Вооруженный конфликт его основные характеристики и некоторые аспекты боевого применения общевойсковых соединений и частей
«Наука и военное образование», №1, 2003 г., с.29-38
Вооруженный конфликт: его основные характеристики и некоторые аспекты боевого применения общевойсковых соединений и частей
Полковник В.И. ГРИНЮК,
начальник кафедры тактики общевойскового факультета
Военной академии Республики Беларусь, кандидат военных наук,
доцент, профессор Академии военных наук Российской Федерации
Подполковник С.А. ФОМИН,
адъюнкт кафедры тактики общевойскового факультета
Военной академии Республики Беларусь
Жизнь подтверждает, что фактически ни один принципиально важный вопрос современной науки вообще и военного искусства в частности не может быть успешно решен без всестороннего учета и творческого использования этого опыта, поскольку он является не только базой движения вперед, но и движущей силой, фактором развития. Но для того, чтобы правильно понять и объективно оценить исследуемое событие как целое, закономерное и взаимосвязанное с другими событиями, необходимо комплексное рассмотрение всех условий с применением всего многообразия методов военно-исторического исследования, включающих в себя всеобщий диалектико-философский метод, общенаучные (общелогические) методы, отдельные методы других наук, а также свои специфические методы и приемы.
В настоящее время сложилась новая военно-политическая обстановка, характеризующаяся отсутствием непосредственной угрозы возникновения крупномасштабной войны и определяющаяся следующими факторами:
- отсутствием эффективных механизмов предотвращения военной угрозы и защиты интересов всех субъектов международных отношений на Европейском континенте;
- борьбой экономически развитых государств за рынки сбыта и стремлением отдельных транснациональных корпораций управлять движением сырьевых ресурсов только в собственных интересах;
- стремлением региональных центров обеспечить политическое лидерство в формировании механизмов обеспечения безопасности без учета интересов всех субъектов международных отношений;
- возможностью распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
- внедрением новых военных технологий, испытание которых проводится в локальных войнах и вооруженных конфликтах;
- обострением информационного противоборства;
- усилением этнического и национального экстремизма, активизацией агрессивного сепаратизма [1].
Современный мир полон противоречий, развитие которых объективно приводит к конфликтным процессам различного масштаба (более 30 вооруженных инцидентов ежегодно). Конфликты пронизывают все сферы жизни общества, изменяя его и тем самым выступая универсальным механизмом его эволюции [2].
В тоже время вооруженные конфликты уносят миллионы человеческих жизней, приводят к разрушениям и опустошениям, требуют затрат огромных материальных ресурсов, наносят существенный вред природе. Вооруженный конфликт современности содержит в себе потенциальную угрозу перерастания в локальную и далее в крупномасштабную войну.
Без глубокого освоения исторического опыта, уроков вооруженных конфликтов второй половины XX века трудно должным образом осмыслить сущность тех явлений и процессов в военном деле, которые существуют в настоящее время.
Вплоть до недавнего времени (начало 90-х годов) главным источником конфронтации и основной причиной возникновения вооруженных конфликтов считались идеологические противоречия между лагерями капитализма и социализма, а также их военными организациями - НАТО и Варшавским договором. Однако ни распад СССР, ни ликвидация Варшавского договора не привели к исчезновению вооруженных конфликтов. Более того, события конца XX века внесли множество коррективов в военную политологию и конфликтологию. Главным образом, они касаются специфики протекания вооруженных конфликтов в системе новых международных отношений, когда новые объективные факторы возникновения той или иной кризисной ситуации (этническая и религиозная рознь, сепаратистские и автономистские движения и т.д.) стали превалировать над идеологическими факторами противоборства двух «центров силы» [3].
Основными условиями развязывания современных вооруженных конфликтов могут быть:
1) постепенное нарастание напряженности в отношениях между государствами или коалициями государств, обострение военно-политической и военно-стратегической обстановки в определенном регионе мира. Нежелание (или неумение) федеральных (местных) властей вести эффективную превентивную борьбу с антигосударственным терроризмом;
2) стремительное ухудшение отношений между государствами или коалициями государств, резкое обострение военно-политической и стратегической обстановки в отдельном (конкретном) регионе мира;
3) постепенное втягивание государства в военные конфликты, уже развязанные и развивающиеся в соседних с ним странах.
В основе возникновения вооруженных конфликтов лежат как долговременные (глубинные) причины, так и непосредственные (ситуационные). Их анализ позволяет понять механизм зарождения вооруженной конфронтации и ее развитие, особенно на начальной стадии.
К основным долговременным причинам возникновения вооруженных конфликтов, развязанных после Второй мировой войны, относятся:
а) соперничество (геополитическое, геостратегическое, геоэкономическое и др.) государств на международной арене. Некоторые вооруженные конфликты были вызваны:
- претензиями отдельных государств на роль региональных «центров силы»;
- в результате межгосударственных территориальных споров, когда спорные территории имели военно-стратегическое или особое экономическое значение для обоих «претендентов»;
б) попытки «великих держав» удержать в сфере своего влияния государства, с которыми до возникновения кризисных отношений поддерживались колониальные, союзнические или иные межгосударственные связи (Лаос, Конго, ГДР, Венгрия, Чехословакия...);
в) стремление национально-этнических общностей к самоопределению. Подобное стремление нередко принимало различные формы борьбы - от антиколониальной до сепаратистской. (Однако не во всех случаях фактор национально-освободительной борьбы (или националистических движений) является самодостаточным для возникновения военно-политических кризисов. В относительно высокоразвитых странах с устойчивыми традициями демократического правления межнациональная борьба обычно принимала форму умеренных по размаху этнолингвистических и этнокультурных движений, не приводя к серьезным внутренним потрясениям и тем более к военно-политическому вмешательству со стороны других государств (Канада, Ирландия, Испания). В свою очередь, системный кризис, вызванный распадом мировой системы социализма и ослаблением СССР (а позднее России), привел к возникновению многочисленных националистических (этно-конфессиональных) движений на постсоциалистическом и постсоветском пространстве);
г) столкновения интересов центра и национальных меньшинств из-за распределения тех или иных материальных и духовных ценностей;
д) попытки пересмотра пограничных межгосударственных договоров, а также отказ государств (как правило, молодых) признать прежние административные границы, которые были определены для них в рамках колониальных империй или некогда единых многонациональных федераций (Иран, Ирак, Индия, бывшие Югославия и СССР, Перу, Эквадор и т.д.) [3].
Непосредственные причины возникновения вооруженных конфликтов в широком плане могут быть определены как специфические события, изменения и действия, которые носят провоцирующий характер и воспринимаются другими государствами как угроза их жизненно важным интересам. Они могут быть классифицированы по отдельным видам:
- политические (вербальные) акты, которые, как правило, включают в себя протесты, угрозы, обвинения, ультимативные требования и т.д.;
- вызывающие внешнеполитические действия, часто включающие элементы подрывной деятельности, коалиционные мероприятия государств против оппонента, дипломатические санкции, денонсации или нарушения договоров (Суэцкий кризис 1956 года.);
- внутриполитические вызовы правящему режиму: обвинения руководства страны в средствах массовой информации, попытки государственного переворота, массовые акты саботажа, терроризм, покушения на государственных деятелей, демонстрации, забастовки, сопротивление введению чрезвычайного (или военного) положения, нарушение конституционного строя, усиление повстанческих движений и т.д. (внутригосударственные вооруженные столкновения в Иордании в 1958 году, конфликты в Венгрии, ЧССР, Индонезии и ряде других государств);
- появление у оппонента специфического оружия или новейших систем, изменение в балансе сил на глобальном и региональном уровнях и т.п. (Карибский кризис и Октябрьская война 1973 года на Ближнем Востоке);
- насильственные военные действия: пограничные столкновения, нарушения границ ограниченными силами, вторжения в воздушное пространство, морские инциденты, бомбардировки объектов на территории другого государства и т.д.;
- ненасильственные военные действия: демонстрация военной силы, проведение военных учений и маневров, мобилизация вооруженных сил, изменение в дислокации армейских частей и подразделений, угрожающее передвижение войск и т.п. (вооруженный конфликт между США и Китаем в рамках Корейской войны, который был вызван пересечением объединенными войсками ООН 38-й параллели и их приближением к китайской границе).
Обобщенный вид закономерностей фазового развития вооруженных конфликтов представлен на схеме 1
К наиболее характерным (типичным) способам развязывания современных вооруженных конфликтов относятся:
а) прямое открытое нападение одной или нескольких стран на суверенное государство'(Суэцкий кризис 1956 г., нападение Израиля на Египет, Сирию и Иорданию в 1967 г., нападение арабской коалиции на Израиль в 1973 г., нападение Ирака на Кувейт в 1990 г...);
б) нападение на суверенную страну вооруженных формирований, подготовленных на территории сопредельных стран (война в Анголе, конфликт в Никарагуа...);
в) интенсивные антиконституционные действия отдельных сепаратистских, террористических, бандитских и иных экстремистских организаций и движений внутри государства, федерации (Россия, Югославия, Афганистан...) [2].
Ход и содержание вооруженных конфликтов всегда находились в прямой зависимости от целей военной конфронтации, уровня подготовленности сил и эффективности средств, от физико-географических условий театра военных действий (ТВД). В зависимости от влияния этих (и ряда других) факторов формы и способы боевых действий подразделялись на классические, которые использовались при ведении вооруженной борьбы в условиях сплошных фронтов, и специальные (неклассические), которые применялись при очаговом (партизанском) характере вооруженной борьбы. (Прил.) [2].
Развитие вооруженного конфликта
Состояние обстановки Фазы конфликта |
скрытая фаза |
открытая фаза |
||||||||
первая |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая |
шестая |
седьмая |
||||
Зарождение конфликта |
Развитие конфликта (обострение напряженности) |
Начало конфликтных действий |
Эскалация военных действий - конфликт |
Деэскалация военных действий |
Прекращение военных действий |
Разрешение противоречий восстановление мира |
||||
Актуализация национальных интересов; выделение приоритетных целей; выработка военной политики, стратегии и тактики; определение средств и методов вооруженной борьбы; выявление противоречий и обнаружение противника; поиск союзников... |
Демонстрация силы или угроза ее применения; применение ненасильственных действий; ограниченное вооруженное насилие... |
Предъявление ультиматума; углубление конфронтации; проведение провокаций, ди версий, террористических актов; пересечение государственной границы... - |
Рост масштаба вооруженных столкновенийулучшение качественного состава применяемых сил и средств... |
Истощение од- ной из сторон; поражение одной из сторон; поиск взаимоприемлемого компромисса... |
Временное пе ремирие; постепенное прекращение вооруженных столкновений... |
Временное разрешение (компромисс или капитуляция); окончательное разрешение противоречий (договор о мире)... |
||||
Военно- политическая обстановка |
потенциальная военная опасность |
:конфронтация |
непосредственная военная угроза |
|||||||
Стратегическая обстановка |
СТАБИЛЬНАЯ |
НЕСТАБИЛЬНАЯ |
Схема 1. Закономерности фазового развития вооруженного конфликта
Каждый вооруженный конфликт характеризуется военно-политическим и военно-стратегическим содержанием, которые отражают цели и масштабы противостояния, способы ведения боевых действий, привлекаемые силы и средства для выполнения поставленных задач.
Военно-политическое содержание любого вооруженного конфликта включает в себя следующие типовые компоненты: военно-политические и оперативно-стратегические цели; масштабы конфликта и способы его развязывания; используемые силы и средства; формы и способы вооруженной борьбы; продолжительность и интенсивность военных действий, методы политического урегулирования; итоги и результаты военной конфронтации [3].
Характерными особенностями вооруженных конфликтов современности являются.
- «косвенное» участие в них третьих государств, как правило, развитых в экономическом или финансовом отношении, которые оказывают одной из конфликтующих сторон непосредственную экономическую, финансовую, военную и другие виды помощи;
- использование территорий, на которых велись (или ведутся) боевые действия, в качестве полигонов для испытания новых образцов оружия и военной техники [4].
Таким образом, вооруженные конфликты возникают, ведутся и развиваются как определенная система, характеризующаяся группой взаимосвязанных типичных элементов. Раскрытие их динамики дает важные дополнительные критерии при формировании устойчивой методики оценки содержания вооруженных конфликтов.
В ходе исследования вооруженных конфликтов и войн (Прил.) установлено, что имеется ряд существенных показателей, позволяющих определить различия между вооруженным конфликтом и войной [2]
Во-первых, война обуславливается наличием коренных противоречий - экономических, политических и ведется с решительными целями. Разрешение назревших противоречий соответствует жизненно важным национальным интересам. В вооруженном конфликте, как правило, на первый план выдвигаются незначительные территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, производные от основных. Во-вторых, война ведет к качественному изменению состояния всей страны и вооруженных сил в целом. Государственные институты начинают выполнять специфические функции. Усиливается централизация власти, концентрация всех сил страны, перестраивается экономика и весь быт общества для достижения победы. Производится полная или частичная мобилизация экономики и вооруженных сил. Вооруженный конфликт, в отличие от войны, в основном определяет только состояние вооруженных сил или их части. Боевые действия, как правило, ведутся частью боевого состава войск мирного времени.
В-третьих, в войне применяются все формы борьбы - правовая, дипломатическая, экономическая, вооруженная и другие, а вооруженные конфликты преимущественно ограничиваются столкновениями с применением оружия, хотя не исключается применение других форм, но в меньшем масштабе.
В-четвертых, правовую основу войны характеризуют такие признаки, как акт ее объявления (этого требует Гаагская конвенция 1907 г.); разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами и аннулирование договоров, которыми регулировались мирные отношения этих государств; вводится военное положение на территории воюющих государств (отдельной страны или части ее территории в случае гражданской войны) и ряд других.
Таким образом, вооруженный конфликт не содержит основных признаков, присущих войне как особому состоянию общества, а также необходимых правовых признаков, определяющих его как войну [2, 3, 5].
Такой подход позволяет уточнить понятие «вооруженный конфликт».
Вооруженный конфликт - одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, ограниченная целями, задачами, местом (территорией), временем и размахом боевых действий, не переходящих в состояние войны. Для него свойственны пограничные столкновения, вооруженные инциденты и военные акции (операции по локализации актов насилия и поддержанию конституционного порядка), которые так же, как и в войне, являются формами разрешения политических, территориальных, религиозных и национально-этнических противоречий с незначительным по масштабам применением вооруженного насилия как внутри одной страны, так и за ее пределами, в которых достигаются ограниченные политические цели. Вооруженный конфликт характеризуется боевыми действиями между вооруженными силами (их частями) двух или более государств или, по крайней мере, между правительственными войсками и иррегулярными вооруженными формированиями в рамках одной страны и отсутствием официального объявления войны [2, 3, 6, 7, 8].
Вооруженные конфликты подразделяются на две группы. В первую группу входят вооруженные конфликты, возникающие во внутренних регионах (областях) страны, во-вторую - приграничные вооруженные конфликты.
Анализ вооруженных конфликтов (Прил.), их развития и применения в них вооруженных сил показал, что последние используются для предупреждения конфликта в фазах его зарождения и развития, а с началом конфликтных действий и до полного прекращения военных действий - для пресечения вооруженного конфликта.
Таким образом:
1 - вооруженные конфликты, как правило, представляют собой одну из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других внутригосударственных противоречий с применением средств вооруженного насилия;
2 - вооруженный конфликт характеризуется вооруженным противоборством враждебно настроенных относительно друг друга социальных сил (групп) с их, как правило, иррегулярными вооруженными формированиями, как между собой, так и против правительственных войск и протекает в ограниченном районе;
3 - вооруженный конфликт возникает, ведется и развивается как определенная система, характеризующаяся группой взаимосвязанных типичных элементов.
Военная доктрина Республики Беларусь предусматривает применение своих Вооруженных Сил в вооруженных конфликтах для демонстрации решимости защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства, нейтрализации военной угрозы, блокирования района возможных военных действий (военных провокаций), разгрома группировок противника, осуществивших вооруженное вторжение, и ликвидации незаконных вооруженных формирований, преднамеренно сформированных на территории Республики Беларусь, создания условий для урегулирования военного конфликта [1].
Одной из задач Вооруженных Сил Республики Беларусь в мирное время является внедрение в учебно-боевую практику войск новых форм и способов ведения боевых действий [9]. Вооруженные Силы Республики Беларусь не имеют собственного боевого опыта участия в вооруженных конфликтах. Поэтому для выполнения вышеуказанной задачи необходимо изучать боевой опыт применения других ВС в вооруженных конфликтах Проанализируем этот опыт.
Боевая практика показывает, что общевойсковые соединения и части совместно с другими частями и подразделениями родов войск и специальных войск, а также с частями и подразделениями силовых структур государства привлекаются для решения задач по предупреждению конфликта и пресечению вооруженного конфликта в пределах территории и в непосредственной близости от границ государства при угрозе его безопасности, территориальной целостности и жизненно важным интересам, в соответствии с официально принятыми в государстве законами и правовыми актами.
Практикой боевых действий в вооруженных конфликтах была выработана новая форма оперативных действий - специальная операция (схема 3), представляющая собой боевые (служебно-боевые) действия ограниченного контингента вооруженных сил, пограничных и внутренних войск, подразделений органов безопасности с целью уничтожения баз террористов, разъединения враждующих сторон, стабилизации обстановки, создания условий для ведения переговоров и т.д. [2,3, 10].
Специальная операция как форма применения разнородных сил и средств может включать: демонстрацию силы; боевые действия объединений, соединений и частей ВС и сил специального назначения; прикрытие участков государственной границы; локализацию района конфликта; охрану и оборону коммуникаций и важных государственных объектов; обеспечение режима военного или чрезвычайного положения
Одним из элементов такой операции являются специальные войсковые действия (СпВД), проводимые общевойсковыми соединениями, частями и подразделениями во взаимодействии с формированиями других силовых структур. Они относятся к числу «неклассических» форм вооруженного противоборства.
Специальные войсковые действия - комплекс целенаправленных и взаимосвязанных по задачам, месту, времени и способам тактических мероприятий, осуществляемых соединениями, частями и подразделениями сухопутных войск во взаимодействии с формированиями других силовых структур и направленных на уничтожение террористических, диверсионных и других бандитских отрядов и групп [11].
Главная особенность СпВД состоит в том, что они готовятся и проводятся против незаконных вооруженных формирований (НВФ), которые, как правило, не вступают в открытые вооруженные столкновения с войсками, а наносят удары исподтишка, используя тактику действий «слабого» против «сильного», изнуряя и изматывая противника.
Содержанием СпВД являются изоляционно-ограничительные, разведывательно-боевые действия (разведывательно-поисковые, разведывательно-ударные, рейдово-штурмовые), направленные на разгром вооруженных формирований противника (ВФП).
Появление данной формы тактических действий обусловлено тем, что в вооруженных конфликтах традиционные виды боя (наступление и оборона) уже не охватывали все содержание вооруженного противоборства с ВФП. Поэтому и возникла потребность в применении специальных войсковых форм и способов боевых действий.
Опыт применения общевойсковых соединений и частей в вооруженных конфликтах показывает также, что результат выполнения каждой конкретной задачи определяется множеством факторов как объективного, так и субъективного порядка -
Схема 3. Место специальной операции в системе операций
Войсковая специальная операция - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, боев, ударов и маневров, проводимых временной оперативной группировкой боеготовых разнородных войск (сил) по единому замыслу и плану для решения задач в определенном районе (регионе) в установленный период времени; форма использования разнородных войск (сил) и военных действий
Совместные специальные операции готовятся и проводятся создаваемыми группировками войск(сил)с привлечением войск МО, МВД, органов КГБ, пограничных войск, специальных войск и проводятся под руководством общевойскового командования или того командования, которому будет принадлежать решающая роль в данной операции. Совместная специальная операция оперативного (оперативно-тактического) объединения - совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, ударов, боев, специальных войсковых действий и маневра, осуществляемых силами штатных, оперативно подчиненных и поддерживающих разноведомственных соединений и частей.
Самостоятельные операции, являясь частью войсковых и совместных операций, проводятся формированиями одного министерства или ведомства, вида ВС или рода войск (ГРУ ГШ, МВД, пограничных войск, органов государственной безопасности, МЧС и др.)
На успех решения задачи самым решительным образом влияют сами войска (соединения, части), ее выполняющие, их моральный дух, боевая выучка, вооружение; организаторский талант и искусство командиров и начальников; тактика действий ВФП, степень его подготовленности и оснащения; оперативная обстановка в районе вооруженного конфликта и т.д.
Однако как бы ни были многообразны факторы, определяющие успех действий в каждом отдельном случае, существуют некоторые общие принципы тактики общевойсковых соединений и частей, следование которым является важным условием обеспечения эффективности их применения.
Основными принципами применения общевойсковых соединений и частей при предупреждении конфликта и пресечении вооруженного конфликта являются:
- поддержание в постоянной боевой готовности общевойсковых соединений и частей, предназначенных для предупреждения конфликта и пресечения вооруженного конфликта;
- соответствие боевых задач соединений, частей их боевым возможностям;
- высокая активность, решительность и непрерывность ведения боя;
- внезапность действий и применение военной хитрости (обман противника);
- согласованное совместное применение родов войск и специальных войск при предупреждении конфликта и пресечении вооруженного конфликта и поддержание непрерывного взаимодействия между ними;
- решительное сосредоточение основных усилий общевойсковых соединений и частей на выполнение главной задачи;
- маневр подразделениями и частями, ударами и огнем;
- всесторонний учет и полное использование морально-политического фактора в интересах выполнения поставленной задачи;
- всестороннее обеспечение боя;
- поддержание и своевременное восстановление боеспособности общевойсковых соединений и частей;
- твердое и непрерывное управление войсками;
- непреклонность в достижении намеченных целей, выполнении принятых решений и поставленных задач [2, 12].
Рассмотренные принципы и раскрытие их содержания позволяют скорректировать сущность основ применения общевойсковых соединений и частей при предупреждении конфликта и пресечении вооруженного конфликта.
Применение общевойсковых соединений и частей при предупреждении конфликта и пресечении вооруженного конфликта - есть система взаимосвязанных мероприятий организационного характера, направленная на своевременное вскрытие взрывоопасной ситуации в районе назревающего вооруженного конфликта и на его оперативное предупреждение и пресечение, а также согласованных по цели, пространству и времени практических действий общевойсковых соединений и частей ВС во взаимодействии с частями и подразделениями пограничных войск, ВВ МВД, органов государственной безопасности в целях недопущения разрастания масштабов вооруженного конфликта и скорейшего урегулирования его мирным путем [10].
Данное определение требует постановки целей и задач применения общевойсковых соединений и частей в условиях предупреждения конфликта и пресечения вооруженного конфликта.
Главными целями применения общевойсковых соединений и частей в вооруженном конфликте должны быть:
- в ходе предупреждения конфликта: своевременная локализация района конфликта и прекращение противоправных действий на возможно более ранней стадии в интересах создания предпосылок для урегулирования спорных вопросов мирными средствами; обеспечение общественной безопасности и стабильности;
- в ходе пресечения вооруженного конфликта: разгром и ликвидация ВФП; восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и стабильности, оказание помощи мирному населению и создание условий для урегулирования вооруженного конфликта с применением военной силы [2].
Для достижения вышеперечисленных целей общевойсковым соединениям и частям в ходе предупреждения конфликта и пресечения вооруженного конфликта необходимо будет решать определенные специфические задачи:
- на этапе предупреждения конфликта - ведение разведки; участие в локализации района конфликта; усиление охраны важных государственных и военных объектов; участие в демонстрации военной силы; участие в обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; оказание содействия по усилению государственной границы; оказание помощи органам МВД и частям (подразделениям) ВВ в борьбе с преступниками и отдельными группировками, представляющими собой угрозу для нарушения общественного порядка в районе конфликта;
- на этапе пресечения вооруженного конфликта - разгром и ликвидация вооруженных формирований противника, террористических групп и организаций, их баз, центров подготовки, складов и коммуникаций; пресечение вооруженных столкновений в районе вооруженного конфликта; участие в проведении мероприятий по разоружению (изъятию оружия) населения в районе конфликта; усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, прилегающих к району конфликта.
Общевойсковым соединениям и частям выполнять вышеперечисленные задачи необходимо будет в тесном взаимодействии с частями и подразделениями ВВ МВД, пограничных войск, органов государственной безопасности. Следовательно, содержание задач, выполняемых общевойсковыми соединениями и частями, будет зависеть от масштабов привлечения формирований других ведомств (ВВ МВД, пограничных войск, органов государственной безопасности) и в каждом конкретном случае детализироваться на основании правовых рамок, определяемых законодательными актами.
Таким образом, Вооруженным Силам Республики Беларусь необходимо учитывать рассмотренные выше аспекты применения общевойсковых соединений и частей в вооруженных конфликтах и с их учетом пересмотреть (а при необходимости и изменить) формы и способы применения своих общевойсковых соединений и частей во взаимодействии со Внутренними войсками МВД, Пограничными войсками, органами государственной безопасности, территориальными войсками с тенденций их развития на ближайшую и дальнейшую перспективу.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Военная доктрина Республики Беларусь. - Мн.: 2002.
2 Корабельников А.А., Батюшкин С.А., Жуков В.Н. и др. Действия общевойсковых соединений и частей в вооруженных конфликтах. Военно-теоретический труд. М.: Издание академии. 2000.
3. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века. Под ред. В.А. Золотарева - М.: Кучково поле, Полиграфресурсы, 2000.
4. Вооруженные конфликты: предотвращение и урегулирование в политике СССР (1945 - 1991). М.: Воениздат. 1996
5. Локальные войны на современном этапе. «Военная мысль» № 6. 1994.
6. Краткий словарь специальных терминов для руководящего состава ВС РФ. М.: ЦВСИ ГШ. 1993.
7. Department of Peace and Conflict Research. SIPRI Yearbook of World Armament and Disarmament 1992 Stockholm 1993.
8. Connaughton R. M. Swords and Ploughshares. Coalition Operations: the Nature of Future Conflict and the UN. 1993.
9. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Мн.: 2001.
10. Батюшкин С.А Основы боевого применения общевойсковых формирований в вооруженных конфликтах. Учебный материал. М.: Издание академии. 2000.
II. Воробьев И.Н., Киселев В.А. Специальные войсковые действия в вооруженном конфликте. «Военная мысль» № 1 2000.
12. Проект Боевого устава Сухопутных войск. Ч. II (батальон, рота). М.: МО РФ. 2001.
Приложение
Краткая характеристика локальных войн и вооруженных конфликтов
(1950-2002)
Локальные войны, вооруженные конфликты, кризисные ситуации (продолжительность) |
Характер кризиса и его инициатор |
Участники |
Формы боевых действий |
Характер военных действий |
Форма исхода кризиса |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||||||
Корейская война (1950- 1953) |
Попытка объединения Кореи Инициатор - КНДР |
-Корейская Республика и 17 стран - членов ООН; -КНР, КНДР и СССР |
Операции, удары систематические боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия регулярных войск (сил) Воздушные бои между советскими и американскими летчиками |
Перемирие |
|||||||||
Националистические вооруженные выступления в Прибалтике (1944- 1956) |
Борьба вооруженных группировок против политики Москвы(Центра) за национальную независимость и суверенитет |
-Центр, -вооруженные националистические формирования |
Удары, боевые действия, спецмероприятия, проводимые силами НКВД (КГБ), специальные войсковые действия(разведывательно-штурмовые действия) |
Террористические акты и диверсионно подрывные действия против регулярных войск и подразделений госбезопасности Ответные антитеррористические действия |
Подавление националистического движения силами войскКА(СА), НКВД (КГБ) и отрядов местной самообороны Выселение активистов |
|||||||||
Националистические вооруженные выступления в западных областях Украины и Белоруссии (1944-1956) |
Борьба вооруженных группировок против Центра за национальную независимость и суверенитет |
- Центр, - вооруженные националистические формирования |
Операции, удары, боевые действия, спецмероприятия, проводимые силами НКВД (КГБ), специальные войсковые действия (разведывательно-штурмовые действия) |
Широкомасштабная партизанская война против войск (сил) Центра, местных партийных и советских органов власти Ответные операции подразделений ВС и спецорганов |
Подавление националистического движения, массовое выселение активистов и членов их семей |
|||||||||
Венгерский кризис (1956) |
Движение за «совершенствование» социализма по польскому образцу Инициатор - часть венгерского коммунистического руководства |
-СССР, Болгария, -Венгрия |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия(поисково-штурмовые действия) |
Ввод войск, наступательные действия, борьба с отдельными вооруженными группами |
Законное правительство И Надя было заменено на промосковское правительство Я Кадара |
|||||||||
Западно-ирианский конфликт (1961 - 1962) |
Борьба Индонезии за присоединение Западного Ириана (колонии Нидерландов) |
- Индонезия - Нидерланды |
Демонстрация военной силы |
Военные действия не велись, но привлекаемые силы находились в повышенной боевой готовности |
Урегулирование мирным путем |
|||||||||
Карибский кризис (1962) |
Попытка СССР разместить ядерное оружие на Кубе |
- СССР, Куба, - США |
Демонстрация военной силы |
Демонстрация военной силы |
Консультации, договоренности |
|||||||||
Война в Йемене (1963 - 1967) |
Гражданская война Межплеменные распри Инициатор -«националистические племена Южного Йемена» |
- Проанглийская администрация Саны, - мятежные племена |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия (поисково-штурмовые действия) |
Партизанские действия, диверсионные акты |
Переговорный процесс |
|||||||||
Чехословацкий кризис (1968) |
Движение за «либерализацию» социалистической системы |
- ЧССР, - страны-участницы Варшавского договора (кроме Румынии) |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия(разведывательно поисковые действия) |
Ввод войск при минимальном сопротивлении «противника» Уличные бои, засады, провокации, диверсии |
Силовое подавление оппозиции Обеспечение прихода к власти лояльного СССР правительства |
|||||||||
Китайско-советские пограничные конфликты (март 1969г, август 1969 г) |
Территориальные притязания Китая к СССР |
- КНР, - СССР |
Удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия пограничников и регулярных войск |
Мирные переговоры Демаркация границ |
|||||||||
Война в Лаосе (1960- 1970) |
Гражданская война Инициатор - Патриотический фронт Лаоса |
- Королевские войска (на их стороне - США) - силы Патриотического фронта (на их стороне - Вьетнам и СССР) |
Операции, удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (поисково-штурмовые действия) |
Наступательные и оборонительные действия регулярных войск, партизанские действия |
Соглашение между сторонами |
|||||||||
Война на «истощение» (март 1969 г -август 1970 г) |
Интенсивное военное воздействие на Израиль Инициатор- Египет |
- Египет, - Израиль |
Удары, боевые действия |
Артиллерийские перестрелки, налеты авиации, пограничные столкновения |
Перемирие Принятие сторонами «плана Роджерса» |
|||||||||
Пакистано-индийский вооруженный конфликт (1971) |
Борьба за независимость Восточного Пакистана |
- Регулярные воинские формирования Пакистана и Индии- |
Операции, удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия регулярных войск |
Пакистанские войска капитулировали |
|||||||||
Вьетнамская война (1964-1973) |
На начальном этапе-борьба партизан НФОЮВ при поддержке ДРВ за объединение страны |
- Южный Вьетнам, США, - НФОЮВ и ДРВ |
Операции, удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (поисково-штурмовые дейст- вия) |
Наступательные и оборонительные действия (операции) регулярных войск, аэромобильные операции, партизанские действия, поисково-карательные (противопартизанские) действия, прикрытие (ПВО) ДРВ |
Заключение мирного договора Вывод американских войск из Южного Вьетнама |
|||||||||
Война в Камбодже (1970- 1975) |
Гражданская война. Патриотические силы |
- Правительственные войска (на их стороне - США, Южный Вьетнам, Таиланд), - силы патриотического фронта (на их стороне - Китай, Вьетнам и СССР) |
Операции, удары, боевые действия, специальные войсковые действия (поисково-штурмовые действия) |
Наступательные и оборонительные действия (операции) регулярных войск, партизанские действия, использовалась авиация и средства ПВО |
Прокитайские силы пришли к власти во главе с Пол Потом |
|||||||||
Китайско-вьетнамский вооруженный конфликт (февраль - март 1979 г) |
Пограничный спор Реакция КНР на вторжение Вьетнама в Камбоджу и Лаос |
- КНР, - СРВ |
Операции, удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия регулярных войск |
Мирные переговоры |
|||||||||
Англо-аргентинский вооруженный конфликт (1982) |
Постколониальная борьба за власть |
- ВС Аргентины, - Англия и блок НАТО |
Операции, удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия, воздушные и ракетные удары по объектам в глубине территории, морская и воздушная блокада, морской и вертолетный десант |
Мирные переговоры |
|||||||||
Ирано-иракская война (1980 - 1987) |
Силовые действия Ирака с целью захвата спорных территорий и смены политического курса Тегерана |
- Ирак, - Иран |
Операции, удары, систематические боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия в приграничной полосе, воздушные и ракетные удары по объектам в глубине территории |
Прекращение огня и переговоры на основе резолюции СБ ООН |
|||||||||
Чадско-ливийский вооруженный конфликт (1987) |
Пограничные споры Инициатор - Ливия |
- Ливия, - Чад |
Операции, удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия в приграничной полосе |
Одностороннее окончание конфликта со стороны Ливии |
|||||||||
Война в Афганистане (1979- 1989) |
Противоречия постреволюционного развития, ввод советских войск Инициатор - правительство Афганистана |
- Революционное правительство Афганистана, - силы внутринационально-религиозного сопротивления (душманы, моджахеды) |
Операции, удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия) |
Наступательные и оборонительные операции (действия), партизанские и антипартизанские действия, наступление по нескольким направлениям, окружение группировки противника с последующим ее расчленением и уничтожением по частям, проводка колонн, деблокада группировок войск |
Вывод советских войск |
|||||||||
Гражданская война в Никарагуа (1978- 1990) |
Борьба политических группировок за власть |
- Никарагуанское правительство; - оппозиционные группировки |
Операции, удары, боевые действия специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия) |
Наступательные и оборонительныедействия; партизанские и антипартизан ские действия; диверсионные акты |
Переговорный процесс; демократические выборы |
|||||||||
Гражданская война в Мозамбике (1975-1991) |
Постколониальная борьба за власть. Инициатор - правительственные войска ФРЕЛИМО |
- внутригосударственные политические группировки |
Операции, удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-штурмовые действия) |
Наступательные и оборонительные действия, партизанские и антипартизанские действия |
Мирные переговоры |
|||||||||
Ирако-кувейтский вооруженный конфликт (1990-1991) |
Попытка Ирака аннексировать Кувейт |
- Ирак, - Кувейт и Многонациональные силы (более 30 стран) |
Операции, удары, систематические боевые действия |
Оборонительные и наступательные действия - операции «Щит в пустыне» и «Буря в пустыне» |
Ирак потерпел поражение и был вынужден ликвидировать отдельные виды современного оружия |
|||||||||
Осетино-ингушский вооруженный конфликт (октябрь -ноябрь 1992) |
Этноконфессиональные противоречия. Последствия политики депортации 40-х годов |
- Осетины, - ингуши |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательнобоевые действия спецмероприятия, проводимые внутренними войсками |
Террористическо-диверсионные акции с обеих сторон. Захват заложников. Этнические чистки с применением оружия |
Разъединение сторон |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине (БиГ) (1989-1996) |
Этноконфессиональные группы после распада Югославии |
- Сербы; - хорваты (мусульмане - христиане) |
Операции, удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия) |
Наступательные и оборонительные действия, операции по поддержанию мира |
Дейтонские (США) соглашения |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Чечне (внутригосударственный конфликт в России) (1994-1996) |
Боевые действия незаконных вооруженных формирований с ВС федерального правительства |
- ВС РФ; - незаконные вооруженные формирования (чеченцы- русскоязычное население) |
Операции (в т.ч. совместные), удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия), спецмероприятия, проводимые ВВ МВД, МВД и ФСБ |
Наступательные и оборонительные действия обеих сторон, ракетно-бомбовые авиационные и артиллерийские удары. «Зачистка» местности и населенных пунктов. Террористические акции со стороны чеченских формирований. Массовый захват заложников |
Мирное соглашение в Хасавюрте |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Приднестровье (1992- 1997) |
Вооруженные столкновения Попытки Тирасполя выйти из состава Молдовы |
- Молдаване; - русскоязычное население |
Удары, боевые действия, спецмероприятия, проводимые внутренними войсками |
Отдельные диверсионные акты |
При посредничестве РФ и Украины подписано соглашение |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Дагестане (2 августа - 17 сентября 1999) |
Вторжение из Чечни в Дагестан Боевые действия бандформирований с воинскими частями федеральных сил. Инициатор - Чечня |
-Объединенная группировка войск РФ; - чеченские незаконные вооруженные формирования |
Операции (в т.ч.совместные), удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия), спецмероприятия, проводимые ВВ МВД, МВД и ФСБ |
Войсковая операция федеральных войск. Наступательные и оборонительные действия, ракетно-бомбовые авиационные и артиллерийские удары Использование бандформированиями тактики партизанской войны, террористические акции |
Бандформирования разгромлены и вытеснены с территории Дагестана в Чечню |
|||||||||
Гражданская война в Судане (80-е годы - настоящее время) |
Межрелигиозные столкновения. Инициатор - конфессиональные группировки |
- Мусульманская и христианская конфессии страны |
Операции, удары, боевые действия |
Наступательные и оборонительные действия между воинскими формированиями Севера и Юга |
Непрочное перемирие |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе (1988 - настоящее время) |
Столкновения на этноконфессиональной почве. Ирредентистское движение со стороны армян Карабаха |
- Армяне; - азербайджанцы |
Операции, удары, боевые действия, специальные войсковые действия(разведывательно-боевые действия) |
Наступательные и оборонительные действия, провокации |
При посредничестве РФ и Минской группы ОБСЕ ведутся переговоры |
|||||||||
Грузино-осетинский (юго-осетинский) вооруженный конфликт (1991 - настоящее время) |
Ирредендистское движение осетин. Периодические вооруженные столкновения на этнической почве |
- Грузины; - осетины |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно- боевые действия), спецмероприятия,проводимые внутренними войсками |
Периодические вооруженные столкновения, диверсионные акции, минирование местности |
Дагомысские соглашения от 24.06.92 г. и распоряжение правительства РФ от 2.07.92 г. Ведутся консультации при посредничестве РФ и ОБСЕ |
|||||||||
Религиозно-политический кризис в Алжире (1992 - настоящее время) |
Религиозно-политическое противостояние. Инициатор - непримиримая исламская оппозиция |
- Религиозные фанатики фундаменталистского толка; - правительственные войска и силы безопасности |
Удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательнобоевые действия), спецмероприятия проводимые внутренними войсками |
Диверсионные и террористические акции, «прочесывание» местности специальными воинскими формированиями |
Бескомпромиссная борьба |
|||||||||
Гражданская война в Таджикистане (1992 - настоящее время) |
Война на религиозно-клановой основе. Борьба за центральную политическую власть |
- Региональные клановые группы, объединенная таджикская оппозиция (ОТО); - правительство |
Операции, удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия) |
Партизанские методы борьбы, террористические акты, диверсии. Привлечение регулярных войск к подавлению очагов антиправительственных выступлений |
Создано коалиционное правительствос участием лидеров ОТО. |
|||||||||
Грузино-абхазский вооруженный конфликт (1992 - настоящее время) |
Сепаратистское движение абхазцев. Периодические вооруженные столкновения на этноконфессиональной почве |
- Грузины; - абхазцы |
Операции, удары, боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия) |
Периодические вооруженные столкновения, диверсионные акции, минирование местности, насильственные этнические чистки |
Ведутся консультации и переговоры при посредничестве РФ и ОБСЕ |
|||||||||
Гражданская война в Сомали (1994 - настоящее время) |
Межклановые противоречия и борьба за власть |
- Этническо-религиозные группировки страны |
Удары, боевые действия |
Периодические вооруженные столкновения |
Перемирие. Попытка сторон найти политический компромисс |
|||||||||
Внутригосударственный конфликт в Югославии (Косово) (1998 - настоящее время) |
Сепаратистское движение албанцев Косово |
- Армия освобождения Косово; - подразделения регулярной югославской армии и органов правопорядка |
Операции, удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия), спецмероприятия, проводимые внутренними войсками |
Воздушно-наступательная операция НАТО. Боевые действия сил ПВО СРЮ. Операция по поддержанию мира |
Парижские соглашения. Миротворческая операция |
|||||||||
Вооруженный конфликт в Чечне (4 октября 1999 г. -настоящее время) |
Боевые действия Объединенной группировки федеральных войск по уничтожению незаконных вооруженных формирований и их баз на территории Чечни |
- Объединенная группировка Феде ральных войск ВС РФ; - чеченские незаконные вооруженные формирования |
Операции (в т.ч.совместные), удары, систематические боевые действия, специальные войсковые действия (разведывательно-боевые действия), спецмероприятия, проводимые ВВ МВД, МВД и ФСБ |
Контртеррористическая операция федеральных войск РФ; наступательные и оборонительные действия обеих сторон; ракетно-бомбовые авиационные и артиллерийские удары; террористические акции со стороны чеченских незаконных формирований;захват заложников;«зачистка» местности и населенных пунктов |