НА 'КЛИПЕРЕ' ВОКРУГ ЛУНЫ
«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №33. 2005 г.
НА "КЛИПЕРЕ" ВОКРУГ ЛУНЫ
Андрей ГАВРИЛОВ
ПОЛЕТЫ ПЛАНИРУЕТСЯ НАЧАТЬ ТОЛЬКО В 2012 Г., НО ЗАЯВКИ ОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТУРИСТОВ УЖЕ НАЧАЛИ ПОСТУПАТЬ
К сенсации салона "МАКС-2005" можно отнести демонстрацию полномасштабного макета многоразового пилотируемого космического корабля нового типа "Клипер". Когда у нас поставили крест на первом космическом корабле многоразового использования "Буран", а потом затопили и орбитальную станцию "Мир", кое-кто начал поговаривать о закате космической эры России. А еще о том, что нам-де надо вообще забыть о статусе космической державы. Да, России нелегко пришлось после стольких лет сложнейших реформ. Но тем удивительнее, что именно сегодня появилась новая амбициозная Федеральная космическая программа. В ней значится и "Клипер", который должен быть запущен в 2012 г.
"ВПК" уже писал, что Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг. (ФКП-2015) фактически одобрена правительством РФ. По ней сделаны лишь отдельные замечания, которые сейчас устраняются. Но это формальность. Важно то, что это довольно необычная программа, которая предполагает развитие космической орбитальной группировки в интересах решения социально-экономических, научных задач, фундаментальных и прикладных научно-технических проблем, обеспечения национальной безопасности страны.
Если говорить более конкретно, то одна из главных задач ФКП-2015 - восстановление нашей орбитальной группировки, которая, мягко говоря, находится не в самом лучшем состоянии. За последние 10 лет мы ее, к сожалению, плохо поддерживали и, можно сказать, толком не развивали. В результате число российских космических аппаратов на орбите сократилось примерно в два раза. Среди базовых направлений программы - связь, вещание и ретрансляция; дистанционное зондирование земли; гидрометеорологическое наблюдение и экологический мониторинг; фундаментальные космические исследования; система "КОСПАС-SARSAT"; пилотируемые полеты; космические аппараты технологического назначения. В целом за 2006-2015 гг. на Федеральную космическую программу будет выделено 305 млрд. рублей. Это бюджетные средства. Также намечаются внебюджетные поступления в размере 150 млрд. рублей.
"Может, хотелось бы и больше, но и это значительное продвижение вперед",- отметил, комментируя финансовую сторону ФКП-2015, заместитель руководителя Федерального космического агентства Николай Моисеев. Часть этих средств пойдет также на развитие и эксплуатацию российского сегмента МКС, проведение на станции научных исследований. К тому же Россия планирует со временем запустить на МКС еще три модуля: в 2008 г. - лабораторный модуль, в 2009-м - энергетический (он, видимо, будет выведен космическим кораблем "Шаттл"), в 2011 г. - еще один лабораторный модуль.
В рамках ФКП-2015 предусматривается и создание пилотируемого комплекса "Клипер" - первого российского космического корабля многоразового использования. Предполагается, что он будет запущен, скорее всего, с международным участием. "Недавно этот вопрос нами детально обсуждался с руководителями Европейского космического агентства, - сообщил корреспонденту "ВПК" заместитель руководителя Федерального космического агентства. - Пришли к выводу, что комплекс будет эксплуатироваться как в рамках российской наземной инфраструктуры, так и в рамках ЕКА. А это подразумевает запуски "Клипера" не только с Байконура, но и с космодрома в Экваториальной Гвиане". По этим причинам, уверен Николай Моисеев, у проекта "Клипер" очень хорошие перспективы. Уже сейчас к нему проявил интерес целый ряд стран.
Действительно, международные программы всегда более устойчивы и жизнеспособны. К тому же сейчас идет речь о расширении международной кооперации в освоении космоса. Поэтому все, что связано с пребыванием в нем человека, должно быть унифицировано. Даже НАСА подумывает об использовании в космосе, скажем, тех же российских скафандров.
И все же один вопрос относительно "Клипера" существует: а стоит ли изобретать велосипед, если в СССР уже был создан многоразовый корабль под названием "Буран"? Увы, нет уже в цехах ни тех людей, которые построили "Буран", ни той оснастки, ни многих предприятий-смежников, разбросанных по всему бывшему Союзу. "Безусловно, тот задел и технологии, которые были наработаны при создании "Бурана", будут использованы на "Клипере", - продолжает заместитель руководителя Федерального космического агентства. - Например, по теплозащите, другим направлениям. Но это не повторение того проекта. Там была совсем другая схема выведения. В "Клипере", например, фирмой Сухого достаточно глубоко прорабатывается вопрос как его выведения на орбиту, так и самолетной посадки или посадки в обычном варианте. К тому же по целому ряду технологий, как того требует закон, сегодня должен быть проведен конкурс".
По мнению Николая Моисеева, сейчас наиболее привлекательно предложение ракетно-космической корпорации "Энергия", которая имеет колоссальный опыт и является мировым лидером в области пилотируемых полетов. Хотя есть предложения и других организаций, которые предстоит еще внимательно рассмотреть. Возможно, что-то из их предложений будет учтено на этапе проектирования "Клипера". Но обратите внимание на снимок нового аппарата. Будущий "челнок" совсем не похож на "Буран". Конечно, облик корабля может еще меняться на различных этапах проектирования, создания эскизных образцов и т. п. Но самое главное в другом. Большинство наших конструкторов и ученых приходят к выводу: схема выведения человека и грузов в одном корабле не рациональна, менее устойчива с точки зрения надежности. Надежность тех же "Шаттлов", считают даже западные ученые, сегодня недостаточна. Одна авария на 50 полетов - слишком много. Такие недостатки имел и "Буран".
Новая российская программа предлагает создание отдельно пилотируемого корабля и отдельно - транспортного. Кстати, за счет такого разделения была обеспечена высокая надежность всех наших пилотируемых полетов. Но как только мы совмещаем выведение в космос груза и человека, сразу появляются моменты, которые требуют изучения. "Клипер" же рассматривается, в первую очередь, как средство доставки экипажа. Это пилотируемый корабль, на котором будет 6 человек. А "Буран", помимо кабины экипажа, имел еще и большой грузовой отсек.
Если ничто не помешает, то "Клипер" взлетит в 2012 г. В любом случае хочется верить, что программа будет реализована Россией в содружестве с партнерами или самостоятельно. Хотя проблемы есть. И они не в гипотетическом срыве финансирования. Дело в кадрах, которые за 15 лет разбежались с предприятий космической отрасли. Особенно сильно вымыто среднее звено - от 30 до 40 лет. Хотя, справедливости ради, скажем: сегодня в отрасль потянулась молодежь. Ведь именно тут можно очень быстро сделать карьеру, достичь в ней немалых вершин. А главное - быть востребованным как в своей стране, так и за рубежом.
Сегодня учеными и политиками уже реально обсуждается вопрос освоения Луны, богатой природными ископаемыми. Более того, вполне реально говорить даже об участии космических туристов в полетах вокруг нее, в том числе и на "Клипере". Как подчеркнул Николай Моисеев, проект не вызывает особых вопросов и технических проблем. Необходимо лишь тщательно проработать вопрос возвращения на Землю и более мягкого вхождения в атмосферу корабля с туристами. Что касается заявок от желающих, то они уже начали поступать.