О проблеме информационного обеспечения управления огнем группировок войск ПВО СВ
Военная мысль № 6/2007, стр. 29-33
О проблеме информационного обеспечения управления огнем группировок войск ПВО СВ
Полковник И.В. ГРУДИНИН,
кандидат военных наук,
Подполковник И.М. ШАПКИН
АНАЛИЗ результатов противоборства средств воздушного нападения (СВН) и группировок войск ПВО в локальных войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий свидетельствует о существенном изменении взглядов военно-политического руководства США и стран - участниц НАТО на основы ведения боевых действий. Наиболее ярко и отчетливо данная тенденция проявляется в увеличении продолжительности воздушной фазы при явном сокращении времени активных боевых действий сухопутных группировок. Так, длительность воздушной фазы в операции «Буря в пустыне» составила 98 %, в операциях «Лис в пустыне» и «Решительная сила» - 100 %. Это позволяет сделать вывод о том, что противник в современной войне стремится к достижению целей операции преимущественно за счет эффективного использования поражающих свойств оружия (и прежде всего средств воздушного нападения), а не силового противоборства.
Очевидным представляется стремление объединить действия СВН в рамках единой воздушной кампании, главная цель которой состоит в завоевании господства в воздухе для обеспечения последующих успешных действий сухопутных группировок, а при благоприятном стечении обстоятельств - в достижении конечных целей конфликта без привлечения сухопутных группировок.
Основным объектом противоборства на начальном этапе вероятный противник считает систему противовоздушной обороны. И действительно, именно подавлению системы ПВО в начале военных конфликтов уделяется все большее внимание.
Необходимость формирования адекватного ответа планируемым действиям противника обусловливает объективное требование существенного повышения эффективности ПВО. Однако современное состояние Вооруженных Сил России, сложные экономические условия, в которых проводится их реформирование, не позволяют применить экстенсивные способы решения этой задачи, заставляя изыскивать внутренние резервы в рамках уже существующих систем и структур группировок войск ПВО СВ. Одним из наиболее ресурсоемких резервов является повышение эффективности процесса управления огнем зенитных средств. Являясь системообразующим элементом ПВО, система управления в целом и система управления огнем в частности оказывают существенное влияние на общие показатели эффективности боевых действий зенитных формирований.
Значительный вклад системы управления в общую эффективность системы ПВО (до 15-20 % - по оценкам различных исследований) обусловил повышенный интерес к разработке вопросов, связанных с ее совершенствованием. Среди традиционно рассматриваемых военной наукой направлений совершенствования процесса управления огнем можно выделить следующие: построение рациональной структуры системы управления; повышение оперативности управления; повышение качества принимаемых решений; автоматизация задач управления; совершенствование информационного обеспечения элементов системы управления.
Особый интерес вызывает процесс информационного обеспечения управления огнем группировок войск ПВО СВ. Это связано, прежде всего, с той существенной ролью, которую играет информация в общей структуре системы управления, а также с недостаточным уровнем исследований влияния структуры и качества информационного обеспечения на эффективность функционирования как системы управления огнем группировок войск ПВО СВ в частности, так и системы ПВО в целом.
Современный этап развития военной науки и техники характеризуется большинством специалистов как революция в военном деле, вызванная наступлением «эры информации». В связи с этим наиболее перспективным представляется переосмысление таких традиционных понятий, как «информация» и «информационное обеспечение», а также логического соотношения терминов «информационное обеспечение» и «разведка воздушного противника» с точки зрения теорий информации, прогнозирования, информационных систем, информационных сетей и других теорий информационного толка.
Особое значение вопросы информационного обеспечения имеют для структур, оснащенных средствами автоматизированного управления (АСУ). Применение АСУ в системе управления войсковой ПВО обеспечивает значительное повышение показателей оперативности и качества принимаемых решений на ведение огня, но вместе с тем формирует повышенные требования к структуре и качеству информационного обеспечения. Отсутствие в АСУ достоверной, своевременной, полной и однозначной информации способно не только снизить степень реализации огневых возможностей управляемой группировки войсковой ПВО, но и существенно затруднить выполнение поставленной боевой задачи.
В совокупности задач, решаемых противником в ходе воздушной операции, абсолютный приоритет отдается задачам деструктивного воздействия на элементы информационной инфраструктуры систем управления всех уровней. При этом главным объектом информационного противоборства являются разведывательно-информационные элементы системы ПВО. Результаты противоборства СВН и ПВО в Ираке и Югославии свидетельствуют о наличии в практике ведения ПВО проблемы, сущность которой заключается в недопустимо низкой эффективности функционирования системы информационного обеспечения в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия противника. В итоге складывается парадоксальная ситуация, состоящая в том, что при наличии достаточно большого количества средств разведки воздушного противника на всех уровнях иерархии органы и пункты управления в наиболее ответственные этапы противовоздушного боя испытывают информационный голод.
Проблема информационного обеспечения командных пунктов, пунктов управления войсковой ПВО в процессе реализации ими своих функций занимает одно из центральных мест в общей структуре проблематики теории управления огнем. Очевидно, что высокое качество информационной модели обстановки, используемой органами управления при выработке решений, является необходимым условием их эффективного функционирования.
Возникновение рассматриваемой проблемы обусловлено влиянием ряда предпосылок, доминирующими из которых являются следующие: существенно возросшие возможности противника по вскрытию, радиоэлектронному подавлению и огневому поражению разведывательно-информационных элементов систем управления огнем группировок войск ПВО СВ всех уровней иерархии; унитарный характер формируемых информационных полей стрельбы и управления огнем, базирующихся преимущественно на средствах активной радиолокации, которые в условиях интенсивного и эффективного огневого и радиоэлектронного противодействия со стороны противника из системообразующих элементов становятся системоразрушающими; низкие возможности по оперативному управлению параметрами информационных полей стрельбы и огнем зенитных средств, призванному создать информационную модель воздушной обстановки, адекватную складывающимся условиям противовоздушного боя; несовершенство существующей материальной базы автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации о воздушной обстановке, не обеспечивающей реализацию алгоритмов объединения информации о воздушной обстановки, получаемой от источников, реализующих различные физические принципы обнаружения летательных аппаратов.
Важнейшим направлением решения проблемы информационного обеспечения является развитие и совершенствование совокупности теоретических данных рассматриваемой предметной области, и в частности специфики ее целеполагания, закономерностей, принципов, основ методологии оценки эффективности информационного обеспечения.
Понимая понятие «цель» как необходимый, желаемый или проектируемый результат предпринимаемого действия или процесса, определим в качестве цели информационного обеспечения стрельбы и управления огнем оптимальную реализацию разведывательно-информационных возможностей элементов системы информационного обеспечения в соответствии с решаемой задачей и сложившимися условиями обстановки.
Естественно, что в целях процессов проявляются сущностные свойства его субъектов, их отношение к объектам функционального воздействия. Содержание целей, таким образом, определяется и субъектами процесса, и сущностью самого процесса. Исходя из этого представляется целесообразным определить сущность основных категорий исследуемой предметной области.
Под информационным обеспечением стрельбы и управления огнем зенитных средств группировки войск ПВО СВ предлагается понимать совокупность мероприятий, направленных на сбор, обработку, передачу, хранение, защиту и предоставление должностным лицам органов управления информации, необходимой для выполнения ими своих функциональных обязанностей в процессе планирования и оперативного управления огнем подчиненных сил и средств.
Система информационного обеспечения стрельбы и управления огнем определяется как совокупность пунктов и средств сбора, обработки, передачи, хранения, защиты, преобразования и представления потребителям информации, необходимой для реализации ими функций управления огнем.
Под способом формирования информационного поля стрельбы и управления огнем понимается порядок и приемы ведения разведки, которые характеризуются числом и разнообразием типов источников информации, привлекаемых к работе на различных этапах отражения удара воздушного противника, режимами их функционирования, спецификой схемы передачи информации о воздушной обстановке.
Под информационным полем стрельбы и управления огнем зенитных средств группировки войск ПВО СВ предлагается понимать область пространства, в пределах которой обеспечивается формирование, обработка и взаимный обмен информацией о воздушной обстановке, необходимой для эффективного функционирования системы управления огнем зенитных группировки войск ПВО СВ.
Основу любой теории составляют ее законы, которые определяются как «категории, отражающие необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения в процессах и явлениях целенаправленной деятельности командующих (командиров), штабов и других пунктов управления по руководству войсками в ходе выполнения задач вооруженной борьбы и повседневной деятельности».
Очевидно, что законы информационного обеспечения стрельбы и управления огнем базируются на законах целевого процесса, а именно - на законах управления боевыми действиями (управления огнем). Среди законов управления боевыми действиями группировки войск ПВО СВ принято выделять общие, характерные для всего процесса управления, и специфические - для реализации отдельных его функций.
Совокупность общих законов управления войсками, наиболее значимых для исследуемой предметной области, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Структура общих законов управления боевыми действиями, существенных для предметной области информационного обеспечения стрельбы и управления огнем
Механизм проявления данных законов в области информационного обеспечения стрельбы и управления огнем зенитных средств группировки войск ПВО СВ является достаточно сложным ввиду специфики исследуемого процесса. Тем не менее объективный характер законов, необходимость их учета при решении теоретических и практических проблем требуют детального исследования их влияния на процесс информационного обеспечения стрельбы и управления огнем.
Специфические законы, отражающие особенности управления зенитными формированиями в процессе отражения ударов воздушного противника, как правило, охватывают лишь отдельные стороны исследуемого процесса. Закономерности управления огнем, отражающие объективные, устойчивые, существенные связи между факторами обстановки, содержанием решений, принимаемых командиром, параметрами системы управления и результатами отражения ударов воздушного противника, служат ориентирами при поиске путей решения ряда важных проблем.
На рис. 2 представлены основные результаты решения задачи систематизации закономерностей управления огнем зенитных формирований группировки войск ПВО СВ. Результаты исследования законов и закономерностей управления боевыми действиями группировок войск ПВО и их зенитным огнем позволяют критически переосмыслить принципы управления, а также сформулировать законы и закономерности, присущие процессу информационного обеспечения стрельбы и управления огнем зенитных средств из состава группировки войск ПВО СВ.
Рис. 2. Система закономерностей управления огнем зенитных формирований, существенных для предметной области информационного обеспечения стрельбы и управления огнем
Таким образом, развитие теоретических основ информационного обеспечения стрельбы и управления огнем зенитных средств из состава группировки войск ПВО СВ представляет собой основополагающее направление решения проблемы информационного обеспечения. Оно позволяет на новом теоретическом и методическом уровне переосмыслить сущность и содержание исследуемой предметной области, выработать и обосновать комплекс практических рекомендаций по оптимальной реализации разведывательно-информационных возможностей элементов системы информационного обеспечения, направленный на достижение требуемого уровня эффективности управления огнем и ПВО в целом.
Основы теории управления войсками (силами). М.: ВА ГШ, 1980. С. 292.
Алтухов П.К. и др. Основы теории управления войсками. М.: Воениздат, 1984. С. 221.