Военная стратегия как основа военной теории и практики
«Наука и военная безопасность», №1, 2003 г., с. 13-18
Военная стратегия как основа военной теории и практики
Генерал-майор П. Н. Тихоновский,
заместитель начальника Генерального штаба
Вооруженных Сил - начальник главного оперативного управления
Военная стратегия в своем развитии прошла сложный и противоречивый путь. Ее современное понимание сложилось не сразу. Как область практической деятельности высшего военного руководства стратегия зародилась в период создания крупных государств и формирования регулярных войск, когда военные действия стали вестись в соответствии с намеченными планами, обоснованно и выверено.
Краткая ретроспектива развития
военной стратегии
Военная стратегия складывалась постепенно на основе обобщения опыта ведения войн. Она сформировалась в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Китая, Индии и развивалась в Древней Греции и Древнем Риме, приобретая на основе обобщения опыта ведения войн цельный характер.
В греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н.э.), изложенных Геродотом (484 - 425 гг. до н.э.) в «Истории греко-персидских войн», Пелопонесской войне, описанной Фукидидом (460 - 400 гг. до н.э.), походах Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.), Пунических войнах, которые вел против Рима Барка Ганнибал (247 - 183 гг. до н.э.), Галльских походах Юлия Цезаря (100 -^ 44 гг. до н.э.) [2] и многих других войнах впервые появились такие способы стратегических действий, как внезапное вторжение на территорию противника, осада и штурм крепостей, морская блокада, стратегические обходы и охваты.
Успех войны стал зависеть не столько от перевеса силы, сколько от правильного составления планов военных действий [3], умения понимать и реализовывать принципы военного искусства, что позволило извлекать наибольшую пользу из имеющихся сил и средств (умения сочетать их наилучшим образом) [4]. Задачей стратегического искусства стало победить врага (достигнуть цели войны) с наименьшими усилиями, расходами и потерями [5]. Накопление экономического потенциала, технических и технологических новшеств, развитие всех сторон военной науки находило отражение в положениях военной стратегии [6].
Теоретически как особая отрасль военной науки стратегия начала разрабатываться лишь со второй половины XVIII столетия, хотя попытку изложения теории подготовки и ведения войны сделал еще в XV - XVI вв. флорентиец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.) в своем трактате «О военном искусстве» [7]. Значительный вклад в развитие теории военной стратегии внесли маркиз де Сильва, офицер Сардинского генерального штаба, опубликовавший в 1762 г. сочинение «Размышления о тактике и стратегии, или Истинные принципы военной науки», валлийский генерал-наемник Генри Ллойд (1720 - 1783 гг.), служивший в голландской, французской, австрийской, русской и прусской армиях, изложивший во введении к истории Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) вопросы стратегии на основе опыта войн, которые велись в XVIII в. наемными западноевропейскими армиями, и прусский военный писатель и теоретик Генрих фон Бюлов (1757 - 1807 гг.), предвидевший предстоящие существенные изменения в военной системе государств, произошедшие в результате Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. '
Коренные изменения в способах ведения войны, произошедшие в ходе наполеоновских походов, в значительной степени способствовали развитию военной стратегии. Дальнейший вклад в ее развитие внесли австрийский фельдмаршал эрцгерцог Карл (1771 - 1847 гг.), уделивший большое значение в своих трудах глубокому анализу многих важных факторов военного искусства, швейцарец (генерал наполеоновской, а затем русской армии) Антуан-Анри де Жомини (1779 - 1869 гг.), существенно продвинувший методологию военного познания, введший в военный лексикон понятие «логистика» (искусство вождения армий, их снабжения и ведения боевых действий), и, конечно же, прусский военный мыслитель Карл фон Клаузевиц (1780 - 1831 гг.), автор основополагающего теоретического труда «О войне» [8], в котором раскрыта подлинная философия войны.
С трудов этих военных теоретиков в области военных знаний начинается формирование других самостоятельных наук. В результате этого процесса из стратегии как основополагающей военной науки выделились сначала тактика, артиллерия и фортификация. Затем увеличение пространственного размаха войн подсказало необходимость выделения в самостоятельную отрасль знаний военной географии. Еще позднее сформировались также в виде отдельных областей знаний военная администрация и оперативное искусство.
Так постепенно определился круг вопросов, подлежащих изучению теорией военной стратегии [9], и сложилось понятие о военной стратегии в целом [10].
Опыт Первой и Второй мировых войн, бурное развитие вооружения, военной техники, средств связи и транспорта наложили серьезный отпечаток на дальнейшую эволюцию военно-стратегических взглядов. Роль стратегии значительно возросла, ее задачи заметно расширились и усложнились.
В конце 80-х годов прошедшего столетия в связи с масштабными геополитическими изменениями, повышением ценности человеческой жизни, переосмыслением роли ядерного оружия и появлением качественно нового вооружения и боевой техники военная стратегия вступила в новейший период своего развития. Проявляя интерес ко всем видам и формам вооруженной борьбы, стратегия стала больше внимания уделять развитию мобильных способов ведения военных действий, достижению целей с минимальными потерями.
Революционные скачки в стратегии ведения войны происходили в ходе кардинальных изменений средств ведения военных действий, являющихся причиной смены поколений войн [11] Страны, которые были лидерами в военном деле, в процессе перехода к войнам очередного, нового поколения войн (см. табл.), как правило, не теряли этого лидерства и в военное время.
Таблица
ПОКОЛЕНИЯ ВОЙН
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - холодное оружие, доспехи.
Способ ведения - рукопашное противоборство; бои пеших и конных групп.
Цель войны - уничтожить противника, захватить ценности, поработить население.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - пороховое гладкоствольное оружие.
Способ ведения - сражения полков пехоты и кавалерии, морских судов в прибрежных водах.
Цель войны - уничтожить войско противника, завладеть его территорией, ценностями.
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - нарезное (многозарядное) оружие.
Способ ведения - окопные войны общевойсковых соединений; боевые действия на морях (океанах).
Цель войны - разгром вооруженных сил противника, захват его территории, подрыв экономики, свержение правящих династий.
ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - автоматическое и реактивное оружие, танки, авиация, флот.
Способ ведения - глубокие общевойсковые операции, «война моторов». Цель войны - разгром вооруженных сил противника, захват его территории, подрыв экономического потенциала, свержение политического строя.
ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - ядерное и термоядерное оружие.
Способ ведения - война при любом начале непременно расширится до стратегического масштаба.
Никакие цели в войне не достигаются. Под угрозой - существование всего человечества.
ШЕСТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Боевые средства - высокоточное дальнобойное оружие различного базирования обычного типа.
Способ ведения - массированные 'удары на всю глубину территории противника; высокомобильные действия общевойсковых тактических групп.
Цель войны - подрыв экономического потенциала противника как способ ликвидации его возможностей ведения военных действий, силовое «принуждение к миру».
Уточнение содержания категории «военная стратегия»
По всем канонам военной науки [12, 13] военная стратегия является составной частью военного искусства, представляет его наивысшую область (стратегия по-гречески - искусство вождения войск). По отношению к другим составным частям военного искусства - оперативному искусству и тактике - стратегия занимает главенствующее положение и является единой для всех видов вооруженных сил (ВС).
Видный российский и советский военный теоретик А.А. Свечин называл военную стратегию «магией победы», «путеводной звездой полководца», «библией войны» [14].
Исходя из этого, следует, что стратегия должна базироваться на обобщениях опыта прошедших мировых и современных войн и вооруженных конфликтов, оперативной и боевой подготовки, своевременном извлечении из них уроков и выводов, связанных с дальнейшим развитием этой области знаний
Однако с таким узким толкованием категории «военная стратегия» - только лишь как «умения вождения войск» - нельзя согласиться. Она объективно шире и включает в себя значительную часть мероприятий военной деятельности государства, что дает основание утверждать: военная стратегия является основой военной деятельности государства.
Кроме планирования и ведения войн в целом и военных действий стратегического масштаба, она охватывает как теорию, так и практику подготовки страны и ее ВС к войне.
Теория военной стратегии представляет собой систему научных знаний о характере современных войн и путях их предотвращения военными средствами, подготовке страны и ВС к отражению агрессии, способах и формах ведения войн.
Теория стратегии определяет классификацию войн по масштабу, продолжительности, средствам и способам ведения. Она выявляет факторы, определяющие характерные черты той или иной войны, раскрывает их содержание и взаимосвязи, обосновывает их важнейшие стратегические черты
- цели войны,
- возможный состав воюющих сторон;
- способы развязывания войн и их ведения с применением различных средств поражения;
- формы стратегических действий вооруженных сил;
- напряженность и пространственный размах;
- возможную продолжительность войн и их последствия.
Развитие теории стратегии открывает новые научно обоснованные способы выявления, теоретического обоснования и прогнозирования эволюции такого общественно-политического явления, как война. Это позволяет более предметно исследовать военную деятельность, ведущуюся государствами в мирное время как с применением, так и без применения средств вооруженной борьбы.
Как область практической деятельности военная стратегия занимается мониторингом военно-политических отношений и анализом военно-экономических возможностей эвентуальных противников, боеспособности их войск и способов ведения войны; определяет мероприятия по подготовке вооруженных сил, театра военных действий, экономики и населения страны к войне; планирует объем и сроки развертывания войск, а также порядок руководства ими при ведении военных действий.
Следовательно, применительно к условиям современности, военная стратегия должна рассматривать не только вопросы вооруженной защиты государства, но и ряд других аспектов военной деятельности мирного времени, в том числе весьма актуальные проблемы разоружения, предотвращения и прекращения войн. И это еще одна важная тенденция ее развития.
Методологический анализ сущности понятия
«военная стратегия»
Содержание военной стратегии как теории и области практической деятельности не является постоянным, застывшим, пригодным для любых условий. Оно уточняется вместе с изменениями, происходящими в различных областях как внутри своего государства, так и эвентуальных противников, и может зависеть от ряда факторов. Основными из них являются:
- изменения геополитического и геостратегического положения, расстановки военно-политических сил в регионе и на мировой арене;
- пересмотр (изменение) концепций и доктрин эвентуальных противников;
- политические цели, преследуемые в ходе угрозы и непосредственного применения военной силы;
- уточнение положений военной доктрины государства;
- учет экономических возможностей государства и его военной мощи; г - состав, состояние вооруженных сил, уровень развития вооружения и военной техники;
- изменение (уточнение) задач вооруженных сил при развязывании военных действий.
Объектом познавательной и практической деятельности военной стратегии является война. Но война - сложное и многогранное общественно-политическое явление, которое не может быть изучено в рамках только военной науки. Некоторые социальные и технические отрасли науки исследуют ее другие аспекты.
Предметом познания и деятельности военной стратегии является главная, специфическая сторона войны - вооруженная борьба, причем ее высший, стратегический уровень.
Указанный предмет военной стратегии предопределяет ее задачи. К важнейшим из них относятся:
- подготовка государства к возможной войне;
- руководство вооруженными силами в мирное и военное время;
- исследование характера и стратегического содержания войн, путей их предотвращения военными средствами;
- формирование требований к строительству и подготовке ВС;
- разработка способов ведения войн и форм стратегических действий;
- стратегическое планирование применения ВС;
- формирование требований к всестороннему обеспечению вооруженных сил.
Закономерности военной стратегии представляют собой объективно существующие (повторяющиеся) существенные связи и процессы, которым подчиняется деятельность государственного и высшего военного руководства, направленная на решение стратегических задач.
На основе общих законов войны, вооруженной борьбы, закономерностей и задач стратегии вырабатываются принципы ее осуществления - общие, научно обоснованные положения, правила, рекомендации для практической деятельности государственного и высшего военного руководства по подготовке страны и вооруженных сил к войне, ведению военных действий стратегического масштаба, руководству вооруженными силами в мирное время и в ходе войны.
При их формировании особое внимание следует уделить накопленному опыту проведения военных мероприятий в угрожаемый период. В принципах находят свое отражение и требования законодательных актов военного характера, положения военной доктрины, других нормативных правовых документов в области обороны.
К основным принципам военной стратегии при подготовке военных действий относятся:
- необходимость прогнозирования изменений военно-политической и стратегической обстановки;
- соответствие стратегических целей и задач политическим целям войны;
- заблаговременная подготовка государства к войне, создание стратегических резервов и запасов;
- координация действий всех силовых структур по вопросам обороны;
- высокая боевая и мобилизационная готовность ВС;
- поддержание боеспособности группировок войск(сил).
Важнейшие принципы военной стратегии в ходе ведения военных действий включают:
- внезапность, решительность и непрерывность стратегических действий;
- согласованное применение видов ВС, родов войск и сил;
- твердое и непрерывное руководство вооруженными силами;
- всестороннее обеспечение стратегических действий ВС;
- захват и удержание стратегической инициативы;
- маневр войсками, силами и ударами.
С изменением характера войны и условий ее подготовки и ведения уходят отжившие и приходят новые принципы стратегии. Одни из них, порожденные войнами прошлого, перестают применяться. Другие, сохраняя формулировку и оставаясь неизменными по форме выражения, наполняются новым специфическим содержанием.
Основой развития военной стратегии Республики Беларусь служит опыт, полученный в процессе подготовки оборонительных и контрнаступательных операций.
Связь военной стратегии с политикой и экономикой
Становится очевидным, что проблемы развития военной стратегии охватывают практически всю сферу военной деятельности. Их глубина и степень влияния на военную безопасность и оборону Республики Беларусь являются достаточно серьезными, а во многих случаях решающими. Именно поэтому от правильного определения тенденций развития военной стратегии зависит не только ход и результаты проводимой военной реформы, но в какой-то мере и будущее нашей страны.
Отсюда вытекает необходимость многогранного системного исследования военной стратегии, рассмотрения ее как единого целого, объединяющего в себе на основе теории и практики ведения вооруженной борьбы многие составляющие экономического, политического, идеологического и иного характера.
Военная стратегия тесно связана с политикой государства, находится в непосредственной зависимости от нее.
Взаимосвязь военной стратегии и политики определяется, прежде всего, тем, что содержание стратегии обусловлено самой сущностью войны, являющейся продолжением политики насильственными средствами.
Политика учитывает соотношение сил стран (коалиций), возможные угрозы и последствия вооруженной борьбы; создает благоприятные условия для решения военно-стратегических задач; мобилизует ресурсы на обеспечение готовности и боевой способности войск.
В свою очередь, военная стратегия оказывает влияние на все аспекты подготовки государства к войне, воздействует на политику при решении вопросов военного строительства, определении целей войны, средств и способов ее ведения, уровня готовности войск, сроков их стратегического развертывания.
Особенно сильно военная стратегия влияет на политику в ходе войны. Успехи, достигнутые вооруженными силами, создают благоприятные условия для проведения выработанной государственным руководством политики. И наоборот, военные поражения, провалы военно-стратегических планов усложняют обстановку, в которой приходится действовать политическому руководству, а в крайних случаях приводят к крушению политического курса.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе развития военно-политических отношений между странами и коалициями происходит расширение сферы деятельности военной стратегии и нарастание ее роли и места в военной теории и практике.
Характер и содержание военной стратегии в значительной степени определяются экономикой. Именно она создает базу для строительства ВС, обуславливает их количественный и качественный состав, влияет на степень подготовки государства к войне, создает условия для развития стратегии [15].
Уровень производства, достижения науки и техники являются важными факторами, способствующими созданию современных образцов вооружения и военной техники и, в конечном итоге, ускоряющими развитие теории и практики военной стратегии.
Масштабы реализации военного потенциала государства, степень его превращения в военную мощь определяются политикой, военно-политическим руководством страны. При этом стремление к чрезмерному увеличению своей военной мощи, ее выход за определенную меру может привести не к усилению, а ослаблению страны в военном отношении. Поэтому для военной стратегии очень важно обеспечить выработку такой оптимальной величины военной мощи, которая позволила бы, с одной стороны, решать стоящие перед государством военно-политические задачи, а с другой - не создавать слишком больших трудностей нормальному развитию страны в целом.
Сегодня становится очевидным, что интересы обеспечения военной безопасности Республики Беларусь требуют более прочных связей между стратегией, политикой и экономикой, наполнения их новым содержанием. Это проявляется в формировании всесторонне продуманных долговременных планов военной политики, развитии военной экономики и других видов военной деятельности государства. Именно такой характер реально существующих системных связей вызвал необходимость принятия новых Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Военной доктрины Республики Беларусь, внесения изменений и дополнений в законы Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и ряда других документов, определяющих меры обеспечения военной безопасности государства и подготовки его к обороне.
Проблемы военной стратегии
и пути их решения
Значительное место стратегия уделяет выработке требований и рекомендаций по подготовке государства к возможной войне. Такая подготовка охватывает все отрасли хозяйства
страны, ее население, территорию и исследуется другими областями науки. Среди рекомендаций стратегии ведущее место занимают ответы на вопросы:
- к какой войне готовить государство и его экономику, как обеспечить его живучесть в ходе войны;
- каким должно быть соотношение запасов вооружения и материальных средств, создаваемых до войны и получаемых в результате развертывания производства по планам военного времени;
- как организовать подготовку населения к возможной войне;
- каковы потребности ВС в личном составе для доукомплектования их по мобилизационному плану и восполнения потерь в ходе войны;
- какие мероприятия необходимы для подготовки территории в целях обеспечения деятельности ВС и работы экономики страны в условиях военного времени?
В любой войне ее главное содержание составляет вооруженная борьба, а основным орудием ведения этой борьбы является армия. Сегодня очень остро стоит вопрос о том, какие вооруженные силы должно иметь государство, для ведения какой войны и для решения каких задач они должны создаваться.
В зависимости от ответа на этот вопрос меняется сущность и содержание, масштабы и направленность военного строительства.
В последние годы в развитии вооруженных сил большинства государств мира наиболее активно проявляется тенденция, направленная на преимущественно качественное их совершенствование.
Конкретное выражение эта тенденция нашла в разработке военной теории, новых доктринальных положений, в программах развития и совершенствования вооруженных сил не только экономически развитых государств, но и стран «третьего мира». В основу положена ориентация на использование последних достижений научно-технического прогресса в военной сфере.
К числу важнейших проблем военной стратегии относится разработка способов ведения войны в целом и стратегических действий ВС на различных этапах изменения военно-политической обстановки (от ее обострения до начала и в ходе военных действий). Эти способы находятся в прямой зависимости от стратегических целей, применяемых средств поражения, возможностей группировок войск (сил), условий их вступления в войну и ряда других факторов С учетом этого стратегия разрабатывает определенный порядок организации и ведения военных действий, на основании которого затем обосновывает целесообразные формы стратегических действий ВС.
Так, в настоящее время Генеральным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь ведется работа по уточнению таких форм с учетом требований по применению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, изложенных в новой редакции Военной доктрины Республики Беларусь.
Определяя формы стратегических действий, мы исходим из того, что Вооруженные Силы должны быть готовы провести комплекс подготовительных и упреждающих мероприятий, адекватных усилению военной угрозы, направленных на исключение внезапных действий против Республики Беларусь. В этот период целесообразна и демонстрация вероятному агрессору неизбежности решительных ответных мер. Главная задача Вооруженных Сил в этом случае состоит в том, чтобы отразить нападение в любых условиях стратегической обстановки, нанести неприемлемый урон противнику и создать предпосылки для прекращения военных действий на условиях, не противоречащих интересам Республики Беларусь.
К области стратегии относится решение задачи создания стратегических группировок войск (сил). Известно, что война может быть развязана различными способами, поэтому не одинаковыми будут и условия вступления в нее Вооруженных Сил. Учитывая это, стратегия должна еще в мирное время предусмотреть варианты создания таких группировок, которые обеспечивали бы успешное решение стоящих перед ними задач по отражению агрессии в любых условиях начала войны и не обременяли чрезмерно экономику страны в мирное время.
Изменения в характере современных войн
и их содержании
Определение характера будущей войны имеет жизненно важное значение для любого государства. Из мировой истории известно, что просчеты в подготовке государств к отражению агрессии из-за неверного представления о возможном характере войны не раз приводили к неоправданным потерям и даже серьезным поражениям. В современных условиях такие просчеты становятся особо опасными, ибо для исправления их в ходе начавшейся войны может не оказаться ни времени, ни ресурсов.
В нынешних условиях основные изменения в характере современных войн произошли как в социально-политической сущности, так и в их стратегическом содержании
Изменились политические цели сторон в войне. Наиболее вероятными становятся региональные и локальные военные конфликты различных масштабов. Политические цели агрессора будут варьироваться по содержанию и объему и носить ограниченный характер.
Современные военно-политические отношения характеризуются тем, что опасность крупномасштабной агрессии против Беларуси признается наименее вероятной. Угрозу для Беларуси несет сохранение, наращивание и создание группировок войск (сил) вблизи ее границ, превышающих тот порог, который необходим для защиты от агрессии. Серьезной опасностью является распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Реальную угрозу в оборонной сфере представляют очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, которые при определенных условиях могут возникнуть вблизи Государственной границы республики.
Ход и исход вероятных военных конфликтов во многом будут зависеть от расстановки политических сил, вовлеченных в него. В рамках СНГ это касается, прежде всего, государств-участников Договора о коллективной безопасности и дееспособности самого механизма безопасности. В европейском регионе Республика Беларусь будет следовать стратегическому курсу на сотрудничество Беларуси с Россией.
Можно предположить, что политической целью возможного широкомасштабного политико-силового давления на Союз Беларуси и России может быть ослабление их экономического и военного потенциалов, дезорганизация руководства, провоцирование распада системы союзных (партнерских) отношений, изоляция России и навязывание Республике Беларусь приемлемого для Запада правящего режима и чуждых ей ценностей."
Важным фактором ведения региональной или локальной войны становится стремление агрессора достичь успеха с минимальными потерями. По всей видимости, этот успех будет обеспечиваться:
- внедрением новых способов и форм применения ударной авиации и флота, позволяющих резко снизить возможности обороняющихся к сопротивлению в начальной фазе агрессии;
- применением новых видов вооружений {«выстрелил - забыл»), способных изменить способы их использования (поражение противника, находясь вне зоны его огневого воздействия);
- отсутствием сплошных фронтов и снижением до минимума необходимости прорыва обороны;
- использованием новых способов применения сухопутных войск, вводимых в сражение только после огневой «расчистки» направлений наступления.
Всесторонне будет реализовываться стремление к подрыву морального духа обороняющихся и их способности к сопротивлению. Для достижения этих целей будут максимально использоваться возможности военно-космических средств, радиоэлектронной борьбы, а также массированное применение высокоточного оружия. Широкое применение получат специальные операции, в полной мере использующие информационное противоборство.
Отсутствие эффективных механизмов предотвращения военной угрозы и защиты интересов всех субъектов международных отношений в Европе наряду с иными факторами создает условия безнаказанного применения против Республики Беларусь и других государств военной силы.
Силовой акции в этом случае будут характерны следующие наиболее существенные моменты:
1. В современных условиях, когда угроза мировой ядерной войны хотя и не устранена полностью, но значительно снижена, главную опасность для стабильности и мира представляют вооруженные конфликты и локальные войны, проводимые с применением обычных средств поражения.
Однако уменьшение масштабов вооруженного противостояния и использование только обычного оружия не ведет к смягчению последствий военных действий. Причины тому - рост мощности и точности обычных боевых средств, активное применение вакуумных и проникающих боеприпасов, возможность возникновения экологических катастроф.
2. Агрессор в любом случае должен будет иметь существенное превосходство в количестве и качестве вооружения и военной техники, господство в информационной сфере, в воздухе и в космосе. Открытое вооруженное противоборство при таком соотношении сил и средств имеет весьма мало шансов на успех. Необходимо искать дополнительные (не только боевые) формы воздействия на противника.
3. Доминировавшее с советских времен представление о возможной агрессии как о вторжении на территорию государства большого числа сухопутных войск необходимо менять. Кровопролитные сражения многотысячных сухопутных группировок для развитых стран мира становятся сегодня неприемлемой ценой за достижение даже самых желанных военно-политических целей.
Следует ожидать активного использования противником сухопутных войск только лишь после продолжительного интенсивного воздействия средствами воздушного нападения.
4. В настоящее время появляется все больше признаков, позволяющих считать: возможная война будет динамичной и относительно скоротечной.
В возможной агрессии против Республики Беларусь не следует исключать короткого интервала времени до начала военных действий. Такой вариант диктует необходимость наличия в государстве еще в мирное время высокоподготовленных мобилизационных резервов.
5. Объективно складывающиеся предпосылки к резкому сокращению продолжительности военных действий окажут существенно ограничивающее воздействие на те мероприятия военно-экономического и военно-мобилизационного характера, роль которых обычно крайне значима в начальный период войны: наращивание и развертывание дополнительного производства вооружений, подготовка новых воинских формирований и т.д. Ошибочно рассчитывать на то, что в ходе скоротечной динамичной войны без заблаговременной подготовки и заранее подготовленной системы обеспечения обороны удастся создать необходимые стратегические ресурсы для ведения напряженных войсковых операций.
В современных условиях традиционное мобилизационное развертывание промышленности может просто не понадобиться: период такого развертывания намного дольше, чем вероятная продолжительность локальной войны.
Необходимо заблаговременно позаботиться о накоплении и оптимальном рассредоточении необходимых запасов современного оружия, боеприпасов и военно-технического имущества, а также о подготовке квалифицированных военных кадров.
6. Следует учитывать и то, что Беларусь может столкнуться с агрессором, не испытывающим ограничений в наращивании сил, в то же время придающим особое значение достижению успеха с минимальными потерями (при выходе ситуации из-под контроля и даже незначительном росте потерь он, по всей видимости, откажется от военной акции).
Таким образом, можно сделать вывод, что основное влияние на характер войн оказывали и в будущем будут оказывать те естественноисторические условия, в которых эти войны велись или были возможны, характер и уровень развития материального производства, политика, проводимая государством, и, конечно, уровень развития теории военной стратегии и военной науки в целом.
Проведенное интегративное рассмотрение содержания военной стратегии позволяет снять традиционные, субъективно установленные ограничения на исследование военной деятельности государства лишь в рамках вооруженной борьбы.
Военная стратегия Республики Беларусь, отражая государственную политику в области обороны, исходит из задач, определенных Конституцией и Военной доктриной Республики Беларусь по вооруженной защите суверенитета и целостности нашей страны. Она проходит свое становление, развивается и совершенствуется в соответствии с изменениями военно-политической обстановки в регионе и мире, экономическими, научно-техническими и военными возможностями государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Искусство войны. Антология. В 2-х кн. Кн. 1. Древний мир. - СПб.: Амфора, 2000. - 397 с.
2. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об африканской войне. - М.: ACT, 2001. - 752 с.
3. Кучма В. В. Военная организация Византийской империи. - СПб.: Алатейя, 2001. - 426 с.
4. Военная мысль античности: Сочинения древнегреческих и византийских авторов. - М.: ACT, 2002. - 665 с.
5. У-Цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. - СПб.: Евразия, 1998. - 334 с.
6. Искусство войны. Антология. В 2-х кн. Кн. 2. Новое время. - СПб.: Амфора, 2000. - 493 с.
7. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: О военном искусстве. - Минск: Попурри, 1998. - 672 с.
8. Клаузевиц К. О войне. - М.: Логос, 1997. - 448 с.
9. Дельбрюк Г. История военного искусства: В рамках политической истории. В 4-х т. - СПб.: Наука.
10. Кладо Н.Л. Этюды о стратегии. - М.: Клуб «Реалисты», 1997. - 352 с.
11. Слипченко В. И. Бесконтактные войны. - М.: Гран-Пресс, 2001. - 384 с.
12. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1984. - 863 с.
13. Эволюция военного искусства: Этапы, тенденции, принципы / Под ред. Ф.Ф. Гайворонского. - М.: Воениздат, 1987. -246с.
14. Постижение военного искусства: Идейное наследие А. Свечина. - М.: «Русский путь», 1999. - 689 с
15. Шапошников Б.М. Экономика и война. - В кн.: Воспоминания. Военно-научные мемуары. - М.: Воениздат, 1974. - С. 447 - 470.
Военная стратегия может рассматриваться как средство исправления политических промахов: чем опаснее ошибки политиков, тем больше нагрузка на военную стратегию
Это подтверждается значительным сокращением сроков создания адаптивных группировок войск (сил) и совершенствованием способов их наращивания. Пример тому - военная акция «Лис пустыни» (1998 г.), которая была начата без предварительного развертывания вспомогательных сил и средств.