НАСЫЩЕНИЕ РЫНКА

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №30.2005Г.

НАСЫЩЕНИЕ РЫНКА

Константин МАКИЕНКО

заместитель директора Центра АСТ

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ: ЗОЛОТОЙ ВЕК ПОЗАДИ?

Истребитель-перехватчик Су-30МКК

0x08 graphic

Два года, прошедшие с прошлого московского авиакосмического салона (в августе 2003 г.), стали временем достижения максимальных значений поставок на экспорт российских боевых самолетов, главным образом тяжелых истребителей семейства Су-27/30. Именно эти трансферты обеспечили рекордные объемы всего российского военного экспорта, а вслед за самолетами "потянулся" экспорт авиационных средств поражения, аэродромного оборудования, запасных частей и агрегатов. Полностью завершено выполнение очень крупных китайских контрактов, заключенных в 1999, 2001 и 2002 гг., а также проведены НИОКР и реализована поставочная часть грандиозной программы по созданию и поставкам в Индию истребителей Су-30МКИ.

КНР получила в 2003 г. 19 истребителей Су-30МКК в рамках контракта 2001 г., который предусматривал передачу в общей сложности 38 таких машин. Речь идет о поставке второго транша многоцелевых истребителей в дополнение к 38 таким же машинам, которые были переданы ранее - в 2000 и 2001 гг. Кроме того, в 2004 г. Военно-морские силы НОАК получили 24 истребителя Су-30МК2, оптимизированных для решения противокорабельных задач. Наконец, по состоянию на первый квартал 2004 г. была завершена передача в КНР 105 комплектов Су-27СК в рамках лицензионного контракта 1996 г., предусматривавшего сборку этих самолетов на заводе в Шэньяне.

В Индию в 2002-2004 гг. были переданы все 32 предусмотренных контрактом 1996 г. истребителя Су-30МКИ, причем в ходе поставок происходило наращивание их возможностей. Самолеты третьей партии почти соответствовали окончательному облику, оставалось лишь интегрировать систему радиоэлектронного противодействия.

Тяжелые истребители передавали также в Индонезию, которая получила по 2 Су-27 и Су-30МК на сумму 192,8 млн. долл., и во Вьетнам, ВВС которого пополнились в ноябре-декабре 2004 г. 4 Су-30МК2.

По сообщениям российских СМИ, в 2003 г. был заключен контракт на поставку в Эфиопию второй партии истребителей Су-27 в количестве 8 единиц в дополнение к первым восьми таким истребителям, которые были поставлены еще в конце 1998-начале 1999 гг. и принимали участие в эфиопо-эритрейском конфликте. Поставки производились из наличного состава ВВС РФ и не оказали влияния на положение в промышленности.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ - РЕАЛЬНЫЙ РЫНОК ДЛЯ "СУХОГО"

Сегодня, однако, приходится констатировать, что период крупных экспортных поставок истребителей Су завершен. Объясняется это прежде всего относительным насыщением рынков двух крупнейших традиционных импортеров российских истребителей семейства Су-27/30. Все поставочные контракты с Китаем и Индией завершены, действует лишь лицензионное соглашение 2000 г. с Дели. Контрактные обязательства России на поставку предусматривают только передачу 18 Су-30МКМ в Малайзию по контракту стоимостью чуть более 900 млн. долл., заключенному в августе 2003 года.

Индия полностью сосредоточивается на лицензионном производстве Су-30МКИ на своих заводах. Единственный шанс осуществить в эту страну новые поставки - замена 18 истребителей Су-30К, поставленных в 1997 и 1999 гг. Первоначально предполагалось, что все Су-30К будут впоследствии модернизированы до стандарта Су-30МКИ, но, похоже, стоимость такой модернизации окажется слишком большой (она потребует не только замены бортового оборудования, но и переделку планера и замены двигателей). Поэтому более рациональным представляется теперь найти третьего покупателя на Су-30К или выкупить эти машины самим.

Менее однозначно ситуация складывается в Китае. В начале 2004 г. в российской и международной прессе обсуждалась вероятность закупки Китаем еще одной партии морских ракетоносцев Су-30МК2 для ВМС НОАК. Но этого до сих пор не произошло. Также КНР воздерживается от перевода в твердый контракт опциона на поставку 95 комплектов Су-27СК для их сборки по лицензии. Сейчас нет ясности, считают ли китайские партнеры, что они не нуждаются в дополнительном количестве тяжелых истребителей или имеет место лишь конъюнктурная пауза. Очевидно, что не может быть и речи о продолжении поставок в эту страну истребителей, система вооружения которых построена на базе старых радаров с параболическими антеннами. Для сохранения позиций на этом самом большом (после саудовского) рынке вооружений, на который уже нацеливаются наиболее опасные для России конкуренты из Европы, следует решительно повысить технологический уровень предложений. Причем вариант Су-30МК3 с радаром "Жук-МСЭ" уже, возможно, является самой низкой планкой, и в перспективе надо думать о продвижении истребителей с радарами с ФАР.

0x01 graphic

Хорошие перспективы сохраняются для истребителей "Сухого" на индонезийском рынке. Ясно, что ВВС этой страны не ограничатся покупкой всего лишь 4 самолетов данного семейства. В конце 2004 г. Индонезия уже готова была приобрести дополнительное количество "Сухих", но из-за разрушительного рождественского цунами вынуждена была отложить проект. Тем не менее уже к середине года индонезийские ВВС стали настойчиво требовать у своего правительства ассигнования в размере до 600 млн. долл. на продолжение закупок истребителей. Считается, что контракт на 12 Су-30 может быть заключен в ближайшие месяцы, причем поставка первых шести машин возможна уже в этом году. В целом Индонезия рассчитывает развернуть 44 истребителя Су-30МК. Главный ограничитель наращивания экспорта российских вооружений в эту страну - недостаток финансовых ресурсов. Хотя "Рособоронэкспорту" удалось найти и реализовать схему закупок, при которой значительная часть оплаты производится биржевыми товарами, ясно, что темпы поставок даже при отсутствии форс-мажорных обстоятельств будут невысокими.

Вьетнам в дополнение к уже приобретенным в середине 90-х гг. 12 стандартным истребителям Су-27СК/УБК закупил в 2003 г. 4 многоцелевых Су-30МК2В на сумму 110 млн. долл. Их передача состоялась в ноябре-декабре прошлого года. Как и в случае с Индонезией, эта страна, скорее всего, продолжит импорт российской боевой авиатехники. До сих пор темп закупок составлял в среднем чуть более одного истребителя в год, и вряд ли стоит рассчитывать на более интенсивные поставки, ведь, помимо вооружений для ВВС, Вьетнам размещает большие заказы на военно-морские и противовоздушные системы.

В первой половине этого года довольно неожиданно появились признаки серьезного интереса к истребителям Су-30МК со стороны Таиланда. Ранее эта страна, имеющая тесные военно-политические связи с США, никогда не закупала российского вооружения. Однако в июне был заключен контракт на поставку в королевство четырех российских вертолетов Ми-17 в счет погашения 25 млн. долл. российского государственного долга. Это означает, что в Таиланде появились ориентированные на сотрудничество с Москвой военные и гражданские чиновники, которые, естественно, заинтересованы в продолжении и расширении закупок российской оборонной или гражданской авиационной продукции.

Таким образом, в ближайшей перспективе наиболее реальным рынком для тяжелых истребителей представляется Юго-Восточная Азия. Но понятно, что государства этого региона даже все вместе не смогут заказывать истребители в тех количествах, которые закупили в последние пять лет Китай и Индия. Это означает, что разработчиков и производителей Су-30 ожидают непростые времена. Вероятно, новый всплеск закупок, сопоставимый с первой половиной текущего десятилетия, может случиться лишь после предложения на рынок Су-27БМ или развертывания Военно-морскими силами НОАК большой авианосной программы.

РСК "МИГ": ВЫЗОВЫ И РИСКИ

Корпорация "МиГ" осуществляла относительно крупные поставки в рамках контрактов, которые были заключены с 1999 г., когда после долгого периода вакханалии в управлении компании ее маркетинговая стратегия на внешнем рынке приобрела осмысленность. Политика корпорации заключалась в этот период в распродаже по невысокой цене МиГ-29 из заводских запасов. По данным нескольких источников, в подмосковных Луховицах находилось к концу 90-х гг. от 70 до 100 машин в разной степени готовности. Полученные по экспортным контрактам ресурсы концентрировались на доводке многофункциональной версии МиГ-29СМТ с радаром "Жук-М". На конец 2003 г. реальные достижения корпорации показывали, что такой подход оказался правильным. В марте 2003 г. РСК сумела заключить первый контракт на поставку МиГ-29СМТ, заказчиком стал Йемен, который в совокупности будет иметь 20 таких машин. Другим покупателем этой версии на сегодняшний день является Эритрея. Работы по МиГ-29СМТ позволили корпорации более уверенно выступать на переговорах с Индией о поставке в эту страну корабельных МиГ-29К для комплектации авиагруппы авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Подписание этого контракта стало крупнейшим достижением компании, логическим завершением реализации "луховицкой" стратегии.

Динамика заключения контрактов показана в таблице 2.

В конце 2003 г. у наблюдателей росло ощущение, что РСК "МиГ" является самой перспективной с точки зрения возможных экспортных заказов компанией. Существовали реальные планы заключения новых контрактов на поставки дешевых версий на рынки небогатых стран Африки и Азии. В российской прессе упоминались переговоры с Танзанией, Угандой, Чадом, интерес к закупкам новой партии МиГ-29 проявлял Судан. Но главные надежды на взлет компании связывались с ожидавшимся алжирским заказом 50 МиГ-29СМТ на сумму 1,8 млрд. долл. При этом РСК собиралась выкупить несколько десятков алжирских МиГ-29 на 300 млн. К сожалению, в силу целого ряда причин произошла заминка с заключением этой революционной сделки. В апреле 2004 г. в Алжире состоялись президентские выборы, и политический пейзаж в стране изменился. Военные потеряли часть своего влияния, сложилась новая структура лоббистских групп. Контракт, который должен был превратить РСК "МиГ" в равноправного игрока мирового уровня, не подписан до сих пор. Надо заметить, что за исключением сделки на поставку корабельных МиГ-29К, условия которой были согласованы заранее, с ноября 2003 г. корпорация не заключила ни одного контракта на поставку истребителей.

0x01 graphic

К настоящему времени "МиГ" выполнил большую в количественном отношении часть заключенных контрактов, общий объем экспорта компании в период между 1999 и концом 2003 г. составил около 40 МиГ-29 базовых версий на сумму 800 млн. долларов.

Однако с точки зрения качества этих сделок корпорация лишь приближается к наиболее ответственному периоду. В конце прошлого или начале текущего года начались передачи в Йемен МиГ-29СМТ. Похоже, разработка машины близка к завершению и самолет, наконец, представляет собой операциональный боевой авиационный комплекс. Это означает, что корпорация, хотя и с опозданием, но все же готова предложить рынку многоцелевой самолет. Основной задачей для РСК теперь становится успешное проведение сложных НИОКР по корабельному истребителю. Насколько можно судить, главные технические риски связаны с необходимостью интеграции иностранного бортового оборудования, а также с созданием более мощного двигателя РД-33МК. Безупречное по графику, качественное выполнение корабельного контракта имеет огромное значение для перевода в твердый контракт опциона на 30 МиГ-29К/КУБ. Совсем недавно в западной печати появились сообщения о том, что командование индийских ВМС обратилось в Министерство обороны с просьбой разблокировать кредиты для закупки дополнительно 14 МиГ-29К для комплектования авиагруппы авианосца ADS индийской постройки (он был заложен на верфи в городе Кочин в апреле этого года).

ДИНАМИКА ЭКСПОРТА РСК "МиГ" ПО ГОДАМ:

0x01 graphic

Истребитель МиГ-29К

1999 - 80 млн. долл.,

2000 - 87 млн. долл.,

2001 - 94 млн. долл.,

2002 - 352 млн. долл.,

2003 - 187 млн. долл.,

2004 - 170 млн. долл.

Важнейшим вызовом для РСК становится, кроме того, участие в грандиозном индийском тендере на закупку и лицензионное производство 126 легких истребителей. По некоторым данным, цена вопроса составляет 9 млрд. долл. Первоначально индийские ВВС предполагали осуществить прямую закупку французских Mirage 2000-5. Однако позже условия были сформулированы таким образом, что стало возможным привлечь к участию в конкурсе более тяжелых истребителей 20-тонного класса. Теперь в соревнование включились все имеющиеся на рынке истребители - от сверхлегкого Gripen до близкого к тяжелым F-18 E/F Super Hornet. Очевидно, что борьба за такой контракт обещает быть очень тяжелой, и в ней должны участвовать не только сама РСК и "Рособоронэкспорт", но и вся российская государственная машина.

Но в любом случае экспорт истребителей в ближайшие годы будет значительно ниже значений периода 2001-2004 гг., когда за рубеж отправлялось более полусотни боевых самолетов ежегодно. Единственная возможность нивелировать этот спад, который продлится, как минимум до того, пока промышленность не будет в состоянии предложить на рынок машины, близкие по возможностям своего оборудования к истребителям пятого поколения, заключается в закупках по линии Министерства обороны России.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации