О потенциале государственного запаса боеприпасов и их элементов

Военная мысль № 3/2011, стр. 60-66

О потенциале государственного запаса боеприпасов и их элементов

Полковник запаса И.О. АРТАМОНОВ,

доктор технических наук

Полковник в отставке В.А. ГОРБАЧЕВ,

доктор технических наук

А.А. ГОРДЮХИН

О потенциале государственного запаса боеприпасов и их элементов

АРТАМОНОВ Игорь Олегович родился 12 мая 1954 года. Закончил МИФИ (1977), Смоленское ВЗРИУ(1980).

Службу проходил в 3 ЦНИИ Министерства обороны РФ. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАРАН. В настоящее время - начальник научно-исследовательского управления РАРАН, главный научный руководитель Преображенского научного центра РАРАН. Ученый в области перспектив развития и совершенствования боеприпасов.

О потенциале государственного запаса боеприпасов и их элементовГОРБАЧЕВ Валентин Александрович родился 5 марта 1941 года в городе Новороссийске Краснодарского края. Закончил военную академию имени Ф.Э. Дзержинского (1971).

Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент ГУ РАРАН, действительный член АБН и МАК. С 2002 по 2009 год - первый заместитель главного научного руководителя Петровского научного центра ГУ РАРАН. В настоящее время - генеральный директор ЗАО «Петровский научный центр «ФУГАС». Ученый и ведущий специалист в области проектирования сложных систем, формирования комплекса свойств материалов и энергоемких составов, утилизации и реструктуризации ВВТ и боеприпасов.

О потенциале государственного запаса боеприпасов и их элементовГОРДЮХИН Александр Алексеевич родился 5 декабря 1959 года в Москве. Закончил МВТУ имени Баумана.

В1990 - 2005 годы - главный инженер ГП «НИМИ», директор опытного завода. Заслуженный технолог РФ. Ведущий специалист в области разработки и производства боеприпасов. С 2002 и 2009 годы - исполнительный директор Петровского научного центра ГУ РАРАН. В настоящее время - генеральный директор ОАО «Управляющая научно-производственная компания «Союзпромпроектсервис».

АННОТАЦИЯ: Обосновываются предложения о порядке и формах реализации возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов и их элементов, позволяющие реструктурировать имеющиеся запасы боеприпасов и их элементов, повысить взрывопожаробезопасность мест хранения, организовать обновление государственного запаса боеприпасов, а также создать предпосылки для формирования мобилизационного запаса деталей, узлов и элементов боеприпасов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА; возвратный потенциал, промышленная утилизации, реструктуризация, вторичные сырьевые ресурсы, переработка взрывчатых веществ, мобилизационный запас снарядов.

SUMMARY. The offers on the procedure and forms of implementing the return potential of the state stockpile of ammunitions and their components, allowing to restructure the existing stockpile of ammunitions and their components, to increase the fire and explosion safety of storage sites, to organize updating of the state reserve of ammunitions, as well as to create preconditions for formation of the mobilization reserve of parts and components of ammunitions.

KEYWORDS: return potential, industrial waste utilization, restructuring, secondary raw materials, processing of explosives, mobilization shell reserve.

НА АРСЕНАЛАХ и базах Министерства обороны Российской Федерации накоплено и хранится огромное количество боеприпасов. В связи с реорганизацией Вооруженных Сил РФ имеющееся количество боеприпасов в полном объеме содержать экономически нецелесообразно и трудоемко. Хранение боеприпасов требует не только привлечения значительных сил и средств, но и представляет серьезную опасность вследствие изменения при длительном хранении физико-химических и взрывчато-технических характеристик взрывчатых материалов (поро-хов, твердых ракетных топлив и взрывчатых веществ). Усугубляет ситуацию еще то, что вывезенные войсковые запасы боеприпасов из сопредельных государств бывшего СССР размещены на арсеналах и базах с нарушением норм безопасности. В соответствии с нормативами имеющиеся запасы боеприпасов на базах и арсеналах требуют в два - три раза больше площадей хранения по сравнению с имеющимися. Существует также государственная военно-техническая задача вывода запаса боеприпасов из городов и населенных пунктов.

Как известно, для дальнейшего использования боеприпасов, достигших установленных (назначенных) показателей технической пригодности (назначенный ресурс, срок службы, срок хранения), принимают одно из следующих решений:

отправка боеприпасов в ремонт на арсеналы, базы МО РФ или на предприятия оборонно-промышленного комплекса;

замена комплектующих элементов боеприпасов с истекшими сроками службы новыми или полученными от разделки других боеприпасов однотипными элементами с не истекшими сроками технической пригодности (пересборка с перекомплектацией);

списание боеприпасов с целью последующей утилизации или уничтожения (для опасных в обращении).

Решение проблемы использования возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов является многосторонней задачей, неразрывно связанной с тремя направлениями работ, которые фактически уже проводятся в течение определенного времени:

поддержание в должном состоянии хранимых в ВС РФ боеприпасов, необходимых для обеспечения обороноспособности страны;

промышленная утилизация ненужных боеприпасов;

реструктуризации запасов боеприпасов, с целью сокращения мест их хранения, нормативного размещения, укрытия, охраны и противопожарной защиты.

Реализация возвратного потенциала является масштабной и комплексной организационной задачей, к исполнению которой потребуется привлечь значительное количество предприятий (заводов), полигонов, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и арсеналов МО РФ. При этом отношения между этими организациями должны быть оформлены на долговременной контрактной основе и контролироваться федеральными органами исполнительной власти.

Работы по использованию возвратного потенциала требуют методической и технологической проверки наиболее приемлемых технических, экономических и правовых решений, что целесообразно организовать в рамках отдельных, наиболее реалистичных пилотных проектов.

Для реализации стратегии использования возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов и их элементов они исключаются из состава ВС РФ, производится их оценка и передача в установленном порядке предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Предприятия промышленности разрабатывают предложения для реализации нескольких пилотных проектов, предусматривающих:

вывоз боеприпасов и их элементов из объектов хранения;

реализацию возвратного потенциала боеприпасов и их элементов путем повторного использования (переделки, переснаряжения, переработки);

обращение ряда элементов боеприпасов (гильзы, корпуса авиационных бомб, артиллерийских и реактивных снарядов, мин, реактивных и ручных гранат, пороха) в сырье для последующей технологической обработки с целью использования его при производстве новых элементов боеприпасов;

проведение освидетельствования технического состояния элементов боеприпасов с целью определения возможности продления (установления) сроков технической пригодности или их модернизации;

закладку (с консервацией) мобилизационного запаса (государственного резерва) элементов комплектных боеприпасов (корпусов снарядов, мин, гильз и др.);

производство и поставку МО РФ комплектных (готовых) боеприпасов в инертном снаряжении для практических стрельб;

проведение дополнительных работ (оказание услуг) по заданиям Государственной программы вооружения без привлечения средств из федерального бюджета.

Программа основных мероприятий реализации возвратного потенциала требует выполнения ряда организационно-правовых, технических, технологических и производственных мероприятий.

В мировой практике известно, что процесс расснаряжения и утилизации списанных боеприпасов во всех странах является убыточным, дотационным.

В России впервые в мировой практике созданы приемы вторичного использования большинства ресурсных материалов списанных боеприпасов, что позволяет сделать процесс реструктуризации запасов боеприпасов минимально затратным, а порой и дающим экономический эффект.

В настоящее время в практической реализации процесса утилизации боеприпасов наметилось два основных направления:

первое - ликвидация снарядов методами сжигания или взрыва;

второе - извлечение взрывчатого снаряжения методами выплавления или вымывания.

Реализация практической ликвидации боеприпасов по первому направлению, особенно для снарядов с прессованным снаряжением, сопровождается организацией опасных работ, связанных с взрывчатым процессом, загрязнением поверхности земли осколками, а атмосферы - продуктами детонации. Кроме того, происходит безвозвратная утрата ценных сырьевых ресурсов, промышленных взрывчатых материалов (ВВ) и изделий.

Технологические процессы безопасного извлечения ВВ из полости снарядов методами вымывания - экологически чистые, однако носят затратный характер, не окупаемый даже за счет реализации вымытого ВВ, лома цветных и черных металлов. Тем не менее этот процесс прогрессивный, взрыво- и экологически безопасный, способствует сохранению сырьевых ресурсов и открывает возможности использования высвобождающихся при утилизации материалов и продуктов для глубокой их переработки в конкурентоспособную рыночную продукцию.

В результате проведенного в последние годы комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и внедрения новейших технологий извлечения неплавкого боевого снаряжения артиллерийских боеприпасов, реактивных систем залпового огня, ракет и их двигательных установок, созданы условия для широкомасштабной реализации промышленных линий глубокой переработки высвобождаемых при утилизации боеприпасов вторичных сырьевых ресурсов.

С этой целью усилиями академических и отраслевых научно-производственных предприятий разработаны и изготовлены технологическое оборудование и автоматизированные линии расснаряжения боеприпасов тротилового и гексогенового снаряжения, демилитаризации двигательных установок ракет и реактивных систем залпового огня, обезвреживания бомб, торпед и мин.

Успешное решение задач расснаряжения и демилитаризации боеприпасов привело к возникновению ряда новых задач, связанных с накоплением ценных материалов, необходимостью их складирования, хранения, последующей переработки и практического использования. Эти направления деятельности по сохранению стратегического сырья, организации безотходной его переработки, превращению процессов затратной утилизации в экономически рентабельные могут быть успешно решены благодаря увеличению объемов утилизируемого вооружения, расширению номенклатуры изделий, проведению работ по глубокой переработке высвобождаемых ресурсов и обеспечению реализации конкурентоспособной рыночной продукции.

К настоящему времени уже существуют примеры специализированных производственных мощностей по:

извлечению ВВ из снарядов и боевых частей;

переработке ВВ, пироксилиновых и баллиститных порохов в промышленные ВВ (эмульсены, гельпоры и др);

применению гексогенсодержащих ВВ A-IX-1 и A-IX-2 для изготовления линейных и кумулятивных зарядов, для разделки и фрагментации крупногабаритных металлоконструкций;

переделке корпусов снарядов в трубную продукцию, заготовки и ответственные детали для машиностроения;

приготовлению новых зарядов типа «тротил-гексоген» и получению из них методом детонационного синтеза наноуглерода - перспективного исходного продукта для широкой номенклатуры технологий и продукции машиностроительной отрасли.

Это далеко не полный перечень возможных направлений использования сырьевых ресурсов, полученных при цивилизованной утилизации высвобождаемых из ВС РФ военно-технических средств и материалов, включая комплексы, системы, образцы вооружений и военной техники (ВВТ), боеприпасы, специальные топлива и технологические жидкости, ВВ, пороха и т.п., сокращаемые по международным договорам, физически и морально устаревшие, а также их составные части, комплектующие изделия, излишние материалы и элементы инфраструктуры, используемые для обеспечения повседневной деятельности войск (сил).

В 2004 - 2010 годы Петровский научный центр ГУ РАРАН в качестве головного исполнителя выполнял научные разработки с использованием новейших достижениий науки и техники, современных методов и средств исследования. Они включали физическое и имитационное моделирование, имеющее большую научную и практическую значимость и возможность использования для утилизации других типов промышленных и бытовых отходов.

В разработанных технических решениях предложен ряд ресурсосберегающих взрыво - и экологически безопасных технологий утилизации ВВТ, в том числе боеприпасов, способы глубокой переработки вторичных ресурсов, не имеющие аналогов в мировой практике.

Разработанные технологии утилизации ВВТ и боеприпасов признаны одними из лучших в России по показателям и рекомендованы к внедрению на предприятиях по производству боеприпасов и спецхимии.

Как показали проведенные исследования, необходимым этапом при реструктуризации запасов боеприпасов является переработка взрывчатых материалов (ВМ) в промышленные взрывчатые вещества (ПВВ) и ВВ двойного назначения.

Разработка ПВВ и ВВ двойного назначения на основе утилизированных взрывчатых материалов осуществлялась с учетом следующих предпосылок:

основной потребитель разрабатываемых ПВВ и ВВ двойного назначения - горнодобывающие предприятия, геологоразведка, инженерные войска Министерства обороны и другие отрасли народного хозяйства;

ПВВ на основе извлекаемых из боеприпасов ВВ и порохов не должны уступать по эффективности, технологической и экологической безопасности ПВВ массового применения;

технологические процессы изготовления продукции из утилизируемых ВМ должны быть по возможности адаптированы к существующим производствам снаряжения и изготовления штатных промышленных ВВ;

изготовление разрабатываемых ПВВ может осуществляться не только на заводах, но и непосредственно на базах (арсеналах) хранения боеприпасов;

разрабатываемые ПВВ должны передаваться потребителю для производства взрывных работ по процедуре, установленной Ростехнадзором России.

На основе такого подхода и анализа рецептурно-технологических особенностей все извлекаемые из боеприпасов ВМ были разделены на четыре основные группы: тротил и его смеси типа ТА, ТД; литьевые смеси, содержащие гексоген, типа МС, ТГ, ТГА, ТГАФ; прессованные смеси, содержащие гексоген, типа A-IX-1, A-IX-2, А-IX-20; пороха и ТРТ балиститного и смесевого типа.

Такая классификация ВМ позволила разработать из извлекаемых ВВ и порохов каждой группы рациональный набор ПВВ и ВВ двойного назначения, обеспечить их соответствующей нормативной документацией (НД) и реализовать способ изготовления на предприятиях. При этом уже в способе извлечения ВМ из боеприпасов учитывались их свойства и дальнейшие направления получения ПВВ и ВВ двойного назначения и их применения в народном хозяйстве.

Эта идеология заложена в концепцию переработки гексогеносодержащих боеприпасов на период 2005 - 2010 годов с созданием соответствующих производств.

При переработке боеприпасов важным экономическим фактором является повторное использование корпусов боеприпасов для нужд МО РФ, особенно значимое в связи с ограниченностью финансирования и остановкой производства корпусной стали, а также ликвидацией ряда производств по изготовлению корпусов боеприпасов.

Заложенное в разработанную технологию оборудование для расснаряжения боеприпасов позволяет сохранять корпуса для: переснаряжения свежими взрывчатыми материалами и назначения им нового срока службы; переснаряжения более мощными ВМ и повышения их тактико-технических характеристик; модернизации устаревших боеприпасов; изготовления практических (учебных) боеприпасов; переработки конструкции корпусов боеприпасов с целью создания боеприпасов повышенной эффективности; раскатки корпусов на другие калибры; приготовления заготовок и деталей машиностроения для ответственных деталей РСЗО.

Повторное использование корпусов, высвобождаемых при переработке боеприпасов, не требует создания сложных производственных процессов, дорогостоящих материалов и оборудования. Для успешного выполнения этой задачи предлагается использование имеющегося отечественного потенциала мощностей по расснаряжению и снаряжению боеприпасов, мощностей металлургической промышленности по горячей переработке деталей.

Проведенная технико-экономическая оценка целесообразности повторного использования корпусов показала экономическую эффективность данного направления за счет экономии дорогостоящей корпусной стали и трудовых ресурсов на изготовление новых корпусов.

На основе принципов переработки разработана стратегия создания комплексных производств переработки гексогеносодержащих боеприпасов, заключающаяся в следующем:

максимальное использование возможностей существующих специализированных предприятий снаряжательной промышленности, их производственных мощностей и площадей, инфраструктуры и квалифицированных кадров;

региональность выбора мест создания производств для сокращения затрат на транспортировку боеприпасов с мест хранения, переработка ВМ боеприпасов в промышленные ВВ, создание быстровозводимых комплексов переработки, размещенных в контейнерах и организованных по модульному принципу;

сохранение корпусов и отдельных элементов, их переаттестация с назначением ГСХ для повторного использования.

Исходя из вышеизложенного, предлагается следующий порядок переработки списанных снарядов повышенного могущества, а также других гексогеносодержащих боеприпасов.

Создание специальных производств переработки:

для боеприпасов повышенного могущества на основе технологии гидрокавитационного вымывания ВВ или гидродинамического разрезания ВВ струей воды высокого давления;

для боеприпасов, снаряженных смесевыми ВВ, содержащих тротил, на основе технологии извлечения ВВ расплавом парафина; для боеприпасов раздельного снаряжения извлечением шашек из боеприпасов после нагрева корпуса;

для тротилсодержащих БП - методом неконтактного нагрева;

для снарядов мелкого выстрела (23-45 мм) вымыванием ВМ гидрокавитационным методом.

Создаваемые производства переработки должны иметь достаточно полный набор технологий и оборудования, охватывающий все фазы производства от разборки боеприпасов до переработки в продукцию народного хозяйства и обеспечения повторного использования.

Производства расснаряжения гексогеносодержащих боеприпасов создавать с учетом максимального использования смесевых ВВ типа ТУ для детонационного синтеза наноуглерода, а также с одновременным созданием производств промышленных ВВ (эмульсионных ВВ). Из шашек, извлеченных из снарядов раздельного снаряжения, изготавливать заряды контурного взрывания, либо измельчать их для добавки в качестве составляющих компонентов в мощные промышленные ВВ.

Одновременно производить подготовку расснаряженных корпусов и элементов боеприпасов для последующей модернизации, переснаряжения или дальнейшего хранения как мобилизационного запаса. Подготовленные корпуса должны храниться на заводах, либо возвращаться на близлежащие базы по рекомендациям МО РФ.

С учетом анализа высвобождаемой номенклатуры гексогеносодержащих боеприпасов, мест их хранения, производственных возможностей существующих снаряжательных производств (наличие производственных площадей, инфраструктуры, части оборудования, квалифицированных кадров и т.д.) и их размещения по регионам, производство переработки гексогеносодержащих боеприпасов организовывать в местах, максимально приближенных к местам хранения боеприпасов.

Проводимые таким образом мероприятия по реализации возвратного потенциала позволят:

существенно уменьшить нагрузку на бюджет по линии расходов на утилизацию вооружения военной и специальной техники;

высвободить площади хранения арсеналов, баз и складов МО РФ, в том числе от боеприпасов, не имеющих перспектив боевого применения, не пригодных для боевого применения, и одновременно реализовать продукты расснаряжения и разборки боеприпасов и их элементов. Провести в местах хранения содержащиеся запасы боеприпасов к нормативным значениям, что позволит уменьшить их взрывобезопасность;

иметь в перспективе модернизированный государственный запас боеприпасов с новыми гарантийными сроками хранения и, как следствие, добиться повышения огневой эффективности вооружения и военной техники;

создать мобилизационный запас (государственный резерв) снарядов, мин, бомб, гранат и других деталей и узлов, а также пороха и твердого топлива;

загрузить производственные мощности предприятий отрасли боеприпасов и спецхимии, в особенности федеральных казенных предприятий этой отрасли, создать в них дополнительные рабочие места.

Бочкарев О. И. Государственный запас боеприпасов имеет значительный модернизационный потенциал // Безопасность России, 2010, №2.

Артамонов И.О., Михеев В.Г. О реализации возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов и их элементов // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010, №5.

Потапов А.В. Общая характеристика проблемы и стратегия организации промышленной утилизации боеприпасов в 2009-2010 и последующих годах // Вооружение. Политика. Конверсия. 2009, №4.

Гордюхин А.А., Потапов А.В., Чобанян В.А. Приоритетные задачи практической утилизации гексогеносодержащих боеприпасов на предприятиях промышленности // Вооружение. Политика. Конверсия. 2009, №4.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации