СОМАЛИЙСКИЕ ПОВСТАНЦЫ АТАКУЮТ УКРАИНУ

«ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР» №42.2005 г.

СОМАЛИЙСКИЕ ПОВСТАНЦЫ АТАКУЮТ УКРАИНУ

Григорий НЕСТЕРЕНКО

Киев

С КИЕВА ТРЕБУЮТ ВЫКУП В РАЗМЕРЕ 700 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

18 октября в Индийском океане в 90 милях от восточного побережья Сомали пираты на быстроходных катерах атаковали сухогруз Рanag_a, шедший под либерийским флагом, и, захватив его, направили к берегам Африканского Рога к самопровозглашенной на севере страны сомалийской автономии Пунтленд. Судно Рanag_a перевозило из ЮАР в Турцию 32 тыс. тонн угля. Команда - 22 человека, все граждане Украины.

Сомалийская автономия Пунтленд представляет собой одну из беднейших территорий в мире, практически не контролируемую центральным правительством и раздираемую войной между местными кланами. Когда готовился этот материал, прошло уже более двух недель с момента захвата украинских граждан. Но, по сообщению консула Украины в Республике Кения Николая Яремчука, контакт с пиратами наладить сложно, так как "они не стоят на месте". По последней информации, все моряки живы. Известно также, что преступники потребовали выкуп в размере 700 тыс. долларов.

Понимая ограниченность своих возможностей, незадолго до захвата Рanag_a правительство Сомали призвало соседние страны направить боевые корабли в сомалийские территориальные воды для борьбы с пиратами. По данным Международной палаты судоходства (МПС), сомалийские пираты не ограничиваются грабежами, а практикуют угон судов, захват экипажей в качестве заложников и требование денежных выкупов. 12 октября в порту Мерка, расположенном в 100 км юго-западнее сомалийской столицы Могадишо, шесть вооруженных бандитов напали на теплоход с 420 т продовольствия, предназначенного для голодающих. За освобождение команды и судна злоумышленники требовали сначала 500 тыс. долларов, но потом удовлетворились рисом. По сообщениям СМИ, с начала марта этого года у побережья Сомали пираты совершили 23 попытки захвата торговых судов. Поэтому МПС не рекомендует подходить к побережью Сомали ближе, чем на 100 морских миль.

С целью защиты прав и интересов украинских граждан министр иностранных дел Борис Тарасюк поручил посольствам Украины в Великобритании, Франции и США обратиться к министерствам иностранных дел и обороны стран пребывания с просьбой оказывать содействие в поиске возможных путей решения проблемы Рanag_a. Аналогичное обращение также было передано в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Посольствам Украины в Эфиопии, Кении и Малайзии поручено принять меры для выяснения судьбы судна и экипажа. Таким образом, перед украинскими властями в очередной раз возникла задача оперативного принятия необходимых мер по обеспечению безопасности своих граждан, оказавшихся в критической ситуации за рубежом.

За истекшее время из украинских официальных лиц наиболее внятно озвучил позицию страны только глава МИД, но он мог говорить только в пределах своей компетенции, которая предполагает усилия по решению проблемы дипломатическим путем. Вызывает удивление молчание представителей других властных структур, ибо подобное событие должно получить соответствующую публичную оценку со стороны первых лиц государства, за которыми должны последовать жесткие и адекватные практические действия.

Другие органы власти, министерства и ведомства Украины данную ситуацию на уровне первых лиц не комментировали. Краткие комментарии Дмитрия Васильева, представителя пресс-службы президента, по данному вопросу не в счет, так как его ответ на вопрос СМИ был предельно лаконичен: "Президенту докладывают, но это дело находится на контроле МИД". Хотя за прошедшее время все заинтересованные государственные структуры имели возможность на словах и на деле выразить свое отношение к столь неприятной истории.

По поводу инцидента с Рanag_a Международное морское бюро (_MB) заявило, что оно имеет достаточно ограниченные средства влияния на ситуацию, которая сложилось в связи с захватом судна. Директор _MB Поттенгал Мукундан отметил, что предыдущий опыт мореплавания возле берегов Сомали показал: за заложников приходится платить выкуп. Он также отметил, что переговоры о выкупе обычно ведут собственники похищенного корабля. Хотя при этом обещал, что со своей стороны Международное морское бюро окажет поддержку собственникам сухогруза Рanag_a и другим заинтересованным сторонам в переговорах, будет координировать спасательные мероприятия, поддерживать связь с правоохранительными органами и даже постарается убедить вмешаться в события ВМС США и их союзников, которые развернуты в регионе.

Несколько позже из агентства SEAGUL, которое занималось наймом экипажа захваченного судна, поступило сообщение, что компания-владелец Panagia намерена заплатить требуемые 700 тыс. долларов в качестве выкупа. Сейчас ведутся переговоры о способе передачи денег, а также о гарантиях освобождения судна и экипажа. Но нужно понимать, что это достаточно длительный процесс. Поэтому автор предпринял попытку выяснить в украинских силовых ведомствах возможную реакцию на данную проблему. Полученная информация позволила сделать вывод, что их усилия направлены на сбор информации и консультации. Пугать пиратов "мускулами" никто не собирается.

Кстати, буквально незадолго до описываемых событий, с 9 по 13 октября, на Яворовском общевойсковом полигоне (Львовская область) проходили международные антитеррористические учения Joint Assistance-2005. Их целью была отработка механизмов взаимодействия подразделений из 20 стран по преодолению последствий террористического акта с использованием химического оружия. Оценивая результаты Joint Assistance-2005, глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороне Георгий Крючков заявил, что сам факт проведения учений на Украине - свидетельство признания высокого уровня подготовки специалистов в сфере борьбы с терроризмом, так как здесь создана одна из лучших баз борьбы с терроризмом. По его словам, маневры показали, что Служба безопасности, МВД, МЧС и Министерство обороны Украины имеют достаточно высокий уровень взаимодействия в проведении операций по борьбе с терроризмом, а также ликвидации последствий применения химического оружия. Учения продемонстрировали способность украинских спецслужб и силовых ведомств эффективно взаимодействовать с коллегами из других стран. Но удивительно, что по поводу захвата украинских граждан г-н Крючков хранит молчание, хотя название возглавляемого им комитета говорит само за себя.

Нужно также понимать, что имеет место и субъективная сторона данного вопроса. Эксперты и аналитики отмечают, что президент Украины, принимая личное участие в решении проблемы, может как выиграть, так и проиграть. В первом случае, т.е. при условии принятия главой государства соответствующего политического решения и успешной реализации силового сценария по освобождению своих граждан, выиграет не только имидж Украины, но и существенно возрастет рейтинг президента. В противном случае все его недоброжелатели по максимуму используют любые оплошности и неудачи проведенной операции. Нужно ли это Виктору Ющенко? Ответ не является однозначным, особенно накануне приближающихся выборов в республиканский парламент.

В свою очередь, силовые министры и руководители спецслужб страны также не спешат показать свои способности по разрешению кризисной ситуации, ибо они сильно рискуют взять на себя всю ответственность в случае неудачного исхода событий. При этом они фактически прикрываются президентом, ожидая от него политического решения, вместо того чтобы набраться мужества и поступить так, как подобает офицерам:

В контексте ЧП с Рanag_a возникает закономерный вопрос о возможностях Украины решить проблему освобождения своих граждан силовым путем. Беглый обзор потенциала позволяет утверждать, что, несмотря на ряд проблем, стране есть что направить в горячую точку для спасения своих граждан. Причем необязательно следовать примеру американцев, которые имеют "привычку" оперативно направлять авианосные соединения и стратегические бомбардировщики в ту точку Земного шара, где под угрозой оказываются американские интересы.

Захваченное судно, стоящее на якоре в нескольких милях от берега, для профессионалов большой проблемы не представляет, но в том случае, если подразделение спецназа уже развернуто в данном регионе. Впрочем, Украина имеет достаточный потенциал для переброски подразделений Вооруженных Сил на другие континенты по воздуху. Тяжелые транспортные самолеты Ан-225 "Мрия" и Ан-124 "Руслан" способны перевести в нужное место не только личный состав, но и вертолеты, бронетехнику и все остальное, что необходимо для проведения специальной операции. Судя по всему, произошел именно тот случай, когда нужно уметь оперативно принять на уровне страны соответствующий нормативный акт о направлении подразделений Вооруженных Сил и правоохранительных органов за границу, что, безусловно, относится к компетенции украинского парламента и президента. Говорить о нормах международного права в данной ситуации тяжело, так как захваченное судно находится в территориальных водах государства, которое сейчас можно с большой натяжкой отнести к числу стран с реально действующей легитимной властью. Скорее всего, нынешняя ситуация близка к кабульской 1992 года, когда афганское правительство уже не могло влиять на процессы, происходящие в стране, а персонал российского посольства нужно было реально спасать. К чести россиян, тогда было принято соответствующее политическое решение, а проблема была решена с помощью военно-транспортных самолетов и подразделения десантников Тульской дивизии.

Происшедшее у побережья Сомали должно заставить украинские власти задуматься о том, что в обозримом будущем стране предстоит противостоять так называемым ассиметричным угрозам своей безопасности. Речь уже не идет об угрозе прямой вооруженной агрессии. Акценты смещаются в сторону готовности противостоять террористической опасности, информационно-психологическому воздействию и другим подобным угрозам, в которых вопрос о прямом вооруженном противоборстве в привычном понимании уже не стоит. Также речь идет о репутации страны в глазах мирового сообщества. Предпринятые решительные действия в критической ситуации способны заставить говорить об Украине как о сильной стране, в которой права и свободы ее граждан не являются пустым звуком.

В любом случае из ЧП с судном Рanag_a украинскому руководству нужно сделать правильные выводы. Причем изобретать велосипед уже не нужно. Применимые к Украине "рецепты" обеспечения национальной безопасности созданы и опробованы другими странами. В подобных случаях неплохим "инструментом" для обеспечения национальной безопасности в руках руководства страны могут стать силы специальных операций. Так, например, по словам американского генерала Питера Шумейкера, бывшего командующего силами специальных операций ВС США, в среднем за неделю примерно 7 тыс. человек, несущих службу в войсках специального назначения, перебрасывались в 60-70 стран мира для выполнения задач, направленных на достижение внешнеполитических целей Соединенных Штатов.

Применительно к Украине речь о таком спецназе пока не идет. Хотя прописной истиной является то, что национальная безопасность страны складывается из реально обеспеченной безопасности отдельно взятых ее граждан. В сложившейся ситуации, когда банды сомалийских пиратов, ощутив безвластие и безнаказанность, все чаще стали практиковать захват кораблей как прибыльный бизнес, а в условиях непосредственной опасности находятся 22 украинских гражданина, наиболее активную позицию заняла только "четвертая власть" - средства массовой информации. Остальные продолжают хранить молчание. Хорошо, если это молчание связано с требованием обеспечения режима секретности при подготовке спецоперации по освобождению украинских граждан. И очень плохо, если за этим скрывается преступное бездействие и политическое бессилие...


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации