Основные задачи государственной политики в области информационного противоборства
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/2011, стр. 18-25
Основные задачи государственной политики в области информационного противоборства
Полковник в отставке А.А. СТРЕЛЬЦОВ
доктор технических наук, доктор юридических наук
СТРЕЛЬЦОВ Анатолий Александрович родился 6 сентября 1946 года в Москве. Окончил Ленинградское суворовское училище (1964), Военную артиллерийскую академию имени М.И. Калинина (1969). До 1994 года проходил службу на различных должностях в организациях Министерства обороны. С 1995 года работает в аппарате Совета Безопасности Российской Федерации. Советник директора Института проблем информационной безопасности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный государственный советник РФ. Автор книг «Обеспечение информационной безопасности России»,
«Правовое обеспечение информационной безопасности России», «Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности», «Государственная информационная политика: основы теории».
АННОТАЦИЯ. Изложен методический подход к определению основных задач информационного противоборства на современном этапе развития общества. Сформулирован комплекс задач государственной политики, выполнение которых будет способствовать укреплению национальной безопасности России. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная политика, национальная безопасность, информационно-телекоммуникационная технология, политическая борьба, субъекты политики, информационное противоборство, политическое информационное противоборство, техническое информационное противоборство. SUMMARY. The methodical approach to determination of the main tasks of information struggle at the present stage of development of society. The author formulates a set of objectives of state policy, implementation of which will help to strengthen Russia's national security. KEYWORDS: state policy, national security, information-and-telecommunications technology, political struggle, political subjects, information struggle, political information struggle, technical information struggle. |
В УСЛОВИЯХ глобализации международной жизни, продолжающегося обострения противоречий между государствами, связанных с неравномерностью их развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, превращения ценностей и моделей развития в предмет глобальной конкуренции, расширения использования информационных технологий в жизни общества и государства одним из важных феноменов международной жизни становится глобальное информационное противоборство.
По нашему мнению, информационное противоборство представляет собой конфликтное взаимодействие в информационной сфере субъектов политики, действующих в соответствии с нормами национального права (легитимных), и субъектов политики, действующих вне национального правового поля (нелегитимных).
Объективным основанием для возникновения данного конфликтного взаимодействия является, с одной стороны, возрастание заинтересованности государств в содействии развитию в выгодном им направлении политических процессов в других государствах, а также существенное увеличение эффективности использования информационных средств воздействия на политические процессы, а с другой стороны, закрепленное в качестве общепризнанного принципа международного права суверенное равенство государств и, следовательно, права на политическую независимость и суверенитет в решении проблем социально-политического развития общества. Эта политическая независимость проявляется в том числе в способности государства обеспечить соблюдение национального законодательства в области политической жизни общества, связанной с борьбой субъектов политики за определение приоритетов общественного развития.
При неспособности государства выполнить данную функцию политическая борьба может выйти за пределы правового поля и осуществляться с позиции силы, что часто связано с социальным и индивидуальным насилием. Типичным примером такой ситуации являются так называемые цветные революции, в которых нетрудно найти внешние субъекты политики, заинтересованные в подобном нелегитимном, насильственном разрешении вопросов политической борьбы. Эти силы включаются в политическую борьбу на стороне одного из внутренних субъектов политики, увеличивая его шансы на овладение публичной властью и реализацию политической идеологии, связанной с разрешением наиболее острых проблем общественного развития.
Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы, в связи с тем что обеспечивает законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне внутреннего субъекта политики, обладающего публичной властью.
В настоящем материале на основе обобщения полученных в области политологии научных и практических результатов предлагается подход к определению основных задач информационного противоборства как важной составной части государственной политики обеспечения национальной безопасности.
Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства и реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.
Как известно, политическая борьба социально активных сил общества за обладание публичной властью направлена прежде всего на удовлетворение той или иной общественной потребности. К числу таковых, как правило, относятся обеспечение социальной стабильности, повышение благосостояния граждан.
Определение исторически-конкретного содержания этих потребностей (нужд) осуществляется в форме политической борьбы прежде всего национальных субъектов политики за выявление общественных приоритетов социально-экономического развития. Эта борьба, как правило, ведется в рамках правового поля, определяемого национальным законодательством, а ее результаты затрагивают интересы не только легитимных национальных субъектов политики, но и субъектов политики, находящихся вне национального правового поля. В связи с этим последние часто предпринимают попытки влияния на легитимный исход политической борьбы в рассматриваемой области, либо нанесения ущерба процессу социально-экономического развития общества. В результате у населения возникает потребность в противодействии субъектам политики, наносящим своими действиями ущерб социальной стабильности и благосостоянию граждан.
В реальном мире конкурентного взаимодействия социальных, в том числе национальных единений без удовлетворения этой потребности общество не может рассчитывать ни на устойчивое развитие, ни на повышение качества жизни его членов, что составляет смысл и цель любого социального единения.
С точки зрения субъекта политики, обладающего публичной властью, государственную политику следует прежде всего направлять на реализацию идеологической программы разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики в результате конкурентной борьбы получает возможность обладания публичной властью, положения его идеологической программы должны объективно отражать нужды большей или более активной части общества. Соответственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных задач публичной власти.
Важной задачей государственной политики, как следует из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, является информационное противоборство, суть которого заключается в противодействии использования информационной сферы нелегитимными субъектами национальной политики для нарушения суверенного права народа на самостоятельное решение проблем общественного развития.
Выполнение задачи информационного противоборства может осуществляться двумя основными способами: без использования технических средств «силового» воздействия на информационную сферу (информационное противоборство в области политических идеологий) и с использованием технических средств «силового» воздействия (информационное противоборство в области информационных технологий). Соответственно в составе рассматриваемой задачи выделяются подзадачи политического, технического информационного противоборства и информационное обеспечение государственной политики.
Политическое информационное противоборство заключается прежде всего в нейтрализации или снижении опасности распространения вредоносных идеологий и религиозных учений, а также дезинформации национальной и международной общественности по вопросам реализации государственной политики.
Политическое информационное противоборство осуществляется в рамках использования так называемой мягкой силы. Так, деятельность легитимных субъектов политики в данной области направлена на противодействие угрозам ущемления независимости политики от влияния нелегитимных политических сил. В свою очередь последние будут оказывать воздействие на ход и исход политической борьбы на стороне одного из субъектов политики, на помощь им либо в овладении публичной властью, либо в ее использовании для решения конкретных политических задач способом, удобным для нелегитимных субъектов политики. Основным объектом противоборства выступает общественная поддержка действий субъектов противодействия.
Решение данной проблемы представляется актуальным в связи с тем, что уже более 15 лет на российской территории международные террористические организации распространяют идеи экстремизма и терроризма, других вредоносных идеологий. Значительную опасность представляют действия субъектов политики зарубежных стран по дезинформации национального и международного сообщества относительно целей и результатов реализации внешней и внутренней государственной политики Российской Федерации.
В рамках политического информационного противоборства осуществляются:
выявление и пресечение деятельности по пропаганде вредоносных идеологий и религиозных учений, агитации за совершение на их основе противоправных деяний;
стимулирование деятельности организаций гражданского общества и граждан по противодействию враждебным идеологиям и религиозным учениям;
выявление угроз и источников распространения дезинформации о государстве и его политике, снижение тяжести ожидаемых негативных последствий.
Техническое информационное противоборство заключается в принуждении противостоящего субъекта политики, обладающего публичной властью, посредством реализации потенциала «силового» использования информационных технологий как средства демонстрации и (или) нанесения ущерба его интересам, вынуждения к согласию с ущемлением его политической независимости и суверенитета. Выполнение этой задачи предполагает одновременную нейтрализацию потенциала противостоящей стороны по осуществлению аналогичных действий.
Кроме того, техническое информационное противоборство со стороны легитимных субъектов политики направлено на «силовое» принуждение нелегитимных субъектов политики к соблюдению установленных национальным законодательством правил ведения публичной борьбы, а также нейтрализацию, ликвидацию и минимизацию негативных последствий использования противодействующими сторонами потенциала информационных технологий.
Наиболее часто основными субъектами технического информационного противоборства являются государства и группы государств. В этом случае противоборство со стороны каждого из этих субъектов направлено на принуждение противостоящей стороны к принятию требуемых ей политических решений.
Данное «силовое» воздействие может быть как инструментом реализации агрессивной политики определенного государства или союза государств, так и орудием «индивидуальной и коллективной самообороны», осуществляемой в соответствии со ст. 51 Устава ООН в ответ на вооруженное нападение. Оно может также выступать в качестве способа поддержания и восстановления международного мира и безопасности, осуществляемых в соответствии со ст. 39-42 Устава ООН. В последнем случае рассматриваемые «силовые» действия логично дополняют такие предусмотренные ст. 41 Устава ООН меры как «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщений, разрыв дипломатических отношений, а также действия сухопутных, морских или воздушных сил, осуществляемые в соответствии со ст. 42 Устава ООН».
Ведение технического информационного противоборства осуществляется с использованием специальных информационных и коммуникационных технологий (называемых «информационным оружием»), предназначенных для нарушения устойчивости и безопасности функционирования объектов информационной инфраструктуры противостоящей стороны.
В условиях интеграции национальных информационных инфраструктур в единую глобальную систему и по существу начавшейся гонки в области «информационного оружия» техническое противоборство становится все более значительной составляющей информационного противоборства.
Актуальность данной подзадачи для Российской Федерации обусловлена прежде всего:
обострением конкуренции между государствами за ресурсы (в том числе интеллектуальные), рынки сбыта и за культурное доминирование в экономически значимой составляющей мирового пространства;
сохранением значительного количества неразрешенных политических, экономических и культурных противоречий в отношениях России с некоторыми зарубежными государствами;
повышением социально-политической и экономической зависимости наиболее развитых государств мира от устойчивого функционирования информационной инфраструктуры, от деятельности организаций гражданского общества и отдельных граждан;
интенсивным развитием средств и методов использования информационных технологий для «силового» разрешения межгосударственных конфликтов.
Выполнение данной подзадачи создает основу для использования принципиально нового средства достижения политических целей в условиях, когда применение других приемов «силового» воздействия на потенциального или реального агрессора окажется либо невозможным, либо неэффективным.
Можно выделить следующие основные направления деятельности государства в области технического информационного противоборства:
создание и реализация потенциала «силового» информационно-технического воздействия на объекты информационной инфраструктуры потенциально враждебных (недружественных) государств, предназначенных для выполнения задач управления, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, для функционирования средств и систем поддержания жизнедеятельности общества;
обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры общества посредством нейтрализации, ликвидации или уменьшения опасности негативных последствий воздействия на объекты своей информационной инфраструктуры со стороны наиболее враждебных (недружественных) государств;
осуществление содействующей выполнению задачи технологического информационного противоборства радиоэлектронной и компьютерной разведки, способствующей добыванию данных военно-политического, социального или экономического характера.
Информационное обеспечение государственной политики заключается в достижении поддержки со стороны национального общества и международного сообщества мероприятий этой политики и в содействии их успешной реализации.
К числу основных факторов, определяющих возможность выполнения рассматриваемой задачи, следует отнести, прежде всего:
политический имидж государства, обусловливающий доверие общества к нему, его деятельности, его руководителям;
уровень информированности национального общества и международного сообщества о мероприятиях государственной политики;
объективная оценка наиболее влиятельными силами общества этих мероприятий и ожидаемых последствий их выполнения.
Исходя из этого, рассматриваемая задача может быть разделена на две подзадачи: обеспечение позитивного политического имиджа государства и обеспечение информирования общества о мероприятиях государственной политики.
Основное содержание обеспечения позитивного имиджа государства заключается в придании положительной ценности в политическое сознание национального общества и международного сообщества представления о государстве и его руководителях.
Актуальность данной подзадачи обусловлена тем, что позитивная ценность представлений о государстве в политическом сознании людей, как правило, является необходимым условием формирования его партнерских отношений с обществом в экономической, политической, военной и иных сферах, использования экономического и культурного потенциала национального общества, преимуществ экономической и культурной интеграции стран международного сообщества для повышения эффективности социально-экономического развития.
Политический имидж государства характеризуется: ролью и местом представляемого им общества в мировой экономике, системе международных отношений; взаимной связью национального общества и международного сообщества к выбираемым государством подходам к урегулированию конфликтных ситуаций; способностью обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, их безопасность как внутри страны, так и за рубежом. Важной характеристикой имиджа государства является политический имидж его руководителей.
Политический имидж государства имеет структуру, включающую субъект имиджа, объект имиджа и формы его проявления. Различаются два основных субъекта политического имиджа государства - национальное общество (внутренний имидж) и общества зарубежных государств и международное сообщество в целом (внешний, международный имидж).
Внутренний имидж государства образуется на основе знаний, которые граждане получают, изучая историю и другие гуманитарные предметы в средних и высших образовательных учреждениях. Эти знания также подкрепляются укоренившимися в политическом сознании представлениями об общественном предназначении государства, роли, месте и действиях его руководства в переломные моменты национальной истории, приведших к коренным изменениям направлений развития общества, качеству жизни народа (граждан), а также о влиянии других стран на развитие национального государства.
Другим важным фактором формирования внутреннего политического имиджа государства является общественное мнение о нем, которое формируется в процессе «информационной» борьбы между субъектами политики, пропагандирующими в средствах массовой информации и коммуникации свои представления:
о государстве как механизме управления общественной жизнью;
о влиянии его деятельности на общественное развитие и процветание, на качество жизни народа, на обеспечение защищенности от внешних угроз;
о соответствии государства, функционирующего под руководством субъекта, обладающего публичной властью, этим представлениям.
Данная составляющая политического имиджа государства проявляется:
в форме доверия со стороны наиболее влиятельных политических сил национального общества к лидерам государства и его органам;
в степени участия граждан в реализации государственной политики;
в уважении гражданами основных государственных символов (флага, гимна), национальных обычаев и традиций.
Как справедливо отметил Э.А. Галумов, от этой составляющей имиджа государства зависит уровень патриотизма граждан, любви и уважения к своей стране.
Внешний политический имидж государства образуется доминирующими в обществах зарубежных стран представлениями:
об истории развития отношений с данным государством;
06 имевших место в межгосударственных отношениях кризисах и о методах их разрешения и последствиях;
о совместных действиях по решению сложных проблем международного характера;
о соответствии современной деятельности государства сложившимся в этих обществах представлениям о дружественной политике зарубежного государства вообще и данного государства в частности.
Представления, образующие внешний политический имидж, слагаются прежде всего социально активными силами обществ зарубежных стран, пропагандирующих свое мнение о рассматриваемом государстве, его влиянии на развитие их обществ и защищенность от внешних угроз. Важную роль в этом процессе играют:
содержание гуманитарных (исторических, социальных) знаний, формируемых в образовательных учреждениях зарубежных государств и привносящих в индивидуальное сознание подрастающего поколения эмоциональные, национально-субъективные оценки истории межгосударственного взаимодействия;
сущность продукции национальных средств массовой информации и коммуникации, составляющих позитивную основу для личных впечатлений от общения граждан в процессе туристических поездок, совместного ведения бизнеса, осуществления межгосударственных, в том числе культурно-просветительских мероприятий. Вследствие этого, мнение специалистов о том, что внутренняя и внешняя составляющие политического имиджа государства являются взаимозависимыми, представляется справедливым.
Внешний политический имидж государства проявляется в форме уважения гражданами зарубежных стран его символов (флага, гимна, национальных духовных ценностей), политических лидеров, в доверии к их политике, в отсутствии политических препятствий к развитию взаимовыгодного экономического, военно-политического и культурного сотрудничества.
В рамках подзадачи информационного обеспечения государственной политики выполняются мероприятия по: содействию формирования в обществе позитивной точки зрения на отечественную историю, экономические, политические и нравственные проблемы, которые решали субъекты, обладавшие публичной властью на различных этапах развития страны, расширению международного сотрудничества.
Содержание указанной подзадачи заключается в достижении позитивной оценки результатов официальных действий общественным мнением национального общества и международного сообщества, что в свою очередь способствует поддержанию социальной стабильности населения, создает необходимые условия для привлечения граждан, коммерческих организаций, отечественных и зарубежных инвесторов к участию в реализации этих мероприятий.
В рамках решения данной подзадачи проводятся процедуры, связанные с подготовкой и распространением государственными органами и должностными лицами официальных документов и иных информационных материалов по вопросам реализации ими политики государства, а также их взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации, с организациями гражданского общества. Эти материалы содержат массовую социально-политическую информацию, включающую сведения о целях и задачах осуществляемых мероприятий, о тех выгодах для национального общества и обществ заинтересованных зарубежных государств, которые в итоге могут быть получены, о преимуществах перед аналогичными действиями, осуществляемыми другими государствами, о соответствии этих процессов национальным интересам всех заинтересованных стран. Подготовленные материалы посредством средств массовой информации и коммуникации доводятся до организаций и лиц, оказывающих существенное влияние на процессы реализации государственной политики как внутри страны, так и за рубежом.
Конкретные официальные процедуры в рассматриваемом направлении ориентированы на реализацию активной внутренней и внешней информационно-просветительской политики государства, стимулирование участия организаций гражданского общества и граждан в общественном обсуждении проводимых мероприятий.
Анализ выделенных задач государственной политики показывает, что их согласованное выполнение может содействовать удовлетворению потребностей общества в обеспечении независимости и суверенитета в условиях глобализации мирового сообщества и информационного пространства.
Таким образом, задача информационного противоборства имеет сложную структуру, обусловливающую координированное участие в ее выполнении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и других организаций.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года.
Субъект политики - социально активная сила общества (политический лидер, политическая партия, общественное объединение, государство), участвующая в борьбе за право использования ресурсов публичной власти для реализации своих представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях их решения.
Стрельцов А.Л. Государственная информационная политика: основы теории. М.: МЦНМО, 2010. С. 54.
Устав Организации Объединенных наций, п.1, ст.2.
Стрельцов А.А. Государственная информационная политика: основы теории. С. 34.
Стрельцов А.А.. Государственная информационная политика: основы теории. С. 34.
Политический имидж государства представляет собой эмоциональное представление (восприятие) государства в политическом сознании национального общества и международного сообщества в качестве позитивного, нейтрального или негативного фактора их существования и развития.
Политический имидж руководителей государства представляет собой неэмоциональное восприятие в политическом сознании в качестве позитивного, нейтрального или негативного фактора развития национального общества и международного сообщества.
Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. С. 107.
Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. С. 107.
Там же. С. 197.