ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ''ОБОРОНКОЙ''
ВКО №3 (28) 2006
ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ''ОБОРОНКОЙ''
Леонид ГОРШКОВ
заместитель председателя ВПК СССР, Герой Социалистического труда,
академик, член Вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО.
Создаваемая Военно-промышленная комиссия должна учесть опыт работы ВПК Совета министров СССР
В марте 2006 г. было объявлено, что в составе правительства России создается новый орган - Военно-промышленная комиссия. Председателем комиссии назначен министр обороны Сергей Иванов. Почти сразу после этого глава военного ведомства сообщил о задачах, которые будут решаться ВПК. Министр обороны подчеркнул, что штат комиссии будет сравнительно небольшой.
Сергей Иванов, в частности, сказал: "…Теперь о самой военно-промышленной комиссии при Правительстве. Она была всегда, но отличительной чертой новой комиссии является то, что эта комиссия будет действовать на постоянной основе. Такого очень давно не было.
Мы не создаем какие-то бюрократические монстры, какие-то новые чиновничьи структуры. В ВПК по должности будут входить все те же, кто и входил. Это большинство министров правительства Российской Федерации, главы агентств, служб соответствующих.
Но появляется и постоянно действующий орган, работу которого будет непосредственно осуществлять мой первый заместитель, Владислав Николаевич Путилин, в ранге федерального министра, а также пять должностных лиц.
Среди них один - только один - будет заниматься бюрократической работой в ранге заместителя главы аппарата правительства Российской Федерации, поскольку, в начале я говорил об оперативности, решения комиссии должны быстро оформляться в виде постановлений правительства или, если это нужно, указами Президента.
Еще одно должностное лицо будет отвечать за науку, поскольку без науки говорить о создании перспективных образцов в будущем, конечно, не приходится. Этот человек будет возглавлять научно-технический совет при военно-промышленной комиссии.
А трое остальных будут заниматься конкретными проблемами. Ну, например, по принципу "суша-воздух-вода". То есть, например, авиастроение, кораблестроение, техника сухопутных войск или какие-то другие проблемы. Например, элементная база. Это мы посмотрим. Система должна быть достаточно гибкая. Естественно, каждый член ВПК будет нести персональную ответственность за принимаемые решения. Спрос будет жестким, как я уже сказал".
Эти заявления лично у меня вызывают множество вопросов. Возможно, руководство государства предполагает, что созданная военно-промышленная комиссия будет некоторым аналогом ВПК Президиума Совета министров СССР.
Мне, как одному из руководителей ВПК, проработавшему более 20 лет в должности заместителя председателя комиссии, представляется, что руководству военного ведомства необходимо более детально, более глубоко разобраться с состоянием оборонной промышленности на местах.
В частности, познакомиться с генеральными конструкторами и генеральными директорами важнейших предприятий оборонной промышленности. И только после этого, учитывая состояние предприятий, КБ и НИИ оборонной промышленности, разработать конкретную государственную программу по восстановлению российской "оборонки", которая могла бы обеспечить потребности Министерства обороны для обеспечения безопасности нашей страны и нужды хозяйственного комплекса страны по тем направлениям, которыми традиционно занимались предприятия оборонных отраслей промышленности.
По личному опыту знаю, что председателю ВПК для решения этих задач требуется работать ежедневно по 12-14 часов. Так трудились все председатели ВПК до начала перестроечного периода. Сегодня министр обороны является вице-премьером правительства Российской Федерации с функциями координации работы военно-промышленного комплекса. Если глава военного ведомства действительно намеревается серьезно управлять оборонной промышленностью, то могу предполагать, что для руководства собственно Министерством обороны у него уже останется не так много времени. Во всяком случае, подобного совмещения постов ранее не было.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Перечисленные выше обстоятельства вынуждают меня напомнить (хотя бы фрагментарно) историю зарождения Военно-промышленной комиссии Президиума Совета министров СССР. Как известно, работу ВПК советского периода (особенно ее результативность и конкретность) даже сегодня весьма высоко оценивают специалисты, политологи и военные.
Мне приходилось часто встречаться с бывшими руководителями, конструкторами, специалистами оборонных отраслей промышленности и военачальниками. Они до сих пор с большим уважением и удовлетворением вспоминают те годы, когда им приходилось бывать в ВПК и решать там свои вопросы.
История ВПК, напомню, начиналась так. В конце 1940-х и начале 1950-х гг. создание системы противовоздушной обороны г. Москвы стало одной из важнейших государственных оборонных задач. В 1948 г. Сталин поставил задачу организовать надежную защиту неба столицы СССР перспективными средствами ПВО. Постановление СМ СССР о разработке зенитной ракетной системы для Войск ПВО, подписанное Сталиным, было дополнено его резолюцией: "Мы должны получить ракету для ПВО в течение года".
Этим документом определялся состав системы и тактико-технические требования, согласно которым силы и средства ПВО г. Москвы должны быть способны одновременно уничтожать до 1000 самолетов противника. Работы по созданию небывалой, огромной и сложнейшей системы были организованы по схеме, уже отработанной в атомном проекте.
Курирование всех работ от СМ СССР было поручено Лаврентию Берия.
В 1950 г. для организации работ по созданию системы ПВО г. Москвы был создан новый правительственный орган - Третье главное управление СМ СССР. ТГУ выделялись мощные строительные организации, конструкторские бюро и заводы-изготовители технологического оборудования и ракет (независимо от их принадлежности к различным министерствам и ведомствам).
Так как решение о развертывании этой работы было принято в середине года, то в соответствующих планах не предусматривалось выделение средств на проведение этой работы. Лаврентий Берия своим распоряжением дал указание финансировать эту работу за счет сметы Первого (атомного) главного управления, которое (так же как и ТГУ) находилось под эгидой всесильного лубянского маршала.
Начальником 3-го Главного управления СМ СССР был назначен В.М. Рябиков, талантливый инженер, один из плеяды выдающихся руководителей оборонной промышленности. Лаврентий Берия дал указание начальнику Первого главного управления Б.Л. Ванникову оказывать всяческую помощь В.М. Рябикову, с которым Ванников совместно работал много лет. Так и сложился этот правительственный орган, на базе которого после нескольких реорганизаций была создана Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР.
В.М. Рябиков начал комплектовать ТГУ в первую очередь за счет специалистов министерств, различных ведомств и правительственного аппарата, многих из которых он знал лично. Большая часть ТГУ сформировалась за счет генералов и офицеров МО СССР, в том числе из числа выпускников специального факультета Военной академии связи им. С. И. Буденного (г. Ленинград).
В.М. Рябиков лично беседовал с каждым специалистом, рекомендованным на работу в ТГУ. В результате жесткого персонального отбора была создана команда высококвалифицированных специалистов.
Структура ТГУ была очень простая, что давало возможность квалифицированно и персонально руководить и оперативно решать все возникающие вопросы.
В короткий срок В.М. Рябиков лично и представители его аппарата побывали на всех заводах, привлеченных к производству технологического оборудования и ракет, приняли необходимые меры, чтобы все заказы ТГУ выполнялись на выделяемых производственных площадях. При этом аппарат ТГУ обеспечивал ежедневный и весьма жесткий контроль за работой предприятий.
По мере ускорения работ у основных разработчиков к процессу немедленно подключались новые заводы. Работники аппарата ТГУ и соответствующего министерства выезжали на эти предприятия и находились там до тех пор, пока заводы не начинали выпускать аппаратуру.
После ареста Лаврентия Берия ТГУ вместе с другими подчиненными ему предприятиями было преобразовано в Главспецмаш и Главспецмонтаж. Главспецмаш вскоре ликвидировали, а Главспецмонтаж, которым руководил В.М. Рябиков, был передан во вновь образованное Министерство среднего машиностроения.
После принятия на вооружение системы ПВО г. Москвы, Главспецмонтаж преобразуется в Спецкомитет Совета Министров СССР. Начальником Спецкомитета назначается В.М. Рябиков.
Личный состав Главспецмонтажа и та часть Главспецмаша, расформированная ранее, переводятся в Спецкомитет СМ СССР, который размещался уже в Кремле.
Учитывая положительный опыт работы ТГУ и Спецкомитета, принимается решение создать единую организационно-координирующую структуру по созданию всех видов вооружения и военной техники.
В декабре 1957 г. принимается постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (далее - ВПК).
ОПЫТ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Председателем ВПК был назначен Д.Ф. Устинов, который одновременно являлся и заместителем Председателя Совета Министров СССР. В.М. Рябиков назначался первым заместителем Председателя Госплана СССР. Ранее он входил в президиум ВПК. Фактически все принципиальные вопросы В.М. Рябиков напрямую решал с секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам. В то время этот пост занимал Леонид Ильич Брежнев.
На ВПК возлагались задачи по организации и контролю за работами по созданию всех видов вооружения и военной техники.
Было также установлено, что ВПК рассматривает и принимает оперативные решения, которые обязаны исполняться всеми министерствами и ведомствами, независимо от их ведомственного подчинения наряду с решениями Совета министров СССР.
Д.Ф. Устинов приступил к работе сразу после выхода постановления ЦК КПСС о его назначении председателем Военно-промышленной Комиссии Президиума СМ СССР. Одновременно он назначается заместителем председателя Совета министров СССР. Дмитрий Федорович работал Председателем ВПК с 1957 по 1963 гг. Он курировал все оборонные министерства Советского Союза, а также Аэрофлот и ряд других ведомств.
В 1963 г. Д.Ф. Устинов назначается председателем ВСНХ и первым заместителем председателя Совета министров СССР. Работая председателем ВСНХ, он продолжал выезжать на головные заводы оборонной промышленности и регулярно встречался с генеральными и главными конструкторами. По его инициативе на заводах началась крупная работа по совершенствованию технологии производства.
После назначения Д.Ф. Устинова председателем ВСНХ, на должность председателя ВПК был выдвинут Л.В. Смирнов, талантливый инженер, крупный организатор оборонной промышленности. Одновременно его назначили заместителем председателя Совета министров СССР. Л.В. Смирнов старался сохранить уже хорошо зарекомендовавшие себя стиль работы и структуру ВПК.
В связи с уходом на пенсию первого заместителя председателя ВПК С.И. Ветошкина в руководящем звене комиссии произошли перестановки. Заместителями председателя ВПК были назначены Л.И. Горшков и Н.С. Строев. Между заместителями председателя ВПК произвели перераспределение обязанностей. Надо отметить, что с приходом Л.В. Смирнова на должность председателя ВПК персональная ответственность работников ВПК была значительно повышена. Одновременно усилился контроль за исполнением принятых решений.
Четкой работе ВПК способствовало и то обстоятельство, что заседания ВПК проводились еженедельно и в строго определенное время.
Совещания ВПК, в которых участвовали заместители председателя ВПК, все члены ВПК - министры оборонных отраслей, а также директоры предприятий, главные конструкторы, руководители привлеченных к работе по оборонной тематике министерств и ведомств, безусловно, способствовали более глубокому изучению рассматриваемых вопросов. По ним принимались, как правило, конкретные решения и меры.
Л.В. Смирнов очень тщательно сам готовился к этим совещаниям и требовал от своих заместителей такого же подхода к работе. Каждый понедельник в 10.00 у Л.В. Смирнова начиналось предварительное рассмотрение документов для очередного совещания ВПК.
Проект решения докладывался соответствующим начальником отдела ВПК и инженер-референтом. Документы готовились совместно с представителями промышленности, Госплана СССР, Минфина СССР, а случае необходимости, и юристами управления делами Совета министров СССР.
Иногда при предварительном рассмотрении проекта решения у заместителя председателя возникали разного рода вопросы. Для устранения неоднозначностей создавалась бригада из работников ВПК и соответствующего министерства. Неясности уточнялись. Иногда (по согласованию с оборонным отделом ЦК КПСС) с этой бригадой непосредственно на места выезжал сотрудник отдела ЦК КПСС.
Помимо всего прочего, Военно-промышленной комиссией была создана очень четкая, жесткая и эффективная система контроля за исполнением решений ВПК, ЦК КПСС (и своих поручений отделам ВПК). ВПК очень тесно работала с заведующими оборонными отделами ЦК компартий республик, с областными комитетами КПСС и областными советами.
В ВПК было принято постоянно бывать на заводах, конструкторских бюро и научных учреждениях. Это давало возможность не только глубоко разбираться в ходе работ этого предприятия, но и часто выявлять новые научные достижения, по которым ВПК выпускала соответствующие поручения (решения).
ВПК ежемесячно отрабатывала план работы (заседаний), который рассылался всем министерствам. Четкое планирование давало возможность тщательно готовиться к заседаниям ВПК.
В 1965 г. Д.Ф. Устинов избирается секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам. Работники ВПК первыми приветствовали приход Д.Ф. Устинова в ЦК КПСС. Сотрудники комиссии плотнее стали работать с оборонными отделами ЦК КПСС. Д.Ф. Устинов не рассматривал работу оборонных министерств без соответствующих консультаций с руководителями ВПК.
На совещаниях у Д.Ф. Устинова по всем вопросам оборонной техники и вооружения обязательно присутствовали руководители ВПК. Все это существенно поднимало авторитет комиссии.
Когда Д.Ф. Устинов был назначен министром обороны СССР, на заседании коллегии МО СССР приглашались руководители ВПК. Кроме больших заседаний, какую бы должность не занимал Д.Ф. Устинов, он регулярно приглашал к себе отдельных руководителей ВПК для конкретной частной беседы. Иногда подобные встречи продолжались в течение двух часов и более.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Даже из краткого описания создания и функционирования Комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (так ВПК называлась последние годы) видно:
1. На всех этапах ВПК руководили выдающиеся государственные деятели, талантливые специалисты. До ВПК они много лет трудились на различных должностях в промышленности - от рядовых инженеров до министров крупнейших отраслей.
2. Аппарат ВПК был укомплектован одаренными сотрудниками. До своего назначения в ВПК они многие годы проработали в оборонных отраслях промышленности и государственном аппарате. Многие из них начинали свою работу еще в ТГУ.
3. Военно-промышленную комиссию на протяжении всей ее истории курировали (и помогали ей) первые лица государства (ЦК КПСС).
4. ВПК являлась не просто правительственным аппаратом. Она опиралась на целую сеть руководителей министерств и ведомств в ранге заместителей министров, которые работали по контролю и организации работ по созданию средств вооружения и военной техники практически во всех министерствах и ведомствах страны, которые привлекались для решения этих задач.
5. В ВПК существовал научно-технический совет численностью около 120 человек. В его состав входили выдающиеся ученые и конструкторы нашей страны, крупные военные ученые. В работе НТС ВПК постоянно участвовали члены Президиума АН СССР. Председателем НТС ВПК был академик А.Н. Щукин, крупнейший ученый нашей страны. Он являлся также и заместителем председателя ВПК.
Мне представляется, что если ныне создаваемая комиссия не использует опыт работы ВПК Совета министров СССР (и, главным образом, не примет во внимание условия, обеспечивающие ее эффективную работу), то очередную комиссию ждет та же участь, что и ранее функционирующую ВПК под председательством главы правительства России.
По моему глубокому убеждению, нынешнему председателю ВПК было бы правильным пригласить к себе еще остающихся в живых руководителей ВПК при СМ СССР, руководителей заводов, НИИ и Минобороны, которые работали с ВПК советского периода и детально обсудить с ними вопросы функционирования новой комиссии. Это, на мой взгляд, было бы верным ходом. Разумеется, если действительно есть желание творчески осмыслить и учесть опыт управления оборонно-промышленным комплексом СССР.