Некоторые проблемы научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил

«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.3-8

Некоторые проблемы научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил

Генерал-полковник Л.С. Мальцев,

министр обороны Республики Беларусь,

кандидат социологических наук,

профессор военных Академии Российской Федерации

История знает немало примеров, когда прекрасно вооруженные армии терпели сокрушительные поражения и, наоборот, - войска, уступающие противнику в своей оснащенности, побеждали. Видимо, следует согласиться с выводом Наполеона о том, что армия не разбита до тех пор, пока она не прониклась сознанием поражения, потому что поражение - это вывод разума, а не физическое состояние.

Одним из конкретных проявлений морального духа войск является их дисциплинированность.

В современных условиях моральный дух личного состава Вооруженных Сил Республики Беларусь проходит серьезное испытание на прочность. Создается практически новая армия по своему качеству, отвечающая требованиям, которые поставлены сегодня перед вооруженной организацией государства изменившимися сущностью и содержанием современной войны и вооруженной борьбы. В условиях реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь роль морального фактора и одного из его показателей - воинской дисциплины значительно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, тем, что военнослужащие, члены их семей испытывают значительное психологическое напряжение, связанное с возможным изменением устоявшегося уклада их жизни и деятельности. Это - объективная реальность. Но именно в такой обстановке как никогда необходимо добиться организованности личного состава, понимания всеми необходимости преобразований, что, безусловно, сделать непросто. В этой связи главным фактором стабилизации выступает воинская дисциплина. Становится очевидным, что в условиях реформирования нужны новые подходы к решению задачи поддержания и укрепления воинской дисциплины. Эти подходы могут быть найдены путем глубокого научного анализа и осмысления тех качественных изменений, которыми сопровождается процесс реформирования, условий и причин, имеющихся на этом фоне как положительных, так и негативных проявлений.

Преступность в армии: криминологические аспекты

По мнению многих ученых, в любом государстве и армии действуют единые основные тенденции и закономерности, что проявляется в тесной взаимосвязи уровня преступности в обществе и Вооруженных Силах.

В подтверждение этого вывода приводятся данные динамики преступности в армии и государстве в целом. Так, общеуголовные преступления в Вооруженных Силах Российской Федерации, несмотря на свой малый удельный вес (0,5% в структуре преступности в стране), изменяются практически сообразно криминогенной обстановке в стране. Коэффициент парной корреляции между динамическими рядами преступности в Российской Федерации и Вооруженных силах составляет + 0,8. При этом уровень воинской преступности, по мнению ученых, в большей степени управляем, но, тем не менее, коэффициент корреляции между динамическими рядами этих деяний в армии и преступности в стране составляет + 0,6. Соответственно делается вывод о том, что попытки радикально решать криминологические проблемы военнослужащих только внутри войск без решения криминологических проблем в стране, предпринимавшиеся неоднократно, терпят провал [9, с. 35 - 36].

Было бы неправильно отрицать определенную зависимость криминогенной обстановки в стране и Вооруженных Силах.

Вместе с тем, на наш взгляд, более чем неуместно пытаться абсолютизировать значение общих проблем общества и армии.

Опыт строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь, начиная с середины 90-х годов, показывает, что возможности должностных лиц в борьбе с отклоняющимся поведением военнослужащих значительны.

Проводимая руководящим составом Министерства обороны, командирами и начальниками организаторская и воспитательная работа по укреплению воинской дисциплины, начиная со второй половины 90-х годов, способствовала радикальному снижению преступности в войсках.

К 2002 году количество преступлений в армии сократилось в два с половиной раза в сравнении с 1994 годом.

О динамике сокращения преступлений можно судить по коэффициентам преступности (табл.1).

Причем коэффициент преступности в Вооруженных Силах в 2002 году был

Некоторые проблемы научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил

почти в два раза ниже, чем среднестатистический коэффициент преступности по республике (табл. 2).

Таблица

Состояние преступности в Республике Беларусь

199

1995

1996

1997

1998

1999

2000

200

Количество преступлений в Республике Беларусь

12025

13176

1272

128420

122858

130537

135540

112189

Коэффициент преступности на 1000 человек всего населения

11,7

12,9

12,5

12,07

12,

13,0

13,5

11,

При этом коэффициент парной корреляции между динамическими рядами преступности в расчете на 1000 человек населения республики и 1000 военнослужащих в 1994 - 2001 годах составил минус 0,0366, а между динамическими рядами воинских преступлений и преступлений в республике, также в расчете на 1000 человек, - минус 0,349. Для сравнения - в России соответствующие коэффициенты составляют + 0,8 и + 0,6 соответственно.

Отрицательные коэффициенты ранговой корреляции опровергают мнение, характерное для некоторых должностных лиц, о том, что наведение порядка в армии находится вне сферы их компетенции и целиком зависит от криминогенной обстановки в обществе. Несмотря на то, что в республике в 90-е годы отмечался рост преступности, в Вооруженных Силах, начиная с 1995 года, достигнуто значительное снижение количества преступлений и происшествий, в том числе самоубийств.

Эти изменения явились прямым следствием осуществленных во второй половине 90-х годов преобразований в армии, а также реформирования Вооруженных Сил в 2001 - 2003 годах.

Уже в ходе завершающего этапа реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на основании криминологического анализа преступности, изучения тенденций, связанных с ее изменением в последние годы, были сформулированы основные причины имеющих место недостатков в укреплении и поддержании воинской дисциплины и определены меры по оптимизации системы работы по поддержанию правопорядка в армии в современных условиях.

В Министерстве обороны Республики Беларусь разработано и в январе 2002 года издано постановление «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию», в котором:

определена система работы по поддержанию воинской дисциплины, исключающая возможность сокрытия правонарушений;

оптимизирована система анализа воинской дисциплины, морально-психологического состояния воинских коллективов и оценки деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка;

усилены положения, гарантирующие правовую защиту командиров и начальников, бескомпромиссно принимающих меры по утверждению законности;

определены направления работы по поддержанию воинской дисциплины со всеми категориями военнослужащих;

определен порядок осуществления отбора, приема и ввода в строй пополнения, организации индивидуальной работы и профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения.

Итогом реализации требований Постановления и результатом преобразований в ходе реформирования Вооруженных Сил стало дальнейшее сокращение преступности в армии.

В 2002 году зафиксирован самый низкий коэффициент преступности за всю историю Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Тенденция снижения преступности сохранилась и в 2003 году. За три квартала 2003 года снижение преступности в армии составило более 14% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Вместе с тем, анализ состояния работы по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь свидетельствует, что в ряде соединений и воинских частей далеко не полностью использован имеющийся потенциал для дальнейшего укрепления правопорядка на новом качественном уровне.

Все это обуславливает острую потребность дальнейшего совершенствования управленческой деятельности военных руководителей всех уровней по поддержанию и укреплению воинской дисциплины, продолжения углубленных исследований социально-правовых, психологических, криминологических аспектов профилактики правонарушений в армии.

Проблемы психологии воинской дисциплины в исторической ретроспективе

Изучение проблем воинской дисциплины осуществляется многочисленными представителями смежных отраслей знаний: военной социологии, психологии, психиатрии, педагогики, криминологии и др.

Одновременно есть настоятельная необходимость остановиться на роли военной психологии как прикладной, практической психологии, которая должна стать действенной силой в решении задач научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил.

Проблема психологии воинской дисциплины в контексте научного обеспечения армейской дисциплинарной системы обусловлена рядом причин.

Во-первых, научно-психологическое обеспечение дисциплинарной деятельности в воинской части (подразделении) осуществляется на невысоком методическом уровне, главным образом, из-за отсутствия достаточного числа специалистов, имеющих соответствующие образование и квалификацию, а также низкой психологической культуры многих должностных лиц.

Во-вторых, нуждается в совершенствовании исследовательская работа в области психологии воинской дисциплины. Несмотря на то, что в Республике Беларусь происходит становление собственной военно-психологической школы, проведен ряд фундаментальных психологических исследований, в том числе связанных с изучением ментальных процессов в воинских коллективах, необходима дальнейшая оптимизация структур, занимающихся военно-психологическими исследованиями.

В-третьих, исторически сложилось так, что в отечественной научной практике подход к воинской дисциплине приобрел психолого-педагогический акцент, по существу тема воинской дисциплины почти полностью сместилась из области психологии в область педагогики, особенно во второй половине XX века.

Военная психология занимается изучением дисциплины более 150 лет. Вторая половина XIX века и первая четверть XX века отмечены интересными публикациями, посвященными различным сторонам этой проблемы.

Среди них работы Н. Бутовского «О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках» (1883 г.), М. Драгомирова «Армейские заметки» (1881 г.), «Дисциплина, субординация, чинопочитание» (1894 г.), П. Изместьева «Из области военной психологии» (1907 г.), А. Свечина «Предрассудки и боевая действительность» (1907 г.) [2, с. 135 -140; 3, с. 141- 157; 7, с. 187 - 344, 382 - 392; 8, с. 243 - 248; 13, с. 70-93].

Глубокие мысли о дисциплине содержатся в работе Л. Толстого «Проект о переформировании армии», написанной в 1855 г. [16, т. 16, с. 392-406].

Причем некоторые зарубежные специалисты часто называют Л.Толстого отцом военной психологии [4, т. 1, с. 69].

Первоначально подход к теоретическому толкованию дисциплины носил умозрительно-эмпирический характер. При этом публикации не были научно дифференцированными, соединяли в себе военно-тактические, юридические, исторические, педагогические и иные аспекты дисциплины. Вместе с тем большинству публикаций того времени была свойственна психологическая ориентированность. Особенно наглядно это проявилось в описании психологического портрета военнослужащего XIX - первой половины XX веков.

В массовом сознании психологический портрет военнослужащего дореволюционной российской армии ассоциируется, как правило, с беспримерным мужеством и героизмом воинов, идиллической картиной беззаветной преданности царю и Отечеству, гуманными отношениями между военнослужащими. Не случайно у Петра I есть высказывание: «Ни единый народ в свете так послушлив, яко российский» [1, с. 122]. А в начале XX века журнал «Разведчик» писал: «Что же касается гуманного отношения офицера к солдату, то мы стоим в этом отношении едва ли не выше соседей» [14, с. 153].

Вместе с тем, беспристрастный анализ работ многих авторов рисует не только оптимистические картины нравственного и психологического облика воина российской армии.

Пожалуй, впервые достаточно серьезный психологический анализ военнослужащего дан Л. Толстым в «Проекте о переформировании армии» [16, с. 392 - 406]. Именно здесь изложены причины неудач военных кампаний середины XIX века, подробно рассмотрен психологический облик воина, дана характеристика «угнетенных», «угнетающих» и «отчаянных» солдат:

"У нас есть солдаты 3-х родов - есть угнетенные, угнетающие и отчаянные.

Угнетенные - люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его. Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка: каждый солдат, годом старше его, имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому что он - угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные - самые жестокие угнетающие.

Угнетающие солдаты - люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство ненависти и ропот начальнику. В нем есть чувство сознания своего достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежественен, но твердо убежден в своих понятиях.

Отчаянные солдаты - люди, убежденные несчастьем, что для них нет ничего незаконного, и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается» [16, с. 400-402].

Читатели в меньшей степени знакомы с психологической характеристикой офицера середины XIX века, данной Л. Толстым во второй редакции «Проекта»:

«...Офицер, по большинству, есть человек, не способный ни на какой род деятельности. Главные цели его на службе суть приобретение денег. Средства к достижению ее - лихоимство и угнетение. ...Офицер необразован или потому, что не получал образования, или потому, что утратил его в сфере, где оно бесполезно и даже невозможно, или потому, что презирает его как бесполезное для успеха на службе. Он беззаботен к пользе службы, потому что усердие ничего не может принести ему. Для успеха нужно только соблюдение известных правил и терпение. Он презирает звание офицера, потому что оно подвергает его влиянию людей грубых и безнравственных, занятиям бесполезным и унизительным. Дворянин презирает службу во фронте в армии. В военном обществе дух любви к Отечеству, рыцарской отваги, военной чести возбуждает насмешку, уважается угнетение, разврат и лихоимство» [16, с. 405].

Если в работе Л. Толстого дана исключительно жесткая оценка облика современного ему солдата и офицера, то ряд исследователей, говоря о нравственных и психологических чертах воина XIX - XX веков, подчеркивают исключительную выносливость, стойкость, упорство, готовность к самопожертвованию - черты, ставшие своего рода визитной карточкой русского воина.

Так, в конце XIX - начале XX веков была предпринята попытка оценить стойкость войск с помощью коэффициента, показывающего величину потерь убитыми и ранеными, при которой войска продолжают сражаться. Н. Головин ввел даже специальный термин -«предел моральной упругости», под которым понимал способность войск продолжать боевые действия, несмотря на потери. По его данным, этот коэффициент в войнах XVIII -XIX веков в среднем составлял 25% [5, с. 46.]. При Бородине коэффициент стойкости для русской армии составил 38%, а в среднем в XIX веке - 30%, тогда как для французских и прусских войск - 28%, австрийских - 15%, итальянских, испанских, турецких, венгерских и польских - от 2 до 12 % [11, с. 63].

Таким образом, при исследовании психологического портрета военнослужащего часто отмечается определенная двойственность характерологических особенностей воина российской империи: готовность к самопожертвованию, перенесению неслыханных тягот и лишений, с одной стороны, и прямо противоположная - тяга к анархии. Причем подобная же тенденция отмечается и в оценке характерологических особенностей военнослужащих и в первой половине XX века. Хотя двойственность эта вполне закономерна. Как пишет А. Смирнов в статье «Русский солдат как зеркало русского национального характера», «авральный по самой своей природе крестьянский труд в зоне рискованного земледелия приучал соблюдать порядок в главном, но не приучал к порядку в мелочах. На эти мелочи у крестьянина просто не осталось времени. Несовместимый с кропотливостью и вниманием к мелочам авральный труд наложил отпечаток на характер русского человека вообще» [15, с. 324]. В подтверждение этого вывода А. Смирнов приводит довольно интересные наблюдения исследователей особенностей национального характера военнослужащих XIX - XX веков.

«В России легче найти 1000 человек солдат, способных в зной, без воды, со всевозможными лишениями пройти хивинские степи, чем одного жандарма, способного так безукоризненно честно, как немец, надзирать за порученным ему преступником», - писал А. Энгельгардт в конце XIX века [18, с. 121].

Поэтому, видимо, справедливо при оценке предрасположенности нашего человека к дисциплине различать то, что нарком обороны К.Е. Ворошилов назвал в 1940 году «большой воинской дисциплиной» и «дисциплиной в мелочах» [15, с. 325]. Большая воинская дисциплина, т.е. высокоразвитое чувство долга, побуждающее человека жертвовать собой, перешла к солдату от русского крестьянина.

На эту особенность указывал и генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в 1885 году: «Присяга, которую еще до поступления на службу внушала солдату его семья, традиции его родины, та реальная, если так можно выразиться, присяга, которую солдат действительно носит в своем сердце и имеет в мыслях, целуя крест и евангелие, заставляет его умирать за родину и Государя, делает из него надежного охранителя важных постов; но она никаким образом не может заставить человека полюбить, например, стрельбу, одиночную выправку, гимнастику, тем более разные военные формальности, которые подчас бывают надоедливы» [3, с. 149].

Поэтому для выработки дисциплины в мелочах требовалось «истребить из солдата дух крестьянства, чтобы «крестьянская подлая привычка, ужимка, чесание при разговоре... совсем была из него истреблена» [17, с. 237, 212].

Иными словами, дисциплина в мелочах в русском новобранце могла быть выработана только специальным обучением и воспитанием. Выражение «николаевский солдат» стало нарицательным для обозначения человека, у которого понятие «дисциплина» вошло в плоть и кровь, но такие люди выковывались 15 - 20 летними сроками службы. При этом часто происходило то, что внедрить в русского человека дисциплину в мелочах удавалось, только совершенно отбив у него привычку к самостоятельным действиям [15, с. 326].

Таковы лишь некоторые наблюдения, связанные с психологической характеристикой солдата XVIII - XIX и первой половины XX веков.

К сожалению, во второй половине XX века в подходах к проблеме воинской дисциплины усиливается педагогический акцент. При этом укоренилось положение, что дисциплинарная деятельность носит, главным образом, учебно-воспитательный характер. Психологические исследования также ориентировались главным образом на учебно-воспитательные задачи.

Основная проблема - роль личности, войсковой общественности в дисциплинарных процессах - не только не была решена, но даже и не была поставлена.

Обязательным методологическим принципом исследований являлся социально-личностный подход. И военные педагоги, и военные психологи вынуждены были в условиях административных предписаний этот подход использовать, хотя он недостаточно обеспечивал военную направленность исследований.

Личность воина в исследованиях была представлена в основном как тип личности, но не как индивидуальность. Недостаточно учитывалось единство и взаимосвязь свойств воина как личности и как субъекта воинской деятельности, в структуре которых функционируют его природные качества как индивида.

Шестидесятые годы явились началом качественно нового этапа в психологическом исследовании дисциплины. Умозрительный подход начал уступать место исследовательскому.

К настоящему времени сложилось представление о психологических основах воинской дисциплины как о специфическом комплексе личностных и межличностных структур и процессов психической регуляции, которые обеспечивают нормативное поведение военнослужащих в полном объеме.

Вместе с тем, перемены последних десятилетий, постепенное исчезновение традиционного общества, современный уклад жизни - все это повлияло на облик военнослужащего и в России, и в Беларуси. Соответственно искать ответы на многие вопросы поддержания воинской дисциплины только в прошлом невозможно. Особенно это подтверждают динамичные процессы в духовной сфере жизни общества последнего десятилетия. Но и сегодня формы и методы воспитания, способы воздействия на личность очень мало изменились. И в настоящее время многими должностными лицами дисциплинированность военнослужащего оценивается только по «внешним» параметрам: по форме, по соблюдению «дисциплины в мелочах».

Именно поэтому психологические проблемы дисциплины в современных условиях можно познать только в результате проведения специальных психологических исследований.

Исследования ментальных процессов в Вооруженных Силах как инструмент управления морально - психологическим состоянием и воинской дисциплиной

Последнее десятилетие развития общества характеризуется резкими изменениями в поведении людей. Трансформация социальных и экономических условий жизнедеятельности привела к смене многих ценностей, другой стала внутренняя детерминация проявления активности человека во всех сферах жизни. Это нашло свое выражения в трансформации менталитета больших социальных групп.

Менталитет (фр. mentalite < лат. mens (mentis) - ум, мышление) обычно понимается как образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Менталитет, включающий в себя особенности восприятия и понимания различных сторон жизни общества, особенности морали, правил поведения, является основой обыденного сознания и мышления общества.

Менталитет в своем роде представляет то, что иногда называют объективным духом больших групп людей.

Социальный процесс в Беларуси и сопутствующие изменения в сферах общественного мнения и менталитета населения диктуют необходимость серьезного изучения собственно психологических механизмов, которые детерминируют поведение людей. Сложность явлений, их вероятностный характер и многогранность проявления, а, следовательно, многозначность и многообразие самих механизмов требуют проведения тщательно спланированных опытно-экспериментальных исследований ментальных процессов в обществе.

Особую актуальность в современных условиях имеют исследования ментальных процессов в Вооруженных Силах, тем более в условиях их реформирования. Этим обусловлена необходимость сконцентрировать внимание в исследованиях на определении конкретных областей ментальности и собственно психологических механизмов их детерминации, а также проявления в поведении отдельных индивидов и групп.

Без преувеличения можно сказать, что Республика Беларусь является первопроходцем в исследовании ментальных процессов в армии.

Особо следует остановиться на выполненном в Национальной академии наук Беларуси в конце 90-х годов исследовании «Понимание морально-психологического состояния (МПС) офицерами как основа его оценки в воинских коллективах». Проведенное исследование феномена понимания морально-психологического состояния офицерами является уникальным для мировой психологической практики.

Его актуальность заключается в том, что МПС личного состава как составляющая боевой готовности войск требует постоянного анализа и оценки с целью совершенствования процессов его формирования.

Несмотря на то, что отечественная и мировая психологическая наука располагают результатами многих исследований относительно психологического состояния человека в разнообразных сферах и условиях деятельности, исследования относительно МПС военнослужащих путем выявления понимания данного феномена, прежде всего офицерами, которые решают задачи его формирования, не осуществлялись. Имеющийся в армиях стран СНГ методический инструментарий для оценки МПС основан на интуитивных представлениях разработчиков о МПС и отличается недоказанностью аддитивности (права на объединение) используемых для оценки критериев.

На основе исследования разработана методика оценки морально-психологического состояния воинских коллективов, используемая в настоящее время в войсках [12, с. 29 - 52]. Методика позволяет с высокой точностью оценить уровень сплоченности воинских коллективов, уровень подготовки командиров и личного состава к выполнению должностных обязанностей, качественные характеристики молодого пополнения и т.д.

Правда, и здесь пришлось преодолевать стереотипы прежних моделей деятельности, попытки с помощью элементарных, примитивных показателей оценивать сложнейшие социальные процессы. Поэтому методика оказалась по душе далеко не всем. Дело в том, что для того, чтобы понять, например, как осуществляется интерпретация результатов оценки, необходимо как минимум иметь достаточные знания в области военной психологии и математической статистики.

В этом отношении весьма показательно, что сразу же разобрались в существе методики офицеры ракетных войск и артиллерии, ибо для них не представляет сложности закон нормального распределения Гаусса.

Для получения объективного результата при использовании методики важны три условия.

Во-первых, полное выполнение своих обязанностей офицером-экспертом (как проверяющим, производящим оценку). Это достигается во многом работой руководителя проверки.

Во-вторых, подготовка военного психолога. Это достигается подготовкой в стенах Военной академии, самообразованием и, конечно, практикой.

В-третьих, понимание механизма оценки командиром. Это достигается его подготовкой по психологии в системе командирской подготовки и в ходе самообразования.

Соответственно, есть два пути: оставить все, как прежде, оценивая сложнейшие явления и процессы наугад, или получить объективный результат, но предварительно научиться этому.

Да, это сложно, потому что нестандартно. Тем более, что методологической основой исследования, о котором идет речь, являются феноменология Эдмунда Гуссерля и «философия жизни» Дильтея. Рождение истин из массового сознания - основная суть соответствующей методологии.

Конечно, разбираться в том, что такое «интерсубъективность», «трансцендентальная редукция» и т.д., очень непросто. Непросто разобраться с содержанием работ того же Гуссерля «Философия как строгая наука» или «Кризис европейской науки и трансцендентальная феноменология».

Но всем и не обязательно знать эти работы. А для специалиста-психолога, ставящего науку на службу национальной безопасности, вне всякого сомнения, необходимо иметь четкие представления о фундаментальной психологической науке.

Проведенные исследования ментальных процессов и полученные результаты открывают широкую перспективу для продолжения исследований ментальных процессов в Вооруженных Силах, что, вне всякого сомнения, будет способствовать оптимизации системы управления социальными процессами в военной среде.

В настоящее время на основе анализа ментальных процессов в военном социуме проводится комплексное исследование особенностей понимания демократии и сознательной воинской дисциплины военнослужащими [10, с. 74 - 84], идет разработка методики психологической подготовки к боевым действиям войск, методики профессионального психологического отбора для прохождения военной службы на должностях сержантов и солдат контрактной службы.

Задачи на перспективу

В Вооруженных Силах Республики Беларусь накоплен определенный опыт работы социально-психологической структуры, сделаны первые шаги в становлении собственной военно-психологической школы.

Вместе с тем, сложность задач работы с психикой и сознанием человека в условиях реформирования Вооруженных Сил актуализирует проблему радикального улучшения психологической работы, дальнейшего развития военно-психологической школы в республике.

В числе приоритетных задач в современных условиях стоит совершенствование психологического обеспечения процесса поддержания и укрепления воинской дисциплины. Это сравнительно новая отрасль профессиональной деятельности войсковых психологов, поддерживаемая и доводимая до конца всеми должностными лицами воинских частей.

На сегодняшний день в психологическом обеспечении процесса укрепления воинской дисциплины немало нерешенных проблем, а именно:

нуждается в совершенствовании психологический инструментарий оценки динамики дисциплинированности военнослужащих и воинских коллективов. Многие должностные лица по-прежнему абсолютизируют значение так называемой «дисциплинарной статистики»;

нуждается в совершенствовании организация проведения психологических экспертиз правонарушений с целью оценки психологических причин и условий их совершения;

крайне несовершенна организация психологической помощи военнослужащим, главным образом, из-за нехватки специалистов, имеющих необходимую квалификацию;

дисциплинарно-психологическая некомпетентность должностных лиц. Следует признать, что офицерский состав в массе своей обладает недостаточными знаниями в области военной психологии вообще;

нуждается в совершенствовании организация научно-теоретических и прикладных психологических исследований проблем воинской дисциплины.

Соответственно основными задачами в области психологического обеспечения процесса поддержания воинской дисциплины на этапе реформирования Вооруженных Сил являются следующие.

Во-первых, непрерывный психологический инструментальный мониторинг и оценка динамики дисциплинированности военнослужащих и воинских коллективов.

Данная работа включает не только оценку поведенческих параметров состояния воинской дисциплины (статистика правонарушений), но, самое главное, - осуществление тестирования характерологических и мотивационных компонентов дисциплинированности, сформированности коллективно-групповых механизмов дисциплинирования.

Во-вторых, психологическая экспертиза планируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по поддержанию воинской дисциплины, анализ повседневной дисциплинарной деятельности должностных лиц, осуществление психологической экспертизы дисциплинарных систем воинских частей и подразделений. Предстоит поставить на строго научную основу организацию проведения психологических экспертиз происшествий и преступлений, грубых дисциплинарных проступков с целью оценки психологических причин и условий их совершения, а также последствий. В повестку дня поставлен вопрос о том, чтобы научиться разрабатывать и осуществлять комплекс мер по ликвидации психологических последствий правонарушений - как в конкретном воинском коллективе, так и в обществе в целом.

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование психологической помощи военнослужащим.

Прежде всего, речь идет об оказании срочной психологической помощи военнослужащим, находящимся в состоянии стресса из-за конфликтов и иных обстоятельств, способных привести к расстройству нормативной регуляции поведения личного состава.

Войсковые психологи должны в совершенстве овладеть методами индивидуальной и групповой психокоррекции для работы с военнослужащими, имеющими правонарушения, следует шире использовать опыт организации дисциплинарно-ориентированного психологического тренинга.

К этому же направлению деятельности относится психологическая рационализация обстановки в воинских коллективах, жизни и деятельности подразделений и воинских частей. Речь идет о приведении распорядка дня, структуры учебного процесса, организации караульной и внутренней служб как в соответствие с требованиями нормативных правовых документов, так и в соответствие с научными знаниями в области психологии вообще и психологии нормативного поведения.

В-четвертых, повышение дисциплинарно-психологической компетенции офицерского состава. Безвозвратно уходят в прошлое времена, когда можно было добиться каких-то результатов только за счет администрирования. Все административные требования сегодня будут результативны только в том случае, когда они будут базироваться на строго научных знаниях, прежде всего, военной психологии. Достаточно перспективными методами в этом отношении могут быть лекционное обучение, индивидуальное консультирование, дисциплинарные тренинги, деловые игры. Одновременно следует подчеркнуть, что главным была и остается самостоятельная работа офицера над собой по повышению теоретических знаний и практических навыков работы.

В-пятых, активизация научно-исследовательской работы в области воинской дисциплины. Среди наиболее актуальных психологических проблем для исследования в настоящее время выделяются мотивационные проблемы воинской дисциплины, проблемы повышения нормативной и организаторской компетенции должностных лиц, проблемы личностной и групповой (в том числе и управленческой) психической дезорганизации, исследование явных и скрытых альтернативных «антидисциплинарных» систем, лежащих в основе неуставных взаимоотношений.

Наиболее перспективным направлением психологических исследований является продолжение изучения ментальных процессов в Вооруженных Силах.

Кроме того, необходима дальнейшая оптимизация структур, занимающихся военно-психологическими исследованиями. Наиболее перспективным направлением в этом отношении является создание центра социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил.

Таким образом, военная психология необходима на всех участках военного строительства, она может значительно повысить боевой потенциал Вооруженных Сил, способствовать эффективной работе по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Для этого целесообразно усилить ее самостоятельность, приблизить к военной практике, считать военную психологию не только отраслью психологической науки, но и отраслью военной науки, принять меры к дальнейшему развитию системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории. - М.: Воениздат, 1957. - С. 122.

2. Бутовский Н. О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках // О долге и чести воинской в российской армии: Сборник материалов, документов и статей/ Ред. В.И. Лобов. - М.: Воениздат, 1991. - С.135 - 140.

3. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты // О долге и чести воинской в российской армии: Сборник материалов, документов и статей/ Ред. В.И. Лобов. - М.: Воениздат, 1991. - С. 141 - 157.

4. Военная психология: Методология, теория, практика: В 2 т. / Управление военного образования Российской Федерации. Военный университет; Гл. ред. Н.А. Корчемный. - М.: Военный университет, 1998. -Т. 1 -2.

5. Головин Н.Н. Наука и война. - Париж, 1928. - С. 46.

6. Дацевич В.И. Несколько слов о воспитании и образовании солдат // О долге и чести воинской в российской армии: Сборник материалов, документов и статей/Ред. В.И. Лобов. М.: Воениздат, 1991. - С. 128 - 129.

7. Драгомиров М.И. Избранные труды: Вопросы воспитания и обучения войск/РедЛ.В. Бескровного. - М.: Воениздат, 1956. - С. 686.

8. Изместьев П. И. Из области военной психологии. //О долге и чести воинской в российской армии: Сборник материалов, документов и статей/Ред. В.И. Лобов. - М.: Воениздат, 1991. - С. 243 - 248.

9. Лунеев В.В. Проблема реалистичности борьбы с преступностью в войсках // Проблемы профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими / Материалы научно-практической конференции 21 октября 1998 года - М., 1999. - С. 35 - 36.

10.Мальцев Л.С., Секун В.И. Особенности понимания демократии офицерским корпусом. «Беларуская думка». - 2001. -М10. - С. 74 - 84.

11. Орлов Ф. Павловские и екатерининские гренадерские и л.-гв. С.-Петербургский полк. - Варшава, 1913. - С. 63.

12. О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее укреплению: Постановление Министерства обороны Республики Беларусь № 1, 3.01.2002 г. - Мн.: Министерство обороны Республики Беларусь, 2002. - 118 с.

13. Свечин А.А. Предрассудки и боевая действительность // Постижение военного искусства: Идейное наследие А. Свечина. / Российский военный сборник. - Вып. 15. - М.: Военный университет. Русский путь, 1999. -С. 70 - 93.

14. С-ов СП. Самоубийства в армии // Разведчик. - 1914. - № 1218. - С. 153.

15.Смирнов А. Русский солдат как зеркало русского национального характера. /Расовый смысл русской идеи. М.: Белые альвы, 2000. - С. 317-330.

16. Толстой Л. Н. Проект о переформировании армии / Собр. соч.: в 22 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 16. - С. 392 - 406.

17. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947. - С. 212, 237.

18.Энгельгардт А.Н. Из деревни 12 писем 1872 - 1887. - М., 1987. - С. 121

Сведения о преступности за 1994 - 1999 годы взяты в статистическом бюллетене Республики Беларусь Ежемесячник Минск 1999 № 12 Мн.: Информстат, 2000 - С. 214.; за 2000 - 2001 годы в статистическом издании: Республика Беларусь Статистический ежегодник. 2002 - Мн.: Информстат, 2002 - С 259 - 260.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • &amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX"&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;InstaForex&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации