Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2011, стр. 9-15

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

Полковник запаса Ю.Л. КОЗИРАЦКИЙ,

доктор технических наук

Полковник С.А. БУДНИКОВ,

кандидат технических наук

Подполковник Д. В. СКОПИН

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

КОЗИРАЦКИЙ Юрий Леонтьевич родился 5 ноября 1945 года в селе Дзержинск Новоград-Волынского района Житомирской области. Окончил Житомирское военное училище ПВО страны (1966), Военную инженерную радиотехническую академию ПВО страны (1975), Высшие курсы руководящего состава Вооруженных Сил при Военной академии Генерального штаба (1991).

С 1975 по 2003 год прошел служебный путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника по научной работе 5 ЦНИИИ МО РФ.

После увольнения в запас в 2003 году по настоящее время работает в должности профессора кафедры Военного авиационного инженерного университета (Воронеж).

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

БУДНИКОВ Сергей Алексеевич родился 10 мая 1969 года в городе Гулистан Сырдарьинской области Узбекской ССР. Окончил Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (1991), очную адъюнктуру Военного института радиоэлектроники (1997), курсы переподготовки и повышения квалификации в Военной академии Генерального штаба ВС РФ (2008).

Службу проходил с 1991 по 1993 год на командных должностях в в/ч 94001 (Белорусский военный округ), с 1997 по 2008 год - в должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента кафедры автоматизированных систем управления Военного института радиоэлектроники (Воронеж) и Военного инженерного авиационного университета (Воронеж). С 2008 года по настоящее время - докторант Военного инженерного авиационного университета.

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

СКОПИН Дмитрий Викторович родился 16 июля 1976 года в городе Воронеже. Окончил Военный институт радиоэлектроники (1998), военный университет связи (2004).

Проходил службу на командных и штабных должностях в Северо-Кавказском военном округе. С 2004 года - старший научный сотрудник ФГНИИЦ РЭБ ОЭСЗ Минобороны России.

АННОТАЦИЯ. Описаны основные тенденции в развитии радиоэлектронной борьбы в современных боевых действиях, основы контррадиоэлектронной борьбы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: радиоэлектронная борьба, контррадиоэлектронная борьба, информационное превосходство.

SUMMARY. The main trends in the development of electronic warfare in modern warfare are described, including the basis of counter-electronic warfare.

KEYWORDS: electronic warfare, counter-electronic warfare, information superiority.

ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ сущности и содержания контррадиоэлектронной борьбы (контрРЭБ) необходимо выявить основные тенденции в организации и ведении радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в операциях XXI века. Уже ни у кого не вызывает сомнений, что данный аспект как основа противоборства с системами боевого управления противника становится неотъемлемой частью вооруженного противостояния любого масштаба. Радиоэлектронная борьба стала обязательным компонентом синергетической системы ведения боевых действий, значительно увеличивающей военный потенциал. На фоне качественного повышения эффективности разведывательного обеспечения вооруженных сил развитых зарубежных государств происходит смещение акцента РЭБ в информационно-интеллектуальную область, сферу подготовки и принятия решений, планирования операции (боя) и руководства ей (им); переход от выполнения отдельных оперативных (боевых) задач сухопутными войсками к всестороннему многофункциональному ведению РЭБ в интересах объединенных сил в целом. Таким образом, важнейшим направлением в современном вооруженном противостоянии становится конфликт противостоящих систем РЭБ.

Принятие на вооружение нового поколения разнородных технических средств РЭБ приводит к существенному расширению их частотного диапазона и перечня выполняемых ими задач, к значительному увеличению количества одновременно наблюдаемых, контролируемых, подавляемых и поражаемых целей одним комплексом радиоэлектронной борьбы. Кроме этого, в связи с оснащением войск оружием направленной энергии и созданием многофункциональных систем блочно-модульного типа с открытой архитектурой построения расширяется перечень объектов разведки, воздействия и защиты силами и средствами РЭБ. Поэтому меняются цели и задачи РЭБ.

В современных условиях целями радиоэлектронной борьбы в операциях сухопутных войск наряду с дезорганизацией систем боевого управления противника становятся: лишение противника возможности использовать информацию о своих войсках и действиях противостоящей стороны; обеспечение упреждения противника в принятии решений и повышение эффективности ведения боевых действий; снижение людских и материальных потерь и временных нормативов.

Для достижения этих целей на структуры РЭБ (ее активной составляющей) возлагаются следующие задачи:

подавление или вывод из строя радиоэлектронных и оптико-электронных систем, а также средств разведки, наблюдения, наведения, связи, навигации, управления войсками и оружием;

изменение режима излучений радиоэлектронных систем (РЭС);

имитация и ложная работа РЭС, объектов и оружия противоборствующих сторон, имитация демонстративных действий своих войск;

перегрузка систем связи и управления противника, введение его в заблуждение относительно намерений своих войск;

воздействие на личный состав обслуживаемых РЭС, систем разведки, наблюдения, средств связи, навигации и управления войсками и оружием, а также на персонал, участвующий в анализе добытой информации, подготовке и принятии решений, планировании операции и боя.

Из этого следует, что помимо основных функций по борьбе с системами боевого управления противника на силы и средства РЭБ возлагается значительный объем задач, выполняемых в рамках проводимых информационных операций, основными целями которых являются завоевание и удержание информационного превосходства, определяемого руководством армии США как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, не давая противнику делать то же самое. Все это существенно меняет характер, содержание, цели и задачи, роль и место, состав привлекаемых сил и средств РЭБ в операциях.

В таких условиях необходимым и обязательным критерием достижения информационного превосходства является обеспечение конфликтной устойчивости всех средств и системы РЭБ в целом. Данной точки зрения придерживаются как наши, так и зарубежные специалисты. Выигрыш в конфликте систем РЭБ обеспечивает эффективное и результативное воздействие на радиоэлектронные объекты (РЭОб) системы управления войсками и оружием и как следствие выигрыш в конфликте основных систем вооружения.

Успешные действия по контрРЭБ должны вести противника к решениям (и действиям), которые противоречат его намерениям или мешают их выполнению. Цель действий по контрРЭБ на оперативном уровне - создать такие электромагнитные, радиоэлектронные и информационные условия, непозволяющие противостоящей системе РЭБ действовать скоординированно и эффективно, что должно вынуждать противника принимать решения, которые будут способствовать достижению поставленных целей нашими войсками РЭБ и мешать аналогичным противоборствующим структурам добиваться выполнения своих намерений.

Все это указывает на необходимость расширения понятия «борьба с системой РЭБ противника+», определяемой сегодня как согласованный комплекс мероприятий по обеспечению помехозащищенности РЭС и упреждающей нейтрализации противопоставляемых им средств преднамеренного противодействия посредством активного вмешательства в процесс их функционирования. Появилась потребность в активных методах, способах и приемах, предусматривающих создание организованных затрудняющих (мешающих) воздействий (мероприятий) на систему и средства РЭБ противника для исключения самой возможности ведения им радиоэлектронной борьбы.

По нашему мнению, на современном этапе контррадиоэлектронная борьба должна представлять собой совокупность согласованных мероприятий (действий) сил и средств войск РЭБ, других видов и родов войск, направленных на завоевание и удержание информационного превосходства, а также на упреждение, нейтрализацию аналогичных действий противника. Из этого следует, что основным содержанием контрРЭБ является упреждающее радиоэлектронное поражение (подавление) радиоэлектронных объектов системы РЭБ противостоящей стороны и защита подобных объектов своей системы РЭБ в интересах завоевания и удержания информационного превосходства.

При этом необходимо четко осознавать, что даже существенное доминирование и технологическое превосходство в активной составляющей РЭБ без ее эффективной защиты от воздействий не обеспечивает удержание информационного превосходства. В отличие от традиционной РЭБ контрРЭБ направлена не на дезорганизацию управления силами и средствами противостоящей стороны, а на обеспечение устойчивости управления своими силами и средствами. Сочетание различных способов контрРЭБ может существенно затруднить организацию и ведение РЭБ противостоящей стороной. Поэтому по своим целям и задачам контрРЭБ идентична радиоэлектронной защите и может рассматриваться в будущем как самостоятельная составная часть РЭБ.

Как отмечалось ранее, контрРЭБ тесно связана с борьбой за завоевание и удержание информационного превосходства. Применительно к такой категории, как контрРЭБ, оно может быть определено как способность устанавливать и поддерживать такую оперативность ведения РЭБ, которая превосходит возможное аналогичное функционирование системы РЭБ противоборствующей стороны и позволяет доминировать на всех этапах операции (боя), а также действовать, упреждая противника в его ответных акциях.

По мнению военных аналитиков, информационное превосходство при противоборстве в области РЭБ достигается за счет:

технологического превосходства систем и средств управления, разведки, навигации и телекоммуникации, радиоэлектронного поражения (подавления);

создания конфликтно-устойчивых систем и средств связи, управления и радиоэлектронного подавления;

совершенствования принципов, методов, способов и алгоритмов управления, сбора, обработки и передачи развединформации;

парирования технологического преимущества противоборствующей стороны методами контрРЭБ;

асимметричного отвлечения ресурсов противника.

Зарубежными специалистами технологическое опережение в области информатизации воспринимается как один из главных факторов завоевания информационного превосходства. В то же время доступность и открытость современных информационных технологий создают предпосылки для достижения временного или локализованного паритета в боевом пространстве или даже асимметричного преимущества.

Современные системы РЭБ противника представляют собой высокотехнологичные, информационноемкие сетевые структуры, работающие в едином информационном пространстве. Поэтому парирование таких преимуществ возможно осуществить только сетевыми методами и средствами, основной особенностью которых является наличие единой цели, а также отсутствие явной иерархической структуры подчиненности и планирования на низших уровнях.

Координация деятельности между элементами системы РЭБ в таких условиях осуществляется с использованием средств глобальных коммуникаций в едином информационном пространстве. Это дает возможность географически распределенным элементам системы вести совместные действия, а также динамически распределять ответственность и весь объем задач, оперативно реагируя на изменения обстановки.

Поэтому основные усилия контрРЭБ должны быть направлены как на физическое уничтожение критически важных элементов системы РЭБ противника, так и на разрушение его единого информационного пространства. Следует отметить, что для вывода из строя или хотя бы временного снижения эффективности функционирования системы РЭБ противника требуется согласованное по времени, пространству и целям массированное воздействие на многочисленные взаимоувязанные средства разведки, сете- и каналообразования и управления, приводящее к ее системоразрушению.

Для контрРЭБ, реализуемой по сетевому методу, характерны два основных принципа: оперативность управления и самосинхронизация.

Оперативность управления подразумевает три аспекта:

система РЭБ достигает информационного превосходства, под которым понимается не поступление информации в большем количестве, а более высокая степень осознания и понимания складывающейся ситуации в ходе контрРЭБ;

системы РЭБ, благодаря своим информационным преимуществам, достигают нейтрализации аналогичных систем противника минимальным количеством сил;

в результате действий по контрРЭБ парализуются ответные действия системы РЭБ противника и обеспечивается радиоэлектронная защита своих РЭОб.

Принцип самосинхронизации подразумевает способность системы РЭБ самоорганизовываться адекватно складывающейся обстановке. При этом организационная структура частей и подразделений РЭБ, формы и методы выполнения ими боевых задач, как ожидается, могут видоизменяться в ходе боевых действий, но только в соответствии с целями, поставленными вышестоящим командованием или органами военного управления.

Как отмечалось в ряде работ, реализация принципа сетецентрично-сти при построении нашей системы РЭБ может позволить компенсировать недостаточный потенциал сил и средств радио- и радиотехнической разведки, РЭП и РЭБ как большим их количеством, так и «интеллектом» используемой системы управления и коммуникационной сети. Такое объединение в виде децентрализованной сети создает возможность совместного использования общих информационных ресурсов и энергопотенциалов станций помех. Принцип централизованного управления системой РЭБ при одновременном децентрализованном выполнении поставленных задач отдельными ее элементами позволяет парировать технологическое отставание в развитии средств разведки и управления противника.

Таким образом, роль и место контрРЭБ в общей структуре борьбы за информационное превосходство можно представить следующим образом (рис. 1).

Прямое направление связано с недопущением завоевания информационного превосходства за счет технологического и технического развития своих систем РЭБ. По нашим оценкам, вклад этого направления в завоевание информационного превосходства может достигать 40-50 %.

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

Рис. 1. Роль и место контрРЭБ в общей структуре борьбы за информационное превосходство

Преимущество противостоящей стороны в качественных и количественных характеристиках информационных и радиоэлектронных объектов, позволяющее ей доминировать в информационном пространстве, может быть парировано за счет косвенных действий, затрудняющих и существенно снижающих характеристики этих объектов. Такие действия в основном связаны с преднамеренным противодействием средствам разведки и управления системой РЭБ; вклад этих действий достигает 50-60 %.

Важно заметить, что контрРЭБ находится в тесной синергетической взаимосвязи «метасистема-система» с мероприятиями по информационному противоборству и оперативной маскировки. Кроме того, как отмечалось ранее, основной целью контрРЭБ является обеспечение устойчивости управления своими силами и средствами. Исходя из этого и выявленных внешних и внутрисистемных взаимосвязей обобщенная структура и содержание контрРЭБ могут быть представлены в виде активной и защитной составляющих (рис. 2). Причем часть мероприятий активной составляющей проводится в мирное время, в угрожающий период или во время боевых действий.

Основой активной составляющей контрРЭБ являются способы, затрудняющие противостоящей стороне ведение РЭБ, и методы рефлексивного управления. Способы непосредственного снижения негативного влияния системы РЭБ противника реализуют защитные функции.

Радиоэлектронно-информационная составляющая контрРЭБ должна обеспечить целенаправленный мониторинг информационного пространства совместно с комплексными разведывательными мероприятиями, а также оперативный обмен данными о системе РЭБ противника, принципах ее работы, стратегиях управления, своих силах и средствах в условиях местности и других факторах, определяющих своевременность, точность и эффективность контрРЭБ как между различными уровнями управления по иерархии подчиненности («по вертикали»), так и между смежными уровнями управления взаимодействующих органов, соединений, частей и подразделений («по горизонтали»).

Основные аспекты контррадиоэлектронной борьбы

Рис. 2. Структура и содержание контрРЭБ

Таким образом, в условиях постоянной необходимости завоевания и удержания информационного превосходства в современных боевых действиях основным исполнительным элементом его реализации является контррадиоэлектронная борьба, которая становится частью боевого компонента современных боевых действий любого масштаба.

Балахонцев Н., Кондратьев А. Влияние концепции «сетецентрическая война» на эффективность разведывательного обеспечения вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 2. С. 16-20.

Иванов И., Чадов И. Содержание и роль радиоэлектронной борьбы в операциях XXI века // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 1. С. 14-20.

Полевой устав «Радиоэлектронная война» FM 3-36 СВ США.

Joint Publication 3-13.1. Electronic Warfare. 25 January 2007. URL :http://www.fas.org/irp/ doddir/dod/jp3-13-l.pdf. (дата обращения: 12.10.2010).

Козирацкий Ю.Л., Будников С.А., Скопин Д.В. О влиянии системы радиоэлектронной борьбы на оперативность применения основных систем вооружения // Военная Мысль. 2010. № 2. С. 52-57.

Шляхин В.М., Яковлев Ю.В. Контррадиоподавление // Радиоэлектроника. 2004. №3. С. 3-13.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации