О ПРОБЛЕМАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИРАКА

ЗВО_06_03

О ПРОБЛЕМАХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИРАКА

Подполковник А. Селуянов

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ отмечают, что процесс восстановления Ирака будет иметь свои отличительные особенности. Одна из них наличие в стране богатых природных ресурсов, в частности нефти, которую можно использовать для улучшения благосостояния народа. Не возникнет проблема и с инвестициями, необходимыми для восстановления ее добычи. В то же время будет необычайно трудно обеспечить политическую стабильность, так как любое новое правительство Ирака должно быть легитимным не только в юридическом, но и в том смысле, что оно должно пользоваться поддержкой большинства граждан страны или по меньшей мере они должны признавать его. Для Ирака необходимо, чтобы любой новый режим был прочным, а для потенциальных иностранных инвесторов - чтобы контракты соблюдались. С подобными проблемами в послевоенный период сталкиваются все новые правительства, однако в данном случае положение особенно сложное по следующим причинам.

Прежде всего, на начальном этапе новое правительство будет поставлено у власти иностранной державой, то есть США, сильно отличающейся в культурном отношении от Ирака и всех стран Ближнего Востока. Во всем регионе нет той модели, которую можно было применить в отношении этого государства, а западные образцы правления будут, скорее всего, восприниматься как чужеродные. Поэтому тем, кто будет заниматься государственным строительством, придется решать этот вопрос одновременно с экономическим восстановлением страны.

Кроме того, необходима некоторая преемственность деятельности с предыдущим правительством, поскольку, чтобы управлять любым обществом, нужны люди, занимавшиеся этим раньше. Однако многие из сотрудников прежнего правительства скомпрометированы сотрудничеством с дискредитировавшим себя режимом. Чем больше бывших государственных служащих будет вновь приглашено на работу, тем сильнее будет недоверие к новому правительству.

И наконец, нестабильность в данном регионе мира серьезно затруднит создание жизнеспособного и организованного государства.

Вместе с тем западные эксперты отмечают, что успехи в политической сфере будут в той или иной мере зависеть от результатов деятельности по восстановлению Ирака. Эта работа будет вестись по следующим направлениям:

- Во-первых, необходимо обеспечить безопасность проживания в стране путем возобновления работы полиции, а также основных служб, отвечающих за водо- и энергоснабжение, функционирование школ, больниц, общественного транспорта и в данном случае поставки продовольствия. Это также делается, хотя, возможно, слишком медленными темпами.

- Во-вторых, нужно восстановить основной государственный аппарат. Должно быть правительство, получающее доходы в той или иной форме, способное платить подрядчикам, которые будут выполнять соответствующие работы. Чтобы добиться доверия среднего класса, необходимо обеспечить справедливое возмещение убытков, понесенных им в результате войны, и это правительство должно начать сбор сведений, необходимых для компенсации нанесенного войной ущерба.

- В-третьих, нужна надежная и конвертируемая новая валюта. Существует немалый опыт введения таковой и установления надлежащего обменного курса. В этом плане новое правительство Ирака должно будет использовать уже существующую финансовую инфраструктуру.

- В-четвертых, необходимо создать новую судебную систему, гарантирующую соблюдение прав собственности и личности по отношению к государству, не насаждая при этом западные правовые идеи, что может привести к негативным последствиям.

- В-пятых, на основе изменения правовой структуры надо разработать систему возвращения обществу коммерческих предприятий, находившихся под контролем государства. Можно назвать это приватизацией, однако на самом деле речь идет о возвращении активов, похищенных предыдущим режимом.

- В-шестых, нужно добиться либо списания, либо отсрочки выплаты внешнего долга Ирака. Существуют убедительные нравственные основания для полного списания всех долгов предыдущего режима. Было бы вполне приемлемо, если бы два крупнейших кредитора Ирака - Россия и Франция - согласились на списание долгов, рассматривая это как свой вклад в нормализацию положения в этой стране. Реально подобный односторонний жест представляется маловероятным. Вот почему придется заключить некое многостороннее соглашение.

- В-седьмых, должна быть определена какая-то цель, к которой могли бы стремиться иракцы, ради которой они были бы готовы переносить неизбежные трудности переходного периода. При этом одной перспективы обеспечения стабильности и процветания было бы недостаточно. В случае восточноевропейских стран, переходивших от коммунистической системы к капиталистической, это была перспектива возвращения в европейское сообщество.

- В-восьмых, ни одна из предложенных выше мер не должна быть чрезмерно директивной. Опыт экономического прогресса во всем мире показывает, что оптимальный эффект дает политика, учитывающая потребности и стремления народов, проживающих на этой территории. Не существует единой экономической модели для разных индустриальных стран - важно, чтобы такая модель была эффективной.

И наконец, иностранцы должны уйти из Ирака, как только это станет возможным, так как в конечном счете эта страна станет богатой и процветающей только благодаря своему внутреннему потенциалу.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации