Проблемы духовного возрождения Вооруженных Сил.
«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.60-62
Проблемы духовного возрождения Вооруженных Сил.
Полковник А.В. КУЗЬМИН,
начальник цикла - профессор кафедры морально-психологической подготовки'
Военной академии Республики Беларусь, доцент
«Слава Господу, ибо Он есть
источник всякой славы...»
А.В. Суворов [6; с. 3]
Последнее десятилетие XX века породило массу проблем в жизни молодого государства - Республики Беларусь. Самой важной из них, на наш взгляд, является проблема духовности, морали и нравственности. Духовное развитие и возрождение служит основой определения перспектив нового столетия
Весьма актуальной проблемой остается вооруженная защита государства. Человек всегда был и остается абсолютным оружием любой войны. Парадоксально, но именно воину-защитнику Отечества в период становления и реформирования независимого государства, по-видимому, тяжелее и сложнее, чем другим гражданам, и многое держится в армии на понимании и терпении военнослужащих, на воспитанном столетиями чувстве долга [1; с. 67].
Во все времена существования нашего славянского государства воинская служба была делом чести каждого гражданина, а верное служение Отечеству - высшим смыслом жизни и службы воина.
История Белой Руси свидетельствует о теснейшем единении православной церкви с воинством родного Отечества. В старой армии была «душа» -творческий источник самопознания и совершенствования военной системы. Несмотря на трудности, сохранялась вера в Бога, развивалась военная мысль, культивировались и поддерживались высоконравственные чувства и воинский долг. Духовные потребности военнослужащих удовлетворялись самоотверженной службой военных священников [2; с. 228 - 324, 464 -465], [6; с. 17-75].
Но Октябрьская революция 1917 года, уничтожив устоявшийся образ жизни, ликвидировала и систему его ценностей.
На смену вере в Бога пришла безрелигиозная вера в коммунизм, воинствующий атеизм стал основой государственной политики в отношении церкви, которая была отлучена от своего вечного, Небесного дела - спасения душ человеческих. И поскольку церковь не осталась безразличной к выполнению своих задач, она подверглась масштабным гонениям. Например, только в Белоруссии из 3552 православных церквей к концу 1936 года осталось 74 действующих храма, а к началу 40-х годов в восточной части Белоруссии были закрыты все церкви. Прекратили существование церковноприходские школы и духовные семинарии. Согласно закрытым (секретным) постановлениям ЦК
партии и Советского правительства только за 1922 год был расстрелян 201 православный священник, а за 1937 год и пять месяцев 1938 года в республике были осуждены 3247 служителей православной церкви, около 2000 духовных лиц расстреляны или погибли в лагерях [3; с. 51 - 52]. Справедливости ради, отметим, что репрессиям подвергалась и римско-католическая церковь.
Это в значительной мере предопределило последовавшие после закономерного краха мировой системы социализма и СССР духовную пустоту и духовное обнищание общества и негативно отразилось на морально-психологическом состоянии военнослужащих, что затрудняет реализацию потенциальных возможностей морального фактора и снижает боевой потенциал государства.
Воинская служба, боевая деятельность требуют от воинов особой направленности личности, интеллектуальных, духовных и волевых качеств: высокого профессионализма, самопожертвования.
Психологическая готовность, по мнению специалистов, концентрирует все виды профессиональной готовности и включает в себя мотивационный, нравственный, деловой и физический компоненты. Именно мотивация и нравственность определяют духовный облик воина, который невозможно сформировать без духовного возрождения, как нравственно-познавательного, так и собственно религиозного. Благо, необходимые для этого условия в начале 90-х годов появились, именно тогда начался сложный и противоречивый процесс религиозного возрождения.
По некоторым данным, число верующих в Беларуси достигает 50%. 85% из них считают себя православными, 10% -католиками. По сравнению с 1 января 1996 года рост общин православной церкви составил 21,4%. Построено более 180 храмов и строится более 100.
Возобновили деятельность 4 мужских и 8 женских монастырей, не считая Жировичского. Действуют Минские духовные семинария и академия, около 300 воскресных школ, два духовных училища [3; с. 54].
Личность имеет право на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа.
Обеспечено юридическое равенство религий перед законом, что с одновременным учетом их культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества государства с христианскими конфессиями, прежде всего, с православием.
Меняющаяся религиозная ситуация в государстве влияет на состояние и развитие психики военнослужащих. Среди молодежи, призванной на военную службу в январе 2002 г., уже 74,3 % относят себя к верующим, причем увеличилось количество лиц, относящих себя к неосновным религиозным конфессиям. Сознание молодежи не подготовлено к объективному восприятию и оценке деструктивных сект [4; с. 8 - 9].
Несмотря на это, большинство офицеров Вооруженных Сил не готовы к работе с верующими воинами и не могут учитывать особенности их сознания и поведения в осуществлении воинской деятельности. В процессе подготовки офицерских кадров в Военной академии религиозная ситуация, сложившаяся в обществе, отношение к религии профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений, слушателей и курсантов не учитываются. Отрадно, однако, что с 2000 г. группой профессионального психологического отбора академии при проведении социологических исследований среди военнослужащих срочной службы и курсантов изучаются вопросы духовности и вероисповедания.
Так, специалистами выявлено, что в трудные моменты личной жизни число курсантов, обратившихся за помощью к своим командирам и к священникам, одинаково.
С 1998 года появился первый опыт сотрудничества государственной силовой структуры - Внутренних войск МВД и Белорусской православной церкви (БПЦ). На основе подписанного между ними соглашения построен воинский православный храм в п. Околица, еще один заложен в бригаде специального назначения в г. Минске. Проводится совместная работа по патриотическому воспитанию, нравственному и духовному просвещению воинов, реализации религиозных потребностей и социальному попечительству военнослужащих и членов их семей, сохранению историко-культурного и духовного наследия.
Аналогичное соглашение о сотрудничестве подписано в марте 2003 г. между Пограничными войсками и БПЦ после проведения совместного семинара "Роль и место православной церкви в военно-патриотическом воспитании воинов".
В соглашении подчеркивается, что "многовековая история Беларуси свидетельствует: православие всегда являлось духовной основой ментальности белорусского народа и его христолюбивого воинства - защитников Отечества. Возвращение к истинно духовным, христианским и военно-патриотическим ценностям находит понимание и поддержку у командования Пограничных войск Республики Беларусь..." Предусматривается также регулярный обмен опытом работы по духовно-нравственному воспитанию между факультетом Пограничных войск Военной академии, центрами подготовки военнослужащих Пограничных войск и учебными заведениями БПЦ[8].
Названные соглашения вытекают из осознания необходимости использовать нравственные и патриотические взгляды православной церкви в интересах возрождения духовного потенциала защитников государства. Церковь считает, что "Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание... Признавая войну злом, церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: "Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих..."
"Взявши меч, мечем погибнут" - в этих словах Спасителя находит обоснование идея справедливой войны. С христианской точки зрения, понятие нравственной правды в международных отношениях должно опираться на следующие основные принципы: любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что благу своего народа невозможно служить безнравственными средствами" [10; с. 8, 38 - 39].
Высшее руководство республики понимает, что многовековые традиции православия, его незыблемые духовные идеалы должны быть востребованы.
В марте 2003 года на постоянно действующем семинаре руководящих работников государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы Президентом Республики Беларусь четко определена государственная позиция и роль православной церкви в области идеологии, идейно воспитательной работы с населением. Признано целесообразным считать одной из главных духовных опор народа прежде всего патриотично настроенную православную церковь, не отвергать ее, а поддерживать; не запрещать людям идти в тот храм, в который они хотят[7].
Это новое явление в государственно-религиозных отношениях получило дальнейшее развитие. В июне 2003 года подписано "Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью".
В первой статье соглашения отмечается, что "церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа... Взаимодействие с церковью выступает важным фактором общественной стабильности, гражданского единства и межконфессиального мира на белорусской земле".
Приоритетными направлениями в совместной деятельности государства и православной церкви стали общественная нравственность, воспитание и образование, культура, творческая деятельность и другие направления, в том числе воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими[9].
Объединение усилий государства и православной церкви в интересах белорусского народа и его защитников стало реальностью.
На наш взгляд, с целью обеспечения духовного возрождения армии следует решить следующие проблемы:
-на основе действующего законодательства целесообразно признать приоритет православной церкви;
- заключить соглашение о сотрудничестве между Министерством обороны и БПЦ;
- привести Уставы Вооруженных Сил в соответствие с принципами христолюбивого воинства;
-скорректировать деятельность управления морально-психологического обеспечения с учетом взаимодействия с БПЦ;
- восстановить институт военных священников в Вооруженных Силах;
- оборудовать походные церкви и молельные комнаты в подразделениях, на территории крупных воинских частей и Военной академии построить храмы;
- ввести в учебные программы для слушателей и курсантов Военной академии, студентов военных кафедр вузов, суворовцев, учащихся военно-патриотических классов спецкурс «Основы православной культуры» и приглашать для его преподавания священнослужителей;
- организовать выпуск религиозной литературы для военнослужащих.
Современное государство не должно и не может быть атеистическим, и это не привнесет в образование, в том числе и военное, религиозный характер. Обучение и воспитание - это два крыла, делающие человека образованным и духовно развитым.
Возрождение христианских традиций и ценностей является самым необходимым условием духовно-нравственного возрождения армии Беларуси и послужит обеспечению вооруженной защиты нашего Отечества в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Раш К. Армия и культура // Военно-исторический журнал. - 1989. - № 5. - С. 3 -11.
2.Христолюбивое воинство. Российский военный сборник.- Выпуск 12. - Москва: Военный университет. - 1997. - 496 с.
3.Христианство в Беларуси: история и современность / Т. П. Короткая и др. - Мн.: «Молодежное научное общество» - 2000. - 72 с.
4. Шубин В.В.Проблемы становления и развития структуры морально-психологического обеспечения на завершающем этапе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь//Военно-психологический вестник. -2002. -Ml. -С. 4- 10.
5. Макаров В.М. Религиозная ситуация в Республике Беларусь. Мн.: Управление воспитательной работы и информации Министерства обороны Республики Беларусь. - 1998. -6 с.
6.«Твой есмь аз» Суворов. М.: Издание Сретенского монастыря. - 2002. - 160 с.
7.Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы. "Советская Белоруссия - Беларусь сегодня". 2003. М 58 (21724) 28 марта
8.В. Соболь. С Божьей помощью. "Во славу Родины". 2003. № 57 (24221) 26 марта.
9. Л. Павлова. Между государством и церковью подписано соглашение. "Вечерний Минск". 2003. № 134 (10229) 19 июня.
10.Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: 2000. -90 с.