Некоторые аспекты военной науки о войнах будущего

«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.56-59

Некоторые аспекты военной науки о войнах будущего

Генерал-лейтенант запаса М.Г. КЕНДЮХОВ,

начальник Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

почетный член Академии военных наук Российской Федерации

Полковник B.C. КОЗЛОВ,

начальник отдела Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Военные учёные всегда уделяли пристальное внимание проблемам прогнозирования характера возможных войн. Попытки предсказать их характер и содержание предпринимались постоянно, но особенно актуальной эта тема стала в связи с реформированием военной организации нашего государства. Состав, структура и численность Вооружённых Сил, объём и порядок подготовки и проведения мобилизации, подготовка населения и территории к отражению возможной агрессии, области обеспечения военной безопасности не могут быть решены без определения, какие же войны возможны в прогнозируемом периоде.

Свои прогнозы выдвигали также политические деятели, дипломаты, историки, представители науки и даже искусства. Однако до сих пор нет ярких и убедительных ответов на вопросы: в какие военные конфликты и возможные войны может быть втянута Республика Беларусь, исходя из логики современного развития военного дела и характера международных отношений? как в связи с этим строить оборону страны? как в современных условиях обеспечить военную безопасность нашего государства?

Поэтому на этапе реформирования Вооружённых Сил Республики Беларусь необходимо определить причины складывающейся ситуации с учетом постоянно изменяющейся военно-политической обстановки в мире, Европе и вокруг Республики Беларусь.

При этом следует особо учитывать тот факт, что в общественном сознании наблюдается стойкое игнорирование глубокого научного знания о природе, сущности и содержании современной войны.

Это подтверждается тем, что в начале 90-х годов прошлого столетия, в начальный период военного строительства, ряд политиков в силу объективных и субъективных причин выросших до разных достаточно высоких должностей, не зная должным образом основ военного искусства, практически не смогли компетентно оценить военно-политическую и военно-стратегическую обстановку, организовать военное строительство в республике на разных уровнях в соответствии с требованиями науки, а не пропагандистских лозунгов.

В тот период ряд политиков, случайно прикоснувшихся к военному делу или действующих под сильным влиянием политических идей и американских способов ведения войны (облегчённых "дистанционно-дисплейных", технически насыщенных), слепо переносили эти взгляды в военно-научные разработки, трактаты, лекции, статьи, посвященные проблемам обеспечения безопасности Республики Беларусь и применению Вооружённых Сил. При этом не учитывались качественные различия военной политики США и Беларуси, обусловленные особенностями геополитического положения, истории развития и жизнедеятельности этих государств, их государственного устройства, уровня экономического развития и т.д. А ведь слепой перенос чужого мировоззрения и методологии в области обороны нашего государства, во-первых, никогда не даст нам американского качества обороны, во-вторых, мы упускаем из виду опасность очутиться в полной зависимости от "помощников", т.к. после заимствования чужого мировоззрения, методологии и непосредственной организации практического дела за работу в области обороны могут взяться зарубежные специалисты, и, в-третьих, - на долгое время затормозит строительство своей, национальной обороны, что, в конечном счёте, скажется на качественном обеспечении национальной безопасности.

С другой стороны, в начальный период строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь некоторые наши военные учёные под влиянием чужого мировоззрения лишились единой научной методологической основы анализа войны, представления о ней как о комплексном, системном явлении, множеством нитей связанном с различными сферами жизни общества.

В последнее время, как в Беларуси, так и в России появилось много публикаций, в которых военные учёные в большинстве своём выдают хорошие, добротные фрагменты научных разработок, которыми можно относительно произвольно манипулировать. Это особенно касается публикаций, посвященных характеру войн будущего. Конечно, с одной стороны, надо приветствовать поисковые работы, а с другой - вызывает сожаление недостаточная корректность используемой методологии исследования сложных проблем военного дела, что приводит авторов к ряду очень спорных выводов.

Например, в вышедшей недавно книге В.И. Слипченко "Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство" автор предложил рассматривать свыше 15 тысяч войн и военных конфликтов, произошедших за всё время существования цивилизации, по поколениям (с 1 по 6 поколение). В целом с периодизацией автора можно согласиться. Однако определение войн шестого поколения, их содержания, как и сам термин "бесконтактная война", на наш взгляд, не совсем точно отражают возможный характер войн будущего.

Главная стратегическая цель войн шестого поколения, как отмечает В.И. Слипченко, "разгром экономического потенциала противника..." бесконтактным способом без непосредственного участия сухопутных войск. Предполагается, что будет применяться, в основном, высокоточное ударное и оборонительное оружие различного базирования обычного типа, оружие на новых физических принципах, информационное оружие, силы и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т.д.

Указанное определение вызывает ряд критических замечаний.

Во-первых, если будет производиться разгром экономического потенциала противника, произойдёт и уничтожение людей - важнейшей составляющей экономического потенциала любого государства. И если к этому добавить слова автора о том, что "массированное применение высокоточного оружия (ВТО)... способно вызвать экологическую катастрофу планетарного масштаба", то возникает вопрос: во-первых, кому нужна такая истребительная война? Зачем применять в массовом количестве ВТО, если, как пишет автор, "...агрессору нет необходимости захватывать территорию противника". Во имя чего он будет разрушать экономику, уничтожать людей?

Во-вторых, скорее всего, контакт у одной из сторон вооружённого противоборства всё же будет, если уж и не с сухопутными войсками более сильного государства или коалицией государств, то с авиационными средствами поражения наверняка. А если учесть, что автор допускает в будущем возникновение на ТВД не только крупномасштабных, но и локальных войн, то напрашивается вопрос: кто и каким способом будет их вести? Только ударами ВТО? Но это просто невозможно.

Для того чтобы произвести оружие, подготовить его к применению, осуществить пуски, контролировать результаты ударов, да и использовать его, необходим специалист, воин. И, наконец, создание любого нового образца вооружения всегда сопровождается практически одновременной разработкой оружия противодействия, борьбы с ним, повышающих защиту войск и объектов тыла. Без всего этого человечество будет обречено на уничтожение.

В-третьих, применение в войнах шестого поколения тех или иных средств вооружённой борьбы во многом будет определяться исходя из критерия "эффективность - стоимость". Если же проанализировать характер и содержание локальных войн и вооружённых конфликтов за последние 15 лет и на этой основе спрогнозировать варианты развития кризисных ситуаций на отдалённую перспективу (определить роль и место сухопутных группировок в их разрешении), то можно прийти к выводу, что главным фактором, определяющим масштабы их применения (в том числе и сил специального назначения), будут военно-политические и военно-стратегические цели государств, участвующих в военном конфликте. Принимая во внимание наличие в мире многомиллионных армий и неразрешимых до настоящего времени территориальных, этнических и религиозных противоречий, можно утверждать, что и в войнах будущего сухопутные группировки войск еще на длительную перспективу будут принимать активное участие в вооружённом противоборстве. Кроме того, все войны рано или поздно будут заканчиваться политическим урегулированием - подписанием соответствующих мирных соглашений. Поэтому для обеспечения законности и стабильности послевоенного урегулирования возникнет необходимость создания определённого контингента сухопутных войск, способного обеспечить проведение гуманитарных операций, демократических выборов под международным контролем и т.п.

Это лишь один из примеров современных публикаций, доказывающий, что в основах научных разработок по проблемам исследования войн будущего отсутствует историческая преемственность и всесторонность подхода к их решению. К глубокому сожалению, в настоящее время ряд военных специалистов и учёных Беларуси продолжают настойчиво копировать подобные сомнительные выводы, которые пытаются внедрять в процесс оперативной подготовки войск и проведения научных исследований. А этого допустить никак нельзя. Так как нельзя забывать очень важное требование к методологии исследования проблем, в том числе и применения ВТО в будущих войнах и военных конфликтах, - историческую преемственность и всесторонность подхода к их решению.

В подтверждение этого можно привести один исторический пример, связанный с появлением ядерного оружия, на основании которого хорошо видна последовательность внедрения новых взглядов в военном искусстве, в практическом совершенствовании военного строительства государства. Разве в СССР разрабатывались теоретические труды о глобальной ядерной катастрофе сразу после его появления? Нет, конечно. Сначала научные центры, полигоны, ЦНИИ, военные академии и другие военно-научные учреждения СССР провели глубокие исследования поражающих факторов ядерного оружия, воздействия его на живые организмы, вооружение и технику, различные промышленные объекты и сооружения, разработали мероприятия по защите войск и объектов тыла, совершенствованию способов ведения боя, операции и войны в целом, которые проверили в ходе десятков экспериментов и войсковых учений. И лишь после всего этого были сделаны достаточно обоснованные выводы о характере ядерной войны, способах ведения боевых действий войск и их защите в условиях применения ядерного оружия, разработаны уставные документы и целый ряд теоретических трудов, учебников и учебных пособий. После чего были выработаны формы и способы применения Вооруженных Сил, которые постоянно совершенствовались при проведении мероприятий по оперативной и боевой подготовке войск.

Только такой методологический подход, на наш взгляд, поможет военным специалистам и учёным сделать более обоснованные выводы и избегать недомолвок и противоречий.

Исторический опыт учит, что содержание и характер войн будущего, а отсюда и военная политика, военное строительство государства всегда должны определяться на перспективу, что "чистой" войны, ведущейся по какому-то "кабинетному" варианту, никогда не было и не будет.

Уже начало любой войны приносит множество новых обстоятельств, которые могут существенно изменить её ход, и это подтверждает окружающая нас действительность. Как, например, последняя война в Ираке, показавшая, что изменившиеся обстоятельства заставили руководство антииракской коалиции вносить изменения в свои планы, как в начале, так и в ходе боевых действий.

Сегодня для достижения своих целей эвентуальные противники любого государства будут также использовать широкий комплекс политических, экономических, дипломатических и других мер воздействия до начала развязывания военного конфликта и в ходе него.

Общим консолидирующим основанием "решительных намерений" против государства могут стать, возможно, искусственно создаваемая нестабильность её внутренней обстановки, устранение государственного режима, "опасного для мирового существования государств в регионе", криминализация общества, "нарушения прав человека", опасения за состояние экологической среды и др.

Перечисленные обстоятельства, по сути, представляют лишь повод, но не реальную причину войны, поскольку последняя может лежать и в плоскости жизненно важных интересов государств, порождающих острые противоречия между ними. Эта искусственно создаваемая политическая причина, а также борьба за природные ресурсы, материальные ценности, средства коммуникации, землю и её недра, водное и воздушное пространство, за устранение конкурентов (препятствий) на пути к мировому и региональному лидерству (в том числе, установление выгодного политического режима в других странах), стремление транснациональных корпораций развитых стран к продвижению своей продукции и др.

Сдерживающими факторами любых форм агрессии против государства являются прогрессивный характер его развития, активная дипломатия, устойчивость и эффективность государственного управления, постоянная защита государственных интересов как внутри страны, так и на международной арене, военная мощь (количественные и качественные характеристики военной организации).

Исходя из логики развития современной военно-политической обстановки и особенностей геополитического положения страны, среди возможных войн выделим, во-первых, войны непосредственно против государства, в которых целями военной агрессии одного или нескольких государств могут стать изменение общественно-политического строя, использование населения страны, его материальных и духовных ценностей, природных и научно-производственных ресурсов в своих интересах; во-вторых, войны, в которые государство может быть втянуто в результате других возможных причин, когда его военная мощь, международный авторитет и возможности добрососедских отношений с другими странами и особенности геополитического положения могут стать средством (инструментом) военной политики других государств или коалиций; в-третьих, войны, связанные с гонкой вооружения, т.к. моральные, интеллектуальные и финансовые затраты на них огромны и могут быть сопоставлены с экономическим ущербом, который может принести реальная война.

Совершенно разный характер перечисленных войн обуславливает и различные приоритеты в обеспечении военной безопасности государства. Так, в гонке вооружений основная нагрузка ложится на экономику, оборонно-промышленный комплекс, новые наукоёмкие технологии. Участие в войне на правах союзника требует чрезвычайно высокого напряжения сил политиков и дипломатов, а в случае активной военной агрессии основная тяжесть ложится на плечи военной организации государства и, прежде всего, Вооружённых Сил.

Формы военной агрессии будут зависеть от политических целей войны, возможностей и способов применения вооружения и боевой техники. Облик возможной войны против государства во многом будет определяться опытом и наработками в области военного искусства, которыми обладают государства и коалиции, намеревающиеся военной силой уничтожить нас или навязать свою волю нашей стране. Прежде всего они будут применять стратегию и тактику, позволяющие им усиленно использовать ВТО и оружие, основанное на новых физических принципах, наносить массированные удары, находясь за пределами досягаемости средств поражения обороняющейся стороны. Эти удары будут сопровождаться мощным радиоэлектронным и информационно-психологическим воздействием, проведением диверсионных акций с использование сил специальных операций и т.д.

При любых возможных условиях военные действия в ближайшие 20 лет будут иметь исключительно высокоманёвренный характер без чётко обозначенной линии фронта с открытыми флангами. Типичными станут очаговые действия с широким применением различных десантов, аэромобильных войск с быстрым одновременным продвижением на отдельных направлениях войск основной наступательной группировки.

В последующие десятилетия при ведении военных действий более широко будет применяться ВТО и оружие на новых физических принципах (генераторы мощного электромагнитного импульса супер ЭМИ, радиочастотных боеприпасов - РЧБП и др.). Чётко обозначенной линии фронта по-прежнему не будет. Очаговые действия войск будут характеризоваться упорной борьбой за хорошо оборудованные и защищенные позиции, и укрепленные районы. Любые передвижения войск будут требовать более значительного привлечения обеспечивающих сил и средств.

Во всех войнах по-прежнему будет просматриваться стремление к ведению войны коалиционным составом сторон; поражению войск (сил), объектов тыла, экономики и коммуникаций на всей территории противника; ожесточённому информационному противоборству; использованию .непрямых способов и форм воздействия на вооружённые силы и страну в целом; проведению операций и воздушных компаний; применению дальнего огневого и электронного поражения.

Таким образом, в возможных войнах первой половины XXI века основным их содержанием, кроме политических и экономических форм воздействия, следует ожидать вооружённую борьбу с последующим смещением её акцента в сторону информационной, идеологической, собственно политической, экономической и морально-психологической области, которые в конечном итоге изменят роль и место вооружённой борьбы, изменят смысл понятия "война" и определят особенности в обеспечении безопасности страны и мирового сообщества.

Следует также отметить, что в свете последних событий, связанных с военной агрессией США против Ирака, а также попытками США разгромить террористические организации по всему миру, можно с определённой долей условности предположить, что мы уже реально становимся свидетелями начала, по сути, Третьей мировой войны. Вероятно, она примет специфический и затяжной характер, а её содержанием наряду с контртеррористическими операциями, плавно переходящими в контртеррористические кампании, возможно, станут операции по разрушению объектов производства ОМП и средств его доставки, свержение политических режимов, поддерживающих терроризм (в том числе и просто неугодных политических режимов); пресечению торговли оружием и наркотиками; обеспечению свободного доступа к энергоносителям; установлению "справедливого" территориального размежевания; обеспечению "демократических преобразований"; защите национальных интересов этнических групп; борьбе с наркомафией; различного масштаба психологические операции и др.

Анализируя последние события, происходящие в мире, особенно при проведении США вооружённых операций в Афганистане в 2001 году "Несокрушимая свобода", в зоне Персидского залива в 2003 году "Свобода Ирака", можно предположить, что титанические усилия США, направленные на доминирование в XXI веке над всеми, заранее обречены на неудачу.

Стремление США окончательно покончить с террористическими организациями и силами, создающими им угрозу, в конечном итоге могут сформировать высокий уровень конфликтности в мире в целом, что в той или иной мере определит характер (содержание) войн будущего.

Таким образом, на наш взгляд, в сложившейся ситуации военным учёным важно понять, что современная война - качественно новое явление, анализ которого требует переработки сложившихся концепций развития общества и уточнения понятийного аппарата. Особая его новизна заключается даже не в средствах и способах вооружённой борьбы, а в совокупности используемых направлений, технологий невооружённой и вооружённой агрессии, в диалектике их взаимосвязи и философии применения в той или иной военно-политической ситуации. Поэтому при проведении исследований необходимо не забывать очень важное требование к методологии исследования проблем войн будущего - историческую преемственность и всесторонность подхода к их решению.

В заключение следует отметить, что в статье отражены лишь некоторые аспекты военной науки о войнах будущего. Дальнейшая дискуссия, по нашему мнению, поможет в более полном объеме вскрыть весь спектр и глубину рассматриваемой проблемы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации