Основные проблемы организации радиационной, химической и биологической защиты войск
«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.28-30
Основные проблемы организации радиационной, химической и биологической защиты войск
Полковник И.Г. ЛАЗАРЕВ,
начальник кафедры радиационной, химической,
биологической защиты и экологии
Военной академии Республики Беларусь
Подполковник в отставке В.В. ГОРШКОВ,
доцент кафедры радиационной, химической,
биологической защиты и экологии
Военной академии Республики Беларусь, кандидат военных наук
Достигнутые договоренности между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений и снижении военного противостояния в мире, на наш взгляд, не исключают устранение угрозы развязывания войны. Это обусловлено тем, что даже при количественном сокращении вооружений и численности вооруженных сил возможность возникновения военных конфликтов, применения в них средств оружия массового поражения (ОМП) продолжает сохраняться.
В ряде стран не прекращаются работы по изысканию возможностей наращивания военной мощи за счет качественного совершенствования средств ведения вооруженной борьбы, а также создания новых его видов, основанных на новых физических принципах, не относящихся по международным договоренностям к ОМП (ядерные боеприпасы сверхмалой мощности, обычные средства поражения, включающие радиоактивные компоненты, химические вещества с психотропным, психологическим и физиологическим воздействием на личный состав в бинарном исполнении, неизвестные биологические штаммы).
В настоящее время все страны-участники НАТО имеют в своих арсеналах химическое и биологическое оружие. Эти виды оружия декларативно запрещены к использованию, однако его наличие и ведущиеся разработки в более чем семидесяти странах свидетельствуют об обратном. Особенности этих видов оружия и в том, что их возможно применять с сопредельной территории без объявления войны. Кроме того, существующая стратегия НАТО, которая основана на концепции «решения кризисов» в зависимости от военно-политической обстановки, допускает как крупномасштабную ядерную войну, так и региональную. В то же время факт применения ядерного, химического и биологического оружия может возникнуть непреднамеренно, вопреки воле воюющих государств, будучи спровоцированным третьей стороной. В качестве третьей стороны могут выступить террористические организации, незаконные вооруженные формирования и диверсионные группы противника. В таком случае развязываются руки агрессора в выборе " средств нападения [2].
На основании опыта прошедших войн и вооруженных конфликтов можно сделать вывод, что с началом военных действий с применением обычных средств поражения неизбежно разрушение промышленных, энергетических и военных объектов с различными опасными компонентами, способными поражать человека как токсическими, так и радиационными факторами, вызывая его морально-психологическое подавление и поддержание стрессового состояния. При этом болезни, эпидемии, экологические катастрофы, просто страхи могут поражать людей, не уступая в этом ядерному оружию. Создавшаяся в этих условиях радиационная, химическая и биологическая (РХБ) обстановка окажет существенное влияние на характер ведения боевых действий и потребует принятия мер по РХБ защите войск как одному из основных видов оперативного обеспечения. Несмотря на то, что ядерное оружие уже вследствие своих уникальных свойств удерживает в состоянии риска факт его применения в военном конфликте, военно-политическое руководство США уделяет большое внимание вопросам оснащения и подготовки своих армейских структур к условиям, которые могут возникнуть и в результате применения химического, биологического оружия некоторыми «агрессивными странами» или экстремистскими группировками. Развитие качественных показателей систем структурных звеньев ядерной, химической и биологической (NBC) защиты относительно поступающего вооружения показывает на двойственность его целевого предназначения из-за возможности использования в другой системе.
Комплекс сил и средств службы ядерной, химической и биологической защиты субрегионального командования включает системы «предупреждения и оповещения об угрозе применения оружия массового поражения», «защиты войск» и «боевого применения ядерного, химического и биологического оружия». Свидетельством целенаправленной подготовки к новым по содержанию войнам является образование их новых составных подсистем [3].
В подсистеме космической засечки ядерных взрывов с 1995 года включился в работу новый космический комплекс засечки ядерных взрывов MSS, включающий пункт управления и восемь искусственных спутников Земли. Наземная подсистема засечки ядерных взрывов с 1998 года включает комплексы засечки ядерных взрывов STADELEN и AWDREY, способные производить засечку ядерных взрывов мощностью до ОД тыс. т.
Наиболее динамично развивается наземная подсистема засечки районов применения химического и биологического оружия. В настоящее время она имеет в своем составе специфические бактериологические детекторы BIDS, разработанные в 1990 году, комплексы «Портшилд» и JBPDS, принятые на вооружение в 1998 году, и дистанционные воздушные комплексы М-94. С 2002 года данные вооружения были объединены посредством новейших средств связи в «комплексную дистанционную систему раннего предупреждения о биологической угрозе» JBREWS, интегрированную в объединенную информационную сеть предупреждения и оповещения о применении ядерного, химического и биологического оружия [4].
Подсистема наземной радиационной, химической и биологической разведки с 1996 года имеет в своем составе разведывательный комплекс M-93A1-FOX, позволяющий дистанционно определять и идентифицировать любой токсин, отравляющее, специфичное физиологически активное вещество, патогенные биологические среды, передавать информацию о радиационной, химической и биологической обстановке для автоматического нанесения на рабочие карты штабов в объединении.
Подсистема радиационного, химического и биологического контроля с 1997 года включает в свой парк интегральные биологические и химические лаборатории М31, М-3, которые позволяют получать исходные данные для определения дозового воздействия радиоактивных и химических веществ, токсинов, биологических агентов и показатели наносимого ущерба организму человека. С 1997 по 2000 год вооруженные силы США получили индивидуальные датчики определения непосредственно эффективной дозы ионизирующего излучения, отравляющих веществ NFR, ADM-300, AN/UDR-13, JCAD.
Система «защиты войск» также подверглась модернизации. С 1998 года парк средств коллективной защиты личного состава включает химико-биологические унифицированные модули СР DEPMEDS, СНАТН, М-20А1, М-28 и другие, сопряженные в инфраструктуре пунктов управления, штаба, тыла, госпиталя и позволяющие разместить до нескольких тысяч человек, обеспечивающих работу персонала без индивидуальных средств защиты длительное время. Индивидуальные средства защиты личного состава, уже имеющиеся в войсках, в целевом предназначении ориентированы в основном на обеспечение защиты при действиях в условиях биологического заражения.
С 2000 года военно-промышленный комплекс США значительно активизировал работы по созданию новых и совершенствованию имеющихся средств медицинской защиты от биологического оружия. Основным требованием, предъявляемым к антидотам, анатоксинам и вакцинам, является сохранение боеспособности личного состава на длительное время при многократном пребывании на зараженной местности и общении с пораженными людьми. До 2007 года планируется завершить клинические испытания иммунопрепаратов против сибирской язвы, натуральной оспы, чумы, туляремии, бруцеллеза, лихорадки Эбола и Марбург, ботулинического токсина, рицина, саситоксина.
Таким образом, под видом безобидного процесса совершенствования систем комплекса ядерной, химической и биологической защиты происходит перевооружение войск для ведения военных действий ОМП и другими видами оружия. При этом система «предупреждения и оповещения об угрозе применения оружия массового поражения» может обеспечивать фактическую регистрацию показателей обстановки по результатам нанесенных ядерных, химических и биологических ударов на территории противника, не находясь на ней. Система «защиты войск» уже в настоящее время обеспечивает многократные, безопасные действия личного состава в условиях химического и биологического заражения местности и населения региона.
В настоящее время хорошо прослеживается процесс трансформации системы «боевого применения ядерного, химического и биологического оружия» посредством разработки и принятия на вооружение качественно новых видов оружия, не относящихся к ОМП и не подпадающих под запрет международных договоров и конвенций.
Так, с 2001 года в США начата программа развития ядерных средств шестого поколения с эквивалентной мощностью зарядов 5-50 тонн и увеличения их количественного пакета для объединений.
Бинарная технология производства отравляющих веществ и физиологически активных веществ представляет реальную угрозу скрытого накопления химического оружия и прикрывает создание новых типов отравляющих веществ, по отношению к которым неэффективны существующие средства индикации, дегазации, защиты личного состава и антидотной терапии.
Научные достижения в сфере органической химии и биотехнологий повысили интерес военного руководства ряда государств к разработке нового вида оружия - биохимического - и расширению арсенала биологического. К тому же не скрывается распространение биологического оружия, особенно в «третьих странах». Кроме того, усложняется выявление скрытой наработки биологических агентов, так как достаточно сложно определить предназначение этих производственных объектов.
Вышеизложенное убедительно свидетельствует о необходимости эффективной защиты действий войск как в условиях применения противником ОМП, так и обычных средств поражения с достаточной степенью вероятности использования неизвестных видов оружия. Значительная роль при этом отводится такому виду оперативного обеспечения, как радиационная, химическая и биологическая защита. Объем задач РХБ защиты находится в прямой зависимости от характера действий противника и состава потенциальных опасностей в элементах оперативного построения войск [5].
РХБ защита организуется и проводится с целью исключить или максимально ослабить воздействие поражающих факторов ОМП на личный состав. Цель РХБ защиты достигается выполнением следующих задач: выявлением и оценкой масштабов и последствий применения ОМП, разрушений радиационно, химически и биологически опасных объектов; обеспечением защиты личного состава от радиоактивных, отравляющих, других токсичных веществ и биологических средств; снижением заметности войск и объектов.
Проведенные исследования целевых возможностей имеющегося вооружения и средств химической службы в вооруженных силах участников Североатлантического блока указали на срочную необходимость совершенствования средств и повышения эффективности мероприятий РХБ защиты в Вооруженных Силах Республики Беларусь. На наш взгляд, этот процесс должен идти одновременно по двум направлениям: совершенствование способов выполнения задач РХБ защиты имеющимися силами и средствами; улучшение технического оснащения боевого состава и структуры войск РХБ защиты.
Рассматривая основные проблемы этого вида обеспечения, следует отметить, что основную роль в адекватном реагировании на складывающуюся РХБ обстановку и установление фактов применения ОМП, показателей их масштабов, опасности и времени действия должна сыграть «система засечки ядерных взрывов и районов применения химического, биологического оружия». В её основе должны лежать следующие требования: возможность создания сплошной зоны засечки ядерного, химического и биологического оружия на всей территории Республики Беларусь и прилегающей территории; оперативность передачи информации. К сожалению, таких технических средств для обеспечения даже локальной засечки в наших Вооруженных Силах нет. В перспективе данная проблема может быть решена только с принятием на вооружение новых технических средств. Не менее актуальна проблема организации РХБ разведки и контроля. В настоящее время имеющиеся на вооружении средства позволяют определение только тех агентов, которые предусмотрены назначением. Открытой остается проблема полевого измерения активности заражения, интенсивности излучения и биологических эффектов дозовой нагрузки ионизирующего излучения, идентификации неизвестных отравляющих и физиологически активных веществ, специфического биологического обнаружения и контроля.
На фоне происходящего усиления химического и биологического потенциала ряда стран не могут не вызывать беспокойства следующие проблемы: повышение надежности средств индивидуальной и коллективной защиты при действиях войск в условиях РХБ заражения и сохранения боеспособности личного состава; сокращение сроков, повышение эффективности специальной обработки личного состава и техники; расширение возможностей подразделений специальной обработки.
Другим мероприятием сохранения боеспособности войск в условиях применения противником как ОМП, так и обычных средств поражения является аэрозольная маскировка действий войск (аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения оружия противника). Проблемой в этом вопросе является возросшая потребность в увеличении масштабов проводимого мероприятия, централизации и автоматизации управления, расширении маскирующих возможностей аэрозолей в более широком диапазоне электромагнитных излучений.
Безусловно, техническая сторона проблемы имеет важное значение, и ее решение без соответствующих научной и финансовой поддержки весьма непросто. Но не менее остро стоят проблемы организационного плана. Одна из основных - недостаточное включение и зачастую упущение в оперативно-тактических заданиях проводимых учений вопросов организации РХБ защиты и учет РХБ факторов при определении замысла операции. Практически остаются неотработанными вопросы организации и осуществления взаимодействия между подразделениями РЭБ, подразделениями и частями инженерных войск и РХБ защиты.
Другой проблемой является создание организационно-штатной структуры войск РХБ защиты, эквивалентной любому возможному объему задач РХБ защиты в операции.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что функции РХБ защиты войск в современной вооруженной борьбе не теряют своей актуальности. Это положение является определителем содержания цели и задач РХБ защиты как вида оперативного обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Военная доктрина Республики Беларусь. Мн.: 2002.
2.Неделин А. В. О теоретических основах ядерной стратегии. Военная мысль № 2, 1999.
3.Шахов В.Г., Лазарев И.Г.Служба ядерной, химической, биологической защиты вооруженных сил НАТО. Мн.: ВА РБ, 2002.
4.Тарасов В. В. Защита от биологического оружия. Военная мысль № 5, 2002.
5.Черных Г.С., Галингер П.П. О роли и месте радиационной, химической и биологической защиты в единой системе защиты войск (сил) в операциях. Военная мысль № 4, 2001.