Морская доктрина как составная часть военной доктрины РФ
Военная мысль 03/2007, стр. 35-40
Морская доктрина как составная часть военной доктрины РФ
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом
адмирал флота В. В. МАСОРИН
МАСОРИН Владимир Васильевич родился 24 августа 1947 года в городе Белом Тверской области. Окончил Высшее военно-морское училище, Военно-морскую академию (заочно), Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Прошел последовательно все командные должности в ВМФ. С 26 июня 1996 года - командующий Черноморским флотом. 4 сентября 2005 года Указом Президента Российской Федерации назначен главнокомандующим ВМФ России.
В НАСТОЯЩЕЕ время на военно-политическом уровне основополагающие взгляды на военно-морскую деятельность России и предназначение Военно-Морского Флота определены четырьмя основными документами: Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной Российской Федерации, Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года.
Эти документы в совокупности и определяют на военно-политическом уровне основополагающие взгляды и установки на военно-морскую деятельность России. Хочу особо заострить внимание не на применение и строительство Военно-Морского Флота, а именно на военно-морскую деятельность государства в целом.
Военная доктрина как система официально принятых в государстве взглядов (установок) военно-политического характера должна включать положения, раскрывающие обеспечение военной безопасности с морских и океанских направлений. При этом имеется в виду не какой-то отдельный раздел военно-морской деятельности России, а наличие по всему содержанию документа четких и ясных установок, определяющих основы строительства и применения Военно-Морского Флота. В действующей редакции Военной доктрины эти основополагающие взгляды и установки определены недостаточно четко и емко.
Какие положения действующей Военной доктрины, по нашему мнению, требуют доработки?
Первое. Оценка военно-политической обстановки в действующей редакции дана без раскрытия национальных интересов, защищаемых применением Вооруженных сил и, в том числе, Военно-Морским Флотом. Указаны только угрозы военной безопасности.
Второе. Недостаточно отражены угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений.
Третье. Не отражены цели, задачи и формы применения Военно-Морского Флота в мирное время.
Четвертое. Недостаточно определены роль и место Военно-Морского Флота в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах.
В изложении предложений Военно-Морского Флота по структуре и содержанию Военной доктрины я буду исходить из структуры новой редакции, определенной в утвержденном начальником Генерального штаба плане подготовки соответствующих материалов.
По первому разделу доктрины (в новой редакции предполагается ввести отдельный раздел «Военная опасность и военная угроза», а в действующей - это «Военно-политические основы») предлагаются следующие изменения и дополнения.
На наш взгляд, здесь нельзя ограничиваться только отражением вопросов военной опасности и военной угрозы. Полагаю, что национальные интересы, защищаемые применением вооруженной силы и не приведенные в действующей доктрине, по значимости и определяющей роли имеют больший приоритет над угрозами. Мы считаем, что национальные интересы, защищаемые применением Военно-Морского Флота, должны быть отражены в новой редакции. К таким национальным интересам относятся:
обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;
недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов РФ, особенно в прилегающих морях;
урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических международно-правовых проблем использования Мирового океана;
консолидация усилий государств на мирном освоении и использование Мирового океана;
освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны;
формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;
обеспечение выгодных для РФ условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;
поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.
В этом же разделе должны быть обязательно отражены и угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений, а именно, активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав изменение соотношения военно-морских сил не в пользу РФ;
повышение боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств, в том числе по поражению объектов на всей территории РФ со всех стратегических направлений, размещение на носителях ВМС до 80 % высокоточных СВН (крылатых ракет морского и воздушного базирования);
ограничение возможности выхода РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях путем экономического, политического, международно-правового давления;
расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность РФ;
неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся, в первую очередь, правового статуса Каспийского, Азовского, Черного, Баренцева, Берингова и Охотского морей, наличие территориальных претензий к РФ со стороны ряда сопредельных государств.
Часть этих угроз учтена в действующей редакции. Очевидно, также нельзя упустить охват и всех остальных угроз морского типа.
Мы полагаем, что при оценке военно-политической обстановки в новой редакции доктрины будет отражено то, что изменения геополитической ситуации вокруг России будут сопровождаться борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам. При этом, представляется необходимым показать, что одним из ключевых процессов формирования новой системы глобальной и региональной безопасности на долгосрочную перспективу, является прогрессирующая глобализация.
В разделе «Военная опасность и военная угроза» новой редакции доктрины при оценке военно-политической обстановки необходимо отразить основные характеристики глобализации, с точки зрения определения возможных условий вооруженного противоборства в океанских и морских районах. Глобализация с этой точки зрения характеризуется:
наибольшим развертыванием глобализационных процессов, прежде всего в промышленно развитых странах;
формированием глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, определяющей усиливающуюся зависимость потенциальных противников от состояния и функционирования не только национальной экономики, но и от большинства сопряженных элементов указанной инфраструктуры в других странах;
взаимозависимостью национальных экономик на мировом уровне, позволяющей за счет воздействия на экономику одной или нескольких стран вызывать неприемлемые экономические колебания или кризисы во всей коалиции стран потенциальных противников;
концентрацией экономического потенциала промышленно развитых стран в ограниченном числе центров, повышающей уязвимость их экономики от прямых, косвенных и неявных воздействий по ключевым элементам этих центров;
высокой зависимостью экономики промышленно развитых стран от бесперебойного функционирования систем энергообеспечения и транспорта, позволяющей рассматривать элементы этих систем как ключевые объекты для воздействия на экономику потенциальных противников.
Из этих характеристик видно, что для достижения целей политического и вооруженного противоборства в условиях усиливающихся процессов глобализации многократно возрастает возможность воздействия на агрессора.
В разделе «Военно-стратегические основы» новой редакции доктрины необходимо отразить цели применения Военно-Морского Флота в составе Вооруженных Сил. Представляется, что существенным недостатком действующей редакции Военной доктрины является отсутствие положений определяющих цели применения ВМФ в составе Вооруженных сил в мирное время. По нашему мнению, стратегическая цель применения Военно-Морского Флота в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России во всех сферах.
В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода целью применения ВМФ будет участие в проведении эффективного комплекса сдерживающих действий военного характера по снижению возникшей напряженности и предотвращению агрессии против России и ее союзников, проводимых наряду с комплексом мер политико-дипломатического и экономического характера.
В военное время - внесение максимального вклада в действия Вооруженных Сил по скорейшему пресечению агрессии против Российской Федерации и ее союзников на наиболее выгодных для России условиях.
Цели, задачи и формы применения Военно-Морского Флота в составе Вооруженных Сил в данном разделе, по нашему мнению, целесообразно структурировать по указанным периодам применения, а для военных конфликтов различного масштаба привести отдельные уточнения. Рассмотрим задачи, которые должен выполнять ВМФ в различные периоды его применения.
В мирное время ВМФ выполняет следующие оперативно-стратегические задачи:
участие в составе Вооруженных Сил в стратегическом сдерживании на глобальном и региональном уровне для обеспечения военной безопасности России;
противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции;
обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности Российской Федерации в территориальном море, экономической зоне и на континентальном шельфе.
Формами применения ВМФ при решении указанных задач будут: военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности России; боевая служба; боевое дежурство; поддержание благоприятного оперативного режима; специальные действия и операции.
В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода флот будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:
участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании, подготовка к эффективному применению при внезапном начале агрессии;
подготовка ударных сил МСОН к эффективному применению в военное время и их участие в составе Вооруженных Сил в нестратегическом сдерживании;
обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности России, противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в Мировом океане и прилегающих к ним континентальных районах, преимущественно в пределах национальной юрисдикции;
заблаговременная подготовка к переводу с мирного на военное время, наращивание боевой и мобилизационной готовности ВМФ, а при дальнейшей эскалации кризисной ситуации - приведение в высшие степени боевой готовности и мобилизационное развертывание.
Формами применения ВМФ в таких ситуациях будут те же формы применения флота мирного времени, а также: демонстрационные действия и участие в боевых действиях Вооруженных Сил по разрешению международных (приграничных) вооруженных конфликтов.
В военное время ВМФ будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:
участие в составе стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании противника в ходе начального периода войны и нанесении заданного поражения противнику с переходом к применению ядерного оружия;
участие МСОН в составе Вооруженных Сил в сдерживании дальнейшей эскалации агрессии и принуждении противника к ее прекращению;
поражение группировок ВМС противника в дальней и ближней морской зоне, содействие другим видам Вооруженных Сил, действующим на приморских направлениях;
обеспечение благоприятного оперативного режима и защита морской деятельности России в ближней морской зоне.
Формами применения ВМФ будут: первые и последующие операции флотов (в рамках морской операции); боевые действия флотов по поражению группировок ВМС и других важных объектов; первые и последующие операции флотилии; боевые действия флотилий.
Таким образом, внесение в текст новой редакции Военной доктрины указанных выше положений определяющих применение Военно-Морского Флота в составе Вооруженных Сил в целом определит роль и место Военно-Морского Флота в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах.
При этом в разделе «Основы военной политики» представляется целесообразным непосредственно определить, что Военно-Морской Флот, как вид Вооруженных Сил, играет ведущую роль, в вопросах обеспечения военной безопасности государства в океанских и морских районах. Особого внимания при подготовке новой редакции на наш взгляд потребуют также статьи этого раздела, касающиеся основного предназначения управлений Главнокомандующих видами ВС, в частности ВМФ. Основные задачи и функции Главного командования ВМФ по руководству флотами и управлению ВМФ в целом должны быть сохранены. По нашему мнению заменить Главкомат ВМФ в этом некем. Считаем правильным, что в новой редакции предполагается наряду с военными округами определить и общее предназначение флотов (этого нет в действующей редакции).
Очевидно, во время детальной работы над текстом новой редакции документа возникнут и другие вопросы, в том числе по разделам Военно-экономические основы» и «Международное военное сотрудничество». Хотелось бы, чтобы эти вопросы решались конструктивно. На наш взгляд, для этого необходимо, чтобы Главкомат ВМФ участвовал в работе над всеми разделами новой редакции Военной доктрины и возможно на более ранних стадиях подготовки документа.
Внесение в новую редакцию Военной доктрины изложенных предложений Военно-Морского Флота в совокупности с другими действующими основополагающими документами, на наш взгляд, завершит определение роли и места Военно-Морского Флота в обеспечении военной безопасности государства. Это позволит реализовать новые концептуальные положения применения Военно-Морского Флота в многоступенчатом сдерживании военными методами угроз национальной безопасности и защите национальных интересов Российской Федерации с морских и океанских направлений.
Определенные в утвержденной Министром обороны Российской Федерации 18 января 2007 года Концепции применения ВМФ и ее последующем развитии - Концепции строительства ВМФ - военные аспекты полностью завершат формирование системы руководящих теоретических и политических принципов, определяющих цели и задачи ведения государством вооруженной борьбы на море, формы и способы достижения этих целей и выполнения задач.
В завершение еще раз хочу подчеркнуть, что существующей системы основополагающих документов, которые приведены выше, достаточно для определения роли и места Флота в общей системе обеспечения военной безопасности России. И эта система должна быть сохранена.



