Консциентальная война миф или реальность

«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с. 18-22

Консциентальная война: миф или реальность?

Полковник В.М. МАКАРОВ,

заместитель начальника управления

Министерства обороны Республики Беларусь

кандидат педагогических наук

Мир, в котором мы живем, вступил в новую полосу глобальных перемен. Уже не территория, не население, не природные ресурсы олицетворяют и обеспечивают национальную безопасность и высокий жизненный уровень народа, а духовный, интеллектуальный и технологический потенциал. Это значит, что в условиях информационно-эпистемической (знаньевой) власти проблема накопления и уничтожения интеллектуального ресурса становится ключевой.

Соответственно основным полем противостояний между государствами и иными геополитическими субъектами становится состояние и качество сознания людей. Именно сознание является ныне не метафорой, а точно рассчитываемым предметом воздействия и оперирования.

В последнее десятилетие, как в публицистике, так и в научной литературе к слову «война» все чаще добавляется какой-либо эпитет. Началось все с «холодной войны», а сегодня это - нетрадиционная и иррегулярная война, информационная, психологическая, сетевая, консциентальная, «война-игра» и т.д.

Например, автор книги «Технология информационной войны» И.Н. Панарин пишет, что «в XXI веке можно сделать вывод, что информационная война есть основное средство современной мировой политики, доминирующий способ достижения политической и экономической власти» [14, с. 4.].

Вместе с тем ряд военных ученых считает, что война без вооруженной борьбы и оружия - нонсенс, а информационную борьбу некорректно рассматривать вне рамок конкретных стратегических действий и операций, так как основная цель информационной борьбы завоевание информационного превосходства в процессе вооруженного противоборства [15, с. 67].

Президент Академии военных наук Российской Федерации генерал армии М.А. Гареев подчеркивает, что «хотя иногда и говорят об экономической, информационной, финансовой, торговой войне, но, как свидетельствует исторический опыт, без применения военной силы войн никогда не было и не может быть, в том числе так называемых «нетрадиционных войн» [1, с. 53].

Одновременно Махмут Ахметович справедливо отмечает, что «война в Югославии, Афганистане, Ираке выиграна в значительной мере за счет политико-дипломатических игр, информационных подрывных акций, прямого подкупа определенных кругов в стане противника. Но об этом говорят меньше всего, а больше афишируется технологическое превосходство» [1,с.57].

Но главная проблема заключается в другом - рассматривать сегодня информационную, психологическую борьбу, политико-дипломатическую игру и иные виды борьбы только лишь как обеспечивающие подсистемы вооруженной борьбы - значит, бежать от реальности и не видеть глубочайших изменений, произошедших в сущности войны и самой вооруженной борьбы.

Настоящая статья посвящена как раз доказательству (на примере раскрытия сущности консциентальной войны), что нетрадиционные виды противоборства давно уже вышли за рамки только обеспечивающих подсистем вооруженной борьбы.

Кстати, по поводу политико-дипломатической игры - для характеристики принципиально нового типа войны более приемлем термин, предложенный С. Кургиняном - "война-игра": "Мера неклассичности войны, ведомой в 70-е, 80 - 90-е годы, настолько велика, что было бы неверным считать, что это была "просто" информационная война или "просто" война... Фактически это была уже вообще не война. Это была Игра. Игра, которую вел субъект особого игрового типа, вооруженный совершенно новыми методами и способами воздействия на своих геополитических конкурентов. Игра стала доминировать в стратегии борьбы с конкурентами с начала 60-х годов. Мы этого не поняли - не смогли отреагировать на это по-настоящему. В результате нас даже не победили. Нас обыграли. Разница между поражением и проигрышем существенна, хотя результаты проигрыша сходны с результатами поражения в самой сокрушительной войне. Мы потеряли значительные территории, военный и экономический потенциал, понесли чудовищные демографические потери." [7, с. 58 - 59]

Но каково основное, сущностное содержание подобных игр? Каковы главные объекты и предметы поражения и уничтожения в войнах нового поколения, войнах будущего?

С середины 90-х годов в научной литературе используется термин «консциентальная война» (от латинского слова «сознание») [2, 3, 4, 9, 10].

В самом общем плане сознание понимается как высший уровень духовной активности человека, заключающийся в отражении реальности в форме чувственных и мыслительных образов, предвосхищающих практические действия человека. При этом объективный мир отражается в виде представлений, мыслей, идей и других феноменов, образующих содержание сознания. Разрушить или исказить процесс отражения реальности, а, значит, и феномены, образующие содержание сознания, с целью изменить поведение не только человека, но и общностей, этносов, населения целых государств - одна из целей соответствующего противоборства.

Консциентальная война предполагает, что мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организаций сознаний, где предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. То есть задача ставится не более и не менее как следующим образом: в результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих сознаний (люди), наоборот, могут быть сохранены, если откажутся от форм сознания -предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизованно допустимых и приемлемых форм [3, с. 7 - 8].

Подобное происходило и раньше, когда один тип организации сознания вытеснял другой, как, например, христианство сменяло язычество. Но в настоящий момент эти конкуренция и борьба принимают тотальный характер, становятся, чуть ли не единственными и ведущими.

Если объектом воздействия в консциентальной войне является само сознание, то предметом поражения могут быть как формы организации сознания, собственно душа человека, так и иные феномены сознания, в том числе массового.

Ю. Громыко выдвигает гипотезу, согласно которой предметом поражения в консциентальной войне может быть и субъектность того или иного этноса, народа, государства [2, с. 78 - 79].

Автор считает, что основанием для подобного утверждения является то, что реальность сознания не является индивидуальной: она принадлежит более крупным единствам - общностям, этносам. Причем механизм разрушения сознания в данном случае заключается в создании специальных «симуляционных машин», воссоздающих ложную среду существования сознания, в которых снижается уровень энергийного существования личности. Данные симуляционные машины есть не что иное, как отщепленные среды сознания, способные лишь имитировать его работу. Именно эти среды способны опосредованно формировать так называемые группы участия - химерические общности, которые и имитируют существование сред сознания. Дальше остается только эти общности объективировать и как-то назвать, а их членов превратить в образцы для массового подражания.

Разумеется, данный тип воздействия на сознание не является единственным. Этот же автор выделяет, по меньшей мере, пять основных способов поражения сознания в консциентальной борьбе [3, с. 7 - 8]:

1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающего уровень функционирования сознания на основе действия химических веществ, отравления воздуха, радиационных воздействий.

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой функционирует сознание, путем ее дезинтеграции и примитивизации.

3.Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи "мыслеформ" объекту поражения.

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания.

5. Разрушение форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и деперсонализации.

Из этих пяти направлений весьма экзотически выглядит третье направление - оккультная передача мыслеформ объекту поражения. Хотя человечество это уже проходило - оккультно-мистическое содержание доктрины гитлеровской Германии и соответствующая оккультная практика достаточно хорошо известны.

Но и сегодня имеются примеры применения оккультного воздействия на сознание людей (причем достаточно эффективного). Система разрушения сознания деструктивными религиозными организациями, действующими на территории Беларуси, подробно изложена в недавно изданной монографии "Неокультовые объединения в Беларуси", подготовленной в Институте философии и права Национальной академии наук [12].

Есть пример "перевербовки сознаний" нескольких молодых людей - военнослужащих, вступивших в церковь "Новая жизнь" в 1997 г. Оказалось, достаточно пребывания в течение нескольких месяцев в этой религиозной организации, что бы подготовленного специалиста для войск превратить в пацифиста.

Во второй половине 90-х годов наша республика столкнулись также с мощнейшей экспансией неокультов, выступающих под различными вывесками благотворительных, оздоровительных и иных организаций. Проекты «Белая Русь - край мира любви и согласия», «Белая Русь - лаборатория безопасности жизни», «Белая Русь - лаборатория образования будущего планеты», «Белая Русь - лаборатория глубиной экологии и глобального сотрудничества», «Белая Русь - колыбель звездных детей 3-го тысячелетия», «Белая Русь - планетарная лаборатория безопасности жизни, глубинной экологии и глобального сотрудничества» - вот далеко не полный перечень оккультных проектов.

В 2001 году в развитие проекта «Белая Русь - планетарная лаборатория безопасности жизни, глубинной экологии и глобального сотрудничества» в Минске прошел даже так называемый форум «Общество как образовательная система. Проекты действий». Причем в числе организаторов и активных участников форума оказался наряду с некоторыми нашими высшими учебными заведениями и общественными организациями (типа Федерации профсоюзов Белорусской) также и Институт планетарного синтеза (Женева).

Институт планетарного синтеза, как и иные организаторы форума, занимаются разработкой «системных проектов, направленных на достойное вхождение стран СНГ в 3-е тысячелетие». Но самое главное - стремятся «создать систему всемирного образования, чьи ценности разделяются всем человечеством». Вот описание нескольких сфер действий первичных групп так называемых экспертов, предназначенных для «всемирного образования» по соответствующим направлениям:

«Педагоги Нового Века. Образование благодаря притоку света знания в «инстинктивного человека», света мудрости в «познающего человека» и благодаря приложению знания, выражению мудрости и оккультному пониманию «духовного человека».

«Магнетические целители. Практикуют магнетическое существование, законы жизни: законы здоровья и правильных человеческих отношений, непрерывность сознания».

«Политические организаторы. Достижение взаимопонимания между народами через внедрение божественной воли в расы и нации, связующее отдел Ману (Правителя человеческой расы) с людьми».

«Религиозные работники. Практикуют трансцендентные мистицизм, оккультизм и религию».

Комментарии здесь излишни. Тем более, что за респектабельным названием «Институт планетарного синтеза» скрывается представитель американской оккультной секты «Саммит лайтха-уз», своего рода европейская штаб-квартира и ее представительство при ООН. Но «Саммит лайт-хауз» не просто секта - это центр распространившейся и захватившей весь мир так называемой «новой культуры» - «нью эйдж» («new age»). А сам институт - это источник откровенной оккультной вакханалии - смесь всевозможной оккультной эклектики, в том числе в самых экстремальных формах, все виды магии, телепатии, астрологии и т.д. Институт также специализируется на подготовке социальных и политических реформаторов общества в мировом масштабе [13, с. 10-21; И, с. 51-54].

Вместе с тем самым опасным направлением борьбы является борьба пятого типа, поскольку именно она является областью разработки и использования по существу нового оружия массового поражения и, более того, все мы живем в условиях его постоянного воздействия.

Речь идет о воздействии на сознание с целью смены и преобразования типов имидж-идентификаций (отождествлением с той или иной позицией, представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной подлинности), осуществляемых, прежде всего, средствами массовой информации [3, с. 7 - 8].

По итогам многих исследований феномена сознания советских людей в годы перестройки был введен в оборот термин «искусственная шизофренизация сознания». Шизофрения (греч. раскалываю, дроблю, разделяю + ум, рассудок) - это, по существу, разделение сознания человека. Один из характерных признаков шизофрении - утрата способности устанавливать связь между отдельными словами и понятиями. Это влечет за собой нарушение логичности мышления. То есть, если удается искусственно раскалывать сознание, то люди оказываются неспособными увязать в систему получаемые ими сообщения и не могут критически их осмысливать. Им не остается ничего другого, как просто верит комментариям СМИ, выводам симпатичного диктора, заслуженного ученого, популярного артиста или часто повторяемой рекламе.

К примеру, у исследователей, изучавших структуру мышления вкладчиков МММ, не вызывает сомнения факт, что некоторое время логика их рассуждений была pрасщеплена. При опросах вкладчиков им был задан вопрос: «Понимаете ли Вы, что такая прибыль, которую обещало МММ, не могла быть заработана?» 60% ответили утвердительно. Они noнимали, что невозможно получить такие высокие прибыли, но добровольно шли и отдавали деньги. Причем среди вкладчиков соотношение работников, умственного и физического труда составляло 12 : 1 в пользу первых .То есть мы должны признать, что в большей степени манипуляции была подвержена советская интеллигенция. [6, с. 26

Кроме того, важнейшая задача воздействия на сознание - перемена эмоционально-оценочных знаков в отношении фундаментальных понятий и традиционных представлений индивидуального и массового сознания. Добро и зло, позор и честь, красота и безобразие, польза и вред, высокое и низкое - смысл этих представлений подвергается атаке, как со стороны средств информации, так и массовой культуры и деформированной социальной практики. Речь идет о глобальной перестройке базовых ценностей и мироощущений целых наций. В ходе такого воздействия нация перерождается в информационно управляемую биомассу.

Нередко в качестве оружия для разрушения сознания используются сам неожиданные вещи, например, философские учения. Одним из видов такого оружия стал постмодернизм.

Постмодернизм - это модное западное течение, завезенное к нам отечественными просветителями как якобы надежное противоядие всяким видам тоталитаризма. И ставшее стилем жизни значительной части людей, способом думанья и говорения, типом реагирования и т.д.

Вот как характеризуют постмодернизм авторы "Российского аналитического обозрения":

"Постмодернизм - это своего рода новая "идеолого-экономическая формация", в которой мы все неожиданно очутились и будем теперь, наверное, жить всегда. Если же вы этого случайно еще не заметили или просто не поняли, то побывайте, например, на Пушкинской площади в Москве. Это -символ отечественного постмодернизма. Там между большущих панно "Coca-Cola", "Daewoo", "Samsung","Pepsi","McDonalds", заслонивших собой все стороны света, можно увидеть также здоровую бутыль (раза в три толще и выше бронзового Пушкина), рекламирующую отечественное пиво Балтику".

А что же Пушкин, в честь которого названа площадь?.. Он там пока есть, но его как бы уже и нет. Его вписали в общий хаос "общечеловеческих ценностей". Его выставили на витрину - наряду с пивом, чизбургерами и колой. Он больше не давит и не раздражает своим "русским тоталитаризмом", поскольку находится в одном ряду со всем остальным и так же незатейливо веселит и услаждает публику, как и другие товары..."

Что же характерно для постмодернизма? Обращаясь к творчеству ведущих представителей данного течения во Франции, где, собственно, постмодернизм и возник, - к творчеству Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ф. Гаттари, Ж.Ф. Лиотара, Ж. Лакана, Ю. Кристевой и других, - исследователи выделяют следующие черты: стилевой синкретизм, смешение жанров - высокого и низкого; интертекстуальность и цитатность, языковая игра; неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков; фрагментарность и принцип монтажа; иронизм, пародийность, аксиологический плюрализм и т.д.

Указанные принципы, признаки и черты заполняют собой сегодня все общественное пространство, которое для большинства исчерпывается общественным транспортом, магазином, голубым экраном и газетой.

Еще более мощную бомбардировку сознания устраивает телевизор, превращая человека в законченного "шизоида", живущего по законам "желающего производства". Согласно французским постмодернистам Ж. Делезу и Ф. Гаттари (у которых, собственно, и заимствуются данные термины), суть человека составляет его бессознательное, движимое одним главным инстинктом - инстинктом желания. На исполнение и неисполнение желаний, которые животно-примитивны (еда, власть, секс и т.д.), оно реагирует с точностью автомата. Такова природа человека, считают французские философы, такова правда, от которой никуда не уйти. Поэтому бесполезно подавлять желания - это приводит только к расщеплению "Я", к шизофрении. Нужно обнаружить для человека его собственное бессознательное, высвободить место для его спонтанных импульсов.

Ведь именно бессознательное является творцом жизни, творцом культуры...

Под видом борьбы с тоталитаризмом постмодернисты отвергают классические философские принципы, позволяющие описывать деятельность мышления. Классическим онтологиям они противопоставляют онтологию антимышления и все свое внимание уделяют работе с бес- и подсознательным как более первичным человеческим началом. Отсюда бесконечные варианты и модели хаотизации (синкретизм, эклектизм, шокотерапия, поток случайностей), преследующие один результат - достижение невменяемости, а в итоге - полного немыслия..

В общество внедряется такой антропологический проект, который примитивизирует население и делает его еще более безразличным и животнообразным, чем оно было до сих пор. Проект имеет также то "достоинство", что понижение общего интеллектуального и нравственного уровней людей происходит как бы с их добровольного согласия. ("Мыльные оперы", бестселлеры Марининой, видеоклипы, все виды СМИ и т.д., "работающие" в рамках проекта, формируют человека, который твердо убежден: человеческая природа - зла, такова правда, и надо жить "по правде"...)

Разрушение базисных структур и норм мышления, а также механизмов целевого действия и всех ценностей, связанных с обоими процессами, - это удар, что называется, под корень. Мышление и действие суть те основы, на которых коренится народное самосознание. Они суть то, из чего, собственно ,народ и вырастает, на чем он собирается как народ и в черпает свою энергию и силу как субъект, творящий культуру, историю...» [4, с. 18-22]

Таким образом, под консциентальной войной, или войной в сфере смыслов, следует понимать войну психологическую по форме, цивилизационную по содержанию и информационную по средствам, в которой объектом поражения является сознание людей с целью уничтожения или деформации интеллектуального ресурса нации и разрушения ценностных установок населения. Учитывая непосредственную связь ценностных установок человека с культурой его народа, можно сказать, что в консциентальной войне уничтожается именно культура.

Вышеперечислен обобщения позволяют сделать некоторые выводы, непосредственно касающиеся проблем обеспечения национальной безопасности.

Во-первых, в современных условиях национальную безопасность можно обеспечить только в совокупности всех ее составляющих: политической, экономической, информационной, военной, экологической, гуманитарной. Одновременно в современной войне на первый план выходит проблема обеспечения безопасности сознания людей, интеллектуального ресурса нации, морального духа народа. Поэтому исключительно актуальны слова министра обороны Республики Беларусь генерал-полковника Л.С. Мальцева: «В ycловиях серьезного изменения сущности современной войны и вооруженной борьбы, трансформации ее содержания необходимость удержания контакта с реальностью требует изменения устоявшихся стереотипов во взглядах на войну и вооруженную борьбу, которые история отпечатала в менталитете народа. Без осознания нового реестра возможных событий будут затруднены общественный психологический прогноз и сценарий их развития, а, следовательно, готовность населения к эффективной защите себя и своего Отечества от новых угроз, новых методов ведения войны... » [8, с. 8]

Во-вторых, необходимо принятие мер по разработке специальных проектов ликвидации последствий применения консциентального оружия. Причем речь идет, прежде всего, об образовательной безопасности и безопасности культурно-психологической.

Основные пути решения соответствующих проблем в контексте задач военного ведомства:

1. В активизации развития методологических основ обеспечения защиты населения и войск от консциентального оружия, в дальнейшем развитии современной научно-теоретической базы военной социологии, военной психологии и военной педагогики, активизации фундаментальных и прикладных военно-социологических, психологических и педагогических исследований в интересах обеспечения как военной, так и информационной, гуманитарной (культурно-психологической) безопасности.

2. В усилении взаимодействия органов военного управления с республиканскими центрами, занимающимися фундаментальными исследованиями в гуманитарной сфере, с региональными научными и научно-исследовательскими учреждениями, соответствующими кафедрами с целью использования опыта белорусской социологической, психологической и педагогической школ в интересах решения задач обеспечения информационной и гуманитарной безопасности.

3. В принятии мер по повышению психолого-педагогической культуры военных кадров, укреплению и усилению научного потенциала кафедр социальных наук, морально-психологической подготовки Военной академии.

В третьих, изменения сущности войны и вооруженной борьбы не значат, что мы должны бросить все силы только на разработку и производство нового информационного или консциентального оружия (что вполне реально при нашем значительном интеллектуальном потенциале). Эти изменения, наглядно проявившиеся в войнах и военных конфликтах XXI века, лишь подтверждают правомерность и своевременность мер по реформированию военной организации государства, Вооруженных Сил, осуществляемых в настоящее время.

Обращение в настоящей статье к проблеме консциентальных войн только лишь подчеркивает диалектическую взаимосвязь «силы аргумента» (воздействия на сознание) и «аргумента силы» (армии как фактора стратегического сдерживания).

При этом нам всем следует помнить, что Советский Союз несколько десятилетий готовился к войне классического типа, и его во многом погубил; инерционность и невосприимчивость к изменяющемуся миру, ибо не завоевание страны противником становится концом ее истории, так как после завоевания возможно и возрождение. Катастрофа - это поражение в сфере смыслов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гареев М.А. О некоторых характерных чертах войн будущего. // Военная мысль. - 2003. - № 6. - С. 52 - 59.

2.Громыко Ю. Консциентальное оружие - как оно действует //Российское аналитическое обозрение. - 1998. - №7. - С. 78 - 79.

3.Громыко Ю. «Оружие, поражающее сознание, - что это такое? // Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке - М.: Россия 2010, 1997. -С. 7-8.

4.Громыко Н. Постмодернизм - оружие массового поражения? //Российское аналитическое обозрение. - 1998. - № 8 - 9. - С. 78-79

5. Дремков А. Нетрадиционные войны: сущность, проблемы, перспектива //Военная мысль. - 1998 . - №2. - С. 71 - 73.

6.Егоров A.M. Защита от манипуляции сегодня - условие существования завтра. //Журнал прикладной психологии. - 2000. - №3. -C.2t

7. Кургинян С,.Вялый Ю, Подкопаева М. Южная угроза и ее связь с обострением политического кризиса в России. // Россия XXI. - 1996 -МП-12- С. 58 - 59.

8.Мальцев Л.С. Военная безопасность государства и характер будущих войн. // Наука и военная безопасность. - 2003. - № 1. -С. 3 -t

9.Макаров В.М. Неклассические войны в преддверии XXI века // Информационная война: Сборник информационно-аналитических материалов// Ред. В.Н. Суряев. - Минск: ИСПИ, 1998. -С. 24- 40.

10. Макаров В.М. Консциентальное оружие и проблемы трансформации ценностных ориентации молодежи//Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 19 ноября 1998 г./ Национальное собрание Республики Беларусь. Палата представителей. - Минск, 1999. - С. 54 - 57.

11.Макаров В.М. Проект Белая Русь - край мира, любви и согласия и комментарий к нему // Неокультовые объединения в Беларуси/Науч. ред. А.С. Майхрович. - Мн.: «Четыре четверти», 1999. - С. 51 -54.

12.Неокультовые объединения в Беларуси./Науч. ред. А.С. Майхрович. - Мн.: «Четыре четверти», 1999. - 116 с.

13.Разрушительные последствия проектов оккультного просвещения общества: Информационно-аналитические материалы / Бело русская православная церковь, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство образования Респ. Беларусь, Комитет п делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. - Минск, 2001. - 96 с.

14.Панарин И.Н. Технология информационной войны. - М.: «КСП+», 2003. - 320 с.

15.Родионов М.К. К вопросу о формах ведения информационной борьбы // Военная мысль. - 1998 г. - М 2. - С. 67.

'Термин «культурно-психологическая безопасность» не противоречит положениям Концепции национальной безопасности Республики Беларусь В данном случае речь идет лишь о направлениях обеспечения безопасности, содержащихся в концепции, применительно к сознанию людей (сфере смыслов), лежащих главным образом на стыке безопасности в гуманитарной и информационной сферах


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации