Ретроспектива создания и развития военно-уголовного законодательства Республики Беларусь

«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с. 49-55

Ретроспектива создания и развития военно-уголовного законодательства Республики Беларусь

Полковник юстиции И.Д. ЛАПЕКО,

первый заместитель белорусского военного прокурора

Военно-уголовное законодательство» Республики Беларусь можно определить как совокупность норм уголовного права, регулирующих в интересах обеспечения военной безопасности страны вопросы борьбы с преступлениями против установленного порядка прохождения военной службы, совершенных военнослужащими. Военно-уголовное законодательство является составной частью военного законодательства - комплексной отрасли законодательства и применяется только к военнослужащим и лицам, к ним приравненным, в связи с совершением преступлений.

Новый виток развития общества, связанный с однополярным раскладом военных и политических сил, предъявил новые требования к военной организации государств.

Своевременным ответом на угрозы современности стало принятие Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и блока законов (в т.ч. в новой редакции) - "Об обороне" [1], "О Вооруженных Силах Республики Беларусь" [2], "Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь" [3]. В соответствии с п. 14 гл. 1 Военной доктрины Республики Беларусь одним из основных направлений развития военной организации нашего государства является укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих.

Данные статистики свидетельствуют, что ежегодно в результате совместной предупредительной работы командования Вооруженных Сил, Белорусской военной прокуратуры, Белорусского военного суда и органов военной контрразведки уровень преступности в войсках и индекс преступной активности постоянно снижаются.

Особое значение при этом отводится уголовно-правовым мерам противодействия правонарушениям и укреплению воинской дисциплины. Ведь эффективная уголовно-правовая политика является не только условием соблюдения принципа неотвратимости наказания, но и несет в себе большой предупредительный потенциал. Вот почему развитию военно-уголовного законодательства (уголовно-правовым мерам в военной сфере) на протяжении всего исторического развития государств и армий уделялось особое внимание. Военно-уголовное законодательство Республики Беларусь можно определить как совокупность норм уголовного права, регулирующих в интересах обеспечения военной безопасности страны вопросы борьбы с преступлениями против установленного порядка прохождения военной службы, совершенных военнослужащими. Военно-уголовное законодательство является составной частью военного законодательства - комплексной отрасли законодательства и применяется только к военнослужащим и лицам, к ним приравненным, в связи с совершением преступлений.

За военным правом, наукой и практикой, стоит многовековая и непростая история становления и развития военной организации общества. Изучение прошлого во все времена служило и продолжает служить средством для того, чтобы понять настоящее, предвидеть будущее и на основе этого осмыслить развитие правовой науки как целенаправленный исторический процесс [4].

Основная сложность анализа истории законодательства, в том числе военно-уголовного, обусловлена природой человеческого мышления: оно не может отразить действительность, "не прервав непрерывного, не упростив ее" [5]. В то же время такое прерывание и упрощение безусловно является закономерным и выражается, в частности, в периодизации истории. Выделение соответствующих реальности этапов исторического развития конкретного социально-правового явления способно воссоздать целостное представление обо всем объекте исследования, о его месте и взаимосвязях с другими объектами и обосновать истинность выдвигаемых выводов [6].

Эволюция отечественных отраслей права в области борьбы с преступностью отражает основные особенности развития белорусского государства, экономические, социальные и политические изменения, происходившие в нем.

Важнейшие этапы развития Вооруженных Сил страны как атрибута ее государственности и основного элемента военной организации также совпали с вехами коренных национальных преобразований и потрясений.

Данные обстоятельства и объясняют периодизацию предмета рассмотрения, в основу которой положены история государственности Беларуси, а также тенденция развития военных уголовно-правовых отношений, обусловленная объективным процессом совершенствования государства, армии, права и их отдельных институтов.

С учетом предлагаемого критерия развитие военно-уголовного законодательства Беларуси может быть систематизировано по следующим периодам:

I.Создание правовых основ отечественных военно-уголовных отношений в период принятия статутов Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов на базе предшествовавшего законодательства.

II.Окончательное оформление военного уголовного права в составе Российской империи.

III.Советский период развития военно-уголовного законодательства.

IV.Реформирование военно-правовых отношений в сфере борьбы с преступностью периода современной белорусской государственности.

Безусловно, указанные периоды не могли быть одинаково значимыми для становления современного военно-уголовного законодательства, поэтому использование логического метода, освобожденного от мешающих исторических подробностей, позволит нам определить главные тенденции исторического процесса и раскрыть присущие ему закономерности.

I. Создание правовых основ отечественных военно-уголовных отношений в период принятия статутов Великого княжества Литовского 1529,1566 и 1588 годов на базе предшествовавшего законодательства

История вооруженных сил земель современной Беларуси начинается с эпохи древних государств-княжеств, с военно-дружинной организации Полоцкого, Туровского, Новогрудского и других княжеств.

Военные задачи в то время решались временными вооруженными формированиями (дружиной, ополчением), выделяемыми от хозяйств, княжеств и руководимыми своими сюзеренами, которые по своему усмотрению, руководствуясь правом, по сути, безграничного владения и распоряжения своими людьми, решали вопросы укрепления дисциплины в своих вооруженных отрядах.

С XIII века земли Беларуси вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского (ВКЛ).

В то время господствовало неписаное право, источником которого были обычаи, возникшие из общественных отношений. Они (обычаи) опирались на общепринятость и давность существования и были санкционированы государством.

На территории Беларуси обычное право было господствующим до XV века.

Правовые нормы, которые касаются воинских преступлений, впервые встречаются в привилеях и соймовых постановлениях ВКЛ. Так, один из первых общеземских привилеев от 20 февраля 1387 года говорит об обязанности феодалов принимать участие в военном походе на основе личных затрат. С выделением шляхты в особое привилегированное сословие, основной обязанностью которого являлось несение воинской службы, возникла необходимость законодательной регламентации порядка несения этой службы с установлением соответствующих санкций за его нарушение.

Основой вооруженных сил ВКЛ в позднем средневековье оставалось ополчение, или "оборона земская". Так называли службу военнообязанной части населения. Каждый обыватель княжества, который владел землей, должен был отбывать воинскую повинность -т.н. земскую службу. Ее размеры зависели от величины земского надела и количества крестьянских хозяйств, которые принадлежали землевладельцу.

Основную часть ополчения в XVI - XVII в.в. составляла мелкая и средняя шляхта, однако военную повинность должны были нести и мещане [7].

Поддержание дисциплины в войске и регулирование отношений военных с гражданским населением обеспечивалось пока разрозненными нормами военного права. Еще в начале XVI века, когда постоянные войны требовали от ВКЛ максимальной мобилизации сил, шляхта не выполняла некоторые требования центральной власти, что сказалось на характере принятых тогда военно-правовых норм. Если соймовое постановление 1507 г. устанавливало смертную казнь за самовольный отъезд шляхтича с войны (как и за неприбытие на место сбора ополчения), то уже в 1522 г. сойм вынужден был заменить смертную казнь конфискацией поместья, поскольку абсентизм получил такое широкое распространение, что казнь реально невозможно было применять [8].

Таким образом, к середине XVI века на территории ВКЛ объективно возникли условия для принятия специального военно-уголовного закона, который укреплял бы правопорядок в войске и от имени государства устанавливал ответственность за различные правонарушения, связанные с военной службой. Таким законом стал I Статут 1529 года, а, точнее, его II раздел, называвшийся "Об обороне земской" и состоявший из 15 статей. Статьи включали ряд составов воинских преступлений, особой характеристикой которых было совершение их военнослужащими во время войны или военного похода [9].

Следует отметить, что в Статуте к субъектам воинских преступлений относятся не только военнослужащие, но и лица, "обязанные нести службу", т.е. военнообязанные.

Все воинские преступления условно можно разделить на следующие группы:

1.Уклонения от "призыва" на военную службу.

В ст. 1 раскрываются способы совершения уклонений, их четыре: неявка на военную службу в срок; "хотя приехал в срок, не записался"; "записался, но не дождался смотра"; "прошел смотр, но без разрешения гетмана уехал". Наказание - потеря имения. Возможность помилования великим князем ("а это будет по усмотрению великого князя").

2. Уклонения от военной службы.

Статья 11 Статута устанавливает ответственность за самовольное оставление "войны". "Никто без ведома гетмана не должен уехать с войны". Наказание - также потеря имения.

3.Преступления против порядка несения военной службы.

Они состоят из нескольких составов преступления (ст. ст. 2 и 4 Р. 2 Статута)

а) прохождение смотра не "под своей поветовой хоруговью". Наказание - потеря имения, взятого в залог, в пользу великого князя.

б) несение службы не "с теми же конями и с тем же снаряжением, который был на смотре". Наказание - потеря имения.

4.Нарушения правил несения специальных служб:

а) ст. 12 "кто был в карауле недостаточно бдителен":

"Если бы кто-либо из наших подданных во время войны нами или нашим гетманом был послан в караул против нашего неприятеля и тот посланный

- по своей небрежности неприятеля не заметил;

- или на том месте, куда был послан, не стоял и уехал прочь;

- или, не дождавшись срока смены, уехал прочь;

а от этого нам или нашему войску от неприятеля был нанесен ущерб, как в людях, так и в военных конях, тогда таковой теряет имение и приговаривается к смертной казни".

б) ст. 13 "О том, кого пошлют в гарнизон, чтобы он туда явился в срок, а он в указанный срок там не будет".

5.Должностные преступления.

а) ст. 7 - "Если гетман вносит в реестры опоздавших на службу без уважительных причин и берет от них дары - лишается благоволения великого | князя";

б) ст. 8 - "Если берет что-либо с отпущенных с войны людей - штраф 12 рублей грошей в пользу великого князя";

в) ст. 10 - "Если хорунжий оставляет дома земян и отпускает их после смотра - потеря должности и имения".

6. Преступления против местного населения:

а) ст. 14 - "Будучи на военной службе, никто не должен наезжать на шляхетские дома и гумна".

Это статья определяла преступными такие действия, как грабеж или причинение ущерба, нападение на местных жителей. Наказание - штраф.

б) ст. 15, ч. 1 и 2. - "Если бы кому на военной службе не хватило стацей для него самого и для его коней". (Стацея - это натуральная повинность, возлагаемая на содержание войска в районе его дислокации или по пути следования).

Объективная сторона этого преступления состояла из разборки домов на дрова, снесения заборов, ловли рыбы и спуска воды в прудах, вытаптывания и потравы озимых и яровых. Наказание - заковывание в цепи, возмещение ущерба и взимание штрафа за "насилие".

7.Преступления против порядка подчиненности и воинской чести.

а) ст. 15, ч. 3 - "А если кто-либо, находясь на войне, напал на другого, на обоз или на стоянку и ранил или ударил кого-нибудь, таковой как насильник карается смертью" [10].

Обращает на себя внимание определенное несоответствие степени общественной опасности некоторых указанных в I Статуте воинских преступлений и тяжести наказания.

II Статут ВКЛ 1566 года в разделе II "Об обороне земской" содержал уже 29 статей - почти в 2 раза больше [11]. Хотя увеличение статей, в основном, произошло за счет норм военного (административного) права, определяющих порядок несения службы, а не уголовных. Что же касается чисто уголовных статей, то они, в основном, повторяют составы воинских преступлений, указанных в I Статуте. Вместе с тем отдельные из них более дифференцированно подходят к последствиям преступлений, содержат квалифицированные составы, новые наказания.

Так, в соответствии со ст. 14 Статута, "кто первый раз с битвы утек - таковый имение тратит, а кто второй раз утек -от гетмана от имени господарской почтивость (честь) свою тратит".

Статья 15, касающаяся промотания в современном понятии военно-уголовного законодательства, закрепляет следующее положение: "Кто первый раз кому коней, зброю и броню позычет - все позыченное поступает через гетмана в доход князя; второй раз - таковый горло тратит" (подвергается смертной казни).

Криминализируются противоправные действия, посягающие на достоинство военнослужащего, не указанные в I Статуте как преступные. Так, ч. 2 ст. 23 II Статута предусматривает уголовную ответственность не только за причинение телесных повреждений одним военнослужащим другому ("если кто, будучи на службе нашей один другого наехал, забил, ранил"), но и за оскорбление - "если не ранил, но ударил, и ежели не ударил - того пан гетман карать может подле усмотрения своего". Наказание по первой части статьи, как и было, - смертная казнь.

Интересен и для современного военно-уголовного законодательства вид наказания, установленный за опоздание на службу (ст. 13). "Кто долго мешкал и не поспешал - записать в реестр великого гетмана и послать на границу або там где патреба разумеет быть и в два раза больше по времени служить, чем опоздал".

III Статут 1588 года также в разделе II "Об обороне земской" содержит на 2 статьи меньше, чем II Статут - [27.12] Раздел практически полностью повторяет статьи предыдущего Статута. Особенностью III Статута ВКЛ можно считать смягчение наказания за некоторые преступления, замену смертной казни имущественными и штрафными санкциями.

Это объясняется, как отмечалось выше, массовым неисполнением воинской обязанности со стороны шляхты, что практически делало невозможным применение суровых мер наказаний.

Поэтому и предусмотренная III Статутом система наказания за воинские преступления отличалась от соответствующих норм соседних государств своей мягкостью. Смертная казнь применялась только в тех случаях, когда ратник совершал убийство, изнасиловал женщину, ранил или избил шляхтича или священника. За такое тяжкое воинское преступление, как побег с поля боя, виновного ожидала только потеря поместья и шляхетского достоинства (ст. 14 Р. II). За неучастие в войне, уклонение от записи в войско, самовольный отъезд из войска шляхтичу угрожала также только конфискация земских владений. Для сравнения следует отметить, что право того времени в Московском государстве предусматривало смертную казнь за вооруженный бунт, неподчинение, измену, сдачу города неприятелю, прием иностранцев и даже просто сношения с ними. За уклонение от службы ратники высылались в Сибирь, за многие другие правонарушения им угрожало отсечение частей тела, тюремное заключение, а некоторые статьи "Соборного Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. требовали "бити кнутом", что реально заканчивалось смертью обвиняемых, так как количество ударов не назначалось [13].

Таким образом, в отличие от соседних государств в Великом княжестве практически не имелось постоянного войска, не было и специального фонда государственных доходов, предназначенного для содержания профессиональных солдат. Основной военной силой тут формально оставалось ополчение шляхты, хотя в Европе времена феодального ополчения отошли еще в XVI веке. Шляхта, не чувствуя особой ответственности, так как за уклонение от службы ей не угрожали серьезные наказания, массово не выполняла воинскую повинность. "Панаванне" шляхты в политической жизни Речи Посполитой в XVII веке граничило с преступной беспечностью и безответственностью в сфере военных интересов страны.

С одной стороны, демократическое внутреннее устройство, гуманные правовые нормы, территориально-административная децентрализация, с другой - консерватизм, застарелая система военной организации при ограниченных демографических, а еще больше финансовых средствах осуждали Великое Княжество Литовское на особо тяжкие испытания в войнах [14].

II. Окончательное оформление военного уголовного права Беларуси в составе Российской империи

Ко времени присоединения земель современной Беларуси к Российской империи в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) в России почти 100 лет существовала созданная Петром I первоклассная регулярная армия, комплектуемая на основе рекрутской повинности. Система организации и воспитания армии, введенная Петром, была гораздо более прогрессивной и действенной, чем система организации и воспитания войск в западно-европейских государствах, в том числе и в ВКЛ.

Укрепление дисциплины и порядка в армии Петр I осуществлял суровыми мерами наказания в отношении нарушителей воинского порядка. Однако он не рассматривал наказание как самоцель. Петр считал, что при условии суровости и справедливости наказания последнее должно являться средством предупреждения для других. Особое значение придавалось самому процессу осуществления наказания.

Весьма интересен и заслуживает внимания тот факт, что Петр I при его неуклонном требовании "каждому служить по чистой совести" считал отбытие наказания обстоятельством, полностью поглощающим совершенную провинность. Солдаты и офицеры, бывшие на каторге и публично наказанные, получив затем публичное же прощение своей вины, должны были считаться в числе "добрых людей", и упрекать их понесенным наказанием запрещалось. Для подтверждения факта о полном восстановлении этих лиц в правах им давался Указ за собственной Его Величества подписью "о восстановлении их в совершенную честь".

Творец русской армии Петр I приложил немало усилий для принятия важнейшего источника русского военного права - Воинского устава 1716 года, состоявшего из четырех частей, а нормы военно-уголовного права были изложены в части II: "Артикул воинский с кратким толкованием". "Воинский артикул" Петра I был военно-уголовным кодексом Российской империи, действовавшим без особо значительных изменений около 100 лет, до появления Полевого уголовного уложения 1812 года, и даже, можно сказать, (относительно мирного времени) до издания Военно-уголовного устава 1839 года.

"Воинский артикул" состоял из 24 глав и 209 артикулов с толкованиями [15]. Все преступления, предусмотренные "Воинским артикулом", могут быть разделены на 2 категории - воинские и общие.

К воинским преступлениям артикул относил:

1.Воинские изменнические: побег к неприятелю; бегство с поля сражения; отказ вступить в бой; распространение неприятельских манифестов и др.

2. Уклонения от военной службы: побег; оставление своего места в походе; несвоевременная явка из отпуска; симуляция болезни с целью уклонения от похода; самовольная отлучка; членовредительство.

3. Против подчиненности, воинской чести и иных обязанностей по военной службе: оскорбления конкретных должностных лиц; неповиновение приказанию "от лености, глупости и медления", а равно неточное исполнение приказания, даже если "дело доброе окончание получит"; обсуждение приказаний ("непристойные рассуждения об указах, которые ему от начальника даны"); восстание или бунт и многие другие.

4.Преступления против военного имущества: оставление ружья, порча, проигрыш, продажа или заклад его; растрата мундира; кража имущества из казенных хранилищ; растрата казенных денег, а равно недонесение об этом.

5. Злоупотребления по службе: показ большего числа солдат в своей части против действительного количества с корыстной целью; явка на инспекторский смотр с чужим ружьем; отказ в представлении своей части для осмотра.

6.Преступления начальников в отношении подчиненных, которые были представлены всего лишь в трех видах: дурное обращение с подчиненным, влекущее за собой лишение чина; неправильное использование солдат в свою пользу на тяжелых работах (за что положено было лишение чести или чина); удержание следуемого подчиненным жалованья, вещей и провианта.

7. Преступления против местных жителей: причинение убытков, оскорбления, нанесение побоев или ран со стороны постояльца своему хозяину квартиры или членам его семьи; ограбление и разрушение при взятии городов церквей и иных духовных домов; причинение обиды священникам, детям, женщинам и старикам и т.д.

В числе отягчающих обстоятельств артикул называл: а) состояние опьянения; б) по-вторность преступления; в) участие начальника или старшего в чине в преступлениях подчиненных или младших; г) совершение преступления в военное время или в виду неприятеля.

Смягчающим вину обстоятельствами артикул считал: а) совершение преступления по неосторожности ("ненарочно и неволею"); б) незнание закона. Последнее обстоятельство признавалось смягчающим в одном случае, когда солдат засыпал на часах или он недавно пришел на службу и "еще артикула не слыхал".

Из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, в артикуле упоминались: а) "лишение ума" (умопомешательство); б) необходимая оборона ("нужное оборонение из опасения смертного"); в) крайняя необходимость; г) исполнение приказа, отданного по службе.

Наказания, закрепленные "Воинским артикулом", были рассчитаны на беспощадную расправу с малейшим проявлением опасной для армии деятельности. Закон предусматривал применение смертной казни в 122 случаях, причем способы лишения жизни были разнообразными.

Обыкновенными видами смертной казни были отсечение головы и повешение. За такие преступления, как трусость, неповиновение целых частей и т.д., кроме казни начальников, повешению подвергался каждый 10 из рядовых.

Квалифицированные виды смертной казни заключались в четвертовании, в сожжении путем копчения на медленном огне и в колесовании.

Артикул впервые в истории русского уголовного права ввел расстрел как форму смертной казни.

Членовредительными наказаниями были: а) прожжение языка раскаленным железом; б) отсечение суставов; в) отсечение руки и пальцев; г) отрезание ушей и носа; д) рванье ноздрей; е) прибитие ножом или гвоздем руки к виселице.

К болезненным телесным наказаниям артикул относил:

а) наказание шпицрутенами;

б) наказание кнутом и батогами; в) ношение оружия и седел и т.д.

Ссылка на каторгу выражалась в использовании осужденных на тяжких принудительных работах или на галерах.

Лишение свободы состояло в заключении в тюрьму и аресте у профоса (палача).

В число наказаний против чести входили шельмование (т.н. политическая смерть); лишение чина; разжалование в рядовые; исключение из службы; использование офицера по службе в качестве рядового и выговор.

Имущественные наказания выражались: а) в конфискации имущества; б) в денежном штрафе; в) в вычете из жалованья; г) в возмещении убытков.

Таким образом, "Воинский артикул" по своей юридической природе и законодательно-технической стороне стоял значительно выше, чем памятники военно-уголовного права западно-европейских государств того времени. Издание его диктовалось организацией регулярной армии, необходимостью поддержания в ней строгого воинского порядка, и он сыграл свою историческую роль в организации русской армии на новых началах.

Вместе с тем нельзя не согласиться с оценкой, данной деятельности Петра В.И. Лениным: "Петр ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства" [16].

Первым наиболее существенным ограничением в применении "Военного артикула" было принятие Полевого уголовного уложения для действующей армии 1812 года, но ограничение это касалось не всего артикула, а только законов военного времени.

Надвигавшаяся война с наполеоновской Францией, формирование Александром I большой действующей армии требовали усиленной заботы о воинской дисциплине и порядке в армии, усиления борьбы с изменническими настроениями, строгого наказания возможных преступлений против мирных жителей.

Этим требованиям полностью отвечало Уложение 1812 года [17]. Хотя ничего особо нового в составы воинских преступлений, совершаемых в военное время, систему наказаний оно не внесло.

Издание в 1832 году Свода общих законов и необходимость систематизации обширного количества разрозненных воинских постановлений, появившихся после издания Воинского устава 1716 года, вызвало принятие в 1839 году первого Свода военных постановлений (в 12 томах). Закон военно-уголовного и военно-судебного порядка вошли в один том под названием Военно-уголовного устава.

Военно-уголовный устав явился кодификацией всего предшествовавшего военно-уголовного законодательства, упоминаемого в данной статье. В отличие от них с учетом своего времени Устав 1839 г. имел многочисленные недостатки: неточность и неопределенность многих мер наказания, отсутствие наказания за многие общие и военные преступления, на квалифицирующие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Например, дефиниции "наказать яко преступника указов", "наказать по мере вины", отсутствие указания на количество ударов шпицрутенами и т.д. приводили на практике к широкому судебному произволу.

Работа по составлению нового воинского устава о наказаниях была начата вслед за изданием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, вызвавшего необходимость согласования с ним военно-уголовных законов. В 1867 году была закончена работа по составлению общей части Воинского устава, которая в том же году вступила в действие. Особенная часть устава была утверждена в 1868 году. Полностью Воинский Устав о наказаниях вошел в книгу XXII Свода военных постановлений 1869 года [18]. Фактически Воинский устав о наказаниях просуществовал до Октябрьской революции 1917 года с незначительными изменениями, связанными с новыми редакциями 1875 года (введение всеобщей воинской повинности в 1874 году) и 1913 года (перед началом I мировой войны).

Воинский устав о наказаниях состоял из 5 разделов:

1)"О преступлениях, проступках и наказаниях вообще" (ст. ст. 1-95).

2) "О воинских и других преступлениях по службе военной" (ст. ст. 96 - 242).

3) "О нарушении обязанностей службы во время военных действий и о преступлениях и проступках, совершаемых в местностях, объявленных на военном положении" (ст. ст. 243 - 271).

4)"О преступлениях и проступках, общих военнослужащих с лицами гражданского звания, независимо от службы" (ст. 272 - 279).

5)"О наказаниях содержащихся в дисциплинарных батальонах или ротах" (ст. ст. 280 - 282).

Воинский устав о наказаниях был и материально и формально зависимым от общеуголовного законодательства, в него были занесены только изъятия, вызываемые особенностями военной службы. Эта зависимость была выражена в ст. 1 устава: "Во всех тех случаях, для коих настоящим Уставом не постановлено изъятий или особых правил, к лицам, подлежащим действию военно-уголовных законов, применяются, относительно преступлений, проступков и наказаний, общие постановления действующих по гражданскому ведомству уголовных законов".

Первый раздел Воинского устава посвящался вопросам общей части военно-уголовного права, но касался только системы наказаний и его назначения (понятие преступления и связанные с ним институты не рассматривались вовсе).

Система наказаний, предусмотренных Воинским уставом, отличалась исключительной сложностью. Все наказания разделялись на уголовные и исправительные.

К наказаниям уголовным относились: 1) лишение всех прав состояния и смертная казнь; 2) лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы; 3) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь.

К исправительным для офицеров и гражданских чинов военного ведомства относились наказания: 1) ссылка; 2) исключение из службы; 3) временное заключение в крепости; 4) разжалование в рядовые; 5) отставление от службы; 6) содержание на гауптвахте.

Смертная казнь осуществлялась через повешение и "расстреляние" (ст. 10).

Каторжные работы назначались без срока, от 15 до 20 лет, от 12 до 15 лет и т.д. до самого мягкого - от 4 до 6 лет.

Ссылка не ограничивалась сроком.

Заключение в крепости определялось от 10 до 25 лет и сопровождалось всегда исключением из службы с лишением чинов.

Для нижних чинов назначались наряду со ссылкой такие наказания, как: 1) одиночное заключение в военной тюрьме; 2) денежные взыскания; 3) отдача на время в исправительные арестантские отделения гражданского ведомства; 4) заключение в тюрьме гражданского ведомства; 5) отдача в дисциплинарные батальоны или роты; 6) содержание на гауптвахте.

Интерес представляет ст. 40 устава, определяющая суть наказания "исключение из службы". Согласно названной статье исключенные из службы теряли право поступать снова на государственную службу. Однако подвергшиеся исключению из службы за собственно воинские преступления, "не из корыстных или иных гнусных побуждений содеянные", могли быть, по усмотрению военного начальства, вновь приняты на военную службу, не иначе, как рядовыми, и только по истечении 3-х после исключения лет, когда последует "засвидетельствование местного начальства о беспорочном их поведении".

"Отставление от службы" влекло за собой лишение права в течение 3-х лет со времени отставления поступать снова на службу государственную или общественную.

Денежные взыскания, наложенные по приговорам на нижних чинов, не направлялись в доход государства, а зачислялись "к капиталам Александровского Комитета о раненых" (ст. 32).

Отдача в дисциплинарные батальоны или роты осуществлялась от 1 года до 3-х лет (ст. 49).

В соответствии со статьей 72 устава в преступлениях, соединенных с нарушением воинской дисциплины и обязанностей службы, начальник или старший по воинскому званию, участвующий в совершении преступного действия, подвергался всегда наказанию, положенному в законе для главных виновных или зачинщиков, а если при этом он был главным виновным или зачинщиком, то наказание могло быть даже увеличено.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность, устав относил: 1) совершение преступления или проступка в присутствии нижних чинов или собравшегося народа; 2) совершение преступления при таких обстоятельствах, в которых учинение оного против службы или дисциплины может давать повод к соблазнительному примеру для других; 3) совершение преступления при обстоятельствах, могущих нарушить общественное спокойствие и безопасность (ст. 76); 4) повторность совершения преступления (ст. 77); 5) преступления совершены во время отправления обязанностей службы, в особенности, в строю, часовым, конвойным или караульным; 6) когда употреблены во зло военная сила или воинское оружие или власть, присвоенная по званию, чину или месту служения (ст. 78); 7) когда при содеянии преступления, предусмотренного общими уголовными законами, нарушены святость присяги и прямые обязанности военной службы (там же).

К смягчающим обстоятельствам закон относил: 1) кратковременное нахождение на службе (не более 1 года); 2) несовершеннолетие (тогда считались лица менее 21 года).

Таким образом, система наказаний в воинских уставах о наказаниях основывалась на принципе разделения военнослужащих на офицеров и нижних чинов. Одни и те же преступления влекли за собой различные наказания в зависимости от служебного положения и звания лиц, их совершивших.

Дифференцированный подход Воинского устава в установлении наказаний проявлялся и в определении различных наказаний в отношении нижних чинов, в зависимости от их сословной принадлежности и имущественного состояния.

Некоторые особенности институтов военно-уголовного законодательства (отдельные виды наказания, отягчающие обстоятельства) представляют определенный интерес и для современного военно-уголовного законодательства.

Следует также отметить, что Воинский устав о наказаниях, в отличие от современного военно-уголовного законодательства, применялся не только к военнослужащим, но по отдельным статьям и к гражданским лицам. Особенно широко применялись к лицам постановления Воинского устава, предусматривающие преступления военного времени.

Жестокость наказаний, предусмотренных законами военного времени, и особый, закрытый и быстрый порядок рассмотрения дел в военных судах делали эти законы наиболее удобным средством борьбы с "политическими преступлениями". Изданное в 1881 году Положение об усиленной или чрезвычайной охране предоставляло генерал-губернаторам и министру внутренних дел право передавать военному суду все дела о преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, объявленных в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны, для осуждения виновных по законам военного времени.

Особенная часть Воинского устава предусматривала очень большое количество преступлений. Этот раздел состоял из 13 глав и назывался, как указывалось ранее, "О воинских и других преступлениях и проступках по службе военной". Проступком в отличие от преступления считалось общественно-опасное деяние, за которое при определенных обстоятельствах допускалось привлечение не к уголовной, а к дисциплинарной ответственности.

Глава I называлась "О нарушении воинского чинопочитания и подчиненности", состояла из 17 статей.

Ст. 96 предусматривала уголовную ответственность "За неоказание с намерением должного начальнику уважения, за неприличное с ним обращение, а равно за всякий поступок, обнаруживающий пренебрежение к лицу начальника, если дисциплинарное взыскание окажется несоответствующим важности вины".

Наказания за указанные преступления разнообразные: содержание на гауптвахте; одиночное заключение в военной тюрьме или перевод в разряд штрафованных .

Наказание усиливалось (это характерно и для других статей раздела), когда "сие учинено во время исполнения начальником обязанностей службы".

Имелись и архаичные по нашему времени составы преступления. Так, ст. 99 предусматривала ответственность "за вызов начальника на поединок по делу, касающемуся службы". Наказание - вплоть до заключения в крепости до 4-х лет, или разжалование в рядовые.

Кстати, начальник, принявший вызов, подлежал такому же наказанию. "Буде вследствие вызова поединок состоялся", то наказание определялось на основании правил о совокупности преступлений.

Статья 108 Устава предусматривала ответственность за "ропот". Так, "за ропот против распоряжений начальства или на тягость службы и на претерпеваемые при том лишения" виновные подвергались:

-в случаях маловажных -взысканию дисциплинарному; а когда ропот имел последствия, более или менее важный беспорядок;

- исключению из службы с лишением или без лишения чинов;

- или же потере некоторых прав и преимуществ по службе и отдача в дисциплинарные батальоны от 1 года до 3-х лет.

Предусматривалась уголовная ответственность наряду с классическими воинскими преступлениями, как неповиновение, сопротивление начальнику, насильственные действия и т.д. и за "явное восстание в числе 8 или более человек, с намерением воспротивиться начальству, или нарушить долг службы", "за всякого рода соглашение с целью противодействия начальству" и т.д.

Особый интерес для нас представляет глава II, которая называется "Об оскорблении и насильственных действиях против караула и должностных лиц военного звания". Здесь речь идет не только о военнослужащих, но и гражданских лицах, которые своими преступными действиями посягали на нормальное несение службы военнослужащими.

Так, в соответствии со ст. 113 "за оскорбление часового или военного караула словом, или неприличным действием", виновные подвергались наказанию вплоть до тюремного заключения на 4 месяца.

Устанавливалась уголовная ответственность и за неисполнение законных требований часового, за сопротивление ему, за нападение на часового, за умышленное убийство часового и т.д.

Статьи 121, 122 Воинского устава о наказаниях предусматривали уголовную ответственность физического лица за оскорбление дежурного или должностного офицера, в т.ч. и за оскорбление нанесением удара или другого рода насилием. Наказание - вплоть до 4-х лет заключения в крепости.

Имелись и другие статьи, которые особо защищали личность военнослужащего, его авторитет и неприкосновенность.

Из преступлений, связанных с уклонениями от службы, можно выделить статью 124 -"уклонение от служебных обязанностей, а равно за неоднократные упущения и проступки по службе, происходящие от нерадения, если взыскание дисциплинарное окажется несоответствующим вине его".

Существовало такое воинское преступление, как "побег". Им признавалось самовольное отсутствие военнослужащего от команды или "от места своего служения, продолжающееся в мирное время долее 6 дней, а в военное время - долее 3 дней".

Самовольная отлучка - менее указанного срока - оценивалась как преступление или дисциплинарный проступок командованием.

Много уголовных статей касалось "превышения власти и противозаконном оной бездействии".

Специальная глава (VI) была посвящена "нарушениям обязанностей службы в карауле" -19 статей предусматривали различные случаи нарушений.

Глава VII касалась "противозаконного отчуждения и порчи нижними чинами казенного оружия и имущества". Интересно, что казаки, состоящие на действительной военной службе, за продажу, передачу в заклад предметов обмундирования или лошади, купленные виновным за собственные средства, отвечали как за промотание казенного имущества.

Устанавливалась уголовная ответственность того, "кто, по увольнении от должности оставит место служения, не сдав должности своей, или вверенного по службе казенного или частного имущества установленным порядком, заступающему место его, или не исполнит сего в сроки, законом положенные и если взыскание дисциплинарное окажется несоответствующим степени вины его" (ст. 169). Привлекался к уголовной ответственности военнослужащий "за неверность и неполноту в донесении или иной бумаге, а также за ложное представление к наградам, если поступки сии допущены, или учинены не от недостатка внимания, а из корыстных или иных личных видов, или с намерением ввести в обман".

Глава IX была посвящена также должностным преступлениям и называется "О слабом за подчиненными надзоре и злоупотреблении власти в отношениях начальников с подчиненными". Установлена уголовная ответственность начальников за "противозаконное удержание жалованья, провианта и прочих вещей и денег, следующих подчиненным", за "употребление подчиненных на несоответствующих обязанностям службы должности" и многие другие нарушения.

Глава X называлась "О нарушении воинского благочиния и ограждающих оное постановлений". По общему правилу "за пьянство и маловажные нарушения правил и порядка воинского благочиния" военнослужащие привлекались к дисциплинарной ответственности (ст. 190). Вместе с тем "нижние чины, неоднократно замеченные в проступках, означенных в ст. 190, и не исправившиеся по назначенным на них начальством дисциплинарным взысканиям", наказывались заключением в военной тюрьме от 1 до 2 месяцев или переводу в разряд штрафованных.

Офицерам и унтер-офицерам под угрозой уголовного наказания запрещалось занимать деньги у нижних чинов.

Глава XI посвящена "противозаконным поступкам должностных лиц по некоторым особенным родам службы". Они касались противозаконных поступков:

-по заготовлению предметов довольствия (6 статей);

-по возведению казенных строений, зданий, укреплений и иных по военному ведомству сооружений (9 статей);

- по военно-медицинской части (4 статьи);

- по управлению вверенным по службе имуществом (13 статей);

-по хранению вверенного по службе имущества(11 статей);

-при ведении приходных и расходных книг (2 статьи).

Раздел III Воинского устава о наказаниях касался особых нарушений обязанностей военной службы в местностях, объявленных на военном положении.

Практически за все преступления (а они касались нарушения обязанностей службы во время военных действий и преступлений против безопасности армии) назначались уголовные наказания - смертная казнь и каторга. Из оригинальных можно назвать такие преступления, как "распускание слухов из малодушия, действующих вредно на дух войск" (ст. 262), "самовольное наложение контрибуций" (ст. 259).

Возможности перечисления особенностей Воинского устава о наказаниях 1869 года ограничены, однако и приведенные позволяют сделать следующие выводы:

-военно-уголовное законодательство Российской империи конца XIX - начала XX веков соответствовало историческим условиям и задачам, решаемым армией того периода;

-основное слово в уголовно-карательной политике в армии принадлежало командиру, который по большинству нетяжких правонарушений определял, преступление это или дисциплинарный проступок;

-большое количество статей, определяющих преступность деяния, по многим военно-служебным отношениям;

-дифференциация уголовной ответственности в зависимости от занимаемого служебного положения и звания;

-дальнейшее усиление судебной репрессии за опасные преступления;

- закрепление в законе особой защищенности прав и личности военнослужащего в отличие от гражданских лиц;

-развитая система наказаний, назначаемых за предусмотренные Воинским уставом преступления и особые правила их определения.

Дореволюционное военно-уголовное законодательство являлось хорошей правовой базой для укрепления правопорядка и дисциплины в вооруженных силах. И не вина военного права, что грянула Великая Октябрьская революция 1917 года, которая полностью разрушила старую помещичье-буржуазную армию, приступив к созданию новой армии социалистического государства. (Окончание следует).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002г. № 129-3 "Об обороне" /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. № 84.

2.Закон Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. № 135-3 "О Вооруженных Силах Республики Беларусь" /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. № 87.

3.Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 74-3 "Об утверждении военной доктрины Республики Беларусь" /Национальный рeecmp правовых актов Республики Беларусь, 2002. № 6.

4. см. Уголовное право. История юридической науки, /под ред. В. К. Кудрявцева. Москва, Наука, 1978. с. 8.

5. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 233.

6. Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Уголовные наказания военнослужащих. М., 1999. с. 105.

7. Саганович Г.М. Войско Великого княжества Литовского eXVI - XVII в.в. Минск, Наука и техника, 1994. с. 6.

8.Там же, с. 12 - 13.

9. Довнар Т. И. Развитие основных институтов гражданского и уголовного права Беларуси в XV - XVII веках. Минск, 2000. С. 153 -155.

10. Яблонские К. И. Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Минск, Академия Наук БССР, 1960.

11.Статут Великого Княжества Литовского 1566 года. Москва, издание Императорского общества истории и древности, 1886.

12.Статут Великого княжества Литовского 1588. Минск, Беларусь, 2002.

13.Чхеидзе В.М. Советское военно-уголовное право. Москва, Юридическое издательство, 1948. С. 57-58.

14.Саганович Г.М. Войско Великого княжества Литовского в XVI - XVII в.в. Минск, Наука и техника, 1994. С. 12.

15. Российское законодательство X - XX веков. Законодательство периода становления абсолютизма. Том 4. Отв. ред. Манъков А.Г., Москва, юридическая литература. 1986. С. 327-365.

16. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27 С. 318.

17.Чхеидзе В.М. Советское военно-уголовное право. Москва, Юридическое издательство, 1948. С. 67-69.

18.Свод военных постановлений 1869 года. С.-Петербург, 1900.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации