СОВРЕМЕННОЕ ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ В ГЕРМАНИИ
ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2001, стр. 41-43
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ
СОВРЕМЕННОЕ ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ В ГЕРМАНИИ
Капитан 1 ранга В. ФЕДОРОВ
Возможности военного кораблестроения в Германии представляются весьма значительными, если принимать во внимание многочисленные успешные экспортные операции этой отрасли немецкой индустрии на внешнем рынке в течение последних нескольких лет. Однако, по утверждению местных специалистов, данный сектор военной промышленности не лишен серьезных недостатков. В частности, он страдает раздробленностью и не всегда оправданной практикой распределения заказов по довольно многочисленным отдельным судоверфям и предприятиям, осуществляющим поставки комплектующих и корабельных систем. В последнее время положение в отрасли начинает выправляться: для более эффективного управления производством и выполнения крупных кораблестроительных программ формируются различного рода альянсы, товарищества и консорциумы, как правило, целевого назначения. К основным военно-морским судоверфям в Германии относятся:
- «Блом унд Фосс» (B+V) в г. Гамбург, специализирующаяся на строительстве фрегатов;
- «Ховальдс дойче верфт» (HDW) в г. Киль, строящая подводные лодки и фрегаты, а также малые надводные корабли (через свой филиал в Швеции - «Кокумс»);
- «Тиссен Нордзееверке» (TNSW) в г. Эмден, также занимающаяся строительством подводных лодок и фрегатов;
- «Люрссен верфт» и «Абекинг унд Расмюссен» (обе в г. Бремен), занятые постройкой малых надводных кораблей и боевых катеров, в частности, минно-тральных кораблей проекта 332 для ВМС Турции и корветов для ВМС Сингапура. В 1998 году фирма «Люрссен верфт» построила для Турции головной ракетный катер типа «Килич» (рис. 1, остальные два строились в Турции в 1999 - 2000 годах). На рынке военного кораблестроения проявляют активность и такие более мелкие фирмы, как «Пине-верфт», «Крёгерверфт», филиал группы «Люрссен» - «Бре-мер Вулкан маринтекник» и судоверфь «Фленсбургер Шиффбо-Геселлшафт» (FSG). Последняя, например, совместно с «Крёгерверфт» строит в настоящее время для ВМС Германии танкеры-заправщики (AOR) типа «Берлин» (проекта 702) полным водоизмещением 20 240 т (рис. 2).
Рис. 1. Турецкий ракетный катер «Килич» (Р 330) немецкой постройки |
Рис. 2. Новый танкер-заправщик ВМС Германии типа AOR «Берлин» (проекта 702) |
Группа фирм - поставщиков морских систем для ВМС Германии также достаточно многочисленна. Ключевыми компаниями - производителями боевых корабельных комплексов являются «STN ATLAS электроник», поставляющая боевые информационно-управляющие системы (БИУС) и системы управления стрельбой (СУС), гидроакустические (ГАС) и минно-поисковые станции, а также ими- тационные средства, и EADS'DE (European Aeronotic Defence and Space Company) -системы боевого управления, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и радиолокационные станции (РЛС).
Производством радиосвязной аппаратуры занимаются фирмы «Роде унд Шварц» и филиал EADS - «Хагенук»; компания «Сименс» - ключевой участник рынка в области интегрированных управляющих систем, так же как «MTU Фридрихсхафен» - мировой лидер в сфере производства корабельных силовых установок и машинного оборудования, а среди многих других - такие, например, как производитель передаточных механизмов «Ренк».
Для всех этих разнородных фирм и компаний характерна ярко выраженная тенденция к объединению в консорциумы, именуемые в Германии ARGE (Arbeitsgemeinschaft), создающиеся целенаправленно по каждой крупной перспективной программе, финансируемой командованием ВМС, и являющиеся основной формой отраслевой кооперации. Так, для выполнения заказа ВМС на строительство трех фрегатов УРО проекта F-124 был образован консорциум ARGE F-124 в составе судостроительных компаний B+V, HDW и TNSW, а также фирм EADS' DE и STN ATLAS, поставляющих боевые системы.
Компания «Блом унд Фосс» возглавляет также консорциум ARGE К-130, созданный по программе нового корвета для германского флота, предусматривающей строительство первоначально пяти кораблей проекта К-130 (рис. 3). Консорциум, объединяющий фирмы B+V, TNSW и «Люрссен», а также EADS «Дойчланд» и «Тэйлс Нидерланд» (бывшая «Сигнаал»), выиграл конкурс с участием проектной группы К-130 во главе с компанией HDW, включающей кроме нее фирму «STN ATLAS электроник». Корвет будет иметь водоизмещение 1 580 т, длину корпуса 88 м, максимальную скорость хода 30 уз, дальность плавания 2 500 миль (при скорости 15 уз) и экипаж 65 человек. Его планируется вооружить противокорабельными ракетами одного из трех возможных типов: новой норвежской ПКР NSM (New Anti-Ship Missile) фирмы «Конгсберг дефенс энд аэроспейс», шведской - RBS 15 МкЗ фирмы «Сааб - Бофорс» или американской «Гарпун». В дальнейшем возможна поставка корабля этого проекта на экспорт. Интерес к корвету уже проявляют Польша, Турция, Греция и Малайзия.
Специально для выполнения экспортных заказов был в свое время образован консорциум «немецкого фрегата» (German Frigate), тоже во главе с «Блом унд Фосс» и объединяющий в качестве партнеров практически те же самые фирмы. В течение двух последних десятилетий он, проведя успешный маркетинг и заключив соответствующие сделки, завершил строительство, продолжает работы по контрактам и намерен построить в последующие несколько лет в общей сложности 58 надводных кораблей семейства МЕКО (Mehrzweck Kombination), в том числе проектов МЕКО 100, 140, 200 и 360 (в вариантах корвета, фрегата и эсминца), которые поставлялись в Аргентину, Австралию, Грецию, Малайзию, Новую Зеландию, Нигерию, Португалию, ЮАР и Турцию. Немецкий проект МЕКО А-100 (рис. 4) выбран также в качестве базового для нового польского корвета проекта 621.
Продажу на экспорт подводных лодок осуществляет консорциум «немецкой ПЛ» (German Submarine), самой последней сделкой которого была поставка ВМС Греции трех ПЛ проекта 214 (первая будет строиться на судоверфи HDW в г. Киль, две, а в опционе возможно и три других - в Греции, с помощью немецких специалистов). Лодка спроектирована компанией HDW в развитие проекта ПЛ 212А (рис. 5), строящихся для ВМС Германии (четыре, а в перспективе - восемь ПЛ) и Италии (две - четыре, на судоверфи «Финкантьери») консорциумом ARGE 212 (HD W/TNS W совместно с фирмой IKL). Проект 212А разрабатывался совместно с конструкторскими центрами ВМС Италии и Норвегии на базе самых последних достижений в области подводного кораблестроения. Принципиально новая(анаэробная) двигательная установка, обводы корпуса и специальные покрытия позволят, по мнению разработчиков, обеспечить практическую неуязвимость лодки от противолодочных средств вероятного противника. Спуск на воду первой ПЛ этого проекта - U-31 - запланирован на апрель 2002 года, а в 2004-м, по завершении ходовых испытаний, она должна войти в боевой состав германского флота. Подводные лодки предыдущих немецких проектов (205, 206, 207, 209 и их модификаций) несут службу в составе флотов целого ряда стран (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Греция, Дания, Индия, Индонезия, Норвегия, Перу, Республика Корея, Турция, Чили, Эквадор и ЮАР).
В настоящее время в Германии полным ходом идет разработка технологий будущего для строительства новых боевых кораблей. В конце 2000 года девять компаний отрасли военного кораблестроения выработали предварительную концепцию перспективного надводного корабля для национальных ВМС. Проект, получивший название FDZ 2020 (Fregatte der Zukunft - «Фрегат будущего - 2020»), был рассмотрен руководством министерства обороны страны и принят за основу развертываемой программы создания фрегата нового поколения - F-125.
Рис. 3. Новый корвет проекта К-130 |
Рис. 4. Корвет проекта МЕКО А-100 |
Эта проектно-производственная группа представлена следующими компаниями: «Системхауз» (программное обеспечение), EADS «Хагенук» (системы корабельной связи), «MTU Фридрихсхафен» (энергетические установки), «Носке-Кайзер» концерна «Тиссен - Крупп» (компоновка корпуса и обеспечивающие системы), SSDS (Ship System Design Consultancy - проектный консалтинг корабельных систем), а также «Сименс» SSP, «Рэйтеон марин», «STN ATLAS электроник» и «Тэйлс Нидер-ланд» (системы навигации, боевого управления, наблюдения, разведки и РЭБ).
Концепция FDZ 2020 представляет проект корабля, который будет иметь водоизмещение до 6 000 т с корпусом и надстройками, выполненными по технологии «стелт». Комбинированная дизель-газотурбинная электроэнергетическая установка, которая состоит из двух маршевых дизелей мощностью около 10 000 л. с. каждый, работающих на два винта регулируемого шага, и газовой турбины, обеспечивающей работу водометных движителей шведской фирмы KaMeWa, позволит развивать максимальную скорость хода более 30 уз. Высокая степень автоматизации корабельных систем позволит, по расчетам немецких экспертов, сократить численность экипажа до 100-130 человек.
Рис. 5. Подводная лодка проекта 212А/214
Корабль должен быть оснащен шестимодульной установкой вертикального пуска ракет (32 пусковые ячейки). Система подводного наблюдения и ПЛО будет включать многофункциональный комплекс, разработанный компанией «STN ATLAS электроник».
Этот далеко не полный перечень достижений индустрии военного кораблестроения Германии как на внутреннем, так и на внешнем рынке военно-морских систем, ставит ее в один ряд с наиболее развитыми и высокотехнологичными отраслями ВПК ведущих морских держав мира. Она удерживает лидирующие позиции по многим основным программам ВМС, особенно в области проектирования и строительства современных дизель-электрических подводных лодок и надводных кораблей малых и средних классов (за исключением десантных и авианесущих кораблей). Национальные же особенности менеджмента корпоративного бизнеса в отрасли, а также продвижения военно-морской продукции на внешний рынок отличаются уникальностью и остаются чисто немецкой примечательностью.