РОЛЬ И МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЕННОЙ СИЛЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2007, стр. 2-5
РОЛЬ И МЕСТО ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЕННОЙ СИЛЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
УДК 32.001
Полковник И.Ф. МАТРАШИЛО,
председатель военно-научного комитета Вооруженных Сил Республики Беларусь
Рассматриваются некоторые взгляды на роль демонстрации военной силы в системе обеспечения военной безопасности государства, раскрываются ее сущность, механизм, принципы достижения, а также взаимосвязь между проводимыми в ее рамках мероприятиями.
В современных условиях фактор военной силы по-прежнему играет важную роль в обеспечении национальных интересов различных государств на международной арене.
Строительство нового мирового порядка сопровождается рением борьбы за сферы влияния, источники сырья рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и военных конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы того или иного государства. В этих условиях стратегия обеспечения военной безопасности государства должна быть нацелена на безусловное обеспечение его внешнеполитического курса, государственного суверенитета, сохранение территориальной целостности, защиту других жизненно важных интересов, соответствовать не только реалиям сегодняшнего дня, но и обеспечивать мирное поступательное развитие в XXI веке.
В системе обеспечения национальных интересов государства одной из форм сдерживания и предотвращения развязывания войны является демонстрация военной силы и решимости ее применения. Как показывает мировой опыт, она довольно часто применяется (применялась) в отношениях между государствами и при определенных условиях позволяет (позволяла) достигать конкретные политические цели, не прибегая к прямому вооруженному насилию.
В теоретическом отношении демонстрация военной силы недостаточно изучена и имеющийся международный опыт требует определенного осмысления. История знает немало примеров, когда демонстрация военной силы, планировавшаяся в целях предотвращения войны, способствовала расширению масштабов конфликта и провоцировала противника на неадекватные упреждающие действия. Это свидетельствует о том, что проблема демонстрации военной силы и решимости её применения требует дополнительного, углубленного исследования и проверки на практике.
И без чёткого понимания основ и способов демонстрации военной силы, её политического и военного механизма, взаимосвязи мер политического, военного, информационного характера выработка адекватных и эффективных мер по реагированию на возможные вызовы крайне затруднена.
Анализ показывает, что каждая страна стремится к тому, чтобы её рассматривали как достаточно мощное в военном отношении государство. Это дает возможность выйти из-под влияния или уменьшить возможности по влиянию равной по военной мощи или более сильной державы, а также определенным образом воздействовать на другие, более слабые в военном отношении государства.
Одной из эффективных форм достижения этих целей является демонстрация военной силы, прочно вошедшая в арсенал методов внешней и военной политики. Находясь на стыке дипломатической и вооруженной борьбы, она весьма сложна и противоречива по своему содержанию: с одной стороны - демонстрация военной силы является формой применения вооруженных сил в стратегическом сдерживании, с другой стороны - продолжением дипломатических усилий государства, так как в этом случае военная сила «применяется» без вооруженного насилия.
Демонстрация военной силы предполагает наличие государства-«демонстратора» и государства (государств)-«зрителя», а также определенных «демонстрационных» действий первого в отношении второго (других). При этом «зрителю» (стране или группе стран) в прямой или косвенной форме указывается, какие изменения необходимо внести в формы обращения с «демонстратором», или (и) что следует сделать, или наоборот, какие шаги не следует предпринимать, так как за ними последует наказание.
Спектр демонстрационных действий сравнительно широк, выбор способа демонстрации определяется условиями конкретной военно-политической обстановки. Исторический опыт показывает, что демонстрация военной силы осуществляется в условиях мирного времени, обострения противоречий (зарождения конфликта и предконфликтного состояния), а также в ходе военного конфликта.
В условиях мирного времени демонстрация военной силы осуществляется с целью продемонстрировать возросшую боевую мощь, с тем чтобы «страны-зрители» могли внести изменения в формы обращения с данным государством, или поддержать представление о своей военной мощи, с тем чтобы ни у кого не возникло мысли изменить сложившуюся расстановку сил и формы обращения с данным государством.
Демонстрация военной силы в условиях мирного времени может осуществляться в следующих формах:
проведение учений или военных маневров;
присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах;
участие в выставках вооружения и военной техники;
демонстрация обладания каким-либо видом вооружения, новых возможностей или свойств вооружения и военной техники;
испытание нового вида оружия;
проведение военных парадов.
Наиболее эффективной формой демонстрации военной силы является проведение учений и военных маневров. В ходе них страна-демонстратор на фоне оперативной (оперативно-тактической) обстановки показывает огневые и манёвренные возможности привлекаемых соединений и воинских частей, оснащенность их вооружением и военной техникой, уровень обученности личного состава и другие параметры.
Другой формой демонстрации военной силы является присутствие сил флота в определенных морских и океанских зонах, выполнение полетов стратегической авиации в отдаленных районах. Оно призвано убедить, что государство имеет реальные возможности для применения военной силы и отстаивания своих национальных интересов в регионах, удаленных от континентальной части страны, войска (силы) могут быть своевременно доставлены в необходимый район и обеспечены достаточной огневой поддержкой. Так, демонстрацию усиления своей стратегической составляющей, позиционирование себя в противовес США как минимум в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению зарубежных аналитиков, вызвало возобновление в августе 2007 года Российской Федерацией после 15-летнего перерыва полетов стратегических бомбардировщиков в акваториях океанов и других отдаленных регионах.
Частично военная мощь государства показывается при проведении военных парадов. В ходе их, как правило, демонстрируются образцы вооружения и военной техники, имеющихся в распоряжении вооруженных сил, а также последние их разработки. Высокая строевая выучка автоматически проецируется в сознании наблюдателя на высокую боевую выучку. Конечно, при этом нельзя не признать, что проведение военных парадов преследует и другие цели, не связанные с демонстрацией военной силы.
Традиционной формой является демонстрация возможностей вооружения и военной техники, установление новых рекордов. Так, накануне второй мировой войны фактически между европейскими государствами было развернуто соревнование по скорости, высоте и дальности полета летательных аппаратов. По своей сути демонстрация возможностей авиационных комплексов уже являлась борьбой противоборствующих держав за превосходство в воздухе.
Показателен пример Северной Кореи, десятилетиями проводившей совершенствование старых советских оперативно-тактических ракет и в последнее время испытывающей баллистические ракеты средней и большой дальности.
Эти испытания, даже не всегда успешные, неизменно вызывали напряжение мирового сообщества и являются наряду с осуществляемой ядерной программой существенным аргументом, обеспечивающим стране гарантии безопасности и неприкосновенности границ.
Важной формой демонстрации военной силы является показ образцов военной техники и вооружения и их возможностей, проводимый в ходе выставок вооружения, публичного проведения их испытаний. Например, демонстрация возможностей зенитных ракетных комплексов позволяет достаточно достоверно судить о надежности системы противовоздушной обороны государств.
Особое место в этом направлении занимает демонстрация возможностей ядерных сил. В послевоенные годы Советский Союз, разработав свое собственное ядерное оружие, столкнулся с проблемой носителя ядерного боеприпаса. Демонстрация возможностей советского стратегического бомбардировщика по дальности означало конец монополии США на применение ядерного оружия. Запуском первого в мире космического спутника СССР продемонстрировал США, что в его распоряжении есть средство, способное доставить ядерное оружие в любую точку земного шара. Целый ряд рекордов принадлежит подводному флоту в акватории Северного Ледовитого океана: это и проход подо льдами Северного полюса, всплытие ракетного подводного крейсера из-подо льдов, а также подледный пуск баллистической ракеты.
Нельзя не признать, что в сегодняшнем мире наличие ядерного оружия является одним из очевидных элементов военной силы государства, им обладающего. Ядерные взрывы, произведенные Индией в 1974 году, в значительной мере были мотивированы поисками средств для того, чтобы сравняться в статусе и престиже непосредственно с Китаем, а Пакистаном в 2000 году - с Индией.
Цель этих демонстраций, проводимых в рамках стратегического сдерживания, заключалась в том, чтобы убедить противостоящие государства, что в случае развязывания агрессии они не останутся безнаказанными.
Нередко демонстрация военной силы для одних государств осуществляется в ходе вооруженных конфликтов. Страна-«демонстратор», применяя военную силу против конкретного противника, показывает, во-первых, свою военную мощь и, во-вторых, готовность её реализовать для достижения своих политических целей. Ведение военных действий позволяет продемонстрировать возможности не в полигонных или парадных, а в реальных условиях.
При этом используются новейшие образцы вооружения и военной техники, причем зачастую не из оперативной целесообразности, а из желания продемонстрировать свои возможности. Общеизвестно, что атомная бомбардировка японских городов в 1945 году была обусловлена не столько военной необходимостью, сколько политической. Это было демонстрацией военного превосходства и началом ядерного шантажа Советского Союза, только что вышедшего из тяжелейшей войны. По оценке многих военных специалистов, одной из целей высадки США на Гренаду являлся показ Кубе своих возможностей по проведению десантных операций. Агрессии против Югославии, Афганистана, Ирака продемонстрировали практически всему миру, какими методами будет устанавливаться и поддерживаться «новый порядок» в однополярном мире.
Демонстрация военной силы в условиях мирного времени имеет ряд особенностей.
Как правило, не всегда жестко определен «зритель»: потенциальные возможности демонстрируются для относительно широкого круга стран, хотя в ряде случаев объект демонстрации вполне очевиден.
В этой связи не выдвигаются какие-либо конкретные требования к государствам-зрителям, отсутствует прямая угроза применения военной силы против них. Страна- «демонстратор» заявляет о своей военной мощи и потенциальных возможностях, а страны-«зрители», в соответствии с его замыслом, должны сами внести соответствующие изменения в арсенал средств обращения с «демонстратором».
По-особому проводится демонстрация военной силы в условиях обострения противоречий между государствами. Обычно она осуществляется в условиях, когда непосредственная угроза безопасности страны, а следовательно, и основание для немедленного применения военной силы отсутствуют. В то же время не реагировать на изменение военно-политической обстановки нельзя: её развитие, если не принять своевременных мер, приведет к тому, что это придется делать позже, но уже с большими затратами ресурсов. Поэтому необходимость использования вооруженных сил в форме демонстрации военной силы возникает в обстановке, когда мероприятия дипломатической, экономической борьбы уже себя исчерпали и не позволили достичь поставленных целей.
В этих условиях политический механизм демонстрации военной силы заключается в том, что страна - «демонстратор» предъявляет стране - «зрителю» определенные требования, которые, как правило, по своему содержанию весьма конкретны. При этом выдвигаемые требования сопровождаются проведением мероприятий по демонстрации военной силы. Фактически стране-«зрителю» ставятся условия: если она не выполнит волю «демонстратора», то будет наказана с использованием военной силы; если подчинится, то наказание не последует. При этом главной целью является демонстрация наличия реальной военной силы в данном регионе (на данном стратегическом направлении) и решимости военно-политического руководства применить её.
Основными формами демонстрации военной силы в условиях обострения противоречий являются:
приведение вооруженных сил или отдельных группировок войск (сил) в высшие степени боевой готовности;
оперативное развертывание всех вооруженных сил или части группировок войск (сил);
проведение тактических учений, в том числе с боевой стрельбой;
демонстративные полеты авиации, в том числе вдоль государственной границы;
демонстрационные действия ядерных сил.
Все указанные мероприятия могут проводиться как по отдельности, так и в комплексе.
Классическим примером демонстрации военной силы является комплекс скоординированных мероприятий, проведенный в 1979 году Советским Союзом в отношении КНР, чтобы добиться от него прекращения агрессии против Социалистической Республики Вьетнам. С этой целью был осуществлен ряд мероприятий политического, дипломатического, информационного и непосредственно военного характера.
Прежде всего, Советский Союз выступил с политическим заявлением, лейтмотивом которого было требование «…Остановитесь, пока не поздно!». Был предпринят ряд мер по дипломатической изоляции Пекина, а также проведена информационная кампания по созданию в глазах мирового сообщества образа Китая как вероломного агрессора.
Было активизировано военно-техническое сотрудничество между Вьетнамом и СССР: Советский Союз в кратчайшие сроки поставил вооружение и военную технику для вооруженных сил Социалистической Республики Вьетнам.
В проведении мероприятий военного характера участвовали войска четырех военных округов, силы одного флота, дальней и фронтовой авиации, воздушно-десантные войска. С целью демонстрации военной силы войска Среднеазиатского, Сибирского, Забайкальского и Дальневосточного военных округов были переведены с мирного на военное время, выведены в районы сосредоточения, находящиеся в непосредственной близости от государственной границы с КНР. Ряд соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра был переведен с мирного на военное время, причем боевое слаживание они осуществляли в более полном объеме, чем это было определено программами. Одна общевойсковая армия Сибирского военного округа осуществила перегруппировку на территорию Монгольской Народной Республики и сразу же приступила к проведению войсковых учений. На аэродромах Забайкальского военного округа была сосредоточена дивизия воздушно-десантных войск из Западного региона, за счет авиации, перебазированной из западных военных округов, усилена фронтовая авиация. Силы Тихоокеанского флота были развернуты в Южно-Китайском море и немедленно приступили к отработке задач боевой подготовки.
Со всеми соединениями и воинскими частями проводились тактические учения с боевой стрельбой. При этом мероприятия оперативной маскировки в ходе проводимых перегруппировок и учений преднамеренно осуществлялись не в полном объеме. Все войсковые и командно-штабные учения проводились только по наступательной тематике.
Ракетные войска стратегического назначения непосредственного участия в мероприятиях не принимали. Однако в прессе в этот период целенаправленно публиковались репортажи с командных пунктов соединений и объединений РВСН. Тема всех публикаций сводилась к тому, что «воины-ракетчики готовы выполнить любой приказ Родины».
Все указанные мероприятия проводились в течение февраля, марта и апреля 1979 года, а в Среднеазиатском военном округе продолжались и в течение лета и осени. В результате предпринятых Советским Союзом мер по демонстрации военной силы Китай был вынужден прекратить военную агрессию против Вьетнама и вывести свои войска с его территории.
Таким образом, умело проведенная Советским Союзом демонстрация военной силы позволила достичь конкретную политическую цель - остановить агрессию КНР против Вьетнама с использованием Вооруженных Сил СССР, не начав при этом активных военных действий.
Документы, открытые спустя 20 лет после этих событий, позволяют утверждать, что военно-политическое руководство СССР ни при каких условиях не планировало начинать активные военные действия против Китая. Это ещё раз показывает, как грамотно были спланированы и проведены все мероприятия по демонстрации военной силы.
При этом основными факторами, обеспечившими успех проведенной демонстрации, являлись следующие:
централизованное руководство и решимость военно-политического руководства;
продуманность и согласованность проводимых мероприятий политического, военного, дипломатического, экономического, информационного и военного характера;
наличие реальной военной мощи Советского Союза.
Международный и национальный опыт показывает, что демонстрация военной силы достигает поставленной цели, если она осуществлена в соответствии с основными принципами: убедительности, решительности, гибкости и соразмерности.
Реализация принципа убедительности требует, чтобы «демонстратор» обеспечил «зрителю» возможность оценить возможные последствия применения военной силы страной - «демонстратором», уязвимость объектов государственного и военного значения, группировок войск (сил) государства-«зрителя» и тем самым убедить его в том, что военная угроза реальна.
Принцип решительности заключается в том, что при невыполнении требований страны-«демонстратора» применение военной силы неотвратимо, а сама ситуация уже не может быть возвращена в исходную. Его реализация может быть осуществлена только при наличии твердой политической воли у военно-политического руководства, готовности и решимости идти до конца в достижении выдвинутых политических целей, умения своевременно перенести основные усилия с мероприятий дипломатического характера на военные меры.
Сущность принципа гибкости заключается в том, что сторона, проводящая демонстрацию военной силы, устанавливает правила и передает стране-«зрителю» основания для принятия решения по дальнейшему развитию конфликта.
Принцип соразмерности заключается в том, что цель, которой добивается «демонстратор» должна соответствовать, с одной стороны, его военным возможностям, а с другой - уступкам, на которые может пойти «зритель».
При выдвижении явно неприемлемых требований демонстрация военной силы превращается в элемент подготовки агрессии. История знает немало примеров, когда агрессор выдвигал априори неприемлемые для будущей жертвы требования, стремясь заручиться поддержкой общественного мнения. Так начиналась первая мировая война, когда подстрекаемая Германией Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо невыполнимый ультиматум и, в конечном итоге, объявила ей войну. В случае, если военные возможности «демонстратора» не соответствуют политической цели, то «зритель» просто проигнорирует выдвинутые требования.
После получения требований «демонстратора» и (или) проведения им практических мероприятий государство-«зритель» становится перед выбором: поступиться частью своих интересов и подчиниться - в результате конфликт, как правило, угасает, или наоборот, не подчиниться - в результате политический конфликт перерастает в военный.
Кроме того, чтобы перехватить инициативу, вырвать её из рук страны-«демонстратора», иногда «зритель» сам проводит контрдемонстрацию военной силы, то есть идет на обострение ситуации. Так, в ходе Берлинского кризиса 1961 года танки вооруженных сил государств Организации Варшавского Договора и НАТО стояли друг против друга с работающими двигателями и наведенными друг на друга орудиями.
Выбор конкретной линии поведения государств зависит от множества факторов, поэтому решения, принимаемые военно-политическим руководством в той или иной обстановке, должны основываться на их всестороннем анализе и объективном прогнозе развития военно-стратегической обстановки. В целом, достижение эффективности во многом будет зависеть от того, как принимаемые решения, избранные формы и способы демонстрации военной силы соответствуют принципам её проведения.
Таким образом, демонстрация военной силы является инструментом достижения политических и стратегических целей в мирное время и на начальных этапах развития конфликта и является составной частью арсенала военно-политических средств обеспечения безопасности государств.
Объективно демонстрация военной силы не является чем-то обособленным, а представляет собой один из важных структурных элементов общегосударственной системы мероприятий по сдерживанию агрессии.
Исходя из вышесказанного, демонстрация военной силы представляет собой скоординированные действия вооруженных сил, направленные на усиление авторитетности политических, дипломатических и информационных мероприятий и экономических мер, предпринимаемых государством в разрешении международных противоречий и психологическом воздействии на противоположную сторону.
Демонстрация военной силы в мирное время осуществляется с целью побудить другие страны считаться с реальной военной мощью государства и применять соответствующие формы обращения с ним, чтобы изменить или сохранить расстановку сил, не допустить появления у вероятных противников иллюзий о своей безнаказанности при совершении агрессии (сдержать её).
Демонстрация военной силы в условиях обострения противоречий между государствами осуществляется с целью принудить противоположную сторону к выполнению конкретных политических требований угрозой применения вооруженных сил. При этом выдвигаемые требования сопровождаются проведением мероприятий по демонстрации военной силы. Фактически стране- «зрителю» ставятся условия: если она не выполнит волю «демонстратора», то будет наказана с использованием военной силы; если подчинится, то наказание не последует.
Демонстрация решимости применения военной силы эффективна только лишь по отношению к слабому противнику. Заведомо более сильный противник может использовать демонстрацию решимости применения военной силы со стороны своего соперника как повод для обвинения в неприкрытой подготовке к войне. Вместе с тем демонстрация военной силы ядерным оружием достаточно эффективна и по отношению к более сильному противнику.
При обеспечении военной безопасности страны и её национальных интересов необходимо избегать как абсолютизации, так и недооценки демонстрации военной силы. Без мощных вооруженных сил никакая демонстрация военной силы невозможна.
В новых геополитических условиях эффективное сдерживание конфликтов обеспечивается за счет комплексного и согласованного использования политических, дипломатических, информационных, правовых, экономических и других мер. Поэтому ставка только на демонстрацию военной силы и решимость ее применения лишена всякой политической и стратегической перспективы и может привести к недопустимым просчетам и катастрофическим последствиям для страны и стратегической стабильности в мире.
Демонстрация военной силы объективно необходима и должна проводиться в тесной связи с мерами невоенного характера, проводимыми политическим руководством страны, дополняя и подкрепляя их. Для обеспечения политических акций руководства государства, направленных на создание благоприятных условий для политического и дипломатического урегулирования конфликта, все мероприятия необходимо проводить по единому замыслу и плану.
Планирование этих мер должно осуществляться на основе всестороннего анализа военно-политической и военно-стратегической обстановки, объективного прогноза ее развития.
В то же время представление о военной мощи страны нуждается в его постоянном поддержании в мирное время. Пренебрежение демонстрацией военной силы опасно и может привести потенциального противника к иллюзии безнаказанности и, как следствие, спровоцировать его на агрессию. Убедить противника в обратном уже в ходе вооруженного конфликта обходится намного дороже, чем, демонстрировать военную силу в мирное время.
Вместе с тем следует оградить и от чрезмерной демонстрации военной силы. Она является признаком милитаризованности и агрессивности и приводит к тому, что государство начинает уповать только на военные средства решения проблем, что в конечном счете может привести к созданию образа агрессора и международной изоляции.
При этом необходимо спокойно относиться к демонстрации военной силы со стороны других государств, если она проходит в корректных, приемлемых формах, осуществляется в соответствии с международными договорами и принципами.
Таким образом, демонстрация военной силы в мирное время должна стать непременным атрибутом военной политики государства и обязательно проводиться в разумных пределах в целях поддержания представления о военной мощи государства другими странами.
Для Республики Беларусь, сейчас важно не допускать демонстрации военной силы со стороны какого-либо государства или коалиции государств в виде силового давления или шантажа, а также уметь выходить из таких ситуаций, реагируя соответствующим образом.
Литература
1. Военная доктрина Республики Беларусь.
2. Актуальные проблемы военной политологии и социологии // Курс лекций. - ВАГШ, 2006.
3. Клокотов Н.П. Основы военной безопасности государства. Система обеспечения военной безопасности//Лекция. - ВАГШ, 2000.
4. Лавренов С.Я. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М.: Астрель, 2003.
5. Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. - М.: Кучково поле, 2001.
6. Б. Рассетт, Х.Старр. Мировая политика. - М.: Прогресс, 1982.
7. Гайдуков Ю.Н. Стратегия и военная доктрина в меняющемся мире// МЭиМО. - 1991. - №2. - С.102.
8. СвечинА.А. Стратегия.-М. -Л., 1927.
9. Проблемные вопросы теории управления войскам / Военно-теоретический труд. - ВАГШ, 2004.
10. Аверьянов Ю. Т., Сизов В.Ю. Разрешение конфликтов // Информационно-аналитическая справка. - ВАГШ, 1996.
11. Общая теория безопасности//Учебное пособие. - ВАГШ, 2004.