СИСТЕМА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США ГАРДРЕЙЛ КОММОН СЕНСОР
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2001, стр. 23-26
СИСТЕМА РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США «ГАРДРЕЙЛ КОММОН СЕНСОР»
Полковник А. СТРЕЛЕЦКИЙ,
профессор АВН
В текущем году исполняется ровно тридцать лет, как на вооружение американской армии поступила уникальная система радиоэлектронной разведки «Гардрейл» (Guardrail). В 1971 году первый образец системы «Гардрейл-1», состоящий из девяти самолетов RU-21H и транспортабельного наземного центра управления и обработки данных, был принят к эксплуатации в сухопутных войсках США.
Долгое время система обеспечивала только ведение радиоразведки и находилась под оперативным управлением Агентства национальной безопасности. В 1976 году, после принятия на вооружение очередной модификации системы «Гард-рейл-5», она была выведена из подчинения агентства и передана в непосредственное подчинение армейскому командованию.
Два комплекта системы «Гардрейл-5» в 80-х годах поступили на вооружение отдельных батальонов разведки и РЭБ из состава 5-го и 7-го армейских корпусов, дислоцированных в Европе. В системах использовались самолеты RU-12D, позволяющие вести разведку с больших высот, чем с RC-21H. Наземные центры имели в своем составе четыре модуля-контейнера и объединяли 23 автоматизированных рабочих места операторов. На самолетах применялась аппаратура передачи данных IDL (Interoperable Data Link). Обеспечивалось круглосуточное (в составе смены в воздухе одновременно находились три самолета) обнаружение, распознавание и перехват линий радиообмена, а также определение местоположения средств управления и связи противника.
Очередная модификация системы - «Гардрейл коммон сенсор» (Guardrail/ Common Sensor - GRCS) поступила в оперативное использование американских войск, расквартированных в Европейской зоне (ФРГ), в 1991 году. Благодаря установке дополнительной аппаратуры и организационно-техническим мероприятиям впервые стало возможным с борта самолетов вести параллельно радио- и радиотехническую разведку (Р и РТР). В первом варианте, на самолетах RC-12K, используемых в системе, были установлены аппаратура комплексов «Усовершенствованный Гардрейл-5» (радиоразведки), «Усовершенствованный Квик Лук» (радиотехнической разведки) и станция высокоточного определения местоположения радиостанций CHAALS (Communication High Accuracy Airborne Location System). Высокая точность определения местоположения объектов разведки достигалась благодаря пространственно разнесенному перехвату сигналов двумя-тремя самолетами и применению одновременно двух методов определения координат источника радиоизлучения: разностно-временного (TDOA - Time Difference Of Arrival) и разностно-доплеровского (DD - Differential Doppler). По западным публикациям того периода, точность определения координат целей (КВО) на дальностях 130 -150 км достигала 50 - 150 м. В целом с борта самолета в минуту разведывалось до двух-трех радиостанций KB диапазона и 30 РЛС. На самолете RC-12K предусматривались два варианта работы аппаратуры радио- и радиотехнической разведки: в автоматическом режиме или под управлением операторов дежурной смены наземного центра с использованием высокоскоростной системы передачи данных.
При полном развертывании системы «Гардрейл коммон сенсор» решение задач разведки, как правило, осуществляется одновременно тремя самолетами с высоты 3 000 - 7 000 м на удалении 40 - 100 км от линии соприкосновения войск. Самолеты RC-12K, используемые в системе, имеют следующие характеристики: взлетная масса 5 500 кг, максимальная скорость полета (на высоте 10 000 м) 540 км/ч, практический потолок 10 600 м, радиус действия 1 300 км, экипаж восемь человек.
Последующая модификация системы «Гардрейл коммон сенсор» на базе самолета RC-12N получила обозначение «Сис-тема-1» (рис. 1). Комплект этой модификации поступил на вооружение 224-го батальона военной разведки 18-го воздушно-десантного корпуса в 1995 году. Его особенностью стала возможность осуществления полного цикла ведения разведки патрулирующей сменой самолетов-разведчиков при нахождении наземного центра за радиогоризонтом. Это было достигнуто благодаря использованию наземной мобильной станции спутниковой связи Mini-IPF (Integrated Processing Facility, рис. 2), размещаемой на базе автомобилей повышенной проходимости «Хаммер». С самолетов разведывательные данные непрерывно передавались на мобильную станцию, а затем через ИСЗ спутниковой связи DSCS - в центр управления и обработки данных IPF (рис. 3), который мог находиться глубоко в тылу своих сил или, даже на территории США.
По мнению американского военно-политического руководства, итоги использования системы «Гардрейл» во время военных конфликтов последних десятилетий свидетельствуют о ее высокой эффективности. Самолеты системы выполняли задачи по круглосуточному наблюдению за изменениями в оперативно-тактической обстановке в тихоокеанской зоне, перемещениями сил и средств вооруженных сил КНДР. Во время войны в зоне Персидского залива одновременно задействовались два комплекта системы «Гардрейл коммон сенсор», в составе каждого из которых находилось по шесть самолетов RC-12 различных модификаций. Они практически круглосуточно обеспечивали выявление и определение местоположения источников радиоизлучений противостоящей стороны. При выполнении миротворческой миссии в Боснии система «Гардрейл» обеспечивала важной тактической информацией 1-й разведывательный батальон. На протяжении 60 суток самолетами было совершено более 110 вылетов, общая продолжительность налета составила 12 000 часов. Интенсивность задействования самолетов системы была в два раза выше, чем остальных авиационных систем радиоэлектронной разведки, принимавших участие в миротворческой миссии. В 1999 - 2000 годах несколько самолетов системы осуществляли разведывательные полеты над территориями Албании и Македонии.
Рис. 1. Самолет системы «Гардрейл коммон сенсор»
В настоящее время в сухопутных войсках готовы к использованию четыре комплекта системы «Гардрейл коммон сенсор». В соответствии с активно реализуемой в американских вооруженных силах концепцией информационной войны на поле боя они призваны обеспечить разведывательными данными силы и средства борьбы с системами боевого управления на театрах военных действий, как в военное, так и в мирное время.
В 2000 году принят к опытной эксплуатации последний вариант системы, получивший обозначение «Гардрейл коммон сенсор-2000». В нем используются девять самолетов RC-12P и три RC-12Q. На них установлена разведывательная унифицированная аппаратура последнего поколения JSAF (Joint Sigint Avionics Family), выполненная по программе создания новых технических систем воздушной Р и РТР на базе единой для всех видов вооруженных сил архитектуры их построения JASA (Joint Airborne Sigint Architecture). Основными преимуществами нового варианта системы по сравнению с находящимися на вооружении являются: возможность ведения разведки передатчиков, использующих сигналы повышенной скрытности (с псевдослучайной перестройкой частоты, малой длительности и другие); более высокая точность определения местоположения источников радиоизлучения (станция CHAALS заменена на последующую модификацию - CHAALS-X); автоматизация всех процессов добывания и обработки разведывательных данных, а также повышенная оперативность их передачи с борта самолетов на наземные центры (в том числе находящиеся на других ТВД) благодаря использованию аппаратуры спутниковой связи. Кроме того, система полностью совместима с другими автоматизированными средствами армейского корпуса и может быть интегрирована в единую разведывательно-информационную структуру министерства обороны США.
В соответствии с публикациями в иностранной военной периодике, предполагается пять возможных вариантов использования самолетов «Гардрейл коммон сенсор-2000»:
- самолет взаимодействует (осуществляет обмен данными, получает команды) только с закрепленным за ним наземным. центром;
- самолет взаимодействует с наземным центром и двумя другими находящимися в воздухе самолетами системы;
- самолет согласно заданию на полет ведет разведку автономно, а обработка полученных разведывательных данных осуществляется после его приземления;
- самолет ведет разведку автономно, разведывательные данные поступают на мобильный ретранслятор с последующей их передачей по каналам спутниковой связи на все находящиеся в зоне приема наземные центры;
- самолет ведет разведку автономно, а разведывательные данные передает непосредственно на спутник связи, с которого они ретранслируются на наземный центр.
Командование сухопутных войск с 2000 года приступило к обновлению аппаратуры Р и РТР на остальных самолетах RC-12 системы «Гардрейл коммон сенсор» в целях придания им разведывательных возможностей аналогичных последнему модернизированному варианту.
Рис. 2. Наземная мобильная станция спутниковой связи Mini-IPF системы
«Гардрейл коммон сенсор»
Однако, несмотря на проводимые мероприятия по совершенствованию системы «Гардрейл коммон сенсор», дальнейшее ее развитие американским военным командованием не предусматривается, и с 2008 года она будет выводиться из боевого состава. В соответствии с Планами командования СВ, система «Гардрейл коммон сенсор» и система армейской многофункциональной авиационной разведки ARL-M (на базе самолетов RC-7В), обеспечивающие в настоящее время решение оперативных задач при ведении боевых действий, будут заменены единой армейской авиационной системой разведки, получившей обозначение ACS (Aerial Common Sensor). Новая система должна обеспечить автоматическое обнаружение, идентификацию и опознавание целей, высокоточное определение их местоположения, слежение за ними, а также осуществлять перераспределение целей и передачу разведывательных данных командованию от бригадного звена и выше, т. е. решение, в том числе и задач тактической разведки. По мнению экспертов американских сухопутных войск, используемый в ACS летательный аппарат должен быть пилотируемым. Предполагается, что в сложных боевых условиях он может иметь возможность нести на борту беспилотные летательные аппараты, производить их запуск, осуществлять управление ими, вести с ними обмен телекодовой информацией. Не исключается возможность, что на борту ACS будет устанавливаться оборудование для дистанционного управления самим самолетом. Создаваемая машина должна обеспечить двухсторонний обмен со всеми разведывательными летательными аппаратами ВВС (самолеты Е-8 системы JSTARS, U-2R, перспективные БЛА) с целью всеобъемлющей информационной поддержки непосредственных потребителей.
Программа создания системы ACS была начата в 1997 году и предусматривала поэтапную разработку ее основных составляющих. Планировалось до 2000 года осуществить разработку и испытание прототипов наземного центра и бортовой унифицированной аппаратуры JSAF, отработку полной совместимости на аппаратном и программном уровнях систем «Гардрейл коммон сенсор» и ARL-M. До 2002 года планируется определить, на базе какого летательного аппарата (возможно беспилотного) предполагается осуществить разработку новой разведывательной системы. Для исследования этого вопроса министерством СВ были выбраны несколько фирм, с каждой из которых был заключен контракт стоимостью 4 млн долларов. После представления ими эскизных проектов будет определен основной подрядчик, который начнет программу разработки и производства ACS. По сообщениям зарубежной прессы, возможными вариантами летательных аппаратов для использования в системе являются: C-27J, CN-235, C295 и Dash8. К 2005 году предполагается установить и испытать на самолетах системы «Гардрейл коммон сенсор» серийные образцы аппаратуры Р и РТР семейства JSAF и разработать прототип ACS, ее первый образец запланировано подготовить к вводу в строй к 2007 году. Принятие системы на вооружение предполагается осуществить в 2008 - 2009 годах.
Рис. 3. Наземный центр управления и обработки данных IPF системы
«Гардрейл коммон сенсор»
Всего для замены самолетов систем «Гардрейл коммон сенсор» и ARL-M (около 60 единиц RC-12 и RC-7B) планируется произвести около 40 летательных аппаратов системы ACS. Полная стоимость программы, по предварительным оценкам американских экспертов, составит не менее 2 млрд долларов.
Активно проводимые американским военным руководством мероприятия по наращиванию возможностей «Гардрейл коммон сенсор» и созданию на ее основе новой системы свидетельствуют о стремлении обеспечить установление и полный контроль за функционированием радиоэлектронных средств, используемых противником в системах управления и связи на поле боя, добиться безусловного превосходства в информационно-интеллектуальной сфере.
Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. -1999. -№ 8. - С. 27.