СОДРУЖЕСТВО ГОТОВИТСЯ К БРАКОРАЗВОДНОМУ ПРОЦЕССУ
«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №31.2005Г.
СОДРУЖЕСТВО ГОТОВИТСЯ К БРАКОРАЗВОДНОМУ ПРОЦЕССУ?
Алексей МАТВЕЕВ
СУДЬБУ СОВМЕСТНЫХ ВОЕННЫХ ПРОГРАММ РЕШИТ САММИТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ В КАЗАНИ
Нынешний август может стать главным знаковым событием в новейшей истории постсоветских республик. Через несколько дней в Казани на встрече глав государств Содружества будут приняты важные решения по реформированию органов СНГ. В частности, уже согласовано решение об упразднении Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС).
Нет секрета в том, что организуемое ШКВС военное и военно-техническое сотрудничество между республиками после распада СССР, в особенности в начале 90-х гг., было одним из показателей эффективности Содружества. Так, в 1995 г. под эгидой этого штаба была образована Объединенная система ПВО Содружества. В нее вошли сразу 10 стран бывшего СССР - Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Эта система, а значит и военный штаб СНГ доказали свою дееспособность. Последний пример тому - проходящие в эти дни в Астраханской области международные военные учения ОС ПВО СНГ "Боевое Содружество-2005".
С 26 июня 1992 г. государства СНГ, подписав Соглашение "Об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы "Пароль", действуют в единой системе радиолокационного опознавания для определения принадлежности воздушных, надводных и наземных объектов к государствам-участникам данного Соглашения. И вопросы системы "свой-чужой" тоже курировал ШКВС.
И вот теперь Штаб по координации военного сотрудничества ликвидируют. Кто же будет координировать совместную работу государств по защите воздушных рубежей Содружества, военно-техническое сотрудничество, миротворческую деятельность? Этими вопросами сегодня озабочены многие политики. Скажем, в беседах с корреспондентом "ВПК" эту проблему не раз поднимал глава Комитета Госдумы по обороне генерал-полковник Виктор Заварзин. На днях его пресс-секретарь Татьяна Романенкова заявила "ВПК" о том, что Заварзина беспокоит, что "поспешная ликвидация ШКВС отразится негативным образом на безопасности авиаперелетов в пределах СНГ".
Об этом, кстати, шел разговор и на недавнем, но, видимо, последнем, совещании представителей государств-участников СНГ по проблемам использования и совершенствования единой системы радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов. Озабочены этим и специалисты. Как отметил в интервью "ВПК" офицер ШКВС полковник Николай Салахов, в настоящее время порядка 600 самолетов гражданской авиации в России не оборудованы единой системой радиолокационного опознавания "Пароль". Почти столько же самолетов имеется и в других странах СНГ. Это может привести к авиакатастрофам. По словам Салахова, такие факты в новейшей истории уже были. "В 80-х годах на Дальнем Востоке как самолет-нарушитель был сбит южнокорейский "Боинг". В 2001 г. украинской ракетой системы С-200 был поражен над Черным морем российский самолет Ту-154. В июле 2005 г. похожее могло произойти с самолетом Вьетнама. И только в результате выдержки командования ВВС его не сбили. Таким образом, проблема функционирования системы "Пароль" есть, и она требует решения", - считает Салахов. Но как эта проблема будет решена, если орган, который отвечает за систему "свой-чужой" в масштабах СНГ, будет упразднен?
Этот вопрос также мы задали компетентному представителю Главного штаба ВВС России. "Проблема эта решается. Функции ШКВС возьмут на себя, видимо, российские военные структуры. К тому же остается аппарат Совета министров обороны стран СНГ. Он тоже сможет, надеюсь, решать вопросы координации деятельности военных органов Содружества", - заявил "ВПК" офицер Главкомата ВВС, пожелавший остаться неизвестным. А вот независимые эксперты делают куда более осторожные прогнозы. Как считает академик Академии военных наук Владимир Попов, "в последнее время вся военная и военно-техническая деятельность заинтересованных стран СНГ трансформировалась от ШКВС к структурам Организации Договора о коллективной безопасности". По его мнению, государства ОДКБ "дружно проводят совместные учения, которые ранее планировались только в масштабах всего Содружества, организуют совместные коалиционные военные группировки и штабы". "Однако это ни в коем случае не говорит о том, что в связи с этим надо упразднять ШКВС", - полагает Попов.
"Как уже было заявлено, в Казани главы государств СНГ обсудят программу сотрудничества стран Содружества в борьбе с терроризмом, концепции военного сотрудничества, согласованной пограничной политики и т.п., - продолжает собеседник "ВПК". - Вот этими вопросами и мог бы заняться военный штаб Содружества. А его упраздняют. Не получится ли так, что в погоне за повышением эффективности координирующих органов СНГ вместе с водой выплескивают и дитя?" Даст ли ответ на этот вопрос саммит СНГ в Казани - тоже не известно. Хотя то, что решение о ликвидации ШКВС готовили келейно, уже вызывает настороженность как у российских политиков, так и в странах Содружества.
«