ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/2011, стр. 57-62
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Стратегии и технологии дистанционного обучения в глобальном мире
Полковник запаса С.М.Дудко
ДУДКО Сергей Михайлович родился 23 декабря 1955 года в г. Елизово Камчатской области в семье военнослужащего.
Закончил Ленинградское высшее общевойсковое дважды Краснознаменное командное училище имени С.М. Кирова (1979), Военную академию имени М.В. Фрунзе (1989), Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет (2000).
Службу проходил в войсках ДВО и КВО на различных командных и штабных должностях.
В настоящее время - преподаватель Санкт-петербургского государственного университета сервиса и экономики.
АННОТАЦИЯ. Дается краткое описание социальных, политических и экономических тенденций процессов, связанных с глобализацией, предлагается решение проблем военнослужащих, возникающих в результате глобальных изменений, путем дистанционного образования и описывается его технология. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция глобализации, реформа Вооруженных Сил России, дистанционное (дистантное) обучение, рынок образовательных услуг, обучение военнослужащих. SUMMARY. The author gives brief description of social, political and economic trends of processes associated with globalization, offers solution of problems of servicemen, resulting from global changes, through distance education and describes its technology. KEYWORDS: concept of globalization, reform of the Russian Armed Forces, distance (remote) learning, market of educational services, teaching of servicemen. |
В СОВРЕМЕННОМ постиндустриальном обществе все социальные, политические и экономические процессы теснейшим образом связаны с реализацией концепции глобализации, то есть всемирной централизации субъектов управления (власти). Российская Федерация также стремится включиться в глобальный процесс и обеспечить себе достойное место в новом мироустройстве.
В политике глобализация характеризуется ослаблением национальных интересов государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные страны делегируют все больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т.п. С другой стороны, за счет сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий, особенно крупных транснациональных корпораций (ТНК). Из-за упрощения способов осуществления миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы.
Глобализация экономики облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает сбережение ресурсов, стимулирует мировой прогресс. В то же время она несет ряд негативных последствий: закрепление периферийной модели экономики, потерю своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слаборазвитые страны глобальной конкуренции, снижение уровня жизни населения.
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой - популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные.
В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого сообщества, которое состоит из множества локальных обществ разных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, превращающихся в этом случае в обычные общественные преобразования в рамках глобального сообщества.
Безусловно, эффективность процесса интеграции определяется, с одной стороны, ростом доходной части в виде роста ВВП, и, с другой стороны, ростом ВВП и, с другой - сокращением расходов, в первую очередь на содержание вооруженных сил. Объединение ВС ряда государств в блок НАТО, а равно иные соглашения между различными странами об объединении ресурсов в области военной безопасности, позволяют снизить долю оборонных расходов в национальных бюджетах.
Таким образом, процесс глобализации объективно требует от стран, включенных в него, адаптировать к концептуальным требованиям мировую экономическую элиту, и в соответствии с этим производить реформирование национальных вооруженных сил.
По мнению автора, современная реформа Вооруженных Сил России проходит именно в русле концепции глобализации в соответствии с выделенной им ролью. Это непременно влечет высвобождение большого количества человеческого ресурса и переход его в иные сферы хозяйствования. «Освободившиеся» люди проходят весьма непростой путь преодоления связанного с этим стресса и адаптации к новым условиям жизни. Значительная часть из них оказывается востребованной в полицейских формированиях и иных органах защиты капитала, которые ТНК объективно необходимо увеличивать, так как сокращение социальных институтов вызывает противодействие «неэлит» внутри кластера.
Подготовке военнослужащих и членов их семей к «гражданской» жизни - социологизация военнослужащих - может способствовать принятая в Министерстве образования и науки Российской Федерации стратегия перехода части образовательных учреждений к дистанционным образовательным технологиям.
Стратегия основывается на том, что в последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания - каждые 2-3 года. Объем знаний выпускников вузов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательные технологии, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на глобальном рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий происходит, по самым низким оценкам, на 40 - 60 % быстрее, чем с помощью обычных методов (за один и тот же период дается больше знаний).
Во многих случаях у населения возникает потребность в образовательных услугах, которые невозможно предоставить в традиционном виде по целому ряду причин. Особенно это касается людей, проходящих военную службу, проживающих в отдаленных и малонаселенных районах, находящихся в местах лишения свободы, людей с ограниченными возможностями.
Предоставление образовательных услуг этому сегменту потребителей должно сочетать в себе: доступность (в любом из перечисленных случаев); свободный график отработки программных материалов; поэтапный, экспертный контроль полученных знаний; итоговый квалификационный контроль с выдачей соответствующего документа.
Если в недавнем прошлом подобные услуги возможно было предоставить только в виде «заочного» обучения, сочетающего в себе традиционные виды занятий, контроля и почтовую пересылку соответствующих учебных материалов между участниками рынка, то современные средства коммуникации позволяют делать это более эффективно.
В основе новой системы лежит принцип доступности, который применительно к высшему образованию означает:
свободное поступление в высшее учебное заведение, что подразумевает отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме наличия соответствующего образования;
самостоятельное планирование обучения, то есть составление индивидуальной программы обучения;
выбор времени и темпов обучения, а именно - прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков учебы;
свобода в определении места обучения (студенты основную часть учебного времени отсутствуют в аудиториях и могут самостоятельно выбирать, где обучаться).
Современное дистанционное (дистантное) обучение (ДО) по сути рождает наряду с очной, очно-заочной и заочной, особую форму обучения, позволяющую исключить малоэффективный экстернат. Продвижение на рынок образовательных услуг ДО как источника формирования доходов - предмет пристального внимания не только поставщиков этих услуг, но и различных IT-компаний. Крупные коммерческие фирмы создают внутри себя центры ДО. Это позволяет им перейти в режим самообучающейся компании, стандартизировать, удешевить процесс и улучшить качество подбора и подготовки персонала.
На сегодняшний день разработаны и опробованы следующие формы проведения дистанционных занятий: чат-технологии, специальные вэб-форумы, телеконференции, видеоконференции, виртуальные классные комнаты, вики (англ. Wiki-вэб).
С точки зрения экономической целесообразности, технологии ДО позволяют: снизить затраты на обучение как потребителей, так и поставщиков образовательных услуг; расширить сегмент потребителей, тем самым увеличив численность обучаемых; повысить качество обучения за счет приобщения потребителей к передовым IT технологиям; создать единую образовательную среду.
В модернизации образования РФ дистанционному обучению отведено значимое место. Так, согласно приказу «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (ДОТ), итоговый контроль можно проводить как очно, так и дистанционно. В Государственной Думе РФ разрабатываются проекты поправок к Закону об образовании, связанные с ДО.
Стандартный алгоритм использования ДОТ начинается с того, что желающему начать обучение высылают комплекс психологических тестов и пробный урок. Полученные результаты обрабатываются, на основе чего строится психологический портрет кандидата, позволяющий оценить степень его подготовки. Он же поможет выбрать методы и индивидуальные стратегии обучения.
Лицам, успешно прошедшим тестирование, высылается договор на оказание образовательных услуг, а после его подписания и вступления в силу - пароли доступа к пакету учебно-методических документов.
Программа обучения как важнейший информационный документ должна содержать: информацию о системе и методах ДО; биографическую информацию о преподавателях; технологию построения учебного процесса; цели обучения; критерии оценки обучения; часы телефонных консультаций; описание экзаменов, проектов письменных работ.
Существует несколько принципиально разных концепций ведения процесса обучения. В первую очередь это традиционная «прусская», когда обучаемый последовательно выполняет программные требования в строго ограниченные сроки и с поэтапным контролем. Эта система при всей своей надежности и привычности не соответствует одному из главных принципов ДО - свободному графику отработки программных материалов.
Альтернативой данной концепции является «британская». Эта система предоставляет обучаемым полную свободу. Учащийся после получения программы сам принимает решение, какие занятия будет «посещать» и в какие сроки будет проходить контроль. Причем плата за обучение, в отличие от первой модели, взимается не в момент зачисления, а тогда, когда обучаемый будет готов пройти контрольное тестирование по тому или иному предмету. График занятий, формы обучения и преподавателей учащийся выбирает сам. В ходе обучения он имеет возможность произвольно менять профессиональную ориентацию или диверсифицировать таковую. К итоговой квалификационной работе допускаются только обучаемые, подтвердившие выполнение утвержденной программы.
Очевидно, что такой подход значительно упрощает планирование, позволяет гибко реагировать на запросы рынка, дает возможность от-сепарировать обучаемых с высокой степенью самоорганизации от случайных, причем без административного воздействия. Такие образовательные учреждения получили название «свободного университета».
Однако существует серьезная проблема платного образования - несоответствие качества преподавания ожиданиям заказчика. Особенно это характерно для традиционной системы, предусматривающей предоплату за поставляемые образовательные услуги. Безусловно, при огромном потоке обучаемых и неравной квалификации педагогов это неизбежно.
Свободный университет позволяет обучаемым самим выбирать себе педагогов, менять таковых, отказываться де-факто от их услуг и таким образом формировать их рейтинг. Это в свою очередь поможет сложить реальную картину педагогического «поля» и перенаправить усилия маститых ученых без педагогических способностей на науку, а педагогов по призванию - на преподавание.
Безусловно, поставщик образовательных услуг обязан обеспечить потребителю выбор между свободным и традиционным университетом. Далеко не все желающие получить образование способны это сделать без легкого «давления» извне, хотя бы в виде угрозы потери авансированных в образование средств, которая в свободном университете возникает только со временем.
Таким образом, процесс обучения строится следующим образом:
кандидат подает заявку на приобретение образовательной услуги;
проходит тестирование и подписывает договор с поставщиком таковой;
получает регистрацию и пароли доступа к планирующей и учебно-методической информации;
самостоятельно выбирает время и последовательность отработки курсов обучения;
подает заявку на прохождение контроля усвоения курса;
оплачивает работу контролирующего органа;
в согласованное время представляет свои знания, умения и навыки;
при успешной сдаче получает сертификат об усвоении курса;
при наборе полного комплекта сертификатов самостоятельно подает заявку на прохождение итогового контроля и присвоение квалификации;
оплачивает работу квалификационного органа;
при успешной защите получает диплом, подтверждающий его квалификацию.
Как правило, при дистанционном вузовском обучении от учащихся не требуется все время находиться в аудитории. Например, в большинстве программ и курсов свободного университета регулярно по выходным проходят очные занятия. Они не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.
Однако в этой стратегии упускается проблема превращения труда педагога из индивидуального в групповой. Вхождение даже «продвинутых» пользователей IT из числа профессорско-преподавательского состава в образовательное пространство ДО невозможно без адресной технической поддержки IT-профессионалов и другого технического персонала. К подготовке каждого занятия должен привлекаться коллектив (штаб), состоящий из: креативного «носителя знаний» - педагога; опытного программиста; технического оператора; специалиста в области педагогического вэб-дизайна.
Таким образом, в процессе донесения знаний до обучаемого через ДО на решающие позиции выходят IT-специалисты. Эта тенденция со временем будет развиваться, позволяя создавать виртуальные образовательные учреждения без физического присутствия преподавателей.
На сегодняшний день существует ряд крупнейших не только по количеству обучающихся, но и по составу человеческих, технических и информационных ресурсов (см. таблицу).
Однако в большинстве случаев уже сегодня виртуальные университеты - это зачастую небольшие коллективы технических специалистов и координаторов, организующих и поддерживающих, с одной стороны, разработку обучающих программ привлеченными преподавателями, с другой - дистанционное обучение разных категорий студентов. Структуру управления такими виртуальными университетами можно было бы назвать матрично-распределенной.
Глобализация образования в мире привела к так называемому «бо-лонскому процессу», который подразумевает приведение национальных образовательных стандартов к единому мировому. В этот процесс включилась и Россия. В настоящее время в соответствии с этой глобальной стратегией проводится реформа системы образования в нашей стране.
Подобные университеты готовы оказывать образовательные услуги гражданам любых стран. В настоящее время примерно 15 % студентов-очников Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики получают параллельно второе высшее образование, в том числе дистанционно. Кроме того, в университете заочно обучаются военнослужащие ВС РФ, МВД, ФСБ и других ведомств. Они получают серьезное экономическое образование, ориентированное на создание собственного бизнеса. Многие из выпускников сумели организовать успешные предприятия и продолжают поддерживать взаимовыгодные связи с университетом. Иные оказались весьма востребованными в качестве высококвалифицированного кадрового состава ряда учреждений и предприятий сферы сервиса.
ИванченкоД.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. М.: Изд-воРГСУ «Союз», 2005.
Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы монография. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004.
Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. М.: Горячая Линия - Телеком, 2008.
Роберт И.В., Панюкова С.В.,Кузнецова А.А.,Кравцова