Систематизация военного законодательства Беларуси история и перспективы
«Наука и военная безопасность», №2, 2003 г., с.44-48
Систематизация военного законодательства Беларуси: история и перспективы
Подполковник юстиции В.А. ШАРШУН,
заместитель начальника 1-го отдела (юридического)
управления правового обеспечения Министерства обороны
Республики Беларусь, соискатель кафедры теории и истории государства
и права юридического факультета Белорусского государственного университета
Развитие правовой системы, принятие новых нормативных правовых актов, внесение в них изменений объективно обуславливают необходимость упорядочения всего комплекса действующих актов законодательства, их укрупнения, приведения в определенную научно обоснованную систему, издания разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность обычно называется систематизацией законодательства. В юридической литературе систематизация законодательства определяется как деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых нормативных актов или их сборников [1].
Анализ и обработка действующих нормативных правовых актов, группировка правовых норм по определенной схеме, создание внутренне единой системы нормативных правовых актов являются необходимым условием эффективности нормотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устаревших правовых норм и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства обеспечивает удобства при реализации права, возможность быстро находить и правильно толковать все необходимые правовые нормы, а также является важной предпосылкой эффективного правового воспитания, проведения научных исследований. Большинство ученых выделяют три вида систематизации: инкорпорацию, кодификацию, консолидацию.
Инкорпорацией следует считать такую форму систематизации, когда нормативные правовые акты объединяются полностью или частично в различные сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, предметном). К приемам инкорпорации относятся: сведение всех ранее установленных разрозненных правовых норм в единый сборник или собрание законодательства, редакционная обработка правовых актов: устранение подписей должностных лиц, предписаний о признании действующих правовых норм утратившими силу, исключении ненормативных частей актов, и т.д. Но все эти редакционные изменения не могут влиять на содержание правового регулирования.
Консолидацией является объединение ранее изданных норм по тому или иному вопросу в единый акт. Одновременно устраняются повторения, явные противоречия, ошибки, упорядочивается терминология, дается новая редакция отдельных статей, пунктов. Форма акта, их тексты могут быть переработаны. Основной целью консолидации является приведение правового регулирования в логическую систему, обновление внешней формы правовых норм.
Кодификация является формой систематизации законодательства, при которой происходит коренная переработка актов законодательства, объединение их в новые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты. При кодификации субъект нормотворчества стремится дать в одном акте внутренне согласованное установление правовых норм, наиболее полно регулирующих определенную область общественных отношений. Поскольку в ходе кодификации происходит отмена старых и установление новых правовых норм, в содержание кодификации входит нормотворческая деятельность. Этим признаком данная форма систематизации отличается от инкорпорации. По нашему мнению, кодификация, с одной стороны, - это особая форма систематизации законодательства, с другой - особая форма нормотворчества. Кодификацию нельзя отделить ни от систематизации законодательства, ни от нормотворчества.
Таким образом, систематизация нормативных правовых актов может быть направлена на совершенствование содержания норм права (внутренняя систематизация) либо на совершенствование расположения нормативного правового материала (внешняя систематизация). Инкорпорация является внешней систематизацией; кодификация включает и внешнюю, и внутреннюю. Консолидация - это, прежде всего, внешняя систематизация и, в небольшой степени, внутренняя.
Систематизация военного законодательства является объективной потребностью совершенствования правовой базы строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь. Большой интерес представляет изучение деятельности по систематизации военного законодательства в различные периоды истории Беларуси.
Историю систематизации военного законодательства в истории Беларуси можно разделить на 4 периода: период Великого княжества Литовского (далее - ВКЛ) (XVI в. - 1795 г.); период Российской империи (1795 г. - 1917 г.); советский период (1917 г. - 1991 г.); постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время).
Истоки военного права Беларуси восходят к обычному праву, преобладавшему до середины XV в., а затем оно стало вытесняться писаным правом, в котором многие обычные нормы приобрели форму законов в виде многочисленных грамот, привилеев и других правовых актов. Впервые в истории Беларуси военное право как совокупность правовых норм, регламентирующих воинские правоотношения, и обособленная отрасль права было выделено великим белорусским гуманистом и просветителем Франциском Скориной. В предисловии к книге «Второй закон» он среди других отраслей права выделял право «рицерское или военное, еже на войне соблюдаемо бываеть» [2]. Писаное военное право ВКЛ начало развиваться в XVI в. Первыми воинскими законами были постановления Новоградского (1502), Виленского (1507), Минского (1507) и других сеймов. Так, по постановлению Новоградского сейма 1502 г. все князья, паны, земяне и дворяне должны были выставлять с каждых 10 крестьянских дворов одного ратника с вооружением, на коне и с копьем. О воинской повинности простых людей было записано в Витебской и Полоцкой грамотах, которые предписывали витебчанам и полочанам всегда быть готовыми нести военную службу [3].
В истории Беларуси кодификация норм военного права впервые была осуществлена в Статуте ВКЛ 1529 года, который определил круг военнообязанных, предусматривал меры наказания за невыполнение воинских обязанностей и за воинские преступления, устанавливал права и обязанности гетмана. Дальнейшее развитие систематизация норм военного права получила в статутах ВКЛ 1566, 1588 гг. Раздел II «Об обороне земской» Статута ВКЛ 1588 г. подробно регламентировал вопросы военного права, в частности, уголовной ответственности воинов [4]. Первый в ВКЛ сборник законодательных актов по военному праву «Артикулы военные» был издан по приказу виленского воеводы и гетмана Великого княжества Литовского Михаила Казимира Радзивилла в 1754 г. в Несвиже [5]. Эта книга была первым систематизированным изданием актов военного законодательства Беларуси и Литвы и содержала постановления сеймов и распоряжения гетманов XVI - XVIII вв., в которых определялись основные обязанности военнослужащих, порядок привлечения к ответственности за допущенные правонарушения и др. В «Артикулы военные» были включены военные (гетманские) артикулы, изданные в XVII - XVIII вв.: артикулы военные гетманские 1609 г., артикулы иноземному войску Владислава IV, солдатские артикулы гетмана Григория Хадкевича, военные артикулы, данные гетманом Янушем Радзивиллом под Глуском, военные артикулы гетмана Михаила Казимира Паца, военные артикулы гетмана Михаила Казимира Радзивилла 1746 г. Кроме того, некоторые артикулы военные были напечатаны в хронологическом собрании нормативных актов ВКЛ и Польши, изданном под названием «Volumina Legum» («Книга законов») в 1732 -1782 гг. Артикулы военные в своей совокупности регулировали все важнейшие правила поведения, как рядовых воинов, так и командного состава.
После раздела Речи Посполитой и присоединения территории ВКЛ к Российской империи в конце XVIII в. в истории Беларуси систематизация военного законодательства осуществлялась Военным министерством России. Классическим примером кодификации военного законодательства является Свод военных постановлений 1838 г. (далее - Свод). В начале 1826 г., когда во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии шла большая работа под руководством М.М. Сперанского по сбору материалов для Полного собрания законов Российской империи, некий генерал-майор Дмитрий Иванович Ахшарумов, числящийся при герольдии (т.е. за штатом), «находясь без службы и состояния», обратился с письмом к начальнику Главного штаба Его Императорского Величества барону Дибичу и предложил в течение одного-двух лет составить Свод военных постановлений. Это предложение было принято, и Д.И. Ахшарумов, причисленный к Главному штабу, начал свою работу во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии под непосредственным руководством М.М. Сперанского. Военное министерство выделило Д.И. Ахшарумову для этой работы всего лишь трех писарей. В течение двух с половиной лет, с июля 1827 г. по февраль 1830 г., была составлена первая часть Свода; в 1830 г. - вторая, а в 1832 г. - третья и четвертая части. В апреле 1835 г. М.М. Сперанский представил императору Николаю I все книги Свода. Для их проверки, которая продолжалась с 1834 по 1837 год, был образован специальный комитет. В 1838 г. было образовано Общее присутствие из редакции Свода и комитета, окончательно согласовавшее текст всех статей Свода. Манифестом императора Николая I от 25 июня 1839 г. «Свод военных постановлений 1838 года» был обнародован во всеобщее сведение и вступил в силу с 1 января 1840 г. [6].
Анализ работы по подготовке Свода показывает, что на его составление было затрачено 12 лет громаднейшего труда. Ко времени его издания - к 1мая 1838 г. всего был собран 42 831 акт. Все эти акты были изучены редакционной комиссией, из общей массы были выделены законодательные акты, имевшие отношение к регулированию воинских правоотношений. В итоге было установлено, что 10 754 акта касались исключительно войск, 883 акта - исключительно флота, 1 422 акта имели значение как для войск, так и для остального населения. Из 12 176 актов, имевших отношение к войскам, применимыми для Свода оказалось только 2 788 актов, изданных с 1649 по 1838 год. Они и дали материал для 23 126 статей Свода и 844 приложений к ним; все остальные акты были признаны утратившими силу ко времени издания Свода [7].
Свод был разделен на пять частей. В части I «Образование военных учреждений» были собраны конституционные законы, которые определяли устройство вооруженных сил. Все положения, касавшиеся организации войск, были разделены по нескольким отделам в соответствии с важностью органов военного управления, каждый отдел составлял особую книгу. Часть II Свода «Устав о службе по военному ведомству вообще» определяла взаимоотношения военнослужащих между собой. Часть III «Наказ войскам» содержала положения, определяющие внутреннею жизнь войск как обособленного организма. В IV части Свода - «Уставе хозяйственном» - были собраны положения, регламентировавшие хозяйственные отношения. Заключительная V часть «Устав военно-уголовный» содержала законы, охранявшие установленный порядок в войсках.
Все вновь издаваемые акты включались в продолжения к Своду. Первоначально издание продолжений Свода было возложено на Военно-походную канцелярию Его Императорского Величества. В 1843 г. было образовано IV отделение при канцелярии Военного министерства, которое получило название «отделение Свода военных постановлений». В его обязанности входило как издание продолжений к Своду, так и «соображение по делам, требующим издания какого-нибудь нового постановления, или изменения в положениях и учреждениях, уже существующих, а равно и относящимся до нового устройства или улучшения какой-либо части военно-сухопутного управления» [8].
Вследствие необходимости переработки Свода 5 апреля 1859 г. была учреждена военно-кодификационная комиссия, в результате работы которой была изменена система Свода 1838 г. По воспоминаниям Д.А. Милютина, бывшего в то время военным министром России, «...каждый из разрабатываемых новых проектов, каждое изменение в прежних узаконениях, прежде внесения в Военный Совет, проходило через редакцию Кодификационной комиссии, обязанной блюсти о согласовании всех законодательных работ и приведении их к единству» [9]. В начале 1867 г. военно-кодификационная комиссия была переименована в Главный военно-кодификационный комитет «как высший центральный орган Министерства, главное назначение которого - содействовать Военному Совету в усовершенствовании военного законодательства» [10]. Данным комитетом в 1869 г. Свод был переработан по новой системе. Если сравнивать систему Свода 1838 г. с системой Свода 1869 г., очевидно, что в Своде 1838 г. каждая часть его охватывала определенную область военного права с исчерпывающей полнотой. В Своде же 1869 г. нормы одного и того же характера были разбросаны по разным частям Свода. Но Главному военно-кодификационному комитету так и не удалось полностью издать новый Свод. В 1880 г. функции комитета были расширены, на него также было возложено рассмотрение всех законопроектов по военному ведомству перед внесением их в Военный Совет. В 1887 г. обязанность рассмотрения законопроектов из ведения комитета была изъята и передана во вновь созданный Законодательный отдел при канцелярии Военного министерства, а сам комитет был переименован в Кодификационный отдел при Военном Совете.
После Октябрьской революции достаточно большое внимание вопросам систематизации военного законодательства уделяла Советская власть. В.И. Ленин в первые месяцы существования Советского государства выдвигал задачу кодификации советского законодательства в качестве важнейшей, обратившись ко всем членам коллегии Наркомюста, на который возлагалась задача создания «Полного свода действующих законов русской революции» [11], с просьбой посетить его для беседы о том, «1) что именно сделано для издания Собрания узаконений и распоряжений, 2) - для кодификации...» [12]. Это относилось и к кодификации военного законодательства. М. Бонч-Бруевич, бывший в то время руководителем Высшего Военного Совета, в специальной записке от 27 апреля 1918 г. докладывал Высшему Военному Совету «Совершенно нельзя ограничиваться напечатанием законов, приказов, штатов и табелей в официальной газете - необходимо издавать постепенно книги нового свода военного законодательства, для чего организовать специальный отдел военно-хозяйственного совета «по составлению свода военного законодательства», который должен вести работу по строго обдуманной научно-практической системе. Считаю недопустимым промедление в решении этих вопросов, так как беспорядок в законодательстве, безусловно, приводит к анархии и в жизни» [13]. Но в силу различных причин Свод не был подготовлен.
В годы военной реформы 1924 -1926 гг. вновь вернулись к этой идее. В приказе РВС СССР от 26 февраля 1926 года № 120 указывалось: «...Назрела потребность приступить к планомерной кодификации действующих по Наркомвоенмору законоположений, дабы дать армии в стройной системе нормы, регулирующие ее устройство, службу и быт» [14]. Однако создание «Свода постановлений, действующих в РККА» было осуществлено только частично.
С переходом к строительству Красной Армии полностью на кадровой основе вопрос о разработке «Свода военных законоположений» был поднят вновь. Был разработан проект новой схемы Свода. Но работе по подготовке Свода помешала Великая Отечественная война. В послевоенные годы были приняты новые общевоинские уставы, закон об уголовной ответственности за воинские преступления, Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», некоторые положения (например, о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, о военных трибуналах) и ряд иных актов.
Провозглашение 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики, становление Республики Беларусь как суверенного государства потребовали создания национальной правовой базы деятельности Вооруженных Сил. За сравнительно короткий промежуток времени был принят ряд основополагающих законодательных актов в области обороны. Верховным Советом Республики Беларусь были приняты постановления «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь» от 20 сентября 1991 г., «О Вооруженных Силах, дислоцирующихся на территории Республики Беларусь» от 11 января 1992 г., «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» от 18 марта 1992 г. В конце 1992 г. парламент утвердил Военную доктрину Республики Беларусь и принял основополагающие законы в области обороны, в том числе «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и др. В настоящее время правовые основы строительства Вооруженных Сил составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390), Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь», принятые в 2002 году новые редакции законов «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О военном положении», а также иные акты законодательства Республики Беларусь.
Совершенствование законодательства, отвечающее объективным потребностям непрерывно развивающегося общества, должно осуществляться, как справедливо отмечает С.Г. Дробязко, только «на строго научной основе - подлинно научной теории совершенствования... законодательства» [15]. Все сказанное полностью относится и к военному законодательству. В связи с этим принятие и реализация концепции, отражающей направления и перспективы развития военного законодательства, последовательность планирования военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, будет способствовать обеспечению надлежащего уровня обороноспособности и военной безопасности государства, укреплению военной мощи страны.
В юридической литературе высказывались различные мнения по поводу направлений систематизации военного законодательства. В частности, В.Ю. Калугин, В.А. Озеров, Г.А. Решетов, В.А Селюков высказывали предложения о подготовке Военного кодекса [16]. По мнению Г.Н. Колибабы, исходя из опыта кодификации военного законодательства наилучшей формой мог бы явиться Свод военного законодательства, состоящий из определенного количества книг по установившимся разделам законодательства, регламентирующего строительство Вооруженных Сил, деятельность органов военного управления и личного состава армии [17].
Отличительной чертой современного законодательства Республики Беларусь является стремление к активной кодификации и консолидации актов законодательства. Следует отметить, что сейчас в Республике Беларусь действует 21 кодекс. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь рассматривает принятие Военного кодекса Республики Беларусь как завершающий этап реформирования законодательства об обороне. В настоящее время аналога подобного кодекса нет ни в одной из стран СНГ и дальнего зарубежья.
По нашему мнению, созданию Военного кодекса должен предшествовать анализ и инвентаризация всех актов военного законодательства. В связи с этим целесообразна подготовка и издание Собрания военного законодательства Республики Беларусь, а уже на его основе - разработка Военного кодекса, который должен составить основу правового регулирования общественных отношений в военной сфере. Очевидно, что кодекс не сможет включить в себя все акты военного законодательства, поскольку их достаточно много (более 800) и их количество постоянно увеличивается. Поэтому подготовка и издание Собрания военного законодательства Республики Беларусь, включающего, помимо законодательных, и иные нормативные правовые акты, в том числе акты государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, является актуальным направлением систематизации военного законодательства Республики Беларусь.
В Военный кодекс должны быть включены, помимо правовых норм, содержащихся в законах Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О пограничных войсках Республики Беларусь» и др., так же и новые. В частности, требует законодательного урегулирования порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности. В настоящее время эти вопросы регламентированы "Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 1994 г. № 169. Регулирование вопросов привлечения военнослужащих к материальной ответственности постановлением правительства, по нашему мнению, не соответствует части четвертой статьи 44 Конституции Республики Беларусь. Установление на уровне закона наряду с внесудебным (в случае ограниченной материальной ответственности) и судебного порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности будет способствовать повышению их правовой защищенности, являться гарантией законного и обоснованного привлечения военнослужащих к данной ответственности, а также способствовать унификации законодательства Беларуси и России, где данные вопросы урегулированы Федеральным Законом Российской Федерации «О материальной ответственности военнослужащих».
Систематизация военного законодательства должна осуществляться также и в рамках формирования Свода законов Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь», официальное издание, которого должно осуществляться с 1 января 2008 г. как полное систематизированное собрание законодательных актов Республики Беларусь.
В связи с вышеизложенным необходима научная разработка вопросов систематизации военного законодательства, в частности: общее содержание и структура разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, их место в системе военного законодательства с учетом перспективы его полной кодификации; пути и формы осуществления полной кодификации военного законодательства; возможная система и техника составления Военного кодекса, Свода военного законодательства; развитие кодификационных работ в Вооруженных Силах и их значение для систематизации современного военного законодательства; опыт систематизации военного законодательства других стран.
При подготовке проектов нормативных правовых актов следует стремиться к возможному объединению норм, к укрупнению актов и включению в новые акты действующих частей прежде изданных актов, основная часть которых в силу тех или иных причин уже не действует. Следует также шире использовать прием консолидации ряда действующих актов в единый акт, поскольку в данной сфере правового регулирования имеется множество разрозненных, изданных в разное время актов по аналогичным вопросам. Кроме того, в нормотворчестве органов военного управления следует шире использовать «пакетный» принцип подготовки нормативных правовых актов, заключающийся в одновременной разработке и принятии комплекса (пакета) нормативных правовых актов, регламентирующих конкретные общественные отношения. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем ежегодном Послании к белорусскому народу и парламенту 16 апреля 2003 г., реализация данного принципа значительно повышает эффективность правового регулирования, его полноту, единство и системность [18].
Задачи систематизации военного законодательства не исчерпываются приведением в систему только законодательного материала. Большое количество правовых актов военного ведомства и их роль в регулировании общественных отношений в жизни Вооруженных Сил предопределяют важность их систематизации.
Одной из целей реализации Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205) является пересмотр действующих актов законодательства СССР. Анализ нормотворческой деятельности Министерства обороны показывает, что в настоящее время ведется большая работа по пересмотру действующего законодательства СССР. На момент создания Вооруженных Сил Республики Беларусь в мае 1992 года действовало более 2800 правовых актов Министра обороны СССР [19]. В связи с переработкой данных правовых актов по состоянию на 22 сентября 2003 г. в Вооруженных Силах действует 113 правовых актов министра обороны СССР [20]. При осуществлении данной деятельности действующие правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах Вооруженных Сил СССР, должны быть в максимальной степени кодифицированы (консолидированы).
В военном ведомстве в соответствии с Инструкцией о порядке ведения справочной работы по правовым актам Министерства обороны Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 15 мая 2001 г. № 4, управлением правового обеспечения Министерства обороны разрабатываются справочники по правовым актам Министерства обороны, включающие перечни всех действующих правовых актов Министерства обороны по состоянию на 1 января текущего года. По нашему мнению, в настоящее время актуальна подготовка текстовых сборников действующих нормативных правовых актов Министерства обороны, поскольку не ликвидирована множественность актов по одним и тем же вопросам. Издание таких сборников послужит хорошей базой для дальнейшего развития и упорядочения военного законодательства, повышения уровня правовой работы в органах военного управления, качества нормотворческой деятельности, правовому воспитанию военнослужащих. Также актуальна подготовка различных справочников по военному законодательству.
Анализ подготовки проектов правовых актов в Министерстве обороны показывает, что необходима постановка правовой работы, в том числе нормотворческой деятельности органов военного управления, деятельности по систематизации военного законодательства, на строго научную основу. Важным шагом в этом направлении явилось бы создание в Военной академии Республики Беларусь кафедры правоведения. Основными задачами данной кафедры, помимо преподавания курсантам и слушателям военно-правовых дисциплин, необходимо определить проведение научных исследований в области военного права, правовой работы в Вооруженных Силах, в том числе и в сфере нормотворчества органов военного управления, участие в подготовке научных кадров высшей квалификации, в разработке проектов нормативных правовых актов. Кроме того, в связи с подготовкой проекта Военного кодекса актуально создание отдела правовых исследований в Научно-исследовательском институте Вооруженных Сил. Все это будет способствовать в конечном итоге повышению эффективности правовой работы, законности и правопорядку в целом в Вооруженных Силах.
Анализ проверок состояния правовой работы в войсках, проводимых офицерами управления правового обеспечения Министерства обороны, показывает, что на командно-штабном факультете Военной академии Республики Беларусь, где готовятся будущие командиры и начальники органов военного управления, необходимо преподавание основ правовой работы как важного средства обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, повышения правовой культуры военнослужащих, в том числе основ нормотворческой деятельности, порядка подготовки и издания правовых актов в органах военного управления.
Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь в качестве одного из направлений правовой информатизации определяет создание в Республике Беларусь и постоянное развитие модели государственной системы правовой информации, основанной на компьютеризации и автоматизации процессов подготовки, принятия, хранения, систематизации и распространения правовой информации. В связи с этим актуальна разработка информационно-поисковой компьютерной системы по правовым актам Министерства обороны. Разработка подобной системы и периодическое ее обновление вновь принятыми актами с последующей рассылкой в войска позволила бы повысить эффективность нормотворческой и правоприменительной деятельности в Вооруженных Силах.
Таким образом, систематизация национального военного законодательства исторически обусловлена и имеет важное значение. Успешное решение задач систематизации военного законодательства будет способствовать повышению эффективности правового регулирования жизни и деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, укреплению законности и правопорядка, повышению их боеготовности и боеспособности.