ОС ПВО СНГ СУЩЕСТВУЕТ И ДЕЙСТВУЕТ
ВКО №4 (29) 2006
ОС ПВО СНГ: СУЩЕСТВУЕТ И ДЕЙСТВУЕТ
Айтеч БИЖЕВ
заместитель председателя Координационного комитета
по вопросам ПВО при Совете министров обороны
государств - участников СНГ - заместитель главнокомандующего ВВС
по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ
Дальнейшее совершенствование объединенной системы ПВО связано с решением ряда проблем
Время, прошедшее с момента образования объединенной системы ПВО государств - участников СНГ, позволяет сегодня подвести определенные итоги, оценить сложившиеся тенденции и наметить перспективы дальнейшего сотрудничества. В настоящее время уже можно обобщить накопленный опыт развития систем противовоздушной обороны государств - участников СНГ, сформировать общие взгляды на актуальные проблемы развития объединенной системы ПВО, определить возможные пути их преодоления с обязательным учетом национальных интересов.
Создание прочной системы коллективной безопасности немыслимо без хорошо отлаженного взаимодействия и готовности государств - участников СНГ совместными усилиями противостоять новым вызовам и угрозам современности. Ключевым здесь является организация совместного применения национальных и коалиционных группировок войск (сил) противовоздушной обороны на региональном уровне.
СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КОАЛИЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК
Среди основных проблем создания и применения коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в регионах коллективной безопасности можно выделить следующие:
определение рационального состава коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ;
разработка форм и способов совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО ГУ СНГ;
планирование совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО ГУ СНГ;
организация управления коалиционной группировкой авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ;
организация взаимодействия в рамках коалиционной группировки авиации и войск ПВО в регионе и коалиционной группировки с национальными группировками авиации и войск ПВО;
обеспечение боевых действий национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО ГУ СНГ;
развитие инфраструктуры группировок авиации и войск ПВО на территории государств СНГ.
Определение рационального состава коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ должно осуществляться для различных условий ведения военных действий.
Состав коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств-участников СНГ определяется в мирное время генеральными (главными) штабами вооруженных сил и зависит от ряда факторов.
К основным из них относятся:
базирование, состав СВН и ПВО вероятного противника;
состав и состояние группировок авиации и войск ПВО в регионе;
количество и оперативно-стратегическая значимость (важность) объектов обороны и удара в регионе, их уязвимость;
потребности в составе авиации и войск (сил) ПВО в регионе, определяемые исходя из необходимости обеспечения требуемого соотношения сил сторон;
возможности по выделению авиации и войск (сил) ПВО государствами - участниками СНГ;
наличие объектов инфраструктуры авиации и войск (сил) ПВО в регионе конфликта, а также ряд других.
Накопленный нами опыт и результаты проведенных исследований показали, что определение рационального состава коалиционной группировки должно осуществляться с учетом следующих принципов:
1. Соответствие состава сил и организационной структуры группировки поставленным задачам.
2. Сосредоточение основных усилий на важнейших направлениях действий воздушного противника и обороне наиболее важных объектов и группировок войск (сил).
3. Признание приоритетности совместных решений коалиционного руководства. Подразумевается приоритетность коллегиальных решений руководства коалиции, как по вопросам строительства (создания) группировки, так и по вопросам выбора прикрываемых объектов и направлений.
4. Эшелонированное построение противовоздушной обороны, сочетающее в себе территориальную, зональную, рубежную и объектовую противовоздушную оборону.
5. Создание и применение резервов различного уровня, обеспечение возможности гибкого и оперативного применения войск, сил и средств авиации и ПВО в зависимости от изменения целей, задач, направлений и объектов удара.
6. Комплексное применение всех сил и средств, решающих задачи борьбы с воздушным противником.
7. Централизация управления действиями всех сил и средств авиации и ПВО, входящих в состав коалиционной группировки, независимо от их непосредственного подчинения и государственной принадлежности.
Практическая реализация этих принципов позволит наиболее эффективно и полно использовать боевые возможности соединений и частей авиации и войск ПВО для решения поставленных задач.
ФОРМЫ И СПОСОБЫ
Проблема разработки и определения наиболее рациональных форм и способов совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО является одной из сложнейших проблем применения войск (сил) ОС ПВО СНГ.
Она обусловлена:
большим диапазоном условий ведения возможных военных (боевых) действий (от специальных акций и операций до крупномасштабной войны);
развитием форм и способов применения СВКН противника;
ограниченным боевым составом наших войск (сил);
различным уровнем развития национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в целом и их элементов;
возможностью выполнять боевые задачи с мест постоянной дислокации и при оперативном маневре на различные расстояния;
наличием у ВС государств Содружества своих организационных структур и систем управления войсками ПВО и авиацией.
В последнее время наряду с классическими методами ведения вооруженной борьбы все большее распространение получают террористические действия, в том числе и с применением воздушных судов и различных летательных аппаратов. Это обуславливает и новые задачи совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в общей системе коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств. К ним относится - предотвращение террористических действий в воздушном пространстве, в том числе путем совместного проведения специальных действий различных компонентов национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО.
Как известно, объединения ВВС и ПВО, соединения ПВО не проводят собственных специальных операций и акций, но могут участвовать в специальных операциях, проводимых группировками ВС и других ведомств.
При проведении специальных операций возможно участие войск (сил) авиации и ПВО в формах разведывательно-поисковых действий, разведывательно-ударных действий, рейдово-штурмовых действий, действий по радиоэлектронному подавлению линий связи, ретрансляции, агитации населения с использованием радиовещания, действий по блокированию и уничтожению террористических групп в воздушном пространстве и на земле.
Задачи борьбы с воздушно-космическим противником могут решаться в классических формах.
Ими являются: воздушные и противовоздушные сражения и бои, боевые действия. Кроме того, в зависимости от обстановки и привлекаемых сил, возможно и проведение воздушных или противовоздушных операций, в которых могут участвовать как национальные, так и коалиционные группировки авиации и войск ПВО.
Способы действий национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО будут определяться последовательностью решения задач, обусловленных развитием обстановки и могут включать в себя:
развертывание национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО и создание системы ПВО, ведение разведки и действия по отражению авиационных (авиационно-ракетных) ударов противника;
последовательное решение задач различными группировками авиации и войск (сил) ПВО;
маневр элементами группировок авиации и войск (сил) ПВО;
усиление группировок авиации и войск (сил) ПВО за счет резерва.
В каждом конкретном военном конфликте формы и способы применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в общей системе коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств будут иметь свои особенности и главенствующим фактором их определения является военно-политический фактор.
Реализация большинства приведенных форм и способов применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО требует юридической основы и служит предметом переговоров соответствующих представителей государств-участников Содружества.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Другой важнейшей проблемой является организация управления коалиционной группировкой авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ.
Прежде всего, проблема обусловлена действиями многонациональных сил в условиях удаленности от мест постоянной дислокации и необходимостью организации управления ими в автоматизированном режиме.
Для ее успешного решения в первую очередь необходимы: научно-технические разработки возможных вариантов применения коалиционной группировки; нормативно-правовая база, определяющая задачи и функции органов управления; высокая профессиональная подготовка органов управления; соответствующая структура системы управления для различных регионов.
Общее руководство коалиционной группировкой войск (сил) в мирное время осуществляет высшее военно-политическое руководство государств-участников через свои генеральные (главные) штабы вооруженных сил и командования коалиционными группировками войск (сил) в регионах.
Непосредственное управление объединениями, соединениями коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО может осуществлять формируемое в угрожаемый период оперативное командование коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО. В его состав должны входить представители от каждого государства-участника СНГ, войска которого выделены в коалиционную группировку авиации и войск (сил) ПВО.
Командование коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО организационно может включать управление авиации и войск ПВО коалиционной группировки войск (сил) в регионе (как основной рабочий орган), отделы, службы и другие структурные подразделения.
Для организации управления авиацией и войсками (силами) ПВО создается система управления коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО. Она предназначена для поддержания боевой готовности, подготовки к боевому применению и руководства подчиненными войсками и силами при выполнении ими поставленных задач.
Система управления должна иметь многоуровневую, гибкую, в зависимости от условий обстановки, и способную к трансформации структуру. Ее состав на каждом уровне иерархии должен позволять организовывать выполнение совместных боевых задач выделенными войсками и силами. Таким образом, состав органов управления, пунктов управления, автоматизированных систем управления и организация связи должны соответствовать прогнозируемым условиям военных действий, составу выделенных войск и сил и способам их боевого применения.
В Вооруженных Силах России в настоящее время проводится ряд экспериментов по переходу от окружной к региональной системе управления войсками и силами. В ходе этих экспериментов, в том числе осуществляется апробация создания и функционирования управлений авиации и войск ПВО региональных командований. Как нам представляется, именно этот опыт поможет в последующем более предметно решать эти задачи и в коалиционной группировке войск (сил).
Для реализации задач и функций управления, решаемых командованием коалиционной группировки авиации и войск ПВО на различных этапах развития военно-политической обстановки, требуется проведение ряда мероприятий.
Во-первых, введение ясной и определенной юридической регламентации подчиненности войск и сил на соответствующих уровнях иерархии (например, своевременное оперативное подчинение войсковых формирований командиру, чьи войска и силы решают главные задачи в сложившихся условиях).
Во-вторых, формирование и введение в состав системы управления межвидовых (межродовых) органов управления с необходимыми средствами управления. Ими могут быть центры боевого управления и взаимодействия авиации с сухопутными войсками, корабельные (воздушные) пункты управления и наведения истребительной авиации, совмещенные командные пункты родов войск и оперативных групп различной ведомственной принадлежности.
В-третьих, формирование вспомогательных пунктов управления на удаленных (важных) направлениях, а также использование воздушных пунктов управления для оперативной организации управления и согласования действий разновидовых (разнородных) многонациональных группировок войск в интересах решения главной задачи в сложившихся условиях обстановки.
Решение данной проблемы возможно в ходе ее дальнейшего анализа на уровне высших органов управления ВС и проведения специальных исследований, в том числе и в ходе оперативной подготовки штабов и войск.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Совместное применение национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств-участников СНГ предполагает единое планирование боевых действий.
Для организованного применения в мирное и военное время коалиционной группировки авиации и войск ПВО заблаговременно должен разрабатываться комплекс планирующих документов, необходимых для практического применения в управлении авиацией и войсками ПВО в регионе.
По структуре и своему содержанию документы, разрабатываемые командованием должны быть простыми, наглядными и удобными в работе, а по объему оптимально краткими, но вместе с тем раскрывающими с достаточной степенью детализации необходимое содержание действий авиации и войск ПВО коалиционной группировки. При их разработке целесообразно максимально использовать существующий опыт, и в то же время необходимо учитывать специфические особенности, определяемые коалиционной формой построения и применения группировок авиации и войск (сил) ПВО.
Анализ нашей совместной деятельности и проведенные исследования показали необходимость и целесообразность разработки следующих документов (на мирное время и угрожаемый период):
1. План противовоздушной обороны войск и объектов в зоне ответственности коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО (в регионе), который предназначен для организации и осуществления противовоздушной обороны важных военных и государственных объектов, коалиционной группировки войск (сил) на случай внезапного нападения воздушного противника. План разрабатывается на карте с приложением пояснительной записки.
2. План действий дежурных сил является приложением к плану противовоздушной обороны войск и объектов в зоне ответственности коалиционной группировки войск (сил) в регионе и разрабатывается при организации боевого дежурства авиации и войск ПВО в регионе.
3. План развития и совершенствования инфраструктуры системы ПВО и базирования авиации коалиционной группировки войск (сил) в регионе, разрабатывается с целью приведения в соответствие системы объектов военной инфраструктуры замыслу и плану оперативного применения авиации и войск ПВО.
4. План совершенствования боевой и мобилизационной готовности авиации и войск (сил) ПВО коалиционной группировки в регионе должен отражать основные мероприятии по уточнению боевых документов и документов плана перевода войск с мирного на военное время.
5. Основным планирующим документом на военное время может быть План воздушной операции (боевых действий) коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО в регионе. Это комплексный документ, включающий в себя оперативную часть плана и ряд планирующих документов.
6. Как показали исследования, одним из важнейших среди них, и требующий заблаговременной разработки, является План перегруппировки авиации и войск (сил) ПВО коалиционной группировки в регионе. Это обусловлено особой сложностью проведения и обеспечения перебазирования авиации и перегруппировки войск ПВО в регионе. Поскольку оперативное применение коалиционной группировки войск (сил) в регионе в начальный период войны предполагает несколько возможных вариантов применения, то естественно будут различаться варианты создания коалиционных группировок авиации и войск ПВО, их изменения и усиления на главных направлениях. На этапе разработки план перегруппировки должен быть согласован с планом стратегического развертывания ВС государств - участников СНГ.
Следующей важнейшей проблемой является организация взаимодействия в рамках коалиционной группировки авиации и войск ПВО в регионе и коалиционной группировки с национальными группировками авиации и войск ПВО.
Различие доктринальных положений и взглядов национального военного руководства на подготовку и ведение военных действий усложняет характер оперативного взаимодействия коалиционных и национальных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств-участников СНГ.
За весь период создания и функционирования ОС ПВО СНГ до сих пор не решена проблема единства основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления авиации и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников СНГ.
Данную проблему необходимо решить при проработке нормативно-правовой базы в ходе проводимых мероприятий оперативной (боевой) подготовки войск (сил) и в ходе проводимых исследований.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Эффективное решение вопросов совершенствования применения ОС ПВО СНГ невозможно без всестороннего обеспечения боевых действий коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ.
Проблема организации всестороннего обеспечения боевых действий коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО в регионе, на наш взгляд, может быть решена тремя основными путями:
первый - создание единых межгосударственных систем оперативного, тылового и технического обеспечения в регионе;
второй - каждое государство организует и обеспечивает боевые действия своих формирований авиации и войск ПВО, входящих в состав коалиционной группировки;
третий - отдельные виды обеспечения организуются и осуществляются с единых межгосударственных систем обеспечения в регионе, другие - государствами, входящими в коалицию.
Вопросы обеспечения боевых действий должны быть детально проработаны при планировании боевых действий в планах по оперативному, техническому, тыловому и морально-психологическому обеспечению. От полноты их решения во многом зависит эффективность применения коалиционной группировки.
С обеспечением боевых действий неразрывно связана проблема развития инфраструктуры группировок авиации и войск ПВО на территории государств СНГ.
Основные направления решения этой проблемы в государствах СНГ хорошо известны. Российская Федерация уделяет большое внимание этой проблеме. В частности, большие усилия предпринимаются для развития инфраструктуры российских авиабаз на территории государств - участников СНГ.
Возможности и особенности применения российских авиационных баз в составе объединенной системы ПВО СНГ совместно с национальными группировками войск (сил) ПВО в мирное и военное время определяются, прежде всего, назначением, боевым составом, вооружением и уровнем развития информационно-управляющей инфраструктуры авиабаз.
НЕСТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРО
Особо хотел бы отметить еще одну проблему. Разработка ведущими государствами мира средств воздушного нападения, действующих на высотах 40-120 км переходя из воздушного пространства в космос и обратно, а также возможное применение оперативно-тактических и тактических ракет, осуществляющих полет по баллистическим траекториям, ставит перед нами задачу создания нестратегической противоракетной, а в перспективе и воздушно-космической обороны. Такая система должна обеспечить надежное прикрытие группировок войск и сил, выполняющих задачи в системе коллективной безопасности, а также важнейших объектов в этом регионе. Вооруженными Силами Российской Федерации уже несколько десятилетий ведутся работы в этом направлении и накоплен определенный опыт создания группировок ПВО-ПРО.
Для успешного решения задач ПВО-ПРО, а в перспективе - и воздушно-космической обороны, необходимо создавать единую многоэшелонную систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, систему поражения и подавления СВКН, единую систему управления всеми войсками, силами и средствами, выполняющими эту задачу, систему их всестороннего обеспечения.
Основу этой системы должны составлять войска и силы ПВО (ВВС, ВВС и ПВО, СВО). К участию в этой системе должны привлекаться не только другие виды Вооруженных Сил, но и гражданские ведомства, способные в той или иной мере помочь в решении этих задач.
Важное место здесь должна занять и подготовка кадров, способных одинаково грамотно применять все войска и силы, решающие задачи борьбы с воздушно-космическим противником.
Необходимо внимательно проанализировать возникающие новые угрозы и вызовы нашей коллективной безопасности, своевременно и в необходимом объеме принимать адекватные меры для их нейтрализации, наполнять их конкретными действиями и необходимым материальным, в том числе финансовым, обеспечением.
ОС ПВО СНГ реально существует и действует. Дальнейшее совершенствование ОС ПВО связано с решением изложенных проблем. От этого во многом зависит обеспечение безопасности государств-участников СНГ в воздушном пространстве. Только общая работа по решению проблем совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО даст реальные и положительные результаты.