К вопросу подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь с учетом развития военного искусства
«Наука и военная безопасность», №1, 2003 г., с.22-25
К вопросу подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь с учетом развития военного искусства
Генерал-майор И.А. МИСУРАГИН,
начальник Военной академии Республики Беларусь,
почетный член Академии военных наук Российской Федерации
Анализ локальных войн и вооруженных конфликтов последнего времени показывает, что в современных условиях изменились взгляды на ведение боевых действий, формы и способы применения сил и средств в бою и операции, на место и роль видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, обусловленные массовым внедрением в войска армий развитых иностранных государств систем высокоточного оружия, поступлением новых средств разведки и радиоэлектронной борьбы, возрастанием роли информационного противоборства и изменением, в конечном счете, способов достижения целей войны.
Все эти преобразования в военном деле требуют новых подходов в подготовке офицерских кадров.
В Военной академии Республики Беларусь, несмотря на ее молодость, уже сложилась стройная, выверенная система подготовки курсантов и слушателей, основанная на лучших традициях советской и российской военной школы. Однако современное положение требует постоянного повышения профессионального мастерства офицеров-выпускников. Поэтому главная цель осуществляемых в Военной академии преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания.
Особенно это относится к развитию у слушателей аналитического мышления и творческих способностей, инициативы и самостоятельности, а также выработке практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемым должностям после окончания академии. Успешно решать задачи всевозрастающей сложности в современном бою может только командир, офицер штаба, воспитатель, военный инженер, воспитанный в духе непримиримости к шаблону, догматизму, рутинерству. Важнейшими творческими качествами офицера, на наш взгляд, являются такие, как умение и способность, во-первых, принять оригинальное решение, использовать новый, неожиданный для противника тактический прием. Во-вторых, быстро ориентироваться в сложной обстановке, предвидеть развитие событий, применять военную хитрость, навязывать противнику свою волю, достигать внезапности. В-третьих, находить выходы из критических ситуаций, мобилизовывать и вести за собой личный состав, идти на обоснованный риск; наконец, смело осуществлять маневр, быстро восстанавливать боеспособность войск, обеспечивать гибкое взаимодействие и твердое управление войсками. На выработку этих качеств и направлены основные усилия командования, воспитательных структур и профессорско-преподавательского состава Военной академии Республики Беларусь.
В академии проводится целенаправленная работа по повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. С учетом изменений в военном деле постоянно совершенствуются учебные программы, разрабатываются и внедряются новые методы обучения, наращивается учебно-материальная база. Однако для улучшения подготовки офицерских кадров к решению изменяющихся задач нам необходимо решить ряд проблем организационно-содержательного, учебно-методического и материально-технического характера.
Организационная перестройка учебно-воспитательного процесса осуществляется путем улучшения управления военным образованием на всех уровнях руководства. При этом на первый план выдвигается повышение качества планирования в масштабе академии, на факультетах и кафедрах. В учебно-воспитательном процессе мы стремимся поднять роль факультета не только как административного, но и как учебно-научного подразделения.
Особое внимание при этом уделяется той инстанции управления, которая осуществляет непосредственную подготовку офицерских кадров, то есть выдает конечный результат. Такой инстанцией является кафедра, которой необходимо предоставить большую самостоятельность и обеспечить широкое участие профессорско-преподавательского состава в решении учебно-методических, воспитательных, научных и кадровых вопросов.
Серьезное значение в деле организации учебно-воспитательного процесса приобретает отбор и прием слушателей и курсантов для учебы в академии. Приказом начальника академии в ноябре прошлого года утверждена Инструкция о порядке предварительного изучения кандидатов на учебу в Военную академию Республики Беларусь и ввузы Российской Федерации (приказ № 740 от 26 ноября 2002 г.) С этой целью у нас введена научно обоснованная система профессионально-психологического отбора кандидатов на все факультеты, включающая: анализ документов, индивидуальное собеседование, анкетирование, групповую беседу. Это позволит во многих случаях избежать ошибок, допускаемых при приеме абитуриентов и значительно улучшить качество набора.
За четыре-пять лет обучения в Военной академии у нас имеются большие возможности по выявлению и развитию у курсантов способностей к овладению военными знаниями и практическими навыками, что позволит прогнозировать перспективы их дальнейшей службы, учебы и способности к научной деятельности.
Интересам совершенствования системы отбора кандидатов для поступления на учебу будет служить практика предварительного изучения абитуриентов-слушателей в войсках с участием представителей академии, а также наличие банка данных о наиболее перспективных и способных выпускниках. Что касается вступительных экзаменов для абитуриентов-слушателей, то здесь происходят некоторые изменения в их содержании и порядке проведения. Перед поступлением в академию абитуриенты проходят трехмесячные подготовительные курсы, в ходе которых они совершенствуют свои знания по тактике общевойсковых частей и подразделений, информационным технологиям и иностранному языку. По окончании курсов кандидаты сдают итоговые экзамены, результатом которых является зачисление или не зачисление офицеров в слушатели. В перспективе мы планируем перейти к экзаменам не по билетам, а в форме устного индивидуального собеседования или тестирования.
В последнее время практикуется разработка абитуриентами рефератов, в которых они в свободной форме излагают свои взгляды по одному из вопросов, связанных с тактической подготовкой в войсках, боевой готовностью, морально-психологическим обеспечением, командирской учебой. Разработка таких рефератов преследует цель определить, насколько развито мышление абитуриента и его способность грамотно делать обобщения, выводы и в письменной форме излагать свои мысли. В будущем мы планируем, что оценка за рефераты будет являться превалирующей при окончательном решении вопроса о приеме в академию.
Учебно-методическое направление совершенствования системы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров предусматривает, прежде всего, не переработку действующих учебных программ, а разработку новых, сочетающих разумное соотношение теоретического и практического курса по каждому предмету и дисциплине, а также возможность применения современных форм и методов обучения. Такие программы должны способствовать подготовке выпускников к практической работе в войсках
Так, в настоящее время полностью переработана учебная программа по оперативному искусству Сухопутных войск, внесены частичные изменения в учебные программы дисциплин, изучающих применение объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск. Лекционный материал, комплексные тактические и оперативные задачи переработаны с учетом требований современного боя и операции, а также применения войск в последних локальных вооруженных конфликтах (в Персидском заливе, Чеченской Республике, Югославии).
В основу разработки замыслов командно-штабных учений и тренировок со слушателями командно-штабного факультета положен опыт проведенных в Вооруженных Силах комплексных оперативно-тактических учений «Не-ман-2001» и «Березина-2002».
В учебную программу «Оперативное искусство Сухопутных войск» введены новые темы, рассматривающие вопросы: перспектив развития средств вооруженной борьбы, форм и способов боевого применения соединений и частей; достижения скрытности деятельности войск в современных условиях; оперативного развертывания и прикрытия Государственной границы войсками оперативного командования направления в условиях разрешения вооруженного конфликта; информационного противоборства; применения территориальных войск в операциях, а также специальных войсковых действий.
На основе анализа подготовки и ведения боевых действий российскими войсками в Чеченской Республике разработан цикл лекций «Боевое применение общевойсковых формирований в вооруженных конфликтах», в котором отражены вопросы отрядно-групповой тактики и применения мелких подразделений при ведении специальных войсковых действий.
В настоящее время в академии идет поиск новых форм и методов проведения учебных занятий с целью их внедрения в учебный процесс и активизации тем самым научно-познавательной деятельности обучаемых. К новым формам и методам обучения следует отнести, прежде всего: проблемное обучение, теорию поэтапного формирования знаний и навыков, компьютеризацию учебного процесса, самостоятельную подготовку обучаемых под руководством преподавателя, подготовку отдельных курсантов и офицеров по индивидуальным планам, индивидуальный подход к обучению.
В интересах повышения уровня и качества получаемых теоретических знаний и привития навыков активного их приобретения обучаемыми учебными планами академии предусмотрено сокращение лекционного курса с одновременным улучшением его качества и увеличением времени на другие, более интенсивные виды занятий. При переработке лекционного курса главное внимание уделяется сокращению количества лекций, содержащих уставные положения и другие сведения, имеющиеся в учебниках и учебных пособиях, а также дублирующих одни и те же вопросы.
В связи с этим мы разделяем лекции по предназначению: установочные и проблемные. К числу установочных относятся в основном лекции вводного курса, читаемые обучаемым младших курсов по основным дисциплинам. Проблемные лекции призваны рассматривать наиболее сложные вопросы теории и практики. Поэтому таким лекциям как наиболее сложным и перспективным придается большое внимание, так как на них можно создавать проблемные ситуации, активизирующие работу обучаемых, заставляющие их думать, размышлять в ходе получения информации.
Наибольшим изменениям подвержены семинарские занятия, целью которых является не только закрепление и расширение знаний, но и самое главное - развитие мышления, привитие навыков вести диалог, обосновывать и отстаивать свое мнение.
Определенные изменения происходят и в методике проведения групповых упражнений, групповых и практических занятий как наиболее важных с точки зрения формирования профессиональных качеств офицера. Основное внимание при их проведении направляется на развитие у слушателей творческого мышления, что обеспечивается созданием сложной, нестандартной, противоречивой и даже кризисной обстановки, в которой боевые действия ведутся с сильным, умным, технически оснащенным противником, действующим по самым новым концепциям.
На командно-штабном факультете используется такая форма проведения занятий, как групповое упражнение по учебной дисциплине «Разведка и иностранные армии», в ходе которого слушатели, используя знания иностранного языка, изучают боевые документы, захваченные у противника, и полученные сведения закладывают в выводы из оценки обстановки и в предложения по организации и ведению разведки в бою и операции.
Большие резервы повышения качества профессиональной подготовки слушателей в сочетании с повышением уровня их теоретических знаний имеются при разработке дипломных (курсовых) задач и работ. Здесь в наибольшей мере проявляется индивидуальная форма обучения слушателей. Поэтому время, отводимое для разработки дипломов, курсовых работ, максимально используется не только для консультаций, но и для воспитательного воздействия на обучаемых и ведения наставнической работы по подготовке к практической деятельности в войсках. Успех этой работы находится в прямой зависимости от уровня методической культуры и педагогического мастерства преподавателя, для повышения которого нам предстоит еще много сделать как в общеакадемическом, так и в кафедральном масштабе.
С целью привития слушателям и курсантам навыков проведения научных исследований, применения знаний по современным информационным технологиям им при выполнении курсовых и дипломных работ и задач даются задания на разработку алгоритмов, программ и небольших моделей для обоснования полученных результатов и выдвигаемых предложений. Кроме того, последние два года с целью возможного использования результатов дипломных работ и задач в практике войск и учебном процессе в академии обучаемым даются задания на разработку тем дипломных задач и работ после согласования с управлениями Генерального штаба Вооруженных Сил, командованиями видов Вооруженных Сил и войск оперативных командований и с учетом их пожеланий. Опыт подтверждает правильность нашего выбора направления практической подготовки слушателей и курсантов Военной академии.
Слушатели и курсанты Военной академии включены также в процесс выполнения научно-исследовательских работ, проводимых в академии по военной проблематике военного искусства, совместно с профессорско-преподавательским составом. Только в 2002 году таких НИР насчитывалось в академии 22.
В рамках выполнения научно-исследовательских работ были исследованы следующие основные вопросы:
- разработка теоретических основ планирования, подготовки и ведения боевых действий и методик оценки их эффективности;
- совершенствование форм и способов боевого применения видов вооруженных сил, родов войск и служб в бою и операции;
- анализ состояния и изыскание путей совершенствования видов оперативного (боевого), тылового и технического обеспечения боя и операции;
- разработка предложений по использованию современных информационных технологий в практике оперативной и боевой подготовки войск и т.д.
Основными результатами, полученными при выполнении научно-исследовательских работ по проблемам военного искусства, являются:
«Потенциал» - разработаны методика и программа оценки боевого потенциала Вооруженных Сил Республики Беларусь.
«Взгляд» - определены тенденции ведения военных действий в вооруженных конфликтах, проанализировано развитие форм и способов военных действий в вооруженных конфликтах.
«Свислочь» - разработанный комплекс моделей боевых действий группировки ВВС и войск ПВО прошел опытную эксплуатацию в ходе подготовки и проведения комплексного оперативно-тактического учения «Берези-на-2002». Комплекс обеспечивает моделирование развития сражений и боевых действий, выработку рекомендаций командующему группировкой по принятию решений.
«Воздух» - разработаны имитационные модели средств воздушного нападения, модель оценки эффективности боевых действий сил и средств ПВО и истребительной авиации (ИА) по отражению удара средств внезапного нападения противника. Решена задача комплексного применения ЗРВ, сил войсковой ПВО и ИА ВВС.
Результаты реализованы в алгоритмах и программах в локальной вычислительной сети командования ВВС и войск ПВО.
«Отражение» - разработана методика оценки эффективности боевых действий ВВС. Разработаны алгоритмы моделирования боевых действий истребительной авиации во взаимодействии с РВ и А и средствами РЭБ.
Разработанные алгоритмы позволяют моделировать налет авиации противника, совершенствовать методическое принятие решений и планирование операций ВВС, сократить время расчетов и повысить их точность.
«Терминал» - разработан многомашинный комплекс моделирования боевых действий общевойсковых формирований, усовершенствованы алгоритмы моделирования боевых действий, отображения оперативно-тактической обстановки и т.д.
Не стоим мы на месте и в вопросах внедрения современных информационных технологий в учебный процесс. Профессорско-преподавательский состав Военной академии понимает, что это веление времени и требование современной операции и боя. Так, коллективом кафедры управления войсками и службы штабов в настоящее время осуществляется подготовка программного обеспечения по изучению геоинформационных технологий и применению электронных карт местности для проведения занятий по оперативно-тактическим дисциплинам.
Перестройке подвергается система контроля за усвоением знаний и практических навыков обучаемых. Уже сейчас проводятся контрольные занятия по оперативному искусству Сухопутных войск, истории военного искусства, разведке и иностранным армиям, другим дисциплинам с использованием контрольно-обучающих тестовых компьютерных программ, разработанных слушателями и курсантами академии в рамках выполнения курсовых и дипломных работ. Кроме того, в ходе занятий по оперативно-тактическим дисциплинам используются результаты научно-исследовательских работ, выполненных в академии.
Одним из важнейших путей совершенствования учебно-методической стороны подготовки офицерских кадров является подбор и подготовка профессорско-преподавательского состава. Острота этой проблемы возросла в связи с тем, что за последние годы в связи с реформированием Вооруженных Сил в академию прибыло большое число молодых преподавателей, имеющих опыт практической работы в войсках, но недостаточно владеющих методикой обучения слушателей и курсантов. Поэтому в качестве первоочередной командование академии считает задачу подготовки молодых педагогических кадров, способных обучать слушателей в новых условиях, умеющих методически правильно, научно и доходчиво, доказательно и логично излагать учебный материал, эффективно применять новые методы обучения с использованием технических средств, закреплять пройденную на занятиях тематику. Эта задача, на наш взгляд, может быть решена только через систему адъюнктуры и соискательства.
В этом направлении академия активно работает с марта 1998 года, с момента создания совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата военных наук. За время существования совета подготовлено 33 кандидата военных наук, в том числе 7 - защитили диссертации недавно:
- по специальности 20.01.03 «Оперативное искусство в целом, по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обеспечения операций)» - 11;
- по специальности 20.01.04 «Тактика общая, по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам (в том числе управление и все виды обеспечения боя)» - 21;
- по специальности 20.01.06 «Воинское обучение и воспитание, боевая подготовка, военная педагогика и военная психология, управление повседневной деятельностью войск» - 1.
Высшим аттестационным комитетом Республики Беларусь присвоены ученые звания по специальности «Военное искусство и военное строительство» 10 офицерам и служащим, из них:
- ученое звание «профессор» - 1 (служащий Шеховцов Н.П. - кандидат военных наук);
- ученое звание «доцент» - 8 офицерам и 1 служащему.
Большое значение в становлении начинающих педагогов имеют курсы молодых преподавателей и повышения методического мастерства.
Помимо проводимых в академии учебно-методических мероприятий по повышению военно-теоретического и педагогического уровня профессорско-преподавательского состава, широко практикуется наставническая деятельность опытных педагогов. Положительно, например, сказывается практика привлечения генералов и офицеров, уволенных в запас или отставку, имеющих огромнейший опыт практической работы, для замещения должностей профессоров и доцентов на кафедрах.
Материально-техническая сторона учебно-воспитательного процесса не менее важная и объемная задача, чем предыдущие, так как от ее решения зависит качество подготовки офицерских кадров. Практическое решение этой задачи связано со значительными затратами сил, материальных средств и времени. К сожалению, учебная база академии, несмотря на постоянно проводимые мероприятия по ее расширению и наращиванию, пока еще не отвечает современным требованиям. Она нуждается в существенной реконструкции, и первые шаги на этом пути нами уже сделаны. Так, для качественного проведения занятий по управлению войсками в бою и операции оборудуются центр оперативно-тактической подготовки, а на командно-штабном факультете - класс-макет местности, предназначенный для организации взаимодействия в звене «бригада - батальон» и проведения тренировок по управлению боем.
Однако решение этой проблемы предусматривает необходимость разработки и широкого применения современной тренажерной базы, наличия достаточного современного типографского оборудования, обеспечивающего издание и тиражирование в короткие сроки большого количества учебного и учебно-методического материала.
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс автоматизированных обучающих систем сопряжены с необходимостью создания соответствующего программного обеспечения, которое на сегодняшний день остается сложной задачей, пока трудно разрешаемой в стенах академии.
Есть у нас и еще ряд проблем, связанных с материально-техническим и особенно информационным обеспечением. В этой связи существует необходимость более тесного сотрудничества нашего профессорско-преподавательского состава с научными подразделениями, военно-учебными заведениями Российской Федерации.
Развернувшаяся в академии работа в указанных направлениях является лишь началом комплексного совершенствования учебно-воспитательного процесса. В ходе его нам предстоит выполнить большой объем сложных и ответственных задач с широким привлечением профессорско-преподавательского состава, служб материально-технического обеспечения, чтобы подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь соответствовала современным требованиям и уровню развития военного искусства