Военная безопасность государства и характер будущих войн
«Наука и военная безопасность», №1, 2003 г., с. 3-8
Военная безопасность государства и характер будущих войн
Генерал-полковник Л.С. МАЛЬЦЕВ,
министр обороны Республики Беларусь,
кандидат социологических наук,
профессор Академии военных наук Российской Федерации
Состояние военной безопасности любого государства в каждом периоде его мирного развития не остается постоянным. Оно изменяется под воздействием многих факторов: политических, экономических, военных и ряда других. В наиболее общей постановке военная безопасность государства определяется его благоприятным военно-политическим положением и достаточным уровнем обороноспособности.
Вопросам обеспечения военной безопасности в последние годы уделяется значительное внимание законодательными и исполнительными органами различных стран, научной общественностью при исследовании проблем международных отношений, геополитики, экономики, экологии, военного. дела. Свидетельством этому служит принятие в Республике Беларусь основополагающих законодательных (базовых) актов по вопросам безопасности государства, появление значительного числа публикаций, посвященных различным аспектам этой темы.
При сравнительно небольшом количестве работ по проблемам военной безопасности государства до сих пор наблюдается несколько подходов к ее толкованию.
Один подход характерен тем, что военная безопасность государства связывается, прежде всего, с отсутствием серьезных предпосылок для возникновения военных конфликтов, разрешения возникших противоречий без применения силы, путем политико-дипломатических переговоров и других невоенных мер. Предполагается достижение такого уровня отношений между государствами, который гарантирует исключение агрессии, обеспечит народам устойчивое их развитие на основе предупреждения и предотвращения попыток разрешить политические и иные виды противоречий силовыми методами.
Во втором подходе военная безопасность рассматривается как состояние защищенности государства от военного нападения, агрессии. Основной упор при этом подходе делается на боевую и военную мощь, гарантирующую от нападения. Главное внимание уделяется силовым методам, делается ставка на поддержание военного потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз.
Кроме того, в современных условиях является очевидным, что военная безопасность государства в значительной степени зависит от внутренней стабильности, от умения руководства государства противостоять и предотвратить возникновение вооруженных конфликтов внутри страны на политической, религиозной или какой-либо иной основе. Поэтому военную безопасность определяют как способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов. Эта формулировка закреплена в новой редакции Военной доктрины_Республики Беларусь
Сущность военной безопасности государства в наиболее общем виде заключается в способности государства реализовать всю совокупность имеющихся в распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создании благоприятных .условий для организации вооруженной защиты его интересов [1]. Проведение политики безопасности предполагает, с одной стороны, возможность снятия или последовательного понижения уровня военной опасности или военной угрозы, а с другой - организованное отражение возможной агрессии.
Объектом военной безопасности является суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй, материальные и духовные ценности общества, личности.
Субъектом военной безопасности является государство - законодательная, исполнительная и судебная власть.
Военная безопасность самым тесным образом связана с другими видами национальной безопасности [2]. Отдавая должное политической, экономической, экологической, информационной и другим видам безопасности, военная безопасность по-прежнему остается одной из основных составляющих национальной безопасности, при этом она сама является сложной, многофункциональной системой.
_Рассматривая военную безопасность как объект исследования военной науки, следует учитывать, что содержание мероприятий по обеспечению военной безопасности государства весьма многогранно, но их можно свести в две крупные области.
Одна из них связана с исключением или сведением к минимуму военной опасности, другая - с поддержанием на должном уровне обороноспособности государства.
Первая область предполагает заключение различный двусторонних и многосторонних соглашений и договоров между государствами, способствующих укреплению мира, добрососедства, коллективной безопасности, взаимопомощи, разрешению возникающих противоречий мирным путем, бой применения силы. Кроме дипломатических каналов как основных в этом вопросе, могут применяться также связи по линии общественных, научных, экономических, культурных и других организаций.
К этой же области следует отнести и внутригосударственные военно-политические отношения, связанные с военной безопасностью республики, создание единой системы руководства военной организацией государства, ее законодательное закрепление, уточнение роли, функций и задач Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований как государственных институтов.
Вторая область - поддержание на должном уровне обороноспособности страны, в свою очередь, включает содержание в мирное время Вооруженных Сил, обеспечивающих надежную защиту государственного суверенитета и политической независимости, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства. При этом состав, структура, численность и вооружение армии должны отвечать характеру будущих войн и вооруженных конфликтов, соответствовать экономическим возможностям государства и возникающим угрозам.
К обороне государства, как известно, привлекаются также войска и воинские формирования других силовых структур [3]. Поэтому их состав, организацию, вооружение, порядок использования и взаимодействия с Вооруженными Силами потребуется органично вписать в общую схему обороны страны, в единую военную организацию.
Обороноспособность государства напрямую зависит от возможностей экономики удовлетворить потребности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в вооружении, военной технике, различных материальных средствах в мирное время и обеспечить их эффективное функционирование в особый период. А это, в свою очередь, требует проведения многочисленных мероприятий в военно-экономической сфере республики, направленных на сохранение и последующее развитие военной мощи страны, приспособление оборонного сектора экономики к работе в условиях социально ориентированной рыночной экономики.
К мероприятиям по укреплению обороноспособности страны относится широкий спектр акций по информационно-идеологической и морально-психологической деятельности, связанных с формированием «оборонного» сознания народа, организацией военно-патриотического воспитания молодежи и личного состава Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Сюда же следует отнести и мероприятия в научной, социально-правовой сферах деятельности государства и общества, направленные на укрепление обороны страны.
Таким образом, поддержание военной мощи, обороноспособности государства на уровне, соответствующем потенциальным и реальным опасностям и угрозам, экономическому состоянию, духовному и демографическому потенциалу страны, является главнейшей стороной ее военной безопасности.
Вооруженные Силы в структуре военной организации государства играют ключевую роль и являются основным реализующим компонентом. Их облик, состав, структура, численность мирного и военного времени, обеспеченность вооружением, военной техникой и материальными средствами, обученность должны соответствовать (отвечать) характеру будущих войн и вооруженных конфликтов.
Анализ войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия настоятельно требует пересмотра концептуальных взглядов на характер военных действий будущего как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
В конце 90-х годов наметился новый рубеж в развитии средств вооруженной борьбы и военного искусства, что положило начало трансформации взглядов на характер и содержание будущих войн. Современное содержание вооруженной борьбы, ее формы изменяют как теоретические, так и практические стороны военного искусства в целом и его составляющие - военную стратегию, оперативное искусство и тактику.
Знание характера будущих войн крайне важно для принятия военно-политических решений и практической реализации военной политики государства. Прогностическая функция всегда должна быть одной из важнейших сторон военной политики, чтобы на основе анализа прошлых военных конфликтов, тенденций развития средств вооруженной борьбы и военного искусства определить характер и содержание будущих войн. Исходя из этого военная политика, военное строительство государства, строительство Вооруженных Сил должны определяться на перспективу.
Стратегия в военном искусстве всегда играла ведущую роль. И хотя в последнее время на страницах печати встречаются обоснования возможного стирания четких граней между стратегией, оперативным искусством и тактикой, такое разделение военных теорий необходимо. В первую очередь следует рассмотреть представление военной стратегии о возможном характере войн.
Военная стратегия опирается на военные, экономические и духовные возможности страны. Она непосредственно взаимосвязана с военной политикой государства и подчиняется ей.
В то же время важнейшей задачей военной стратегии является определение возможного характера и содержания войн будущего. Решая эту задачу, стратегия исходит из характера военных угроз, социально-политической и военно-стратегической сущности войн, которые могут возникнуть в среднесрочной и дальнесрочной перспективе, исследует их военно-политическое, стратегическое и экономическое содержание. Характер войны определяет ее основное содержание, которое проявляется в совокупности всех видов противоборства: информационного, вооруженного, экономического, политического и дипломатического. Характер войны формируется под влиянием многих факторов: социально-политических, экономических, военных, военно-географических и других.
Сегодня традиционные взгляды на военный конфликт, основное содержание которого составляла вооруженная борьба, претерпевают изменения. Война рассматривается во всем спектре форм борьбы. На первый план выходят такие формы борьбы, как информационная, политическая, экономическая, психологическая и другие. Применяя эти формы в ходе межгосударственного противоборства в период подготовки к войне, можно значительно ослабить оборонный потенциал противоборствующего государства, демонстрируя лишь материальную основу - военную мощь и готовность применить ее, достичь значительных политических и стратегических целей без ведения вооруженной борьбы.
В настоящее время такие цели могут достигаться и за счет провоцирования вооруженных конфликтов и локальных войн внутри государств-соперников, имеет место экономическое изматывание (изоляция), информационное давление и угроза проведения военных акций (даже без объявления войны) с санкции Совета Безопасности ОНН или без таковой. Современная обстановка вокруг Ирака тому подтверждение.
В последние годы наблюдается тенденция трансформации политических и стратегических целей войны. Общей политической целью войны является принуждение противоположной стороны к принятию политических и экономических условий, вытекающих из интересов агрессора. Если на протяжении веков эта цель достигалась захватом и уничтожением государства неприятеля с последующим присоединением или колонизацией его территории, то сейчас эта цель достигается принуждением к поэтапной замене основных направлений политической и экономической деятельности государства и смене политического руководства без захвата его территории экономическими, информационными, политическими и другими средствами.
Так как политика и стратегия взаимосвязаны, в соответствии с изменением политических целей меняются способы ведения войны и стратегические цели (задачи) в вооруженной борьбе. Так, на смену тотальной войне середины XX века с последовательным уничтожением группировок вооруженных сил противника в нескольких кампаниях и лишением государства средств для продолжения войны пришли другие способы достижения политических целей. В XXI веке станет характерным резкое обострение межгосударственного противоборства, в котором меры по управлению кризисами могут сочетаться с угрозой крупномасштабного применения военной силы и использованием многонациональных контингентов войск (сил) для создания сети военных баз в кризисных районах и последующей смены политических режимов в одной стране и в ряде государств.
Если в ходе такого противоборства возникнет необходимость в ведении вооруженной борьбы, то она будет направлена не на последовательный разгром наземных группировок вооруженных сил противника, а на овладение стратегической инициативой в информационной сфере, разрушение ключевых объектов систем управления, инфраструктуры и экономики. При этом массированным информационно-психологическим воздействием будет подавляться воля к сопротивлению политического руководства и населения государства. Как пример можно привести информационно-психологическую подготовку к вооруженному вмешательству НАТО в Косово, которая началась в 1998 году, задолго до активной фазы. Решение этих стратегических задач может создать условия для достижения политических целей войны.
Такой подход к содержанию войн XXI века позволяет определить войну как наиболее острую форму геополитического процесса разрешения различных (экономических, политических, территориальных, конфессиональных, идеологических и других) противоречий, осуществляемого как с применением средств психологического, экономического, политического (невоенными мерами), так и вооруженного насилия (военными мерами) в ходе межгосударственного (внутриполитического) противоборства.
В этой связи необходимо рассматривать в качестве основной цели войны принуждение противоборствующей стороны к смене политического курса, принятию политических и экономических условий, обеспечивающих возможность одного из субъектов противоборства захватить лидерство в пользовании (контроле за пользованием) энергетико-сырьевыми, информационными, финансовыми, производственными и материальными ресурсами в локальном, региональном или мировом масштабе.
Уместно отметить, что на рубеже столетий приоритетность в контроле за информацией и сырьевыми ресурсами, а не за территорией стала основной целью в постиндустриальную эпоху. В современных условиях информация имеет геостратегическое значение и будет служить средством контроля за использованием финансовых, сырьевых, производственных и материальных ресурсов, те. за основой государственной независимости.
Рассматривая общее понятие характера войны как совокупность наиболее существенных черт, признаков и характеристик современной вооруженной борьбы, отличающих ее как социально-политическое явление на определенном историческом этапе, в целом ее можно представить в виде бескомпромиссного ожесточенного противоборства государств (межгосударственных блоков), каждое из которых, исходя из своих политических целей, экономических и военных возможностей и взглядов на военное искусство, ведет вооруженную, экономическую, политическую, дипломатическую, идеологическую и информационную борьбу, используя свои структуры в различных формах их применения.
Способ ведения войны будет определяться выбором государством основных форм противоборства и приоритетов действий в той или иной области каждого вида борьбы.
На основе общего понятия характера войны можно констатировать, что характер современной войны будет складываться из характеристик социально-политического, военно-стратегического и военно-экономического содержания войны [1].
Уже сейчас можно отметить, что в начале XXI века продолжается тенденция снижения вероятности войны с применением ядерного оружия и широкомасштабной региональной войны. Вместе с тем повышается вероятность локальной войны в ограниченном районе и вооруженных конфликтов, проводимых зачастую в форме миротворческих операций. На "смену прямой вооруженной агрессии, осуждаемой в документах ООН, приходит международная вооруженная экспансия (интервенция), проводимая под миротворческими лозунгами и лозунгами борьбы с международным терроризмом.
Анализируя характер вооруженной борьбы, следует отметить, что критериями его оценки могут быть приняты: стратегические цели и задачи вооруженных сил сторон в вооруженной борьбе; условия и способы развязывания военных действий; виды применяемых средств вооруженной борьбы; возможные способы достижения стратегических целей и решения задач вооруженной борьбы; формы применения создаваемых группировок войск и ведения военных действий; пространственно-временные и количественно-качественные показатели военных действий (масштаб, размах, напряженность, продолжительность); особенности (специфические условия) ведения военных действий: вероятность применения ОМУ, в том числе ядерного оружия; возможные экологические и демографические последствия военных действий сторон.
В перспективе характерными чертами вооруженной борьбы, вероятно, будут:
- стратегические системы, включающие достаточное количество высокоточных информационных, ударных и оборонительных подсистем;
- высокоточное оружие. избирательно и эффективно точно разрушающее государственные объекты экономики, военные объекты и системы управления противника, способное в кратчайшие сроки лишить его способности наносить ответные удары и организованно сопротивляться, т.е. нанести ему неприемлемый ущерб;
- основные усилия в борьбе с противником будут направляться не на физическое уничтожение каждой единицы оружия, а на вывод из строя ключевых объектов, разрушение их совокупного боевого и информационного пространства, источников интеллекта, навигационных систем наведения, систем и средств управления в целом.
Прямые военные действия в вооруженной борьбе будущего будут осуществляться путем проведения хорошо подготовленных операций, сражений и боевых действий с широким использованием всего арсенала форм и способов военных действий.
Ареной вооруженной борьбы становится вся территория государств - участников войны, независимо от их географического положения, в условиях отсутствия сплошных фронтов и «недосягаемого» тыла. Резко увеличивается глубина зоны военных действий. В содержании военных действий неизмеримо возрастет значение фактора времени. Быстродействие и дальность применяемого оружия приведут к необходимости повышения оперативности действий и стратегической мобильности войск во всех формах и способах военных действий вооруженных сил в войне.
Дальнейшее развитие получит информационная составляющая вооруженной борьбы. Информационные аспекты вооруженной борьбы (добывание информации и воспрещение получения ее противником, информационные удары, информационная защита своих войск информационный маневр) проникнут во все виды операций. Борьба в информационной сфере дает импульс к созданию качественно новых средств поражения объектов противника с целью срыва его оперативных замыслов, разрушения его государственной и военной инфраструктуры, нанесения чрезвычайно высокого ущерба обороне и национальной безопасности государств непосредственно перед решающей фазой военных действий.
Изменение средств ведения военных действий послужило одной из главных причин трансформации содержания вооруженной борьбы, форм и способов применения вооруженных сил.
Анализ современного состояния вооружения и военной техники, концептуальных и программных документов на разработку и производство вооружений, их модернизацию свидетельствует о том, что именно развитие средств вооруженной борьбы будет оказывать существенное влияние на характер войн и вооруженных конфликтов будущего.
Основными направлениями и тенденциями развития вооружения и техники за рубежом в ближайшее десятилетие будут.
- разработка беспилотных летательных аппаратов, глобальных (космических) систем сбора информации и систем управления;
- совершенствование пилотируемых СВН (снижение радиолокационной заметности, совершенствование бортовой радиоэлектроники и вооружения, обеспечение способности выполнения разведывательно-ударных задач, совершенствование прицельно-навигационного оборудования, оснащение новейшими системами ВТО);
- создание средств ПВО, способных надежно функционировать в условиях жесткого радиоэлектронного подавления, обеспечивающих борьбу с высокоточным оружием, защищенных от противорадиолокационных ракет, имеющих высокую огневую производительность как за счет многоканальности по цели, так и за счет малого времени реакции, большой скорости полета ракеты, использующих системы активного и пассивного наведения, обладающих универсальностью и гибкостью алгоритмов боевого применения и позволяющих поражать как аэродинамические, так и баллистические цели, способных осуществлять поиск, обнаружение, а в ряде случаев вести стрельбу по воздушным целям в пассивном режиме;
- создание перспективных ракетных, артиллерийских и противотанковых комплексов, разработка систем автоматизации управления огнем, высокоточных боеприпасов и комплексов разведки (разведывательно-огневая система);
- разработка активно-пассивных многопозиционных РЛС, совмещенных со средствами радиотехнической разведки;
- разработка системы обороны против высокоточного оружия;
- разработка новых систем вооружения и техники сухопутных войск, а
также модернизация ВВТ с целью улучшения боевых возможностей и эксплуатационных характеристик, состоящих на вооружении;
- разработка новых поколений управляемых ракет, способных к перенацеливанию;
- разработка систем оружия с повышенной защищенностью систем наведения, на новых физико-химических принципах, в том числе «несмертельного» действия и средств защиты от него;
- создание перспективных видов оружия, основанных на нетрадиционных способах поражения и боеприпасов для него;
- разработка новых видов оснащения пехотинца (многослойная форма, системы обеспечения и т.д.) с целью повышения его автономности, огневой вооруженности и защищенности на поле боя;
- обеспечение оперативной совместимости и помехозащищенности средств управления и связи, получение развединформации в реальном масштабе времени;
- создание цифровых карт и лоций;
- развитие парка военно-транспортных и транспортно-заправочных самолетов.
В свою очередь, изменения, происходящие в средствах вооруженной борьбы по вышеуказанным направлениям, окажут влияние на оперативное искусство и тактику действия войск.
Основными тенденциями развития оперативного искусства могут быть:
- переход от тотального поражения живой силы, вооружения и военной техники к избирательному уничтожению инфраструктуры и поражения ключевых (критических) объектов;
- увеличение масштабно-временного размаха операции и задействование всех пространственных сфер применения сил и средств вооруженной борьбы;
- повышение роли огня и маневра в достижении цели операции,
- повышение многофункциональности сил и средств вооруженного воздействия, расширение фронта боевого соприкосновения;
- переход от физического воздействия к информационному, которое становится решающим фактором достижения целей вооруженной борьбы;
- предпочтение дальнего поражения по отношению к непосредственным контактам и ряд других тенденций.
Вместе с тем существуют и проблемы оперативного искусства, которые необходимо решать, а именно: обеспечение своевременности и качества заблаговременной и непосредственной подготовки первой операции; организация и проведение демонстрационных действий, подтверждающих решительность обеспечения вооруженной защиты государства; упреждающее оперативное развертывание войск (сил) адекватно нарастанию военной угрозы; борьба с силами специальных операций; отражение первого и последующих МРАУ противника; обеспечение огневого превосходства и оперативного преимущества в воздухе; живучесть войск и объектов; перехват оперативной инициативы; информационное обеспечение; организация и проведение специальных действий ССО и опознавание своих войск; вопросы по многим видам всестороннего обеспечения и другие проблемы.
Разработка концептуальных и нормативных актов в области военной безопасности базируется на оценке тенденций развития целей и форм вооруженной борьбы. В конце прошлого тысячелетия они претерпели серьезную трансформацию, вызванную как изменением геополитической и геостратегической структуры мира, так и значительным технологическим скачком в разработке и применении средств вооруженной борьбы, обусловленной переходом от индустриально-энергетической к информационной цивилизации.
Основными тенденциями трансформации вооруженной борьбы следует считать:
- возрастание роли неядерного сдерживания от развязывания военных действий путем создания реальной угрозы неотвратимого неприемлемого ущерба, наносимого обычными средствами, независимо от формы развязывания агрессии;
- трансформацию политических целей войн от, оккупации и получения прямого контроля над территорией к изменению политического режима или передачи власти от одной социальной группы к другой;
- расширение пространства, в котором ведется вооруженная борьба, и ее одновременное ведение во всех сферах - на земле, в воде, в воздухе и космосе;
- стремление ограничить территориальный размах применения средств вооруженной борьбы рамками одного государства;
- переход от традиционных конфликтов с применением управляемого оружия к управляемым конфликтам и управляемым войнам.
Вышеназванные тенденции учтены при разработке концепции национальной безопасности, Военной доктрины государства, законов Республики Беларусь «Об обороне» и «О Вооруженных Силах», подготовке Концепции строительства Вооруженных Сил до 2010 года и Плана строительства Вооруженных Сил до 2006 года, а также уставных документов Вооруженных Сил.
Основные положения документов по строительству Вооруженных Сил апробированы в ходе учений, проводимых в 2001 году, в том числе на комплексном оперативно-тактическом учении «Неман-2001», носившем во многом исследовательский характер.
Осмысление основных направлений дальнейшего развития Вооруженных Сил путем анализа геостратегической, геополитической, военно-политической, экономической обстановки, характера вероятных действий эвентуального противника, состояния Вооруженных Сил и других исходных данных позволило определить основные направления строительства Вооруженных Сил, которыми являются: создание системы стратегического сдерживания; совершенствование системы управления; оптимизация организационно-штатных структур; формирование сил специальных операций; создание системы информационного обеспечения, совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших военных специалистов; совершенствование базы мобилизационного развертывания; совершенствование системы военного образования; совершенствование системы материального и технического обеспечения; оптимизация дислокации войск и базирования авиации; развитие вооружения и военной техники; совершенствование организации военной науки.
Создание системы стратегического сдерживания направлено на формирование группировки разнородных сил и средств, объединенных общим замыслом их применения. Главная цель - осознание любым государством, что цена или риск его превентивных действий заведомо уступает потерям от ответных действий.
Осуществлено кардинальное изменение системы управления Вооруженными Силами, уточнены задачи и функции органов управления и разработаны новые положения об их деятельности.
За достаточно короткий период времени реорганизованы центральные органы управления Вооруженных Сил. Юридически закреплено разграничение функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил. В состав Министерства обороны приняты департамент Железнодорожных войск. Сформированы командования видов Вооруженных Сил, управления оперативных командований Сухопутных войск и управления оперативно-тактических командований ВВС и войск ПВО.
Создана система управления территориальной обороной Республики Беларусь. Сформированы: в командовании Сухопутных войск - управление территориальной обороны, в оперативных командованиях Сухопутных войск и военных комиссариатах - отделы (отделения) территориальной обороны.
Для того чтобы еще раз убедиться в правильности предпринятых в этом направлении мер, результаты качественных преобразований системы управления были проверены в ходе учения «Бе-резина-2002». Итоги этого учения показали, что созданная система управления Вооруженными Силами в большей степени отвечает современным требованиям и позволяет осуществить устойчивое управление войсками при выполнении задач по защите государства. В результате реформирования качественно изменена организационно-штатная структура Вооруженных Сил.
Изменение содержания вооруженной борьбы, сопряженное с перенесением ее центра в воздушное пространство и приобретением противовоздушной обороной общевойскового характера, приоритетом действий сил специальных операций привело к пониманию необходимости объединения ВВС и Войск ПВО, создания командования Сухопутных войск, одной из основных задач которого является организация территориальной обороны, способной эффективно противостоять силам специальных операций эвентуального противника.
В условиях проводимого сокращения численности Вооруженных Сил и снижения уровня вооружений одним из наиболее экономичных путей компенсации сил и средств, поддержания обороноспособности государства на должном уровне является организация территориальной обороны государства. Этот путь избрало большинство стран Европы (Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие).
Концепцией территориальной обороны определены цели территориальной обороны и перечень задач, возлагаемых на территориальные войска.
Перечислю только основные из них: усиление обороны отдельных приграничных участков территории, участие в борьбе с десантно-диверсионными силами противника, эвакуация населения и материальных ресурсов, охрана и оборона важных объектов тыла, организация выполнения инженерных работ, ведение активной вооруженной борьбы на временно захваченной противником территории. Перечисленные задачи будут выполняться в зонах территориальной обороны, которые совпадают с административно-территориальными границами государства. Для решения этих задач предназначены развертываемые в угрожаемый период или с началом агрессии территориальные войска, органы управления и подразделения, которые, кстати, успешно действовали на учении «Березина-2002».
Очевидно, что в современной войне важнейшая роль отводится силам специальных операций. В рамках реформирования Вооруженных Сил осуществляется разработка теоретических основ и формирование сил специальных операций. Их основу будут составлять специально подготовленные, оснащенные соответствующим вооружением и техникой, укомплектованные профессионалами соединения, воинские части и подразделения. Отчасти эффективность действий таких подразделений была продемонстрирована в ходе учения «Березина-2002».
Пересмотрены подходы в системе комплектования войск и подготовки младших специалистов, базы мобилизационного развертывания, система военного образования и по многим другим направлениям.
В современной войне на первый план выходит моральный дух народа. Он должен быть сформирован таким образом, чтобы его не смогли ни сломить, ни поколебать психологическое давление и атаки, которые будут осуществляться политическими, экономическими, информационными формами ведения войны. В этом залог стойкости и самоотверженности войск при ведении вооруженной борьбы.
В условиях серьезного изменения сущности современной войны и вооруженной борьбы, трансформации ее содержания необходимость удержания контакта с реальностью требует изменения устоявшихся стереотипов во взглядах на войну и вооруженную борьбу, которые история отпечатала в менталитете народа. Без осознания нового реестра возможных событий будут затруднены общественный психологический прогноз и сценарий их развития, а следовательно, готовность населения к эффективной защите себя и своего Отечества от новых угроз, новых методов ведения войны и вооруженной борьбы.
Если в совершенно новых условиях борьбы «невидимых» противников и «анонимных» агрессоров, неконтактных ударов и действий сил специальных операций, информационных штурмов и атак народ, и, прежде всего офицеры, будут продолжать мыслить «категориями фронтов», достижение успеха в создании адекватной системы военной безопасности государства весьма проблематично.
Вывод здесь один: необходимо через все сферы культурной жизни общества, информационную и образовательную системы последовательно менять менталитет населения и военнослужащих в отношении понимания ими содержания войны и вооруженной борьбы.
Именно задача изменения устоявшегося менталитета населения и офицерского корпуса в отношении сущности и содержания современной войны является сегодня самой главной задачей при создании адекватной системы обеспечения военной безопасности государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Закон Республики Беларусь от 3 января. 2002 г. № 74-3. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 17.01.2002. - № 6. - С. 26-36. (2/826)
2. Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 27.07.2001 г - № 69. - С. 3-14.(1/2852) "
3. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 129-3. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики ■ Беларусь «Об обороне» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 г. - № 84. (2/878)