АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ

Обозреватель - Observer 2006 №5 (196)

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК  ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ

Интенсивная методика

Е.Максимова

          Экономическая, политическая и общественная жизнь в России вовлекает в своё русло всё большее и большее количество участников, поэтому знание английского языка становится одним из непременных условий сотрудничества между российскими и иностранными коллегами и партнёрами. Масштабы экономических, политических и общественных связей, конечно, ни в какой мере не могут быть сравнимы с отношениями, существовавшими в прошлом веке. Огромное количество специалистов постоянно находятся в контакте со своими коллегами, партнёрами как за рубежом, так и на территории страны. Общение, обсуждение, проведение различных мероприятий, дискуссий по важным вопросам политики, общественной жизни, предпринимательской деятельности сегодня уже не могут достаточно эффективно проводиться только с участием профессиональных переводчиков. Всё большее значение приобретают личные контакты, которые возможны только в том случае, если обе стороны ведут переговоры на одном или на обоих языках. С этой точки зрения знание иностранного языка, а именно, английского языка, является одним из очень важных элементов, одним из очень важных условий налаживания эффективных контактов с партнёрами по бизнесу, с коллегами по общественной деятельности, с политиками и другими людьми, которые общаются с представителями российских кругов в разных сферах деятельности.

          Эта проблема не решается на основе традиционной школьной или вузовской подготовки. Конечно, в данном случае не имеется ввиду подготовка, полученная в так называемых специальных школах с углублённым изучением языка, или в высших учебных заведениях, где знания иностранного языка являются одной из составляющих квалификационной характеристики. Именно поэтому очень большое значение приобретает разработка методов обучения английскому языку, построенных на интенсификации этого процесса. Естественно, существуют многообразные методики, в том числе и воздействующие на обучаемых на подсознательном уровне. Но практика показывает, что большинство этих методик не является достаточно эффективными, потому что знание иностранного языка как языка вообще является фактором приобретённым. И для его освоения требуется достаточно продолжительное время и сознательное отношение к изучаемому предмету.

          В некоторых высших учебных заведениях, в том числе и в МГИМО, накоплен богатый опыт по обучению людей даже в возрасте от 30 до 50 лет, у которых был достаточно большой перерыв в изучении английского языка, либо основной язык, который они изучали в школе или институте, не был английским. Использование этих методик помогает в относительно короткие сроки за два-три года добиться эффективных результатов и приводит к тому, что лица, обучавшиеся по этим методикам, могут достаточно свободно вести как деловые переговоры, так и участвовать в общеполитических дискуссиях, обмениваться мнениями в процессе проведения общественных или культурных мероприятий и т.д.

          Знание одного из европейских языков помогает овладеть английским языком значительно быстрее. Английский язык на 30% состоит из заимствований. Знание интернациональной лексики также облегчает процесс самостоятельной работы над лексикой.

          Учитывая многообразие методов и приёмов, используемых различными методиками при обучении иностранному языку, нужно отметить, что интенсивная методика вобрала в себя наиболее эффективные, объединив их лучшие стороны.

          Основной целью интенсивного курса обучения английскому языку является формирование и развитие навыков речевой деятельности на английском языке, умения вести беседу-диалог общего характера. Должное внимание отводится формированию у обучаемых навыков чтения и понимания английского текста в подлиннике на базе общеупотребительной лексики, умения быстро извлекать необходимую информацию.

          Образовательная задача заключается в прочном усвоении необходимых выразительных средств английского языка, его грамматического строя, лексических и фонетических средств выражения мысли.

          Чтение и изучение литературы на английском языке даёт представление о духовных и нравственных ценностях страны изучаемого языка, способствует уважительному отношению к истории и культуре народа.

          Знание необходимого минимума грамматических правил считается неотъемлемой частью освоения языка. Заучивание "заготовок", которыми пестрят многие самоучители, может помочь только тогда, когда нужно выдать необходимую информацию в условиях или ситуациях, спрогнозированных заранее.

          Так, решив отправиться в путешествие за рубеж и забронировав номер в гостинице через Интернет, вы приезжаете в выбранную гостиницу и сообщаете администратору своё имя и факт бронирования номера. Эти фразы заранее заучены наизусть.

          Но что в ответ говорит вам администратор - носитель языка той страны, куда вы приехали, вам уже не понять без знаний определённого запаса лексики и грамматических правил.

          Скорее всего, вас заверяют в том, что рады вас видеть и желают приятного отдыха.

          Но вполне может оказаться и так, что работники гостиницы очень сожалеют о том, что не могут предоставить вам номер, так как ваш заказ на резервирование был по каким-то причинам аннулирован.

          Английский язык, уже давно завоевав титул международного языка, становится неотъемлемой частью не только проведения переговоров на высшем уровне, но и необходимым средством общения в повседневной жизни.

          Трудно представить себе хороший ресторан, гостиницу или магазин, служащие которых не смогут проявить достаточно внимания по отношению к своему клиенту, не воспользовавшись английским языком как универсальным инструментом общения между людьми, говорящими на разных языках.

          Жизнь, время диктуют свой темп и свои правила. В наш скоростной век нужно успевать решать одновременно несколько задач и решать их качественно и продуктивно. Столкнувшись с проблемой непосредственного общения в бытовой сфере: на улице, в магазине, в кафе и т.д., отказавшись от услуг переводчиков ради налаживания личных контактов с деловыми партнёрами за рубежом, всё больше и больше людей ищут возможность за короткий срок овладеть необходимым минимумом выразительных средств английского языка, чтобы применить полученные знания на практике.

          Принимая во внимание такие требования, интенсивная методика опирается на то, что обучение английскому языку нужно строить так, чтобы обучаемые видели конкретную необходимость владения языком, практическую пользу от полученных знаний и имели мотивацию к его изучению.

          При выборе приёмов интенсивной методики учитывается возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых.

          Чтобы научиться владеть любым иностранным языком практически, то есть общаться, читать и переводить произведения на языке, понимать иностранную речь, а также говорить, необходимо не только запомнить определённое количество слов, но и усвоить необходимый минимум граммати- ческих правил и уметь ими пользоваться.

          Без грамматики речь становится неуправляемой, а набор выученных фраз способен поддержать беседу только в ограниченном ряде случаев. Для поддержания разговора необходимо уметь грамотно выражать свои мысли и понимать собеседника. Интенсивная методика предусматривает обучение грамотному выражению своих мыслей с опорой на тот багаж лексических единиц и грамматических правил, который получен на конкретном этапе обучения. Необходимый минимум грамматической базы распределяется на несколько модулей по принципу "от простого к сложному", и за первый год обучения вся базовая грамматика английского языка должна быть освоена. Вместе с изучением грамматики постепенно расширяется и словарный запас.

          Одним из главных условий преподавания грамматических норм является вариативность видов деятельности на занятиях. Накопленный опыт позволяет систематизировать интересные упражнения и методические приёмы. Материалы для работы отбираются с учётом принципа доступности, отвечающие требованиям каждого отдельного вида работы и могущие вызвать интерес у обучаемых.

          Предлагая тексты для чтения, преподаватель формирует навыки просмотрового чтения, которые будут необходимы при чтении газет, договоров, контрактов, иных деловых бумаг, работая с которыми, люди получают при первом прочтении общую идею, решая, таким образом, насколько важна или нужна полученная информация. Навыку зрительно ориентироваться в тексте, выделить главную и второстепенную информацию, быстро найти ответ на интересующий вопрос уделяется в интенсивной методике особое внимание. Умение зрительно правильно понять то или иное выражение, фиксирование зрительного образа некоторых трудных конструкций или форм не могут не облегчить непосредственное понимание и устной речи. Соответствующий набор упражнений способствует выработке определённой сообразительности, заключающейся в умении догадаться о значении незнакомых слов или словосочетаний на основе контекста.

          Успех зависит и от мотивации обучаемых, и от того, насколько правильно работает с ними преподаватель. Необходимым условием успешного обучения иностранному языку по интенсивной методике является коллективная работа в положительной эмоциональной тональности, когда все участники чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия. Преподаватель следит за тем, чтобы освоению языка сопутствовали положительные эмоции. Выбор тем для обсуждения, близких по проблематике, включение видеоматериала, газетных статей, музыкального материала - всё направлено на повышение интереса к изучаемому языку. С другой стороны, комбинирование интеллектуальной и эмоциональной деятельности обеспечивает максимально эффективное запоминание. Уже на втором-третьем занятии слушатели общаются на изучаемом языке, используя грамматические правила и речевые клише, усвоенные на предыдущем занятии.

          Ролевые игры также являются отличительной чертой интенсивной методики обучения иностранному языку. Проигрывая различные ситуации, от социально-бытовых до проблемных на занятиях, слушатели как бы репетируют собственное речевое поведение, реакцию перед схожей ситуацией в реальной жизни с использованием иностранного языка. Боязнь сделать ошибку иногда приводит к отказу от общения на английском языке. И ролевые игры помогают преодолеть барьер замкнутости, смущения, неуверенности в своих знаниях.

          Таким образом, учебное общение сохраняет все социально-психологические процессы общения за рамками учебных занятий.

          Работа преподавателя по интенсивной методике является по существу творческим процессом на высоком профессиональном уровне. Основная задача преподавателя - вести занятия инициативно, темпераментно, заинтересованно, сочетая при этом разнообразные формы ведения учебного процесса.

          Работа с аудиоматериалом, способствующая формированию навыка восприятия информации на слух - непременное условие обучения английскому языку по интенсивной методике. Слушателям предлагаются и сюжетные мини-диалоги, наиболее часто используемые в бытовых ситуациях, и отдельные предложения, содержащие верную или ложную информацию о предварительно прочитанном тексте, и небольшие рассказы.

          Слуховое восприятие должно опережать зрительное. Это доказано трудами многих известных методистов, лингвистов, психологов, многолетним опытом преподавания иностранных языков, в частности, английского языка по интенсивной методике. И это связано с требованием жизненных реалий. 

          Вряд ли руководителю компании, банкиру при проведении переговоров, дискуссий со своими партнёрами потребуется записывать высказанное или услышанное.

          Гуляя по улицам зарубежных столиц и интересуясь у прохожих, как найти ту или иную достопримечательность, прежде всего воспринимают информацию на слух. И сформированный навык такого восприятия потребуется в первую очередь.

          Предложив выполнение упражнения по образцу, преподаватель вскоре меняет вид работы, переходя от прослушивания аудиоматериала к обсуждению содержания прослушанного. От модуля к модулю характер обсуждения меняется. На начальном этапе работа проходит в вопросо-ответной форме, затем постепенно переходит в анализирование предложенной проблемы или прослушанного текста, и высказывание собственного мнения или предложение альтернативного решения проблемы, в зависимости от того, на какой ступени или в каком модуле освоения грамматических и лексических норм находятся обучаемые.

          Для большинства людей характерными являются зрительный и двигательный тип памяти, в то время как доминирующая роль слуховых ощущений при общении требует развития слуховой памяти.

          Принимая во внимание значение слухового запоминания, преподаватель стремится развивать её, начиная с общей установки запомнить главное, при этом задача варьируется, принимая во внимание объём материала, степень его трудности и те цели, которые преследуются на данном этапе обучения. Для этого подавляющее количество упражнений на запоминание строится так, чтобы наибольшая нагрузка приходилась на слуховую память. И такие упражнения используются систематически.

          На заключительном этапе курса слушателям предлагаются записи деловых переговоров, выступлений известных политиков, сюжетные истории. Слушатели, овладев необходимым минимумом грамматических правил и лексики, сосредотачивают своё внимание на содержании прослушанных аудиозаписей, на сути переговоров, на проблемах, затронутых в выступлениях политических деятелей, чтобы затем высказать своё отношение к поднятым вопросам.

          Разумеется, ошибки совершаются и на заключительном этапе, но главная задача интенсивной методики достигнута - овладев необходимыми умениями и навыками речевой деятельности, умениями и навыками чтения и понимания английского текста, слушатели применяют эти навыки на практике, путешествуя по разным странам и общаясь с носителями языка страны пребывания, пользуясь английским языком как международным, самостоятельно решая вопросы на деловых встречах, общаясь с коллегами на конференциях, налаживая контакты с партнёрами по бизнесу, не прибегая при этом к услугам переводчиков.

          Учитывая всё вышеизложенное можно сделать вывод о непременных преимуществах изучения языка по интенсивной методике. Данная методика помогает быстро освоить необходимый минимум необходимых средств речевой деятельности, что даёт возможность шире раскрывать горизонты общения людей в разных сферах общественной деятельности, способствует более глубокому познанию культуры, укреплению деловых, экономических, политических и общественных связей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации