнение одного эксперта (группы) может стать определяющим вопреки иным мнениям. Мнение эксперта обычно не случайно, оно связано с представлениями данного лица о предмете, с его симпатиями, антипатиями, пристрастиями, наклонностями и т. п. В целом же выбранное из совокупности возможных вариантов решение может выглядеть случайным, если упустить из внимания то, что лицо, его принимавшее, уполномочено на это и занимает свой пост с санкции надсистемы. Да, если бы на месте этого лица оказался другой человек со своими взглядами и убеждениями, то решение могло быть и иным. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения, поэтому все происходящее закономерно.

Принцип автономности СПВАС со своими внутрисистемными законами не противоречит естественно-научным законам, определяющим внутрисистемную метрику, и внутрисистемным законам сохранения. Автономные законы, выходя на передний план, существенно дополняют естественно-научные. Именно локальные законы наглядно связаны с наблюдаемыми явлениями и процессами. Если внутрисистемные законы неизвестны, то могут быть упущены слабые и малозаметные факторы, которые накапливаются и оказывают радикальное влияние на перспективу.

Например, стремление повысить качество подготовки инженерно-технических кадров для авиации ВС РФ за счет создания в одном вузе многоуровневой системы подготовки привело к совместной подготовке инженеров и техников в двух авиационных училищах. До 2002 года обучением и той, и другой категории курсантов занимались одни и те же кафедры. Каждый преподаватель имел возможность проводить занятия по одной-двум дисциплинам одновременно с курсантами инженерного и технического профиля. Но после деления преподавательского состава этих вузов на кафедры и циклы, а также последовавшего при этом укрупнения (слияния) родственных подразделений число учебных дисциплин на кафедрах и циклах резко возросло. Количество дисциплин, преподаваемых одним педагогом, также увеличилось и стало доходить до трех-четырех, а то и более в учебном году. В данном случае, видимо, не требуются дополнительные доказательства того, что качество преподавания стало ниже.

Принцип дополнительности известен нам из физики, где он является самостоятельным фундаментальным принципом, законом природы, лежащим в основе теории мироздания. Природа дополнительности заключается в свойстве всех объектов материального мира противостоять внешнему воздействию. Это свойство неподатливости, сопротивляемости материи в наиболее общем виде сформулировано Ле Шателье: «При всяком воздействии на любой объект возникают силы или явления, ослабляющие это воздействие». Сила сопротивления не только возрастает с увеличением воздействия, но и может накапливаться, то есть возрастать при многократном воздействии. В результате появляется новое качество.

В строгом понимании принцип дополнительности означает, что сложная система во взаимодействии со средой может проявлять различные свойства в различных ситуациях, несовместимые ни с одной из них. Иными словами, сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях), могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные (т. е. не совместимые ни с одной из ситуаций в отдельности).

Анализируемый принцип дополнительности играет не последнюю роль в организации и функционировании СП ВАС. Убедиться в этом несложно, рассмотрев несколько примеров.

С 1994 года на специальности высшего военно-специального образования введены государственные образовательные стандарты (ГОС). Училища, осуществлявшие подготовку летчиков, штурманов и офицеров боевого управления, перешли на новые учебные планы и программы с пятилетним сроком обучения (до этого было четыре года). Таким образом, произошло усиление требований со стороны государства к уровню подготовки выпускников с высшим военно-специальным образованием.

На этот шаг СПВАС ответила сокращением срока подготовки слушателей в военных академиях и университетах - с трех до двух лет. С 1997 года в области высшего военного образования произошло неофициальное изменение квалификационных требований к уровню подготовленности выпускника (в сторону снижения) за счет отмены войсковой стажировки (летной практики), отмены дипломного проектирования и защиты дипломных работ, уплотнения учебного процесса по изучаемым дисциплинам.

Другой пример. С введением ГОС на специальности высшего военно-специального и среднего военно-специального образования по инженерному и техническому профилям обучения произошло увеличение числа учебных дисциплин, изучаемых будущими авиационными инженерами и техниками. Причем все новые дисциплины были введены в курс обучения в целях «уравнивания» военной и гражданской специальностей. При этом следует отметить, что в отличие от сроков подготовки специалистов летного и штурманского профиля сроки подготовки авиационных инженеров и техников как были, так и остались пять лет и три года соответственно. В результате в подготовке специалистов данных категорий произошло усиление общепрофессиональной составляющей за счет сокращения времени на военно-специальную подготовку.

Приведенные выше примеры убедительно доказывают, что системный принцип дополнительности имеет широкие формы проявления в вопросах функционирования и реформирования СПВАС.

Принцип действия состоит в том, что изменение состояния системы требует прироста действующего фактора на величину, превосходящую некоторое пороговое значение. Термин «принцип действия» заимствован из квантовой механики: переход электрона на более высокоэнергетическую орбиту требует энергии не менее кванта действия. Изменение состояния сложной системы может быть связано не только с энергетикой, но и с веществом, с информацией, которые, накапливаясь, проявляют свое влияние скачкообразно, путем качественного перехода.

Основное конструктивное значение принципа действия определяется покомпонентными порогами, величина которых регулируется адаптивными свойствами системы. До определенного уровня действие среды компенсируется усилением одних и ослаблением других процессов, а начиная с некоторого уровня требуется переустройство системы. Таким образом, реакция системы на внешнее воздействие имеет пороговый характер.

Рассмотрим несколько примеров реализации принципа действия в СПВАС.

Первый пример. Принятие на вооружение ВВС сверхзвуковых самолетов (усложнение авиационной техники и вооружения) потребовало увеличения доли инженеров и техников среди обслуживающего персонала авиационных частей. Военные авиационно-технические училища прекратили готовить авиамехаников и перешли на подготовку исключительно авиационных техников. Одной академии для подготовки авиационных инженеров для ВВС стало недостаточно - возникли высшие военные инженерные училища. Возрастание объема информации, необходимой специалистам инженерно-авиационной службы при обслуживании авиационной техники, очень быстро привело к увеличению числа вузов ВВС (их емкости), осуществляющих подготовку инженеров и техников. Причем оба процесса протекали практически одновременно - в конце 40 - начале 50-х годов прошлого века. Более длительным оказался подобный процесс для летных и штурманских специальностей. Только в 1959-1960 годах основная часть училищ летчиков и штурманов стала высшими, а, например, филиал Армавирского ВВАУЛ с 1965 по 1969 год продолжал готовить штурманов по трехлетней программе обучения. Но усложнение год от года профессии штурмана заставило изменить содержание обучения, сблизив подготовку штурмана-техника и штурмана-инженера.

Второй пример. Преобразования в области военного дела, коснувшиеся истребительной авиации, срочно потребовали решения вопроса об управлении экипажами истребителей с наземных командных пунктов и пунктов наведения. В годы Великой Отечественной войны подготовка штурманов наведения не велась ни в одном учебном заведении (такой категории личного состава в авиации еще не было). В 50-е - первой половине 60-х годов эти специальности в войсках уже появились, но их специализированной подготовкой по-прежнему не занималось ни одно училище - на эти должности назначались офицеры радиотехнических войск или списанные с летной работы летчики, прошедшие соответствующие курсы переподготовки. И только в 1966 году в ВВС появилось Ворошиловградское ВВАУШ для подготовки в том числе специалистов управления воздушным движением, а в 1969-м подобное училище для Войск ПВО открылось в Ставрополе.

В настоящее время Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище ведет подготовку по специальности «штабная и организационно-мобилизационная работа». В прежние годы на соответствующие должности в войсках назначались офицеры, получившие любое другое образование: списанные с летной работы летчики, офицеры боевого управления, авиационные инженеры, техники и другие специалисты. Однако специфика служебных обязанностей этой категории должностных лиц в войсках со временем потребовала ввести подготовку по данной специальности в одном из авиационных учебных заведений.

Таким образом, принцип действия применим не только для квантовой механики и технических систем, но и для такой сложной социально-педагогической системы, какой является СПВАС.

Принцип неопределенности для сложных технических систем состоит в следующем. Повышение точности определения (измерения) какого-либо из количественно описываемых свойств сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возможной точности определения (измерения) другого свойства (одновременно измерить значения двух параметров или более с точностью, превышающей определенный уровень, невозможно). Принцип неопределенности хорошо известен из квантовой механики и радиолокации, где выигрыш в одном неизбежно ведет к проигрышу в другом. Иначе и быть не может, так как в противном случае меняется инвариант системы. Говоря другими словами, существует область неопределенности, в пределах которой свойства могут быть описаны только вероятностными характеристиками.

В системах «человек - машина» можно говорить о вероятности наведения истребителя на воздушную цель, вероятности ее уничтожения. Но к биологическим, социальным и педагогическим системам ввиду их исключительной индивидуальности термин «вероятность» применим достаточно условно.

И все же приведем такой пример. Стремление повысить практическую составляющую подготовки специалиста при инварианте общего бюджета учебного времени изменит качество теоретической подготовленности выпускника. В данном примере принцип неопределенности может проявляться в следующем: увеличив время на практические виды занятий на определенное количество часов, мы не получим точного математического ответа - на сколько снизится или повысится качество подготовки выпускника на выходе системы. Почему? Во-первых, некоторое знание приходит к ученику и через практику, поэтому прямой пропорциональной зависимости здесь нет. Во-вторых, полученный практический опыт вызывает у части курсантов (слушателей) профессиональный интерес, после чего человек может прибегнуть к самостоятельному изучению теории вопроса. Следовательно, увеличение времени на практические занятия в системе «военно-учебное заведение» изменит объем теоретических знаний выпускника на определенную величину с какой-то вероятностью. Однако для каждой конкретной специальности в каждом конкретном вузе в конкретных социальных условиях последствия приведенного выше изменения учебного процесса могут быть различны.

Таким образом, принцип неопределенности охватывает своим воздействием и СПВАС, однако в отличие от сложных технических систем в этой системе не всегда уместно вести речь о вероятности какого-либо события и тем более выявлять законы распределения случайной величины и оперировать значениями этой вероятности.

Принцип выбора вытекает из определения сложной системы. Существуют системы, обладающие способностью к выбору поведения, для которых однозначно предсказать способ действия и экстраполировать состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации. Принцип выбора поведения представляет собой развитие и обобщение принципа неопределенности. Он гласит: сложные системы обладают областью выбора и способностью выбирать поведение, т. е. реакцию на внешнее воздействие в зависимости от внутренних критериев целенаправленности. Никакое априорное знание не позволяет ни надсистеме, ни самой системе однозначно предсказать этот выбор.

Сложная система строит свое поведение в существенной, хотя и неоднозначной связи с ситуацией. Следовательно, на ее поведение можно влиять. Можно ожидать, что степень неоднозначности зависит от ситуации, т. е. от внешних связей. Более того, не исключено, что в определенных условиях неоднозначность исчезает. Тот же курсант, как система «человек», ведет себя достаточно предсказуемо на практических занятиях по строевой подготовке. Он повержен и более тонким способам влияния на свое сознание - идеологическим, психическим, этическим и другим. Но полной однозначности в зависимости выходной реакции от входного воздействия быть не может. При прогнозировании поведения отдельно взятого курсанта, например на самостоятельной подготовке, нельзя заранее предугадать, пойдет ли он в библиотеку, на консультацию, будет ли готовиться к занятиям в аудитории или станет заниматься чем-либо посторонним с вероятностью 0,5; 0,4 и 0,1 соответственно.

Уместен пример, касающийся не одного курсанта, а целой подсистемы в рамках СПВАС. При тенденции многоуровневой системы подготовки специалистов ИАС в инженерных авиационных вузах прогнозировалось достижение несомненной пользы мероприятий, направленных на ее создание. Однако на практике в силу объективных и субъективных причин ожидаемого эффекта не получилось. Система филиалов себя не оправдала - на базе филиала Военно-воздушной инженерной академии было воссоздано ВВАИУ. Преподавательский состав двух ВВАИУ был поделен на кафедры и циклы. В настоящее время преподавание курсантам инженерного и технического профиля осуществляется разными педагогами. Лучшие курсанты технического профиля оказались лишены возможности перевестись на инженерный. В таких условиях совместное обучение несколько отличающихся по уровню подготовки двух категорий курсантов не всегда приводит к тому, что отстающие (технический профиль) тянутся за передовиками (инженерный профиль). Стремление выделиться свойственно каждому человеку, оно же, как правило, присуще и коллективам. Если нет возможности добиться первенства за счет интеллекта, его добиваются иными способами, зачастую не всегда положительными.

В результате проведенных мероприятий по созданию многоуровневых ВВАИУ внутри каждого из таких вузов сложились две подсистемы со слабо выраженными взаимными связями, проявляющимися в основном лишь в том, что лучшие преподаватели циклов достаточно быстро переходят на кафедры.

Данный пример еще раз доказывает, что ожидаемый результат от мероприятий по совершенствованию СПВАС на практике может не подтвердиться. Следовательно, можно говорить о действии принципа выбора и в отношении СПВАС.

В целом анализ механизмов воздействия системных принципов в отношении СПВАС свидетельствует, что с меньшей или большей степенью все шесть системных принципов являются основополагающими и с их учетом должна строиться СПВАС.

Федеральная программа «Реформирование системы военного образования на период до 2010 года».

Дружинин В.В., Кон торов Д.С. Основы военной системотехники. Учеб. пособие для вузов ПВО. М.: Войска противовоздушной обороны, 1983.

3 Коваленок В.В., Савеленко В.М. Реформа военного образования вдействии// Тезисы докладов 4-й Всероссийской научно-методической конференции: Военное образование и пути его совершенствования. Ставрополь: ФВАТУ, 1999. С. 3-4; Савеленко В.М., Буга А.Л. Многоуровневая подготовка специалистов водном вузе// Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвузовский сборник. Вып. VI. М.: МО РФ, 2000. С. 69-72; Пантелеев Ю.П., Буга А.Л. Интеграция учебного процесса Военного авиационного технического университета и филиала // Тезисы докладов 4-й Всероссийской научно-методической конференции: Военное образование и пути его совершенствования. Ставрополь: ФВАТУ, 1999. С. 4-5.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации