Некоторые аспекты миротворческой деятельности

«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с. 41-43

Некоторые аспекты миротворческой деятельности

Полковник В.И. ШАТЬКО,

начальник цикла истории войн и военного искусства -

профессор кафедры военного искусства

Военной академии Республики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Подполковник O.K. КРИВОНОС,

доцент кафедры управления войсками

Военной академии Республики Беларусь, кандидат военных наук

Динамичное изменение военно-политической обстановки в мире, наиболее характерное для конца XX - начала XXI веков, существенно обогатило мировой опыт по урегулированию кризисных ситуаций. Данный вид деятельности, в соответствии с международными документами [1]. классифицируется как миротворчество.

Термин «миротворчество» впервые был введен Генеральной Ассамблеей ООН 18 февраля 1965 года, однако до сих пор данное понятие не имеет четкого определения. Это объясняется не только тем, что его нет в уставе ООН, но и тем, что каждая из проводимых миротворческих операций, как правило, не похожа на предыдущую. Как показывает опыт [2], характер проведения миротворческих операций определяется следующими факторами:

геополитическим и геостратегическим положением государств (государства);

экономическим, социальным и политическим уровнем развития конфликтующих сторон;

причиной зарождения конфликта и этапа его прохождения на момент урегулирования международными организациями [3];

адекватностью и своевременностью действий международных организаций по урегулированию конфликта; статусом конфликтующих

сторон в соответствии с международными законами и т.д.

Наличие такого большого числа факторов, влияющих на характер миротворческой деятельности, обуславливает необходимость их всестороннего изучения и досконального исследования. В то же время данной области применения Вооруженных Сил у нас до сих пор не уделяют должного внимания, что подтверждается отсутствием научных трудов и руководящих документов по данной тематике. Использование же терминологии миротворчества во время командно-штабных и тактических учений осуществляется порой с грубыми ошибками, противоречащими уставу ООН и другим международным документам. При этом, как правило, миротворческая тематика присутствует лишь в исходной обстановке, после чего розыгрыш боевых действий проводится по «классической» схеме.

Подписание 1 октября 2001 года Меморандума о взаимопонимании между ООН и правительством Республики Беларусь относительно участия в системе резервных соглашений ООН при наличии Закона «О направлении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и прокурорских работников за пределы Республики Беларусь для выполнения международных обязательств государства, участия в боевых действиях и миротворческих операциях» делает возможным участие наших граждан в миротворческой деятельности.

Вместе с тем отсутствие четкого понятийного аппарата в данной области применения Вооруженных Сил вызывает определенные трудности в систематизации накопленных знаний и опыта, а также в профессиональной подготовке специалистов для этого вида деятельности. В статье, на основании имеющегося международного опыта и с учетом возможных направлений развития Вооруженных Сил Республики Беларусь, рассматриваются основные аспекты миротворчества.

Традиционно термин «миротворчество», или «поддержание мира», употребляется при проведении операций в соответствии с главой VI Устава ООН, а при наличии особых условий, оговоренных в статье 39, в соответствии с главой VII развертывание миротворческой операции осуществляется с санкции Совета Безопасности ООН. Для принятия решения необходимо не менее десяти голосов членов Совета. При этом любой из пяти постоянных членов (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США) могут наложить вето на это решение [4].

Порядок развертывания и проведения операции определяется департаментом по поддержанию мира и другими структурами ООН на основании рекомендаций Генерального секретаря. Исторический опыт свидетельствует, что департамент по поддержанию мира принимает решение на проведение миротворческой операции и осуществляет ее планирование на основании следующих принципов [5]:

1. Миротворческая операция должна проводиться на основе четкого правового мандата, указывающего и ограничивающего цели операции, допустимые средства, уровень насильственных действий и определяющего масштабы используемых сил. Наиболее типичной формой мандата является резолюция Совета Безопасности ООН.

2.Ответственность за планирование и проведение операции несет Генеральный секретарь ООН.

3. Согласие конфликтующих сторон на поиск мирного выхода из сложившейся ситуации должно предшествовать решению о направлении миротворческого контингента в зону конфликта (в последнее время этот принцип начинает пересматриваться в связи с введением нового типа операций - по принуждению к миру).

4.Расходы на подготовку и проведение операции покрываются коллективно.

5. Беспристрастность сил, принимающих участие в разрешении конфликта. Привлекаемые к проведению операции войска (гражданский персонал, посредники) должны быть не из региона конфликта и представляться странами, не имеющими непосредственного интереса в зоне конфликта.

6. Участники операции должны сохранять полный нейтралитет (равноудаленность), не вступать ни в какие особые (предпочтительные) отношения ни с одной из конфликтующих сторон, не оказывать ни одной из участвующих в конфликте группировок прямого или косвенного содействия в реализации ее интересов, если это ведет к ущемлению интересов других участников конфликта.

7. В ходе миротворческих операций военная сила может применяться только для самообороны воинских контингентов и гражданского персонала, участвующих в миссии по разрешению конфликта.

Как правило, миротворческие операции проводятся в виде превентивной дипломатии, операции по восстановлению мира, миссии военных наблюдателей, операции по поддержанию мира, операции по принуждению к миру и операции по построению мира [6]. В то же время, как свидетельствует опыт [2],

для урегулирования большинства вооруженных конфликтов проводилось по нескольку миротворческих операций. При этом в зависимости от складывающейся обстановки один вид операции плавно перерастал в другой. Порядок такого перерастания в зависимости от степени эскалации локализуемого конфликта представлен на рисунке.

Рассмотрим характерные черты каждой из представленных операций и наиболее типичные условия для их проведения.

На начальной стадии эскалации напряженности оправдывает себя превентивная дипломатия, которая включает меры, предпринимаемые заблаговременно в отношении прогнозируемого конфликта с целью предотвращения или ограничения насилия. В наиболее напряженных ситуациях вооруженные силы могут оказать содействие превентивной дипломатии. Такое содействие может заключаться в превентивном развертывании и размещении войск на границе или в зоне потенциального конфликта, где возрастает напряжение между сторонами, с целью продемонстрировать решимость и приверженность мирному разрешению конфликта, одновременно подчеркивая готовность и способность при необходимости применить силу. На практике достаточно трудно определить начало и окончание данного вида деятельности, так как многие военные специалисты утверждают, что основные мероприятия превентивной дипломатии проводятся постоянно. В то же время наиболее характерным примером проведения таких мероприятий может служить операция, проведенная в 1995 году ООН в Македонии, которая показала высокую действенность предпринимаемых мер.

По мере нарастания напряженности между конфликтующими сторонами проводится операция по восстановлению мира. Под операцией по восстановлению мира понимают дипломатический процесс мирного урегулирования конфликта.

Некоторые аспекты миротворческой деятельности

Роль вооруженных сил в содействии мирному урегулированию заключается в установлении и налаживании контактов между военными противоборствующих сторон, проведении операций по поддержанию безопасности в зоне конфликта, проведении учений, размещении войск и осуществлении других мероприятий, повышающих эффективность дипломатического процесса. Например, комплекс мероприятий ООН в Камбодже, проводившихся в 1992 - 1993 годах в соответствии с рассматриваемой классификацией можно отнести к операции по восстановлению мира.

Дальнейшее разрастание конфликта вынуждает международные организации и, прежде всего, ООН к принятию кардинальных мер. При отсутствии обоюдного согласия конфликтующих сторон на разрешение противоречия мирным путем такими мерами могут быть различного рода силовые акции, проводимые в виде операции по принуждению к миру.

Операция по принуждению к миру проводится коалиционной группировкой войск (реже вооруженными силами одного государства или ограниченным контингентом) в виде силовой акции с целью вынудить противоборствующие (конфликтующие) стороны к разрешению конфликта мирным способом. Операция проводится на основании решения Совета Безопасности ООН в соответствии с VII главой Устава ООН. Войска, проводящие операцию по принуждению к миру, могут участвовать в силовом разграничении воюющих сторон или быть втянутыми в боевые действия с одной или всеми сторонами конфликта. Характерным примером операции по установлению мира является война многонациональных сил против Ирака, вторгшегося на территорию Кувейта в 1991 году. При этом анализ операций, проводимых многонациональными силами в районе Персидского залива [7], свидетельствует, что формы и способы проведения операции по принуждению к миру существенно не отличаются от обычных боевых действий.

При получении обоюдного согласия противоборствующих сторон на разрешение конфликта мирным путем, в зависимости от степени эскалации обстановки, в зону конфликта отправляется миссия военных наблюдателей или проводится операция по поддержанию мира.

Миссия военных наблюдателей заключается в наблюдении за выполнением мирного соглашения, достигнутого противоборствующими сторонами и информировании мирового сообщества через ООН о развитии ситуации в зоне ответственности. Наблюдатель ООН обычно представлен военным офицером или официальным гражданским лицом. Как правило, наблюдатели не вооружены, однако в исключительных случаях они могут иметь при себе личное оружие.

На миссию наблюдателей ООН возлагается решение следующих задач [8]:

руководство процессом прекращения военных действий;

инспектирование демилитаризованных зон и мест хранения оружия;

выполнение функций офицеров по связи и поддержанию взаимодействия между ООН и местными органами власти;

расследование сообщений о нарушении мирных соглашений;

организация и проведение переговоров при возникновении конфронтации или разногласий в зоне ответственности миссии;

наблюдение за границами и населенными пунктами, которые подвергаются угрозе нападения;

предупреждение международного сообщества через соответствующие структуры ООН о нарастании угрозы государству или этнической группе со стороны соседей.

Наблюдатели ООН, как правило, решают возложенные на них задачи в составе небольших групп. При этом они могут располагаться на общей границе, между враждующими сторонами, или рассредоточиваться по району конфликта в зависимости от дислокации объектов для наблюдения. Характерным примером миссий военных наблюдателей являются:

орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, действующий с 1948 года;

миссия ООН по наблюдению за прекращением огня между Ираком и Кувейтом (с апреля 1991 года);

миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (с сентября 1991 года).

Когда сформировавшийся в ходе эскалации напряженности уровень угроз не позволяет организовать миссию военных наблюдателей, проводится операция по поддержанию мира.

Операция по поддержанию мира проводится контингентом вооруженных сил, как правило, в составе коалиционной группировки, с согласия противоборствующих (конфликтующих) сторон на основании решения Совета Безопасности ООН в соответствии с VI главой Устава ООН. Основными задачами войск при проведении операции по поддержанию мира являются:

контроль за соблюдением соглашения о перемирии и прекращении огня конфликтующими сторонами;

контроль за отводом и разъединением сил противоборствующими сторонами;

контроль за разоружением и расформированием незаконных вооруженных формирований;

контроль за обменом военнопленных;

поддержание законности и правопорядка в районе проведения операции;

организация и проведение переговоров между воюющими сторонами с целью снижения напряженности;

содействие международным организациям в оказании гуманитарной помощи;

разминирование местности;

оказание помощи и содействие перемещенным лицам (беженцам).

Для выполнения вышеперечисленных задач миротворческий контингент может развертываться по линия прекращения огня, в буферной зоне или распределяться по всему району проведения операции в зависимости от складывающейся обстановки. В любом случае миротворческие силы должны осуществить следующий перечень мероприятий:

взять под свой контроль основные воздушные и морские пути, дороги и другие ключевые позиции, чтобы предотвратить попытки какой-либо из сторон добиться тактического превосходства;

организовать контроль над буферной зоной (если она создается);

разметить и постоянно инспектировать демаркационную линию, чтобы уменьшить вероятность ее нарушения;

обезвредить неразорвавшиеся снаряды и мины, которые могут угрожать патрулированию подразделений миротворческих сил;

организовать эффективную связь, чтобы обеспечить немедленное оповещение о любом инциденте.

В соответствии с перечисленными признаками и решаемыми задачами к операции по поддержанию мира можно отнести действия вооруженных сил ООН на Кипре (с марта 1964 года).

Последней из предлагаемой классификации и заключительной в урегулировании кризисной ситуации является операция по построению мира.

Операция по построению мира представляет собой совокупность постконфликтных мер, направленных на укрепление и перестройку гражданских институтов власти, восстановление торговли, функционирование больниц, школ и т.д.

Роль войск, проводящих данный тип операции, заключается в оказании помощи в организации проведения выборов (референдумов), демобилизации бывших воюющих сторон. Данный тип операции предшествует переходу государства (этнической группы) к стабильной мирной жизни. Например, администрация ООН переходного периода в Восточном Тиморе (с октября 1999 года).

Таким образом, применение данной классификации миротворческой деятельности позволяет контролировать вооруженный конфликт с момента зарождения конфронтации до полной его локализации и перехода к мирной жизни. Это, в свою очередь, дает возможность правильно оценивать складывающуюся ситуацию, своевременно и адекватно реагировать на всех этапах развития вооруженного конфликта. Для участия представителей Вооруженных Сил Республики Беларусь в миротворческой деятельности необходимо не только разработать и законодательно закрепить единые подходы к проведению основных видов рассмотренных операций, которые соответствовали бы международным стандартам, но и готовить военнослужащих к действиям в таких операциях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. United Nations Peace-keeping. United Nations, 1993.

2.The Blue Helmets. A Review of United Nations Peace-keeping. Third edition, 1996.

3.Гринюк В.И., Фомин С.А. Вооруженный конфликт: его основные характеристики и некоторые аспекты боевого применения общевойсковых соединений и частей // Наука и военная безопасность. - Минск, 2003 № 1. - С. 29 - 38.

4. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда: United Nations Department of Public Information, 1984.

5.Устав фм 100 23

6. Nordic UN Tactical Manual // 2. nd edition, 1996

7.Подлесный Е.Я., Шатько В.И. Локальные войны и вооруженные конфликты // Учебное пособие. Минск: Военная академия Республики Беларусь, 1998. - 137 с.

8. United Nations training assistance teams // Second Draft. United Nations Department of Public Information, 1996.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации