Угрозы - одни и те же
НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 23 (20.07.2007)
Угрозы - одни и те же
Андрей Терехов
НАТО и США считают, что гораздо лучше строить ПРО вместе с Россией

В последних номерах «НВО» были напечатаны материалы отечественных экспертов, посвященные вопросам сотрудничества России и Североатлантического союза, а также проблемам, возникшим в связи с планами развертывания элементов американской противоракетной обороны в Европе. Редакция сочла возможным ознакомить читателей еженедельника и с точкой зрения западных специалистов. Вначале публикуем интервью постоянного представителя США в НАТО Виктории Нуланд. Также читайте интервью официального представителя правительства Чешской Республики по вопросу ПРО Томаша Клвани.
- Госпожа Нуланд, есть поводы для того, чтобы Россия не доверяла НАТО и Западу в целом. Ведь в прошлом Москве гарантировали, что альянс не будет расширяться, если она согласится на воссоединение Германии. Или тот факт, что в 1999 году НАТО прибегла к бомбардировкам Югославии без мандата Совета Безопасности ООН и в нарушение Основополагающего акта Россия-НАТО...
- Что касается Югославии, то мы не смогли получить мандата ООН - его и не было. Я участвовала в переговорах между Россией и США о том, как отреагировать на погромы, устроенные Милошевичем в Косово. Я знаю, какой была ситуация до и после бомбардировок. Это был провал дипломатии. Более года мы пытались убедить Милошевича действовать гуманными методами. Все эти усилия были безрезультатными, несмотря на наши щедрые политические и экономические предложения. Вместо этого он направил армию громить Косово.
Неверно думать, что Россия когда-либо получала гарантии того, какими будут границы НАТО. Это искажение информации. Были определенные гарантии в Основополагающем акте Россия-НАТО, в разработке которого я участвовала. Эти обязательства - три «нет», касающиеся ядерного оружия (никаких намерений, никаких планов, никакого ядерного оружия в новых странах-членах), а также гарантия неразмещения значительных контингентов НАТО на постоянной основе в новых членах союза - мы выполнили. В Болгарии не будет ни одного американского солдата на постоянной основе. В Румынии разместят 150-300 американских военных. Так что мы выполнили свои обязательства.
Что касается расширения НАТО, не могу понять, какую угрозу для России представляют государства, которые проделали серьезную работу, чтобы стать цивилизованными демократиями и открытыми экономиками, уважающими интересы соседей. В НАТО вступают лишь те, кто соответствует данным стандартам. Эти стандарты гарантируют, что новые члены организации не предпримут агрессии в отношении демократической России. Подход РФ к расширению НАТО тем более непонятен в свете существования Совета Россия-НАТО. Сегодня НАТО существует не из-за России, а с Россией в той мере, в которой она хочет быть с нами. НАТО должна бороться с терроризмом, ОМУ - угрозами XXI века. Пора прекратить жить в прошлом, давайте жить в будущем.
- Вы участвовали в создании Совета Россия-НАТО. Как вы оцениваете проделанную им работу?
- Идея создания Совета весьма правильная. Во времена холодной войны миссия НАТО сводилась к защите от угрозы со стороны СССР. Теперь же союзники по Североатлантическому альянсу и Россия сталкиваются с одними и теми же угрозами. Это терроризм, распространение ОМУ... Борьба с этими угрозами представляет первоочередную цель НАТО. Мы хотели бы делать это совместно с Россией.
Теоретически мы должны сесть за круглый стол и обсудить стоящие перед нами вызовы. Это первое. Вторая задача - налаживание практического сотрудничества. Целое поколение военных, специалистов по планированию действий в гражданских чрезвычайных ситуациях, гражданские сотрудники, которые трудятся над урегулированием кризисов, учатся работать сообща и доверять друг другу.
По второй задаче мы проделали огромную работу, которую не всегда видят и в странах НАТО, и в России. Когда я рассказываю американской аудитории, что НАТО и Россия ведут подготовку афганцев и военных из стран Центральной Азии для действий по пресечению наркотрафика или что в прошлом году в Вайоминге прошли учения по ликвидации последствий ядерного взрыва и это были уже третьи подобные маневры, выясняется, что люди об этом никогда не слышали. Когда я говорю американцам, что российский корабль участвует в патрулировании Средиземного моря наряду с кораблями НАТО, об этом тоже не знают. Однако такое сотрудничество ценно.
- Примут ли, на ваш взгляд, США предложение России о совместном использовании Габалинской РЛС?
- Мы действительно можем сотрудничать в Азербайджане. Когда президент Буш в мае направил в Москву министра обороны США Боба Гейтса, он передал российскому правительству длинный перечень областей, в которых мы могли бы взаимодействовать. Этот перечень включал и совместную разработку радаров, технологий, обмен данными. У нас уже есть проект центра в Москве для обмена данными радиолокационного наблюдения. Россия и США также могут сотрудничать в области ПРО на Тихом океане.
- Насколько обширен «список Гейтса»?
- Сотрудничество по ПРО, совместная разработка технологии, кооперация по линии РЛС, работа над совместимостью систем. В любом случае это только начало диалога. У российской стороны есть свои идеи по сотрудничеству, и мы их приветствуем. Гораздо лучше строить вместе ПРО, чем ракеты.
- Россия и НАТО сотрудничают в области проработки вопросов противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). Насколько успешна эта работа?
- Это одна из успешных историй, о которой также знают немногие как в вашей, так и в моей стране. Сегодня, если наши солдаты окажутся рядом, мы можем гарантировать, что их защитит противоракетная оборона, использующая системы НАТО и их российские эквиваленты. Мы нашли реальное применение совместного подхода в области противоракетной обороны. Мы уже давно говорим, что Россия и НАТО должны сделать следующий шаг - подумать о ПРО для европейских стран - членов НАТО и России. Мы обсуждаем, как может работать такая система, используя возможности компьютерного моделирования и обмена информацией.
Мы удивились, что Москва стала метать гром и молнии по поводу «опасности» американской ПРО. Ведь США и Россия, НАТО и Россия уже неплохо сотрудничали в противоракетной обороне. Мне очень понравилось предложение, выдвинутое президентом Путиным в Хайлигендамме, - сотрудничать в использовании Габалинской РЛС. Многие американские чиновники говорили своим российским коллегам уже много лет об этой РЛС в Азербайджане - мы могли бы вместе модернизировать объект и пользоваться им.
Надеюсь, что сейчас мы - не только русские и американцы, но и союзники США по НАТО - говорим о правильных вещах. У нас есть общая угроза, исходящая от Ирана и иных потенциальных разработчиков ракет. Радары и другие элементы ПРО дают нам большее пространство для маневра в ситуации, когда мы однажды проснемся и увидим, что ракета готова к пуску - и мы не знаем, куда она полетит и кто потенциальный враг. Наша безопасность только укрепится, если мы будем работать сообща. Итак, есть общая угроза, общие варианты реакции на нее, так давайте сотрудничать! Мне хотелось бы жить в мире, в котором мои дети спокойно спят ночью, когда американские противоракеты большой дальности, перехватчики меньшей и средней дальности НАТО, а также российская ПРО совместимы, транспарентны и создают общий щит, защищая наши народы. Такие системы смогли бы уменьшить вероятность того, что какие-то сумасшедшие люди подумают, что нацеливать на нас ракеты - хорошая идея. В любом случае, ПРО - это сфера, в которой Россия и НАТО могут работать совместно.
- Американский план размещения 10 противоракет в Польше и РЛС в Чехии, как сообщалось, рассчитан на противодействие иранской угрозе. Будет ли план реализован, если Тегеран остановит свою ядерную программу?
- США, Россия и наши европейские партнеры должны продолжить работать для того, чтобы к выгоде для иранского народа правительство в Тегеране вернуло его страну в цивилизованный мир. Мы не знаем, когда это произойдет. Существуют и другие угрозы. Мы считаем, что надо продолжать диалог, дать Ирану шанс выполнить свои обязательства. Но мы также должны действовать благоразумно и быть готовыми защитить себя, если дипломатия потерпит неудачу. Сейчас мы ведем речь о создании к 2013 году системы, которая отразит угрозу, которая предположительно возникнет в 2015-м. Мы должны иметь системы сдерживания XXI века на случай, если появятся новые угрозы.
- Остаются ли двери НАТО открытыми для Грузии и Украины? Реально ли их вступление в альянс к 2010 году?
- Мы никогда не называем конкретные даты, поскольку неизвестно, когда та или иная страна будет соответствовать нашим стандартам. Население в Грузии очень активно поддерживает стремление страны в союз (более 80%). Сейчас с Грузией и Украиной идет интенсивный диалог. Следующий шаг: страны-члены посмотрят, готова ли Грузия к Плану подготовки к вступлению в союз. Это должно произойти в следующем году. Но и после этого у Тбилиси может возникнуть немало трудностей. Некоторые страны выполняли план за 3-4 года, другие работают по нему 9 лет и до сих пор не стали полноценными членами союза. Мы сказали Украине: двери открыты. Украинцы заявили, что они не уверены. Мы ответили, что усиленной вербовкой не занимаемся и когда Киев будет готов, мы будем рядом.
- Готова ли НАТО совместно с Шанхайской организацией сотрудничества отвечать на современные вызовы?
- В Москве высказывалась идея, что ШОС и НАТО могли бы сотрудничать как организации. Однако в минувшем году мы не слышали подобных пожеланий от других членов ШОС. Мы хотели бы убедиться, что это общее желание. Отмечу, что в интересах всех стран ШОС успех НАТО в Афганистане, то есть наши интересы начинают пересекаться.
Из досье «НВО»
Виктория Нуланд - постоянный представитель США в НАТО
с 2005 года. Ранее работала в офисе вице-президента Соединенных Штатов Ричарда Чейни, занимала пост американского посла в Бельгии. С 1997 по 1999 год - замдиректора отдела по бывшему СССР в Государственном департаменте.


