НЕ РЕМОНТИРОВАТЬ, А СТРОИТЬ ЗАНОВО

ВОЕННЫЙ ПАРАД 2(62) 2004 стр. 52-5

МНЕНИЯ

НЕ РЕМОНТИРОВАТЬ, А СТРОИТЬ ЗАНОВО

Единственный шанс для Российской армии

Александр Шаравин - директор Института политического и военного

анализа, доктор технических и кандидат военных наук,

профессор, действительный член Академии военных наук

Состоявшееся в Министерстве обороны 2 октября 2003 года расширенное совещание руководящего состава ВС РФ и силовых ведомств под руководством Президента РФ - Верховного главнокомандующего ВС РФ В.В.Путина подтвердило необходимость скорейшего строительства новой армии. Однако в основу этого строительства по-прежнему закладываются существующие вооруженные силы. Между тем очевидно, что именно их необходимо строить заново. И не только из-за несоответствия нынешней военной организации насущным задачам обеспечения безопасности из-за обострения противоречий между этими задачами и традиционными способами их выполнения, несогласованности оперативных планов применения разнородных войск (сил), низкого уровня управляемости. Главное, мы уже более десяти лет живем в демократической России -в новом государстве с другими, по сравнению с СССР, проблемами, укладом, возможностями, угрозами и союзниками. И следовательно, нужна другая армия. Так, собственно, всегда и шло в истории: со сменой формации государства у него появлялась новая армия.

Например потешные полки Петра I. Именно из них сформировалась новая Русская армия, которая разгромила и шведов, и турок, превратив Россию в мировую державу. Кстати, большевики использовали такой же прием: Красная армия создавалась на базе царской, из тех же самых солдат и офицеров. Можно вспомнить и зарубежный исторический опыт. Наполеон создал свою Великую армию на основе королевской. Еще пример: в настоящее время Германия, по сути, создает новый бундесвер. А в 30-е годы практически с нуля там был создан вермахт, с военной точки зрения, по многим параметрам - лучшая армия в мире того времени.

У нас же пока ни система управления армией и другими силовыми структурами, ни отношения между людьми в армии и на флоте так и не изменились со времен СССР. По сути мы имеем дело с остатками Советской армии. Она создавалась для защиты интересов тоталитарного государства. Очевидно, что армия нового Российского государства должна строиться на иной идеологии. Но даже в нынешних неблагоприятных «идеологических условиях» наши солдаты и офицеры сохранили высокий моральный дух, что неоднократно продемонстрировали во время антитеррористической операции в Чечне. Поддержание и укрепление такого духа -одновременно и цель, и важнейший метод военной реформы.

Реформирование вооруженных сил должно проводиться и координироваться в рамках общего замысла совершенствования военной организации страны, на основе комплексной и экономически сбалансированной государственной программы. В выработке ее основных положений должны участвовать министерства, службы и ведомства, которые составят основу новой военной организации Российской Федерации.

Есть несколько вариантов реформирования, которые не требуют значительных затрат, и приступить к их реализации можно уже сегодня. Однако рассчитывать на быстрое проведение реформы и отдачу от нее нельзя. Шаги должны быть небольшими, последовательными и взвешенными.

На мой взгляд, в силу исторических, этнополитических, социально-экономических и пространственно-географических факторов и условий Российской Федерации основу военной реформы должны составлять два параллельных, но разноскоростных процесса, проводимых в несколько этапов.

Первый связан с последовательным созданием воинских формирований новой организационно-штатной структуры, оснащенных по последнему слову техники: сначала формируются органы управления новых частей и соединений, затем сами подразделения, части и на последнем этапе - их соединения. В целом такую задачу могла бы выполнить оперативная группа при Президенте РФ, состоящая из высокоэрудированных, интеллигентных, профессионально подготовленных в военном отношении генералов и старших офицеров. Она должна напрямую подчиняться Верховному главнокомандующему, в противном случае вся идея будет загублена.

Второй касается существующих сегодня ВС, и главное здесь - поддержание их боеспособности. Офицерскому корпусу необходимо дать возможность выслужить установленные законодательством сроки. Лучших офицеров следует использовать для комплектования вновь создаваемых воинских формирований в соответствии с рекомендациями специально созданной по указу Президента РФ комиссии. В ее состав могли бы войти представители администрации президента, Главного управления кадров МО РФ. Комиссия должна будет отобрать достойных и способных офицеров, которые, в свою очередь, будут учить и воспитывать новое поколение офицерского корпуса. Недопустимо пугать действующих командиров снижением воинских категорий, лишением льгот. С большой осторожностью надо подходить к массовым сокращениям. Они не укрепляют вооруженные силы и особой экономии не дают, но могут серьезно подорвать боеспособность армии.

Существующие ныне вооруженные силы должны по мере создания новых воинских формирований и вывода прежних из боевого состава превратиться в новую организацию - Российскую армию. Процесс «реформирования по частям» может занять от 5 до 15 лет, в зависимости от численности новых ВС.

Для новых воинских формирований нужно выработать сбалансированную организационно-штатную структуру. При этом необходимо иметь в виду, что роль высокоточного оружия и количество сложного вооружения и техники будет возрастать. Если сократить части и подразделения обеспечения, как это ..сейчас нередко предлагается, то решаемые ими задачи просто будут переложены на плечи военнослужащих из боевых частей, которые вынуждены будут заниматься хозработами вместо боевой подготовки. Что касается частей оперативного (боевого) обеспечения, например радиоэлектронной борьбы, топогеодезических или войск связи, то их нужно не сокращать, а технически перевооружать, интенсивно обучать новым способам ведения военных действий.

Представление о переходе армии на контрактную основу как о ключе к решению всех проблем - это один из мифов, который был сформирован в последние годы. Самое главное, что волнует мать, отправляющую сына в армию, - чтобы он не был там искалечен, был одет, обут и накормлен, чтобы никто над ним не издевался, не ущемлял его достоинства и чтобы он был полноправным гражданином своей страны. Разве переход на контрактную основу решает эту проблему? Нужно переходить на другие отношения внутри армии, а как она будет формироваться - на контрактной ли основе или на основе всеобщего призыва - это подскажет время.

Чтобы сделать военную службу привлекательной и уважаемой, необходимо решить ряд социальных проблем. Военнослужащие не должны знать, что такое задержка денежного содержания, нехватка квартир или отсутствие материальных средств для организации и проведения оперативной (боевой) подготовки войск. Если им хотя бы раз вовремя не выдадут денежное довольствие, можно считать, что реформа захлебнулась.

Очень важный вопрос - порядок выдвижения офицеров на должность. Петр I ввел систему «баллотировки». Заключалась она в том, что решением офицерского собрания части объявлялся конкурс, в котором участвовали 2-3 кандидата. Победитель определялся тайным голосованием. Российский император считал, что только с помощью такой системы можно остановить карьериста и по достоинству оценить профессионала. При этом предполагалось, что командир полка имеет право отменить решение офицеров, лишь мотивированно доказав, почему он хочет назначить на должность другого человека, а не того, кого избрали. Однако такого не было ни разу, ни один полковой командир не воспользовался своим правом. Дело в том, что если бы его назначенец плохо себя проявил в боевой обстановке или в повседневной деятельности, то он должен был уходить в отставку вместе с ним. Никто не хотел принимать на себя такую ответственность. Благодаря баллотировке у нас были адмирал Ушаков и генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов, Багратион и много других выдающихся генералов и офицеров.

Подобная система есть и в других армиях. Известно, как трудно занять генеральскую должность в вооруженных силах США, какое количество испытаний и тестов должен пройти кандидат. В конкурсах участвуют сотни людей на одно место. У нас же система осталась прежней, что требует радикального изменения.

Кадровый вопрос касается не только офицерского состава, но и младших командиров. У нас в вооруженных силах сегодня очень слабое сержантское звено, его подготовкой и воспитанием практически не занимаются. Поэтому офицеры выполняют функции сержантов, генералы работают за офицеров и т.д. В результате мы имеем то, что имеем. Дедовщина возникает только там, где нет нормального сержанта. Поэтому очень важно прежде всего продумать и затем создать новую школу подготовки и воспитания сержантов. Их надо тщательно отбирать из тех солдат, которые уже отслужили срочную службу. На основе отбора должны формироваться специальные подразделения, где в течение полугода будут готовить этих младших офицеров. Здесь в очередной раз в пример можно поставить ВС США, где роль сержантов чрезвычайно велика. Существует даже должность главный сержант ВС, который регулярно встречается с президентом страны. Размеры денежных окладов сержантов высшего ранга с большим сроком службы могут превышать оклады старших офицеров. Младший командный состав полностью освобождает офицеров от проблем повседневной жизни рядового состава и позволяет сосредоточиться на подготовке к боевым действиям и управлении войсками в бою. Можно сказать, что высочайший уровень боевой подготовки и слаженности подразделений, продемонстрированный ВС США в Ираке, в первую очередь - заслуга американских сержантов.

Мы до сих пор не можем решиться назначить гражданского министра обороны. Во всем мире министр обороны - это тот человек, который представляет общество в вооруженных силах, а с другой стороны - лоббирует интересы этой силовой структуры в парламенте, правительстве, в гражданских ведомствах, несет политическую ответственность за нее. Разумеется, Сергея Иванова формально можно считать человеком гражданским (в том смысле, что он не является выходцем из ВС), но фактически он возглавил старое, чисто военное министерство. Поэтому никакого гражданского министра у нас по-прежнему нет, любое гражданское лицо, даже на очень высокой должности, попавшее внутрь прежней системы, заведомо вынуждено играть по ее правилам. В начале 90-х так случилось с Андреем Кокошиным, сегодня его судьбу повторяет Сергей Иванов.

Успех военной реформы напрямую связан с отношением общества к армии и людям в погонах, которые не должны ничего ни у кого просить. Они служат своей Родине, своему народу, и государство за это обязано предоставить им все необходимое.

Еще одна сторона проблемы - система управления войсками и оружием, техническое оснащение и всестороннее обеспечение вооруженных сил. Они нуждаются в серьезном изменении, совершенствовании и обновлении. Необходимо по-новому готовить органы военного управления, переоснащать пункты управления, совершенствовать средства связи, перенося акцент на автоматизацию функций и повышение мобильности всей системы управления. Ради оперативности в принятии решений, точности и эффективности выполнения боевых задач в назначенные сроки, тесного взаимодействия при защите жизненно важных интересов России боевые части и подразделения должны иметь средства автоматизации и мобильной связи.

С техническим оснащением связано кардинальное изменение облика Российской армии XXI века. Сегодня мы серьезно отстаем в этом отношении от западных армий, причем отставание нарастает. По боевому потенциалу, в частности по огневой мощи, маневренности, управляемости и другим показателям, российские воинские формирования почти в три раза уступают американской армии. Доля современного вооружения и военной техники в ВС России составляет в среднем не более 20-30%, оставшаяся часть - это морально устаревшее или выработавшее свой гарантийный срок вооружение. Крайне низки, по сравнению с необходимыми нормами, запасы продовольствия, горюче-смазочных материалов, боеприпасов и других материальных ресурсов. На флоте спасательные средства либо отсутствуют, либо их эффективность явно недостаточна. Печально сознавать тот факт, что мы входим в третье тысячелетие с армией середины XX века. Надо искать новые нестандартные технические решения, шире использовать потенциал и возможности научно-исследовательских учреждений Министерства обороны РФ.

Без сомнения, жизненно важными для армии остаются вопросы финансирования. Прежние приоритеты в военном бюджете не выдерживают критики, особенно это касается расходов на всестороннее обеспечение боевых соединений и частей. В последние годы практически все деньги, которые отпускались вооруженным силам, тратились на их содержание. При этом денежное довольствие офицерам все равно выплачивалось с опозданием и не в полном объеме, что совершенно недопустимо. Военный бюджет должен быть на уровне 3,5% от ВВП страны, прозрачным и находиться под контролем гражданского общества, гражданского министра обороны, Государственной думы.

Одна из важнейших задач - построить цивилизованные отношения между людьми в погонах и гражданским обществом. Процесс этот идет болезненно, но есть и положительные изменения. Мы видим, что армия становится более открытой, а общество -более осведомленным о том, что в ней происходит. Это совершенно нормально. Всякий открытый диалог, в том числе в Государственной думе, в средствах массовой информации, способствует взаимопониманию, необходимому для успешного реформирования наших вооруженных сил.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации