О Военной доктрине государства

«Наука и военная безопасность», №1, 2003 г., с.42-49

О Военной доктрине государства

Подполковник В. А. КСЕНОФОНТОВ,

адъюнкт кафедры социальных наук Военной академии Республики Беларусь

Важным событием в политической жизни Республики Беларусь и ее Вооруженных Сил явилось принятие новой Военной доктрины государства.

Принятие Военной доктрины страны - объективный и закономерный процесс. В ней нашли отражение значительные изменения, произошедшие в военно-политической обстановке в глобальном и региональном масштабах. Эти изменения потребовали серьезного уточнения содержания военной политики, что и нашло практическое воплощение в принятой Военной доктрине. 3 января 2002 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь».

Военная доктрина современных государств представляет систему официально принятых на данный период основополагающих взглядов на предотвращение войны и использование военной силы в интересах обеспечения национальной и международной безопасности, на военное строительство, а также способы подготовки и ведения вооруженной борьбы по отражению агрессии [2]

Формирование положений военной доктрины осуществляется на основе анализа военно-политической обстановки Сформулированные в военной доктрине идеи и принципы являются научным основанием осуществления военной политики государства

С обретением государственного суверенитета перед политическим руководством Республики Беларусь встала задача разработки положений национальной военной политики В качестве основного военно-политического документа была определена Военная доктрина Республики Беларусь, которая была принята Верховным Советом (постановление № 2049-XII от 16 декабря 1992 года) Она соответствовала военно-политической обстановке начала 90-х годов XX столетия, которая характеризовалась окончанием «холодной войны», вооруженного противостояния двух мировых систем и отвечала на вопросы

Какова в новых условиях роль военной силы в достижении политических целей?

Как и при каких условиях государство может быть втянуто в войну,?

Какие Вооруженные Силы нужны Республике Беларусь и в каком направлении вести их строительство?

Принятая Военная доктрина имела сугубо оборонительный характер и была направлена не на подготовку к войне, а против нее, на упрочение как государственной, так и международной безопасности. В основу ее создания была положена концепция вооруженного нейтралитета, то есть объявленное государством состояние готовности защищать свой нейтралитет при помощи вооруженной силы.

Военная доктрина 1992 года имела две традиционные стороны военно-политическую и военно-техническую

Военно-политическая сторона была представлена концепциями «Предотвращения войны» и «Пресечения агрессии» Эти концепции содержали систему взглядов на пути и способы ликвидации предпосылок к возникновению войны, на оборону и пресечение агрессии сочетанием политических, экономических, дипломатических, собственно военных и других мер

Военно-техническая сторона Военной доктрины основывалась на концепциях «Сдерживания» и «Активной обороны» Они отражали систему взглядов на характер возможной войны, способы ее ведения и состав Вооруженных Сил Военная доктрина Республики Беларусь 1992 года отражала отношение государства к войне и к применению военной силы, к способам предотвращения войны и средствам, необходимым для этого в сложившейся на тот период военно-политической обстановке [3].

Объективная и своевременная оценка руководством страны и ее Вооруженными Силами военно-политической обстановки в мире и республике нашла свое отражение, прежде всего, в принятой в 2001 году Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (введена в действие Указом Президента Республики Беларусь № 390 от 17 июля 2001 года) [4].

Новая Военная доктрина разработана на основе Конституции Республики Беларусь и детализирует положения системы обеспечения безопасности государства в военной сфере, изложенные в Концепции национальной безопасности. Она конкретизирует основные направления военной политики государства

Общая характеристика новой Военной доктрины

Военная доктрина адекватно отражает военно-политическую реальность и соответствует проводимой военной политике республики в современных условиях как в научно-теоретическом, так и в организационно-практическом направлениях.

В преамбуле Военной доктрины Республики Беларусь записано, что ее положения «базируются на системном анализе военно-политической обстановки и прогнозе ее развития с учетом потребностей и реальных возможностей государства по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь, а также имеющегося опыта военного строительства и организации вооруженной защиты государства» [1].

Значение анализа и военно-политического прогнозирования в современных условиях возрастает, поэтому данное положение является одним из основных методологических оснований формирования политики в области военной безопасности и ее выражения в Военной доктрине.

«Военная доктрина Республики Беларусь представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер. Она конкретизирует основные направления военной политики государства на современном этапе, а также определяет его отношение к военным конфликтам и их предотвращению, военному строительству, применению военной силы для защиты жизненно важных интересов государства» [1].

Сформулированное определение Военной доктрины отражает ее сущность, выделяя в качестве предметной области военную безопасность государства (важнейший компонент национальной безопасности, состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству) [1]. Содержание понятия не противоречит историческому этапу развития белорусской государственности и происходящим трансформациям во внешнеполитической обстановке и реформационным процессам внутри страны.

Осмысляя понятие Военной доктрины, представляется, что в определении сужены средства достижения военной безопасности только политическими и военными мерами. При анализе Военной доктрины убеждаешься в том, что политическое руководство страны при обеспечении военной безопасности Республики Беларусь придает серьезное значение экономическим, информационно-психологическим, морально-нравственным и другим мерам Ибо военная безопасность, как состояние защищенности, достигается комплексом мер.

В отличие от Военной доктрины Российской Федерации не оговорено, что данная доктрина - переходного периода. Но это условие при практической реализации, по нашему мнению, целесообразно учитывать, так как формирование военно-политической картины современного мира продолжается, это во-первых; во-вторых, трансформируется социально-экономическая система белорусского общества; в-третьих, идет процесс формирования гражданского общества и построения правового демократического государства; в-четвертых, активно проводится формирование и обеспечение функционирования военной организации государства, отвечающие экономическим возможностям и геополитическому положению Республики Беларусь; в-пятых, осуществляется дальнейшая интеграция в военной сфере с Россией, о чем свидетельствует принятие Военной доктрины Союзного государства (утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства № 8 от 26 декабря 2001 года) [5] и работа над другими нормативными правовыми актами в военной сфере. Однако эти нормативные документы будут наиболее весомы после принятия Конституционного акта Союзного государства.

Осуществляя самостоятельную военную политику, наше государство не преследует агрессивных устремлений. В тексте документа провозглашается «сугубо оборонительный характер» Военной доктрины и изложена позиция Республики Беларусь в том, «что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником...» [1].

Военная доктрина Республики Беларусь, следуя нормам международного права, показывает мировому сообществу направленность военной политики в отношении других государств.

В отличие от Военной доктрины 1992 года, имевшей две стороны, новая доктрина более четко структурирована, включает в себя третью сторону - экономическую и состоит из преамбулы, трех глав и заключения (Прил.).

Сравнительный анализ структурного оформления военных доктрин Беларуси, России и Украины показывает использование единых методологических подходов при их разработке.

Российская Военная доктрина утверждена Указом президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года, структурно состоит из введения и трех частей: I. «Военно-политические основы. Военно-политическая обстановка». II. «Военно-стратегические основы». III. «Военно-экономические основы» [6].

Военная доктрина Украины, утвержденная постановлением Верховного Совета Украины № 3529-ХН от 19 октября 1993 года, структурно представлена введением, тремя разделами и заключением: I. «Военно-политические аспекты». II. «Военно-технические аспекты». III. «Военно-экономические аспекты» [7].

Такая структура Военной доктрины Республики Беларусь и граничащих с ней соседей по СНГ обусловлена диалектической взаимосвязью политики, военной стратегии и экономики.

Военно-политические аспекты

Характерно, что в первом же разделе «Реализация военной политики в Республике Беларусь» первой главы, исходя из современного анализа международной обстановки, учитывая уровень развития научно-технического прогресса главным императивом выступает «предотвращение угрозы развязывания войны». Таким образом, целевая установка доктрины направлена на поддержание международного мира и безопасности, недопущения войн и обеспечение гарантий национальной безопасности Республики Беларусь от возможных военных угроз. Исходя из вышеизложенного императива и учитывая национальные интересы, сформулированы основные подходы Республики Беларусь при реализации самостоятельной военной политики:

- соблюдает принцип неприкосновенности Государственной границы Республики Беларусь, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств;

- уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;

- выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе;

- содействует сбалансированному сокращению вооружений на Европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами;

- исключает одностороннее сокращение вооружений в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь [1].

Заметим, что Военная доктрина не только доктрина предотвращения угрозы развязывания войны, но также и доктрина решения межгосударственных противоречий не посредством военной силы, а путем переговорного процесса на взаимоприемлемой основе, соблюдая принципы доверия и взаимопонимания, то есть налицо стремление Республики Беларусь к партнерству в военной сфере, но без ущерба собственной безопасности. Это, пожалуй, вторая явная характеристика нашей Военной доктрины.

Новым разделом является раздел о военно-политической обстановке. В нем раскрывается ее понятие как «совокупность факторов и условий, в которых осуществляют взаимоотношения субъекты международного права и их военные организации, конкретная расстановка военно-политических сил, характер их действий и взаимосвязи в реальном масштабе времени» [1]. Для анализа и оценки современной военно-политической обстановки требуется учет большого количества связей и факторов. Военная доктрина помогает осуществить оценку военно-политической обстановки, систематизировав факторы, которыми характеризуется она в настоящее время. Отдельно выделены условия, которые оказывают дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку, что позволяет субъектам военной политики осуществлять теоретические и организационно-практические меры, снижающие степень воздействия.

Напомним, что национальная безопасность Беларуси как системное образование включает следующие компоненты: безопасность в политической сфере, безопасность в экономической сфере, безопасность в военной сфере, безопасность в экологической сфере, безопасность в информационной сфере, безопасность в гуманитарной сфере. Безусловно, военная безопасность - один из главных структурных компонентов системы национальной безопасности, в котором аккумулируются возможности и наращиваются потенциалы, создаваемые в процессе формирования остальных подсистем национальной безопасности.

Раздел «Основные угрозы военной безопасности» определяет понятие военной безопасности как «важнейший компонент национальной безопасности» - способность государства реали-зовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов» [1].

Учитывая взаимосвязь Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и Военной доктрины, в широком смысле под военной безопасностью можно понимать состояние системы государственной власти и гражданского общества, военной организации государства, при котором они способны надежно обеспечить ее защищенность от военных опасностей (угроз), действий деструктивных сил на международном и внутригосударственном уровнях.

Обеспечение военной безопасности для Беларуси является «приоритетной составляющей политики государства, направленной на предотвращение и нейтрализацию военных угроз в реальных пространственно-временных масштабах» [1]. Она обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении республики силами, средствами и ресурсами.

Для достижения состояния военной безопасности Республика Беларусь располагает определенным экономическим и военным потенциалом, а также эффективно функционирующей военной организацией государства для вооруженной защиты от любой военной угрозы, откуда бы она ни исходила.

Вполне правомерным и логичным является уточнение содержания внешних и внутренних угроз военной безопасности, что позволяет при совершенствовании системы безопасности в целом адекватно на них реагировать. В современных условиях непосредственные угрозы развязывания прямой агрессии против Беларуси значительно снижены, но военная опасность продолжает сохраняться. Причинами возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил разрешать их с позиции силы, в том числе и военной. Отметим, что на систему военной безопасности дестабилизирующее воздействие оказывает проблема, связанная с терроризмом как внутри страны, так и на международной арене. Эта проблема с началом XXI века приобрела угрожающий характер и касается любой системы безопасности - от национальной до глобальной. Именно поэтому при разработке Военной доктрины было уделено повышенное внимание раскрытию основных внутренних и внешних угроз военной безопасности Республики Беларусь.

Учитывая общеизвестную формулу К. Клаузевица о войне как «продолжении политических отношений при вмешательстве иных средств», понимая, что война является частью целого - политики, а причины войн содержатся в политических противоречиях, тем не менее, раздел «Основные факторы обеспечения военной безопасности» демонстрирует твердую позицию государственно-политического руководства Беларуси, осуждающего войну как средство реализации политики, руководствуясь принципом «неприменения первыми Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь при разрешении возможных противоречий» [1]. Это положение в очередной раз свидетельствует о приверженности военно-политического руководства страны разрешать межгосударственные противоречия без применения военной силы, подчеркивает понимание им аксиологической, прежде всего нравственной оценки современной войны при анализе ее сущности.

Вместе с тем определено, что «Республика Беларусь будет считать своим потенциальным противником то государство, политика которого представляет военную опасность для Республики Беларусь, ведет к вмешательству в ее внутренние дела, посягательству на ее суверенитет и территориальную целостность» [1]. Обратим внимание на то, что возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) наше государство рассматривает «исключительно с целью отражения нападения (акта вооруженной агрессии) и защиты своей территориальной целостности» [1]. Таким образом, оборонительный характер Военной доктрины проходит через все ее содержание. При этом в случае нападения наше государство оставляет за собой право обратиться за помощью, в том числе и военной, к государствам - участникам Договора о коллективной безопасности и другим государствам, с которыми заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.

В интересах обеспечения собственной военной безопасности Республика Беларусь проводит целый комплекс мероприятий, среди которых: определение основных направлений современного этапа военного строительства и завершение реформирования всех компонентов военной организации в новых геостратегических условиях; совершенствование законодательства в области строительства и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также системы гражданского контроля за их деятельностью; формирование единого оборонного пространства с Российской Федерацией, проведение комплекса мер по укреплению обороноспособности Союзного государства; участие в укреплении системы коллективной безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности и деятельности других международных организаций по обеспечению безопасности в Европе; содействие развитию мер доверия в военной области на принципах открытости.

Принципиально новыми, впервые нашедшими отражение в Военной доктрине, являются положения, касающиеся совершенствования формирующейся системы гражданского контроля. Они продолжают реализацию Концепции национальной безопасности Республики Беларусь в военной сфере и способствуют интеграции военной организации государства в формирующееся гражданское общество. Напомним, что выступая с докладом на Втором Всебелорусском народном собрании, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко определил основной политический ориентир: «Ближайшее пятилетие станет важным этапом развития национальной государственности, демократии, формирования гражданского общества» [8]. Одним из признаков демократического государства является наличие и эффективное функционирование системы гражданского контроля в военной сфере. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы подчинить военную безопасность более масштабным национально-государственным целям, а не наоборот. Основной задачей Вооруженных Сил Республики Беларусь(одной из составных частей военной организации государства) является защита общества, а не его формирование. Избрав демократический путь развития, наша страна формирует собственную модель гражданского контроля над армией.

Согласно толковому словарю русского языка, контроль означает проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора [9]. Но в социально-политических процессах данный термин несет в себе более широкое содержание. По нашему мнению, гражданский контроль - это комплексная деятельность граждан, регулирующая военно-гражданские отношения в демократическом правовом государстве, снимающая противоречия в системе «военная организация - гражданское общество», при которой обеспечивается доминирование принципов и ценностей гражданского общества в военной сфере.

В демократическом государстве гражданский контроль над военной организацией представляет собой определенную иерархию:

- государственный (административный);

- частично государственный или государственно-гражданский (парламентский);

- общественный (гражданский), не связанный с государством, со стороны общественных организаций, учреждений и движений, оказывающий опосредованное воздействие на выработку военно-политических решений.

Необходимо отметить, что все отчетливее проявляется тенденция1 по мере

продвижения белорусского общества по пути демократии роль общественного контроля (структурные компоненты гражданского общества) в военной сфере возрастает.

Достижению целей гражданского контроля в Беларуси способствует разработка нормативных правовых актов в сфере обороны (Концепция национальной безопасности, Военная доктрина, Закон «Об обороне», Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и т.д.), выстраивающих механизм действия. Для эффективного функционирования системы гражданского контроля еще предстоит серьезная научная, нормативная правовая и практическая деятельность.

Среди основных мероприятий обеспечения военной безопасности Республики Беларусь приоритетными являются меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства в рамках Договора о создании Союзного государства.

В современной доктрине выработаны руководящие правила, являющиеся принципами обеспечения военной безопасности:

- своевременность определения и классификации реальной военной угрозы;

- наличие военного потенциала, реализация которого обеспечит гарантированную вооруженную защиту государства;

- соответствие состояния и уровня готовности военной организации государства потребностям военной безопасности;

- объективная достаточность сил и средств, необходимых для обеспечения военной безопасности и нейтрализации военных угроз;

- сочетание централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем за ее деятельностью [1].

Военную безопасность Республика Беларусь обеспечивает в мирное время, в условиях обострения военно-политической обстановки. Следовательно, актуальным является определение осуществляемого комплекса мер в мирное время, в угрожаемый период и (или) с началом вооруженного конфликта (войны), направленных на укрепление и эффективное функционирование механизма вооруженной защиты государства.

Впервые целый раздел Военной доктрины посвящен военной организации государства, составляющей основу военного потенциала страны. Поскольку военная политика - составная часть деятельности государства, непосредственно связанной с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей, то введение в научный оборот понятия, структуры военной организации настоятельная потребность. Отличительной особенностью современной доктрины по сравнению с предыдущей является выработка одной из базовых категорий теории военной политики. Согласно Военной доктрине, военная организация государства - «совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций, основная деятельность которых в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства (предотвращение военной угрозы), а в случае войны - на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Республики Беларусь, осуществляющий научную и (или) производственную деятельность по созданию продукции (работ, услуг) военного назначения» [1].

Завершают главу основные направления развития военной организации государства. Принципиально важно, что среди семи направлений выделяется «развитие и совершенствование системы информационного обеспечения деятельности военной организации государства и военно-научного сопровождения принимаемых решений в сфере обеспечения военной безопасности государства» [1]. Поскольку наука наряду с экономикой выступает в качестве объективной основы политики в области обеспечения военной безопасности, выделение данного направления нуждается в дополнительных исследованиях ученых.

Таким образом, военно-политические аспекты обеспечения военной безопасности государства в современных условиях явно выделяют приоритеты не военным средствам для достижения политических целей, а политическим средствам для достижения единой общечеловеческой цели - выживание человечества. Кроме того, политическое содержание нашей Военной доктрины позволяет ответить на основные вопросы, поставленные жизнью, и осуществить комплексное реформирование военной организации в соответствии с новыми реалиями международной военно-политической обстановки и особенностями внутренней жизни в стране.

Военно-стратегические аспекты

Для эффективного осуществления военного строительства необходимо глубоко представлять сущность и характер современных войн и конфликтов. Содержание военного противоборства является одной из важнейших военно-научных проблем. Вследствие этого часто происходит некорректное использование понятий, терминологическая неразбериха.

Первый раздел второй главы решает вышеобозначенную проблему. В нем осуществлена классификация современных военных конфликтов по следующим критериям: военно-политические цели; применяемые средства; масштабы военных действий.

Подчеркивается, что в условиях развития современной геостратегической обстановки крупномасштабная война с вовлечением в нее ряда государств и использованием всей территории Европы маловероятна. В то же время не исключается вероятность развязывания региональных и локальных военных конфликтов различных масштабов.

Дается понятие военного конфликта, раскрывается сущность международного военного конфликта, внутреннего военного конфликта и вооруженного конфликта в сравнении с войной.

В разделе «Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований» определяется, что Вооруженные Силы составляют основу военной организации государства и обеспечивают стратегическую самостоятельность Республики Беларусь, а в рамках союзнических обяза-тельств с Российской Федерацией способствуют поддержанию военного паритета и геостратегической стабильности в регионе [1].

Определен состав Вооруженных Сил в мирное время, порядок применения Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований в соответствии с их функциями в военное время. Их применение должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь при соблюдении установленных международным правом законов и обычаев войны.

Оговорены условия использования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, входящих в военную организацию, в вооруженных конфликтах, в локальной и региональной войне.

Комплекс упреждающих и подготовительных мероприятий, который должен быть проведен Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, будет направлен на: адекватность усилению военной угрозы, содействие повышению своей боеспособности с целью отражения нападения и обеспечения защиты Государственной границы и территории Республики Беларусь в любых условиях военно-стратегической обстановки и на возможность вести активные боевые действия при развязывании военного конфликта в условиях применения самых современных средств вооруженной борьбы. Эти положения в определенной степени послужат сдерживающим фактором противника от возможной агрессии.

В разделе также определяется комплекс мероприятий, проводимых в мирное время с целью заблаговременной подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению нападения. Среди основных девяти мероприятий в условиях реформационных преобразований особого внимания, по нашему мнению, заслуживают:

- внедрение новых военных технологий на основе военно-научных исследований в области военной теории и наукоемких производств;

- морально-психологическая подготовка личного состава и повышение профессиональной пригодности военных кадров;

- совершенствование системы подготовки военно-обученного резерва и материальной базы мобилизационного развертывания войск (сил) [1].

Оговорено, что организация заблаговременной подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется централизованно на плановой основе в рамках подготовки военной организации государства и страны в целом к отражению возможного нападения.

Исходя из обозначенного в Военной доктрине характера современных военных конфликтов, перечня источников возможных угроз военной безопасности государства, определены задачи Вооруженных Сил в мирное время, уточнены задачи в военное время.

Обозначенные в Военной доктрине задачи неоднократно отрабатывались в ходе КШТ, КШУ. Перечень задач позволяет научно обоснованно определять организационно-штатную структуру Вооруженных Сил. Для совершенствования военного строительства в республике существует потребность, чтобы задачи, выполняемые Вооруженными Силами, были детально исследованы и разработаны доступные практические меры по их реализации.

На основе выводов о необходимости повышения обороноспособности государства в сложившейся военно-политической обстановке в регионе, изменившегося характера войн и военных конфликтов, финансово-экономических возможностей страны разработана «Концепция территориальной обороны Республики Беларусь» [10]. Территориальная оборона - составная часть системы военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Основной идеей ее является проведение всенародной обороны в случае агрессии против Беларуси. Многие вопросы теории территориальной обороны рассмотрены на научно-практических конференциях, практическая сторона апробирована в ходе КШТ, КШУ [11]. В Военной доктрине государства появился совершенно новый параграф об организации территориальной обороны, осуществляемой с целью усиления войск прикрытия Государственной границы Республики Беларусь, обороны важных объектов и коммуникаций, поддержания режима военного положения Вооруженными Силами во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями.

Уточняется, что силы и средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований при необходимости могут привлекаться для оказания помощи и защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Определена ситуация, когда будет осуществляться непосредственная подготовка Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению нападения, определены и мероприятия непосредственной подготовки. В современных военных конфликтах четко обозначилась тенденция повышения роли информационного противоборства, поэтому на первом месте среди мероприятий - «информационное противоборство и противодействие силам специальных операций противника» [1].

Военная организация государства структурно состоит из функциональных подсистем: подсистема структур боевого применения, подсистема обеспечивающих структур, подсистема структур управления и контроля. Очевидно, что подсистеме управления и контроля всегда придается серьезное значение, поэтому в современной Военной доктрине появился целый раздел «Руководство военной организацией государства, органы военного управления», в котором определены субъекты военно-политического руководства и их компетенция, в частности, Президента Республики Беларусь как Главнокомандующего Вооруженными Силами, Совета безопасности Республики Беларусь как высшего коллегиального координационно-политического органа, его Государственного секретариата, Совета Министров Республики Беларусь, органов местного самоуправления, министра и Министерства обороны Республики Беларусь.

Определены также полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил (центральный орган военного управления), командования видами Вооруженных Сил. Записано, что «с введением военного положения Генеральный штаб Вооруженных Сил выполняет функции исполнительного органа Совета безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами» [1].

В главе прописано, что «для управления региональной группировкой войск (сил), создаваемой с целью обеспечения коллективной военной безопасности Союзного государства, решением Высшего Государственного Совета Союзного государства на базе Министерства обороны Республики Беларусь (Генерального штаба Вооруженных Сил) в угрожаемый период создается коллегиальный орган военного управления - Объединенное командование региональной группировкой войск (сил)» [1].

Глава предусматривает и обеспечение безопасности Республики Беларусь и Союзного государства в угрожаемый период, создание органов военного управления в соответствии с законодательством нашей страны и нормативными правовыми актами Союзного государства.

Приведенные в главе теоретические основания раскрывают наиболее существенные признаки современных военных конфликтов, порядок использования структурных компонентов военной организации государства (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования), а также стройную систему руководства военной организацией государства.

Военно-экономические аспекты

Третья глава определяет главную цель, основные принципы и задачи экономического обеспечения военной безопасности.

Главной целью является «всестороннее удовлетворение потребностей военной организации государства в необходимых финансовых и материальных ресурсах на основе экономического потенциала и возможностей военно-экономического (военно-технического) сотрудничества Республики Беларусь с другими государствами» [1].

При определении основных принципов экономического обеспечения военной безопасности Беларуси разработчики доктрины стремились разрешить основное противоречие между потребностями для обеспечения состояния защищенности от возможных опасностей (угроз) личности, общества, государства и экономическими возможностями страны. Разрешение указанного противоречия сложная проблема, так как в сложившихся условиях необходимо оптимизировать экономические затраты для эффективного решения главной задачи - обеспечение военной безопасности Республики Беларусь.

Основные принципы экономического обеспечения военной безопасности:

- адекватность уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства реальным потребностям военной безопасности и экономическим возможностям государства;

- централизованное государственное управление военно-экономическими процессами с использованием рыночных механизмов;

- концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решение ключевых задач обеспечения военной безопасности;

- ускоренное развитие приоритетных конкурентоспособных и импортозамещающих технологий и производств, преимущественно двойного назначения, для нужд военной безопасности государства [1].

На основе их определены основные задачи экономического обеспечения военной безопасности государства.

Следующие параграфы главы продолжают развивать комплекс мероприятий, направленных на достижение главной цели экономического обеспечения. Они посвящены проблемам: обеспечения готовности государства к отражению нападения в мирное время; целям осуществления оперативного оборудования территории государства; механизму создания и содержания запасов материальных средств; планированию и контролю подготовки военно-обученного резерва, его воинскому учету и учету транспортных средств, передаваемых Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям при мобилизационном развертывании. Выделены в отдельные параграфы проблемные вопросы: подготовка к гражданской обороне; согласование мобилизационной подготовки экономики с системой мобилизационного развертывания войск, территориальной и гражданской обороной, которые предстоит развивать в соответствующих нормативных правовых документах, определяя механизм их реализации и осуществления контроля.

В главе также оговорено, что международное военно-техническое сотрудничество Республика Беларусь осуществляет исходя из экономической и внешнеполитической целесообразности, задач обеспечения собственной военной безопасности в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорными обязательствами. Военно-экономические аспекты являются, по сути, фундаментом осуществления военной политики государства в любых условиях военно-политической обстановки. Пристальное внимание к ним, рациональное и научно обоснованное использование всех видов ресурсов - залог успешного осуществления военного строительства и эффективного функционирования военной организации государства.

Таким образом, новая Военная доктрина Республики Беларусь по сравнению с доктриной 1992 года свидетельствует о новом методологическом подходе к ее разработке по структурному и содержательному выражению. Он реализован в отходе от традиционной структуры (политическая и военно-техническая сторона)с появлением военно-стратегических, военно-организационных, военно-прогностических и военно-экономических аспектов. В той или иной степени каждый из отмеченных элементов раскрыт в доктрине. Выделены в отдельную главу экономические проблемы обеспечения военной безопасности государства.

Приложение

Структура и основное содержание Военной доктрины

Республики Беларусь

Введение

Общая характеристика доктрины, ее научных, методологических и правовых основ

Глава 1. Военно-политические основы военной безопасности

Реализация военной политики в Республике Беларусь

Военно-политическая обстановка

Основные угрозы военной безопасности

Основные факторы обеспечения военной безопасности

Военная организация государства

Глава 2. Военно-стратегические основы военной безопасности

Характер современных военных конфликтов

Применение Вооруженных Сил других войск и воинских формирований

Руководство военной организацией государства, органы военного управления

Глава 3. Основы экономического обеспечения военной

Безопасности

Главная цель

Основные принципы

Основные задачи

Мероприятия мирного времени

Оперативное оборудование территории государства

Создание запасов материальных средств

Подготовка военно-обученного резерва и транспортных средств

Подготовка к гражданской обороне

Мобилизационная подготовка экономики

Международное военно-техническое сотрудничество

Заключение

Подтверждение принципиальной приверженности Республики Беларусь поддержанию международной безопасности и всеобщего мира, гарантии выполнения Военной доктрины

Вместе с тем предыдущая Военная доктрина сыграла важную роль в проведении военной политики в конкретно-исторических условиях конца XX в.

Динамика военно-политической обстановки детерминировала новое содержание военной политики государства и ее концентрированного выражения в Военной доктрине. В результате разработаны или уточнены ключевые военно-политологические понятия; военная политика, военная организация государства, военная безопасность, война и военный конфликт, территориальная оборона и ряд других. Кроме того, Военная доктрина содержит основные идейно-теоретические конструкты современной военной политики Беларуси.

Все документы военной политики, мероприятия, регулирующие военное строительство, функционирование и реформирование военной организации государства, разрабатываются республиканскими органами государственного управления и основываются на положениях Военной доктрины Республики Беларусь.

Основные положения Военной доктрины 2002 года легли в основу разработки Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программы завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2005 года, Плана строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2006 года, в разрабатываемые уставные документы Вооруженных Сил (основы, наставления, боевые уставы) на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Данные положения активно используются при разработке и проведении мероприятий оперативной подготовки, осуществляемых в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

В современных условиях международной обстановки перспективы социального прогресса и стабильности в мире неотделимы от готовности государств к предупреждению и нейтрализации агрессивных устремлений, пресечению возникающих конфликтов, твердой и последовательной реализации и защите национальных интересов государства, в том числе и военными средствами.

Военная доктрина, являясь идейным стержнем военной политики нашего государства, призвана скоординировать меры политического, экономического, правового и военного характера, предпринимаемые органами государственной власти и управления в области военного строительства и применения военной силы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная доктрина Республики Беларусь. Утверждена Законом Республики Беларусь 03.01.2002 г. № 74-3.

2. Военная политология: Учебное пособие./Под ред. B.C. Пусько. - М.: ВУ, 1996. - Ч. I. - С.95.

3. Чумаков А. П. На страже Республики Беларусь // Беларуская Думка. - 1998, № 2. - С. 3 - 10.

4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2001 г. №390.

5. Военная доктрина Союзного государства. Утверждена постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 26 декабря 2001 г. № 8.

6. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г.

7. Военная доктрина Украины. Утверждена постановлением Верховного Совета Украины от 19 октября 1993 г. № 3529-ХН.

8. Доклад Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на Втором Всебелорусском народном собрании 18 мая 2001 года «За сильную и процветающую Беларусь!»//Республика.- 2001.- 22 мая.

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е. изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1998. - С. 292.

10. Концепция территориальной обороны Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 г. №637.

11. Сологубик Б., Чубрик В., Любочко О. Территориальная оборона Республики Беларусь //Армия и современность. - 2002, № 1. -С. 38- 45

.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации