СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5-6/2001, стр. 56-59

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

Майор С. МИЦКЕВИЧ

По мнению зарубежных военных специалистов, количество самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления в иностранных ВС в ближайшие пять-шесть лет увеличится более чем на 40 проц. В настоящее время наряду с модернизацией имеющегося самолетного парка проводятся НИОКР по созданию принципиально новых систем, в качестве носителей которых используются современные гражданские или военно-транспортные самолеты. Основными направлениями совершенствования машин данного типа, помимо повышения летно-технических характеристик, снижения стоимости жизненного цикла и продления сроков службы, являются расширение круга решаемых ими задач за счет установки современного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Наиболее распространенным в мире самолетом ДРЛО и управления является Е-3 «Сент-ри» (поступил на вооружение ВВС США в 1977 году), созданный на базе модифицированного пассажирского лайнера Боинг 707-320В. Всего было разработано несколько его модификаций, в том числе:

- Е-ЗА - первые машины предназначались для ОВС НАТО, ВВС США и Саудовской Аравии (с ТРДД CFM56-2A-2). Силовая установка включает четыре ТРДД TF33-PW-100 максимальной тягой по 93,4 кН. В период с 1971 по 1979 год 25 самолетов ВВС США были переоборудованы в вариант Е-ЗВ, который имел планер, обладающий повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу ядерного взрыва, гамма и нейтронному излучению, бортовую ЭВМ СС-2 с повышенным быстродействием, помехозащищенные средства связи и улучшенные характеристики РЛС.

- Е-3 С - девять машин ВВС США, построенные в 1981 -1983 годах и оснащенные дополнительным оборудованием.

- E-3D - шесть самолетов ДРЛО и управления ВВС Великобритании (обозначение AEW.Mkl), находятся на вооружении с 1990 года. В состав силовой установки входят четыре ТРДД CFM56-2A-3 максимальной тягой по 106,8 кН. Специальное оборудование включает ряд систем британского производства, в частности систему LORAL 1070 «Еллоу Гэйт», размещенную в контейнерах на законцовках крыла. Машины оснащены штангой приемника системы дозаправки топливом в полете.

- E-3F - четыре самолета ВВС Франции (первый поступил на вооружение в 1990 году), которые отличаются от британских тем, что часть установленного на них оборудования французского производства, например система предупреждения о радиолокационном облучении «Адель».

С 1995 года в рамках программы RSIP/Block 30/35 осуществляется модернизация самолетов Е-ЗВ ВВС США и Е-ЗА ОВС НАТО, а также машин ВВС Великобритании, Франции и Саудовской Аравии. Ее целью является расширение их боевых возможностей за счет усовершенствования бортовой РЛС (повышение помехоустойчивости и двукратное увеличение дальности обнаружения малоразмерных воздушных целей), ввода в состав оборудования станции РТР AN/AYR-1, приемника КРНС NAVSTAR и использования новых- средств связи. Станция AN/AYR-1 дальностью действия до 600 км обеспечивает обнаружение и распознавание типов радиоэлектронных средств и их носителей с точностью 50- 100 м.

Фирма «Боинг» в соответствии с программой EAGLE (Extended Airborne Global Launch Evaluator) проводит работы по дооснащению самолетов Е-3 активно-пассивным оптико-электронным комплексом обнаружения оперативно-тактических и межконтинентальных баллистических ракет, что позволит использовать их в системах ПРО на ТВД. Для этого на борту Е-3 планируется разместить ИК-станции обнаружения и точного сопровождения, лазерный дальномер, высокопроизводительные вычислительные средства, аппаратуру связи и передачи данных. В целях снижения стоимости эксплуатации, повышения летно-технических характеристик и сохранения этих машин на вооружении ВВС США до 2025 года, рассматривается возможность замены штатных двигателей более мощными и экономичными JT8B-200, а также проводится ряд мероприятий по уменьшению усталостных явлений силовых конструкций планера и управляющих поверхностей. В результате этого летный ресурс будет увеличен примерно на 1 800 ч. В связи с тем что современные бортовые радиоэлектронные комплексы в целом потребляют больше электроэнергии, самолеты оснащаются новыми генераторами и аккумуляторами.

С начала 2000 года в ВС США и других стран НАТО проводятся работы по усовершенствованию бортовых вычислительных комплексов и средств отображения информации самолетов ДРЛО и управления. В ходе их планируется полностью перейти на компьютерные системы с открытой архитектурой, которые позволят осуществить быстрое наращивание вычислительных мощностей и обновить программное обеспечение. Аппаратура рабочих мест операторов, устанавливаемая в обновленных комплексах, будет функционировать в среде операционной системы (ОС), аналогичной Windows, что значительно повысит эргономические характеристики интерфейса ЭВМ и снизит нагрузку на экипаж. После проведения всех доработок программного обеспечения для системы MSI (Multi-Sensor Integration), осуществляющей сбор информации, которая поступает от всех датчиков, и передачу ее в единую вычислительную сеть, эта ОС будет поддерживать интерактивный обмен данными между экипажем и бортовым радиоэлектронным комплексом.

Усовершенствование программных модулей блока обработки сигналов позволит улучшить характеристики слежения за целями и использовать более детализированные карты. На самолете Е-3 предусматривается оборудовать дополнительно пять рабочих мест операторов, каждый из которых будет иметь улучшенный доступ к сетевым источникам информации вне борта самолета, таким, как карты, данные метеослужб и т. д, с обновлением баз данных в реальном масштабе времени. Одновременно с модернизацией рабочих мест операторов осуществляется переоборудование кабины летного экипажа с целью снижения информационной нагрузки. Все это, по оценкам зарубежных экспертов, позволит значительно сократить время подготовки летных экипажей и снизить количество учебно-тренировочных машин.

Основным направлением НИОКР по созданию перспективных самолетов ДРЛО и управления является перенос функций управления и наведения с них на наземные командные пункты, а впоследствии (к 2025 году) - на искусственные спутники Земли. Работы проводятся в рамках программы MCG (Mission Crew to Ground). На борту самолета планируется оставить только летный экипаж, техников связи и РЛС. Весь массив данных, поступающих в систему AWACS, будет передаваться на землю для совместной обработки с информацией, полученной с помощью разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Считается, что реализация данной программы позволит значительно повысить возможности по оперативному применению самолетов ДРЛО и управления, а также сократить численность летных экипажей. Параллельно проводится исследование концепции совместного применения самолетов ДРЛО и управления с разведывательными БЛА, что должно обеспечить загоризонтный обзор по обнаружению воздушных маловысотных целей.

На вооружении ВМС США, авиации ВМС и ВВС Египта, Израиля, Франции и Японии находится также самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай». С 1997 года осуществляется очередной этап модернизации БРЭО самолета Е-2С ВМС США (программа «Хокай-2000»), основной целью которого является повышение его возможностей по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению ударной авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. Основу бортового комплекса «Хокай-2000» составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ модели «940» фирмы «Рэй-теон». Масса, объем и средняя потребляемая мощность новой вычислительной машины по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно. Благодаря открытой архитектуре построения БРЭО предусматривается возможность дальнейшего расширения его состава, в том числе и путем включения разведывательных средств.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 1. Самолет ДРЛО и управления Е-767 ВВС Японии

В задачи, решаемые самолетами Е-2С «Хокай-2000», дополнительно включены обмен данными с самолетами Е-8С системы «Джистарс», AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней будет использоваться соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания на самолете Р-3 «Орион». Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы ITT (средняя излучаемая мощность каждого около 10 Вт, масса 80 г). В серийных комплектах планируется использовать АФАР меньшего размера (высота 15 см). Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации, а также дополнительным рабочим местом оператора, в результате чего дежурная смена увеличится до четырех человек, что позволит снизить нагрузку на экипаж. Впоследствии на его борту намечается установить систему видовой разведки. В качестве перспективной рассматривается инфракрасная (ИК) система поиска и слежения IRST.

В настоящее время в рамках программы ВМС CSA (Common Support Aircraft) ведутся работы по созданию перспективного палубного многоцелевого самолета, который должен иметь модульную конструкцию с унифицированными элементами. В соответствии с текущими планами CSA он предназначен для замены после 2015 года состоящих на вооружении транспортных самолетов С-2А, противолодочных S-3B «Викинг», ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», радио- и радиотехнической разведки ES-3A «Шэдоу». Считается, что в варианте ДРЛО машина будет иметь максимальную скорость полета 800 км/ч и продолжительность патрулирования до 4,5 ч на высоте 7 600 -10 500 м и на удалении до 560 км. Планер новой машины, срок службы которой при существующем темпе эксплуатации, по оценке американских экспертов, должен быть около 50 лет, предусматривается выполнить по нормальной аэродинамической схеме без применения специальных мер по снижению эффективной поверхности рассеяния.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 2. Компоновочная схема самолета ДРЛО и управления Боинг 737

с РЛС MESA

В связи с прекращением производства самолетов Боинг 707 американские фирмы ведут работы по созданию систем ДРЛО и управления для иностранных заказчиков на базе современных широкофюзеляжных лайнеров типов Боинг 767 (рис. 1) и 737. Их главными преимуществами перед Е-3 являются улучшенные тактико-технические характеристики, значительные объем и площадь отсека оперативной группы, более низкая благодаря применению современных средств отображения информации, контроля и диагностики стоимость технического обслуживания и эксплуатации. В настоящее время самолеты такого типа, получившие обозначение Е-767,состоят на вооружении ВВС Японии. К числу потенциальных заказчиков новой машины относятся также Саудовская Аравия, Республика Корея и Италия.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 3. Самолет ДРЛО и управления «Кондор» ВВС Чили

Для ВВС Австралии фирма «Боинг» создает самолет ДРЛО и управления на базе лайнера Боинг 737 (рис. 2). Особенностью комплекса является использование РЛС MESA (Multi-role Electronically Scanned Array) с тремя неподвижными ФАР, перекрытие диаграмм направленности которых обеспечивает обзор 360° по азимуту. В конструкции планера используется фюзеляж от Боинг 737-700 и доработанное и усиленное крыло от Боинг 737-800. Для увеличения дальности полета (времени патрулирования) на этом самолете установлены дополнительные топливные баки, в связи с увеличением взлетной массы - усиленные стойки шасси, а для сохранения продольной устойчивости - нижний аэродинамический гребень, в котором предполагается разместить аппаратуру бортового комплекса обороны. По расчетам американских экспертов, время патрулирования самолета (без дозаправки топливом) в воздухе на высоте 10 000 -13 000 м и удалении 500 км должно составлять 8 ч.

В отсеке оперативной группы планируется оборудовать шесть рабочих мест операторов (в перспективе возможно увеличение их количества до 14). В средней части фюзеляжа находится салон отдыха, а в хвостовой расположены стойки с блоками радиолокационной аппаратуры и 288 приемопередающих модулей РЛС, что повышает ремонтопригодность системы в полете. В состав комплекса планируется включить центральную ЭВМ (построена с применением открытой архитектуры), аналогичную устанавливаемой на британском базовом патрульном самолете MRA4 «Нимрод». Использование аппаратуры управления, сконструированной по таким принципам, позволит в случае необходимости оснащать систему ДРЛО и управления новыми устройствами, в том числе ИК- и телевизионными станциями наблюдения и разведки. По заявлению представителей фирмы-разработчика, все оборудование будет совместимо с аналогичными системами ОВС НАТО.

Поставки семи таких машин (первая должна поступить на вооружение в 2003 году) оцениваются в 1,3 млрд долларов. О своей готовности закупить эти машины заявила также Турция. По оценкам специалистов фирмы, на мировом рынке спрос составляет не менее 50 таких самолетов при стоимости каждого 150-190 млн долларов.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЛЕТОВ ДРЛО И УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 4. Самолет ДРЛО и управления SAAB 100В «Аргус» ВВС Швеции

Рис. 5. Самолет ДРЛО ЕМВ-145 ВВС Бразилии

Израильские фирмы IAI и «Элта» создали систему «Фалкон» (PHALCON - PHased-Array, L-band, CONformal), предназначенную для обнаружения воздушных и надводных целей, а также для ведения радио- и радиотехнической разведки (установлена на самолете Боинг 707). Данный комплекс закупила Чили (в боевом составе национальных ВВС находится с 1995 года, получил наименование «Кондор», рис. 3) и ЮАР. Кроме того, были запланированы поставки радиолокационного оборудования Китаю, где комплекты системы ДРЛО и управления планировалось устанавливать на самолет Ил-76. В июле 2000 года правительство Израиля под давлением США расторгло этот контракт. Американское руководство приветствовало подобный шаг, а конгресс отказался от намерений сократить военную помощь этой стране на 250 млн долларов.

Основу бортового оборудования системы «Фалкон» составляют трехантенная РЛС EL/M-2075 с зоной обзора по азимуту 280°, станции РТР EL/L-8312A и радиоразведки EL/K-7031, аппаратура опознавания «свой -чужой» EL/M-2610, а также комплект средств связи и передачи данных. Израильские фирмы в настоящее время проводят работы по модернизации системы «Фалкон» с целью повышения её возможностей по обнаружению оперативно-тактических и крылатых ракет, а также малозаметных БЛА.

В КНР завершено переоборудование транспортного самолета Y-8 (китайская модификация Ан-12) в вариант Y-8Z, предназначенный для выполнения задач ДРЛО, разведки и управления. На машине установлена РЛС «Сёр-чуотер» (как на самолетах «Нимрод»). Антенна размещена в носовом обтекателе и не имеет ограничений по азимуту. Рабочее место оператора станции находится за кабиной пилотов в герметизированной части фюзеляжа.

По результатам проводящихся с 1998 года испытаний определено, что Y-8Z способен успешно выполнять основные функции ДРЛО и управления, а также наводить корабельные ударные группы на надводные цели и осуществлять целеуказание для обеспечения применения противокорабельных ракет. В частности, с его помощью может передаваться информация и координаты целей (через вертолет ретранслятор Z-9 «Харбин») на эсминцы проекта 956 типа «Современный» для нанесения ударов противокорабельными ракетами «Москит». Дальность действия РЛС позволяет самолетам, находясь над юго-восточным побережьем Китая, вести наблюдение за Тайваньским проливом и побережьем о. Тайвань.

Для ВВС Швеции фирма SAAB на базе транспортно-пассажирского SAAB 340B создала самолет ДРЛО и управления SAAB 100B «Аргус» (рис. 4), оснащенный имульсно-доплеровской РЛС бокового обзора PS 890 «Эри-ай» с ФАР. Станция, управление режимами работы которой осуществляется с наземных пунктов, способна обнаруживать более 100 воздушных и наземных (надводных) целей.

Антенна РЛС (масса около 900 кг) состоит из 200 приемопередающих модулей и имеет две боковые диаграммы направленности (сектора по 120°) и две зоны затемнения (по 60° в хвостовой и носовой частях), просматривать которые можно при изменении курса самолета.

РЛС PS 890 «Эриай» может быть установлена на небольших самолетах различных типов. Например, в настоящее время ведется разработка самолета ДРЛО и управления на базе бразильского ЕМВ-145 (рис. 5). В качестве его потенциальных заказчиков рассматриваются также страны Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и некоторые европейские.

По решению руководства США возобновлены полеты разведывательных самолетов вдоль побережья Китая, которые были приостановлены 1 апреля 2001 года после столкновения американского самолета ЕР-ЗЕ и китайского истребителя. Самолет-разведчик RC-135 совершил первый такой полет 7 мая, взлетев с японской авиабазы Кадена, расположенной на о. Окинава. На его борту находились 27 человек. Как отмечают представители военного ведомства США, китайская сторона на этот раз не препятствовала выполнению полетного задания и не посылала на перехват самолета-разведчика свои истребители. Американская администрация рассматривает подобные полеты как элемент стратегии обеспечения национальной безопасности США, способствующий, по ее мнению, поддержанию мира и стабильности на всей планете.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации