РОССИЙСКИЕ ВВС В XXI ВЕКЕ
«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №30.2005Г.
РОССИЙСКИЕ ВВС В XXI ВЕКЕ
Владимир МИХАЙЛОВ
главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал армии
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Геополитическая роль России обусловливает наличие у нее Военно-воздушных сил, способных выполнить задачу сдерживания и при необходимости нейтрализовать любую воздушно-космическую угрозу. Выполнение данной геополитической функции требует соответствующего уровня технической оснащенности авиации ее ВВС. Как известно, территория России составляет одну шестую часть земной суши. Исходя из этого геополитического фактора, наши ВВС должны обеспечивать возможность решения возлагаемых на них задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон условий применения авиации предопределил необходимость создания уникальной системы вооружения ВВС, которой располагают в настоящее время только две страны мира - Россия и США.
Основной вклад в решение задачи глобального сдерживания вносит дальняя авиация, на вооружении которой находятся ударные авиационные комплексы - стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160 и дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.
Стратегический ракетоносец Ту-95МС - это синтез высокоэкономичного дозвукового самолета межконтинентальной дальности полета, ядерной крылатой ракеты с большой дальностью полета и интеллектуальной системы навигационного и информационного обеспечения ее полета. В перспективе наращивание боевых возможностей Ту-95МС будет происходить за счет модернизации каждой из названных составляющих по линии повышения технического совершенства и "интеллектуализации" информационных процессов их боевого применения.
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 - дальнейшее развитие военно-технической концепции комплекса Ту-95МС. Его уникальность определяется возможностью использования, кроме дозвуковых, еще и сверхзвуковых и маловысотных режимов полета для повышения гибкости, адаптивности и боевой устойчивости в широком диапазоне условий решения ударных задач в ходе ядерной войны.
Перспективы его дальнейшей модернизации в основном связаны с развитием боевых свойств, необходимых для решения ударных задач с применением обычного (неядерного) вооружения, в том числе высокоточного, путем модернизации систем БРЭО и расширения номенклатуры штатного вооружения.
Дальний бомбардировщик Ту-22М3 не имеет аналогов в мире. Разработан в рамках реализации концепции сдерживания угрозы возникновения войн и конфликтов в региональном масштабе. Высокий уровень ЛТХ позволяет реализовать разнообразные способы и тактические приемы при действиях по наземным и надводным целям в широком диапазоне режимов полета. Перспективы его дальнейшей модернизации связаны с реализацией программы по обновлению состава бортовых систем и доукомплектованием высокоточным вооружением на базе управляемых бомбардировочных и ракетных средств поражения класса "воздух-поверхность".
Основной компонент ВВС, обеспечивающий региональное сдерживание, - фронтовая авиация с ее уникальными боевыми самолетами: истребителями МиГ-31, Су-27, МиГ-29 и ударными самолетами Су-34, Су-24М, Су-25, каждый из которых обладает свойствами, выгодно отличающими его от зарубежных аналогов. Так, истребитель-перехватчик МиГ-31, на котором реализован целый ряд уникальных технологий, до настоящего времени является основным самолетом истребительной авиации ПВО. Реализовав в полном объеме ЛТХ своего предшественника МиГ-25, дальний истребитель-перехватчик МиГ-31 обладает существенно расширенным диапазоном высот и скоростей полета. Однако основным шагом вперед является его повышенная дальность действий и расширенные возможности БРЛС, позволяющие создавать собственное радиолокационное поле при действиях в условиях отсутствия информационной поддержки наземных и воздушных пунктов управления.
Основные достоинства МиГ-31 - повышенная дальность обнаружения воздушных целей, в том числе и СКР, совершающих полет на предельно малых высотах, и поражения их с использованием УР большой дальности, а также возможность групповых действий с одновременным сопровождением и обстрелом группы воздушных целей.
Расширенный диапазон высот и скоростей полета является основой для дальнейшего наращивания его боевых возможностей, прежде всего в направлении обеспечения его многофункциональности. Уникальные летные свойства самолета и его БРЛС могут быть с успехом использованы для обеспечения эффективного поражения радиоизлучающих и радиоконтрастных наземных (надводных) целей.
ВВС России обладают уникальным двухсамолетным парком фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29. Решение о таком типаже парка принималось из условия минимизации затрат на выполнение задач истребительной авиации и вполне оправдало себя в российских условиях. С возрастанием роли экспортных поставок наличие в РФ двух истребителей разного класса позволило существенно расширить географию их продаж за рубеж.
Оригинальная конструктивно-аэродинамическая схема этих истребителей, тяговые характеристики их силовой установки позволили достичь маневренности в ближнем воздушном бою, которой не располагают их аналоги. Об этом свидетельствуют отзывы не только российских, но и иностранных летчиков. Бортовое оборудование и вооружение позволяют им решать боевые задачи днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Безусловно, удачная и с точки зрения аэродинамических характеристик не имеющая аналогов в мире конструктивно-аэродинамическая схема самолетов Су-27 и МиГ-29 обеспечила возможность их модернизации в направлении реализации такого свойства, как сверхманевренность. Демонстрация данного свойства российскими самолетами является украшением всех авиасалонов, проводившихся в последние годы. Следует отметить, что элементы сверхманевренности успешно осваиваются наиболее подготовленными строевыми летчиками ВВС. В дальнейшем при соответствующем уровне "интеллектуализации" борта их выполнение станет таким же обыденным как взлет-посадка.
Создание истребителей Су-27 и МиГ-29 можно рассматривать как высочайшее достижение российского авиастроения. Заложенные в них технические решения обеспечили самолетам уникальный модернизационный потенциал, позволивший повысить их ресурсные характеристики. Так, на МиГ-29 срок службы доведен до 40 лет, а ресурс - до 6000 тыс. часов. Сочетание высоких ЛТХ, не уступающих аналогичным характеристикам истребителей нового поколения, и возможность существенного (почти в 2 раза) повышения ресурсных характеристик делают модернизацию сравнимой по критерию эффективность-стоимость с разработкой новых самолетов. Основными направлениями модернизации Су-27 и МиГ-29 являются обеспечение многофункциональности и повышение эксплуатационных характеристик.
Основу ударной мощи ФА составляет многофункциональный ударный авиационный комплекс Су-34, который явится достойной сменой всепогодного круглосуточного фронтового бомбардировщика Су-24М. Его создание позволяет существенно расширить область досягаемости при действиях по наземным объектам. Его исключительной особенностью является возможность применения широкой номенклатуры вооружения, включая высокоточное. Способность применения практически всей номенклатуры УР класса "воздух-воздух" свидетельствует о его многофункциональности. Это свойство делает применение Су-34 менее зависимым от возможности привлечения истребителей для обеспечения их действий.
Не исчерпал свой боевой потенциал и штурмовик Су-25, известный по боевым действиям в Афганистане как "Грач". Новая модификация этого самолета - Су-39 - будет обладать способностью высокоточного многоканального применения управляемого оружия. Включение в состав его БРЭО РЛС и размещение УР класса "воздух-воздух" еще больше повысит его выживаемость в боевых условиях.
Боевые свойства самолетов ФА будут реализованы в полной мере только при соответствующей подготовке летного состава. Для этого в России разработаны два УТС - Як-130 и МиГ-АТ, - которые проходят в настоящее время испытания. Каждый из этих самолетов по-своему хорош, поскольку при их создании разработчики реализовали две существенно отличающиеся концепции. Як-130 разрабатывался по концепции максимальной приближенности к боевому самолету, а МиГ-АТ - из условия обеспечения минимума затрат - на подготовку летчика.
При создании Як-130 и МиГ-АТ реализованы перспективные информационные технологии, что позволяет обучать использованию всех режимов боевых самолетов, применению всех имеющихся на них средств поражения без выполнения их реальных пусков, используя методы имитации.
Одной из основных составных частей ВВС является военно-транспортная авиация, предназначенная для обеспечения мобильности Вооруженных Сил РФ и десантирования воздушных десантов, решения транспортно-десантных и специальных задач, обеспечения повседневной жизнедеятельности объединений ВС.
Для решения задач по предназначению самолетный парк ВТА имеет в своем составе тяжелые дальние военно-транспортные самолеты Ан-124, Ан-22, тяжелые - Ил-76, средние - Ан-12, легкие - Ан-26. По своим летно-техническим характеристикам они находятся на уровне мировых достижений, а Ан-124 "Руслан" на сегодняшний день является самым большим военно-транспортным самолетом в мире. Уникальные размеры грузовой кабины (36,5 х 6,4 х 4,4 м) позволяют ему перевозить практически 100% боевой техники и вооружения всех видов Вооруженных Сил. На нем установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171,2 т) и дальности полета (20151 км).
В период до 2015-2020 гг. основу парка самолетов ВТА как по численности, так и по боевым возможностям (около 70%) будут составлять самолеты Ил-76. Использование турбореактивных двигателей позволило расширить диапазон скоростей полета Ил-76 до 825 км/ч, сократить сроки выполнения задач, повысить возможности преодоления ПВО противника. Многоколесное шасси обеспечивает возможность его эксплуатации, несмотря на большие размеры и вес, с грунтовых и заснеженных аэродромов, что дает возможность выполнения задач независимо от метеорологических и климатических условий, в том числе при разрушенной аэродромной сети с бетонированными покрытиями.
Вместе с тем часть самолетного парка ВТА, состоящая из самолетов Ан-12 и Ан-26, морально устарела и в ближайший период выработает назначенные сроки службы и ресурсы. Для удовлетворения потребностей ВВС по перевооружению ВТА на новую авиационную технику планируется завершить разработку и начать закупки легких самолетов - с 2007 г. и средних - с 2008 г. С этой целью разрабатывается легкий военно-транспортный самолет нового поколения Ил-112В, который, по сравнению со своим предшественником, будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла.
Для замены самолетов Ан-12 ведутся проработки перспективного среднего ВТС, интерес к разработке которого проявила Республика Индия. Концептуально новыми свойствами, определяющими требования к ЛТХ такого ВТС, являются:
- обеспечение внутрирегиональной доставки грузов, вооружения и военной техники и между ТВД;
- обеспечение транспортировки перспективных образцов вооружения и военной техники на базе боевой машины пехоты БМП-3 и боевой машины десанта БМД-3;
- снижение времени доставки грузов;
- соответствие мировому уровню по топливной экономичности;
- использование 80% аэродромной сети РФ.
Реализация этих концептуальных свойств должна достигаться при минимизации размерности и стоимости самолета, что особенно важно в современных экономических условиях.
Выполнение указанных мероприятий по совершенствованию технической оснащенности позволит поддерживать численность самолетного парка и оперативные возможности ВТА на потребном уровне для решения возлагаемых задач в современных военных конфликтах.
Основу военной вертолетной авиации составляет армейская авиация ВВС (несколько тысяч вертолетов в различных вариантах применения), в состав которой входят их боевые варианты (в том числе и вооруженные неуправляемым оружием вертолеты Ми-8). В настоящее время задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований решаются в основном вертолетами Ми-24В(П) и поступившим на вооружение в 1995 г. дневным вариантом вертолета Ка-50. Эти машины нашли широкое применение и внесли большой вклад в разгром бандформирований в Чеченской Республике и других регионах Северного Кавказа при проведении контртеррористических операций. Важную роль они играют и в составе ограниченных контингентов миротворческих сил за пределами России.
В интересах повышения боевых возможностей (прежде всего выживаемости, мобильности и применимости) проводятся ОКР по круглосуточным и всепогодным вариантам боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52, находящимся сегодня на стадии госиспытаний.
Военная вертолетная авиация в настоящее время применяется во всех видах и родах Вооруженных Сил РФ и решает при этом широкий спектр задач, в том числе по перевозке личного состава войск и материально-технических средств. Для этих целей используются средние транспортно-десантные вертолеты семейства Ми-8 (Ми-8МТ, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-3, Ми-8МТВ-5), а также тяжелые вертолеты Ми-26, не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении. На их базе созданы и разрабатываются новые вертолетные комплексы различного целевого назначения (постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолеты в интересах решения задач инженерных войск и войск РХБЗ, поисково-спасательные вертолеты и другие).
Большое значение в последнее время придается созданию вертолетов легкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг (легкий многоцелевой вертолет). На их основе планируется создать комплексы специального назначения в интересах видов и родов ВС (учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и других). Новыми разработками в этом плане являются учебно-тренировочные вертолеты АНСАТ-У и Ка-60У. Государственные испытания первого из них запланированы в 2005 г.
Вертолетная авиация сегодня используется и будет применяться в будущем не только в интересах Министерства обороны, но и других российских силовых структур (МВД, МЧС). При этом вертолетные формирования этих ведомств тесно взаимодействуют с частями и подразделениями МО РФ, тем самым обеспечивая успешное решение задач при ведении боевых действий и в чрезвычайных ситуациях. С учетом возможности двойного применения вертолетов для решения задач гражданских ведомств и поставок на экспорт их роль постоянно повышается. Это обстоятельство положительно сказывается на потенциальных возможностях совершенствования парка военных вертолетов.
Современное состояние технической оснащенности авиации позволяет Военно-воздушным силам успешно решать стоящие перед ними задачи. В перспективе на новых и модернизированных образцах самолетов будут реализованы принципиально новые свойства, позволяющие достичь более высокой эффективности и обеспечить тем самым их хороший экспортный потенциал. Естественно, развитие авиационной техники будет определяться конкретными военно-политическими и экономическими условиями, что в итоге и обусловит направления реформирования Вооруженных Сил РФ и авиастроительной промышленности страны. Однако Россия и впредь будет оставаться ведущей авиастроительной державой.
3