О сущности оборонного бюджета

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/2011, стр. 20-29

О сущности оборонного бюджета

Майор К.В. СИМОНОВСКИЙ

О сущности оборонного бюджета

СИМОНОВСКИЙ Кирилл Викторович родился в 1982 году в городе Потсдам (ГДР). Окончил Ярославский военный финансово-экономический институт (2004). С 2004 по 2008 год проходил военную службу в частях Приволжско-Уральского военного округа на должностях помощника командира по финансово-экономической работе отдельного батальона, полка, бригады. С 2009 года - адъюнкт Военной финансово-экономической академии, адъюнкт Военного университета. Имеет более 20 научных и учебно-методических трудов. Член редакционной коллегии журнала «Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение».

АННОТАЦИЯ. Схематизирована структура военных расходов государства, дано авторское определение категории «оборонный бюджет», раскрыты источники его формирования и роль в экономическом обеспечении военной безопасности государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военные расходы, прямые военные расходы, косвенные военные расходы, военный бюджет, оборонный бюджет, источники расходов на оборону.

SUMMARY. The structure of military expenditures is schematized, the author's definition of the category of «defence budget» is given, the sources of its formation and its role in economic ensuring military security of the state are revealed.

KEYWORDS: military spending, direct military spending, indirect military spending, military budget, defence budget, sources in defence spending.

КАРДИНАЛЬНЫЕ перемены, происходящие во многих сферах жизни общества (политической, социально-экономической и др.), сопровождаются трансформацией всей системы связей и взаимоотношений участников этих процессов. Очевидно, что и военная организация государства испытывает на себе влияние происходящих изменений, отличительной чертой которых является трансформация структуры и объема военных расходов в федеральном бюджете. Тщательное финансовое планирование и осуществление военных расходов было и остается одной из важнейших задач государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества. Военные расходы, имеющие непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделить в рамках государственного бюджета одну из наиболее затратных его частей - оборонный бюджет.

В научной литературе, в периодических изданиях даются различные толкования термина «оборонный бюджет». При этом используются и такие сходные, но не тождественные понятия, как «военный бюджет», «военные расходы», «расходы на оборону» и т. д. Правомерность таких определений не вызывает сомнения, однако все зависит от того, какой смысл вкладывается в тот или иной термин. Подобное широкое толкование и разнообразие терминологии создают предпосылки для манипулирования данными понятиями, когда возникает вопрос об определении стоимостных показателей. В первую очередь это касается финансового планирования и определения объема финансирования по разделу федерального бюджета «Национальная оборона», чем наносится значительный ущерб строительству и содержанию Вооруженных Сил.

Охарактеризуем названные категории, выявим их отличительные черты и отношение друг к другу.

Военные расходы - это денежные затраты государства на подготовку Вооруженных Сил и страны к войне, ее ведение, а также на ликвидацию некоторых последствий. Имеются различные подходы к трактовке содержания, состава и классификации военных расходов. По своему влиянию на укрепление военного потенциала государства они подразделяются на прямые и косвенные (рис. 1).

О сущности оборонного бюджета

Рис. 1. Структура военных расходов государства

Прямые военные расходы государства отражают величину официально установленных расходов по сметам военных и некоторых других ведомств, непосредственно связанных с поддержанием и развитием военной мощи государства. Доля таких расходов в федеральном бюджете 2010 года составила 12,46 % (1 278 027 млн руб.). В свою очередь они могут быть явными и скрытыми (закрытыми).

К явным военным расходам относятся затраты, которые бюджетная статистика признает военными. Определенная часть явных военных расходов по объективным причинам подлежит засекречиванию.

Рост закрытых военных расходов способствует негативному воздействию коррупциогенного фактора российской бюджетной системы не только на военную, но и на всю экономику страны. Краткий период частичной финансовой открытости был в нашей истории при министре обороны И.Д. Сергееве. Для привлечения внимания к проблемам военнослужащих и общественного контроля над военными финансами газета «Красная Звезда» тогда еженедельно публиковала сведения о том, сколько средств поступило из Минфина в Минобороны и как министр распределил их между округами и видами Вооруженных Сил. По мнению экспертов, финансовые манипуляции некоторых чиновников стали очевидными, и через полгода публикации прекратились под надуманным предлогом неразглашения военной тайны.

Скрытые военные затраты - это средства бюджета государства, которые фактически направляются на финансирование военных нужд, но проходят по «гражданским» статьям федерального бюджета, не связанным напрямую с финансированием мероприятий в военной сфере деятельности. Сокрытие военных затрат может осуществляться разными способами. В одном случае расходы, составляющие значительные суммы, не объединяются в бюджете в самостоятельные параграфы и статьи, а наоборот, рассредоточиваются по многочисленным статьям, маскируя тем самым конечные цели, на которые они выделяются. В другом случае названия параграфов и статей не соответствуют их содержанию - сущности финансовых мероприятий. К скрытым военным расходам относят затраты на строительство дорог и других стратегических объектов, различные ассигнования, связанные с военными целями, но проводимые по другим ведомствам - Министерству энергетики, Министерству связи и массовых коммуникаций, Министерству финансов, Министерству транспорта, Министерству образования и др.

Косвенные военные расходы могут быть весьма разнообразными, поскольку под ними принято понимать затраты, которые хотя и не связаны непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи государства, но оказывают воздействие на эти процессы либо в интересах создания условий и предпосылок его осуществления, либо в целях возмещения ущерба, причиненного прошлыми войнами или военными приготовлениями. Эти расходы сопряжены с прямыми военными расходами и во многом являются производными от них. К косвенным военным расходам обычно относят выплаты пенсий и пособий ветеранам войн и инвалидам, гражданскому персоналу Министерства обороны РФ, расходы на утилизацию вооружения и военной техники, финансирование конверсии военного производства, затраты на восстановление разрушений или возмещение ущерба, причиненных войной или военными приготовлениями, и ряд других государственных затрат.

С точки зрения военной экономики прямые и косвенные военные расходы находят свое отражение в структуре совокупного военного продукта, к которому в сфере военного производства относятся:

изготовление средств производства для функционирования военного производства;

производство предметов потребления для работников, занятых в военном производстве;

производство конечной военной продукции.

Применительно же к сугубо военной сфере деятельности (непроизводственной) совокупный военный продукт принимает форму военно-политической услуги, которая включает конечную военную продукцию и воспроизводство способности к воинскому труду. Следовательно, военные расходы - понятие более широкое, чем военный бюджет. Военные расходы любой страны всегда больше, чем расходы, отраженные в военном бюджете, а разницей между ними являются скрытые военные расходы, которые направляются через другие министерства и ведомства на цели обороны и национальной безопасности государства.

Исходя из традиционной трактовки понятия «бюджет» в общей теории финансов военным бюджетом правомерно считать централизованный денежный фонд, формируемый на федеральном уровне власти для обеспечения военной безопасности государства.

Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять. Внутренние угрозы опосредуют возникновение понятия «внутренняя безопасность» с расходами на обеспечение правоохранительной и сопутствующей деятельности. Наличию внешних угроз объективно соответствует понятие «оборонная безопасность», обеспечение которой производиться через оборонный бюджет. В целях обороны страны создаются вооруженные силы, а одним из элементов организации обороны является финансирование расходов на оборону.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что оборонный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на федеральном уровне власти для защиты государства от внешних военных угроз (обеспечения оборонной безопасности).

Оборонный бюджет в «концентрированном» виде представлен по разделу «Национальная оборона» федерального бюджета России. Поскольку свыше 97 % расходов по данному разделу приходится на Министерство обороны РФ, это позволяет говорить о величине, близкой к действительному размеру общей величины оборонного бюджета. Абсолютные и относительные значения основных компонентов прямых военных расходов по разделу «Национальная оборона» федерального бюджета 2010 года приведены в таблице 2.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации