Культура межнационального общения
Военная мысль № 5/2007, стр. 55-59
Культура межнационального общения
О.С. МАКСУТОВА
ПОДГОТОВКА военных специалистов для зарубежных стран является важным направлением в деятельности вузов Министерства обороны РФ как составная часть международного сотрудничества России и производится на основании Постановления Правительства РФ «Об оказании Министерством обороны Российской Федерации иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала», приказа министра обороны № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала», соответствующих инструкций, международных контрактов и соглашений.
Обучение иностранных курсантов на специальном факультете Казанского высшего артиллерийского командного училища (КазВАКУ) осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса, который представляет собой систему целенаправленной, планомерно осуществляемой деятельности командного и преподавательского состава, нацеленной на формирование высококвалифицированных, всесторонне развитых, широко образованных военных специалистов для зарубежных армий. Широкий спектр задач, определяемых требованиями к выпускникам вуза, требует постоянного совершенствования форм и методов педагогической деятельности с целью повышения их эффективности, задействования всех элементов образовательного процесса для более качественной подготовки будущего офицера. Учебно-воспитательная работа на специальном факультете организуется и осуществляется с учетом современных условий и состава обучаемого контингента.
Современная ситуация подразумевает существенные изменения во всей системе подготовки военных специалистов, одним из направлений совершенствования которой является гуманизация всех уровней образования. Гуманизация образования и его гуманитаризация есть «выражение осознания насущных потребностей нашего времени». Реализация этого возможна при переструктурировании содержания образования в соответствии с общностью педагогических задач и при совершенствовании всех компонентов педагогического процесса. Гуманизация предполагает формирование у обучаемых потребности в непрерывном образовании и развитии своей общей культуры, обеспечение гуманитарной грамотности учащихся, формирование у них высокой духовности. Рассматривая ее с позиций профессионального образования, можно предложить следующую дефиницию: «... это ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают раскрытие индивидуальности учащегося - его познавательных интересов, личностных качеств; на создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающее воздействие».
Особо остро проблема необходимости гуманизации проявилась в образовательных системах, ориентированных на техническую культуру. Сегодня во всех областях образования происходит «поворот к человеку». Его личность в своей самобытности и индивидуальной неповторимости выдвинута в центр направленности образования, что качественно меняет систему подготовки офицеров в вузах инженерного профиля, поскольку гуманистическая подготовка соответствует требованиям к профессии офицера, которому предстоит работать в системе не только «человек - техника», но и «человек - человек». Приоритетность последней в его деятельности подтверждается ранжированием в квалификационных требованиях видов профессиональной деятельности, к которым должны быть готовы выпускники вузов командно-артиллерийского профиля - командная, воспитательная, эксплуатационная, административно-хозяйственная.
С середины XX века на фоне глобализации мирового развития и тенденции интеграции культур наблюдается усиление этнических процессов, рост значимости национальных факторов как в процессе функционирования человеческого сообщества, так и при становлении и социализации отдельной личности. Этническое возрождение, являясь положительной тенденцией в развитии общественного сознания, обусловлено рядом взаимосвязанных факторов: глобальными интеграционными тенденциями во всех сферах жизнедеятельности мирового социума; кризисными явлениями в общечеловеческой цивилизации, культуре и ценностных ориентациях; усилением процессов стандартизации и утилитаризации жизни и возникновением в связи с этим глобальной угрозы потери суверенитета и уникальности этнокультур с их системой идеалов и ценностей.
Однако наряду с позитивной направленностью процесса роста этничности нередко наблюдаются отрицательные тенденции, выражающиеся в усилении этноцентризма, проявлении этнической нетерпимости и даже вражды, разжигании межнациональной розни и конфликтов. Этнонациональные конфликты Организацией Объединенных Наций определяются даже как одна из глобальных угроз самому существованию человеческой цивилизации. Бесспорно, межнациональные конфликты в любых проявлениях и масштабах затрудняют целенаправленное взаимодействие. Поэтому неслучайно возникла необходимость создания такой системы обучения и воспитания, которая предполагает поиск новых подходов к образовательному процессу, формирование культуры межнационального общения как цели гуманистической подготовки учащихся и инструмента их социализации в полиэтничном мире.
Современные интеграционные процессы в различных сферах дают возможность получить профессию в другой стране, однако это сопряжено с трудностями, связанными с пребыванием в инокультурной среде. Специфика военного образования приводит к обострению возникающих проблем, поскольку военно-педагогический процесс отличается помимо прочего напряженным характером учебно-воспитательной работы и проведением ее в обстановке, приближенной к боевой. В этих условиях особо необходим механизм, обеспечивающий оптимальное взаимодействие в многонациональном воинском коллективе. Его основа - индивидуальный подход к учащимся и соблюдение культуры межнационального общения всеми участниками педагогического процесса, что становится качественной составляющей модели специалиста. Так, согласно вышеупомянутым квалификационным требованиям, выпускник вуза с высшим военно-специальным образованием должен в числе прочего обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев. Учитывая этническое разнообразие в странах, представители которых обучаются на специальном факультете КазВАКУ, мы исходим из того, что выпускники будут служить в армиях, неоднородных по национальному составу, а это потребует от них навыков межнационального взаимодействия.
Рассмотрим межэтническое взаимодействие в армии на микро-, макро- и мегауровнях. Первый подразумевает взаимодействие внутри пол и ментального воинского коллектива, взаимодействие на макроуровне выступает как отношение командира (педагога) и подчиненного ему многонационального воинского коллектива, а мегауровень представляет собой межгосударственное взаимодействие в военной сфере. Зарубежные курсанты находятся в поликультурном пространстве (ПКП) спецфакультета. Для них существует еще и внешнее культурное пространство (регион обучения), которое определяется особенностями многонационального социума и функционированием иных концептосфер. Внутреннее ПКП спецфакультета определяется наличием курсантов из стран Средней Азии и Закавказья, Юго-Восточной Азии и Африки, причем среди курсантов национальных групп встречаются и представители нетитульных наций. Поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, понятно желание некоторых этнофоров проявить индивидуальные качества. В том числе поэтому работающие с курсантами педагоги для оптимизации образовательного процесса должны изучать национальные особенности учащихся, а также содействовать более быстрому психологическому освоению ими нового поликультурного пространства.
Процесс адаптации в чужеродном культурном поле сложен, неслучайно поведение людей в ситуации межкультурного взаимодействия американский антрополог Ф. Бок описывает с точки зрения концепции культурного шока - «конфликта двух культур на уровне индивидуального сознания». От того, каким образом разрешится данный конфликт для каждого учащегося, в каком русле будет развиваться созданное обозначенным коллективом пространство, зависит эффективность функционирования воинского подразделения. Особый отпечаток на это пространство накладывает специфика базирующейся на единых требованиях военной службы. Внешняя ее унификация не способна уничтожить внутренние противоречия ПКП. Выполнение единых задач многонациональным коллективом курсантов, на наш взгляд, возможно лишь при условии достижения взаимопонимания и усвоения навыков взаимодействия.
Таким образом, уже на уровне функционирования полиментального курсантского коллектива (микроуровень) нужно формировать и развивать навыки культуры межнационального общения как профессионального качества будущего командира (рис.). Необходимость ее развития обусловливается тем, что любая армия в национальном плане представляет собой отражение этнического состава государства. Например, несмотря на то что национальный состав стран бывшего СССР в связи с бурно проходящими этническими процессами и активными миграциями меняется, он остается неоднородным. Так, Казахстан в настоящее время являет собой многоязычный социум, где проживают представители 130 этносов, носителей языков разных генетических классов и структур; в Узбекистане представители титульной нации составляют более 70 % населения, но остальная часть представлена несколькими десятками национальностей; более 80 национальностей зарегистрировано в настоящий момент в Киргизии, киргизы составляют при этом чуть более половины населения; Армения считается мононациональным государством, так как доля национальных меньшинств там всего около 3 %, тем не менее факт их наличия учтен в национальной политике государства. Эти примеры демонстрируют многоликое этническое пространство государств, в армиях которых предстоит служить выпускникам специального факультета, и мотивируют необходимость навыков межнационального общения на макроуровне.
Во время учебы зарубежные курсанты не только получают знания, необходимые им как специалистам в военной области, но и готовятся к педагогической деятельности в роли командира. Выпускник должен быть готов к работе с многонациональным воинским подразделением армии своей страны. Выполняя обязанности командира, офицер должен проявлять толерантность к представителям различных этносов; способствовать созданию благоприятного микроклимата в воинском коллективе; требовать выполнения в повседневной деятельности подразделений единых для всех, независимо от национальности, воинских уставов; воспитывать воинов в духе дружбы, сплоченности, взаимовыручки, терпимости, уважения к самобытности представителей этнокультур; учитывать национальные особенности при проведении индивидуальной воспитательной работы; проводить профилактику неуставных отношений, возникающих также и на национальной почве; уметь разрешать возникающие конфликты путем перевода причин конфликта из национальной плоскости в ситуативную, рабочую; объяснять воинам, что неразрешенная конфликтная ситуация между ними (в том числе и межэтнического характера) может сыграть трагическую роль в период военной службы.
Факторы, обусловливающие необходимость культуры межнационального общения в условиях военной службы
Все перечисленное позволяет считать формирование культуры межнационального общения необходимым в процессе подготовки курсантов к профессиональной деятельности. Большое значение при работе в этом направлении отводится моделированию функционирования многонационального воинского коллектива.
Отдельно остановимся на сотрудничестве стран СНГ в военной области, в ходе которого решаются проблемы реформирования (модернизации) национальных армий, противостояния терроризму, подготовки военных кадров, обеспечения вооружением и др. Одной из форм военного сотрудничества является функционирование миротворческих военных сил, проведение совместных учений, а также обмен военными делегациями. В процессе межгосударственного взаимодействия в военной сфере не только решаются политические задачи, но и наращивается опыт в преодолении существующих в армиях проблем. При организации полиэтнического взаимодействия в военной области на мегауровне необходимо учитывать, как и при организации межгосударственного сотрудничества в любой сфере, «ценностные параметры,... этнокультурный контекст деловых отношений, национально-исторические и религиозные отличия, традиции властных отношений и другие характеристики национальной организационной культуры».
Таким образом, в современном полиэтническом мировом пространстве взаимодействие между культурами неизбежно на различных уровнях, что делает культуру межнационального общения важной составляющей культуры личности. Для офицера, функционирующего в одном из важнейших социальных институтов государства - вооруженных силах, культура межнационального общения является как показателем уровня духовного развития, так и необходимым личностным качеством, способствующим не только социализации в поликультурном обществе, но и более эффективному выполнению профессиональных обязанностей. Следовательно, формирование культуры межнационального общения у курсантов является необходимым условием подготовки военных специалистов для зарубежных армий.
Садыков М.Б., Серебряков Ф.Ф., Щелкунов М.Д. Казанский университет на пороге третьего тысячелетия: проблемы гуманизации образования. Казань: Унипресс, 1998. С. 33.
Мишед Л. Идея Университета// Alma mater. 1991.№9.С.6.
Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. С. 61.
Шубин В.И. и др. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. Ч. 1. Гуманитарная реконструкция высшего технического образования. Днепропетровск: Издательство ДГТУ, 1995. С. 46-54.
И о н и н Л.Г. Социология культуры. М.: 1996. С. 17.
Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий. Автореферат диссертации доктора социологических наук. Саранск, 2000. С. 15.



