ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ПАКИСТАНА

ЗВО_12_03

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ПАКИСТАНА

Капитан 1 ранга А. ПЕТРОВСКИЙ,

подполковник С. ПЕРОВ

Руководство Исламской Республики Пакистан (ИРП) в условиях сохраняющейся напряженности в отношениях с Индией значительное внимание уделяет развитию военно-морских сил страны и неуклонному наращиванию их боевого потенциала.

ВМС Пакистана являются самостоятельным видом вооруженных сил и предназначены для защиты морских коммуникаций в северной части Аравийского моря, охраны территориальных вод и исключительной экономической зоны (общей площадью 240 тыс. квадратных миль), борьбы с группировками надводных кораблей и подводными лодками противника, обороны главной военно-морской базы (ГВМБ) Карачи и портов страны, оказания поддержки сухопутным войскам на приморских направлениях, организации противодесантной обороны, а также для выполнения разведывательно-диверсионных задач.

Непосредственное руководство военно-морскими силами осуществляет начальник штаба (командующий), который несет ответственность за состояние боевой готовности ВМС, их совершенствование и развитие, а также за решение всех поставленных перед ними задач. Управление силами осуществляется через штаб ВМС (г. Исламабад), на который возложена координация оперативной и боевой подготовки, а также организация всех видов тылового обеспечения сил флота.

Организационная структура ВМС. Военно-морские силы Пакистана состоят из трех родов: флота, авиации ВМС и морской пехоты, а также частей береговой охраны и обороны, относящихся к агентству безопасности на море (MSA - Maritime Security Agency).

Организационная структура ВМС ИРП включает четыре командования: пакистанского флота (COMPACFLEET), учебное (Sea Training Command), тыловое (COMKAR, района ВМБ Карачи) и административное командование «Север» (COMNORTH), оперативно подчиненные начальнику штаба ВМС.

По данным справочника «Джейн'с файтинг шипс» (2002-2003), к середине 2003 года в боевом составе флота (оперативный штаб в ВМБ Карачи) насчитывалось 19 боевых кораблей, семь боевых катеров и девять вспомогательных судов. Под управлением командующего флотом находятся также командование морской авиации, отдельная бригада морской пехоты и батареи береговой артиллерии.

Корабли основных классов и боевые катера организационно сведены в эскадры (подводных лодок, эскадренных миноносцев и фрегатов, минно-тральных кораблей, патрульных сил флота, вспомогательных судов) и дивизионы. Командование морской авиации имеет в своем составе одну эскадрилью базовых патрульных самолетов и две палубных противолодочных вертолетов. Все они базируются на авиабазе Шара-е-Фейсал в районе ГВМБ Карачи. Здесь же размещается и штаб командования.

Дизель-электрические подводные лодки представлены тремя типами: «Ха-лид» («Агоста-90В»), «Хашмат» («Агоста») и «Хангор» («Дафне») французской постройки. Четыре ПЛ проекта «Дафне» построены в 1969-1970 годах. В ходе проведенной в конце 80-х годов модернизации они были вооружены противоко-рабельным ракетным комплексом «Гарпун», что в значительной мере увеличило их возможности по борьбе с надводными кораблями. Две ПЛ проекта «Агоста», переданные флоту в 1979 - 1980 годах, прошли аналогичную модернизацию. Командование ВМС Пакистана придает особую важность своевременному вводу в состав флота трех ПЛ типа «Халид» (проекта «Агоста-90В»). Две из них - «Халид» (S 137, рис. 1) и «Саад» (S 138, частично), построенные во Франции на судоверфи компании DCN (г. Шербур), были переданы флоту в сентябре 1999-го и декабре 2002 года соответственно. Третья - «Хамза» (S 139) - строится на национальной судоверфи «PN докъ-ярд» в Карачи и должна войти в строй в декабре 2004-го. По завершении строительства всей серии ПЛ этого проекта лодки типа «Хангор» («Дафне») могут быть выведены из боевого состава. В настоящее время все действующие ПЛ формируют 5-ю эскадру подводных лодок. Кроме того, три сверхмалые ПЛ типа «Миджет» (X 01-03, подводным водоизмещением 118 т) предназначены для проведения специальных операций на море и у побережья противника.

По мнению западных экспертов, боевые надводные корабли ВМС Пакистана технически и морально устарели. Значительная их часть имеет большой срок эксплуатации - более половины из них находятся в строю свыше 30 лет. Основу надводных сил составляют шесть фрегатов типа «Тарик» (бывшие британские типа «Амазон», проекта 21, рис. 2) постройки начала 70-х годов. Из них четыре находятся в строю, остальные частично разобраны для обеспечения нормальной эксплуатации действующих. Два фрегата проекта «Линдер» (рис. 3) были построены в Великобритании в начале 70-х годов. Они оснащены преимущественно артиллерийскими и противолодочными системами оружия, а ракетное вооружение представлено только устаревшими ЗРК ближнего действия «Си Кэт». Все боевые надводные корабли входят в состав 25-й эскадры эсминцев. Три эскадренных миноносца типа «Аламгир» (бывшие американские типа «Гиринг» постройки 1944-1945 годов) к настоящему времени выведены из боевого состава флота (два были затоплены как корабли-цели, третий - «Назим» - передан агентству безопасности на море и используется в качестве его флагманского корабля, причем из всего комплекса вооружения на нем оставлены только орудия главного, 127-мм калибра).

Эскадра минно-тральных сил (21 -я) включает три тральщика-искателя мин типа «Мунсиф» («Эридан», рис. 4) французкой постройки 1996 и 1998 годов.

Легкие силы флота представлены дивизионами ракетных и сторожевых катеров в составе 10-й патрульной эскадры. Ракетные катера (РКА) типа «Джалалат» (три, рис. 5) построены при содействии КНР в 1997-2001 годах, а два типа «Хуангфэнь» переданы Пакистану Китаем в 1984-м. Все они вооружены ПКР китайского производства (по четыре С-802 и HY-2 соответственно) и легкими артиллерийскими установками. Патрульные катера «Таун» и «Ларкана», построенные в 1965 и 1997 годах, имеют только легкое артиллерийское вооружение. Тактико-технические ВМС приведены в таблице.

Вспомогательные суда представлены пятью тан-керами различных классов в составе 42-й эскадры, рис. 6), океанографическим судном «Берх Паима» и тремя портовыми буксирами (в береговой охране). Планами предусматривается строительство еще одного океанографического судна и двух буксиров.

Тип корабля (проект) -количество бортовые номера), год постройки

Водоизмещение, т: стандартное

Главные размерения, м: длина х ширина х осадка

Скорость хода наибольшая (подводная), уз

Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз)/глубина погружения, м

Экипаж (в том числе офицеров), человек

полное (подводное)

Вооружение

Подводные лодки

«Халид» («Агоста 90В)» - З

(S 137-1 39) 1999-200

1570/1760

67, 6 х 6, 8 х 5,

12 (20)

8 500 (9)/320

36 (7)

ПКР «Экзосет» - 4, 533-мм ТА - 4 (16 торпед), мины

«Хашмат» («Агоста») -

(3135, 136), 1979, 1980

1490/1740

67,6 х 6,8х,

12 (20)

8 500 (9)/300

59(8)

ПКР «Гарпун» -4, 533-мм ТА -4 (16 торпед) мины

«Хангор» («Дафне») -

(S 131-134), 1969-1970

869/10

57, 8x6, 8 x4, 8

13(15, 5)

4 500 (5)/300

53(7)

ПКР «Гарпун» 550-мм ТА - 4 (12 торпед и ракет), мины

MG110 (SX758)-

(X 01-03), 199

•/118

27, 8x5, 6

•(7)

2 200/150

6 и 8 боевых

пловцов

533-мм ТА - 2 (4 торпеды), мины - 12 Mk 41

Эскадренные миноносцы

«Аламгир»

(«Гиринг») -12 (D 156), 1945

2 425

119х12, 6х 5, 8

4 500(16)

180 (15)

3 500

127-мм АУ-1 х

Фрегаты

«Тарик»

(«Амазон») - 6 (D 181-186), 1993-199

3 100/3 700

117х12,7х 59

30

4000(17)

175(13)

ПКР «Гарпун» - 1 х 4, ЗУР LY 60N - 1 х 6, 114-мм АУ - 1, 20-мм ЗАУ «Вулкан» - 1x6 20-мм ЗАУ «Эрликон» - 2-4, 324-мм ТА - 2 х 3, вертолет HAS 3 «Линкс» -

«Линдер

1971-197

2 500/2 96

113,4х13,1х5,5

28

4 000(15)

235 (15)

114-мм АУ - 1 х 2, 25-мм ЗАУ - 3 х 2, БУ - 1 х 3, вертолет SA 319В -

Ракетные катера

«Джалалат» -

(1029-1031), 1999-200

. /185

39x6,7x1,8

2

2 000(17)

31 (3)

ПКРС802-2х2 37-ммАУ-1х

«Хуангфэнь-2»

(Р1026, 1028), 198

171/205

38,6x7,6x2, 7

35

800 (30)

28

ПКР НY-2-4,25-мм АУ-2х

Минно-тральные корабли

«Мунсиф»

(«Эридан») - 3 (М 163, 164, 166), 1989, 1996, 1998

562/595

51,5x8,9x2,9

15

3 000(12)

46(5)

20-мм АУ «Гайат» - 1, 12, 7-мм пулемет -

Патрульные катера

«Таун» -

(Р 140), 1965

115/1

32, 6 x 6, 1 х 2,

2

19

40-мм АУ «Бофорс» - 2 12, 7-мм пулемёты -

«Ларкана» -

(Р 157), 199

. /180

39х6,7х17

2

2000(17)

25(3)

«Хамза» (S 139) типа «Халид» находится в стадии завершения строительства

ЭМ «Назим» передан в состав агентства безопасности на море

Эскадрилья базовых патрульных самолетов имеет на вооружении французские самолеты «Брегге Атлантик» (три, рис. 7), немецкие F-27 «Фоккер» (пять), а также американские Р-ЗС «Орион» (два). Вертолеты палубной авиации представлены машинами HAS. 3 «Линкс» (три) и «Си Кинг» Mk 45 (шесть). Кроме того, в составе агентства безопасности на море имеются два самолета «Бриттен Норман», а в ВВС - 12 истребителей AMD-BА «Мираж III», которые могут использоваться для нанесения ракетно-бомбовых ударов в интересах ВМС.

Тыловое командование ВМС со штабом в ГВМБ Карачи объединяет корабельную верфь, научно-исследовательский центр, комплекс точного машиностроения, службы автотранспорта и материально-технического обеспечения, флотские склады и арсеналы.

Органы тылового обеспечения ВМС сосредоточены в ГВМБ Карачи. Здесь находятся все склады боеприпасов, ГСМ и продовольствия, а также судостроительные предприятия, в том числе занятые ремонтом кораблей.

Корабельный состав ВМС Пакистана базируется главным образом в ГВМБ Карачи, располагающей развитой инфраструктурой и необходимой ремонтной базой. Вторым по оперативной значимости тыловым объектом на Макранском побережье страны является недавно построенная ВМБ Джина в районе Ормара. Помимо этого, для базирования и ремонтного обслуживания кораблей и катеров используются ВМБ Гвадар и пункты базирования Касим, Пасни, Ормара и Джи-вани. В условиях военного времени в интересах ВМС могут быть задействованы гражданские порты Карачи, Касим и Гвадар.

Основной задачей учебного командования является подготовка квалифицированных специалистов для ВМС. В состав командования включены расположенные близ г. Карачи учебные заведения ВМС, центры подготовки специалистов, военно-морской госпиталь, управление военной полиции и служба расквартирования флота.

Комплектование ВМС Пакистана личным составом осуществляется по добровольному принципу. Отбор кандидатов в возрасте от 16 до 20 лет производится в специальных рекрутских центрах. Первичный контракт заключается сроком на 12 лет с возможностью его последующего продления. Начальная военная подготовка проводится в учебном центре «Дилавар» в течение трех месяцев, а затем новобранцы направляются в другие специализированные школы и центры ВМС в зависимости от будущего профиля службы. Срок обучения в них составляет от шести до девяти месяцев.

Унтер-офицерский состав формируется из числа наиболее опытных матросов и старшин, имеющих выслугу на флоте не менее четырех лет, и проходит дополнительную подготовку на курсах при учебных центрах и офицерских училищах.

Офицерский командный и инженерный состав комплектуется в основном выпускниками военно-морского училища и инженерного колледжа ВМС соответственно Кандидаты на обучение отбираются офицерами боевых кораблей в соответствии с разнарядкой штаба ВМС. Ежегодно в училище и колледж принимаются 30-50 человек. По завершении 78-недельного курса обучения в училище ВМС будущие офицеры проходят шестинедельную практику на кораблях учебной эскадры и получают звание мичмана. В дальнейшем, после четырех месяцев службы на боевых кораблях флота, им присваивается звание младшего лейтенанта. Офицеры заключают первичный контракт сроком на 10 лет. Во время прохождения службы они могут повышать квалификацию на различных курсах.

Высшим военно-морским учебным заведением Пакистана является командно-штабной колледж в г. Лахор, куда зачисляются офицеры в звании не ниже капитан-лейтенанта, прослужившие на флоте не менее девяти лет. Колледж готовит командиров кораблей (частей) и штабных офицеров ВМС.

По достижении предельных возрастов офицеры и адмиралы увольняются в запас и зачисляются в резерв. Офицеры, находящиеся в резерве, в обязательном порядке периодически проходят переподготовку, продолжительность которой не должна превышать двух месяцев в год. При объявлении в стране чрезвычайного положения, проведении частичной или всеобщей мобилизации они по решению правительства могут быть призваны в регулярные вооруженные силы.

Административному командованию «Север» подчиняются административно-бытовые комплексы ВМС в Исламабаде и Лахоре, командно-штабной колледж (г. Лахор) и служба военно-морской полиции (штаб в г. Исламабад).

Резерв ВМС составляют силы и средства агентства безопасности на море, национальной корпорации морских перевозок, судоверфи и портового треста г. Карачи. Помимо этого, к решению задач в интересах ВМС могут привлекаться подконтрольные МВД таможенное и рыболовное агентства, а также агентство охраны побережья.

Агентство безопасности на море (штаб в ВМБ Карачи), подчиненное министерству обороны, осуществляет контроль над территориальными водами ИРП и охрану исключительной экономической зоны, оказывает противодействие террористическим организациям, контрабанде оружия и наркотиков, организует и проводит поисково-спасательные операции на море. В составе агентства кроме флагманского эсминца «Назим» имеются шесть артиллерийских катеров (два типа «Шанхай II» и четыре типа «Баркат»).

Оперативная и боевая подготовка ВМС Пакистана направлена на повышение боевой и мобилизационной готовности соединений и частей флота, морской авиации и береговой обороны, совершенствование способов и приемов ведения боевых действий при решении задач по защите побережья, морских коммуникаций, уничтожению в Аравийском море корабельных группировок вероятного противника, которым традиционно считается Индия. На современном этапе существенное влияние на интенсивность и качество боевой подготовки оказывает ограниченность материальных ресурсов и выделяемых из бюджета финансовых средств.

Наиболее значимым учебно-боевым мероприятием в текущем году стала серия командно-штабных военных игр и учений под общим наименованием «Океанский меч-2003», которая проводилась с целью проверки планов применения ВМС в угрожаемый период и в ходе войны с учетом наличия у противника ядерного оружия.

Повышение боевых возможностей военно-морских сил предполагается осуществлять за счет приобретения за рубежом новых кораблей основных классов и модернизации уже находящихся в боевом составе флота. Предусматривается и далее развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Францией по программе «Агоста-90В». Руководство ИРП рассматривает Китай в качестве одного из основных партнеров по ВТС. В соответствии с заключенным соглашением Пекин обязуется оказать техническое содействие в постройке на судоверфи в ГВМБ Карачи четырех фрегатов проекта 53 (F-22P). Кроме того, планируется наладить совместное с КНР производство противокорабельных ракет С-802.

Одной из приоритетных задач для ВМС остается оснащение всех кораблей новейшими образцами военно-морской техники и вооружения. К 2020 году общее количество боевых кораблей и катеров пакистанского флота должно возрасти в полтора раза. В области кораблестроения основное внимание уделено модернизации и расширению мощностей по строительству и ремонту боевых кораблей и вспомогательных судов пакистанских ВМС.

По оценкам западных аналитиков, в настоящее время военно-морские силы Пакистана в целом способны (хотя и ограниченно) выполнять возлагаемые на них задачи по защите побережья и прибрежных вод страны. Вместе с тем устаревающий корабельный состав и вооружение флота не позволяют ему проводить операции в открытом океане и в ближайшей перспективе конкурировать с ВМС основного потенциального противника - Индии. Дальнейший рост боеспособности и мощи пакистанского флота будет зависеть от решимости Исламабада направлять значительные бюджетные ассигнования на его развитие и совершенствование.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации