БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ФРГ

Обозреватель - Observer 2006 №1 (192)

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ФРГ

А.Козловцев,

кандидат юридических наук

         Современные государства мира и их спецслужбы накопили определённый опыт борьбы с терроризмом и другими экстремистскими силами на рубеже двух столетий. С этой точки зрения заслуживает внимания деятельность западногерманского государства, его правоохранительных органов, разведки и контрразведки после окончания Второй мировой войны.

         Западногерманское руководство, рассматривая вопросы стратегии борьбы с террористическими, неонацистскими и иными антиконституционными движениями в послевоенный период в условиях "холодной войны" с социалистическими странами, пришло к выводу, что успешное её ведение следует осуществлять в рамках законности, используя, однако, в случае необходимости более жёсткие, порой не отвечающие критериям демократии, чрезвычайные меры.

         В этой борьбе достаточно сложно выделить главную роль той или иной структуры государства, хотя, по нашему мнению, национальные спецслужбы в этом ряду занимают одно из ведущих мест. Другой вывод, к которому пришли западногерманские специалисты, заключается в том, что демократия должна быть готова к самозащите, к открытым конфликтам, в том числе к борьбе с терроризмом.

         Сущность этой борьбы заключается в принятии мер против абсолютизации претензий на всевластие как сверху, так и снизу, в обеспечении плюрализма и свободы выражения мнений. В этой борьбе в обязательном порядке в качестве факторов, способных обеспечить успех в решении проблем противодействия акциям терроризма, неонацизма и других антиконституционных движений должны быть учтены следующие моменты: 

         1. Способность политических и иных государственных структур устранить противоречия мирными средствами.

         2. Степень популярности местных региональных и политических лидеров общегосударственного уровня как до, так и после применения властью решительных мер по урегулированию кризиса.

         3. Максимальное ограничение целей противоборствующих сторон, что оставляет возможность урегулировать кризис на более низком уровне.

         4. Дискредитация и изоляция радикально настроенных политических партий и движений, их руководителей.

         5. Содействие росту популярности умеренных и здравомыслящих политических сил и развитие контактов с ними.

         6. Нейтрализация социальной базы конфликта - устранение глубинных социально-экономических противоречий.

         7. Использование для разрешения кризиса инструментов международного права.

         Роль правоохранительных структур и специальных служб в разрешении любой кризисной ситуации, какой, например, является борьба с терроризмом, трудно переоценить. Наибольшего эффекта в противодействии террористам и представителям незаконных вооружённых формирований, как установили западногерманские политики, можно добиться при применении сил и средств разведки и контрразведки, когда специальные мероприятия сочетаются с проведением войсковых и специальных полицейских операций и координируются единой управленческой структурой.

         Анализируя материалы деятельности экстремистских и террористических организаций на территории Западной Германии, следует отметить, что возрождение правых сил в ФРГ произошло несколько позже, чем в других европейских странах в определённой степени из-за нацистского прошлого Германии и действовавших в стране законов, запрещавших любое возрождение нацизма. Однако затем, начиная с 50-х годов прошлого века, в ФРГ была создана разветвлённая сеть ультраправых организаций и объединений, самыми массовыми из которых являлись неонацистские партии и группировки, а также реваншистские "союзы", "землячества" и милитаристские организации.

         В 80-е годы потенциал националистических организаций в ФРГ продолжал расти. На политической арене всё громче заявлял о себе часто смыкавшийся с национал-демократической партией (НДП) "Немецкий народный союз". Этот союз, созданный в 1985 г., выдвинул программу образования единого немецкого государства на основе объединения ФРГ, ГДР и Австрии. При этом опасность представляли не только претензии неонацистов на участие в политическом руководстве страной, но и их попытки поколебать законность и конституционный порядок любыми средствами, включая террор.

         В 1980 г. в ФРГ существовало 69 правоэкстремистских организаций, которые насчитывали примерно 20 тыс. чел. Всего в ФРГ регулярно выходило 92 газеты и журнала неонацистского содержания, недельный тираж которых превышал 174800 экз. 

         По отчёту МВД ФРГ по количеству акций неонацистов прослеживается тенденция к их увеличению (1976 г. - 319, 1977 г. - 616, 1978 г. - 992, 1979 г. - 1484).

         Речь шла о надругательствах над мемориальными памятниками жертвам фашизма, еврейскими кладбищами и синагогами, расклейке листовок, вывешивании фашистских знамён, демонстрациях в нацистской униформе и т.д. Правыми экстремистами было совершено 117 преступлений, связанных с применением насилия (52 - в 1976 г., 40 - в 1977 г., 25 - в 1978 г.), в том числе 3 взрыва, поджог, 26 случаев тяжких увечий.

         Левый экстремизм в ФРГ после  окончания войны связывали с коммунистическим движением. После крушения фашизма коммунисты имели моральное преимущество перед другими политическими силами. Коммунистическая партия Германии (КПГ) была зарегистрирована во всех оккупационных зонах и могла участвовать в выборах. В западных зонах коммунисты входили во все земельные правительства, даже имели своих министров. 

         Однако зашоренная ориентация на СССР привела сначала к потере влияния КПГ в массах, а затем и к её запрету в августе 1956 г. Была также запрещена организация "Свободная немецкая молодёжь", созданная под эгидой КПГ.

         Кроме КПГ левоэкстремистские силы объединялись в такие организации, как группировки анархистов, троцкистов, независимую рабочую партию Германии, рабочую партию, независимую социал-демократическую партию Западного Берлина. 

         Активность левых сил с середины 50-х до середины 60-х годов была минимальной. В середине 60-х годов наступило заметное оживление, стало нарастать студенческое движение.

         В 1968 г. была создана коммунистическая партия Германии (марксисты-ленинцы), в 1970 г. - коммунистическая партия Германии, в 1973 г. Коммунистический союз Западного Берлина.

         Каждая из этих партий включала в себя от 1000 до 2000 чел. Более серьёзной силой являлась созданная в 1969 г. Германская коммунистическая партия (ГКП), которая в 1988 г. насчитывала около 38000 членов.

         Следует, однако, отметить, что в Западной Германии эти партии, часто без достаточных на то оснований, причисляли к экстремистским.

         Левацкий терроризм, как уже отмечалось, берёт своё начало в студенческом движении протеста конца 60-х годов, вызванного тем обстоятельством, что после прихода к власти в ФРГ коалиционного правительства социал-демократов и либеральных сил стала очевидной неизменность взглядов правящих кругов на систему безопасности в ФРГ. Это побудило непримиримое меньшинство объявить войну обществу. Начались поджоги, взрывы с человеческими жертвами, похищения людей, ответственность за которые взяли на себя "Фракция Красной Армии", "Революционные ячейки" и "Движение 2 июня". Пик терроризма пришёлся на осень 1977 г., после чего властям при активном участии спецслужб удалось арестовать значительное количество членов подпольных террористических групп, однако проблема полностью так и не была решена.

         Общим для левацких групп и организаций являлось стремление соблюдать все правила конспирации и дисциплины, быть готовыми к нелегальным условиям работы, тактическая линия на внедрение в профсоюзы, занятие позиций в учебных заведениях. Это обстоятельство было главным при решении вопроса об активном использовании спецслужб в их разработке и в целом в борьбе с ними. В 1972 г. численность левых организаций достигла 15 тыс. чел. Одновременно с этим членам этих организаций их руководством внушалась необходимость тщательной подготовки открытых столкновений с полицией, активное участие в массовых мероприятиях. Источники финансирования их деятельности были малоизвестны. Предполагалось, что названные организации получают значительные суммы от состоятельных писателей и адвокатов, сочувствующих им. Кроме того, представители этих организаций, занимая позиции, например, в высших учебных заведениях, имели возможности использовать государственные средства для оказания помощи своим организациям.

         Решая тактические задачи, западно-германское государство, с помощью таких мощных инструментов, как чрезвычайное законодательство и национальные специальные службы, в целом достаточно успешно препятствовало разрастанию правого движения, подавляя в них появление террористических ростков, что определялось следующими основными моментами:

- незначительной угрозой правых сил для самих политиков;

- пассивностью их действий против послевоенного демократического устройства страны;

- низким уровнем организации, которая препятствовала объединению их совместной деятельности;

- отсутствием иммунитета против деятельности спецслужб.

         Лишь в конце 80-х, начале 90-х годов стали появляться первые правоэкстремистские террористические организации классического образца.

         Левое направление в терроризме оставалось наиболее ярким и опасным, что, по мнению экспертов западногерманских спецслужб не в последнюю очередь было связано с той эпохой, в которой зарождалось и развивалось левое движение.

         Согласно данным опроса общественного мнения в высших учебных заведениях ФРГ, проведённого институтом демоскопии, в 1967 г. четвёртая часть всех студентов ФРГ принадлежала к "студенческим организациям", являвшихся базой для террористических групп, почти столько же находилось в конфессиональных объединениях и кружках "по интересам". В организациях самоуправления состояло 40% всех учащихся, а студенческие политические объединения в 1967 г. насчитывали 10080 чел., то есть 3,7% молодёжи.

         Постепенно конфессиональные и чисто студенческие объединения уходили на второй план. Этот процесс был связан с осознанием ими невозможности проведения реформы высшего образования, опираясь только на студенческих функционеров и в рамках традиционных неполитических организаций. Тон начали задавать левацкие политические группы, готовые поддержать любую инициативу и не требующие членских взносов. Стали появляться так называемые группы Прово (Provo-Gruppen), девизом которых было "надо быть в оппозиции ко всему" (конституции, капиталистической системе, полиции и т.д.).

         Таким образом, студенческое движение и внепарламентская оппозиция являлись прародителями терроризма в Германии, которые предопределили появление из этой среды РАФ ("Красных бригад" - Rote Armee Fraktion). Однако несмотря на относительные успехи РАФ в борьбе с господствующей системой в течение почти четверти века, наступившие в начале 90-х годов глобальные перемены в мире, по сути, лишили левый радикализм основы существования и обрекли его на медленное вымирание. В какой-то мере правомерно говорить о том, что РАФ получила своё продолжение в АИЦ (Antiimperialistischen Zellen, AIZ), но она оказалась лишь последней вспышкой, последним этапом в многолетней истории левых террористических организаций.

         По данным спецслужб Западной Германии, её состав оценивался в 2550 чел. В течение 3 лет группой было совершено 9 терактов, направленных против политиков и учреждений.

         Руководитель БФФ Гамбурга Урлау, характеризуя АИЦ, заявлял, что падает степень предсказуемости поступков и акций праворадикалов и поле их деятельности, определяемое самими  террористами, настолько широко, что террористов можно ожидать в любой момент и практически в любой точке Германии.

         Позднее по делу АИЦ были арестованы Фальк и Штайнау. В ходе следствия было установлено, что эта организация состояла всего из двух названных лиц и других членов АИЦ в природе не существует.

         Другая организация - "Революционные кружки", организованные в 1970 г. (до 1973 г. назывались "Красные кружки").

         Всего этой организацией было проведено более 250 акций. Оплотом являлась земля Северный Рейн-Вестфалия.

         Сами террористы, анализируя события 60-70-х годов ХХ в. в ФРГ, признали, что они сделали ошибку в своих действиях, и это обстоятельство привело к их серьёзному поражению. Проведение насильственных акций не принесло желаемого результата, поскольку правительство и спецслужбы не были намерены идти на уступки. В этой связи предлагалось создать фронт борьбы с империализмом и все силы, которые пробудились к жизни, привлечь к этому. Под этими силами террористы подразумевали группировки, назвавшие себя "партизанами", организациями сопротивления, а также сторонниками антивоенного движения. По их мнению, перспективу ядерного уничтожения народов можно избежать только с помощью "революционной борьбы". Такое объединение было необходимо для осуществления скоординированных вооружённых нападений, призванных сорвать стратегические планы империалистов.

         Все меры борьбы с терроризмом и экстремизмом в ФРГ можно разделить на несколько групп:

- уголовно-процессуальные меры, включавшие ужесточение уголовной ответственности за совершение террористических актов;

- административно-правовые, связанные с введением определённого режима и усиления мер охраны и обеспечения безопасности зданий, учреждений и конкретных лиц;

- агентурно-оперативные меры специальных служб по получению достоверной информации о планах и намерениях террористов, других сведений, которые могут обеспечить своевременное предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности; 

- так называемые "мирные инициативы", имевшие цель найти политическое решение указанной проблемы и ликвидировать террористические проявления в стране.

         Для активизации борьбы с терроризмом с 1970 г. в федеральном ведомстве уголовной полиции (БКА) была введена новая система регистрации отпечатков пальцев, которая позволяла использовать в дактилоскопии электронно-вычислительную технику.

         Во всех земельных ведомствах полиции электронная техника заменила визуальное сравнение отпечатков, сократила время проверки. Перевод имевшихся к тому времени в полиции ФРГ 15 млн. отпечатков пальцев на новую систему был предусмотрен в течение 10 лет.

         Передача изображений от следственных подразделений в земле до центральной картотеки БКА занимало 12 мин., примерно в течение одного часа следственное подразделение получало данные проверки отпечатков пальцев или личные документы преступников.

         В связи с усилением террористической деятельности экстремистскими элементами и поступлением писем с угрозами в адрес депутатов бундестага и для обеспечения их безопасности с апреля 1975 г. был усилен пропускной режим в здании бундестага ФРГ и высотном доме депутатов бундестага в Бонне. Наряду с обычной охраной в обоих зданиях несла службу пограничная охрана.

         Наряду с этим в правовой области в ФРГ были введены в действие целый ряд постановлений, которые уточняли и дополняли мероприятия по обеспечению безопасности в стране. Особенно характерными в этом плане являлись законы о проверке верности конституции (благонадёжности).

         Предусматривалось три ступени проверки, которые осуществлялись в зависимости от осведомлённости в секретах:

- простая проверка (через информационную систему НАДИС устанавливалось, имеются ли в спецслужбах ФРГ сведения на проверяемое лицо);

- расширенная проверка с выяснением данных о личности проверяемого с опросом его окружения;

- расширенная проверка с запросами в БНД, центральную федеральную картотеку и в местные полицейские органы, а также в "дружественные спецслужбы" других учреждений государственного аппарата.

         Уделяя большое внимание борьбе против демонстраций радикально настроенных элементов в стране, контрразведка и органы полиции ФРГ проводили эту работу в 3 этапа: подготовительного, основного, заключительного.

         На первом этапе происходило сосредоточение сил и средств для проведения спецопераций. Агентура активизировала действия по выявлению организаторов массовых выступлений.

         Устанавливались дополнительные ограничения проводимых мероприятий, препятствовавших проведению демонстрации.

         Основной этап ознаменовывался выставлением стационарных постов, которые блокировали пути подхода к районам проведения демонстраций. Круглосуточное патрулирование организовывалось с использованием высокомобильных транспортных средств. Транспорт, следующий в районы блокирования, тщательно осматривался, у граждан проверялись документы. Отдельным участникам демонстраций инкриминировались обвинения в нарушении общественного порядка, проводилось их задержание и арест. При разгоне демонстрантов применялись специальные технические средства и насилие.

         На заключительном этапе участники демонстрации учитывались в специальных картотеках. За ними могло проводиться наблюдение, при этом полиция активно использовала ультракоротковолновые приёмопередающие устройства (позывными служили, как правило, названия планет). Против демонстрантов часто применялись штрафные санкции.

         В связи с отдельными проявлениями агрессивности со стороны участников демонстраций, применяющих маскировку, бундестагом в декабре 1987 г. был одобрен проект закона о запрещении участникам демонстраций использовать средства прикрытия.

         Министр внутренних дел ФРГ Циммерман объявил о создании специальных подразделений полиции по борьбе с демонстрантами, использующими различные прикрытия, которые действовали в тесном контакте с национальными спецслужбами.

         Однако обстановка в стране, несмотря на принимаемые меры оставалась напряжённой.

         Например, оценивая положение в ФРГ в 1987 г., германские спецслужбы отмечали, что существенным фактором, осложняющим агентурно-оперативную обстановку в ФРГ и делающую её кризисной, остаётся проблема терроризма.

         Убийство в октябре 1986 г. а членами РАФ ответственного сотрудника МИД ФРГ фон Браунмюля повлекло за собой принятие целого ряда чрезвычайных мер по ещё большему ужесточению внутреннего законодательства, усилению охранных мероприятий, укреплению спецслужб и других государственных органов, занимавшихся проблемами внутренней безопасности страны.

         Наряду с законодательными изменениями, касающимися деятельности спецслужб ФРГ, принимались также организационные меры по усилению борьбы с терроризмом, оказывавшие влияние на агентурно-оперативную обстановку в стране.

         Ещё 2.11.1977 года в федеральной криминальной полиции был создан спецотдел по розыску террористов со штатом в 96 чел. с перспективой увеличения в дальнейшем до 200 чел.

         Главной задачей отдела являлся целевой розыск известных террористов на территории ФРГ и за границей.

         В поиске каждого установленного террориста было задействовано до 10 оперативных работников.

         К работе в этом отделе активно привлекались сотрудники разведки и контрразведки. Бюджет на внутреннюю безопасность получил дополнительно 1 млрд. марок для увеличения почти на 5 тыс. чел. федеральной погранслужбы, уголовной полиции и контрразведки.

         Для создания единого центра по борьбе с террористами в стране была создана координационная группа по борьбе с этими преступлениями в системе МВД в федеральном ведомстве уголовной полиции (Koordinierungsgruppe Terrorismus-bekampfung in BKA), куда входили представители всех заинтересованных структур, включая спецслужбы Западной Германии.

         К основным недостаткам борьбы спецслужб с терроризмом, особенно на первом этапе в конце 60-х, начале 70-х годов, спецслужбами ФРГ, было отнесено: 

- отсутствие правовой регламентации деятельности сотрудников спецслужб, полицейских органов и охраны;

- недостаточные агентурные позиции и отсутствие информации о планах террористов по нападению на государственные учреждения и конкретных лиц;

- значительное количество огнестрельного оружия у террористов.

         В 1972 г. имело место 6056 случаев угрозы оружием, 12904 случаев, связанных с обстрелом конкретных лиц. 

         В 1980-1981 гг. в ФРГ было зафиксировано 12958 случаев хищения оружия.

         Так, в октябре 1981 г. в Люнебургской пустоши был найден 31 тайник, в котором было спрятано 89 ящиков с военным снаряжением, 156 кг взрывчатки, 230 снарядов, 17 огнемётов, 50 противотанковых и 258 ручных гранат, 13520 патронов, 0,05 кг цианистого калия и др.

         В это же время в ФРГ было похищено 6 пулемётов с американских танков).

         Одновременно отмечалось игнорирование экстремистами запретов и ограничений, а также снижение бдительности как следствие недостатков в проверке и осуществлении мероприятий по конкретным лицам.

         В результате анализа, осуществлённого МВД ФРГ за 60-е, 70-е годы прошлого века в качестве характерных черт и особенностей терроризма в этот период можно выделить:

- чёткую направленность против представительств, фирм, организаций, которые в той или иной форме были причастны к событиям на Ближнем Востоке и оказывали прямую или косвенную поддержку Израилю (особое место в ряду совершённых террористических актов в ФРГ такой направленности занимает акция организации "Чёрный сентябрь" против олимпийской делегации Израиля в Мюнхене в 1972 г.);

- взятие отдельными спецслужбами на оперативное вооружение "флага" террористических организаций ("Божий гнев" - Израиль, "Зелёный пояс" - Саудовская Аравия);

- взаимное координирование различными террористическими и экстремистскими организациями и группами своей деятельности;

- тенденцию к объединению сил различных террористических групп в единое формирование;

- наличие и использование современного оружия и технических средств в диверсионно - террористической деятельности;

- наличие материальной и технической базы для подготовки террористических актов.

         Спецслужбами ФРГ к середине 70-х годов были разработаны признаки выявления террористов, к которым были отнесены следующие:

- по документам - использование иорданских, ливанских, ливийских, сирийских, кувейтских, алжирских, йеменских паспортов и документов эмиратов Персидского залива, реже паспортов неарабских государств;

- для изменения внешности террористы прибегали к ношению очков, бороды и усов или избавлялись от этих примет, если они были в прошлом;

- использование легенды при совершении поездок (туристы или студенты, у которых отсутствуют сопутствующие документы);

- по внешнему виду - возраст 21-26 лет, одеты в новую одежду европейского покроя, испытывают заметное неудобство в новом одеянии. Также применялась одежда хиппи, форма американских солдат, швейцарских военных, английских и немецких полицейских, форма компаний европейских воздушных авиалиний;

- маршрут и использовавшийся транспорт (в основном - воздушный, меньше железнодорожный и морской).

         При этом выбирался прямой маршрут для следования к конечному пункту с неоднократными остановками на короткие сроки в пути. Террористы старались избегать американских, английских, израильских, греческих и кипрских авиакомпаний. 

         Поездки террористы совершали небольшими группами, собираясь вместе незадолго до отправления, часто не зная друг друга.

         В стране, где проводилась операция, вели изолированный, замкнутый образ жизни, после её завершения сразу выезжали из страны.

         По заявлению министра внутренних дел ФРГ Циммермана, во второй половине 80-х годов для совершенствования деятельности спецслужб и полиции в целом по борьбе с терроризмом "в новом составе парламента и правительства планировался целый ряд мер по улучшению поиска террористов". В частности, в рамках так называемой "поисковой концепции 106" были намечены совместные действия земель в окружении лиц, являвшихся возможными объектами нападения террористов. Более интенсивно и профессионально осуществлялись меры по обеспечению гласности поисковых мероприятий. Спецслужбам было дано указание по оперативному информированию об имеющихся у них существенных сведениях представителей тех предприятий, которые могли подвергнуться нападению со стороны террористов. При проведении поисковых мероприятий активное участие принимала пограничная служба ФРГ, использовавшаяся в охранных мероприятиях.

         Если раньше в г. Бонне пограничники охраняли ведомство федерального канцлера и президента страны, МВД, министерства юстиции, образования и науки, исследований и технологии, то с 1987 г. после кадрового усиления погранвойск в их задачи была включена также охрана министерств экономического сотрудничества, защиты окружающей среды и безопасности атомных реакторов.

         Всего из 3850 чел. - сотрудников этого подразделения 1200 были заняты охраной (230 материальных и физических объектов).

         Продолжалось соблюдение чрезвычайных мер контроля и активное осуществление оперативно - поисковых мероприятий через агентуру спецслужб в аэропортах ФРГ.

         По заявлению парламентского статс-секретаря МВД Шпрангеля, тщательному обследованию подвергались все пассажиры и их груз, включая ручную кладь. Только в 1986 г. спецслужбами аэропортов ФРГ во время контроля "были обнаружены и изъяты более 150000 ед. огнестрельного оружия и других предметов, представляющих опасность".

         В первом полугодии 1987 г. террористами было совершено 69 экстремистских акций различного характера (в первом полугодии 1986 г. - 89). 

         Возросло количество акций с использованием взрывных устройств, направленных в первую очередь против объектов полиции и бундесвера, почтового ведомства, в 3 раза увеличилось число взрывов мачт линий электропередач.

         Генеральный прокурор К.Ребман в декабре 1987 года заявил, что террористы на всей территории ФРГ в течение года совершили 330 поджогов и акций с использованием взрывных веществ (в 1986 г. - 452, в 1985 г. - 326).

         Некоторому снижению активности террористов способствовал арест во Франции 4 руководителей организации "Прямое действие" (февраль 1987 г.), а также принятие закона об освобождении от уголовной ответственности террористов, которые были согласны давать показания на своих единомышленников и выступать в качестве свидетелей в суде (Kronzeugenregelung) с возможной выдачей таким лицам крупного денежного вознаграждения, а также освобождение из заключения некоторых террористов, заявивших о прекращении ими экстремистских действий.

         Вместе с этим возросла опасность проведения акций экстремистского характера со стороны так называемых "автономных" (т.е. не поддерживающих прямой связи с крупными организациями) террористических групп, о чём свидетельствовало убийство двух полицейских участниками одной из демонстраций во Франкфурте на Майне в ноябре 1987 г.

         В ФРГ периодически проводились полицейские операции по поиску террористов, их конспиративных баз с активным использованием в этих мероприятиях агентов спецслужб. Такие мероприятия проводились, как правило, одновременно на территории нескольких федеральных земель с привлечением значительных сил полиции.

         Так, в декабре 1987 года при участии более 300 сотрудников БКА и полицейских органов ряда земель была проведена широкомасштабная операция, во время которой были произведены обыски на 35 объектах (на частных квартирах, в помещениях различных учреждений). При этом были арестованы 2 женщины, подозреваемые в принадлежности к террористической организации "Роте Цопа".

         В 1981 г. масштабы террористической деятельности заметно увеличились, чему способствовали распространение государственного терроризма выходцами  из Ливии, Ирака, Ирана; эскалация и расширение деятельности армянских террористов; возросшее применение террористами противотанкового оружия; интенсификация террористических акций правыми и неофашистскими организациями (для более глубокого сотрудничества органов безопасности стран НАТО в этой области был создан соответствующий центр, в распоряжении которого находились ударные силы численностью до 2000 чел., в задачу которых входило: проведение совместных розыскных мероприятий против наиболее активных террористических организаций, а также различных националистических, экстремистских и эмигрантских группировок, действовавших в Европе; выявление конспиративных квартир, использовавшихся террористами для хранения оружия и взрывчатых веществ; регулярный обмен информацией по вопросам международного терроризма (в ФРГ решение этих задач было возложено на отдел "ТР" БКА, так как по конституции страны только подразделения криминальной полиции имеют право проводить обыски и аресты подозрительных лиц).

         По статистике в Европе в 1980 г. было совершено 760 терактов, в результате которых было убито 642 чел. и ранено 1078. В течение 5 месяцев 1981 г. было совершено 312 терактов.

         В целом с 1968 по 1981 г. было зарегистрировано 6714 международных террористических актов. 98% операций террористов в указанный период были связаны с захватом заложников. За совершение 79% актов террора им удалось избежать наказания. В 29% случаев требования террористов были удовлетворены. В случае, если единственным их условием был беспрепятственный выезд, вероятность успеха достигала 83%. Если основные требования террористов отклонялись, то в 67% случаев они свободно уезжали.

         Уделяя повышенное внимание переподготовке сотрудников спецслужб, в ФРГ в Ведомстве по охране конституции были организованы двухнедельные курсы по "борьбе с насилием" и выделены дополнительные ассигнования. В 1981 г. был усилен контроль в аэропортах, с которых осуществлялось сообщение с Западным Берлином.

         Основные решения по борьбе с терроризмом в этот период были приняты на конференции в Женеве представителями США, ФРГ и Италии, которые фактически признали состояние кризиса в Европе и означали введение в них де факто чрезвычайного положения для борьбы с терроризмом. Характер этих мер заключался в следующем:

         1. Ввести в действие чрезвычайные законы для борьбы с терроризмом.

         2. Установить более тесное сотрудничество друг с другом по линии уголовной полиции и спецслужб.

         3. Подготовка в рамках Интерпола документов о чрезвычайных действиях по борьбе с терроризмом, углубление сотрудничества с этой организацией национальных органов полиции и спецслужб.

         Западногерманская и мировая практика показывают, что бороться с террористами должно государство, а победить их может только общество.

         Вся деятельность полиции готовности и федеральной пограничной службы по борьбе с терроризмом делилась на несколько этапов:

         1. Сбор возможно полной разведывательной информации, в первую очередь, через оперативные возможности спецслужб страны о целевых установках этих формирований, их лидерах и ближайшем окружении, численности этих структур, дислокации, системе управления и связи, финансовых возможностях, количестве оружия и боеприпасов, средствах и методах подготовки, видах деятельности и конспиративных мерах при осуществлении террористических актов данными группами.

         2. Проведение широкомасштабных войсковых и специальных операций, направленных на уничтожение живой силы и техники, освобождение заложников, захваченных районов, кварталов, зданий, лишение опорных баз, захват и уничтожение руководителей террористов и т.д.

         3. Ликвидация последних очагов сопротивления, изъятие оружия и боеприпасов, поиск скрывающихся членов этих преступных организаций.

         Наиболее важную информацию спецслужбы добывали с использованием агентуры из числа членов экстремистских партий и организаций, работавших на БФФ/ЛФФ (земельные подразделения ведомства по охране конституции). Задача оперативных сотрудников заключалась в том, чтобы своевременно вскрыть процессы трансформации (взглядов, сознания) отдельных членов таких структур и склонить их к тому, чтобы они не покидали свои организации, однако впредь информировали компетентные государственные органы о конкретных планах и замыслах, нацеленных против конституции и государства.

         К числу конспиративных методов, наряду с использованием агентуры, в борьбе с терроризмом следует отнести:

- наружное наблюдение, с помощью которого подозреваемый находился под контролем круглосуточно, для фиксации его связей, сообщников, каналов получения финансовых средств и т.д.;

- контроль почтовых отправлений и каналов связи, который ограничивался тремя месяцами и санкционировался министром внутренних дел ФРГ или земли ФРГ с возможным продлением, но с информацией соответствующего парламентского комитета;

- скрытая съёмка и фотографирование, позволявшие документировать оперативные материалы и действия экстремистов; использование технических закладок, недопустимых в принципе по ст.13 Конституции ФРГ, однако возможных, когда речь идёт об устранении угрозы жизни и здоровью; 

- вспомогательные средства, необходимые для зашифровки действий спецслужб (паспорта, сменные номера машин и т.д.).

         В середине 80-х годов коренным образом изменился подход государства к решению проблем терроризма. Наряду со старыми силовыми методами борьбы по линии спецслужб появлялось также и стремление политиков, сотрудников спецслужб найти политическое решение проблемы ("мирные инициативы"). Это было обусловлено тем, что силовые ведомства не всегда, по их мнению, успешно справлялись с решением возложенных на них задач по борьбе с терроризмом, и был востребован новый подход к решению этой глобальной проблемы.

         К таким "инициативам" следует отнести следующие акции:

         1. Акция Боден-Бенц, начало которой было положено в середине 80-х годов, когда Бенц - сотрудник БКА (федерального ведомства уголовной полиции) вступил в контакт с террористами и выступал в качестве посредника между ними и государством. Деятельность Бенца показала, что, не отрицая эффективности деятельности спецслужб в этом направлении, обоюдное стремление сторон к разрешению конфликта и авторитет власти могут примирить террористов с государством.

         2. Инициатива Циммермана (министр внутренних дел ФРГ с 1983 по 1991 г.) заключалась в том, что террористы должны были по собственной инициативе искать выходы на правоохранительные органы с тем, чтобы договориться с властями об условиях прекращения ими террористической деятельности. Однако столкнувшись с сопротивлением и давлением со стороны ведомства федерального канцлера ФРГ эта инициатива конкретных положительных результатов не дала.

         3. План К.Кинкеля 1992 г. (в то время федерального министра юстиции), направленный на снижение угрозы терроризма и, в конечном счёте, на ликвидацию проблемы левого терроризма как таковой. Согласно нему государство должно было сделать конкретные шаги на пути деэскалации борьбы с террористами и осуществить: амнистию заключённых террористов; пересмотр некоторых законов; сокращение или переориентацию специальных служб.

         Судьба инициативы Кинкеля, натолкнувшейся на ожесточённое сопротивление как в официальном Бонне, так и в федеральных землях, получившей поддержку и понимание лишь в рядах СвДП, печальна. С переходом Кинкеля в министерство иностранных дел его программа потеряла какую-либо привлекательность. Власти не проявили последовательности, в диалоге возникла пауза и террористы не замедлили с новыми террористическими актами.

         4. Инициатива представителей германской общественности. В начале 1993 г. представитель центрального совета евреев И.Бубис обратился к канцлеру Колю, предлагая свои услуги в посредничестве между государством и террористами, внося тем самым вклад в дело прекращения череды насилия и террора. Такие же услуги предлагал шеф концерна Даймлер-Бенц Э.Ройтер. Оба от канцлера получили категорический отказ.

         Подводя итог указанным инициативам, можно согласиться с тем, что к началу 90-х годов в ФРГ сложилась объективная ситуация, ставившая под вопрос смысл дальнейшего существования РАФ как террористической организации. Стремление широких кругов общественности и политиков ускорить разрешение конфликта мирными политическими средствами встретило понимание в рядах террористов, некоторые из них пошли на сотрудничество с властями. Наибольшую выгоду от политического диалога получили бывшие террористы, находившиеся в заключении. В обмен на отречение от терроризма как метода достижения политических целей государство пересмотрело дела многих заключённых в их пользу. Вместе с этим специалисты БФФ были убеждены, что переезд рафовцев, решивших на время или навсегда отойти от терроризма и избежать какого-либо наказания за совершённые преступления, в ГДР был включён в основ-ную стратегию РАФ, что во многом было обусловлено отработанностью механизма перехода и надёжностью убежища.

         Покушения террористов на генерального прокурора ФРГ Бубакка, банкира Понта, председателя союза немецких промышленников Шлеера (все они были убиты) привели к усилению требований общественности "обеспечить права и порядок".

         Эти акции, которые были большей частью левых террористов осуждены, послужили государственным органам предлогом для усиления и совершенствования государственного аппарата по обеспечению внутренней безопасности. Обострились дискуссии о содержании и границах "свободно-демократического строя". Расширение полицейского и контрразведывательного аппаратов, а также их компетенции и судебных органов усилили опасность антиконституционных перегибов.

         В ФРГ появился лозунг о необходимости охранять конституцию от "Ведомства по охране конституции" (БФФ). Это ведомство в указанный период насчитывало около 1500 сотрудников, а земельные ведомства - примерно по 2000-2500 чел. На управление федерального ведомства по охране конституции работало по дан-ным составителей сборника до 13 000 агентов.

         История борьбы западногерманского государства и спецслужб этой страны с террористическими, неонацистскими и иными антиконституционными движениями полна различного рода взлётами и падениями. Суммируя имеющиеся материалы по рассматриваемой проблеме, можно сделать следующие выводы:

         1. Спецслужбами Западной Германии в основном был создан действенный и качественно подготовленный аппарат сотрудников и агентура, которые могли решить поставленные перед ними задачи по нейтрализации этого явления.

         2. Поддержка со стороны законодателя в виде принятия соответствующих более жёстких и взвешенных законов по усилению ответственности за указанные действия и преступления, большое внимание к обеспечению разведки и контрразведки всем необходимым для такого рода деятельности, а также к вспомогательным силовым средствам в лице полиции и пограничной службы страны, оснащение спецслужб ФРГ современными техническими средствами во многом, по мнению автора, способствовали изменению ситуации в стране, когда обстановка из кризисной с существованием практически неуправляемого чрезвычайного положения благодаря предпринятым мерам, не в последнюю очередь агентурно-оперативным, была в основном нормализована.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации